Структурно-типологический подход к технологии
создания культурно-досуговых программ: теоретико-методологический аспект
УДК 379.8-001.8
Г. С. Тихоновская
Московский государственный институт культуры
Статья посвящена теоретико-методологическому обоснованию концепции структурно-типологического подхода к технологии создания культурно-досуговых программ. Опираясь на характеристики понятийного состава данной концепции — «подход», «структура», «типология», автор, раскрывая их сущность и содержание, показывает их функциональную взаимосвязь, составляющую совокупное понятие «структурно-типологический подход». В центре внимания автора — обоснование концепции структурно-типологического подхода к целостному технологическому процессу создания куль-турно-досуговых программ. В связи с этим формулируются противоречия, сложившиеся в практике учреждений культуры, предопределяющие необходимость структурно-типологического подхода к технологии создания программ, доказывается значение типологической классификации существующего в практике деятельности учреждений культуры многообразия культурно-досуговых программ, определяется ведущий признак типологии культурно-досуговых программ — творческий метод технологии создания и организации программ.
Ключевые слова: подход, структура, типология, структурно-типологический подход, культурно-досуговая программа, метод.
G. S. Tihonovskaya
Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation
STRUCTURALLY-TYPOLOGICAL approach to the technology of cultural and entertainment programs: theoretical and methodological ASPECT
Article is devoted to teoretiko-methodological justification of the concept of structural and typological approach to technology of creation of cultural and leisure programs. Being guided by characteristics of conceptual structure of this concept — "approach", "structure", "typology", the author, opening their essence and contents, shows their functional interrelation making the cumulative concept "structural and typological approach". In the center of attention of the author — justification of the concept of structural and typological approach to complete technological process of creation of cultural and leisure programs. In this regard the contradictions which have developed in practice of cultural institutions, predetermining need of structural and typological approach to technology of creation of programs are formulated, value of typological classification of the variety of cultural and leisure programs existing in practice of activity of cultural institutions is proved, the leading sign of a typology of cultural and leisure programs — a creative method of technology of creation and the organization of programs is defined.
Keywords: approach, structure, typology, structural-typological approach, cultural and leisure program, method.
ТИХОНОВСКАЯ ГАЛИНА СТАНИСЛАВОВНА - кандидат педагогических наук, доцент кафедры культурно-досуговой деятельности факультета социально-культурной деятельности Московского государственного института культуры
TIHONOVSKAYA GALINA STANISLAVOVNA - Ph.D. (Pedagogical Sciences), Associate Professor of Department of cultural and leisure activities, Faculty of social and cultural activity, Moscow State Institute of Culture
e-mail: galina_tikhonovskaya@mail.ru © Тихоновская Г. С., 2016
Положение о том, что любая культурная форма должна отвечать критериям технологичности, неоднократно отмечалось в специальной научной литературе (А. Д. Жарков, О. И. Марков). Здесь также можно сослаться на суждение американского антрополога и культуролога Л. Уайта (1900-1975)о культуре как организованной интегрированной системе, включающей в себя три подсистемы - идеологическую, социальную и технологическую, где каждая подсистема влияет на другие и, в свою очередь, испытывает на себе их влияние, при этом главную роль во взаимодействии подсистем играет технологическая подсистема, поскольку от неё зависят и жизнь, и культура человека [6, с. 274-275]. Главный посыл Л. Уайта - в основе социокультурных процессов и их изменений лежит развитие технологий - стал для нас одним из оснований рассматривать технологию создания культурно-досуговой программы в качестве предмета научного осмысления и анализа.
В настоящее время понятие «технология» стало ключевым во всех сферах жизнедеятельности общества, и такие феномены, как «образовательные технологии», «педагогические технологии», «социокультурные технологии», «культурно-досуговые технологии», нашли научное обоснование в трудах отечественных исследователей и зарубежных авторов.
Ценность научно обоснованных технологий, например, в социокультурной и досуго-вой сферах деятельности даёт возможность:
• анализировать и подвергать систематизации имеющийся практический опыт в социокультурной и досуговой деятельности человека;
• комплексно решать социально-педагогические задачи в области социально-культурной и досуговой деятельности;
• с оптимальной определённостью предопределять и получать результаты социально-культурной и досуговой деятельности;
• осуществлять отбор наиболее эффективных моделей социально-культурной и досу-
говой деятельности и разрабатывать новые и инновационные технологии их создания;
• оптимально использовать имеющиеся в распоряжении социально-культурные и досуговые ресурсы (социально-психологические, социально-педагогические, художественно-творческие);
• оказывать влияние на формирование системного способа мышления специалистов социально-культурной и досуговой деятельности в технологическом процессе создания различных культурных форм;
• обеспечивать оптимальные условия для развития личности и удовлетворения её социокультурных и досуговых интересов, запросов и потребностей.
