10. Гончарова В.В., Добрынина Н.Н. Особенности работы детского сада, работающего на краеведческой основе. Материалы Международной научно-практической конференции, 20 января, Самара: ОоО «Центр научных исследований и консалтинга», 2018: 55 - 57.
11. Хисматулина Т.И., Шестакова Т.В. Роль краеведческого музея в формировании нравственных позиций ребёнка. Сборник научных трудов SWorld. Иваново, 2011: 44 - 48.
12. Бурляева О.В. Организация работы по ознакомлению дошкольников с историей родного края. Детский сад: теория и практика. 2011; № 9: 82 - 89.
13. Гатченко Т.Г., Загибалова И.В., Тимофеева О.М. Краеведческое образование дошкольников: приобщение к истории и культуре Урала. Детский сад от А до Я. 2010; 4 (46): 38 - 49.
14. Очирова О.Д. Информационно-компьютерные технологии в краеведческом образовании дошкольника. Детский сад от А до Я. 2010; 4 (46): 103 - 108.
15. Веннецкая О.Е., Лакеева О.А., Жукова К.В. Проблемы и практика взаимодействия педагогов и родителей воспитанников детского сада по ознакомлению детей с историей своего города. Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2016; 5: 183 - 185.
16. Булыгина Т.А. Краеведческий музей и источники местной истории. Новая локальная история. Ставрополь, 2006: 45 - 49.
References
1. Dolgushin A.P. Gorodischa zheleznogo veka. Irtyshskij vertograd. Moskva, 1998: 109 - 110.
2. Menschikov V.V. Istoricheskoe kraevedenie v kontekste sovremennogo gumanitarnogo znaniya. Regionologiya. 2003; 3: 293 - 300.
3. Leont'ev A.N. Psihologicheskie voprosy formirovaniya lichnosti rebenka v shkol'nom vozraste. Doshkol'noe vospitanie. 2009; 1: 11 - 13.
4. Byvsheva M. Social'noe poznaniya starshego doshkol'nika: problemy i ih reshenie. Doshkol'noe vospitanie. 2009; 9: 59 - 67.
5. Vahrushina E.V. Vospitanie nravstvenno-patrioticheskih chuvstv u detej doshkol'nogo vozrasta posredstvom realizacii proekta «Moe rodnoe Kargopol'e». Sovremennye podhody k organizacii obrazovatel'nogo processa v usloviyah standartizacii obrazovaniya. Arhangel'sk, 2017: 253 - 257.
6. Musatova L.Ya. Organizaciya 'ekologo-kraevedcheskoj raboty v detskom sadu. Doshkol'noe obrazovanie v Rossii XXI veka: dialog nauk o detstve. Elec, 2014: 93 - 99.
7. Nesterova A.A., Scherbakova T.S. Formirovanie predstavlenij starshih doshkol'nikov o professiyah: kraevedcheskij podhod. Povolzhskij pedagogicheskijpoisk. Ul'yanovsk, 2017: 112 - 119.
8. Rechka V.V., Kuhar M.A. Diagnostika kraevedcheskoj kompetencii pedagogov doshkol'noj obrazovatel'noj organizacii. APRIORI. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2017; 1: 19.
9. Lavrova L.N., Chebotareva I.V. Sovremennyj vzglyad na problemu formirovaniya patrioticheskih kachestv lichnosti detej doshkol'nogo i mladshego shkol'nogo vozrasta sredstvami kraevedeniya. Pedagogika XXI veka: standarty ipraktiki. Lipeck, 2016: 100 - 106.
10. Goncharova V.V., Dobrynina N.N. Osobennosti raboty detskogo sada, rabotayuschego na kraevedcheskoj osnove. MaterialyMezhdunarodnoj nauchno-prakticheskojkonferencii, 20 yanvarya, Samara: OOO «Centr nauchnyh issledovanij i konsaltinga», 2018: 55 - 57.
11. Hismatulina T.I., Shestakova T.V. Rol' kraevedcheskogo muzeya v formirovanii nravstvennyh pozicij rebenka. Sbornik nauchnyh trudov SWorld. Ivanovo, 2011: 44 - 48.
