УДК 371. 044.3
С. П. Акутина
ФОРМИРОВАНИЕ ОСОЗНАННОГО РОДИТЕЛЬСТВА У СТАРШЕКЛАССНИКОВ КАК ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ ИМПЕРАТИВ
Аннотация. Рассматриваются вопросы формирования духовно-нравственных ценностей у старшеклассников, выявлены точки зрения ученых на формирование ответственного родительства в различных философских концепциях, изучен психологический феномен родительства, функции культуры семейнобрачных отношений, компонентная структура родительства, формирование ответственного родительства у старшеклассников через организацию факультативного курса «Ответственное родительство как основа формирования духовно-нравственных ценностей личности».
Ключевые слова: духовно-нравственные ценности, осознанное родительство, компонентная структура родительства, культура семейно-брачных отношений.
Abstract. Annotation: in the article the author describe the questions of the forming of the moral ethical values among senior students, there are underlined different scientific points of view regarding forming the responsible parenthood among senior students in different philosophical concepts, there’s studied the psychological phenomena of the parenthood, functions of the culture in the marriage family relationship, the componential structure of the parenthood, the forming of the responsible parenthood among senior students via the organized additional course «Responsible parenthood, as a basic forming element of the moral ethical values of the personality».
Keywords: moral ethical values, responsible parenthood, componential structure of the parenthood, culture of the marriage family relationship.
Семьянин - одна из традиционных социальных ролей личности, которая реализуется в семье и предполагает нормативно одобренные формы поведения в рамках семьи, ожидаемые от индивида. Роль личности, вслед за Е. И. Зритневой [1, с. 35], Н. И. Шевандриным, мы рассматриваем как социальную функцию личности, соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений [2, с. 531]. Мы согласны с точкой зрения Е. И. Зритневой, А. В. Мудрика и других ученых, которые указывают, что удовлетворенность брачно-семейными отношениями в современных условиях зависит от нескольких групп факторов. Самая объемная группа факторов -личностные. Они реализуются в роли семьянина и ответственного отношения к родительству: позитивное отношение к партнеру и другим членам семьи, эмоциональная удовлетворенность отношениями (выражение любви, уважения, взаимопомощь, содействие росту личностных притязаний друг друга, ощущение единства семьи, эффективность общения и пр.), ролевое взаимодействие между членами семьи (соответствие исполнения ролей ожиданиям, четкость ролевой регламентации), взаимодействие (общность хозяйственных обязанностей, степень взаимодействия по достижению семейных целей, эффективность решения межличностных проблем).
Роль воспитания как сознательной, целенаправленной деятельности общества по формированию у молодого поколения нужных духовных и физических качеств постоянно возрастает. Сегодня «большинство родителей хо-
1ЗЗ
тели бы видеть своих детей культурными и разносторонне развитыми, воспитанными и успешными в жизни» [3, с. 236-237]. На этом естественном стремлении и строятся отношения между школой и семьей. Данное положение конкретизирует М. В. Рожков, выделяя следующие «общие задачи воспитания детей», на решение которых направлено сотрудничество педагогов и семьи: обеспечение качественного образования; развитие профессиональных интересов и подготовка детей к сознательному выбору профессии; формирование нравственности и культуры поведения у учащихся; подготовка школьников к семейной жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни [4, с. 354].
Наши исследования показали, что если в отношении традиционных семейных ценностей (уважение членов семьи друг к другу, верность, ответственность, любовь, взаимопонимание, ответственное родительство) можно констатировать много общего, то в определении духовных ценностных доминант и идеологических ориентиров существуют принципиальные различия. Они отражают собой разные мировоззренческие тенденции и, соответственно, обуславливают специфику выбора культурно-педагогических практик, оздоровительных, образовательных и воспитательных методик. Программные различия в идеологических основаниях определяют собой три ведущие стратегии, сориентированные, по сути, на разные «культурные миры». Это -во-первых, мир Запада с запросами постиндустриального общества, во-вторых - мистический мир Востока и, в-третьих, мир самобытной российской культуры, ее традиции.
Проанализируем концептуальные подходы и выявим различия на семейные ценности, формирование ответственного родительства.
