Научная статья на тему 'Формирование ценностного отношения к родному языку в процессе социально-культурной деятельности учащихся'

Формирование ценностного отношения к родному языку в процессе социально-культурной деятельности учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
496
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ / LIBERAL EDUCATION / DISCOURSE AND COMMUNICATION IN THEIR SOCIAL / КУЛЬТУРНЫЙ И ПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ / POLITICAL AND CULTURAL CONTEXTS / BOLONSKY PROCESS / AN ANALYSIS OF VALUES IN SOCIAL INTERACTION / TREASURY / КОНЦЕПТЫ / CONCEPTS / COGNITIVE / "БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС" / ЦЕННОСТИ / ТЕЗАУРУС / ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ / СТРАТЕГИИ В ОБУЧЕНИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Салтыкова Марина Викторовна

В статье анализируется необходимость формирования ценностного отношения к родному языку в условиях модернизации российского образовательного пространства в условиях Болонского процесса. Изложена теория языковой личности, представлена смена парадигмы коммуникационного акта, обоснована опасность денационализации и необходимость культурной и национальной самоидентификации в современных условиях распространения идей глобализма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The questions of understanding own culture through values, lingual treasury and concepts are considered in this article. The essence of the analysis of values in lingual training, capable to become a conceptual basis of transition to a new education paradigm is stated

Текст научной работы на тему «Формирование ценностного отношения к родному языку в процессе социально-культурной деятельности учащихся»

М. В. Салтыкова

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К РОДНОМУ ЯЗЫКУ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

В статье анализируется необходимость формирования ценностного отношения к родному языку в условиях модернизации российского образовательного пространства в условиях Болонского процесса. Изложена теория языковой личности, представлена смена парадигмы коммуникационного акта, обоснована опасность денационализации и необходимость культурной и национальной самоидентификации в современных условиях распространения идей глобализма. Ключевые слова: образование в сфере культуры, культурный и политический контекст; «Болонский процесс»; ценности, концепты; тезаурус; языковая личность; национальная самоидентификация; стратегии в обучении.

The questions of understanding own culture through values, lingual treasury and concepts are considered in this article. The essence of the analysis of values in lingual training, capable to become a conceptual basis of transition to a new education paradigm is stated. Keywords: liberal education, discourse and communication in their social, political and cultural contexts; the Bolonsky process; an analysis of values in social interaction; treasury; concepts; cognitive mapping and national identity; cognition Russia concepts in language and culture.

В современных условиях модернизации российского общества подверглась деформации вся система национального образования, а также ценностные ориентации личности. В гражданском обществе России нет общепризнанного идеала, а его духовно-нравственные ориентиры оттеснены на второй план приоритетами рыночной экономики. Присоединение к Болонскому процессу неоднозначно оценивается российским педагогическим сообществом. Болонская декларация была подписана 29 европейскими государствами в 1999 году с целью создания единого образовательного пространства. Россия вошла в Болонский процесс в 2003 году, и можно констатировать, что введение тестов (несвойственная нашей педагогике формализованная оценка знаний), грантов (внедрение рыночных отношений и конкуренции в образовательные учреждения), система ЕГЭ, компетентностный подход вместо отработки ЗУНов, лицензирование, аттестация и аккредитация учебных заведений, многоуровневая система подготовки кадров и т.д., на наш взгляд, пока не принесли ощутимого положительного результата.

Поэтому существующее противоречие между необходимостью поиска гуманистических путей воспитания ценностного отношения к родному языку учащихся и недостаточной теоретической и практической разработанностью данной проблемы не теряет своей актуальности и предопределяет разработку оптимальных педагогических моделей формирования языковой личности антропоцентрической направленности.

Воспитывая ценностное отношение к родному языку на основе этнофунк-ционального подхода, оптимизирующего процесс онтогенеза в соответствии с филогенезом, мы формируем национальное самосознание личности, ее самоидентификацию в условиях социально-культурной деятельности учащихся. Именно ценностная парадигма в обучении родному языку (совокупность знания лексико-грамматических норм, выражаемых в культуре родной речи, богатый лексикон, тезаурус, насыщенный духовными концептами) определяет процесс формирования языковой личности в целом. Структура понятия «языковой личности» по Ю. Н. Караулову (2, с. 89) состоит из трех иерархических уровней: тезауруса (когнитивный уровень), лексикона (вербально-семантический) и прагматикона (мотивацион-

но-прагматический). Тезаурус, состоящий из концептов, формирует ядро личности: род-Родина, отчество-Отечество, честь, достоинство, долг, любовь, семья и др. Собственно языковая личность начинается именно с этого уровня. Если не сформирован языковой тезаурус, то возникает вакуум бездуховности. Зачастую подростки, да и взрослые люди, не имеющие национальных нравственных ориентиров, подвержены влиянию различных сект и асоциальных группировок. Таким образом, отражением ценностного представления о родном языке, родной культуре, истории и т.д. становится актуализированное национальное самосознание, или национальная самоидентификация, подрастающего поколения.

