Научная статья на тему 'Вопросы межведомственного взаимодействия по вопросам предупреждения экстремизма и терроризма'

Вопросы межведомственного взаимодействия по вопросам предупреждения экстремизма и терроризма Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
4
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экстремизм / терроризм / социально-экономические проблемы / этнические конфликты / социальные разногласия / межведомственное взаимодействие / правоохранительные органы / центры противодействия экстремизму / extremism / terrorism / socio-economic problems / ethnic conflicts / social differences / interdepartmental interaction / law enforcement agencies / centers for countering extremism

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кучмезов Расул Абдулмуталифович

Целью данного исследования является изучение влияния межведомственного взаимодействия на предупреждение экстремизма и терроризма. На сегодняшний день в России существует сложная криминологическая ситуация, появляются все новые угрозы со стороны криминального мира, новые виды преступлений. Отмечается и повышение уровня террористической угрозы. Террористические акты, как правило, имеют серьезные последствия. Группировки не только постепенно расширяют географию своей активности, но и проявляют активность в интернете. Они привлекают новых членов, нанимают боевиков, получают финансирование, сотрудничают с ячейками, находящимися в разных точках мира. Все это можно делать удаленно, что затрудняет выявление и поимку преступников. Задачи исследования состоят в анализе путей совершенствования межведомственного взаимодействия по вопросам профилактики и предупреждения экстремистской и террористической деятельности. Среда, в которой существуют экстремистские движения, активно сливается с террористической деятельностью. Экстремисты получают финансирование от террористических организаций, выполняют их указания, могут действовать как внутри страны, так и вредить, находясь за границей. Из этого можно сделать вывод о том, что чем выше социальная напряженность, тем активнее начинают действовать радикальные группировки. Борьба с ними является одной из наиболее стратегически важных задач для правоохранительных органов РФ. Кроме того, из-за счет совместной работы разных ведомств и целенаправленной работы Центра противодействия экстремизму можно существенно улучшить оперативную обстановку, касающуюся общественной безопасности. Совместная работа МВД и других ведомств, своевременное и грамотное реагирование на опасные проявления экстремизма и терроризма позволит если не изжить эти явления полностью, то значительно снизить их активность, нормализовать общественную безопасность в стране. Вместе с тем, важную роль играет и экономическая, политическая и социальная ситуация, поэтому совместные усилия по борьбе с экстремизмом и терроризмом должны принимать не только правоохранительные органы, но и в целом руководство страны, устраняя причины, из-за которых радикальные течения появляются.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Кучмезов Расул Абдулмуталифович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Issues of Interdepartmental Cooperation on the Prevention of Extremism and Terrorism

The purpose of this study is to study the impact of interdepartmental cooperation on the prevention of extremism and terrorism. Today in Russia there is a complex criminological situation, there are new threats from the criminal world, new types of crimes. There is also an increase in the level of the terrorist threat. Terrorist acts, as a rule, have serious consequences. Groups are not only gradually expanding the geography of their activity, but are also active on the Internet. They attract new members, hire fighters, receive funding, cooperate with cells located in different parts of the world. All this can be done remotely, which makes it difficult to identify and catch criminals. The objectives of the study are to analyze ways to improve interdepartmental cooperation on the prevention and prevention of extremist and terrorist activities. The environment in which extremist movements exist is actively merging with terrorist activities. Extremists receive funding from terrorist organizations, follow their instructions, can act both inside the country and harm while abroad. From this it can be concluded that the higher the social tension, the more active radical groups begin to act. The fight against them is one of the most strategically important tasks for the law enforcement agencies of the Russian Federation. In addition, due to the joint work of different departments and the purposeful work of the Center for Countering Extremism, it is possible to significantly improve the operational situation concerning public safety. The joint work of the Ministry of Internal Affairs and other departments, timely and competent response to dangerous manifestations of extremism and terrorism will allow, if not to completely eliminate these phenomena, then significantly reduce their activity, normalize public safety in the country. At the same time, the economic, political and social situation also plays an important role, therefore, joint efforts to combat extremism and terrorism should be taken not only by law enforcement agencies, but also by the country's leadership as a whole, eliminating the reasons why radical currents appear.

Текст научной работы на тему «Вопросы межведомственного взаимодействия по вопросам предупреждения экстремизма и терроризма»

Кучмезов P.A.