Отличительной чертой первого идеологического основания («Запад») является ставка на интеллектуализм. Домашнюю среду отличает обилие всевозможных таблиц, схем, развивающих игрушек. Для родительских ожиданий характерна высокая ставка на личный успех, понимаемый как достижение социальной устроенности, материального благополучия и определенного общественного положения.
Вторым идеологическим основанием в ткани родительских увлечений конца XX в. является философия ряда эзотерических учений («Восток»), их идеологи - теософы, антропософы начала XX в.: Е. Блаватская, А. Безант, Р. Штейнер, Н. и Е. Рерихи, а также всевозможные последователи и создатели новых доктрин. Востребованность неомистических учений в родительской культуре 90-х гг. XX в. вполне резонно заполняет образовавшийся «духовный вакуум» после десятилетий господства в нашей стране атеистической философии на фоне забвения отечественной религиозной традиции. Они привлекают тех, кто ищет не схем и методик, но возможностей «духовного совершенствования» самих себя и своих детей. Это вылилось в форме популяризации всевозможных нетрадиционных оздоровительных практик, водных родов и систем специальных занятий с младенцами (усиленные акватренировки, сопряженные с дыхательными практиками, «бэби-йога» и пр.). Примечательно, что адресатами сугубых родительских усилий в этой парадигме стали именно младенцы, причем начиная с внутриутробного состояния, которому придается особое значение. «Воспитание до рождения», «Роды глазами ребенка», «Мягкое рождение», «Снижение психологической травмы рождения», «Воссоединение с матерью после родов» - эти темы отражают достижения пери-
натальной психологии на тот период вкупе с мистическими настроениями. Между тем они становятся ключевыми в ходе радикального поворота от пассивной роли родителей в вопросах вынашивания и рождения малыша к ответственной и активной, переключают внимание от недомоганий матери на деятельное сопереживание состоянию ребенка. Именно в рамках такого подхода впервые произносится понятие «сознательное родительство». В культурную жизнь страны возвращаются традиционные представления о духовности и религиозности, движение «сознательного родительства» освобождается от оккультных влияний, оставаясь для множества людей начальной школой материнства и отцовства.
Концептуальная ориентация на отечественные культурно-исторические и духовные традиции отличает третье направление в культуре родительства («Традиция»). Определяющими в понимании «традиционности» здесь выступают не внешний уклад жизни и механическое копирование, воспроизведение старых форм, но ценностно-смысловое «прочтение» русской культуры и способы трансляции ее ценностей миру детства. Культурным образцом здесь выступает совестливая, цельная духовная личность; духовный идеал - подвижничество, святость. В культурно-педагогической практике семьи образование идет рука об руку с воспитанием. Колыбельная песня и другие жанры материнского фольклора, народная игра и сказка, элементы художественных промыслов и рукоделия, годовой строй календарных праздников востребованы тут как проверенные временем средства, с которых начинается открытие перед ребенком культуры своей Родины - поэтики ее языка, высоты идеалов. В русле данного направления отсутствует ограничение возрастной адресности: родительское попечение равно сопровождает перинатальное развитие ребенка, младенчество, дошкольное детство, отрочество. Совместное чтение, семейный просмотр и обсуждение кинофильмов, собирание библиотек и видеотек, музеи, концерты, театры, экскурсии, путешествия и паломнические поездки могут быть названы как приметы семейного досуга и общения.
Значительным вкладом в добрачное воспитание является созданная В. А. Сухомлинским теория воспитания духовно-нравственной готовности к любви и семейной жизни. Педагог в «Письмах к сыну» обращался ко всем молодым людям: «Любовь - это самый строгий экзамен человечности... Без глубоко развитого чувства уважения человеческого достоинства не может быть настоящей человеческой привязанности» [5]. В 70-е гг. в Павлышской средней школе, возглавляемой В. А. Сухомлинским, был впервые введен учебный предмет «Культура взаимоотношений в семье». «Воспитывая матерей и отцов, мы закладываем основы воспитуемости будущих поколений» [6]. Сегодня, как никогда, актуальна мысль, высказанная педагогом более тридцати лет назад, о том, что «пришло время создавать идеальную семью, идеальные взаимоотношения между матерью и отцом, между детьми и родителями» [7, с. 12]. Подготовка молодого поколения к любви, созданию семьи, по В. А. Сухомлинскому, состоит из нескольких направлений: социального, психологического, юридического, экономического, биологического и педагогического. Семья и школа - основные социальные институты, которые могут развивать подрастающее поколение в указанных направлениях.
