Примечания
1. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса / М. М. Бахтин. - М., 1965.
2. Жарков А. Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности / А. Д. Жарков. - М: Изд-во МГУК, 2007. - 600 с.
3. Маркс К. Соч. / К. Маркс, Ф. Энгельс. - Т. 1.
М. Р. Ермохина
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ РОДОВЫХ МЕТОДОВ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАЗДНИКА
В статье рассматриваются педагогическое воздействие родовых методов культурно-досуговой деятельности на подростков в условиях подготовки и проведения государственного праздника, эффективность педагогического воздействия родовых методов культурно-досуговой деятельности в учреждениях культуры. Ключевые слова: социально-культурная деятельность, родовые методы, культурно-досуговая деятельность, учреждения культуры, подростки, государственный праздник, театрализация, иллюстрирование, игра.
In article pedagogical influence of patrimonial methods cultural activity on teenagers in the conditions of preparation and carrying out of the state holiday is considered, efficiency of pedagogical influence of patrimonial methods cultural activity in culture establishments. Keywords: socio-cultural activity, patrimonial methods, culture establishments, teenagers, the state holiday, staging, illustration, game.
Деятельность учреждений культуры имеет свою специфику в подготовке и проведении государственного праздника.
Диагностика наиболее характерных практических проблем, встретившихся в процессе исследования педагогического воздействия родовых методов культурно-досуговой деятельности, анализ содержащегося в теории культурно-досуговой деятельности материала позволил вычленить основные родовые методы культур-но-досуговых программ.
Культурно-досуговую программу автор рассматривает как процесс синтезирования всех средств педагогического воздействия на основе преодоления противоречий и конфликтов в ходе подготовки и проведения государственного праздника. Родовые методы культурно-досуговой деятельности это: иллюстрирование, театрализация в режиссуре и монтаж в драматургии.
Выбор педагогических средств воздействия в праздничной программе и ее содержания осуществляется в зависимости от родового метода и исходя из педагогической цели. Анализ показывает, что наиболее часто используются в программах такие педагогические средства, как образное слово, музыка; театральное и хореографическое искусство; пантомимическое искусство; кинодокументы; художественно-изобразительный материал; звук, свет, проекция.
Все указанные педагогические средства эмоционально воздействуют на подростков, обогащают восприятие происходящих на сцене событий, передают чувства действующих лиц и, самое главное, создают условия для участия подростков в подготовке и проведения сценического действия. Благодаря этому каждый присутствующий подросток из зрителя-созерцателя, воспринимающего материал, превращается в непосредственного участника в предлагаемых обстоятельствах
праздника. Сюжет здесь является важным компонентом в многочисленных вариантах педагогического воздействия, ибо он несет в себе содержательную составляющую. На основе анализа 36 проведенных праздничных программ автор статьи многократно убеждался в том, что реализация содержания на основе родовых методов связана с умением режиссера-сценариста создать необходимое для активного действия подростка пространство, или иначе — культурно-эмоциональную среду, воздействующую на него и превращающую его из объекта в субъект.
Родовые методы культурно-досуговой деятельности отражают характер взаимодействия педагогических выразительных средств, которые в каждом случае имеют свои специфические функции, что обусловливает различные способы их применения. Здесь синтез всех средств смыслового и эмоционального воздействия является мощным педагогическим инструментом во влиянии на психологию подростка в условиях праздника.
В период подготовки и проведения государственного праздника подросток в учреждении культуры живет и бытует в самой массе сверстников и людей старшего возраста, которые обеспечивают им полную независимость, возможность свободного общения с исполнителями, проявление инициативы, исполнительства и т.д.
Здесь действие выступает как связующее звено между подростком и другими окружающими людьми. Поэтому при определении педагогического воздействия родовых методов культурно-досуговой деятельности были проведены следующие акции:
— расчленялись методы на отдельные с целью оценить педагогическое влияние каждого;
— выяснялась та комбинация сил, которая определяет содержание, мотивацию и форму реализации родового метода;
— вырабатывались соответствующие действия, необходимые для объединения родовых методов культурно-досуговой деятельности в целях комплексного педагогического воздействия на подростковую аудиторию;
— оценивалось состояние элементов действия, имеется в виду направленность взаимодействия: «подросток — действие — общество»;
— собирались сведения об отношении подростков к действиям как специалистов учреждений культуры, так и других взрослых, способных оказывать влияние на характер действия;
— и, наконец, надо было научиться выявлять родовые методы культурно-до-суговой деятельности, предшествующие данному, для того чтобы понять динамику развития педагогического воздействия.
Автор согласен, что отдельное не существует иначе как в той связи, которая ведет к общему. Общее существует лишь в отдельном, через отдельное. Каждое отдельное есть (так или иначе) общее. Эту взаимосвязь мы в полной мере перенесли и на характеристику педагогического воздействия родовых методов культур-но-досуговой деятельности на подростков в условиях подготовки и проведения государственного праздника.
