М. В. Салтыкова
ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К РОДНОМУ ЯЗЫКУ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
В статье анализируется необходимость формирования ценностного отношения к родному языку в условиях модернизации российского образовательного пространства в условиях Болонского процесса. Изложена теория языковой личности, представлена смена парадигмы коммуникационного акта, обоснована опасность денационализации и необходимость культурной и национальной самоидентификации в современных условиях распространения идей глобализма. Ключевые слова: образование в сфере культуры, культурный и политический контекст; «Болонский процесс»; ценности, концепты; тезаурус; языковая личность; национальная самоидентификация; стратегии в обучении.
The questions of understanding own culture through values, lingual treasury and concepts are considered in this article. The essence of the analysis of values in lingual training, capable to become a conceptual basis of transition to a new education paradigm is stated. Keywords: liberal education, discourse and communication in their social, political and cultural contexts; the Bolonsky process; an analysis of values in social interaction; treasury; concepts; cognitive mapping and national identity; cognition Russia concepts in language and culture.
В современных условиях модернизации российского общества подверглась деформации вся система национального образования, а также ценностные ориентации личности. В гражданском обществе России нет общепризнанного идеала, а его духовно-нравственные ориентиры оттеснены на второй план приоритетами рыночной экономики. Присоединение к Болонскому процессу неоднозначно оценивается российским педагогическим сообществом. Болонская декларация была подписана 29 европейскими государствами в 1999 году с целью создания единого образовательного пространства. Россия вошла в Болонский процесс в 2003 году, и можно констатировать, что введение тестов (несвойственная нашей педагогике формализованная оценка знаний), грантов (внедрение рыночных отношений и конкуренции в образовательные учреждения), система ЕГЭ, компетентностный подход вместо отработки ЗУНов, лицензирование, аттестация и аккредитация учебных заведений, многоуровневая система подготовки кадров и т.д., на наш взгляд, пока не принесли ощутимого положительного результата.
Поэтому существующее противоречие между необходимостью поиска гуманистических путей воспитания ценностного отношения к родному языку учащихся и недостаточной теоретической и практической разработанностью данной проблемы не теряет своей актуальности и предопределяет разработку оптимальных педагогических моделей формирования языковой личности антропоцентрической направленности.
Воспитывая ценностное отношение к родному языку на основе этнофунк-ционального подхода, оптимизирующего процесс онтогенеза в соответствии с филогенезом, мы формируем национальное самосознание личности, ее самоидентификацию в условиях социально-культурной деятельности учащихся. Именно ценностная парадигма в обучении родному языку (совокупность знания лексико-грамматических норм, выражаемых в культуре родной речи, богатый лексикон, тезаурус, насыщенный духовными концептами) определяет процесс формирования языковой личности в целом. Структура понятия «языковой личности» по Ю. Н. Караулову (2, с. 89) состоит из трех иерархических уровней: тезауруса (когнитивный уровень), лексикона (вербально-семантический) и прагматикона (мотивацион-
но-прагматический). Тезаурус, состоящий из концептов, формирует ядро личности: род-Родина, отчество-Отечество, честь, достоинство, долг, любовь, семья и др. Собственно языковая личность начинается именно с этого уровня. Если не сформирован языковой тезаурус, то возникает вакуум бездуховности. Зачастую подростки, да и взрослые люди, не имеющие национальных нравственных ориентиров, подвержены влиянию различных сект и асоциальных группировок. Таким образом, отражением ценностного представления о родном языке, родной культуре, истории и т.д. становится актуализированное национальное самосознание, или национальная самоидентификация, подрастающего поколения.
Эффективность воспитания ценностного отношения учащихся к родному языку во многом зависит от социально-культурных технологий, которые используются в образовательной сфере, внешкольном пространстве. Социально-культурная деятельность как проявление самодеятельной творческой активности учащихся в освоении языка представляет собой процесс рефлексии по осознанию себя творцом и хранителем родного языка и развивается в обучающих и внешкольных сферах образовательных учреждений, реализуется в инициации культуротворческих инициатив, тесно связана с воспитанием познавательного интереса и любви к родному языку на основе развития творческих способностей личности, которая подразумевает бережное отношение к национальным традициям, заботу о сохранении родного языка и культуры.
