кие ориентации, имеет в своем активе такие качества, как цельность, надежность, верность принципам служения Отечеству, способность к волевым усилиям для достижения идеалов и ценностей, активность жизненной позиции, упорство в достижении цели.
Чувство патриотизма выражается в определенном отношении к предметам и явлениям окружающей действительности, в помыслах и действиях человека. Служит развитию
гражданственности как неотъемлемой части развитых ценностно-патриотических ориен-таций, которые выполняют в структуре личности регулирующую, смысловую и мотива-ционную функции.
Поэтому главное в патриотической работе не упустить тот правильный духовно-нравственный настрой, который и способен сделать человека настоящим гуманистом, гражданином и защитником своей страны.
Примечания
1. Алексеева Б. Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психол. журн. 1984. Т. 5. № 5. С. 63—70.
2. Анцыферова Л. И. Психология формирования и развития личности // Человек в системе наук. Москва, 1989. С. 426—433.
3. Латышина Д. И. История педагогики. Москва : Гардарики, 2005.
4. Попов А. И. Патриотические ценностные ориентации школьников [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.psyhodic.ru/arc.php?page=1617
5. Радищев А. Н. Избранные сочинения. Москва, 1952.
6. Философский энциклопедический словарь / гл. редакция: Л. ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. Москва : Советская энциклопедия, 1983.
7. философский энциклопедический словарь. Москва, 1989.
^Условия формирования духовно-
нравственных ЦЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ:
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
УДК 37.013
В. А. Павлова
Московский государственный университет культуры и искусств
Данная статья посвящена осмыслению проблемы формирования духовно-нравственных ценностей в подростковом возрасте в современной пореформенной России. Рассматривается значение трех основных компонентов при формировании духовно-нравственных ценностей подростка, таких как урочная деятельность, внеурочная деятельность и семейное воспитание.
Ключевые слова: духовно-нравственные ценности, подросток, урочная деятельность, внеурочная деятельность, семейное воспитание.
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 5 (55) сентябрь-октябрь 2013 121-124
121
V. A. Pavlova
Moscow State University of Culture and Arts
CONDITIONS OF FORMATION OF SPIRITUAL AND MORAL VALUES OF TEENAGERS: PEDAGOGICAL ASPECT
This article is devoted to judgment of a problem of formation of spiritual and moral values at teenage age in modern post-Reform Russia. Value of three main components is considered when forming spiritual and moral values of the teenager, such as fixed activity, extracurricular activities and family education.
Keywords: spiritual and moral values, teenager, fixed activity, extracurricular activities, family education.
Гражданское общество в России находится в стадии становления, неизбежно подвергаясь воздействию препятствующих его формированию факторов. Среди этих факторов следует назвать высокий уровень преступности, терроризм, обострение этнических конфликтов, деградацию культурной сферы. Поэтому духовно-нравственные ориентиры подростков в пореформенной России оказались размыты, участились случаи подростковой преступности, девиантного поведения.
Вышеуказанные проблемы современного общества ставят задачу формирования устойчивых духовно-нравственных свойств личности, и в первую очередь это касается подростков. Решить эту задачу можно через изменение среды, которую составляют семья, образовательные учреждения и учреждения дополнительного образования. Не последнюю роль здесь играют средства массовой информации, оказывающие неоднозначное и часто пагубное воздействие на подростка.
К системе духовно-нравственных ценностей объективно относят: совесть, долг, чувство ответственности, гражданственность, патриотизм, терпение, милосердие, способность различать добро и зло, проявление доброй воли.
Для педагогики тема формирования духовно-нравственных ценностей не является новой. Она осмыслена в трудах таких учёных, как А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский, В. франк, С. Т. Шацкий и др.
Тем не менее, реалии современной России заставляют заново осмыслять вопросы формирования духовно-нравственных ценностей
подростков, вносить новые элементы в систему их воспитания. Доктор педагогических наук, профессор Т. И. Петракова о проблемах пореформенной России пишет так: «Наиболее восприимчивыми к негативным воздействиям, в силу несформированности мировоззренческих позиций, оказались дети, подростки, молодёжь, поддавшиеся влиянию "рынка", низкопробных образцов массовой культуры, криминальных структур, деструктивных сект. Не имея опоры внутренней, молодёжь утратила поддержку внешнюю (семьи, школы, молодёжных общественных организаций, здоровых неформальных объединений), поскольку российское общество продолжительное время пребывало в состоянии растерянности: старые, социалистические идеи полностью отрицались, западные образцы, в силу особенностей российского менталитета, не срабатывали, новая система ценностей не была обретена» [2, с. 3].
С 1 сентября 2012 года в школьную программу всех регионов России введён курс «Основы религиозных культур и духовной этики», ранее называвшийся «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Курс рассчитан на школьников 10—11 лет (4—5 класс) и базируется на трёх основных ценностях, раскрываемых в четырёх учебных блоках — семья, Отечество, культурная традиция. Первый из четырёх блоков носит название «Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества». Основная цель курса — воспитание личности гражданина Российской федерации при помощи его приобщения
к духовно-нравственным и мировоззренческим ценностям.
Существуют объективные показатели, указывающие на необходимость данного курса на протяжении всей школьной программы, а также на необходимость расширения круга поднимаемых вопросов. Следует сделать акцент на том, что формирование духовно-нравственных ценностей подростка сопряжено с рядом проблем и особенностей, характерных для этого возраста.
