УДК 034 ГРНТИ
Е01Ч: СООУМи
Взаимодействие гражданского общества с правоохранительными органами в парадигме борьбы с экстремизмом и терроризмом
©Анимоков Ислам Каншоубиевич
Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, г.Нальчик, КБР, Россия ¡[email protected]
Аннотация: Распространение идеологии экстремизма и терроризма в российском обществе представляет существенные угрозы стабильному развитию государства. Особенно данная проблема обостряется в современных реалиях, когда Российская Федерация столкнулась с целым рядом новых вызовов национальной безопасности, начиная от обострения геополитического конфликта с Украиной и проведением специальной военной операции вДонбассе, и заканчивая санкционным давлением зарубежных стран. Антироссийская пропаганда, осуществляемая в настоящее время, способствует масштабному распространению экстремистских и террористических идей и взглядов, в связи с чем возникают вопросы об эффективности осуществляемых мер по борьбе с вышеназванными противоправными явлениями. В данном контексте особый интерес представляет вовлеченность гражданского общества в указанную деятельность. Целью представленного исследования выступает анализ существующей практики взаимодействия гражданского общества с правоохранительными органами в парадигме борьбы с экстремизмом и терроризмом. Автор приходит к выводу о том, что в настоящее время используется множество форм и способов взаимодействия гражданского общества с правоохранительными органами, однако их потенциал используется не в полной мере. Акцентируется внимание на различиях территориальной вовлеченности в указанную деятельность. Отмечается необходимость принятия единого стратегического документа на федеральном уровне, в котором следует определить основные формы и способы взаимодействия гражданского общества с правоохранительными органами по вопросам борьбы с экстремизмом и терроризмом в целях унификации существующих практических подходов.
Ключевые слова: экстремизм, терроризм, взаимодействие гражданского общества с правоохранительными органами, антиэкстремистская деятельность, контртеррористическая деятельность, борьба с противоправными и преступными деяниями.
Interaction ofCivilSociety with Law Enforcement Authorities in the Paradigm of Fighting Extremism and Terrorism
©Animokov Islam Kanshoubievich
North Caucasus Institute forAdvanced Studies (branch)
of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Nalchik, Russia [email protected]
Abstract: The spread of the ideology of extremism and terrorism in Russian society poses significant threats to the stable development of the state. This problem is especially exacerbated in modern realities. The Russian Federation is faced with a number of new national security problems, ranging from the aggravation of the geopolitical conflict with Ukraine and the conduct of a special military operation in the Donbass, and ending with sanctions pressure from foreign countries. The anti-Russian propaganda currently being carried out contributes to the large-scale dissemination of extremist and terrorist ideas and views, which raises questions about the effectiveness of the measures taken to combat the above-mentioned illegal phenomena. In this context, the involvement of civil society in these activities is of particular interest. The purpose of the presented study is to analyze the existing practice of interaction between civil society and law enforcement agencies in the paradigm of combating extremism and terrorism. The author comes to the conclusion that many forms and methods of interaction between civil society and law enforcement agencies are currently used, but
ISSN2072-3164(print) Том16.№5 2023 Пробелывроссийскомзаконодательстве 257
ISSN 2310-7049 (online)
their potential is not fully used. Attention is focused on the differences in territorial involvement in these activities. The necessity of adopting a single strategic document at the federal level is noted, which should define the main forms and methods of interaction between civil society and law enforcement agencies on combating extremism and terrorism in order to unify existing practical approaches.
Keywords: extremism, terrorism, interaction of civil society with law enforcement agencies, anti-extremist activities, counter-terrorism activities, combating illegal and criminal acts.
ВВЕДЕНИЕ
Экстремизм и терроризм выступают глобальными проблемами современности. Динамичность совершенствования вышеназванной противоправной практики в контексте стремительных изменений геополитических и внутригосударственных обстоятельств развития конкретных стран и регионов порождает множество оснований для трансформации экстремистской и террористической идеологий и их масштабного распространения.
В российском государстве в настоящее время наиболее остро ощущаются проблемы массового распространения экстремистских и террористических взглядов, что объективно обусловлено противоречивостью общественного восприятия современных международных и внутригосударственных процессов. Несмотря на то, что проблемам борьбы с указанными деструктивными явлениями в настоящее время уделяется пристальное внимание со стороны государства, в том числе в части активизации деятельности органов власти различной направленности, на практике демонстрируется динамичное идеологическое развитие экстремизма и терроризма в контексте проводимой антироссийской пропаганды со стороны зарубежных государств.
