С. П. Акутина
К ПРОБЛЕМЕ КЛАССИФИКАЦИИ СЕМЕЙНЫХ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ
Работа представлена кафедрой общей педагогики Нижегородского государственного педагогического университета.
В статье рассмотрены методологические подходы к проблеме классификации семейных ценностей. Представлена авторская классификация ценностей: культурно-национальная и кровная самоценность семьи; природно-географические основы воспитания духовно-нравственных ценностей в семье; общественно-государственные основы русской семьи и семейного воспитания; высшие (абсолютные) духовно-нравственные ценности семьи.
Ключевые слова: методологические подходы, духовно-нравственные ценности, авторская классификация семейных ценностей.
S. Akutina
ON THE PROBLEM OF MORAL AND ETHICAL FAMILY VALUES CLASSIFICATION
The author of the paper discusses the methodological approaches to the family values classification. The author's original values classification is presented: cultural, national and blood self-value of the family; natural and geographical basics of cultivation of moral and ethical family principles; social and national basics of the Russian family and family education; absolute moral and ethical family values.
Key words: methodological approach, spiritual and moral values, author's classification of family values.
Анализ источников по проблеме семейного воспитания позволяет утверждать, что семья является первоосновой общества, где происходит самопознание и формируется самосознание ребенка, раскрывается индивидуальная направленность его личности, реализуются потребности ребенка в любви, общении, ак-
тивности, складывается мотивация поведения ребенка, происходит его первичная социализация, приобретаются и осваиваются духовно-нравственные ценности. Тем не менее изменения, произошедшие в российском обществе, деструктивно повлияли на экономическую стабильность семьи и ее духовную целост-
ность. Происходит девальвация семейных ценностей, снижается социальная значимость материнства и отцовства.
Ученые классифицируют семейные ценности с различных научных позиций и подходов. Исследования философов показывают, что проблема воспитания духовно-нравственных ценностей волновала человечество как в его историческом, так и культурно-нравственном аспекте, раскрывая принадлежность человека к определенной культуре, в обретении черт человека культуры как системы нравственных регуляторов поведения. Не случайно нравственные ценности выделяются учеными в особую группу ценностей (Л. Н. Столович, Н. С. Розов, А. Г. Здравомыслов). Ученые-философы выделяют множество теорий и взглядов на духовно-нравственные ценности, выделяя при этом различные нравственные ориентиры.
Ведущими в нашем исследовании являются концепции: антропологических идей теории духовно-нравственных ценностей (Л. Н. Толстой, В. С. Соловьев, Н. А. Бердяев, И. А. Ильин, Н. О. Лосский, П. А. Флоренский, Л. Г. Карсавин, С. Л. Франк); экзистенциализма (А. Камю, М. Хайдеггер, К. Ясперс); аксио-сферной теории нравственных ценностей (М. С. Каган); социальных, духовно-нравственных ценностей (Д. М. Архангельский, И. Иррлиц, А. Гусейнов, А. Г. Здравомыслов, В. И. Слободчиков, В. Г. Федотова, В. Д. Шад-риков); концепции диалектического материализма на нравственные ценности (В. И. Ленин, К. Маркс, Ф. Энгельс, Л. Фейербах).