УДК 343. ГРНТИ 10.81 Е01Ч: ОООДУС

3.14. Вопросы межведомственного взаимодействия по вопросам предупреждения экстремизма и терроризма

©Кучмезов РасулАбдулмуталифович

Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, г.Нальчик, КБР, Россия [email protected]

Аннотация: Целью данного исследования является изучение влияния межведомственного взаимодействия на предупреждение экстремизма и терроризма. На сегодняшний день в России существует сложная криминологическая ситуация, появляются все новые угрозы со стороны криминального мира, новые виды преступлений. Отмечается и повышение уровня террористической угрозы. Террористические акты, как правило, имеют серьезные последствия. Группировки не только постепенно расширяют географию своей активности, но и проявляют активность в интернете. Они привлекают новых членов, нанимают боевиков, получают финансирование, сотрудничают с ячейками, находящимися в разных точках мира. Все это можно делать удаленно, что затрудняет выявление и поимку преступников.

Задачи исследования состоят в анализе путей совершенствования межведомственного взаимодействия по вопросам профилактики и предупреждения экстремистской и террористической деятельности. Среда, в которой существуют экстремистские движения, активно сливается с террористической деятельностью. Экстремисты получают финансирование от террористических организаций, выполняют их указания, могут действовать как внутри страны, так и вредить, находясь за границей. Из этого можно сделать вывод о том, что чем выше социальная напряженность, тем активнее начинают действовать радикальные группировки. Борьба с ними является одной из наиболее стратегически важных задач для правоохранительных органов РФ. Кроме того, из-за счет совместной работы разных ведомств и целенаправленной работы Центра противодействия экстремизму можно существенно улучшить оперативную обстановку, касающуюся общественной безопасности. Совместная работа МВД и других ведомств, своевременное и грамотное реагирование на опасные проявления экстремизма и терроризма позволит если не изжить эти явления полностью, то значительно снизить их активность, нормализовать общественную безопасность в стране. Вместе с тем, важную роль играет и экономическая, политическая и социальная ситуация, поэтому совместные усилия по борьбе с экстремизмом и терроризмом должны принимать не только правоохранительные органы, но и в целом руководство страны, устраняя причины, из-за которых радикальные течения появляются.

Ключевые слова: экстремизм, терроризм, социально-экономические проблемы, этнические конфликты, социальные разногласия, межведомственное взаимодействие, правоохранительные органы, центры противодействия экстремизму.

Для цитирования: Кучмезов P.A. Вопросы межведомственного взаимодействия по вопросам предупреждения экстремизма и терроризма // Пробелы в российском законодательстве. 2023. Т. 16. №4. С. 213-217. EDN: QQOAVC

Issues oflnterdepartmental Cooperation on the Prevention ofExtremism and Terrorism

©Kuchmezov RasulAbdulmutalifovich

North Caucasus Institute forAdvanced Studies (branch)

of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Nalchik, Russia [email protected]

Abstract: The purpose of this study is to study the impact of interdepartmental cooperation on the prevention of extremism and terrorism. Today in Russia there is a complex criminological situation, there are new threats from the criminal world, new types of crimes. There is also an increase in the level of the terrorist threat. Terrorist acts, as a rule, have serious consequences. Groups are not only gradually expanding the geography of their activity, but are also active on the Internet. They attract new members, hirefighters, receivefunding, cooperate with cells located in different parts ofthe world. All this can be done remotely, which makes it difficult to identify and catch criminals.

ISSN 2072-3164 (print) Том16.№4 2023 Пробелывроссийскомзаконодательстве 213

ISSN 2310-7049 (online)

The objectives of the study are to analyze ways to improve interdepartmental cooperation on the prevention and prevention ofextremist and terrorist activities.

The environment in which extremist movements exist is actively merging with terrorist activities. Extremists receive funding from terrorist organizations, follow their instructions, can act both inside the country and harm while abroad. From this it can be concluded that the higher the social tension, the more active radical groups begin to act. The fight against them is one of the most strategically important tasks for the law enforcement agencies of the Russian Federation. In addition, due to thejoint work of different departments and the purposeful work of the Center for Countering Extremism, it is possible to significantly improve the operational situation concerning public safety. Thejoint work ofthe Ministry of Internal Affairs and other departments, timely and competent response to dangerous manifestations of extremism and terrorism will allow, if not to completely eliminate these phenomena, then significantly reduce their activity, normalize public safety in the country. At the same time, the economic, political and social situation also plays an important role, therefore, joint efforts to combat extremism and terrorism should be taken not only by law enforcement agencies, but also by the country's leadership as a whole, eliminating the reasons why radical currents appear.

