ПСИХОЛОГИЯ
Айдарова М.Д., Эргешали кызы Актилек, Эргешали кызы
Айчурек
РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ПОДГОТОВКЕ МОЛОДЕЖИ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ
Баткенский государственный университет
Ключевые слова: народная педагогика, нравственно-эстетические ценности, семья, моральные ценности, воспитание, народная культура.
Аннотация: Семья и образовательное учреждение занимает особое место в подготовке молодежи к семейной жизни. В статье рассмотрена важность воспитания молодежи как будущего заботливого семьянина в этнической среде на основе духовно-нравственных ценностей кыргызской народной педагогики.
Keywords: national pedagogics, moral-aesthetic values, family, moral values, education, national culture.
Abstract. The family and educational institutions take a special place in preparation of youth for home life. In this article considered importance of education of youth as future carefully family man in the ethnic sphere through the basis of spiritually-moral values of the Kyrgyz national pedagogics.
Многовековое наследие народа показывает что проблема подготовки к семейной жизни вызывает интерес каждого человека. Это в свое время доказывает того что взаимоотношениях между людьми важное место занимает отношение внутри семьи.
Как отмечает великий русский психолог В.Д. Шадриков "Создание устойчивой и прочной семьи начинается правильной подготовкой к школе".
Профессор Н.А. Асипова считает семью основной средой социализации в детские годы. Также она отмечает "Подрастающий ребенок быстро воспринимает и хорошие и плохие стороны окружающей среды и такое восприятие в частности начинается в семье". Это свидетельствует о том, что ребенок как полноценный член общества сможет развиваться только в условиях полноценной семьи. В условиях полноценной семьи формируется способность общаться с другими людьми, ребенок начинает познавать окружающую его среду и людей.
Подготовка к семейной жизни - это восприятие и освоение
ценностей семейного образа жизни в течении всех этапов сознательной жизни человека [2].
В связи с изменениями в обществе система семейного воспитания также подвергается к значительным изменениям. Например, обострение социально-экономических трудностей, отсутствие влияния старшего поколения к молодому поколению, утрата нравственно-эстетических ценностей содержащихся в тардициях народной педагогики.
Исходя из этого подготовка старшеклассников к предстоящей семейной жизни в семье, в этнической среде на основе ценностей народной педагогики является первостепенной задачей. И в выполнении этой задачи особая роль отведено сельским образовательным школам. Сельские школы в среде школьного образования как правило ведут образовательные, воспитательные работы и в формировании самопознания учащихся осуществляют сотрудничество с родителями.
В современном обществе большинство родителей не знают передающиеся из поколении в поколении кыргызских колыбельных песен, не придают должного значения пословицам, ценным многовековым наследиям своих предков таящих в себе глубокий смысл, далеко не каждый родитель знает о народно-педагогических способах психологического воздействия на детей и о воспитании на основе духовно-нравственных ценностях.
В результате это приводит к отсутсвию внутренно духовной связи между ребенком и родителем. В этом случае у ребенка могут отсутсвовать такие понятия как единство всех живых с природой, единство и равноправие всех людей на свете.
Из-за отсутствия духовной связи между ребенком и родителем уважение к родителям в глазах ребенка может снизиться или занимать не устойчивую позицию. А воспитание ребенка в частности сопровождается ругательством или наказанием. Такое обращение к ребенку может сформировать в нем боязнь, недоверчивость к людям, чувство агрессии в отношении других.
Поэтому следует отметить важность духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения на основе ценностей народной педагогики и разумеется семья играет не мало важную роль в осуществлении этой задачи [5]. В свое время великий педагог В.А. Сухомлинский отмечал, что никакое воспитательное учреждение, каким бы оно не было, не может хранить моральные ценности и богатства народа так бережно, воплощать их в глубоких человеческих отношениях так глубоко, как семья.
Народная педагогика - появилось от совместных деятельных стараний народа, изучении быта и от чувство потребности научить других приобреттенному опыту. Заключащееся в нем цель, намерение, желание, личность, семья, дети, будущее, спокойствие, счастье народа направлены с целью наставлять других и передать их молодежи [3].
Профессор А. Алимбеков рассматривает это следующим образом "Народная педагогика - это особая система эмпирических знаний и практических действий направленное на воспитание в духе наравственных достояний живщая задолго до формирования нации как нация в определенных географических и исторических условиях, развивщаяся на основе потребностей народа и идеи человека унаследованных из поколений в поколение".
Важность ценных наследий народной педагогики в подготовке молодежи к семейной жизни встречаются в трудах выдающихся личностей такие как А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др. В их трудах были переданы педагогические точки зрения народа на окружающую среду и отведено важное значение народному фольклору, традициям, обычаям в становлении будущего молодого семьянина как личности.