12. Burlyaeva O.V. Organizaciya raboty po oznakomleniyu doshkol'nikov s istoriej rodnogo kraya. Detskij sad: teoriya i praktika. 2011; № 9: 82 - 89.
13. Gatchenko T.G., Zagibalova I.V., Timofeeva O.M. Kraevedcheskoe obrazovanie doshkol'nikov: priobschenie k istorii i kul'ture Urala. Detskij sad ot A do Ya. 2010; 4 (46): 38 - 49.
14. Ochirova O.D. Informacionno-komp'yuternye tehnologii v kraevedcheskom obrazovanii doshkol'nika. Detskij sad ot A do Ya. 2010; 4 (46): 103 - 108.
15. Venneckaya O.E., Lakeeva O.A., Zhukova K.V. Problemy i praktika vzaimodejstviya pedagogov i roditelej vospitannikov detskogo sada po oznakomleniyu detej s istoriej svoego goroda. Vospitanie i obuchenie detej mladshego vozrasta. 2016; 5: 183 - 185.
16. Bulygina T.A. Kraevedcheskij muzej i istochniki mestnoj istorii. Novaya lokal'naya istoriya. Stavropol', 2006: 45 - 49.
Статья поступила в редакцию 27.06.18
УДК 37.013.43:792:37.015.31
Plyusnin A.D., senior lecturer, Head of Department of Social and Cultural Activities, Honored Worker of Culture of the Russian Federation, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: Cafedraskd@mail.ru
Fisyuk T.T., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Social and Cultural Activities, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: Cafedraskd@mail.ru
THE CREATIVE METHOD OF THEATRICALIZATION AS A PHENOMENON OF SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITY: PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECT. The article considers the creative method of dramatization from the perspective of the modern paradigm of social and cultural activity-social activity of the individual. The author presented the historical and technological aspect of theatrical as a socio-cultural phenomenon and the problem of transformation of the method, the identification of innovative trends and optimization of its creative possibilities in the context of the organization of political, educational, propaganda, cultural and educational work and social and cultural activities of Russia of the XX - early XXI centuries. The modern trends in the sphere of leisure, which should be reflected in the content of theatrical cultural and leisure programs, are substantiated. The article describes the theoretical approaches to the problem of forming a theatrical cultural and leisure program as an animation project from the perspective of psychological and pedagogical aspects, types of animation that meet the different needs of the participants of cultural and leisure activities. The main directions of animation activities that have been formed in the modern leisure industry-sports and health, information and educational, entertainment, creative and performing became the initial basis for the classification of theatrical cultural and leisure programs.
Key words: theatricalization, historical and technological aspect of theatricalization, paradigm of social activity of person, social and cultural animation, types of animation in leisure industry.
А.Д. Плюснин, доц., зав. каф. социально-культурной деятельности, Алтайский государственный институт культуры, заслуженный работник культуры РФ, г. Барнаул, E-mail: Cafedraskd@mail.ru
Т.Т. Фисюк, канд. пед. наук, доц. каф. социально-культурной деятельности, Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул, E-mail: Cafedraskd@mail.ru
ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД ТЕАТРАЛИЗАЦИИ КАК ФЕНОМЕН СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
В статье рассмотрен творческий метод театрализации с позиций современной парадигмы социально-культурной деятельности - социальной активности личности. Авторы представили историко-технологический аспект театрализации как социально-культурного феномена и проблему трансформации метода, выявили инновационные тенденции и оптимизацию его творческих возможностей в контексте организации политико-просветительной, агитационно-пропагандистской, культур-
но-просветительной работы и социально-культурной деятельности России XX - начала XXI вв. Обоснованы современные тенденции в сфере досуга, которые должны быть отражены в содержании театрализованных культурно-досуговых программ. В статье изложены теоретические подходы проблемы формирования театрализованной культурно-досуговой программы как анимационного проекта с позиции психолого-педагогического аспекта, виды анимации, удовлетворяющие различные потребности участников культурно-досуговой деятельности. Обозначены основные направления анимационной деятельности, которые сформировались в современной индустрии досуга - спортивно-оздоровительное, информационно-познавательное, зрелищно-игровое, творческо-исполнительское, развлекательное, что стало исходной основой для классификации театрализованных культурно-досуговых программ.