Методологическая и теоретическая направленность этих позиций не вызывает сомнений, поскольку они определяют «системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методических средств, используемых для достижения целей» (М. В. Кларин), что в основе своей полностью соответствует целостному технологическому процессу создания куль-турно-досуговой программы.
Культурно-досуговая программа, как педагогический феномен, обладающая многообразием формирующих функций, не может быть осмыслена вне учёта фундаментальных базовых основ педагогики, в том числе и её технологий. В настоящее время в педагогике представлено множество разработанных технологий (В. П. Беспалько, А. М. Кушнир, В. М. Монахов, Г. К. Селевко, В. А. Сластенин, М. Н. Чошанов и другие), в том числе и социально-воспитательных технологий (семейное воспитание, воспитание в социальной среде, воспитание в условиях дополнительного образования, воспитание духовной культуры молодого поколения).
Особое место в обширной структуре педагогических технологий занимают частно-предметные технологии (например, технология музыкального воспитания школьников Д. Б. Кабалевского, технология ритмического воспитания детей Э. Жак-Далькроза),
которые не могут остаться в стороне от научных исследований технологий создания культурно-досуговых программ, напротив, базовые основы определений этих технологий трансформируются в цели, функции, содержание, методы, средства, приёмы и способы, алгоритмы действий, составляющих целостный технологический процесс создания культурно-досуговой программы.
Однако следует подчеркнуть, что эффективная реализация как базовых основ педагогических технологий, так и собственно технологий создания культурно-досуговых программ не может быть осуществлена вне научно осмысленного концептуального подхода, который предполагает способ понимания и трактовку явлений, процессов как руководящую идею их осмысления, конструктивный принцип организации различных видов деятельности и который должен отвечать критериям актуальности, новизны, целенаправленности, воспроизводимости. Таким критериям, на наш взгляд, в полной мере соответствует концепция структурно-типологического подхода к технологии создания культурно-досуговых программ.
Представляя нашу концепцию, последовательно рассмотрим её понятийный состав -«подход», «структура», «типология».
Понятие «подход», как научную категорию, мы рассматриваем как системную, научно обоснованную процессуально-дея-тельностную часть технологии создания культурно-досуговой программы, опираясь на исходное значение этого слова - «совокупность приёмов, способов в воздействии на кого-либо, на что-нибудь, в изучении чего-нибудь» [7, с. 482].
В настоящее время в сфере научного осмысления различных социально-культурных и досуговых явлений и процессов активно разрабатываются различные направления подходов - традиционные и инновационные, компетентностные, синергетические, гуманистические, деятельностные, личностно-ориентированные, парадигмальные и другие [13, с. 7-9], которые формируют методоло-
гическии,теоретическим и технологическим фундамент этих видов деятельности, способствуют оптимизации социокультурной и досуговой практики в соответствии с требованиями времени. И согласно суждению доктора педагогических наук Н. Н. Ярошенко: «от уровня развития теории социально-культурной деятельности напрямую зависит качество воспитательной работы в социально-культурной сфере, а от того, как понимается природа социально-культурной деятельности, - качество методологии организации воспитания в сфере досуга» [15, с. 6].
В понятии «структура» (с лат. 'строение, расположение, порядок') мы опирались на исходное его определение - как совокупности устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, то есть сохранение свойств при различных внешних и внутренних изменениях [6, с. 221].