Важно отметить, что вопросы организации и осуществления противодействия экстремизму и терроризму в современных реалиях всесторонне исследуются в современной правовой науке, многие работы посвящены либо конкретным разновидностям вышеназванных противоправных явлений, либо ориентированы на совершенствование деятельности органов государственной власти в контексте антиэкстремистской и контртеррористической деятельности [1, с. 169]. Безусловно, указанные аспекты имеют важное практическое значение для борьбы с экстремизмом и терроризмом, однако в настоящее время существенно недооценивается потенциал взаимодействия гражданского общества с правоохранительными органами в рамках заявленной проблематике, чем и обусловлена актуальность темы представленного исследования.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БОРЬБЫ С ЭКСТРЕМИЗМОМ И ТЕРРОРИЗМОМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Действующее российское законодательство уделяет пристальное внимание вопросам борьбы с экстремистской и террористической деятельностью, о чем свидетельствует наличие целого ряда нормативно-правовых
актов различного уровня, регламентирующих общие и специальные меры противодействия вышеназванным противоправным явлениям. Существование масштабной правовой базы позволяет оперативно реагировать на изменчивость преступной практики. В данном контексте особое внимание следует уделить регулярным изменениям, вносимым в административное и уголовное законодательство, в части совершенствования ответственности за правонарушения и преступления указанной направленности.
Важно отметить, что экстремизм и терроризм в российской правовой системе рассматриваются как относительно самостоятельные противоправные явления, несмотря на то, что достаточно часто отмечается их теснейшая взаимосвязь [6, с. 58]. Экстремистская деятельность согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» характеризуется через призму совокупности конкретных деяний, направленных против основ конституционного строя, территориальной целостности российского государства, прав и свобод человека и гражданина, а также равенства в вопросах социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии. Важно отметить, что публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность также определяется в качестве деяния, характеризующего экстремистскую деятельность.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона «О противодействии терроризму» под терроризмом следует понимать «идеологию насилия и практику воздействия на принятие решений органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий» [10]. Важно отметить, что российский законодатель сознательно разграничивает вышеназванное понятие с террористической деятельностью в целях акцентирования внимания на идеологической составляющей терроризма как социально-политического явления, а саму деятельность определяет через призму деяний, связанных с организацией, содействием и совершением террористических актов.
Говоря о механизмах борьбы с экстремизмом и терроризмом в Российской Федерации, следует отметить комплексность данной деятельности, которая проявляется в сочетании следующих основных направлений:
1) выявление, пресечение и расследование противоправных деяний экстремистской и террористической направленности;
2) профилатико-предупредительная деятельность, направленная на борьбу с условиями и обстоятельствами, способствующими развитию экстремистского и террористического поведения в обществе.
Вышеназванные направления антиэкстремистской и контртеррористической деятельности характеризуются в первую очередь различным субъектным составом, и если в процессе выявления, пресечения и расследования преступлений вышеназванного характера компетентными являются правоохранительные органы, которые законодательно уполномочены на совершение определенных действий, то в рамках профилакти-ко-предупредительной деятельности задействованы не только органы государственной власти различной направленности, но и институты гражданского общества.
Существенным отличием вышеназванных направлений противодействия экстремизму и терроризму являются их содержательные характеристики. Так, выявление, пресечение и расследование преступных деяний экстремистской и террористической направленности предполагает совокупность законодательно регламентированных процессуальных действий сотрудников компетентных органов. Профилактико-предупреди-тельная деятельность в данном контексте характеризуется качественным многообразием форм и способов борьбы с распространением экстремистской и террористической идеологии среди населения российского государства.
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА С ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ В РАМКАХ АНТИЭКСТРЕМИСТСКОЙ И КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Как отмечалось ранее, антиэкстремистская и контртеррористическая деятельность в российском государстве носит комплексный характер, что объективно обусловлено необходимостью всесторонней борьбы с данными противоправными явлениями. Несмотря на то, что российский законодатель акцентирует внимание на идеологической составляющей лишь в отношении терроризма, в научной среде давно доказано, что экстремизм как социально-политическое явление также имеет весьма устойчивые идеи и взгляды, ориентированные на допустимость использования насильственных методов в целях достижения конкретного результата [8, с. 42]. В связи с этим в рамках представленного исследования видится необходимым сконцентрировать внимание на вопросах борьбы с распространением экстремистской и террористической идеологии в российском обществе.
