ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
ART 15219 УДК 37.034
Скринник Евгения Александровна,
преподаватель кафедры физического воспитания и здоровья, физической реабилитации и спортивной медицины ВГУЗУ «Украинская медицинская стоматологическая академия», г. Полтава ¡essiasorokina@mail.ru
Воспитание семейных духовно-нравственных ценностей учащихся
Аннотация. Раскрывается значение семейного воспитания, взаимодействия семьи и школы в процессе воспитания и формирования системы ценностей. Анализируются подходы к воспитанию семейных духовно-нравственных ценностей учащихся. Рассматриваются вопросы воспитания семейных духовно-нравственных ценностей как образовательной проблемы. Обосновывается роль педагога в этом процессе, и затронута проблема подготовки квалифицированных педагогических кадров. Ключевые слова: воспитание, семья, семейные духовно-нравственные ценности, учащиеся, педагог.
Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Одним из наиболее важных заданий национального высшего и среднего образования на современном этапе развития является обращение к духовным смыслообра-зующим основам, путям ориентирования личности в системе ценностей общества, направления и мотивации жизненных стремлений и перспектив самореализации молодого человека.
Особенного внимания заслуживает проблема воспитания и процесса формирования системы ценностей учащихся, так как именно школьники находятся на пороге жизненного и профессионального выбора. Изучение достижений и опыта народной педагогики, христианской этики в вопросах семейного воспитания и формирования системы ценностей является основополагающим для проектирования будущего современным молодым поколением.
Успешное решение обозначенной проблемы возможно при условии использования накопленного опыта отечественной и зарубежной педагогикой, логического модернизирования, использования инновационных педагогических технологий в соответствии с требованиями современности.
Проблему воспитания системы ценностей личности исследовали философы, мыслители и педагоги разных стран и эпох (Н. Бердяев, П. Блонский, К. Вентцель, Г. Гельвеций, А. Духнович, П. Каптерев, Я. Коменский, А. Макаренко, В. Сухомлинский, К. Ушинский, П. Юркевич, А. Марушкевич, И. Огиенко, С. Русова, М. Стельмахович, Е. Сявавко и др.). В работах этих ученых значительное внимание уделяется духовным ценностям, рассматриваются аспекты воспитания подрастающих поколений на основе духовности и морали.
Педагогический аспект воспитания семейных духовно-нравственных ценностей учащихся разного возраста раскрывается в работах Ю. Азарова, Ш. Амонашвили, С. Акутиной, А. Бойко, Е. Бондаревского, Р. Капралова, В. Караковского, Б. Лихачева, А. Макаренко, И. Марьенко, А. Мудрика, В. Сухомлинского, А. Сухомлинской, С. Шацкого и других отечественных и зарубежных ученых [1-3].
Важным аспектом педагогической деятельности является семейное воспитание учащихся. Выдающийся педагог В. Сухомлинский утверждал, что укрепление семьи,
научно-методический электронный журнал
улучшение семейного воспитания - одна из важнейших социальных проблем, от решения которой зависит будущее нашего общества, моральный облик молодежи: «Все школьные проблемы стоят и перед семьей, все трудности, которые возникают в сложном процессе школьного воспитания, уходят своими корнями в семью». «Семья - это источник, водами которого питается полноводная река нашего государства. На моральном здоровье семьи строится педагогическая мудрость школы», - считал Сухомлинский [4].
За последнее время в современной семье на глобальном уровне произошли большие изменения, которые затронули ее социально-педагогические функции. Этот процесс связан с общими социальными, экономическими тенденциями развития производственных отношений, особенностями структуры потребления и т. д.
Сформировавшиеся новые условия в социально-экономической среде и демографический кризис образовали множество проблем в семейном воспитании, в процессе подготовки молодого поколения к созданию собственной семьи, ответственного родительства, способствовали девальвации системы ценностей личности, в частности семейных духовно-нравственных. Современная молодежь дезориентирована, разрушены нравственные представления о браке и семье, разрушены устои семьи, потеряно традиционное восприятие отцовства и детства. Негативным фактором в современной семье является главенство материальных ценностей над духовными, снижается социальная значимость отцовства и материнства [5].