Психологический феномен родительства наиболее последовательно и системно изучен в работах Р. В. Овчаровой. Основываясь на теоретическом
анализе большого количества социологических, психологических и педагогических исследований (А. И. Антонов, В. В. Бойко, В. А. Борисов, А. Г. Вишневский, Л. Я. Гозман, В. Н. Дружинин, И. С. Кон, Г. Г. Филиппова, Л. Б. Шнейдер, Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкий), Р. В. Овчарова определяет родительство как интегральное образование личности (отца и(или) матери), включающее совокупность ценностных ориентаций родителя, установок и ожиданий, родительских чувств, отношений и позиций, родительской ответственности и стиля семейного воспитания, и подчеркивает, что родительство не является суммой двух слагаемых - отцовства и материнства, поскольку проявляется как на субъективно-личностном, так и на надиндивидуальном уровне.
На наш взгляд, достаточно полное определение родительства дает М. О. Ермихина: <Родительство - осознание духовного единства с брачным партнером по отношению к своим или приемным детям, представляющее собой интегральное психологическое образование личности, включающее совокупность ценностных ориентаций родителя, установок и ожиданий, родительских чувств, отношений и позиций, родительской ответственности и стиля воспитания» [8, с. 7]. Каждый компонент содержит эмоциональные, когнитивные и поведенческие составляющие. Когнитивная составляющая ценностных ориентаций супругов характеризуется тем, что информация в ней находится на уровне убеждений. Прежде всего, это убеждения в приоритетности каких-либо целей, типов и форм поведения, а также убеждения в приоритетности каких-либо объектов в некоторой иерархии. Эмоциональная составляющая реализуется в эмоциональной окраске и оценочном отношении наблюдаемого явления. Именно эмоциональный аспект, определяющий переживания и чувства человека, показывает значимость той или иной ценности, является своеобразным маркером определения приоритетов. Поведенческая составляющая может быть как рациональной, так и иррациональной; главное в ней - направленность: на реализацию ценностной ориентации, достижение значимой цели, защиту той или иной субъективной ценности и т.д. [8, с. 7].
М. О. Ермихина включает в компонентную структуру родительства следующее: семейные ценности, представляющие сплав эмоций, чувств, убеждений и поведенческих проявлений; родительские установки и ожидании, представляющие собой относительно устойчивое явление, содержание которого включает амбивалентные элементы эмоционально-ценностного отношения и может изменяться в определенных пределах (А. А. Бодалев, В. В. Столин, 1989); родительские чувства - особая группа чувств, занимающая особое место по значимости в жизни человека среди других эмоциональных связей; одно из основных чувств - родительская любовь - источник и гарантия эмоционального благополучия человека, поддержания физического и психического здоровья (А. С. Спиваковская, 1998); родительские позиции, представляющие собой реальную направленность взаимодействия с ребенком, в основе которой лежит сознательная или бессознательная оценка ребенка (А. С. Спиваковская, 1981); родительская ответственность, имеющая в своей основе дуальную природу: это ответственность перед социумом и перед безличной природой (своей совестью); член семьи может нести ответственность за других отдельных членов семьи (жену, мужа, детей) и за семью в целом; роль лидера, главы семьи предполагает именно ответственность за семью в целом: и не просто за отдельных близких людей, а за социальную группу как целое (В. Н. Дружинин, 2000); стиль семейного воспитания, яв-
ляющийся выразителем взаимодействия вышеперечисленных компонентов, его проявление наиболее очевидны; стиль семейного воспитания в большей степени, по сравнению с другими компонентами родительства, детерминирует личностное становление и развитие ребенка.