Теоретическая разработка проблемы семейного воспитания на основе идей гуманизма, свободного воспитания, исследований в области педагогической антропологии и психологии была осуществлена в России во второй половине XIX — первой половине XX в. Анализ трудов педагогов-антропологов (К. Д. Ушинского, Д. Д. Семенова, Е. Н. Водовозо-вой, В. О. Ключевского, В. Я. Стоюнина, А. Н. Острогорского, П. Ф. Каптерева, П. Ф. Лес-гафта, И. А. Сикорского, М. М. Рубинштейна, К. Н. Вентцеля, В. М. Бехтерева, В. Н. Со-роки-Росинского и др.) позволил выявить совокупность положений, характеризующих си-
стему семейного воспитания в контексте светского мировоззрения. Светская педагогика исходит из абсолютной ценности человеческой личности и рассматривает ее как единство биологической, социальной, психической и духовной сторон, при этом вера в силы саморазвития, заложенные в самой природе человека, сознающего себя самостоятельной формирующей силой, творцом сферы ценностей и идеалов, является основополагающей идеей светского педагогического мировоззрения. На наш взгляд, осознанное наполнение этих компонентов жизненного строя традиционным содержанием окажет действенную помощь в духовном пробуждении современных детей, живущих в суетном, непостоянном и агрессивном мире. Слово «традиция» (от лат. ^аИИо — передача) означает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения. Именно семья является «первичным лоном человеческой культуры» (И. А. Ильин), она призвана не только воспринимать, поддерживать, но и передавать из поколения в поколение духовно-религиозную, национальную и культурную традиции. Духовно-религиозные традиции имеют целью пробудить личность ребенка, сформировать чувства, основанные на традиционных исконных представлениях о добре и зле, основных христианских заповедях. Национальные традиции обладают значительным педагогическим потенциалом и могут служить эффективным средством духовно-нравственного воспитания детей. Ответственность семьи заключается прежде всего в передаче всего языкового богатства от старших поколений младшим, от родителей детям через колыбельные песни матери, потешки, сказки бабушки. Обучение родному языку — святой долг родителей, наукой доказано, что ребенок рождается с готовностью мыслить и говорить на языке своих родителей. Культурные традиции представляют собой нравственные законы и принципы человеческих взаимоотношений, выработанные данной культурой. Именно в культурных традициях семейного воспитания находят отражение правила межличностного взаимодействия, которые передаются от родите-
лей к детям. Таким образом, в культурных традициях народа закрепляются законы социального взаимодействия, на которые опираются взрослые члены семьи в процессе социализации детей. Использование национальных традиций и обычаев народов, переданных ненавязчиво, без прямого назидания, иносказательно, но с подтекстом, является настоятельной необходимостью в наших условиях. Попытка восстановления традиционного уклада жизни поможет возвращению семьи к решению задач духовно-нравственного семейного воспитания, хотя этот вопрос является достаточно дискуссионным и сложным, так как современная семья живет чрезвычайно насыщенной жизнью. Насыщенность событиями и информацией, неизбежно подлежащей восприятию, интерпретации и усвоению, заставляет современных людей быть многозадачными, т. е. делать одновременно несколько дел, уделять внимание синхронно нескольким процессам, постоянно оставаться на связи с родными и близкими, эффективно управлять хозяйством, на свой лад организовывать семейный быт и досуг. Особенностью современных основ духовно-нравственного воспитания является то, что осваивать его традиции родителям придется не только в педагогическом (применительно к детям), но и в личностном плане (применительно к самим себе). Им приходится решать достаточно сложные задачи: становиться носителями той духовно-нравственной культуры и образа жизни, который они стремятся привить детям для успешной социализации в различной социокультурной среде; создавать и непрерывно поддерживать в семье такую культурную, психологическую и духовную атмосферу, в которой формировалось бы и закреплялось изначальное стремление ребенка к возвышенному, святому и доброму и одновременно умение отстаивать собственные взгляды и интересы не в ущерб себе, семье и обществу в целом. Одной из важных особенностей семейных ценностей является то, что они созданы общечеловеческой культурой. Например, всю полноту и глубину таких ценностей, как материнство, отцовство, дети, родство и т. д., человек способен понять, только будучи членом семьи.
Мы согласны с точкой зрения Н. А. Зелев-ской, которая к ценностям воспитательной деятельности в семье относит: семью, построенную на демократических началах; любовь; свободу ребенка и неприкосновенность его личности; дисциплину; нормальные гигиенические условия жизни; положительный пример родителей; хорошую общеобразовательную и педагогическую подготовку родителей; единство, сознательность и систематичность их воспитательного влияния; совместный труд; общий досуг; природу; игру; традиции; устное народное творчество; искусство; национальную культуру [1, с. 16]. Мы вслед за Е. К. Узденовой вычленяем следующую содержательную наполненность категории семейных ценностей: семейные функции как ценность (репродуктивная, социализационная, экзистенциальная), родительство, дети, родство, семейные взаимоотношения, чувство любви и взаимное уважение в семье, воспитание ребенка, физиологическая потребность, материальное благосостояние, нравственная культура межполовых отношений, общечеловеческие нормы морали, традиционная этническая культура, духовная культура [6, с. 11].