Изучение системы ценностей современной молодежи дает возможность определить реальную степень включенности молодых людей в общественные отношения, определить их адаптационные способности, охарактеризовать инновационный потенциал, от которого во многом зависит будущее состояние общества [6].
Для духовного развития поколений народная педагогика всегда использовала исконные традиции праславянских и славянских предков и воспитательный потенциал христианской религии с ее заповедями, значительным эмоциональным воздействием на человека, гуманным содержанием наставлений. В настоящее время религия все чаще рассматривается как воспитательный фактор формирования и развития института семьи [7].
Семья - это первый и главный воспитатель нового поколения, ведь духовное богатство личности, взгляды, интересы и потребности, направленность и способности во многом зависят от того, в каких именно условиях проходит процесс их формирования в детстве и юношестве.
В современных условиях следствием кризиса в семье является ряд проблем, среди них целесообразно выделить нарушение процесса формирования духовно-нравственной сферы, духовно-нравственная некомпетентность родителей, отсутствие у подрастающего поколения четких представлений о пороке и добродетели, дезориентация современной молодежи в отношении семьи и брака посредством пропаганды внебрачных форм взаимоотношений полов, недостаточная ответственность перед семьей, обществом, нацией и государством в целом [8].
Анализ источников показал, что среди основных задач семейного воспитания ученые выделяют следующие:
- Воспитание физически, морально и духовно здорового ребенка, обеспечение необходимых социальных и экономических условий для полной реализации возможностей развития ребенка.
- Непрерывность, продолжительность и разнообразие воспитательного воздействия.
- Создание атмосферы эмоциональной защищенности, тепла, любви, условий развития чувств и восприятий ребенка, его самореализации.
ниегп
issN 2304-120X Скринник Е. А Воспитание семейных духовно-нравственных ценностей учащихся // Концепт. - 2015. - № 06 (июнь). - ART 15219. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15219.htm. - ISSN 2304-120X.
научно-методический электронный журнал
- Усвоение семейных духовно-нравственных ценностей, идеалов, культурных традиций, нравственных форм взаимоотношений между близкими людьми и в обществе, воспитание культуры поведения, правдивости, справедливости, достоинства, чести, человечности, способности проявлять заботу о ближних, милосердие, сострадание.
- Половое воспитание.
- Воспитание ребенка сознательным гражданином - патриотом своей Родины.
- Формирование эстетических вкусов и чувств, умение распознавать красивое и безобразное в жизни и искусстве, уважать прекрасное в поступках людей, обеспечение условий для творческой практической деятельности.
- Обеспечение духовного единства поколений, сохранение семейных традиций, семейных реликвий, изучение родословной.
- Привлечение детей к народным традициям, обычаям и обрядам, воспитание в них национального сознания и самосознания [9].
Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что семейное воспитание - это неотъемлемая часть национальной системы образования, обусловленная формой социализации детей в микросреде взаимодействия нескольких поколений, направленной на полноценное гармоничное развитие личности.
Макаренко в своей работе «Книга для родителей» уделяет внимание семейному воспитанию ребенка, акцентирует значение трудолюбия в семье, формирование культурных навыков, полового воспитания и тому подобное. Яркими примерами различных жизненных ситуаций автор пытается активировать педагогическое мышление родителей, указывает на решающую роль их поведения в воспитательном процессе: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или учите его, или приказываете ему. Вы воспитываете в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или грустите, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету - все это имеет для ребенка большое значение. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете. А если дома вы грубы или хвастливы, или пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вам уже не нужно думать о воспитании: вы уже воспитываете ваших детей, и воспитываете плохо, и никакие самые лучшие советы и методы вам не помогут». Воспитание, отмечал А. Макаренко, является процессом социальным в широком смысле этого слова; воспитывает ребенка (хорошо или плохо) все - природа, среда, явления, вещи, но прежде всего люди - «из них на первом месте родители и педагоги» [10].