Необходимо подчеркнуть, что в современной педагогике формирование ответственного родительства у молодежи как самостоятельное направление не выделяется, нет определения и добрачного воспитания молодежи. Вместе с тем низкие социально-демографические показатели российской семьи, деградация внутрисемейных отношений, отсутствие семейных ценностей в обществе говорят о необходимости изменить сложившуюся ситуацию. Как бы мы не рассматривали то, что происходит в начале XXI в. с семьей - как плюрализм форм брака, родительства и семьи или же как полный упадок брачно-семейных отношений, очевидно одно: в современных условиях государство должно выделить следующие приоритетные направления - воспитание будущего семьянина и ответственного, осознанного родительства. Нам близка научная позиция Е. И. Зритневой, определяющей «добрачное воспитание» как неотъемлемую составную часть общей системы воспитания подрастающего поколения: «Воспитание будущего семьянина - это сложный социально-педагогический процесс помощи ребенку, протекающий как целенаправленное регулирование освоения личностью роли семьянина. Воспитание будущего семьянина включает в себя формирование ценностного образа семьи, установки на вступление в брак, формирование и развитие качеств личности, ее знаний, умений и навыков, позитивно ценных для брачно-семейной жизни. Главным критерием воспитания выступает готовность личности к семейной жизни» [1, с. 50].
О. В. Белоус, Л. В. Саркиян в своих исследованиях хотя и не акцентируют свое внимание на терминологии ответственного родительства, но, тем не менее, подразумевают, что подготовка старшеклассников к семейной жизни включает в себя следующие концепты: повышение ответственности молодежи перед брачной и семейной жизнью, увеличение социальной престижности отцовства и материнства, повышение психологической готовности юношей и девушек к браку, предоставление им необходимых знаний по гигиене и уходу за ребенком, психологии дошкольного возраста, детской психологии, психогигиене сексуальной жизни, основным проблемам взаимоотношений между супругами, освещение вопросов рационального ведения домашнего хозяйства, эффективной и экономной организации бюджета семьи. Безусловно, что все эти задачи должны быть решены в условиях достижения готовности молодежи к семейной жизни [9, с. 73-74].
Вслед за Е. И. Зритневой, М. О. Ермихиной, Р. В. Овчаровой мы утверждаем, что осознанное (ответственное) родительство включает в себя:
- осознанность когнитивной составляющей семейных ценностей, установок и ожиданий родителя, родительских позиций, чувств, родительского отношения, родительской ответственности, стиля воспитания;
- понимание себя, своих реакций, мотивов родительского поведения, осознание родительской составляющей своей личности (Э. Берн, 1988);
- понимание своего супруга, его реакций, мотивов родительского поведения;
- осознание родительского единства себя и своего брачного партнера, включая потребность в родительском единстве (осознание себя родителями, а не только матерью и отцом);
- развитость, устойчивость и комплементарность компонентов в интегральной психолого-педагогической структуре родительства.
Готовность к семейной жизни, т.е. к осознанному, ответственному родительству, - важнейший показатель социальной зрелости и психического здоровья молодежи. Отсутствие этой готовности у человека - источник его личностной и общественной нестабильности. Предварить эту проблему необходимо еще на ступени раннего юношеского возраста, наиболее сензитивного для формирования духовно-ценностных установок. В учебном заведении, используя возможности дополнительного образования, наряду с решением других задач, важно осуществлять задачу педагогического обеспечения готовности старших учащихся к семейной жизни. Осмысливая основу становления готовности старших учащихся к семейной жизни, мы определили ее как формирование ценностного содержания представления о семье.
Важное значение в системе подготовки старшеклассников к ответственному родительству и, как следствие, формирование духовно-нравственных ценностей семьи играет культура брачно-семейных отношений, т.к. она отражает уровень духовного, личностного развития человека. Вслед за Л. М. Панковой мы утверждаем, что культура брачно-семейных отношений является сложным и многогранным явлением, охватывает все стороны жизни семьи, вследствие чего она призвана выполнять несколько главенствующих социально-нравственных функций: гносеологическую (познавательную), информационную, или функцию передачи социального опыта прошлых поколений молодежи, коммуникативную функцию культуры брачно-семейных отношений, регулятивную, нормативную, гуманистическую [11, с. 52-55].