Научный анализ практически всех явлений и процессов окружающей действительности, в том числе и социально-культурной жизнедеятельности человека, невозможен без участия метода структурирования. Исследование устойчивых и упорядоченных связей как между объектами, так внутри их предопределило появление и становление научного направления структурализма (50 - 60 годы ХХ века), активно используемого в различных областях знания, в том числе и в сфере культуры (изучение культуры первобытных племён, фольклористика, лингвистика, этнография и другие), в которой, как в объекте исследования, изучаются различные знаковые системы и структурные элементы. Так, французский философ, социолог и этнограф, один из первых основоположников научного структурализма Клод Леви-Стросс (1908 - 2009) анализировал ритуальные действия, мифологические представления и т.д., стремясь выявить устойчивые, повторяющиеся элементы культурных явлений, а также процессы их преобразования в ходе исторической практики. Сходные
исследования в этом направлении проводили французские культурологи М. Фуко, Р. Барт, Ж. Деррида, отечественные исследователи - А. Н Сохор, М. С. Каган, С. С. Аверинцев, Д. С. Лихачев. Распространённый в научных исследованиях структурно-функциональный подход к анализу различных явлений и процессов стал одним из востребованных в настоящее время принципом, методом и методологическим основанием структурного анализа различных систем, их свойств и функций.
Согласно утверждению отечественного исследователя проблем структурирования различных методик обучения Л. Ф. Кейрана, понятие «структура» появилось в XX веке и со временем превратилось в общенаучную категорию, без которой невозможно решать многие научные проблемы. Основные функции собственно метода структурирования заключаются в том, что он выступает, с одной стороны, как средство выявления и определения структур как устойчивой совокупности связей и отношений изучаемого объекта, а с другой - как системный принцип, определяющий внутреннее расположение, упорядоченность и связь составных элементов и частей [5, с. 14].
Понятие «типология» (с греч. 'отпечаток, форма, образец' и ... логия) определяется как метод научного познания, в основе которого лежит расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщённой идеализированной модели или типа. Используется это понятие в целях сравнительного изучения существенных признаков, связей, функций, отношений, уровней организации объектов, как существующих, так и разделённых во времени [14, с. 563].
Первые представления о типологии заявили философы античного мира (Платон, Аристотель), стремившиеся определить тип как неизменную идеальную сущность, идеальный прообраз, который проявляется в видовых или индивидуальных различиях, предопределившие поиски «архетипа», «морфотипа», «неизменной структуры раз-
личных объектов», что со своей стороны положило начало становлению типологии как метода научного познания [14, с. 564]. В настоящее время типология является одним из универсальных методов классификации явлений и процессов окружающей действительности, диапазон которой простирается от уровня классификации глобальных общественных явлений и процессов (например, типология общественно-экономических формаций, типология культур) до узкоспециализированных и частных классификаций (типология литературных, музыкальных форм, типология композиционного построения какого-либо художественного произведения).
Большое значение для нашего исследования имеют научные изыскания доктора философских наук А. Я. Флиера. Так, анализируя проблему «культурной атрибуции» и её тесной связи с типологизацией, учёный, на наш взгляд, буквально идеализирует метод типологизации, позволяющий не только классифицировать, систематизировать, но и выявлять культурно значимые функции и свойства [12].
Проблема типологии всегда возникает там, где существует множество разнородных объектов, требующих системного упорядочения. Типология, являясь разновидностью классификации явлений и процессов, выступает средством выявления сходства и различия изучаемых объектов, поиска способов их идентификации, выявления закономерных связей, существующих внутри объектов. Одной из проблем типологической классификации является определение признаков или ведущего признака, которые обеспечивают устойчивые характеристики того или иного исследуемого объекта, выявление закономерных связей, существующих внутри объектов, а также выделение объекта, который по ряду признаков будет рассматриваться в качестве представителя всего множества объектов [11, с. 73]. При этом типология, как способ классификации, обычно опирается на понимание объекта как струк-
турно организованной системы, что, в свою очередь, требует обязательного выявления системообразующих связей и структурных элементов объекта, а также построения идеальной модели объекта, обладающей обобщёнными и выраженными признаками, что даёт возможность осуществить теоретическое обоснование и описание объекта.
Совокупное понятие «структурно-типологический подход», явившееся основанием концептуального подхода к объекту и предмету нашего исследования, предполагает решение проблем оптимизации технологий создания культурно-досуговых форм куль-турно-досуговой деятельности и методов их реализации. Культурно-досуговая программа, как форма, предполагает определённый набор структурных элементов, которые определяют тип программы, указывают на её фактурную отчётливость и профессиональное совершенство. При этом постоянство типовых структурных элементов не исключает их эволюционного развития, напротив, является основанием для художественных и креативных новаций, позволяющих создавать программу на уровне современных требований как к культурной форме.