Все указанные аспекты воспитания непосредственно влияют на формирование у детей семейных духовно-нравственных ценностей, первые ростки которых всходят на лоне семьи, поэтому довольно трудно переоценить их значение в воспитательном процессе. Нравственные отношения в семье накладывают отпечаток на всю жизнь человека, поскольку их влияние связано с сильными переживаниями, в них закладываются основы всего нравственного отношения человека к окружающему, к труду, к обществу в целом.
Изучая опыт педагогической практики, можно обнаружить, что большинство родителей и педагогов встречаются с проблемой поиска эффективных путей взаимодействия школы и семьи с целью воспитания у детей устойчивых семейных духовно-нравственных ценностей.
Бесценный опыт изучения этнопедагогики и традиционного семейного воспитания оставил известный педагог М. Стельмахович. Ученый пропагандировал возрождение и развитие аутентичной педагогики и школ на основе национальной педагогической культуры родного народа, начал изучение народоведения в школе [11].
научно-методический электронный журнал
В Концепции семейного воспитания указано, что «современная семья должна стать главным звеном в воспитании ребенка, обеспечить ей надлежащие материальные и педагогические условия для физического, нравственного и духовного развития» [12].
На основе анализа источников по данной теме определяем, что под семейными духовно-нравственными ценностями ученые понимают мировоззренческие представления и установки, основанные на гражданской ответственности и самосознании, высоком уровне духовной культуры человека, понимании института семьи как духовно-нравственной ценности, с помощью которой формируется высшая ценность добра -совокупность действий, принципов и норм нравственного поведения. В реализации этой задачи особенно важным является школьный возраст, так как целью деятельности педагога должно быть направление молодого человека на духовный просвет, семейные ценности, умение идентифицировать себя как будущего ответственного создателя собственной семьи.
Таким образом, методологическую основу процесса воспитания семейных духовно-нравственных ценностей учащихся должны составлять общетеоретические и диалектические принципы научного познания; философские положения о взаимосвязи и взаимообусловленности явлений и процессов окружающего мира, единство теории и практики; концептуальные положения теории личности; ведущие позиции философии и педагогики по воспитанию духовно-нравственных ценностей; этнопеда-гогический опыт семейного воспитания, принципы и основные положения христианской этики, идеи личностно ориентированного обучения и гармоничного развития учащихся; системно-структурный и деятельностный подходы к анализу педагогических явлений; индивидуальный, дифференцированный подходы к обучению; современные теоретические обоснования инновационного видения содержания и форм организации учебно-воспитательного процесса в ОУЗ; концепции демократизации и гуманизации образовательно-культурного пространства.
При решении поставленных задач могут использоваться основные научно-педагогические подходы:
- Личностный подход. Принцип личностного подхода к воспитанию семейных духовно-нравственных ценностей учащихся требует рассматривать каждого человека как неповторимую уникальную личность, постоянно раскрывать и подчеркивать ее достижения в учебно-воспитательном процессе. При личностно ориентированном подходе к воспитанию семейных духовно-нравственных ценностей учащихся базовой становится продуктивная, творческая деятельность, а репродуктивная, направленная на отработку системы отдельных умений и навыков, рассматривается вспомогательной по отношению к базовой деятельности.
- Личностно-социальный подход. Приоритетными являются идеи и традиции отечественной педагогики, рассматриваются через призму современных научных теорий; воспитание трактуется как целостный процесс, который объединяет социализацию личности и развитие ее индивидуальности в гуманном организованном сообществе (коллективе).