Важно отметить, что экстремизм и терроризм являются социальными явлениями. С одной стороны, указанное поведение во многом формируется из-за процессов, происходящих в социуме, с другой стороны - проявления экстремизма и терроризма непосредственно выражаются в общественно опасных деяниях. В данном контексте особое значение в рамках борьбы с вышеназванными явлениями приобретает вовлечение гражданского общества в анализируемую деятельность. Безусловно, эффективное выявление, пресечение и расследование деяний экстремистской и террористической направленности, осуществляемой
правоохранительными органами, имеет важное практическое значение, однако без развития в российском обществе категорической неприязни к экстремистским и террористическим идеям и взглядам невозможно минимизировать их проявления.
В рамках заявленной проблематики видится целесообразным определить первостепенное практическое значение функционирования правоохранительных органов, поскольку они в силу своей компетенции обладают необходимым арсеналом знаний и навыков антиэкстремистской и контртеррористической деятельности. Однако в настоящее время требуется существенная активизация их взаимодействия с гражданским обществом в целях всесторонней борьбы с исследуемыми противоправными явлениями.
Анализируя процесс взаимодействия гражданского общества с правоохранительными органами следует отметить, что достаточно часто потенциал гражданского общества ошибочно определяется через призму деятельности различных общественных организаций, формирующих антиэкстремистские и контртеррористические взгляды, что безосновательно сужает возможности соответствующего воздействия [4, с. 295]. В рамках представленного исследования видится необходимым трактовать вовлечение гражданского общества в анализируемую деятельность посредством взаимодействия с различными субъектами, начиная от образовательных организаций и заканчивая любыми общественными объединениями
К настоящему моменту разработаны и активно используются на практике следующие формы и способы взаимодействия гражданского общества с правоохранительными органами:
- лекции-беседы для иностранных и российских граждан на тему негативного влияния экстремизма и терроризма;
- общественно-политические, культурные и спортивные мероприятия, приуроченные ко Дню солидарности в борьбе стерроризмом (3 сентября);
- конкурсы социальных видеороликов по вопросам борьбы с экстремизмом и терроризмом;
- специальные тематические разделы «Профилактика экстремизма и терроризма» на сайтах образовательных организаций, общественный объединений и в их социальных сетях;
- информационно-пропагандистские акции в сети «Интернет»;
- кибердружины, занимающиеся поиском материалов экстремистского и террористического характера в сети «Интернет»;
- учебно-методические семинары и программы дополнительного образования по основам профилактики экстремизма и терроризма;
- конференции, форумы, круглые столы и иные мероприятия научно-популяристического характера по проблемам распространения идеологии экстремизма и терроризма в российском обществе [3, с. 35].
Несмотря на то, что вышеназванные мероприятия и акции проводятся на базе разнообразных образовательных организаций и общественных объединений, содействие со стороны правоохранительных органов (например, приглашение сотрудников, получение тематических материалов и др.) существенно способствует их эффективности. Безусловно, в рамках
155М2072-3164(рпМ) Том16.№5 2023 Пробелывроссийскомзаконодательстве 259
¡ББЫ 2310-7049 (опПпе)
представленного исследования приведены примеры наиболее распространенных в настоящее время в практике способов взаимодействия гражданского общества с правоохранительными органами, их перечень не является исчерпывающим и выбор конкретного способа напрямую зависит от целевой аудитории и специфики ее восприятия информации.
ВЫВОДЫ
Несмотря на то, что в настоящее время пристальное внимание со стороны государства уделяется вопросам борьбы с экстремизмом и терроризмом, масштабная практика проявлений указанных явлений демонстрирует определенную неэффективность функционирования механизмов антиэкстремистской и контртеррористической деятельности. Так, за последние годы существенно увеличилось число совершенных экстремистских преступлений, что объективно обусловлено современными реалиями, в частности ростом антироссийской пропаганды в контексте обострения геополитического конфликта сУкраиной, проведением специальное военной операции в Донбассе и санкци-онным давлением со стороны зарубежных государств. Террористическая деятельность также весьма активно развивается на фоне вышеназванных обстоятельств, и правоохранительные органы регулярно выявляют факты готовящихся террористических актов.
Вовлечение гражданского общества в антиэкстремистскую и контртеррористическую деятельность имеет важное практическое значение, поскольку анализируемые противоправные явления развиваются и трансформируются непосредственно в социуме [5, с. 126]. Институты гражданского общества имеют наиболее тесную взаимосвязь с представителями различных категорий населения, что позволяет в полной мере учитывать специфику их мировосприятия и происходящих в государстве процессов.
В настоящее время в качестве эффективного способа борьбы с экстремизмом и терроризмом отмечается необходимость введения эффективной и конструктивной национальной идеи. Как справедливо отмечает Е.К. Обринская «именно национальная идея способна объединить население, примирить отдельные социальные группы, обеспечить устойчивое развитие государства и общества» [9, с. 107]. В данном контексте значительно повышается потенциал функционирования гражданского общества для развития и распространения национальной идеи сплочения российского населения в условиях современных вызовов и угроз национальной безопасности, в том числе в части отрицания насильственных методов, присущих идеологии экстремизма и терроризма. Ориентация населения на сплочение едиными идеями государственного развития позволит обеспечить ментальную безопасность от идеологических проявлений противоправной направленности.