Мы придерживаемся научных взглядов В. В. Николиной, которая высказывает весьма важные мысли на роль воспитания ребенка в семье: «именно в семье закладываются ценности добра, любви, сочувствия, достоинства, почитания родителей» [3, с. 11]. Рассматривая содержательный аспект воспитания духовности, В. В. Николина в систему воспитания духовных ценностей включает следующие ценности: экзистенциальные ценности, определяющие духовную бытийность личности (человек, его жизнь, здоровье, свобода, выбор, мир); религиозные ценности (Бог, вера, святыни, милосердие, покаяние, воздержание как основа духовного возвышения личности); семейные ценности (семья и ее традиции, Дом, родители) как корневые основы социального бытия человека; эстетические ценности (красота, творения природы и человека) определяют эстетическое отношение к миру; духовно-нравственные ценности (любовь, добро, благо, совесть, долг, нравственный императив),
определяющие «ядро» личности и носящие внеситуативный характер; познавательные ценности (истина, знание, мудрость), обеспечивающие процесс познания мира; национальные ценности (родная земля, родной язык, национальная история, национальные традиции, национальное природное и культурное достояние) как основа сохранения национальной культуры и самосознания личности; государственные ценности (Отечество, патриотизм, гражданственность) как основа сохранения целостности страны; экологические ценности (природа, жизнь во всех проявлениях, экологический императив, природосооб-разная деятельность, экологическая культура, устойчивое развитие и др.) как гаранты сохранения жизни на земле; профессиональные ценности (профессия, ответственность, труд) как основа профессиональной культуры личности [3, с. 12—13].
Нам близка научная концепция А. М. Ру-сецки, которая в иерархии ценностей современной семьи выделяет следующие ценности: самое высокое место занимают автотеличе-ские, затем жизненные, нравственные и духовные. Автотелические ценности представляют собой цели, достигаемые людьми самостоятельно для себя. Они определяют выбор стратегических целей в жизни человека, к ним относятся любовь, счастливая семейная жизнь, семейное благополучие. К жизненным ценностям преимущественно относятся здоровье человека, материальное благополучие. Нравственные ценности это ценности, сложившиеся в обществе и признаваемые в отношениях среди людей (добросовестность, порядочность, честность, уважительность и пр.). Духовные ценности характеризуются отношением к религии, высшим идеалам, прекрасному [5, с. 10]. Заслуживают внимания научные взгляды на проблему классификации семейных духовно-нравственных ценностей О. Н. Гноевой, выделяющей следующие основные ценности семьи: ценности, связанные с самоутверждением личности среди ближайшего окружения; ценности, удовлетворяющие потребность в отцовстве и материнстве; ценности, связанные с удовлетворением потребнос-
ти в любви и признании; ценности, удовлетворяющие физиологические потребности (сексуально-интимные отношения супругов); ценности, позволяющие чувствовать относительную стабильность и защищенность; ценности, удовлетворяющие потребность в общении и расширяющие его круг; ценности, дающие возможность удовлетворять прагматические потребности [1, с. 10].
Мы согласны с точкой зрения Л. М. Панко-вой, выделяющей главные ценности семьи — любовь, дети, здоровье всех и совместно проведенное свободное время, и в такой системе проявляются и переплетаются результаты духовной деятельности всех ее членов. Ценности семьи — средство единения и обмена. Благодаря нравственным ценностям осуществляется передача социального опыта от поколения к поколению. Духовные ценности семьи обладают долговечностью и часто представлены вещественно [4, с. 77—78].
Сравнительный анализ научных положений и взглядов О. Н. Гноевой, Н. А. Зелевской, В. В. Николиной, А. М. Русецки, Л. М. Пан-ковой и других современных ученых на семейные духовно-нравственные ценности, рассмотренных нами в ходе диссертационного исследования, позволяет выделить общие положения, которыми руководствуется современная педагогическая наука: они нацелены на воспитание ядра личности, основаны на личностном опыте, обращены к целостному человеку — его разуму, воле, чувствам, представляют собой совокупность общих принципов поведения человека по отношению друг к другу, природе, обществу, основаны на формировании общественных норм, правил и принципов. В основе духовно-нравственных семейных ценностей заключен культурно-исторический опыт предшествующих поколений во благо собственному «Я», другому, обществу, природе. Таким образом, основой духовно-нравственных ценностей является их обращенность к жизни, человеку, традициям, к принципам гуманизма.
