УДК 379.82
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕКРЕАЦИОННО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ В ДОМАХ КУЛЬТУРЫ И ДОСУГА
© Вячеслав Андреевич ВОДОЛАЖСКИЙ
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра культуроведения и социокультурных проектов, e-mail: wa1991@yandex.ru
Изучен педагогический потенциал рекреационно-оздоровительных технологий в работе с детьми и подростками в Домах культуры и досуга. Педагогический потенциал - это совокупность ресурсов педагогов различных сфер деятельности, эффективно применяемых при решении определенных целей и задач. Педагогический потенциал предоставляет возможность для трансляции культурного опыта и его усвоения субъектами культуры, досуга и образования. Педагогический потенциал осуществляется в процессе передачи культурного опыта, при условии организации связей между определенными компонентами данного потенциала, а также мобилизации таких ресурсов индивида, как физиологические, информационные и адаптивные вокруг культурных и ценностных ориентиров. В основе рекреативно-оздоровительных технологий сочетаются как духовные, так и биологические потребности индивида, являющиеся наиболее сильными и преобладающими по своему побудительному характеру. При организации отдыха детей в учреждениях, использующих в своей работе рекреационно-оздоровительные технологии, необходимо учитывать возрастные особенности детей и подростков. Учреждения культурно-досугового типа являются обширной и многогранной базой для внедрения рекреационно-оздоровительных программ, т. к. они сочетают все необходимые материально-технические и кадровые ресурсы для их качественной реализации, а также соответствуют основным функциям рекреационно-оздоровительных технологий: социализирующей, информационно-просветительной, рекреативно-оздоровительная, культурно-творческая функция. Реализация рекреационно-оздоровительных технологий в лечебно-оздоровительных и культурно-досуговых учреждениях предполагает комплексное воздействие на мотивационную, когнитивную, операционную, коммуникативную, рефлексивную и творческую сферу жизни личности.
Ключевые слова: педагогический потенциал; рекреационно-оздоровительные технологии; ресурсы; функции рекреационно-оздоровительных технологий.
DOI: 10.20310/1810-0201-2016-21-3/4(155/156)-95-100
В контексте данного исследования потенциал рассматривается как совокупность средств, знаний, запасов и возможностей, которые имеются в наличии и при необходимости могут быть применены для достижения определенных целей, задач или планов.
Педагогический потенциал - это совокупность ресурсов педагогов различных сфер деятельности, эффективно применяемых при решении определенных целей и задач. Педагогический потенциал предоставляет возможность для трансляции культурного опыта и его усвоения субъектами культуры, досуга и образования. Педагогический потенциал осуществляется в процессе передачи культурного опыта, при условии организации связей между определенными компонентами данного потенциала, а также мобилизации таких ресурсов индивида, как физиологические, информационные и адаптивные вокруг культурных и ценностных ориентиров [1-5].
Изучением особенностей педагогического потенциала занимались теоретики и практики валеологии, педагогики, социологии: ИИ. Брехман, Э.Н. Вайнер, В.П. Петленко, А.А. Баранов, В.Р. Кучма, В.Е. Дружинин, Н.М. Полетаева, Г.В. Осипова, С.С. Фролов, Б.Н. Чумаков.
В работе также были использованы результаты диссертационных исследований таких авторов, как Р.Г. Белянский, А.С. Брызгалов, Г.В. Ганьшина, О.А. Демченко, С.В. Иванников, И.Е. Коновалов, Е.А. Мас-лакова, Ж.В. Муравьева, С.А. Ряднова, Е.Н. Сущенко, К.Н. Фадькин, О.А. Холина, И.А. Черников, А.Н. Чуксин, А.А. Юров, О.А. Яброва.
В своем исследовании мы опирались на разработки культурно-досуговых программ в лечебно-оздоровительных учреждениях ученых: Е.И. Григорьевой, Г.В. Ганьшиной, И.А. Ерохиной, Г.М. Бирженюк, А.П. Мар-
кова, Л. Волошиной, Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильникова.