Keywords: extremism, terrorism, socio-economic problems, ethnic conflicts, social differences, interdepartmental interaction, law enforcement agencies, centersfor countering extremism.

For citation: Kuchmezov R.A. Issues of Interdepartmental Cooperation on the Prevention of Extremism and Terrorism//Gaps in Russian Legislation. 2023. Vol. 16. №4. Pp. 213-217. (in Russ.). EDN: QQOAVC

ВВЕДЕНИЕ

Из-за слабо контролируемых потоков переселенцев и мигрантов, а также всемирной глобализации, происходящей в том числе и в экономических процессах, в Российской Федерации наблюдается рост криминала. Это связано и с такими факторами как возникновение противоречий между этносами, разницы в их культуре и взглядах. Интеграция в мировое сообщество не может иметь только положительные стороны, вместе с ними РФ получает и ряд проблем, которые требуют оперативного решения.

Информация в современном мире стала легкодоступной, в том числе информационные технологии позволяют получить доступ ко многим инструментам, которые раньше не были доступны (например, счета граждан, работа государственных органов). Террористы и экстремисты стараются воспользоваться такой возможностью для достижения своих политических целей и нанесения вреда Российской Федерации [4; 8]. Интернет помогает им не только получить доступ к определенным ресурсам, но и искать соратников, вербовать граждан, распространять свои идеи.

Государство принимает разнообразные меры противодействия, однако у правоохранительных органов нет полноценных возможностей на сто процентов пресекать действия террористов, а также проводить профилактику среди населения. В данном случае речь идет не о какой-то определенной группировке или основному экстремистскому течению — исламскому фундаментализму, на борьбу с которым брошено много сил, но и с другими проявлениями радикальных течений, которые могут угрожать правам человека, стабильности страны.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ РАДИКАЛЬНЫХТЕЧЕНИЙ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Стоит отметить, что радикальные течения не всегда имеют религиозный характер, это могут быть и различные этнические и политические группировки. Они могут значительно угрожать общественной безопасности, особенно если учесть, что в стране пока не был достигнут высокий уровень противодействия террори-

стам как таковой.

В России существует сложная криминологическая ситуация, появляются все новые угрозы со стороны криминального мира, новые виды преступлений. Отмечается и повышение уровня террористической угрозы. Террористические акты, как правило, имеют серьезные последствия. Группировки не только постепенно расширяют географию своей активности, но и проявляют активность в интернете. Они привлекают новых членов, нанимают боевиков, получают финансирование, сотрудничают с ячейками, находящимися в разных точках мира. Все это можно делать удаленно, что затрудняет выявление и поимку преступников. Группировки часто децентрализованы и не имеют явного лидера, что также способствует усложнению борьбы с ними [5; 6].

Российская Федерация — это одно из самых больших и политически развитых государств. На территории страны проживает 182 народа, каждый имеет не только собственный язык, но и уникальные этнические особенности и традиции. Нередко между представителями разных культур возникает непонимание, чем могут пользоваться экстремисты. Кроме этого, опасность терроризма плотно связана не только с этническим фактором, но и с такими факторами как экономика, политическая стабильность, идеология, культура. Сто-итучитывать и особенности отдельно взятых регионов страны, преобладающий там менталитет.

Регионы развиваются неравномерно, в них хорошо заметны отличия на социально-экономическом уровне. Из-за этого могут вспыхивать различные конфликты, в том числе и межнациональные, территориальные. Еще одна причина обострения межнациональных отношений — мигранты. Увеличивается не только внутренняя миграция, но и ощутимый поток мигрантов из-за границы. Это нарушает с существующий в регионах баланс между народами [1]. Могут возникать вспышки национализма, религиозного радикализма, ксенофобии, растет политическое напряжение, нередкими становятся проявления экстремизма и терроризма.

Экстремизм и терроризм — это достаточно близкие друг к другу понятия; точнее, одно вытекает из другого. Экстремизм является крайней формой лю-

214 Gaps in Russian Legislation

Vol.16 №4 2023

ISSN 2072-3164 (print) ISSN 2310-7049 (online)

Кучмезов Р.А.

бой радикальной идеи, а терроризм — инструментом достижения цели такой идеи. Чаще всего такие идеи возникают на фоне миграции, социального неравенства, большого количества религий. Чем выше уровень экстремизма в стране, тем опаснее он становится. Например, в некоторых регионах РФ существуют попытки расколоть население по национальному признаку, ущемление прав людей по религиозному признаку. Это приводит к дестабилизации социально-политической обстановки [10].

