Научная статья на тему 'Формирование информационной безопасности учащихся как педагогическая цель курса «Методика воспитания и обучения» в образовательных учреждениях МЧС России'

Формирование информационной безопасности учащихся как педагогическая цель курса «Методика воспитания и обучения» в образовательных учреждениях МЧС России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
215
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗМ / GLOBALISM / ВОСПИТАНИЕ / PARENTING / САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / ЯЗЫКОВЫЕ КОНЦЕПТЫ / LANGUAGE CONCEPTS ETHNOFUNCTIONAL APPROACH / ЭТНОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД / ТЕЗАУРУС ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ / ЦЕННОСТИ / ДИСОНТОГЕНЕЗ / DISONTOGENESIS / SELF-IDENTIFICATION / CULTURAL VALUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Салтыкова Марина Викторовна

В современных культурно-исторических условиях важнейшим направлением обучения и воспитания является информационная безопасность молодого поколения, связанная с фактом внедрения инокультурных ценностей и стереотипов поведения. Автор статьи продолжает размышлять об опасности глобализма и необходимости формирования чувства самоидентификации и этнической принадлежности как формы культурной защищенности. Этот процесс можно актуализировать в курсе преподавания гуманитарных дисциплин в вузах на основе этнофункционального подхода, целенаправленно формируя тезаурус языковой личности. Автор статьи анализирует единицы ментальности, концепты, константы культуры, чьи ценностные коннотации показывают различия, существующие между восприятием концепта, оформленного словесно в различных языках. Как следствие, общим механизмом воспитания ценностного отношения к родному языку и культуре должны стать педагогические методики, основанные на проработке этнофункционального дизонтогенеза. Критерием эффективности педагогического процесса является степень проработанности у учащегося этнофункционального дизонтогенеза в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORSTERING OF ETHINICITY SENSE AS FORM OF CULTURAL IMMUNITY BY TEACHING HUMANITARIAN DISCIPLINES IN THE HIGHER EDUCATION

The author continues to reflect on the dangers of globalization and the need for developing a sense of identity and ethnicity as a form of cultural protection. This process can be actualized in the course of teaching the Russian language on the basis ethnofunctional approach. This process can be actualized in the course of Russian language teaching based approach ethnofunctional purposefully creating a thesaurus language person in the course of teaching the humanities in universities. In today's cultural and historical conditions is the most important area of information security of the young generation, connected with the fact of the introduction of alien cultural values and behavior. The author analyzes mentality of unity, concepts, culture constants whose values connotations show differences that exist between the perception of the concept, issued verbally in different languages. As a consequence, the general mechanism of educating valuable relation to native language teaching methods should be based on the elaboration of ethnofunctional dizontogenesis. The test of the educational process is the degree of elaboration of the student ethnofunctional dysontogenesis as a whole.

Текст научной работы на тему «Формирование информационной безопасности учащихся как педагогическая цель курса «Методика воспитания и обучения» в образовательных учреждениях МЧС России»

УДК 37.013

М.В. Салтыкова

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ УЧАЩИХСЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ КУРСА «МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ МЧС РОССИИ

В современных культурно-исторических условиях важнейшим направлением обучения и воспитания является информационная безопасность молодого поколения, связанная с фактом внедрения инокультурных ценностей и стереотипов поведения. Автор статьи продолжает размышлять об опасности глобализма и необходимости формирования чувства самоидентификации и этнической принадлежности как формы культурной защищенности. Этот процесс можно актуализировать в курсе преподавания гуманитарных дисциплин в вузах на основе этнофункционального подхода, целенаправленно формируя тезаурус языковой личности.

Автор статьи анализирует единицы ментальности, концепты, константы культуры, чьи ценностные коннотации показывают различия, существующие между восприятием концепта, оформленного словесно в различных языках. Как следствие, общим механизмом воспитания ценностного отношения к родному языку и культуре должны стать педагогические методики, основанные на проработке этнофункционального дизонтогенеза. Критерием эффективности педагогического процесса является степень проработанности у учащегося этнофункционального дизонтогенеза в целом.