В рамках представленного исследования видится также необходимым обратить внимание на борьбу с экстремизмом и терроризмом в отношении отдельных наиболее уязвимых категорий населения, среди которых необходимо выделить молодежь. Социальное значение указанной категории населения в первую очередь проявляется в том, что именно от представителей молодежи, их ценностных ориентиров и правомерных установок во многом зависит стабильное функционирование российского государства в будущем [2, с. 352]. Однако представители молодежи характеризуются существенной психоэмоциональной спецификой, что объективно обуславливает наиболее острое их реагирование на все процессы, происходящие в государстве и обществе. В данном контексте особое значение приобретает формирование механизмов социализации и развитие активной гражданской позиции молодежи в целях недопущения распространения среди них экстремистских и террористических идей и взглядов [7, с. 168].
Современная практика демонстрирует множество форм и способов взаимодействия гражданского общества с правоохранительными органами, однако их потенциал используется не в полной мере. В данном контексте следует отметить фрагментарность проводимых мероприятий, в том числе в территориальном аспекте. Так, в одних регионах указанная деятельность осуществляется весьма масштабно, в то время, когда в других институты гражданского общества вовлекаются в борьбу с экстремизмом и терроризмом крайне редко. Учитывая значимость вышеназванного взаимодействия в контексте антиэкстремистской и контртеррористической деятельности, видится необходимым постоянно исследовать опыт наиболее прогрессивных регионов и использовать его в практикедругих территорий. Также видится целесообразным принятие единого стратегического документа на федеральном уровне, в котором необходимо определить основные формы и способы взаимодействия гражданского общества с правоохранительными органами по вопросам борьбы с экстремизмом и терроризмом в целях унификации существующих практических подходов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Эффективная борьба с экстремизмом и терроризмом требует всесторонней координации деятельности органов государственной власти и представителей общественности, в том числе посредством вовлечения в указанную деятельность институтов гражданского общества. Противодействие вышеназванным противоправным явлениям посредством воздействия представителей общественности на социальную среду имеет существенный профилактико-предупредитель-ный потенциал, который необходимо в полной мере реализовывать в контексте современных внешних и внутренних угроз стабильного развития российского государства.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бастрыкин А.И. Современные способы противодействия терроризму и экстремизму // Актуальные проблемы российского права. 2021. №6 (127). С. 167-170.
2. Бойко O.A., Кишеньков Д.Г., Ревягин A.B. Еремеев С.Г. Профилактика экстремизма в среде студенческой молодежи // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2021. Т. 26. № 3 (86). С. 352359.
3. Волощук A.B. Обзор позитивных практик профилактической работы, размещенных на интерактивной карте антитеррористической деятельности // Обзор. НЦПТИ. 2022. №1 (28). С. 31-36.
4. Григорьева О.Н., Гаврилова H.A., Девяткина А.П. Профилактика экстремизма и терроризма как процесс формирования гражданской позиции студентов // Самарский научный вестник. 2022. №1. С. 293-296.
5. Додихудоев Х.А. Институты гражданского общества ключевые имплементаторы стратегии в противодействии экстремизму и терроризма // Известия Института философии, политологии и права имени А. Баховаддинова Национальной академии наукТаджикистана. 2022. № 3. С. 126-129.
6. Долгополое А. А., Белоконь А. В., Кустова Н. К. О проблемах противодействия проявлениям экстремизма в Российской Федерации // Вестник УЮИ. 2022. №3 (97). С. 56-61.
7. Егоров И.Н. К вопросу о важности преподавания основ гражданского общества и солидаризма в контексте формирования антиэкстремистского и антитеррористического мышления школьников и студентов // Педагогическое образование. 2022. Т. 3. № 12. С. 167-169.
8. Машекуашева М.Х. Современный экстремизм: некоторые противоречия // Право и управление. 2022. №5. С. 41-44.
9. Обринская Е.К. Потенциал ментальной безопасности в противодействии экстремизму и терроризму // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Философия. Политология. Культурология. 2023. Т. 9 № 1. С. 106116.
10. Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» (ред. от 26.05.2021) // Собрание законодательства РФ. 2006. № 11. Ст. 1146.
REFERENCES
1. Bastrykin A.I. Modern ways of countering terrorism and extremism // Actual problems of Russian law. 2021. No. 6 (127). pp. 167-170.