Соглашаясь с мнением Л. М. Панковой, мы считаем целесообразным выделение еще одной функции культуры брачно-семейных отношений -духовно-ценностной. Духовно-ценностная функция культуры брачно-семейных отношений предполагает создание семьи, основанной на высоких духовнонравственных позициях и ценностных ориентациях. Духовные и общечеловеческие ценности - это основа в создании и воспитании личностной ценностной структуры человека, которая является фактором становления его членом общества. Как правило, личностные ценности отличаются осознанностью, а в сознании человека они отражаются в виде ценностных ориентаций и способствуют социальной регуляции поведения индивида, а также взаимоотношений людей. Говоря о структуре личности, нельзя не коснуться понятия «ценностные ориентации» в системе выстраивания культуры брачно-семейных отношений. Как указывает в своих исследованиях Е. Н. Шиянов: «В мире ценностей происходит усложнение стимулов поведения человека и причин социального действия. На передний план выступает не то, что необходимо, без чего нельзя существовать, т.к. эта задача решается на уровне потребностей, и не то, что выгодно с точки зрения материальных условий бытия, - это уровень действия интересов, а то, что соответствует представлению о назначении человека и его достоинстве, те моменты мотивации поведения, в которых проявляются самоутверждение и свобода личности. Это и есть ценностные ориентации, которые затрагивают структуру самосознания, субъективные потребности человека» [11, с. 34]. Демократизация всех сфер нашей жизни требует существенного ускорения процесса распространения идеи, что семья -духовная ценность. Основные задачи системы подготовки юношества, моло-
дежи к ценностям семьи, на наш взгляд, сводятся к следующему: 1) широкая пропаганда положительного опыта семьи и семейного воспитания; 2) формирование у молодежи высоких духовно-нравственных ориентаций; 3) расширение знаний о семье, закономерностях ее развития, традициях и обычаях семьи, семейного уклада, психологии пола; 4) взаимодействие семьи и школы по воспитанию духовно-нравственных ценностей семьи; 5) формирование ответственного родительства среди всех субъектов воспитательного процесса (старшеклассники, студенты, родители, педагоги) через просветительскую работу, создание специальных программ и курсов.
Предметом нашего экспериментального исследования было изучение духовно-нравственных ценностей старшеклассников и отношение их к созданию своей будущей семьи, формированию осознанного родительства. В исследовании приняло участие 1022 школьника. Нами была разработана анкета «Отношение школьников к созданию своей будущей семьи», которая содержала ряд вопросов, логично дополняющих и раскрывающих возможность выявления интересующей нас проблемы: формирование ответственного родительства. Свою будущую семью старшеклассники представляют как «дружную, крепкую, с пониманием относящуюся к проблемам членов семьи, оказывающую помощь в трудной ситуации», т.е. для старшеклассников очень важна ценность семьи и семейно-брачных отношений. О своей будущей семье разговаривают со своими родителями лишь 9 % из числа опрошенных; 84 % респондентов не хотят, чтобы их семья была похожа на родительскую, что свидетельствует о непростых взаимоотношениях в семьях. Среди девушек считают главой семьи мужчину - 47 %; юноши ответили на данный вопрос практически однозначно: «главой семьи должен быть мужчина» - 86 %, а 14 % - за равноправные отношения в семье. Достаточно важным для нашего исследования было отношение к вопросу о необходимости введения специального курса в школе по формированию ответственного родительства и подготовке к семейной жизни. Ответы распределились следующим образом: 71 % опрошенных девушек-старшеклассниц ответили утвердительно, 24 % -затруднились ответить, 5 % - относятся к этому отрицательно; 46 % юношей ответили положительно, 27 % - отрицательно, 27 % - затруднились ответить. Мы пытались в нашем исследовании выявить и гендерный аспект духовноценностного отношения к семье, семейным ценностям как основе ответственного отношения к созданию своей будущей семьи. Так, среди «качеств, необходимых человеку для жизни и воспитания потомства», опрошенные девушки-старшеклассницы чаще всего назвали: «хороший семьянин» (75,1 %), «заботливый отец» (81,7 %), «богатый муж» (93 %), тогда как юноши-старшеклассники выделили «самостоятельность, нацеленность на достижение личного успеха в жизни» (62,1 %), при этом качества семьянина указали только 12,9 % юношей. Таким образом, в ходе констатирующего эксперимента нами были обозначены проблемы, которые требуется решить в ходе формирующего эксперимента: необходимы разработка и внедрение в учебновоспитательный процесс общеобразовательных школ специальных программ и курсов по формированию осознанного родительства у старшеклассников; выработка семейных духовно-нравственных ценностей; поиск новых форм и методов формирования ответственного родительства.