Ключевые слова: глобализм, воспитание, самоидентификация личности, языковые концепты, этнофункциональный подход, тезаурус языковой личности, ценности, дисонтогенез.

M. Saltykova

FORSTERING OF ETHINICITY SENSE AS FORM OF CULTURAL IMMUNITY BY TEACHING HUMANITARIAN DISCIPLINES IN THE HIGHER EDUCATION

The author continues to reflect on the dangers of globalization and the need for developing a sense of identity and ethnicity as a form of cultural protection. This process can be actualized in the course of teaching the Russian language on the basis ethnofunctional approach. This process can be actualized in the course of Russian language teaching based approach ethnofunctional purposefully creating a thesaurus language person in the course of teaching the humanities in universities. In today's cultural and historical conditions is the most important area of information security of the young generation, connected with the fact of the introduction of alien cultural values and behavior.

The author analyzes mentality of unity, concepts, culture constants whose values connotations show differences that exist between the perception of the concept, issued verbally in different languages. As a consequence, the general mechanism of educating valuable relation to native language teaching methods should be based on the elaboration of ethnofunctional dizontogenesis. The test of the educational process is the degree of elaboration of the student ethnofunctional dysontogenesis as a whole.

Keywords: globalism, parenting, self-identification, language concepts ethnofunctional approach, cultural values, disontogenesis.

Современный мир характеризуется постцивилизационной стадией, в которой мировые информационные системы создали глобальную культуру. Уже можно констатировать, что идеи и практика глобализма разрушают культуру, т.к. именно культура хранит и транслирует ценности, концепты, смыслы индивидуального и коллективного бытия.

Этот этап развития профессор Ярошенко Н.Н так характеризует в монографии «История и методология теории социально - культурной деятельности». «Результаты комплексных исследований современной социокультурной среды позволяют сформулировать вывод о возникновении нового образа мира - открытого и сложноорганизованного, непрерывно возникающего и изменяющегося. При этом особенно подчеркивается, что мир изменяется неустойчиво, многовариантно и альтернативно...» [1, С. 303]. Несомненно, что в 20 веке произошла глобальная смена времен, эпохальная смена парадигм, изменение всей системы убеждений, ценностей и образа поведения.

Об этом предупреждали многие философы, говоря о том, что человечество в недалеком будущем будет искать информацию, а не смыслы, т.е. устойчивые ценностные значения. В результате разрушения аксиологической и кумулятивной функции культуры происходит элиминация антропологической составляющей - человека как субъекта и объекта культуры. В кризисные периоды, несомненно, обостряется интерес к проблемам самоидентификации и этнической принадлежности как к форме культурной защищенности.

Несомненно, что развитие общества идет через развитие языка и наоборот. Идея материальной и духовной ценности языка в человеческой цивилизации, и тем более родного языка для его носителей, является созидающей. Воспитание национального достоинства учащихся средствами формирования ценностного отношения к родному языку и родной культуре может и должно стать приоритетной педагогической целью на современном этапе системного кризиса.

С позиций этнофункционального подхода, воспитание - социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для усвоения ценностного общественно-исторического опыта новым поколением в целях подготовки его к общественной жизни и производительному труду.

Впервые понятие «воспитание» стало различаться с «обучением» во второй половине ХУШ века. В 1806 г. слово «воспитание» было включено в словарь Российской академии, но ассоциировалось с понятием «образование». Несколько позднее данный термин стал употребляться самостоятельно. Следует отметить, что и сегодня, например, термин «воспитание» употребляется в различных значениях.

Воспитание - это передача не просто абстрактного культурно-исторического опыта, но, главным образом, - содержания, т.е. ценностей, традиций, концептуальных смыслов бытия конкретной культуры.

Категория «воспитание» - одна из основных в педагогике. Характеризуя объем понятия, выделяют воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом, и воспитание в узком смысле - как целенаправленную деятельность, призванную сформировать систему качеств личности, ценностей, взглядов и убеждений. Воспитание часто трактуется в еще более локальном значении - как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи (например, воспитание определенных черт характера, познавательной активности и т.д.).