Экстремистские группировки подрывают общественную безопасность, нарушают мирное сосуществование представителей различных этносов. Члены экстремистских организаций пользуются любыми методами, позволяющими им достигать своих идеологических целей. Это могут быть следующие факторы:

• Этнические и социальные разногласия.

• Социально-экономические проблемы.

• Безработица.

• Религии.

• Ничем не занятая молодежь.

• Отсутствие стабильности в стране в какой-либо сфере.

• Различные политические интересы и движения.

Важную роль играют факторы, оказывающие влияние на общественность. Учитывать надо местные и региональные условия, уровень недовольства. Экстремисты не только активно изучают слабые места в общественных экономических сферах, но и пользуются достижениями технологий. Они пользуются религиозными постулатами, дают свою трактовку концессиям, что получаетбольшую распространенность.

БОРЬБА С ЭКСТРЕМИЗМОМ И ТЕРРОРИЗМОМ КАК НАИБОЛЕЕ СТРАТЕГИЧЕСКИ ВАЖНАЯ ЗАДАЧА ГОСУДАРСТВА

Среда, в которой существуют экстремистские движения, активно сливается с террористической деятельностью. Экстремисты получают финансирование от террористических организаций, выполняют их указания, могут действовать как внутри страны, так и вредить, находясь за границей. Из этого можно сделать вывод о том, что чем выше социальная напряженность, тем активнее начинают действовать радикальные группировки. Борьба с ними является одной из наиболее стратегически важных задач для правоохранительных органов РФ.

Для более эффективного результата разные ведомства должны активно сотрудничать, проводить совместные мероприятия. Должны подключаться и негосударственные институты противодействия экстремизму и терроризму.

Следует уделить повышенное внимание безопасности физических лиц, защитить объекты, которые могут вызывать у террористов интерес. Чаще всего это государственные органы, критически важные объекты для жизнеобеспечения граждан, например атомные станции, инфраструктура, места массового скопления людей. Органы местного самоуправления и государственные органы должны действовать сообща. В гражданском обществе должна формироваться прочная позиция, которая позволит проводить профилактику экстремизма, снижать вероятность возникновения межнациональных конфликтов [3].

Исследование данной проблемы в отдельных регионах РФ говорит о том, что население положительно отзывается о работе правоохранительных органов в данной сфере. Однако для того, чтобы правоохранители могли пользоваться дополнительными резервами, руководству страны потребуется выстроить грамотную стратегию противодействия террористам. Для этого прежде всего нужно создать условия, при которых органы ФСБ, МВД, Генеральной прокуратуры РФ, Следственного комитета РФ и других ведомств смогут эффективно взаимодействовать между собой по общему вопросу. Это нужно для реализации распоряжений правительства РФ, контроля и усиления законодательных мер, принимаемых для противодействия экстремизму и терроризму [2; 7].

Например уже приняты проекты федеральных законов № 588894-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (внесен в Государственную Думу РФ 4 августа 2011 г.); № 301629-6 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» (внесен 22 июня 2013 г.); № 307046-6 «О внесении изменения в ст. 15 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» (внесен 1 июля 2013 г.). Эти изменения помогут применять полный арсенал средств оперативно-розыскной деятельности к лицам, подозреваемым в совершении преступлений, предусмотренных ст. 280, 282, 282.1 и 282.2 УК РФ.

За счет этого удалось организовать межведомственную комиссию по противодействию экстремизму в РФ. Ее основной задачей является координация действий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере противодействия экстремизму.

Важную роль играет взаимодействие между различными ведомствами. Меры должны быть приняты не только центральным аппаратом МВД, но и руководителями более мелких подразделений, которые занимаются противодействием терроризму и экстремизму. Это относится ко всем службам, чья деятельность так или иначе связана сданным вопросом [9]. Большая надежда возлагается на региональные центры противодействия экстремизму (ЦПЭ), так как они часто решают вопросы, связанные с совместной работой разных министерств. Это совместная работа не только отдельно взятых отделов, но и главков, разных ведомств, комиссий, включая и те, что находятся в разных регионах.

ЦПЭ сотрудничают с территориальными органами различных ведомств, например, ФСБ России, Следственного комитета РФ по субъектам РФ. Это могут быть управления или отделы, что дает положительные результаты в борьбе с проявлениями экстремизма и терроризмом. Важным результатом такого сотрудничества стало повышение раскрываемости преступлений в данной сфере, а также их предотвращение. Например, в 2013 году раскрываемость повысилась на 28,7 %. Положительная динамика стала возможной за счет своевременного реагирования и качественного мониторинга, грамотного расследования таких дел, расширения профилактической деятельности.