В их понимании формирование у старшеклассников нравственной культуры и ответственного отношения к родителям имело особый смысл в подготовке к семейной жизни [1].
В 80-годов ХХ века основу сущности подготовки к семейной жизни составляли знания в сфере личностная психология, особенности семейной жизни, семейный быт, семейное воспитание (Т.Н. Афанасьева, И.В. Гребенников, Т.А. Куликова и др.). В них большое значение придавалось к исследованиям касательно дружбы, любви, отношениям между парнем и девушкой в нравстенной основе.
Если рассматривать социально-педагогическую политику как одно из направлений рынка труда то целью увеличить конкурентноспособность среди молодежи стоит учитывать внесение в образовательные учреждения образовательные программы направленные на профессионального и жизненного самоопределения. Такие образовательные программы определяют социально-психологическую готовность личности в системе социальных ролей и оценивать свои возможности, способность менять свое поведение, свободно вливаться в среду и выполнять различные социальные роли в разных условиях (Н.В. Будылина, Т.В. Носкова, А.Е. Сергучев и др.).
В этом и кроется причина в семье формируются и освоиваются исторические, культурные особенности относящиеся к тому обществу, этносу и социальным группам, способ реализации жизненных
направлений, целей и планов. Особенно важно понятие ответственности родительской, родственной роли в обществе. Известно что болшинство молодежи в выборе будущего партнера, в освоении супружеских отношений берут пример с родителей, сравнивают, стараются идти по их стопам или же не повторять ошибок допущенных со стороны их родителей.
Как правило семья - это сложный динамично развивающийся социальный институт отражающий проблемы современного общества.
С точки зрения кыргызского народа идеалы юнцов и девушек определяется по их положению в семье, в обществе и по их самостоятельности. Общество, общественное мнение одно из условий яркого существования и развития наследий народной педагогики. Поскольку не существует закона о выполнении тех или иных законов народной педагогики человек нарушивший народные ценностные обычаи, этические нормы поведения подвергается общественному мнению того народа или среды в котором он живет. В таком случае человек выбывает из среды в котором человеческие ценности являются общепризнанными. К этому свидетельствуют слова выдающего русского педагога К.Д. Ушинского самый первый воспитатель - это народ, а народные сказки самое первое и яркое проявление народной педагогики.
В кыргызских семьях родители, бабушки и дедушки могут рассказывать сказки а также сами могут сочинять сказки для детей и в этом заключается уникальность кыргызского народа.
Сказки считаются незаменимыми в воспитании детей в них содержится основопологающиеся процессы для воспитании детей [6]. В сказках отражается жизненный опыт того или иного народа, который очень полезен для воспитании подростающего поколения.
Если сказки воодушевляют детей способствуя их творческому мышлению обогощая их внутренний духовный мир а загадки развивают логичекое мышление, в свою очередь поговорки хранящиеся в себе глубокий смысл выполняют функцию нравственного воспитания.
Исходя из исследований ученных этнопедагогов и этнопсихологов такие как В.Ф. Афанасьев, Г.Н. Волков, К.Д. Уткин, К.С. Чиряев, Т.Н. Петрова традиции, жизненные ценности, мировозрение людей в семье и современном обществе заключены в исторических корнях воспитания. По их мнению духовную и материальную культуру каждого народа нужно включит в систему образовании и воспитании детей. Потому что изучение культуры народов и все общих человеческих ценностей это объязательное условие в подготовке к
семейной жизни подрастающего поколения.
В обеспечении педагогических условий в подготовке старшеклассников к семейной жизни сперва стоит обратить внимание на реализации возможностей молодежи при помощи социальных методов а также на изменение положительных качеств личности, социальных ситуаций и социального статуса семьи на основе семейных традиций кыргызского народа.
Не менее важно формировать мировозрение учеников не только в сфере образования но и в социальной, семейной жизни иначе говоря нужно разработать сущность социальной позиции личности. Подготовка учеников к семейной жизни - способствуют им в развитии навыков в разработке систем отношений, установок личности и его мотивов, целей и ценностей.
Мировозрение человека формируется в школе, в профессиональных учебных заведениях, в семье на основе личных жизненных опытов. Но систему знаний должны составлять информации не только о природе и обществе должно быть и план стараний.
Реальный субъект социальной жизни молодежи должно быть направлено на создание возможностей для жизни а также быть востребованным специалистом для общества и государства в целом.
Участие родителей в учебном процессе посвященной подготовке к семейной жизни формирует мировозрение учеников о семейной жизни. Совместные действия педагогов, родителей обусловливает целенаправленный системный процесс в формировании семейных установок.