Анализ концептуальных философско-педа-гогических идей семейного воспитания свидетельствует о глубокой теоретической и прак-
тической проработанности данной проблемы в русской педагогике предшествующих периодов. На основе исследуемых научных источников и исследований, сопоставляя разные научно-методологические и теоретические подходы, мы пришли к выводу, что основой семейных ценностей являются духовно-нравственные ценности. Семья является субъектом духовно-нравственной национальной культуры. Это позволило выделить системообразующие педагогические ценности семейного воспитания, характерные как для православной, так и для светской педагогики: любовь; теплота семейных отношений; уклад семейной жизни; единство, сознательность и целенаправленность воспитательного влияния обоих родителей; положительный пример родителей; труд; патриотизм; дисциплина; национальные культура, история, хозяйство; родной язык; природа; игра; неприкосновенность личности; свобода деятельности и творческого проявления.
Духовно-нравственные семейные ценности мы разделяем условно на четыре группы:
1) культурно-национальная и кровная самоценность семьи;
2) природно-географические основы воспитания духовно-нравственных ценностей в семье;
3) общественно-государственные основы русской семьи и семейного воспитания;
4) высшие (абсолютные) духовно-нравственные ценности семьи.
В свою очередь, обозначенные группы семейных ценностей мы разделяем на родовые и видовые. К родовым ценностям культурно-национальной и кровной самоценности семьи относятся следующие ценности: кровное родство (почитание предков, признательность и благодарность предкам, гордость за принадлежность к своему роду, составление генеалогического древа, смысл жизни, духовная преемственность поколений — как видовые концепты), ребенок (ответственность за нравственное поведение, забота о физическом и интеллектуальном, личностном, социальном здоровье, ребенок — сверхценность, сыновий (дочерний) долг, родительская самоотверженность); мать (тепло, нежность, мудрость, спра-
ведливость, толерантность, отзывчивость, сердечное участие, бескорыстная забота); отец (ответственность за семью, мудрое наставничество, мужество, благородство, честь, достоинство); домашний очаг (дом как жилище для организации частного быта семьи, теплота, гостеприимство, доброжелательность, чистоплотность, отзывчивость, защита, взаимопомощь, эстетика быта, плановое распределение семейного бюджета, благоприятный микроклимат, источник жизни и защиты); семейный лад (согласованность, почтительность, сорадо-вание, согласие, милосердие, коллективизм, супружеский и семейный долг, умение выйти из конфликта, нравственная общность, благоприятный социально-психологический климат); обычаи, традиции, обряды (религиозные ритуалы, семейные праздники, коллекционирование, создание вернисажей, фотографии, семейный досуг, преемственность педагогических традиций, бережное отношение к реликвиям).
Природно-географические основы воспитания духовно-нравственных ценностей в семье включают природные условия и ресурсы (бережливость, экогуманистическое (духовно-нравственное) отношение к природным богатствам, природосообразная деятельность (В. В. Николина), экологический императив (В. В. Николина), бережное отношение к земле, воздух, свет, тепло); труд (профессия, ответственность, потребность трудиться, упорство, инициативность, семейный бюджет, творческое созидательное отношение к жизни); здоровье (сила, выносливость, работоспособность, крепость духа),
Общественно-государственные основы русской семьи и семейного воспитания, на наш взгляд, органично вплетают в себя такие родовые понятия, как родина (патриотизм, героизм, мужество, верность, законопослуша-ние, благонравие, национальная гордость, родной язык, отечество, гражданственность, честь, слава — как видовые семейные духовно-нравственные ценности); свобода (свободолюбие, духовная самостоятельность, чувство собственного достоинства, идейная убежденность); бескорыстие (экономичность, ответ-
ственность, доброта, взаимное самопожертвование); правда (безмерная честность, доверчивость, совестливость, верность слову, искренность); равенство (признание и уважение прав другого, справедливость, товарищество); репутация (стремление к положительному мнению в обществе о себе, поддержание положительной репутации, высокие требования к себе, законопослушание); достоинство (ощущение собственной значимости в общественном деле, умение признавать в себе и в других положительные качества, интеллигентность); мир (дружелюбие, уважение чужой самобытности, терпимость к чужим мнениям, поведению, умение ладить с другими, миротворчество), профессионализм (знания, овладение мастерством, труд, востребованность в обществе, духовно-нравственное самосовершенствование и самореализация).