Содержательное воздействие праздничной программы на подростковую аудиторию не однозначно. С одной стороны, педагогическое воздействие способно повысить уровень сознания, успокоить сознательную реакцию аудитории, а с другой — носит ярко выраженный стимулирующий характер, пробуждает и обостряет сознательную реакцию аудитории, углубляет смысл государственного праздника. Вот почему нельзя, например, добиться глубоких психологических и чувственных результатов у зрителя только отдельными номерами или фрагментами праздничной программы.
Рассмотрение педагогического воздействия родовых методов культурно-досу-говой деятельности на подростков в условиях государственного праздника позволило выстроить процесс так: цель — сверхзадача художественно-педагогическое воздействия; содержание — «факты жизни» и «факты искусства»; форма осуществления педагогических задач культурно-досуговой программы — ситуация коллективной, совместной самодеятельности; родовые методы использования педагогических средств смыслового и эмоционального воздействия; выразительные художественные средства воздействия.
Отсюда можно заключить, что работа над определением педагогического воздействия на подростков в период подготовки и проведения государственных праздников замысла постановки праздничной программы представляет собой моделирование коллективной ситуации с помощью родовых методов культурно-досуговой деятельности и осуществляется с помощью целенаправленного использования всех средств смыслового и эмоционального воздействия.
В процессе экспериментальной работы исследовались период создания, способ создания и анализ праздничной программы, что позволило выделить эти этапы как сопоставимые. Здесь отражен состав всех исследуемых системообразующих элементов и их педагогических средств воздействия, несмотря на то, что в ряде случаев нам удавалось вызвать у испытуемых живое участие и субъективную поддержку намечаемой работы. Это желание часто оказывалось неустойчивым и непродолжительным, поэтому воздействие должно быть ярким, насыщенным и запоминающимся у подростков.
При разработке экспериментальных программ учитывалось, что личность подростка тысячами нитей связана с жизнью, имеет притягательное и негативное отношение к различным вещам, наделена поразительной способностью к перевоплощению, но это перевоплощение одновременно есть способность к воплощению своих дум и чувств, своего отношения к окружающему миру. А участие личности подростка в художественном творчестве своей задачей имеет не создание прекрасных, но лишенных действительной почвы идеалов, не уход в царство «чистой красоты», а утверждение эстетической ценности самой жизни, глубокое осмысление окружающей действительности, изображение всего многообразия ее светлых и темных сторон.
Проведенный опрос после экспериментальных праздничных программ для подростков показал, что 54% респондентов приходили в учреждение культуры движимые познавательными мотивами и 26% — мотивами зрелищными. Стремление увидеть новое в содержании программ, посвященным государственным праздникам, испытывали 52,3%, новое по форме — 25,6%, новое по композиции — 18,6%.
После проведения цикла культурно-досуговых программ в экспериментальном Дворце культуры значительно преобладали мотивы: желание не только посмотреть, но и поучаствовать в подготовке и проведении праздничной программы (36,2%), попробовать свои силы в подготовке и проведении праздничной программы методом театрализации (35,3%), методом игры (32,4%), методом иллюстрирования 23,3%, методом монтажа — 14%.
На основе полученных данных можно определить дальнейшие технологические этапы построения различных моделей праздничных программ в учреждениях культуры для подростков с использованием родовых методов культурно-досуго-вой деятельности.
Опрос, проведенный среди участников экспериментальных праздничных программ, которые были подготовлены по комплексной методике, показал, что 58,9% были удовлетворены уровнем проведения, созданием свободной праздничной
атмосферы. Среди участников, неудовлетворенных реализацией режиссерского замысла программы, 11,2% высказали мнение о том, что в них была слабо представлена связь с жизнью, каждый пятый из них указывал на отсутствие живого обмена мнениями, а каждый четвертый — на слабое создание условий для праздничного общения.
Анализ проведенных экспериментальных программ позволил сделать следующие выводы по использованию средств эмоционального воздействия в праздничных программах для подростков.
Эти выводы могут быть изложены следующим образом:
— педагогическое воздействие подразумевает эмоциональное воздействие по отношению к содержанию;
— каждое отобранное педагогическое средство эмоционального воздействия на подростковую аудиторию должно углублять содержание программы, делать каждую рассматриваемую проблему более убедительной, образной, эмоциональной;
— количество применяемых родовых методов, дающих эмоциональное воздействие, необходимо тщательно продумывать. Большая насыщенность программы ими утомляет аудиторию или действенность воздействия уменьшается.