Стоит отметить важность участия родителей в процессе подготовки к семейной жизни во первых, в современном обществе в большинство случаях сами родители сталкиваются кризисом адаптации в сложных ситуациях во вторых, нарушено система правил и нормы эффективного воздействия в социуме осуществляющиеся через социальные институты и установок старшего поколения в обществе для подрастающего поколения.
Противоречия такого рода лишают молодеж возможности занять активную социальную позицию с одной стороны это приводит к открытым стратегическим потребностям жизни, а с другой стороны недоверию внутренному конфликту интенсифицирующий состояние аномии проявляющийся в агрессии. Так называемые внутренние и внешние конфликты можно заметит и в сфере труда. В результате появляется значительный дефицит позитивного влияния социальных институтов в том числе семьи на молодеж.
В процессе современного образования в подготовке к семеной жизни должно быть не только способ передачи знаний но и формирование психологическо-педагогической поддержки и сопровождение жизненной пути учеников как система.
Освоенные учениками культура общения и формирование соответствующих норм поведений представляють собой большую ценность. Но также важно научить молодеж справляться со своими проблемами на каждом этапе их жизненного пути лучше чем предыдущих случаях. Таким образом психологическое образование гарантирует стабильность в жизни молодого поколения. В этом по мнению Д.Я. Райгородского помогает алгоритм: самопознания -самопрогнозирования, самобеспечение информацией -самореализации - самоконтроля.
Актуальным является вопрос подготовки учащихся социальным нормам поведения в условиях рынка труда в плане поддержки к адаптациям социальной, семейной и профессиональной сфере жизни.
Проблема с которым сталкиваются выпускники образовательных учреждений связано с отсутствием ясных понятий о своих социальных и профессиональных деятельностей в будущем.
Переоценивание своих возможностей в юнном возрасте иначе говоря возвышенная самооценка качество присущее человеку. Низкий уровень подготовки в составлении жизненной карьеры и его реализации, низкий уровень присутствия анализа личностных волевых качеств более 80% у учащихся показали иследования Д.Я. Райгородского.
Они должны уметь формировать адекватные мотивации к трудовому деятельностью или образованию в личных сферах и в образовании в юнном возрасте [4].
Способность определять "черту" стараний в профессиональной, социальной и в семейной сфере одно из показателей личностного совершенства человека. Для адекватного уровня стараний нужно знать следующие: - собственные - способности, возможности, интересы, ценности мира в котором мы живем; сферу собственной профессиональной деятельности; особенности межличностных отношений и др.
Поэтому подготовка учеников к семейной жизни направлено в помощь ученикам в момент определения своих личностных способностей, в адекватной оценке своих возможностей, в развитии и реализации учебных деятельностей, в сфере межличностного и семейного общения.
Список литературы
1. Акутина С.П. Педагогические условия эффективного взаимодействия семьи и школы по воспитанию духовно-нравственных ценностей старшеклассников // Образование и общество. 2009. № 1. С. 35-38.
2. Костенко М.А. Активная поддержка родителей в контексте социальной помощи семьям в трудной жизненной ситуации // Вестник Бурятского государственного университета. 2014. № 5. С. 134-139.
3. Кохичко А.Н. О принципах отношения к миру как основе базовых национальных ценностей // Начальная школа плюс До и После. 2010. № 1. С. 7-11.
4. Медведева Н.И., Боев И.В. Деструктивное воздействие стрессовых факторов социальной среды на психологическое здоровье человека // Вестник Ставропольского государственного университета. 2011. № 6-2. С. 96-99.
5. Носков И.А., Бездухов В.П. О воспитании учащихся посредством образа культурного учителя // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2014. Т. 16. № 2. С. 293.
6. Черникова В.Е. Гуманитарное образование и духовное развитие личности // Наука. Инновации. Технологии. 2009. № 64. С. 154.
Полухина О.П., Коза Н.В.
ПРОБЛЕМА ПСИХОПРОФИЛАКТИКИ НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ СОСТОЯНИЙ В КОНТЕКСТЕ ИЗУЧЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ЛИЧНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Воронежский экономико-правовой институт
Ключевые слова: психические состояния, эмоциональная напряженность.
Аннотация: Необходимость теоретической разработки и практического решения вопросов профилактики психологической саморегуляции и психопрофилактики неблагоприятных функциональных состояний в профессиональной деятельности вызвана возросшими трудностями, а иногда и простым неумением психологов разрешить данную ситуацию. Анализ теории и практики психологической работы указывает на нарастающие негативные тенденции морально-психологического состояния сотрудников, которые представляют собой сложный комплекс социально-