Структурно-типологический анализ куль-турно-досуговых программ предполагает учёт эволюционных процессов, способствующих выявлению общих свойств той или иной культурной формы, функционировавших и сохранявшихся в контексте исторического становления и развития. Здесь мы также опирались на идеи Л. Уайта, рассматривавшего эволюционный подход как главный принцип выявления общих свойств изучаемого объекта, его эволюцию в историко-хронологической последовательности, где «одна форма вырастает из другой и перетекает в третью и т.д.» [6, с. 274].
В процессе анализа типологических характеристик культурно-досуговой программы объективно возникает необходимость выявления её структурного состава как специфической художественной формы. Вполне ясно, что культурно-досуговая программа,
как и всякая художественная форма, обладает внутренней некоторой закономерной упорядоченной структурой, определяемой типологическими характеристиками программы. Совокупная структура определяет форму культурно-досуговой программы, в которой «отражается объективное единство структурных элементов, выступающих в определённых закономерных связях» [5, с. 17-18], что указывает на необходимость структурирования программы, выявления базовых структурных элементов, системное взаимодействие которых будет определять форму и содержание программы, выбор метода её организации, способов и приёмов общения со зрительской аудиторией.
Здесь важно подчеркнуть, что каждая культурно-досуговая программа относится к понятию частной методики организации и, следовательно, в каждом конкретном случае имеет свои специфические структурные особенности, выявление которых будет способствовать определению технологических упорядоченных закономерностей её создания.
Структурирование культурно-досуговой программы может охватывать разные уровни её функционирования: на уровне специфики драматургической организации программы; на уровне структурного построения определённого типа программы; на уровне выявления структурных элементов метода организации программы, - вместе создающие целостный технологический процесс создания культурно-досуговой программы.
В научной и методической литературе были предприняты попытки типологизации форм культурно-досуговой деятельности. Впервые идея типологии культурно-досуго-вых программ с определением её ведущего признака - метода реализации программ - была заявлена автором в 1998 году [9]. Реализация этой идеи нашла отражение в кандидатской диссертации Т. В. Дедуриной, которая была осуществлена под научным руководством автора [2].
Попытки типологизировать отдельные формы культурно-досуговой деятельности
были также предприняты в сфере социальной педагогики, в системе дополнительного образования детей (Л. Н. Буйлова, А. Б. Галь-ченко, Н. В. Кленова, Е. В. Киреева, О. Г. Тавстуха) [1]. Авторы выделяют следующие типы культурно-досуговых программ: разовая игровая программа, конкурсно-игровая программа, игра-спектакль, театрализованная игра, зрелище, праздник, длительная досуговая программа.
В основе данной классификации, согласно утверждениям авторов, лежат два фактора: степень соучастия детей в программе и её протяжённость во времени. Следует заметить, что данную классификацию досуго-вых форм авторы рассматривают применительно только к игровой деятельности детей и как практическое руководство данной деятельностью.
Между тем широкое многообразие форм культурно-досуговой деятельности, их распространение в различных сферах социально-культурной деятельности требуют не только более расширенного и углубленного подхода к их классификации, но в первую очередь научно-методологического и теоретического обоснования типологии данных форм. В современной практике культурно-досуговой деятельности рельефно выделяются следующие типы культурно-досуговых программ, составляющие основной практический базис учреждений культуры: игровые, конкурсно-состязательные, театрализованные (театрализованные представления), художественно-публицистические, фольклорные, танцевально-развлекательные.
Наши длительные наблюдения показывают, что организация данных типов программ в учреждениях культуры обладает рядом существенных недостатков, что проявляется в первую очередь в технологии создания программ, например - в таких технологических операциях, как отсутствие обязательной опоры на базовые законы и закономерности драматургии, исключающие любительский подход к созданию программы; неточное структурирование формы
и организации содержания в соответствии с определённым типом программы, нецеленаправленное использование определённого метода организации в соответствии с её типологическими характеристиками, неточный выбор способов и приёмов реализации того или иного метода в условиях создания различных типов программ.
Культурно-досуговые программы традиционно относятся к массовым формам куль-турно-досуговой деятельности учреждений культуры. Функционирующее в настоящее время типологическое, структурное и жанровое разнообразие программ требует упорядоченной, научно и теоретически обоснованной классификации, способствующей не только выбору оптимальных технологий их создания, но и достижению высокой профессиональной культуры их организации.