В процессе экспериментального исследования нами был организован факультативный курс «Ответственное родительство как основа формирова-
ния духовно-нравственных ценностей личности». Учащимся было предложено глубокое изучение материала по тематике, а также возможность самостоятельного изучения актуальных вопросов о семье, нравственных семейных ценностях, ответственном родительстве. Степень успешности вводимого факультатива зависела от следующих условий: от использования психологопедагогической, социологической, философской, экономической, медицинской, юридической литературы по вопросам семьеведения и фалилистики; от осуществления межпредметных связей - истории, обществоведения, анатомии и физиологии, литературы, биологии и других дисциплин, изучаемых в школе; от создания условий для использования примеров из повседневной жизненной практики учащихся; от использования инновационных интерактивных технологий и моделирования семейных ситуаций для успешного усвоения материала; от использования, наряду с традиционными, нетрадиционных форм проведения учебных и внеучебных занятий (деловые игры, пресс-конференции, соревнования, зачеты, конкурсы, аукционы, лекции, КВНы, театрализованные представления, занятия по саморефлексии, тренинги и др.).
В ходе опытной деятельности нами была разработана специальная учебная программа занятий «В семейном кругу - все корни твои» в рамках факультативного курса, включающая ряд учебных проектов, которая затем была реализована в работе со старшеклассниками экспериментальных классов учителями гуманитарного цикла (истории, географии, литературы, культурологии), классными руководителями, социальным педагогом или педаго-гом-психологом. Отметим, что в состав Программы входили проекты разных типов - индивидуальные и групповые; исследовательские, творческие, прак-тико-ориентированные, информационные, ролевые. Отметим задачи программы «В семейном кругу - все корни твои»: стимулирование у старшеклассников интереса к собственной семье и ее истории, изучение ими семьи; интеграция семьи и школы посредством вовлечения членов семьи в совместное со старшеклассниками выполнение учебных проектов Программы; воспитание духовно-нравственных ценностей в процессе взаимодействия друг с другом при выполнении групповых проектов, взаимодействия с семьей; формирование ответственного родительства. В качестве примера приведем занятие на общую тему «Родительский дом - начало начал». В состав этих занятий входит следующий цикл упражнений: «Свет в окне», «В каждом есть Солнце», «Семья для меня - это.», «Яблоневое дерево семейных ценностей», «Семейный хоровод», «Семейный контракт», «Как сложится ваша супружеская жизнь?»; ролевая игра «Сведи Бог вас и накорми нас» (подготовка старшеклассников к семейной жизни, осознанному родительству); диспут «О любви, семье и браке». При проведении занятий повысился уровень ответственности старшеклассников к созданию будущей семьи, произошла переоценка духовно-нравственных ценностей.
После всех обучающих занятий было проведено анкетирование старшеклассников по разработанной анкете на предмет формирования ответственного родительства. Ответы распределились следующим образом: 93 % девушек и 69 % юношей отметили значимость проводимого факультативного курса на установку формирования ответственного родительства; 7 % девушек и 25 % юношей - затруднились ответить; 0 % девушек и 6 % юношей посчитали, что предложенный факультативный курс не формирует отношения к ответственному родительству. Таким образом, из полученных эксперимен-
тальных данных видно, что предложенный и реализованный факультативный курс имеет положительное значение в формировании ответственного родительства у старшеклассников. Приведем лишь некоторые высказывания школьников: «Общение с преподавателями и одноклассниками помогло мне пересмотреть мои взгляды на будущее. Свою семью, какой она должна быть, я вовсе не представлял, и хотя в ближайшие лет 10 я не планирую создание семьи, так как хочу получить сначала образование, встать на ноги, но я четко знаю, что семья - это такая ответственность, к которой надо серьезно готовиться, и прежде чем предпринять попытки создания, все хорошо взвесить» (Артем Д.), «Мне понравилось больше всего занятие «Семейный контракт». Я поняла, что можно составить тысячу договоров, но если нет в семье любви, уважения, ответственности друг перед другом и самим собой, ни один, даже самый грамотный, контракт не поможет сохранить семью» (Ирина А.); «Сначала очень не хотелось посещать данный факультатив - после основных занятий хотелось быстрее уйти домой, да и думал: что это мне может дать и зачем? Я же не собираюсь сейчас жениться. Но постепенно так увлекся, что стал ждать с нетерпением пятницы, чтобы поразмыслить, подискутировать» (Евгений Л.); «Не ошиблась в своих ожиданиях. Курс мне помог посмотреть другими глазами и на нашу семью. Поняла, что создание семьи - очень ответственный шаг в жизни человека, и к этому нужно готовиться терпеливо и внимательно» (Анна А.).