ВЫВОДЫ

Из сказанного выше можно сделать вывод о том, что за счет совместной работы разных ведомств и целена-

/55М 2072-3164 (рпМ) Том16.№4 2023 Пробелывроссийскомзаконодательстве 215

ЖЫ 2310-7049 (опПпе)

правленной работы ЦПЭ можно существенно улучшить оперативную обстановку, касающуюся общественной безопасности. Совместная работа МВД и других ведомств, своевременное и грамотное реагирование на опасные проявления экстремизма и терроризма позволит если не изжить эти явления полностью, то значительно снизить их активность, нормализовать обще-

ЛИТЕРАТУРА

1. Антонова Е.Ю. Использование цифровых технологий при совершении преступлений террористической направленности: проблемы противодействия // В сборнике: Цифровые технологии и право. Сборник научных трудов I Международной научно-практической конференции. В 6-ти томах. Под редакцией И.Р. Бегишева [и др.]. Казань, 2022. С. 6-15.

2. Гутиева И.Г. К вопросу о возникновении и развитии экстремизма и терроризма в России // Евразийский юридический журнал. 2022. № 7 (170). С. 410-411.

3. Дамаскин О.В. Трансформация глобальной цивилизации, современного государства и права: актуальные проблемы и перспективы научного обеспечения // Современное право. 2021. № 6. С. 5-14.

4. Карданов А.Р. Актуальные аспекты противодействия насаждению идеологии экстремизма в условиях цифровизации // Пробелы в российском законодательстве. 2022. Т. 15. № 4. С. 209-213.

5. Калабузаров Т.Г. Современные технологии в сфере противодействия преступлениям террористического характера // Закон и право. 2022. № 7. С. 175-177.

6. Коршунова П.В., Ярош Е.А. Совершенствование прокурорской деятельности по противодействию преступности в сети интернет // В сборнике: Прокурорская деятельность в России: история, теория, практика. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 300-летию российской прокуратуры. Пенза, 2022. С. 164-171.

7. Кодзокова Л.А., Шигалугова М.Х. Некоторые аспекты сотрудничества в сфере борьбы с экстремизмом и терроризмом // Образование и право. 2022. № 7. С. 291-296.

8. Новиков A.B. Современное состояние экстремизма и терроризма в условиях развития цифровых технологий // В сборнике: Противодействие терроризму и экстремизму в информационных сферах. Сборник научных статей Всероссийской конференции. Москва, 2022. С. 176-179.

9. Прудникова К.К., Бондаренко H.A. Терроризм в эпоху информационных технологий // Уральский журнал правовых исследований. 2022. № 2 (19). С. 74-80.

10. Шогенов Т.М. Роль современных информационных инструментов в противодействии распространению террористических угроз // Пробелы в российском законодательстве. 2022. Т. 15. № 5. С. 77-81.

ственную безопасность в стране.

Важную роль играет и экономическая, политическая и социальная ситуация, поэтому совместные усилия по борьбе с экстремизмом и терроризмом должны принимать не только правоохранительные органы, но и в целом руководство страны, устраняя причины, из-за которых радикальныетечения появляются.

REFERENCES

1. Antonova E.Yu. The use of digital technologies in the commission of terrorist crimes: problems of counteraction 11 In the collection: Digital Technologies and Law. Collection of scientific papers of the I International Scientific and Practical Conference. In 6 volumes. Edited by I.R. Begishev [et al.]. Kazan, 2022. pp. 6-15.

2. Gutieva I.G. On the question of the emergence and development of extremism and terrorism in Russia // Eurasian Legal Journal. 2022. No. 7 (170). pp. 410411.

3. Damaskin O.V. Transformation of global civilization, modern state and law: current problems and prospects of scientific support // Modern law. 2021. No. 6. pp. 5-14.

4. Kardanov A.R. Actual aspects of countering the inculcation of the ideology of extremism in the conditions of digitalization // Gaps in Russian legislation. 2022. Vol. 15. No. 4. pp. 209-213.

5. Kalabuzarov T.G. Modern technologies in the field of countering terrorist crimes // Law and Law. 2022. No. 7. pp. 175-177.