Таким образом, воспитание - это целенаправленное созидание личности на основе формирования: 1) определенных отношений к предметам, явлениям окружающего мира на основе

ценностного подхода; 2) мировоззрения; 3) поведения (как проявление отношений и мировоззрения) [2, С.181].

Необходимо отметить, что данный исторический этап развития цивилизации уникален, т.к. информационные технологии, а также компьютеризация впервые в истории человечества позволили нашим детям не нуждаться в процессе обучения и в передаче опыта от предшествующих поколений, например в сфере хай-тек технологий. Нельзя не согласиться с тем фактом, что порой молодежь намного лучше разбирается в технических нововведениях, чем мы.

На что же человечество может опереться в столь сложный период? Ответ очевиден. На культурные национальные ценности, прошедшие через века в виде концептов, являющихся ценностной основой менталитета или мировосприятия, закрепленного в категориях и формах родного языка. « Именно народная ментальность - тот глубокий корень, который залегает в родной почве и держит народ на плаву истории»[3, С.55].

Единицей ментальности является концепт или архетип, первообраз, константа культуры. Ценностная коннотация показывает различия, существующие между восприятием концепта, оформленного словесно в различных языках. Например, В.В. Колесов, проанализировав словарные статьи в различных словарях, пришел к выводу, что СОВЕСТЬ для француза есть (физическое) сознание, (интеллектуальная) сознательность и (духовное) право судить других; для немца это-нравственное сознание хорошего и плохого, добра и зла вообще, для англичанина-внутренние мысли и чувства (тоже сознание, но в личностном аспекте).

Исследователь утверждает, что «в европейской христианской культуре рациональность в проявлениях совести связана с рассудком и обращена на оценку действий-своих (у англичан), чужих (у французов) и абстрактных (у немцев). В русской ментальности СОВЕСТЬ предстает как чувство личной ответственности за свои мысли, слова и деяния-внутренняя потребность дать нравственную оценку, прирожденное чувство справедливости, правды.- чисто духовный концепт, не определяющий характер возможного действия, но связанный с рефлексией о нем».[3, С.55]

Базовые категории русской ментальности осмыслены русскими писателями-классиками, понимающими значение русского языка в формировании и сохранении культурных символов. Таким образом, именно особенности народного менталитета, закрепленные в концептах с помощью аксиологической и этнокультурной коннотации, становятся приоритетным в процессе воспитания и созидания личности в условиях информационного общества 21 века.

«Исследователи подчеркивают, что на смену глобализму универсальной объяснительной схемы приходит плюралистическая методология, представленная взаимодополнительными «мягкими» методиками с гибкой настройкой на культурную стилистику исследуемого объекта» [1, С.319].

На современном этапе системного кризиса желание приобщиться к миру «общечеловеческих ценностей» через заимствования в сфере языка приводит к неутешительным последствиям. На наш взгляд, идеи глобализма о свободе, равенстве, унификации прикрывают геополитические цели информационного, военного и экономического доминирования.

Никакая, даже самая совершенная законодательная база не может обеспечить исполнения законов, если нет достаточно однородного культурного поля, в котором действует субъект права. Если субъекты права действуют в рамках психологически разнородных ценностных ориентациях, то

невозможно понимание общего смысла законов [4]. «Новые ценности», которые не входят в концептуальную глубину сознания, остаются только на уровне слов, а не смыслов.

Многие ученые анализируют актуальную языковую ситуацию России. Нам близка классификация В.В. Колесова. Так, например, тенденции развития языка на современном этапе петербургский профессор В.В. Колесов обозначил как «покушение на русскую ментальность» [5, С.147]. Например:

1.Повышение уровня субъективности в высказывании, т.е. замены.

Законность-легитимность (каждый сам решает, что признать законным);

2.Искусственность характеристики. Заданность, а не данность.

Согласие-консенсус (пропадает со-мыслие ); Образ-имидж (персонификация рекламно-популистского характера);

3.Скрытое смягчение характеристик.

Вымогатель - рекетир; Продажность - коррупция; Продажный - ангажированный (ангажированная пресса звучит приятнее); Благодать - харизма; Убийца - киллер;

4.Понижение статуса символических слов, слов высокого стиля или пейоратизация.