- Личностно-деятельностный подход. Это определенный методологический инструментарий, который опирается на синтез психологических и педагогических закономерностей развития личности. Личностно-деятельностный подход в корне меняет представление о приоритетных задачах образования. Задача заключается не только в приобретении знаний, способов деятельности, норм и ценностей, в развитии определенных личностных свойств, но и в раскрытии сущностных сил личности, ее интеллектуального и нравственного потенциала, ее способности свободно ориентироваться в сложных социальных обстоятельствах, осуществлять творческие процессы.
научно-методический электронный журнал
Личностно-деятельностный подход заключается в становлении учащихся как активного субъекта, реализующегося в учебно-воспитательном процессе.
- Суть культурологического подхода обусловлена процессами гуманизации и гуманитаризации, она заключается в воспитании у человека культуры и нравственности, направленном на сохранение и воспроизводство мировых и отечественных культурных ценностей, в частности семейных духовно-нравственных. Культурологическая деятельность не является какой-либо наглядной деятельностью, а выступает как некоторая метадеятельность, как своеобразный внутренний план любой другой деятельности. Культурологический подход представляет для нас особый интерес, так как помогает выявить социокультурные проблемы, решить их на базе идей и принципов, соответствующих современной культуре, и ставить новые вопросы, позволяющие переосмысливать современную педагогику.
- Аксиологический подход является одним из основных методологических принципов воспитательного процесса. Обращение к философской теории ценностей в контексте педагогики позволяет рассматривать содержание и структуру образования как сферу субъект-объектных и межсубъектных отношений, где знания, педагог и учащиеся объединяются ценностным отношением к действительности. На уровне отдельной личности аксиологический подход направляет педагогическое воздействие на воплощение на практике оптимальных путей трансляции ее актуальных социальных ценностей. Формулируя гуманистическую парадигму воспитательного процесса, современные исследователи тем самым дают обоснование новой методологии педагогики, что позволяет выделить как систему ценностей образовательного процесса, так и само образование как общечеловеческую ценность.
- Фамилогический подход в формировании системы традиционных семейных духовно-нравственных ценностей учащихся определяет их отношение к семье, семейному воспитанию, способствует взаимодействию педагогов и родителей в учебно-воспитательном процессе общеобразовательного учебного заведения, изучению опыта народа по строительству прочной, счастливой, здоровой семьи. Внедрение фамило-гического подхода в воспитании семейных духовно-нравственных ценностей учащихся - это целенаправленный, систематический процесс через познание, ценностное осмысление и оценку творческого преобразования знаний по народной педагогике, фамилогии, основ семейного воспитания, христианской этики.
В связи с вышесказанным возникает потребность подготовки педагогов к реализации социальной цели - воспитанию поколения, готового к созданию семьи, исполнению ролей ответственных родителей, обеспечению качественных брачно-семейных отношений. Это актуализирует необходимость подготовки будущих педагогов к воспитанию семейных духовно-нравственных ценностей учащихся общеобразовательных учебных заведений в образовательно-воспитательном процессе педагогического вуза, обусловленную, во-первых, необходимостью повышения значения семьи как гражданского социального института; во-вторых, растущими требованиями к учителю с целью обеспечения более тесного взаимодействия семьи и школы в воспитании духовно-нравственных ценностей учащихся; в-третьих, отсутствием профессиональной готовности учителей к совместной деятельности с семьей по воспитанию духовно-нравственных ценностей учащихся общеобразовательных учебных заведений.
Таким образом, детальное изучение опыта воспитания семейных духовно-нравственных ценностей и применения его в наше время с учетом современного уровня развития человечества и модернизации общества может решить ряд сложных проблем, с которыми сталкивается большинство педагогов и родителей в процессе воспитания будущего поколения.
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Ссылки на источники
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10. 11.
12.
Акутина С. П. Формирование у старшеклассников семейных духовно-нравственных ценностей во взаимодействии семьи и школы: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. - Н. Новгород, 2010. - 511 с. Макаренко А. С. Книга для батьш: Лекцп про виховання д1тей. - К.: Радянська школа, 1973. - 336 с. Сухомлинський В. О. Батьшська педагопка. - К.: Радянська школа, 1978. - 263 с. Там же.