6. Korshunova P.V., Yarosh E.A. Improvement of prosecutorial activity on combating crime on the Internet // In the collection: Prosecutorial activity in Russia: history, theory, practice. Materials of the All-Russian scientific and practical conference dedicated to the 300th anniversary of the Russian Prosecutor's Office. Penza, 2022. pp. 164-171.

7. Kodzokova L.A., Shigalugova M.H. Some aspects of cooperation in the fight against extremism and terrorism // Education and Law. 2022. No. 7. pp. 291296.

8. Novikov A.V. The current state of extremism and terrorism in the context of the development of digital technologies// In the collection: Countering terrorism and extremism in the information spheres. Collection of scientific articles of the All-Russian Conference. Moscow, 2022. pp. 176-179.

9. Prudnikova K.K., Bondarenko N.A. Terrorism in the era of information technologies // Ural Journal of Legal Studies. 2022. No. 2 (19). pp. 74-80.

10. Shogenov T.M. The role of modern information tools in countering the spread of terrorist threats // Gaps in Russian legislation. 2022. Vol. 15. No. 5. pp. 77-81.

216 Gaps in Russian Legislation

Vol.16 №4 2023

ISSN 2072-3164 (print) ISSN 2310-7049 (online)

Кучмезов P.A.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью «Вопросы межведомственного взаимодействия по вопросам предупреждения экстремизма и терроризма», подготовленную старшим преподавателем кафедры организации правоохранительной деятельности СКИф КрУ МВД России, кандидатом педагогических наук, майором полиции Кучмезовым Расулом Абдулмутали-фовичем

Изучение влияния межведомственного взаимодействия на предупреждение экстремизма и терроризма является целью данного исследования. На сегодняшний день в России существует сложная криминологическая ситуация, появляются все новые угрозы со стороны криминального мира, новые виды преступлений. Отмечается и повышение уровня террористической угрозы. Террористические акты, как правило, имеют серьезные последствия. Группировки не только постепенно расширяют географию своей активности, но и проявляют активность в интернете. Они привлекают новых членов, нанимают боевиков, получают финансирование, сотрудничают с ячейками, находящимися в разных точках мира. Все это можно делать удаленно, что затрудняет выявление и поимку преступников.

Автором отмечено, что среда, в которой существуют экстремистские движения, активно сливается с террористической деятельностью. Экстремисты получают финансирование от террористических организаций, выполняют их указания, могут действовать как внутри страны, так и вредить, находясь за границей. Из этого можно сделать вывод о том, что чем выше социальная напряженность, тем активнее начинают действовать радикальные группировки. Борьба с ними является одной из наиболее стратегически важных задач для правоохранительных органов РФ. Кроме того, из-за счет совместной работы разных ведомств и целенаправленной работы Центра противодействия экстремизму можно существенно улучшить оперативную обстановку, касающуюся общественной безопасности. Совместная работа МВД и других ведомств, своевременное и грамотное реагирование на опасные проявления экстремизма и терроризма позволит если не изжить эти явления полностью, то значительно снизить их активность, нормализовать общественную безопасность в стране. Вместе с тем, важную роль играет и экономическая, политическая и социальная ситуация, поэтому совместные усилия по борьбе с экстремизмом и терроризмом должны принимать не только правоохранительные органы, но и в целом руководство страны, устраняя причины, из-за которых радикальныетечения появляются.

Следует отметить, что автор рецензируемого исследования с интересом относится к своей работе, по отдельным вопросам и положениям имеет своё мнение, которое может отстоять. В целом рецензируемая статья представляет научный и практический интерес и может быть рекомендована к публикации.

Рецензент: Начальник кафедры организации правоохранительной деятельности СКИ(ф)КРУ МВД России, к.ю.н., майорполицииЛ.А.Геляхова

Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 88,05%

Статья поступила в редакцию 22.05.2023, принята к публикации 20.06.2023 The article was received on 22.05.2023, accepted for publication 20.06.2023

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Кучмезов Расул Абдулмуталифович, канд. пед. наук, майор полиции, старший преподаватель кафедры организации правоохранительной деятельности, Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, г. Нальчик, Россия. E-mail: [email protected]

ABOUTTHE AUTHOR

Kuchmezov Rasul Abdulmutalifovich, Cand.Sci. (Pedagogics), Police Major, Senior Lecturer of the Department of Law Enforcement Organization, North Caucasian institute of professional development (branch) Krasnodar university Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Nalchik, Russia. E-mail: [email protected]

ISSN 2072-3164 (print) Том16.№4 2023 Пробелывроссийскомзаконодательстве 217

ISSN 2310-7049 (online)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.