Высшие (абсолютные) духовно-нравственные ценности семьи: любовь (духовная привязанность, заботливость, ответственность членов семьи друг за друга, доверительность, моральная поддержка, жалостливость, нравственная красота, жертвенная родительская любовь, активный интерес к любимому человеку, улавливание настроения любимого человека); уважение (видеть в человеке личность, уважение его интересов, стремлений, достоинств, эмоционально-ценностное отношение к близким, свобода, выбор, порядочность, уважение индивидуальности, бескорыстное отношение к другому); целомудрие (скромность, стыдливость, чистота души, честность, порядочность, верность, воздержание); истина (верность, правильное отображение действительности в мыслях, чувствах, поступках, духовная общность детей и родителей, рефлексия); культура (материальные и духовные ценности, создаваемые человечеством в процессе культурно-исторического развития, чтение, музыка, художественно-изобразительное творчество, театр, музеи, национальное и культурное достояние); добро (доброжелательность, добротоделание, добротолюбие, гуманность, сострадание, чуткость); вера (святыни, покаяние, самоанализ, духовная рефлексия, избегание внутренней лени); надежда (опти-
мистичность, жизнерадостность, толерантность); красота (полнота прекрасных чувств, эмоций, переживаний, восхищение); соборность (Бог, милосердие, сопереживание, отзывчивость, святыни, духовное единство, послушание, почитание старших, духовный подвиг, семья — «малая Церковь» (С. С. Куломзи-на), смирение, дух самоуправления).
Таким образом, стремительное изменение духовно-нравственных ценностных ориента-ций в течение последних десятилетий, во многом повлиявших на развитие взаимоотношений внутри семьи, возрастающая ценность эмоционально-психологической стороны семейной жизни резко повышают уровень ожиданий по отношению к семейной жизни, к выполнению роли семьянина, реализовать которые многие супруги просто не в состоянии в силу культурных традиций общества и своих индивидуальных особенностей. Поэтому в ситуации кризиса воспитания, глобальной дисфункциональности семейных отношений, утрате семейных ценностей, приоритета личных интересов над семейными, своевременное и всестороннее воспитание духовно-нравственных ценностей старшеклассников при взаимодействии семьи и школы, воспитание будущего семьянина, ответственного и осознанного родительства, может решить психолого-педагогические проблемы современной семьи. Для полноценной реализации роли семьянина и, как следствие, благополучного бытия семьи, формирования духовности школьников необходим ряд обстоятельств: защита интересов семьи в целом и отдельных ее субъектов (родителей, детей, мужа, жены), адекватная репрезентация и признание всех ее составляющих в разных сферах духовной культуры, воспитание будущего семьянина на основе духовно-нравственных ценностей, многоаспектное взаимодействие семьи, школы и других общественных институтов, отвечающих за сохранение и развитие личности и за развитие комплекса семейных ценностей. Все сказанное подтверждает значимость рассматриваемой проблемы и обусловливает актуальность и своевременность данного исследования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гноевая О. Н. Становление готовности старших учащихся к семейной жизни в условиях деятельности психолого-педагогического отделения реабилитационного центра: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Петропавловск-Камчатский, 2006. 24 с.
2. Зелевская Н. А. Ценностный подход к проблеме семейного воспитания / Н. А. Зелевская // Образование. 2004. № 6. С. 16-25.
3. Николина В. В. Дети, молодежь и духовность: ценности и цели / В. В. Николина // Воспитание. ценности и цели: Науч.-метод. сб. Н. Новгород, 2004. С. 6-15.
4. Панкова Л. М. Человек и семья: философский анализ формирования культуры брачно-семейных отношений: Дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2006. 385 с.
5. Русецка А. М. Формирование культурных ценностей у ребенка в польской семье: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2007. 45 с.
6. Узденова Е. К. Формирование у старшеклассников ценностного отношения к родительству как основе полноценной семьи: Дис. ... канд. пед. наук. Карачаевск, 2006. 223 с.