Ключевые слова: театрализация, историко-технологический аспект театрализации, парадигма социальной активности личности, социально-культурная анимация, виды анимации в индустрии досуга, психолого-педагогический аспект театрализованных культурно-досуговых программ.
Театрализация является уникальным феноменом и универсальным творческим методом в истории культурно-досуговой деятельности человечества. История театрализации уходит своими корнями в глубокую древность и сопровождает человека от рождения до смерти. Театрализация как феномен в культурной жизни человеческой цивилизации по своей сущности и природе появилась раньше искусства театра, с понятием которого имеет единое коренное значение. Понятие «театр» произошло от греческого Шеа^оп - место для зрелищ, зрелище. Это род искусства, специфическим средством которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой. Истоки театра как искусства находятся в театрализованных представлениях древнего человека, в охотничьих и сельскохозяйственных игрищах, массовых народных обрядах и праздниках. Принципиальное отличие театрализованного представления от театрального заключалось в том, что в его основе было самодеятельное реальное действие, художественно оформленное и эстетически организованное. При этом главным героем этого «театра жизни» был сам его организатор, и представленное зрелище предназначалось для самого себя.
С древних времен, начиная с родоплеменных отношений, в жизненном укладе человека особое место занимали реальные действия отдельной личности, группы, общности, которые не имели функционального практического смысла. В этих действиях были атрибуты зрелища: боевая раскраска, украшения, экзотические головные уборы, барабанный бой, песнопение, ритмические движения и др. Древний человек, у которого практически не было праздного свободного времени, особое значение придавал ритуально-символическим действиям, представленным как яркое зрелище, в котором он был главным действующим лицом. В этом «театре жизни» были свои герои и участники, а театрализованные представления занимали важное место как в жизни отдельного человека, так и той общины, которую он представлял. В жизни древнего человека были события особой значимости, которые роднят его с современником. Это - рождение, взросление, создание семьи, получение профессии, успех, победа, смена времен года, прощание с умершим и пр. Театрализованные представления, ритуалы и обряды были необходимыми для того, чтобы отдельный человек ощутил свою значимость, свое героическое и исключительное начало, важность сообщества, которое он представляет. Театрализованное действие вокруг жизненно важного события отдельного человека и сообщества было результатом самодеятельности его участников, как в процессе его подготовки, так и в момент самого представления.
С усложнением жизненного уклада общества произошло социальное расслоение и существенно изменилось положение отдельного человека. Он уже не являлся представителем всего сообщества, а имел отношение к социальной группе, как составной части. Объединяло и разобщало многое: класс, материальное положение, род занятий, место жительства, образование, семейное положение, вероисповедание и др. Досуг становится неотъемлемой частью культуры народа. История театрализованных форм досуга дает наиболее точную информацию в художественно-образной форме о содержании социально-культурной среды и процессов конкретного периода развития человечества. Эта история очень поучительна и увлекательна. Анализируя динамику развития, трансформации и инновации в театрализованных формах организации досуга, мы можем проследить, с одной стороны, общие закономерности этого универсального метода, а с другой стороны, самобытное, неповторимое, социально-культурное проявление, которое отвечало специфике конкретного исторического периода развития общества. При этом, этапы социального расслоения общества по-своему разнообразили и обогатили театрализованные формы организации досуга. Содержание досуга аристократов, элиты общества и досуг простолюдинов существенно различались, но каждый по-своему внесли
свою компоненту духовной и нравственной ценности в мировую культуру. В истории всех времен и народов были социально значимые события, даты, явления, обстоятельства, которые объединяли элиту и простолюдинов. И это единение происходило именно в ситуации организации массовых театрализованных форм досуга: празднеств, обрядов, карнавалов, ярмарок, балаганов, игрищ, потех, гуляний и др.
Театрализация как творческий метод является ведущей доминантой в технологиях социально-культурной деятельности, определяющей содержание и формы культурно-досуговой деятельности. Для выявления сущности трансформации метода театрализации в современной социально-культурной деятельности необходим исторический подход и принцип преемственности. Исторический ракурс позволяет не только зафиксировать определенную периодизацию проявления сущности метода театрализации в сфере досуга, кризисные и прогрессивные аспекты анализа проблемы, выработать основные направления и принципы функционирования, обосновать инновационный подход и пр.