Эффективность воспитания ценностного отношения учащихся к родному языку во многом зависит от социально-культурных технологий, которые используются в образовательной сфере, внешкольном пространстве. Социально-культурная деятельность как проявление самодеятельной творческой активности учащихся в освоении языка представляет собой процесс рефлексии по осознанию себя творцом и хранителем родного языка и развивается в обучающих и внешкольных сферах образовательных учреждений, реализуется в инициации культуротворческих инициатив, тесно связана с воспитанием познавательного интереса и любви к родному языку на основе развития творческих способностей личности, которая подразумевает бережное отношение к национальным традициям, заботу о сохранении родного языка и культуры.

Известно, что всякая целенаправленная активная деятельность должна иметь внутреннюю мотивацию. Мотивация — исток активности личности — находит свое выражение в побуждении человека к действию, в мобилизации его внутренней энергии, в направленности его действий и поступков. Когда говорят о мотивации, акцент делается не на том, КАК человек действует, а на том, ВО ИМЯ чего он осуществляет свою деятельность, в нашем случае — языковую. Принцип активной личной вовлеченности каждого в учебный процесс нельзя путать с простым повышением активности учеников на занятиях. Принцип мотивированности в изучении родного языка основан на осознании того, что русский язык — это не только предмет изучения, но и ГОРДОСТИ, то есть особого эмоционального отношения. Приоритетной задачей обучения родному языку становится задача формирования у школьников убеждения, что они не только учатся грамотно писать и говорить на родном языке, но они сами являются НОСИТЕЛЯМИ и ТВОРЦАМИ ЯЗЫКА, родного, самобытного, живого, естественного, могучего, правдивого и свободного. Формируя русское национальное самосознание при обучении языку, необходимо изучать не только формы языка, его структуру, правила и исключения, но и дух языка, его содержание, концепты, прецедентные тексты, национальные идеи. Об этом «глубоком» изучении языка, говорили все русские просветители, воспитатели, педагоги, писатели (см.: 1, с. 135).

На основе теоретического анализа литературы, мы разработали этнофункцио-нальную модель воспитания ценностного отношения к родному языку, состоящую из 4 блоков: тезауруса, лексикона, прагматикона и социально-культурной рефлексии, обосновали и внедрили комплексную педагогическую программу «Грамотное поколение» в деятельность образовательных учреждений Подмосковья.

Опытно-экспериментальная работа проходила с 2005 по 2010 год на базе МОУ СОШ Подмосковья. Исследование проводилось в три этапа: констатирующий, формирующий и обобщающий. Результаты констатирующего этапа показали невысокий уровень аксиологической парадигмы языковых личностей учащихся, что обусловлено в значительной степени неэффективностью традиционного подхода к воспитанию ценностного отношения к родному языку. Было выявлено, что около

70% учащихся имеют низкий ценностный уровень; около 30% — средний уровень; учащихся, имеющий высокий уровень, выявлено не было.

В ходе формирующего этапа опытно-экспериментальной работы проводилась проверка эффективности этнофункциональной модели воспитания ценностного отношения к родному языку при реализации педагогических условий в процессе реализации социально-культурных проектов.

С целью подтверждения выдвинутой гипотезы исследования в ходе обобщающего этапа опытно-экспериментальной работы был проведен итоговый срез для установления уровня ценностного отношения к родному языку. Результаты показали, что во всех группах повысился оптимальный уровень ценностной оценки отношения к родному языку учащихся.

Таким образом, нами доказано, что педагогические условия актуализации этнокультурной специфики языкового концепта, детерминированного высшими духовными ценностями и имеющего языковое выражение как единицы коллективного сознания народа; развития социально-культурной рефлексии в процессе формирования языковой личности учащихся на когнитивном, вербально-семантическом и мотивационно-прагматическом уровнях с целью самопознания и самовыражения; интеграции социально-культурной деятельности учащихся в обучающий и внешкольный воспитательные процессы образовательного учреждения; объединения языкового образования и речевого развития учащихся на основе активной коммуникации с опорой на фоновые знания и языковое чутье и вкус стали основой инте-риоризации духовных ценностей родного языка, при которой учащиеся стали осознавать себя творцами и хранителями родного языка.