Таким образом, формирование осознанного родительства у старшеклассников включает в себя несколько основных положений, разработанных нами в ходе научного исследования:
1. Формирование ответственного родительства охватывает все стороны жизни семьи.
2. Определяющим основанием формирования осознанного родительства является комплексное взаимодействие семьи и школы по воспитанию духовно-нравственных семейных ценностей старшеклассников.
3. Важными факторами формирования ответственного (осознанного) родительства являются разработка, внедрение в практику образовательных учреждений (школ, институтов) специальных обучающих программ по семь-еведению и пропаганда ценностного отношения к семье и браку; возрождение семейных традиций и обычаев на основе взаимодействия светского и духовного образования.
4. Взаимодействие всех социально-педагогических структур (отделов ЗАГС, социальных служб помощи семье, медико-социальных служб, учреждений культурно-просветительской направленности, комитетов самоуправления, средств массовой информации) по формированию у молодежи ответственного родительства как духовно-нравственного императива на всех уровнях (федеральном, региональном, местном) окажет позитивное воздействие на проблему создания семьи и ответственного к ней отношения.
Список литературы
1. Зритнева, Е. И. Воспитание будущего семьянина в современной России : дис. ... д-ра пед. наук / Е. И. Зритнева. - Ставрополь, 2006. - 370 с.
2. Шевандрин, Н. И. Социальная психология в образовании / Н. И. Шевандрин. -М. : ВЛАДОС, 1995. - 544 с.
3. Подласый, И. В. Педагогика. Новый курс : учебник для студентов пед. вузов : в 2 кн. / И. В. Подласый. - М. : ВЛАДОС, 2000. - Кн. 2: Процесс воспитания. -256 с.
4. Рожков, М. И. Теория и методика воспитания : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова. - М. : ВЛА-ДОС-ПРЕСС, 2004. - 384 с.
5. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский. - Киев : Радянська школа, 1974. - 288 с.
6. Сухомлинский, В. А. Как воспитать настоящего человека / В. А. Сухомлин-ский. - М. : Педагогика, 1989. - 286 с.
7. Сухомлинский, В. А. Гармония трех начал / В. А. Сухомлинский // Журналист. - 1970. - № 1. - С. 11-15.
8. Ермихина, М. О. Формирование осознанного родительства на основе субъективно-психологических факторов : автореф. дис. ... канд. псих. наук / М. О. Ермихина. - Казань, 2004. - 23 с.
9. Белоус, О. В. Проблема содержания семейных отношений и отношения молодежи к феномену семьи / О. В. Белоус, Л. В. Саркисян // Психологические проблемы современной семьи : материалы третьей Международной научной конференции : в 2 ч. (г. Москва, 16-18 октября 2007 г.). - М., 2007. - Ч. 1. - 536 с.
10. Панкова, Л. М. Человек и семья: философский анализ формирования культуры брачно-семейных отношений : дис. . д-ра филос. наук / Л. М. Панкова. -СПб., 2003. - 385 с.
11. Шиянов, Е. Н. Аксиологические основания процесса воспитания / Е. Н. Шия-нов // Педагогика. - 2007. - № 10. - С. 33-35.
Акутина Светлана Петровна
кандидат педагогических наук, доцент, заместитель декана психолого-педагогического факультета, Арзамасский государственный педагогический институт им. А. П. Гайдара
E-mail: sakutina@mail.ru
Akutina Svetlana Petrovna Candidate of pedagogical sciences, associate professor, vice dean of psychological-pedagogical department, Arzamas State Pedagogical Institute named after A. P. Gaydar
УДК 371.044.3 Акутина, С. П.
Формирование осознанного родительства у старшеклассников как духовно-нравственный императив / С. П. Акутина // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2009. -№ 1 (9). - С. 133-142.