За подростковый возраст мы принимаем переход от детства к юности, в среднем это возраст от 11 до 15 лет. Подростковый возраст — важнейший период в жизни человека, так как именно в этот период особенно остро стоит проблема определения себя и своего места в социуме. здесь важна помощь и поддержка со стороны взрослых людей, находящихся рядом и призванных помочь подростку выработать духовно-нравственные ориентиры, которые он пронесет через всю свою жизнь. Так педагог В. А. Сухомлинский писал: «С умения чувствовать рядом с собой другого человека, понимать его интересы, стремления, согласовывать свои поступки с его человеческим достоинством — с этого начинается долг. Средоточием нравственности является долг. Долг человека перед человеком, перед обществом, перед отечеством. Долг отца и матери перед детьми, долг детей перед родителями. Долг личности перед коллективом, долг перед высшими нравственными принципами. Чувство долга — это не узы, связывающие человека. Это подлинная человеческая свобода. Верность долгу возвышает человека» [4, с. 140].
В подростковом возрасте человек нацелен на самосовершенствование, самопознание и самовыражение. Он стремится попасть сообразно своим интересам в досуговые учреждения, секции, кружки, которые также нацелены на формирование духовно-нравственных ценностей подростков. Родители должны способствовать организации дополнительного образования подростка в зависимости от его физических и интеллектуальных возможностей. Подросток не должен
быть предоставлен сам себе, выходные и каникулы рекомендуется проводить с пользой для формирования личности: посещение историко-культурных объектов, театра, этнокультурных центров и пр. Расширение кругозора, иллюстрация на конкретных историко-культурных примерах духовно-нравственных вопросов оказывают непосредственное влияние на подростка.
В данный возрастной период в части семейного воспитания нет ничего второстепенного или незначимого: «Существенное влияние на формирование личности ребенка оказывают уклад семейной жизни, традиции и условия семейного воспитания, которые в совокупности создают для ребенка ту среду, включаясь в которую, он впервые раскрывает свои социально полезные качества. Семья выступает ведущим звеном целостного педагогического процесса по воспитанию семейных духовно-нравственных ценностей детей» [1, с. 23].
Возрастает роль педагога, который является не только источником знаний, но и носителем определенных духовно-нравственных ценностей, примером реализации этих ценностей в социуме. Педагог не должен разделять урочную и внеурочную среду и, как следствие, проявлять во внеурочной среде неподобающие примеры поведения, так как личность подростка, находясь в периоде формирования, склонна к девиантному поведению при столкновении с расходящимися для него понятиями. От профессионализма педагога зависят умышленная постановка подростка перед выбором и передача необходимого объема знаний, способствующего формированию умения делать правильный выбор: речь идет о выборе между добром и злом, нравственностью и безнравственностью, участию и безучастию и пр.
Невозможно переоценить роль дополнительных послеурочных занятий, различных форм проведения внеучебного досуга: посещение секций, кружков, любительских объединений подростков. Во время получения дополнительного образования происходит: «моделирование особой воспитательной мо-тивационной среды, которая способству-
ет последовательному совершенствованию личностных (самоуважение, эмоциональное самосознание, ассертивность, ценностные ориентации), межличностных (эмпатия, социальная ответственность, межличностные отношения) и социально-культурных (знания, умения, способности, мотивы) характеристик, которые обеспечивают саморазвитие личности» [3, с. 20].
В подростковом возрасте ребенка нельзя оставлять без внимания. Подростковый период — это ещё и период полового созревания, когда подросток встречается с первой любовью, с первой дружбой и пр. По статистике 2—3% подростков, не найдя поддержки и понимания у взрослых, совершают суициды. Поэтому тренер спортивной секции, педагог музыкальной школы, мастер театральной студии и пр. несут ответственность не только по качеству занятий, но и по затрагиваемым, раскрываемым в ходе занятий духовно-
нравственным ценностям.
Последнее, на чем остановимся при рассмотрении особенностей формирования духовно-нравственных ценностей подростков, — это влияние средств массовой информации. Средства массовой информации — сильнейший агент влияния на молодежь, который может как навредить, так и помочь. Необходим отбор, подбор и систематизация информации, которая рассчитана на молодёжную аудиторию.
Таким образом, формирование духовно-нравственных ценностей подростка зависит от слаженной работы таких компонентов, как урочная деятельность, внеурочная деятельность и семейное воспитание, оказывающих духовное, социальное, педагогическое и психологическое воздействие. Именно указанные компоненты нацелены сформировать у подростка необходимые ориентиры, которые он пронесёт через всю свою жизнь.
Примечания
1. Акутина С. П. формирование у старшеклассников семейных духовно-нравственных ценностей в условиях взаимодействия семьи и школы : автореф. дис. ... доктора педагогических наук. Нижний Новгород, 2010.
2. Петракова Т. И. Гуманистические ценности образования в процессе духовно-нравственного воспитания подростков : автореф. дис. ... доктора педагогических наук. Москва, 1999.
3. Рябов С. В. Развитие нравственно-эмоционального потенциала подростков в учреждения дополнительного образования детей : автореф. дис. . кандидата педагогических наук. Москва, 2011.
4. Сухомлинский В. А. Разговор с молодым директором школы. Минск, 1988.
сССОИСК ПЛАСТИЧЕСКИХ ФОРМ САМОВЫРАЖЕНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ В БАЛЕТНЫХ СТУДИЯХ
1920-х ГОДОВ В РОССИИ
УДК 379.8(091):792.8
В. В. Догудовский
Московский государственный университет культуры и искусств
В статье анализируются исторические факты развития отечественных балетных студий начала ХХ века, творческие эксперименты в области хореографической пластики и самовыражения исполнителей.
Ключевые слова: студия, хореографическая пластика, балетная самодеятельность, творческий эксперимент.
124
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 5 (55) сентябрь-октябрь 2013 124-128