Театрализация как универсальный творческий метод рассматривается в контексте организации политико-просветительной, агитационно-пропагандистской и культурно-просветительной работы, культурно-досуговой и социально-культурной деятельности России ХХ - начала XXI вв. [1, с. 36].
Исследуя проблему трансформации метода театрализации, авторы опирались на историко-педагогический опыт и основные факторы возникновения метода театрализации 20-х годов, изложенные в работах Г.А. Авлова, Н.В. Петрова, А.И. Пиотровского,
A.А. Гвоздева, В.Э. Мейерхольда и др.
Обобщая и уточняя сущность понятия метода «театрализации» с позиций культурно-просветительной работы 70-х, 80-х годов, авторы обращались к трудам Д.М. Генкина, который возглавил комплексное исследование феномена театрализации. Особый интерес представили научные труды В.С. Аксенова, Э.В. Вершковского, А.А. Коновича, О.Л. Орлова, А.П. Обертин-ской, Е.В. Руденского, В.Я. Суртаева, В.Г. Шабалина и др.
Технологические аспекты театрализации как универсального творческого метода привлекли внимание В.Н. Гагина, Е.Я. Зазерского, А.Д. Жданова, О.И. Маркова, В.Я. Суртаева, Д.В. Тихомирова, И.М. Туманова, А.И. Чечетина, И.Г. Шароева и др.
При выявлении основных тенденций трансформации метода театрализации в современной СКД особый интерес вызывают работы исследователей С.Б. Баглюка, О.И. Маркова, Н.Ф. Максютина, А.И. Мазаева, М.П. Меняевой, Б.Г. Мосалёва,
B.Е. Новаторова, В.Д. Пономарева, В.М. Рябкова, П.А. Сорокина, Ю.А. Стрельцова, В.В. Туева, Н.Н. Ярошенко и др.
Исследование историко-технологического аспекта театрализации как творческого универсального метода в современной практике социально-культурной деятельности полезно для выявления инновационных процессов, определяющих её содержание. Исторический ракурс развития и становления театрализованных форм организации досуга позволяет выявить основные признаки, критерии и причины, сопровождающие процессы кризиса, возрождения, трансформации и инновации [2, с. 9].
Для выявления инновационных тенденций и оптимизации творческих возможностей метода театрализации как социально-культурного феномена наиболее интересным представляется его проявление в 20-е годы ХХ в. в Советской России. Этот период исследования интересен тем, что в относительно небольшой временной этап проявились тенденции от кризиса до инноваций в поиске нового содержания театрализованных форм. Опыты 20-х годов по театрализации были активно осмыслены и составили основу целого направления в теории культурно-просветительной работы, появились научные школы, комплексные исследования, которые заложили технологическую базу художественно-массовой работы клубных учреждений.
Период 70-90-х годов представляет интерес с позиций процессов: возрождения, кризиса и трансформации метода, который отчетливо прослеживается в теории и практике художественно-массовой работы культурно-досуговых учреждений. В 70-е годы определилось понятие «Советский клуб» и содержание его культурно-просветительной деятельности. В 70-е годы советские клубы накопили значительный опыт, появилась потребность обобщения и осмысления, обоснования целей, форм и методов культурно-досуговой деятельности.
В 80-е проблема театрализации начинает активно исследоваться, сформировалась научная школа под руководством Д. М. Генкина, которая заложила базовую основу научной концепции. Было дано научное определение понятия театрализации как ведущего метода художественной пропаганды, специфические особенности, технологические аспекты и функции. В этот же период определились технологические аспекты сценария театрализованного клубного мероприятия как художественно-педагогической программы организации ее участников [2, с. 95].
В 90-е годы наметились тенденции деформации в сфере организации досуга, что привело к кризисным процессам клубного театрализованного мероприятия и трансформации метода театрализации в его антипод - манипулирование.
Театрализация как социально-культурный феномен имеет свою уникальную историю, богатый экспериментальный опыт, требующий анализа, адекватной оценки, современного ценностно-смыслового и технологического подхода, предполагающего обоснование эффективного использования его творческого, педагогического и анимационного материала в современной социально-культурной деятельности.