Известно, что всякая целенаправленная активная деятельность должна иметь внутреннюю мотивацию. Мотивация — исток активности личности — находит свое выражение в побуждении человека к действию, в мобилизации его внутренней энергии, в направленности его действий и поступков. Когда говорят о мотивации, акцент делается не на том, КАК человек действует, а на том, ВО ИМЯ чего он осуществляет свою деятельность, в нашем случае — языковую. Принцип активной личной вовлеченности каждого в учебный процесс нельзя путать с простым повышением активности учеников на занятиях. Принцип мотивированности в изучении родного языка основан на осознании того, что русский язык — это не только предмет изучения, но и ГОРДОСТИ, то есть особого эмоционального отношения. Приоритетной задачей обучения родному языку становится задача формирования у школьников убеждения, что они не только учатся грамотно писать и говорить на родном языке, но они сами являются НОСИТЕЛЯМИ и ТВОРЦАМИ ЯЗЫКА, родного, самобытного, живого, естественного, могучего, правдивого и свободного. Формируя русское национальное самосознание при обучении языку, необходимо изучать не только формы языка, его структуру, правила и исключения, но и дух языка, его содержание, концепты, прецедентные тексты, национальные идеи. Об этом «глубоком» изучении языка, говорили все русские просветители, воспитатели, педагоги, писатели (см.: 1, с. 135).
На основе теоретического анализа литературы, мы разработали этнофункцио-нальную модель воспитания ценностного отношения к родному языку, состоящую из 4 блоков: тезауруса, лексикона, прагматикона и социально-культурной рефлексии, обосновали и внедрили комплексную педагогическую программу «Грамотное поколение» в деятельность образовательных учреждений Подмосковья.
Опытно-экспериментальная работа проходила с 2005 по 2010 год на базе МОУ СОШ Подмосковья. Исследование проводилось в три этапа: констатирующий, формирующий и обобщающий. Результаты констатирующего этапа показали невысокий уровень аксиологической парадигмы языковых личностей учащихся, что обусловлено в значительной степени неэффективностью традиционного подхода к воспитанию ценностного отношения к родному языку. Было выявлено, что около
70% учащихся имеют низкий ценностный уровень; около 30% — средний уровень; учащихся, имеющий высокий уровень, выявлено не было.
В ходе формирующего этапа опытно-экспериментальной работы проводилась проверка эффективности этнофункциональной модели воспитания ценностного отношения к родному языку при реализации педагогических условий в процессе реализации социально-культурных проектов.
С целью подтверждения выдвинутой гипотезы исследования в ходе обобщающего этапа опытно-экспериментальной работы был проведен итоговый срез для установления уровня ценностного отношения к родному языку. Результаты показали, что во всех группах повысился оптимальный уровень ценностной оценки отношения к родному языку учащихся.
Таким образом, нами доказано, что педагогические условия актуализации этнокультурной специфики языкового концепта, детерминированного высшими духовными ценностями и имеющего языковое выражение как единицы коллективного сознания народа; развития социально-культурной рефлексии в процессе формирования языковой личности учащихся на когнитивном, вербально-семантическом и мотивационно-прагматическом уровнях с целью самопознания и самовыражения; интеграции социально-культурной деятельности учащихся в обучающий и внешкольный воспитательные процессы образовательного учреждения; объединения языкового образования и речевого развития учащихся на основе активной коммуникации с опорой на фоновые знания и языковое чутье и вкус стали основой инте-риоризации духовных ценностей родного языка, при которой учащиеся стали осознавать себя творцами и хранителями родного языка.
Функционирование модели воспитания ценностного отношения к родному языку в условиях социально-культурных проектов на основе изучения языка, культуры, истории, традиций и т.д. подтвердило положение о необходимости создания культуротворческой среды, которая бы инициировала самодеятельную активность учащихся в реализации творческих инициатив; организации досугового общения и развитии межкультурной коммуникации учащихся; расширения межкультурных связей движения Клубов исторической реконструкции, способствующих самоидентификации учащихся.
