^Внедрение коммерческого
подхода к организации культурно-досуговых ПРОГРАММ ДЛЯ детей
УДК 379.8:65.012
К. И. Олешкевич
Московский государственный университет культуры и искусств
В современных условиях взаимоотношения между учреждениями культуры и населением всё чаще строятся на коммерческой основе, когда специалист учреждения культуры становится профессиональным организатором, который не только формирует культуру личностных отношений, но и стремится приносить учреждению культуры доход. В настоящее время представляется необходимым внедрение коммерческого подхода к организации культурно-досуговых программ для детей в учреждениях культуры, так как современные реалии экономики и свободного рынка диктуют жёсткие правила ведения любого бизнеса, без использования которых невозможно создать качественные культурно-досуговые программы. Соблюдение основных четырёх принципов ведения бизнеса (бизнес-планирование, финансирование, маркетинг и управление) при организации культурно-досуговых программ для детей позволит усовершенствовать не только административный процесс организации, но и поможет оптимизировать художественно-педагогические технологии по эстетическому воспитанию детей в учреждениях культуры.
Ключевые слова: эстетическое воспитание, дети младшего школьного возраста, детские культур-но-досуговые программы, художественно-педагогические технологии, коммерческие принципы.
K. I. Oleshkevich
Moscow State University of Culture and Arts, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, Khimki city, Moscow region, Russian Federation, 141406
THE INTRODUCTION OF COMMERCIAL APPROACH IN THE ORGANIZATION OF CULTURAL AND LEISURE PROGRAMS FOR CHILDREN
In modern conditions the relationship of cultural institutions and the population are increasingly moving into a commercial plane, when the specialist institution of culture is a professional organizer, which not only creates a culture of personal relationships, but also strives to be of cultural institution to income. Nowadays, it is necessary to introduce commercial principles of the organization of cultural and leisure programs for children in institutions of culture, as modern realities of the economy and the free market dictate strict rules for the running of any business, without the use of which is impossible in modern Russia the creation of large high-quality cultural and entertainment programs for children. Compliance with the four basic commercial principles in the organization of cultural and leisure programs for children will help to improve not only the administrative process of the organization, but also help to optimize the artistic and pedagogical technologies of aesthetic education of children in the institutions of culture.
Keywords:Aesthetic education of children of younger school age, children's cultural and entertainment programs, artistic and pedagogical technologies, commercial principles.
ОЛЕШКЕВИЧ КИРИЛЛ ИГОРЕВИЧ — аспирант кафедры культурно-досуговой деятельности Московского государственного университета культуры и искусств
OLESHKEVICH KIRILL IGOREVICH — doctoral student of Department of cultural and leisure activities, Moscow State University of Culture and Arts
e-mail: k9263758562@yandex.ru © Олешкевич К. И., 2014
В современных условиях взаимоотношения между учреждениями культуры и населением всё чаще строятся на коммерческой основе, когда специалист учреждения культуры становится профессиональным организатором, который не только формирует культуру личностных отношений, но и стремится приносить учреждению культуры доход.
Значительное снижение бюджетного финансирования, нестабильность взаимоотношений со спонсорами и благотворителями, трудности в прогнозировании зрительского успеха на культурный продукт, растущая конкуренция — всё это привело к необходимости внедрения коммерческого подхода к оптимизации технологий организации культурно-досуговых программ для детей младшего школьного возраста.
В настоящее время внедряется коммерческий подход в организацию культурно-досуговых программ для детей в учреждениях культуры, так как современные реалии экономики и свободного рынка диктуют жёсткие правила ведения любого бизнеса, без использования которых невозможно в современной России создать качественные культурно-досуговые программы для детей.
Соблюдение основных четырёх принципов ведения бизнеса (бизнес-планирование, финансирование, маркетинг и управление) при организации культурно-досуговых программ для детей позволит усовершенствовать не только административный процесс организации, но и оптимизировать художественно-педагогические технологии по эстетическому воспитанию детей в учреждениях культуры.
Специалисту учреждения культуры необходимо уметь создавать грамотные бизнес-планы своих проектов. Бизнес-план выводит потенциальный проект на совершенно новый коммерческий уровень взаимоотношений с бизнесом. Западные бизнесмены говорят: «Если ты не можешь сделать нормальный бизнес-план, то уж проект ты тем
более не сможешь реализовать» [3].