Общество - социум (устранение соборного компонента символа); Народ - массы

(уничижительная характеристика); Любовь - секс (устранение духовного компонента богатого смысловыми оттенками слова).

5.Заимствования, вытесняющие коренные русские слова.Уничтожение национальных образов, утилизация русского языка. Джин - сивуха. Тинейджер - подросток.

Хотелось бы добавить еще один аспект к весьма полной актуальной языковой картине, предложенной В.В. Колесовым. На наш взгляд, существует еще один важный аспект современного этапа - это криминализация современного русского языка. 20 лет назад немногие люди понимали язык деклассированных элементов (арго), который был придуман именно с целью сокрытия предмета разговора, чтобы никто и не догадался о преступных ухищрениях. «Забить стрелку», «включить счетчик», «замочить», «жить по понятиям», «ответить за базар», «беспредел» и др. Сейчас эти словосочетания не нуждаются в переводе. Причем абсолютно криминальное слово «беспредел», этимология которого связана с беспорядками на зоне, довольно часто встречается в официальных сообщениях, в публицистике и даже в речи государственных мужей.

Как следствие, семантическое пространство русского сознания поддается коррозии в той мере, в какой она внедряется в подсознание «простого человека», не обладающего необходимой суммой знаний, чтобы противостоять этому «тихому» давлению на его духовность.

Являясь носителями русского языка, каждый из нас может согласиться с тем, что наша речь засорена словами-паразитами, эвфемизмами, канцеляризмами, штампами, плеоназмами и тавтологией, варваризмами. Конечно, заимствование слов из других языков-явление закономерное, многие иноязычные слова органично вписались в литературный русский язык. Однако безудержное увлечение «американизмами» весьма засорило нашу обиходную речь или узус, например, секьюрити, фреш, хакер и др. Недаром сказал о варваризмах В.Г. Белинский, что употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово, значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус.

Нельзя не отметить и современную языковую проблему табуированной лексики. Не секрет, что в последнее время нецензурные выражения вошли в моду и даже стали одним из средств пиара.

Табу на брань несколько ослабло в последнее время в связи с демократизацией общества и уничтожением государственного контроля печатной сферы (первой в истории России отменой цензуры на длительный срок), переменами в общественной морали после распада СССР.

Среди подростков и студентов умение материться подсознательно считается одним из признаков взрослости. Разумеется, как только молодой человек «овладевает» азами этих знаний, он испытывает необходимость продемонстрировать достигнутое-отсюда надписи на заборах, партах, стенах. Поэтому на наших лекционных и семинарских занятиях в таких курсах, как «Стилистика и литературное редактирование», «Семиотика», «Спичрайтинг», «Практикум по культуре речи» и др. мы проводим просветительскую работу, связанную с объяснением этого языкового феномена. Студенты впервые, возможно, задумываются над семантикой табуированной лексики. Несомненно, используя инвективы, мы отсылаем человека в небытие, желая ему не родиться. Наш педагогический опыт преподавания гуманитарных дисциплин в вузах и школах ярко подтверждает ценность такой просветительской деятельности. Неоднократно студенты, а особенно студентки, после лекции, посвященной табуированной лексике, говорили, что они глубоко осознали, почему именно на эти слова наши предки наложили табу.

Конечно, можно много говорить молодежи, да и взрослым тоже, о недопустимости инвективной лексики в речи, но мы полагаем, что только осознание себя носителями и творцами языка, т.е. интериоризация речевого процесса, может решить эту воспитательную и образовательную проблему обучения родному языку.

«Интериоризация (фр.mterюrisatюn - переход извне внутрь, от лат. Interior - внутренний) -преобразование строения предметной деятельности в структуру внутреннего плана сознания. Всякая подлинно человеческая форма психики первоначально складывается как внешняя социальноя форма общения...и только затем, в результате интериоризации становится психическим процессом отдельного индивида»[6, С.89].