После выбора средств эмоционального воздействия и включения их в замысел, режиссер тщательно изучает содержание каждого эпизода, определяет время его проведения с таким расчетом, чтобы по времени будущая программа длилась не более полутора-двух часов.
Важнейшее место в подготовительный период занимает репетиция каждого эпизода в комплексе. В основном, как свидетельствует опыт, репетиции проводятся раздельно по эпизодам. Но обязательным условием должно быть проведение нескольких репетиций в комплексе. Несоблюдение этого условия приводит к частым срывам если не всей программы, то отдельных частей, что снижает характер педагогического воздействия.
Исследование показывает, что эффективность педагогического воздействия родовых методов культурно-досуговой деятельности во многом зависит от наличия актива из родителей и подростков в учреждениях культуры.
Полученные данные свидетельствуют о тех возможностях, которыми располагают учреждения культуры в создании актива из родителей и подростков в период подготовки и проведения государственных праздников. Среди активистов 69% считают, что ощутили себя коллективом, общностью, 87,2% считают, что их взволновала работа актива при подготовке программы; 76% получили возможность развивать свои творческие способности, а 17,2% — возможность отвлечься от повседневных забот по работе и дому.
Таким образом, полученные данные свидетельствуют, что эффективность педагогического воздействия родовых методов культурно-досуговой деятельности в учреждениях культуры достигается за счет воплощения режиссерского замысла, в котором субъекты и объекты выступают по отношению друг к другу одновременно (или последовательно) в зависимости от ситуации и конкретных условий. Понимание этих процессов является обязательной стороной в деятельности специалистов учреждений культуры, их взаимодействия с учетом потребностей аудитории, ее интересов в соответствии с обстоятельствами и решаемыми в этом взаимодействии задачами.
Педагогическое воздействие родовых методов культурно-досуговой деятельности может осуществляться для обеспечения: развлечения и разрядки индивидуальных и групповых напряжений; рекреации — восполнения психологических сил,
восстановления здоровья и творческого потенциала; компенсации — приобщения к тем личностно значимым социально-культурным ценностям, удовлетворение потребностей в период подготовки и проведения государственного праздника.
Примечания
1. Жарков А. Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности / А. Д. Жарков. - М: Изд-во МГУК, 2007. - 600 с.
М. В. Салтыкова
ВОСПИТАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ УЧАЩИХСЯ К РОДНОМУ ЯЗЫКУ: СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ
В статье анализируется необходимость формирования ценностного отношения к родному языку в условиях модернизации российского образовательного пространства. Изложена теория языковой личности, представлена смена парадигмы коммуникационного акта, обоснована опасность денационализации и необходимость культурной и национальной самоидентификации в современных условиях распространения идей глобализма. Ключевые слова: социально-культурная деятельность, культурный и политический контекст, ценности, концепты, тезаурус, языковая личность, национальная самоидентификация, стратегии в обучении.
The questions of understanding own culture through valúes, lingual treasury and concepts are considered in this article. The essence of the analysis of values in lingual training, capable to become a conceptual basis of transition to a new education paradigm is stated. Keywords: socio-cultural activity, discourse and Communication in their Social, Political and Cultural Contexts; an Analysis of Values in Social Interaction; Understanding Culture through Key Words; Treasury; Concepts; Cognitive Mapping and National Identity; Cognition Russia Concepts in Language and Culture.
Решением Организации Объединенных Наций 21 февраля во всем мире отмечается Международный день родного языка. Данное решение принято не случайно, ибо современный этап культурно-исторического развития общества практически во всех его аспектах воспринимается людьми как глобальный кризис. Как следствие, ценности национальной культуры, как классической, так и народной, вытесняются образами массовой культуры.
Англоязычная монополия в экономических и компьютерных системах, ориентация языкового сознания на субкультуры молодежи и криминалитета, снижение общей культуры нации - все это делает культуру речи проблемой сверхважной для нашего общества, поэтому формирование в обществе взгляда на родной язык как явление духовной культуры, воспитание ценностного отношения к языку как национальному феномену являются одной из приоритетных задач отечественной педагогики.
Практика освоения родного языка свидетельствует, что воспитание ценностного отношения теснейшим образом связано с процессом этнопсихологического развития человека, обуславливающего обязательное повторение последовательности стадий филогенеза в онтогенезе. Поэтому в развитии ребенка можно выделить определенные стадии его отношения к этнокультурной среде (сказочно-мифологическая (до 7 лет); религиозно-мистическая (до 11 лет); технотронно-сциентическая).
Например, если ребенок, родившийся в Подмосковье, был лишен сказочно-таинственных отношений с миром и вместо Бабы-Яги, Снегурочки, Колобка и Ивана-дурака родители с раннего возраста «обеспечили» ему компьютер, технотронные игрушки, Пикемонов, Гарри Поттера и фантазии Дж. Толкиена, то, таким