В ходе опытно-экспериментальной работы, проведённой автором, было установлено, что художественные и педагогические технологии детских культурно-досуговых программ, находясь в органическом единстве и взаимодействии, представляют собой целостный технологический процесс, обеспечивающий высокую эффективность эстетического воспитания детей в учреждениях культуры. При этом ценностно ориентированное и художественно оформленное содержание программ, насыщенное интерактивными компонентами, выступает главным фактором, формирующим ценностные эстетические ориентации и представления детей в процессе проведения культурно-досуговой программы. Организационно-методической основой данного процесса выступает коммерческий подход к организации детских культурно-досуго-вых программ, обеспечивающий качество художественно-педагогических технологий эстетического воспитания детей в учреждениях культуры [2].
Внедрение коммерческого подхода в организацию культурно-досуговых программ для детей не только позволяет усовершенствовать административный процесс постановки программы, но и помогает оптимизировать и художественно-педагогические технологии в процессе эстетического воспитания детей в учреждениях культуры.
Автором были применены на практике и исследованы возможности использования коммерческого подхода в процессе оптимизации художественно-педагогических технологий организации детских культурно-досуговых программ в учреждениях культуры. Для этого были проведены беседы с детьми и для подтверждения результатов — анкетирование родителей.
Анализ общих результатов исследования показывает, что дети уделяют большее внимание художественному наполнению культурно-досуговой программы (50%), интерактивным элементам (30%), содержа-
тельному компоненту (20%).
Также дети отметили художественные компоненты, которые на них произвели наибольшее впечатление, — 35% отметили внешние характеристики образов героев (костюм, грим, реквизит), 27% опрошенных детей обратили внимание на технические специальные эффекты, 23% выделили культурную среду программы (декоративное оформление, раус, музыкальное оформление), остальные художественные элементы равномерно распределились между 15% опрошенных детей.
Параллельный опрос родителей показал следующее: 40% отметили образы героев, 15% — технические эффекты, 30% — культурную среду и 15% — другие художественные элементы программы.
Кроме того, беседы, проведённые с детьми, показали, что их привлекают поступки героев, дети выразили желание им подражать.
Дети высоко оценили возможность активного участия в программе. Это вызвало положительную оценку у 70% детей и 80% родителей, оставшаяся часть (30% и 20%) опрошенных не отметила этот компонент программы.
Содержание культурно-досуговой программы было отмечено родителями как нравственно формирующее и эстетически воспитывающее (75%) и детьми — как поучительное и познавательное (65%).
Также необходимо отметить, что 40% родителей выделили качественную рекламную кампанию программы (афиши, видеоролик и фотосессия), которая побудила их к посещению учреждения культуры.
Для достижения высокой оценки зрителями культурно-досуговых программ нами были реализованы следующие коммерческие задачи.
Разработка бизнес-плана постановки культурно-досуговой программы для детей, в котором учитывались основные этапы создания и продвижения проекта.
К разработке образов были привлечены
театральные художники по костюмам, которые создавали наряды для ведущих театров Москвы. Наряды персонажей были созданы с многочисленными персонализированными аксессуарами и реквизитом для каждого героя. Чтобы усилить внешний художественный компонент, гримёры разработали красочный грим героев культурно-досуговой программы для детей.
Используя авторские сценарно-режис-сёрские технологии учёного-практика Галины Станиславовны Тихоновской, был написан увлекательный сценарий, в котором все решения участников прямо или косвенно влияют на ход развития программы, приводя каждый раз к новому уникальному финалу [4].
Для создания музыкального оформления программы профессиональные музыканты написали песенный и инструментальный материал.
«Вести бизнес без рекламы — всё равно,
что подмигивать девушке в полной темноте» [1], — так считал американский социальный психолог Стюарт Хендерсон Бритт. С целью коммерческого продвижения культурно-досуговой программы известный художник создал сказочную фотосессию, а также несколько рекламных видеороликов. Технические специалисты разработали интерактивный сайт, зайдя на который, молено было ознакомиться с подробной информацией о культурно-досуговой программе, а также принять участие в интерактивной игре.
После решения поставленных задач культурно-досуговая программа стала доступной для реализации в учреждениях культуры. Несмотря на то, что программа после применения коммерческого подхода стала значительно более затратной (как в инвестиционной составляющей и себестоимости, так и в прокатной стоимости), спрос на неё значительно вырос.