Акутина С. П. Указ. соч.
Иванов В. М., Литвинов А. А., Хусаинов А. В. Система ценностей при воспитании школьников в современной школе // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 18. - ЫВЬ: ИНр://в-koncept.ru/2014/14728.htm.
Сорокша С. О. Народна фамтопя у формуваны сучасноТ украшськоТ родини: // Гумаызац1я навчально-виховного процесу: зб. наук. праць. - Вип. LV. Ч. II. - Слов'янськ: СДПУ. - 2011. - С. 236-243. Акутина С. П. Указ. соч. Акутина С. П. Указ. соч. Макаренко А. С. Указ. соч.
Стельмахович М. Г. С1м'я \ родинне виховання в УкраТш з найдавшших чаав до XIX ст. // Рщна школа. - 1992. - № 3-4. - С. 14-19.
Щербань П. Концеп^я «С1м'я \ родинне виховання» // Рщна школа. - 1996. - № 11-12. - С. 15-20.
Evgenia Skrinnik,
Lecturer at the chair of Physical Education and Health, Physical Rehabilitation and Sports Medicine, Ukrainian
Medical Stomatological Academy, Poltava
¡essiasorokina@mail.ru
Upbringing family spiritual and moral values of students
Abstract. The value of family education, cooperation of family and school open up in the process of education and forming of the value system. The author analyzes approaches of education of family spiritually-moral values of students. The questions of education of family spiritual-moral values are examined as an educational problem. The role of teacher is grounded in this process and the problem of training of skilled pedagogical personnel is affected. Key words: education, family, family spiritual and moral values, students, teacher. References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10. 11.
12.
Akutina, S. P. (2010) Formirovanie u starsheklassnikov semejnyh duhovno-nravstvennyh cennostej vo vzaimodejstviisem'iishkoly:dis. ... d-ra ped. nauk: 13.00.01, N. Novgorod, 511 p. (in Russian). Makarenko, A. S. (1973) Kniga dlja bat'kiv: Lekdi'pro vihovannja ditej, Radjans'ka shkola, K., 336 p. (in Ukrainian). Suhomlins'kij, V. O. (1978) Bat'kivs'kapedagogika, Radjans'ka shkola, K., 263 p. (in Ukrainian). Ibid.
Akutina, S. P. (2010) Op. cit.
Ivanov, V. M., Litvinov, A. A. & Husainov, A. V. (2014) "Sistema cennostej pri vospitanii shkol'nikov v sovremennoj shkole", Koncept. Specvypusk № 18. Available at: http://e-koncept.ru/2014/14728.htm (in Russian).
Sorokina, C. O. (2011) "Narodna familogija u formuvanni suchasnoi ukrains'koi rodini", Gumanizacija navchal'no-vihovnogo procesu: zb. nauk. prac', Vip. LV. Ch. II, SDPU, Slov'jans'k, pp. 236-243 (in Ukrainian).
Akutina, S. P. (2010) Op. cit. Akutina, S. P. (2010) Op. cit. Makarenko, A. S. (1973) Op. cit.
Stel'mahovich, M. G. (1992) "Sim'ja i rodinne vihovannja v Ukraini z najdavnishih chasiv do XIX st.", Ridna shkola, № 3-4, pp. 14-19 (in Ukrainian).
Shherban', P. (1996) "Koncepcija 'Sim'ja i rodinne vihovannja'", Ridna shkola, № 11-12, pp. 15-20 (in Ukrainian).
Рекомендовано к публикации:
Кравченко Л. М., доктором педагогических наук; Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»^ЯШ
Поступила в редакцию Received 25.06.2015 Получена положительная рецензия Received a positive review 26.06.2015
Принята к публикации Accepted for publication 26.06.2015 Опубликована Published 29.06.15
www.e-koncept.ru
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2015 © Скринник Е. А., 2015
5779343120359