Театрализация как творческий метод предполагает организацию в единое композиционно спаянное целое, с оригинальным образным решением соединения социально значимой информации, средств искусства и самодеятельности массы участников, как в момент подготовки, так и при проведении культурно-досу-говой программы. Сфера применения метода театрализации в практике учреждений культуры самая разнообразная: художественная обработка документального материала, художественно-педагогическое программирование реальных действий участников культурно-досуговой программы и их активизация. Театрализация предполагает создание особой эмоционально-психологической атмосферы, которая Д.М. Генкиным характеризовалась как праздничная ситуация [3, с. 6].
Метод театрализация, имеющий свою уникальную историю, богатый экспериментальный опыт, теоретическую изученную базу, самобытные традиции требует не только анализа и адекватной оценки, но и современного ценностно-смыслового и технологического подхода, предполагающего эффективно использовать его творческий и педагогический потенциал в современной социокультурной ситуации. Как отмечает в своем исследовании Н.Н. Ярошенко, «современная социокультурная ситуация может быть охарактеризована как ситуация становления новой парадигмы социально-культурной деятельности, что находит отражение в механизмах объяснения педагогической практики на уровне методологии и теории» [4, с. 230]. Мы выделили парадигму «социальной активности личности», предопределяющую психолого-педагогический аспект содержания современных культурно-досуговых программ, в которых процесс взаимодействия с ее участниками является одним из необходимых педагогических условий.
В сложившейся современной социально-культурной деятельности следует учитывать ментальность разных социальных групп и установок на культурно-досуговую деятельность. Современные тенденции в сфере досуга требуют наличия в содержании театрализованных : культурно-досуговых программ:
• камерного и группового характера, что требует общения в режиме диалога, вербально-речевой активизации участников; доминируют культурно-досуговые программы камерного, группового, гостевого типа;
• интеллектуальности, предполагающей использование профессиональной и информационной компетентности участников, что в свою очередь требует создания условий для выражения своей позиции, мнения, суждения и пр. по отношению к событиям, проблемам, явлениям, составляющим основу темы культурно-досуговой программы;
• рациональности целеполагания сценария культурно-до-суговой программы, который выражается в создании условий для удовлетворения личных потребностей и установок участников культурно-досуговой деятельности; наличием практического
результата, позволяющего решать личные проблемы в последующих жизненных ситуациях; обеспечением полезной информацией, рассмотрением круга личных контактов и др.;
• необычности эмоционально-психологической обстановки и атмосферы культурно-досуговой программы, которая в зависимости от идейно-тематической основы и специфики аудитории может представлять собой особый «ореол исключительности»: романтичный, аристократический, героико-исторический, функционально-практический, эпатирующий, шокирующий и т. п.
В настоящее время, актуальность приобретают технологии формирования театрализованных культурно-досуговых программ как анимационной модели в сфере досуга.
Социально-культурная анимация - одно из наиболее активно развивающих направлений современной социально-культурной деятельности, предполагающая реализацию через культур-но-досуговые программы творческой реабилитации, активного отдыха, социально-психологической консолидации общественных групп на основе ценностей культуры. Принципиальная новизна анимационной деятельности в сфере досуга проявляется в целях, задачах и прикладных функциях, определяющих процесс оптимизации межличностных и групповых взаимоотношениях развития духовно-творческих качеств личности. Это научное направление достаточно активно исследуется зарубежными и отечественными учеными. Интерес представляют оригинальные теоретические и методические работы зарубежных педагогов-аниматоров, таких как: П. Бенар, А.М. Гурдон, Р Лабури, П. Мулинье, М. Симонов и др.; работы отечественных исследователей социально-культурной анимации И.И. Булыгиной, Г.С. Вовк, Н.И. Гаранина, Л.В. Курило, Е.Б. Мамбекова, Л.В. Тарасова, Н.Н. Ярошенко, Е.П. Яценко и др.; исследования по социальной педагогике за рубежом Т.В. Вдовенко, Е.Г. Доронкиной, Д. Дуликова, Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильникова, Ю.Н. Кротова, Ю.С. Моздокова и др.