Опираясь на историко-культурный генезис возникновения, становления и развития различных форм досуговой деятельности человека, а также современное состояние функционирования форм культурно-досуговой деятельности, в структурно-типологический анализ мы ввели формы культурно-досуго-вых программ, наиболее полно соответствующие современной практике деятельности учреждений культуры:
• игровая культурно-досуговая программа;
• конкурсно-зрелищная культурно-досуго-вая программа;
• театрализованная культурно-досуговая программа (театрализованное представление);
• фольклорная культурно-досуговая программа;
• художественно-публицистическая куль-турно-досуговая программа;
• танцевально-развлекательная культурно-досуговая программа;
В основе данного отбора культурно-досу-говых программ мы также опирались на такие факторы, как:
• исторически сложившиеся виды куль-турно-досуговой деятельности человека, берущие своё начало со времён Античности;
• историко-культурный генезис становления и развития форм досуговой жизнедеятельности человека;
• современное состояние и функционирование данных типов культурно-досуговых программ в социально-культурной и досуго-вой сферах общества;
• особенности технологий создания данных типов программ.
Структурно-типологическое осмысление культурно-досуговой программы как существенного результата культурно-досуговой деятельности требует определения ведущего признака, обеспечивающего легитимность типологической классификации. По нашему мнению, определяющим признаком типологического различия культурно-досуговых программ является организационно-творческий метод - главная составляющая технологии создания программ. Совершенно очевидно, что сценарно-постановочное обеспечение различных типов культурно-досу-говых программ не может быть обеспечено каким-либо одним универсальным методом или способом. Многообразие типов куль-турно-досуговых программ обусловливает и многообразие технологических методов их организации. Выбор того или иного творческого метода будет определяться типологическими свойствами и характеристиками программ. Определение технологических закономерностей организации куль-турно-досуговых программ с опорой на их
Примечания
1. Буйлова Л. Н, Клёнова Н. В. Как организовать дополнительное образование детей в школе. Москва : АРК ГИ, 2005.
2. Дедурина Т. В. Функциональный подход к развитию анимационной деятельности учреждений культуры: социально-культурный аспект : автореф. дис. на соиск. учён. ст. кандидата педагогических наук : 13.00.05 - теория, методика и организация социально-культурной деятельности / Дедурина Татьяна Владимировна ; Московский государственный университет культуры и искусств. Москва, 2009. 24 с.
3. Жарков А. Д. Влияние пространства-времени на функционирование социально-культурной деятельности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 6 (62). С. 106-110.
4. Жаркова А. А. Парадигмальный подход - эффективный метод развития личности в условиях социально-культурной деятельности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 1 (51). С. 109-114.
5. Кейран Л. Ф. Структура методики обучения как науки : На основе анализа методик обучения биологии / предисл. И. Д. Зверева. Москва : Педагогика, 1979. 165 с. ил.
6. Культурология ХХ век : энциклопедия : в 2 томах / гл. ред. С. Я. Левит. Санкт-Петербург : Университетская книга, 1998. Т. 2.
типологические свойства через призму ведущего организационно-творческого метода, подчиняющего себе технологические операции - драматургические и режиссёрско-постановочные, - суть нашей концепции структурно-типологического подхода к технологии создания культурно-досуговых программ. Выявление структурных элементов культурно-досуговых программ невозможно без определения их типологических свойств и характеристик, так же как и невозможно описание типологических свойств программ вне структурной составляющей. Только нерасчленённая целостность структурно-типологического подхода к технологии создания культурно-досуговых программ может дать системные представления о данной технологии, выявить её операционные закономерности, способствующие оптимизации технологического процесса создания программ.
При этом следует подчеркнуть, что куль-турно-досуговая программа - это специфический структурный художественный феномен, не имеющий прямых аналогов, например, в элитарных формах литературы, искусства, но, моделируясь по их базовым творческим законам и закономерностям, культурно-досуговая программаприобре-тает черты специфической художественной формы, осмыслению и научному описанию которой будет способствовать структурно-типологический подход.
7. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка : около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / под ред. Л. И. Скворцова. 27-е изд., испр. Москва : Оникс : Мир и Образование, 2010. 736 с.
8. Плаксина Э. Б., Михайловская А. П., Попов В. П. Подходы к разработке досуговых программ. Стили и направления : учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. 3-е изд. Москва : Академия, 2008. 224 с.
9. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии : учебное пособие. Москва : Народное образование, 1998. 256 с.
10. Тихоновская Г. С. О типологии культурно-досуговых программ // Духовные ценности и молодое поколение. Москва : МГУК, 1998. С. 101-103.
11. Тихоновская Г. С. Сценарно-режиссёрские технологии создания культурно-досуговых программ : монография / Московский государственный университет культуры и искусств. Москва : МГУКИ, 2010. 351 с.
12. Флиер А. Я. Культурная атрибуция как метод исследования // Вестник Московского государственного института культуры. 2015. № 6 (68). С. 24-30.
13. Художественная культура в капиталистическом обществе : Структурно-типологическое исследование / [Б. М. Бернштейн, А. П. Валицкая, Н. В. Григорьев и др.] ; науч. ред. М. С. Каган ; ЛГУ им. А. А. Жданова. Ленинград : Изд-во ЛГУ, 1986. 287 с.
14. Большая советская энциклопедия : [в 30 томах] / глав. ред. А. М. Прохоров. 3-е изд. Москва : Советская энциклопедия, 1969-1978.
15. Ярошенко Н. Н. История и методология теории социально-культурной деятельности : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки 071800 - Социально-культурная деятельность. [Изд. 2-е, испр. и доп.]. Москва : МГУКИ, 2013. 455 с.
References
1. Builova L. N., Kleenova N. V. Kak organizovat dopolnitel'noe obrazovanie detei v shkole [How to organize additional education of children in school]. Moscow, 2005.
2. Dedurina T. V. Functional approach to development of animation activity of cultural institutions: social and cultural aspect. Synopsis cand. ped. sci. diss. Moscow, 2009. 24 p. (In Russian)
3. Zharkov A. D. The influence of space-time operation socio-cultural activities. Vestnik Moskovskogo gosudarstven-nogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2014, No. 6 (62), pp. 106-110. (In Russian)
4. Zharkova A. A. Paradigmal'nyi podkhod - effektivnyi metod razvitiia lichnosti v usloviiakh sotsial'no-kul'turnoi deiatel'nosti [Paradigmalny approach - an effective method of development of the personality in the conditions of welfare activity]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2013, No. 1 (51), pp. 109-114.
5. Keiran L. F. Struktura metodiki obucheniya kak nauki: Na osnove analiza metodik obucheniya biologii [Structure of a technique of training as sciences: On the basis of the analysis of techniques of training of biology]. Moscow, Pedagogika Publ. [Pedagogy Publ.], 1979. 165 p.
6. Kulturologiya. XX vek. Entsiklopediya, v 2 t, tom 2 [Cultural 20th century. Encyclopedia, in 2 vol., vol. 2]. St. Petersburg, Universitetskaia kniga Publ. [University Book Publ.], 1998.
7. Ozhegov S. I. Tolkovyi slovar' russkogo yazyka : okolo 100 000 slov, terminov i frazeologicheskikh vyrazhenii [Explanatory dictionary of Russian: about 100 000 words, terms and phraseological expressions]. 27nd edition. Moscow, Onix Publ., Mir i obrazovanie Publ. [World and education Publ.,], 2010. 736 p.
8. Plaksina E. B., Mikhailovskaya L. P., Popov V. P. Podkhody k razrabotke dosugovykh programm. Stili i naprav-leniya [Approaches to developing leisure programs. Styles and trend]. 3nd edition. Moscow, Publishing house "Academia", 2008. 224 p.
9. Selevko G. K. Sovremennye obrazovatel'nye tekhnologii [Modern educational technology]. Moscow, Narodnoe obrazovanie Publ. [National education Publ.], 1998. 256 p.
10. Tikhonovskaya G. S. O tipologii kul'turno-dosugovykh programm [About a typology of cultural and leisure programs]. Dukhovnye tsennosti i molodoe pokolenie [Cultural wealth and younger generation ]. Moscow, Publishing house of Moscow State University of Culture and Arts, 1998. Pp. 101-103.
11. Tikhonovskaya G. S. Stsenarno-rezhisserskie tekhnologii sozdaniya kul'turno-dosugovykh programm [Scenario and director's technologies of creation of cultural and leisure programs]. Moscow, Publishing house of Moscow State University of Culture and Arts, 2010. 351 p.