Функционирование модели воспитания ценностного отношения к родному языку в условиях социально-культурных проектов на основе изучения языка, культуры, истории, традиций и т.д. подтвердило положение о необходимости создания культуротворческой среды, которая бы инициировала самодеятельную активность учащихся в реализации творческих инициатив; организации досугового общения и развитии межкультурной коммуникации учащихся; расширения межкультурных связей движения Клубов исторической реконструкции, способствующих самоидентификации учащихся.

Многоаспектность проблемы воспитания ценностного отношения к родному языку в условиях социально-культурной деятельности учащихся подтвердило основные положения, что:

— формирование ценностного взгляда на язык связано с воспитанием познавательного интереса и любви к языку и происходит на основе развития творческих способностей личности, что позволяет носителям языка в дальнейшем бережно относиться к национальным традициям, заботиться о сохранении культуры языка, а также соблюдать культуру речи;

— воспитание ценностного отношения к родному языку учащихся формируется на основе процесса интериоризации языковых концептов, определяющих духовные ценности этноса, включающих понятийные, образные, поведенческие и культурные измерения; языковые концепты в виде концептуальной памяти, закрепленной в тезаурусе языковой личности, обеспечивают стабильность и преемственность духовной культуры этноса, а также устойчивое формирование языковой картины мира;

— в основу формирования тезауруса языковой личности учащегося положен этнофункциональный подход, обеспечивающий органичность и последовательность прохождения стадий онтогенеза на основе культурно-исторического филогенеза этноса;

— этнофункциональный подход к формированию языковой личности способ-

ствует более эффективному усвоению духовных ценностей и развитию иерархических уровней, среди которых вербально-семантический уровень (лексикон), элементами которого являются слова, грамматические, семантико-синтаксические структуры, модели словосочетаний и предложений, это уровень обыденного языка; тезаурусный уровень, отражающий картину мира, иерархию смыслов и духовных ценностей людей, говорящих на одном языке, определяемом национально-культурными традициями, это ядро языковой личности; мотивационно-прагматический уровень (прагматика), включающий устойчивые коммуникативные потребности и способности, порождаемые целями и мотивами, это речевая компетенция языковой личности;

— социально-культурная деятельность как проявление самодеятельной творческой активности учащихся в освоении языка представляет процесс рефлексии по осознанию себя творцом и хранителем родного языка. Социально-культурная деятельность развивается в обучающих и внешкольных сферах образовательных учреждений и реализуется в инициации культуротворческих инициатив и тесно связана с воспитанием познавательного интереса и любви к родному языку на основе развития творческих способностей личности, что позволяет носителям языка в дальнейшем бережно относиться к национальным традициям, заботиться о сохранении родного языка и культуры;

— методика воспитания ценностного отношения к родному языку на основе эт-нофункционального подхода базируется на единстве четырех составляющих: тезауруса, лексикона, прагматикона и социально-культурной рефлексии. Методика предполагает целостность, обеспечения единства структурных (цель, содержание процесса, результат) и функциональных компонентов (принципы, этапы, педагогическое содействие, критерии, уровни сформированности ценностного отношения к родному языку), ориентирована на моделирование социально-культурных проектов, направленных на приобщение учащихся к культуре своего отечества посредством изучения фольклора, стилистики жанрового многообразия форм устного народного творчества, совершенствования исполнительских навыков и формирования устойчивого интереса к истории народной культуры на основе личностного интереса и самодеятельной активности.

В рамках культуротворческой деятельности социально-культурных проектов реализуются многоаспектные функции воспитания, образования, просвещения; творческие функции духовного производства, инновации, индивидуального и группового творческого труда; коммуникативные функции досугового общения и рекреации в процессе языковой и творческой деятельности участников.

Определяя значение изучения родного языка, К. Д. Ушинский писал: «Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, но пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного языка» (3, с. 558). Поэтому, спустя годы, мы вновь подтверждаем педагогическую истину великого ученого, создателя отечественной методики образования, что высшая цель воспитания — это духовно-нравственное становление личности учащихся, проявляющееся в совершенстве родной речи и внутренней гармонии души.

Примечания

1. Гумбольдт В. О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества (1830-1835) / В. Гумбольдт // Избранные труды по языкознанию. - М., 1984.

2. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность / Ю. Н. Караулов. - М.,1987.

3. Ушинский К. Д. Собр. соч. / К. Д. Ушинский; АПН РСФСР. - М., 1949. - Т. 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.