Социально-культурная анимация является одной из относительно молодых отраслей исследования прикладной социальной психологии и педагогики, которую все чаще обозначают как педагогику социально-культурной сферы, тесно связанной с развитием социальной активности граждан, их социального творчества. Социально-культурная анимация - педагогика сотрудничества, понимания и посредничества, призванная предоставлять индивидуальный выбор в деятельности, творчестве и общении.
Отечественный туризм, активнее других структур в сфере досуга обратился к опыту зарубежной практики организации культурно-досуговых программ как анимационной модели.
В своих работах по проблеме выявления предпосылок возникновения рекреационной анимации многие исследователи называют реалии современной повседневности современного человека, которые выражаются в следующем: повсеместное техническое окружение, экологическое загрязнение и монотонность труда, физическая и психологическая утомляемость, нехватка времени на творчество и любимое дело, повышенная плотность населения и разрыв с природой, усталость от городской суеты и множественность случайных связей. Отсюда реакция людей, как источник анимационного спроса, а именно: желание уехать из города, разнообразить впечатления и прикоснуться к духовным ценностям, познать и увидеть новых людей, двигаться и развиваться, общаться и соревноваться и др. [5, с. 19].
Анализируя опыт системного подхода в туриндустрии, анимация - это удовлетворение специфических потребностей в общении, движении, культуре, творчестве, приятном провождении времени, развлечении. Диапазон этих потребностей очень широк, как отмечают Н.И. Гаранин и И.И. Булыгина, в результате чего сложились следующие виды анимации, удовлетворяющие различные потребности туристов и отдыхающих:
• анимация в движении - удовлетворяет потребность современного человека в движении, сочетающемся с удовольствием приятными переживаниями; анимация через переживание -удовлетворяет потребность в ощущении нового, неизвестного, неожиданного при общении, открытиях, а также при преодолении трудностей;
• анимация через общение - удовлетворение потребности в общении с новыми, интересными людьми, в открытии внутреннего мира людей и познании себя через общение;
• анимация через успокоение - удовлетворяет потребность людей в психологической разгрузке от повседневной усталости через успокоение, уединение, общение с природой, а также потребность в покое и «праздной лености»;
• культурная анимация - удовлетворяет потребность людей в духовном развитии личности через приобщение к культурно-историческим памятникам и современным образцам культуры страны, региона, народа, нации;
• творческая анимация - удовлетворяет потребность человека в творчестве, демонстрации своих созидательных способностей и установление контакта с близкими по духу людьми через совместное творчество.
В современной индустрии досуга сформировались основные направления анимационной деятельности - спортивно-оздоровительное, информационно-познавательное, зрелищно-игровое, творческо-исполнительское, развлекательное, что стало исходной основой для классификации театрализованных куль-турно-досуговых программ [5, с. 26].
Технологии формирования театрализованных культур-но-досуговых программ как анимационной модели в сфере досуга - актуальное, перспективное, современное направление в
Библиографический список
теории и практике социально-культурной деятельности, предполагающее актуализацию психолого-педагогического аспекта сценарно-режиссерского уровня их реализации. С позиций психолого-педагогического аспекта сценарий театрализованных форм является художественно-педагогической программой взаимодействия с участниками культурно-досуговой деятельности, а именно: вербально-речевой, ритуально-символической, игровой и творческо-исполнительской активности. Отсюда, определение организационно-педагогической цели становится важнейшей задачей при подготовке театрализованных культурно-досуговых программ [6, с. 108].
Театрализация это творческий метод создания сценария культурно-досуговой программы как художественно-педагогической модели взаимодействия с участниками культурно-досуго-вой деятельности, с позиций психолого-педагогического аспекта является универсальным методом современной технологии в социально-культурной деятельности.
1. Фисюк Т.Т. Сценарно-режиссерские основы. Барнаул: АГИК, 2018.
2. Фисюк Т.Т. Театрализация как социально-культурный феномен: историко-технологический аспект (20 - 90-е годы ХХ века). Барнаул: АлтГАКИ, 2009.
3. Генкин Д.М. Театрализация как творческий метод культурно-просветительной работы. Театрализация как творческий метод культурно-просветительной работы. Ленинград: ЛГИК, 1983.
4. Ярошенк Н.Н. История и методология социально-культурной деятельности. Москва: МГУКИ, 2007.