Как правило, реализация зрелищных услуг учреждений культуры напрямую зависит от доходов зрителей. С увеличени-
ем дохода всё большее количество средств расходуется на образование, культуру, развлечения, туризм и т.п. Существует особенность ценообразования на культурно-досуговые программы, которая заключается в неустойчивости спроса потребителей, а поэтому любое изменение цены на культурный продукт ведёт к частому снижению спроса и потребления.
Процесс ценообразования культурно-до-суговой программы для детей младшего школьного возраста многогранен и включает в себя большое количество статей расходов: работа специалистов (режиссёры, композиторы, сценаристы, артисты и др.), изготовление декораций и реквизита, аренда (или покупка) сложной техники, пошив костюмов, рекламная кампания. Перечисленные пункты являются лишь видимой «верхушкой» культурно-досуговой программы, а вне зрительского внимания остаётся немаловажная часть подготовительной работы над постановкой шоу-программы: административная работа, аренда площадки, репетиции, РИ, маркетинг.
Оптимальный подход к установлению цены на посещение культурно-досуговой программы должен соизмеряться: спросом, ценами у конкурентов, платёжеспособностью населения, уникальностью и качеством продукта или услуги. Высокую цену молено оправдать инновационным характе-
ром проекта. Именно поэтому так часто на афишах присутствуют фразы типа «Впервые в России», «Уникальное шоу», «Самое современное техническое оснащение», «Легендарные костюмы» и т.п.
Несмотря на высокую стоимость программы, мы увидели количественный рост заказов на культурно-досуговую программу после внедрения коммерческого подхода в процесс постановки (2011—2012 годы) культурно-досуговых программ.
Применение коммерческого подхода в процессе организации культурно-досуго-вых программ позволило увеличить количество заказов, по сравнению с предыдущим годом.
После анализа результатов опроса родителей и детей и после того, как мы отметили количественный рост заказов на куль-турно-досуговые программы в результате внедрения коммерческого подхода к их организации, мы сделали вывод, что сочетание художественно-педагогических технологий с коммерческим подходом позволяет реализовать концепцию целостного технологического подхода к оптимизации процесса эстетического воспитания детей в учреждениях культуры, что, в свою очередь, можно рассматривать как одно из главных условий достижения эффективности эстетического воспитания детей в учреждениях культуры.
Примечания
1. Беквиш Г. Продавая незримое: Руководство по современному маркетингу услуг : пер. с англ. 4-е изд. Москва : Альпина Бизнес Букс, 2007. 350 с.
2. Жарков А. д. Социально-культурная деятельность в воспитании современной молодёжи // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 2. С. 108—112.
3. Тихоновская Г. С. Творческий метод как основа сценарно-режиссёрских технологий создания культурно-досуговых программ // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 6. С. 134—140.
4. Чижиков Б. М. Ресурсный потенциал технологий менеджмента социально-культурной деятельности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 2. С. 112—118.
References
1. Beckwith H. Prodavaia nezrimoe: Rukovodstvo po sovremennomu marketingu uslug [Selling the invisible: a Guide to modern marketing services]. Moscow, Al'pina Biznes Buks Publ., 2007. 350 p.
2. Zharkov A. D. Sotsial'no-kul'turnaia deiatel'nost' v vospitanii sovremennoi molodezhi [Socio-cultural activity in the education of today's youth]. vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kuVtury i iskusstv [Bulletin of the Moscow state University of culture and Arts], 2013, № 2, pp. 108—112.
3. Tikhonovskaia G. S. Tvorcheskii metod kak osnova stsenarno-rezhisserskikh tekhnologii sozdaniia kul'turno-dosugovykh program [The hydrographic system of the Creative method as a basis for writing and directing technologies of creation of cultural and leisure programs]. vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kuVtury i iskusstv [Bulletin of the Moscow state University of culture and arts], 2012, № 6, pp. 134—140.
4. Chizhikov V. M. Resursnyi potentsial tekhnologii menedzhmenta sotsial'no-kul'turnoi deiatel'nosti [Resource potential of technologies of management of socio-cultural activities]. vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kuVtury i iskusstv [Bulletin of the Moscow state University of culture and a^s], 2013, № 2, pp. 112—118.