2. Boyko O.A., Kishenkov D.G., Revyagin A.V. Eremeev S.G. Prevention of extremism among students // Psychopedagogy in law enforcement agencies. 2021. V. 26. No. 3 (86). pp. 352-359.
3. Voloshchuk A.V. Review of the positive practices of preventive work, placed on the interactive map of anti-terrorist activities // Review. NCPTI. 2022. No. 1 (28). pp. 31-36.
4. Grigoryeva O.N., Gavrilova N.A., Devyatkina A.P. Prevention of extremism and terrorism as a process of forming the civil position of students // Samara Scientific Bulletin. 2022. №1. P. 293-296.
5. DodikhudoevKh.A. Civil society institutions are the key implementers of the strategy in countering extremism and terrorism // Izvestia of the A. Bahovaddinov Institute of Philosophy, Political Science and Law of the National Academy of Sciences of Tajikistan. 2022. No. 3. P. 126-129.
6. Dolgopolov A. A., Belokon A. V., Kustova N. K. On the problems of countering manifestations of extremism in the Russian Federation //Vestnik UYUI. 2022. No. 3 (97). pp. 56-61.
7. Egorovl.N. On the issue of the importance of teaching the foundations of civil society and solidarism in the context of the formation of anti-extremist and antiterrorist thinking of schoolchildren and students // Pedagogical Education. 2022. V. 3. No. 12. P. 167-169.
8. Mashekuasheva M.Kh. Modern extremism: some contradictions // Law and Management. 2022. No. 5. pp. 41-44.
9. Obrinskaya E.K. The potential of mental security in countering extremism and terrorism // Uchenye zapiski Crimean Federal University named after V.I. Vernadsky. Philosophy. Political science. Culturology. 2023. V. 9 No. 1. P. 106-116.
10. Federal Law of March 6, 2006 No. 35-FZ "On Countering Terrorism" (as amended on May 26,2021) // Collected Legislation of the Russian Federation. 2006. No. 11. Art. 1146.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью «Взаимодействие гражданского общества с правоохранительными органами в парадигме борьбы с экстремизмом и терроризмом», подготовленную преподавателем кафедры государственных и гражданско-правовых дисциплин Северо-Кавказского института (филиал) Краснодарского университета МВД России Анимоко-вым Исламом Каншоубиевичем
Актуальность рассмотрения данной темы подтверждается тем, что распространение идеологии экстремизма и терроризма в российском обществе представляет существенные угрозы стабильному развитию государства. Особенноданная проблема обостряется в современных реалиях, когда Российская Федерация столкнулась с целым рядом новых вызовов национальной безопасности, начиная от обострения геополитического конфликта с Украиной и проведением специальной военной операции в Донбассе, и заканчивая санкционным давлением зарубежных стран. Антироссийская пропаганда, осуществляемая в настоящее время, способствует масштабному распространению экстремистских и террористических идей и взглядов, в связи с чем возникают вопросы об эффективности осуществляемых мер по борьбе с вышеназванными противоправными явлениями. В данном кон-
ISSN 2072-3164 (print) Том16.№5 2023 Пробелывроссийскомзаконодательстве 261
ISSN 2310-7049 (online)
тексте особый интерес представляет вовлеченность гражданского общества в указанную деятельность.
Целью представленного исследования выступает анализ существующей практики взаимодействия гражданского общества с правоохранительными органами в парадигме борьбы с экстремизмом и терроризмом.
Анимоков И.К. приходит к выводу о том, что в настоящее время используется множество форм и способов взаимодействия гражданского общества с правоохранительными органами, однако их потенциал используется не в полной мере. Акцентируется внимание на различиях территориальной вовлеченности в указанную деятельность.
В целом можно заключить, что рецензируемая статья представляет научный и практический интерес и может быть рекомендована к публикации.
Рецензент: Начальник кафедры государственных и гражданско-правовых дисциплин Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, к.ю.н., доцент, полковник полиции Н.Г.Канунникова
Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 90,35%
Статья поступила в редакцию 29.05.2023, принята к публикации 29.06.2023 The article was received on 29.05.2023, accepted for publication 29.06.2023
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Анимоков Ислам Каншоубиевич, преподаватель кафедры государственных и гражданско-правовых дисциплин, Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России. РИНЦ1250-6710. E-mail: islam_animokov@ mail.ru
ABOUTTHEAUTHOR
Animokov Islam Kanshoubievich, Lecturer of the State and Civil Law Disciplines Department, North Caucasus Institute for Advanced Studies (branch) of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. SPIN code: 7222-8514. E-mail: [email protected]