5. Гаранин Н.И., Булыгина И.И. Менеджмент туристской и гостиничной анимации. Москва, 2006.
6. Плюснин А.Д. Содержательные и технологические аспекты повышения качества подготовки специалистов социально-культурной деятельности. Культура в евразийском пространстве: традиции и новации. Барнаул: АГИК, 2016: 105 - 110.
References
1. Fisyuk T.T. Scenarno-rezhisserskie osnovy. Barnaul: AGIK, 2018.
2. Fisyuk T.T. Teatralizaciya kak social'no-kul'turnyj fenomen: istoriko-tehnologicheskij aspekt (20 - 90-e gody HH veka). Barnaul: AltGAKI, 2009.
3. Genkin D.M. Teatralizaciya kak tvorcheskij metod kul'turno-prosvetitel'noj raboty. Teatralizaciya kak tvorcheskijmetod kul'turno-prosvetitel'noj raboty. Leningrad: LGIK, 1983.
4. Yaroshenk N.N. Istoriya imetodologiya social'no-kul'turnoj deyatel'nosti. Moskva: MGUKI, 2007.
5. Garanin N.I., Bulygina I.I. Menedzhmentturistskojigostinichnojanimacii. Moskva, 2006.
6. Plyusnin A.D. Soderzhatel'nye i tehnologicheskie aspekty povysheniya kachestva podgotovki specialistov social'no-kul'turnoj deyatel'nosti. Kul'tura v evrazijskom prostranstve: tradiciii novacii. Barnaul: AGIK, 2016: 105 - 110.
Статья поступила в редакцию 27.06.18
УДК [796.012.1+612.821.35]:376.4
Fominykh A.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Sub-Faculty of Physical Culture and Sport, Khakass State University n.a. N. F. Katanov (Abakan, Russia), E-mail: fominih2005@rambler.ru Vrublevsky Yu.D., senior teacher, Department of Sub-Faculty of Physical Culture and Sport, Khakass State University n.a. N. F. Katanov (Abakan, Russia), E-mail: fominih2005@rambler.ru
Kulikova M.L., senior teacher, Department of Sub-Faculty of Physical Culture and Sport, Khakass State University n.a. N. F. Katanov (Abakan, Russia), E-mail: marina.kulikova13@mail.ru
Medvedev A.N., senior teacher, Department of Sub-Faculty of Physical Culture and Sport, Khakass State University n.a. N. F. Katanov (Abakan, Russia), E-mail: fominih2005@rambler.ru
Kyzlasov E.G., senior teacher, Department of Sub-Faculty of Physical Culture and Sport, Khakass State University n.a. N. F. Katanov (Abakan, Russia), E-mail: fominih2005@rambler.ru
THE INFLUENCE OF CORRECTIVE-IMPROVING MOTOR ACTIONS (CIMA) FOR THE DEVELOPMENT OF COORDINATION ABILITIES OF CHILDREN WITH INTELLECTUAL DISABILITIES. The use of the method of corrective-improving motor actions (CIMA) in the process of teaching students of primary classes of special (correctional) schools of the 8th type was proposed by the Professor A.A. Dmitriev. An innovative approach is to combine the traditional forms of teaching with the technique of motor actions. It allows to activate both the learning process and the biological process of child development. The proposed methodology can help to overcome the learning difficulties of students with motor and psychophysical abnormalities. The aim is the development of the coordination abilities of children with intellectual disabilities.
Key words: physical education, coordination, jump, moving games, balance, test, throwing a ball, experimental group, control group, corrective-improving motor actions.
А.В. Фоминых, канд. пед. наук, доц. каф. физической культуры и спорта и спорта Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан, E-mail: fominih2005@rambler.ru
Ю.Д. Врублевский, ст. преп. каф. физической культуры и спорта Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан, E-mail: fominih2005@rambler.ru
М.Л. Куликова, ст. преп. каф. физической культуры и спорта Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан, E-mail: marina.kulikova13@mail.ru
А.Н. Медведев, ст. преп. каф. физической культуры и спорта Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан, E-mail: fominih2005@rambler.ru
Е.Г. Кызласов, ст. преп. каф. физической культуры и спорта Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан, E-mail: fominih2005@rambler.ru