Многоаспектность проблемы воспитания ценностного отношения к родному языку в условиях социально-культурной деятельности учащихся подтвердило основные положения, что:
— формирование ценностного взгляда на язык связано с воспитанием познавательного интереса и любви к языку и происходит на основе развития творческих способностей личности, что позволяет носителям языка в дальнейшем бережно относиться к национальным традициям, заботиться о сохранении культуры языка, а также соблюдать культуру речи;
— воспитание ценностного отношения к родному языку учащихся формируется на основе процесса интериоризации языковых концептов, определяющих духовные ценности этноса, включающих понятийные, образные, поведенческие и культурные измерения; языковые концепты в виде концептуальной памяти, закрепленной в тезаурусе языковой личности, обеспечивают стабильность и преемственность духовной культуры этноса, а также устойчивое формирование языковой картины мира;
— в основу формирования тезауруса языковой личности учащегося положен этнофункциональный подход, обеспечивающий органичность и последовательность прохождения стадий онтогенеза на основе культурно-исторического филогенеза этноса;
— этнофункциональный подход к формированию языковой личности способ-
ствует более эффективному усвоению духовных ценностей и развитию иерархических уровней, среди которых вербально-семантический уровень (лексикон), элементами которого являются слова, грамматические, семантико-синтаксические структуры, модели словосочетаний и предложений, это уровень обыденного языка; тезаурусный уровень, отражающий картину мира, иерархию смыслов и духовных ценностей людей, говорящих на одном языке, определяемом национально-культурными традициями, это ядро языковой личности; мотивационно-прагматический уровень (прагматика), включающий устойчивые коммуникативные потребности и способности, порождаемые целями и мотивами, это речевая компетенция языковой личности;
— социально-культурная деятельность как проявление самодеятельной творческой активности учащихся в освоении языка представляет процесс рефлексии по осознанию себя творцом и хранителем родного языка. Социально-культурная деятельность развивается в обучающих и внешкольных сферах образовательных учреждений и реализуется в инициации культуротворческих инициатив и тесно связана с воспитанием познавательного интереса и любви к родному языку на основе развития творческих способностей личности, что позволяет носителям языка в дальнейшем бережно относиться к национальным традициям, заботиться о сохранении родного языка и культуры;
— методика воспитания ценностного отношения к родному языку на основе эт-нофункционального подхода базируется на единстве четырех составляющих: тезауруса, лексикона, прагматикона и социально-культурной рефлексии. Методика предполагает целостность, обеспечения единства структурных (цель, содержание процесса, результат) и функциональных компонентов (принципы, этапы, педагогическое содействие, критерии, уровни сформированности ценностного отношения к родному языку), ориентирована на моделирование социально-культурных проектов, направленных на приобщение учащихся к культуре своего отечества посредством изучения фольклора, стилистики жанрового многообразия форм устного народного творчества, совершенствования исполнительских навыков и формирования устойчивого интереса к истории народной культуры на основе личностного интереса и самодеятельной активности.
В рамках культуротворческой деятельности социально-культурных проектов реализуются многоаспектные функции воспитания, образования, просвещения; творческие функции духовного производства, инновации, индивидуального и группового творческого труда; коммуникативные функции досугового общения и рекреации в процессе языковой и творческой деятельности участников.
Определяя значение изучения родного языка, К. Д. Ушинский писал: «Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, но пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного языка» (3, с. 558). Поэтому, спустя годы, мы вновь подтверждаем педагогическую истину великого ученого, создателя отечественной методики образования, что высшая цель воспитания — это духовно-нравственное становление личности учащихся, проявляющееся в совершенстве родной речи и внутренней гармонии души.
Примечания
1. Гумбольдт В. О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества (1830-1835) / В. Гумбольдт // Избранные труды по языкознанию. - М., 1984.
2. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность / Ю. Н. Караулов. - М.,1987.
3. Ушинский К. Д. Собр. соч. / К. Д. Ушинский; АПН РСФСР. - М., 1949. - Т. 2.