Таким образом, приоритетной задачей воспитания ценностного отношения к русскому языку и культуре становится задача формирования у студентов убеждения, что они не только учатся грамотно писать и говорить на родном языке, но они сами являются творцами и носителями родного языка. Формируя русское национальное самосознание, необходимо изучать не только формы языка, его структуру, правила и исключения, но и дух языка, его содержание, концепты, прецедентные тексты, национальные идеи. Об этом «глубоком» изучении языка, говорили все русские просветители, воспитатели, педагоги, писатели.

На наш взгляд, следует разграничить необходимость воспитания национального самосознания с разжиганием шовинистических идеалов, в которых существует мысль о превосходстве одной нации над другими. Поэтому А.А. Потебня подчеркивал общечеловеческую ценность каждого этнического языка и сознания, каждой национальной картины мира: «Если бы объединение человечества по языку и вообще по народности было возможно, оно было бы гибельно для общечеловеческой мысли, как замена многих чувств одним, хотя бы это одно было не осязанием, а зрением. Для существования человека нужны другие люди; для народности - другие народности»[7].

Думается, что воспитание должно быть первично по отношению к процессу предметного обучения, недопустима информационная перегрузка эмоционально и нравственно несформированной личности. Конечно, современное образование постепенно отказывается от «знаниевой» парадигмы. Чем же можно заменить её, чтобы не было мерзости «запустения на месте вытесненных, но ничем

не замененных форм сознания; ослабления связи подрастающих поколений со взрослыми, заменяемой лишь слабою связью с чужими»[7, С.614].

Мы, педагоги, должны понимать, что содержание обучения в современной культурно-исторической ситуации должно быть максимально этнофункционально согласовано с ценностями, исторически зафиксированными в менталитете, понимаемом как «миросозерцание в категориях и формах родного языка в процессе познания соединяющее интеллектуальные, духовные и волевые качества национального характера в типичных его проявлениях» [3, С.55].

Итак, подводя итоги, можно заключить, что общим механизмом воспитания ценностного отношения к родному языку и культуре должны стать педагогические методики, основанные на проработке этнофункционального дизонтогенеза. Критерием эффективности педагогического процесса учащегося является степень проработанности этнофункционального дизонтогенеза в целом. Последовательное прохождение всех стадий этнофункционального онтогенеза имеет защитное, адаптированное значение для личности.

Показателем эффективности процесса воспитания можно полагать этнофункциональную согласованность личности, последовательность стадий развития и целостности различных сторон отношений человека - эмоциональной, когнитивной, ценностной, поведенческой. Преподавателям гуманитарных дисциплин необходимо обратить внимания на продуктивные инновационные формы работы: эвристические беседы, круглые столы, дискуссии, «перевернутый класс», конкурсы практических работ и т. д.

В курсе преподавания дисциплины «Методика воспитания и обучения (по профилю подготовки)» мы предложили студентам разработать и апробировать методы интерактивного обучения курсу ОБЖ в школах. Педагогическая цель была поставлена. Для этнокультурной самоидентификации учащийся должен овладеть в процессе обучения ОБЖ концептуальными основами народного менталитета, усвоить традиции мироощущения родной культуры, ощутить гордость за свой язык и культуру, проникнуться чувством патриотизма. Изыскания наших студентов в виде Выпускных квалификационных работ мы предложим для теоретического и практического обсуждения в следующих выпусках журнала.

Литература

1. Ярошенко Н.Н. История и методология теории социально - культурной деятельности: Учебник. -Изд.2-е, испр.и доп. - М:МГУКИ, 2013.

2. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. Ростов Н/Д.,1998.

3. Колесов В.В. О логике логоса в сфере ментальности// Мир русского слова. 2000. №2.

4. Сухарев А.В. Введение в этнофункциональную психологию и психотерапию. М., 2003.

5. Колесов В.В. Жизнь происходит от слова. - СПб.: Златоуст, 1999.

6. Мечковская Н.Б. Социальная лингвистика.-2-е изд.- М., 2000.

7. Потебня А.А. Эстетика и поэтика. М.,1976.

Рецензент: кандидат педагогических наук, профессор Мацукевич О.Ю.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.