Рекреационно-оздоровительные технологии социально-культурной деятельности заключаются не только в применении благоприятных природных ресурсов и климата, физической культуры и спорта, но и в предоставлении подрастающему поколению различных форм нетрадиционной профилактики здоровьесбережения в сочетании с культурно-досуговой деятельностью [6-10].
Реализация рекреационно-оздоровитель-ных технологий в лечебно-оздоровительных и культурно-досуговых учреждениях предполагает комплексное воздействие на моти-вационную (стремление к овладению опыта ведения здорового образа жизни, обогащению духовных и физических познаний); когнитивную (процесс усвоения знаний, связанных с формированием здорового образа жизни, процесс познания традиций и истории, культуры, подвигов старшего поколения); операционную (осознанное овладения навыками ведения здорового образа жизни, диагностики личных способностей, навыков и интересов); коммуникативную (умение создания благоприятных условий творчества и развития, умение самовыражения и самореализации в коллективе, получение навыком грамотной социализации); рефлексивную (умение анализировать собственные поступки, эффективность проведенных мероприятий и качество выполненных задач); эмоциональную (умение самообладания в стрессовых и напряженных психологических ситуациях); творческую (умение грамотно сочетать полученные навыки в процессе творческой деятельности при выполнении самостоятельных работ, навык решения жизненных проблем путем проведения ролевых игр) сферы жизни личности.
В основе рекреативно-оздоровительных технологий сочетаются как духовные, так и биологические потребности индивида, являющиеся наиболее сильными и преобладающими по своему побудительному характеру. Формы рекреационно-оздоровительной деятельности формировались в процессе народного художественного творчества. На данном этапе развития рекреационно-оздоро-вительных технологий удалось создать своеобразную рекреационно-оздоровительную и культурно-досуговую программу, в которую
вошли народные гуляния, игры, зрелища, тренинги, ярмарки, театрализованные представления и т. д. Некоторые из приведенных форм активно используются не только в рек-реационно-оздоровительных учреждениях, но и различных культурно-досуговых центрах, занимающихся организацией культурного отдыха на профессиональном уровне.
При организации отдыха детей в учреждениях, использующих в своей работе рек-реационно-оздоровительные технологии, необходимо учитывать возрастные особенности детей и подростков.
Так, для детей в возрасте 7-8 лет необходимо устраивать как можно больше подвижных игр, но в то же время необходима более частая смена деятельности, которая в свою очередь должна быть в игровой форме.
Для детей в возрасте 9-10 лет необходимо как можно чаще проводить игры на выявление лидеров, различные соревнования, игры, где присутствует состязательная составляющая, т. к. в этом возрасте детям свойственно мериться силами, проявлять инициативу. Однако в данном возрасте дети легко теряют интерес к делу, если они терпят в нем неудачу.
Для детей в возрасте 11-13 лет возрастает значение коллектива и общественного мнения, дети в данном возрасте стремятся быть самостоятельными и независимыми, но в то же время они стремятся к сплоченности и единству со сверстниками, отдыхающими с ними в одном лечебно-оздоровительном учреждении.
Организация рекреационно-оздорови-тельной деятельности в Домах культуры и досуга на данный период наименее изучена и проработана, несмотря на то, что именно данные учреждения способны не менее эффективно осуществлять рекреационно-оздо-ровительную работу, т. к. главным принципом рекреационно-оздоровительных технологий является ее непрерывность и продолжительность.
С целью определения педагогического потенциала рекреационно-оздоровительных технологий и совершенствования рекреаци-онно-оздоровительной деятельности в Домах культуры и досуга было проведено исследование, в ходе которого было изучен опыт работы 17 учреждений культуры, в частности МАУК «Тамбовский районный Дом культу-
ры», а также его филиалы в с. Б-Двойня, с. Б-Криуша, с. Богословка, с. Горелое, с. Кузьмино-Гать, с. Красносвободное, п. Комсомолец, с. Лысые горы, с. Малиновка, п. Новая Ляда, с. Покрово-Пригородное, с. Стрельцы, с. Столовое, с. Черняное, д. Ор-ловка и с. Селезни.
В ходе исследования было выявлено, что средняя площадь досуговых помещений в Домах культуры и досуга является 324 м2, максимальная площадь в п. Новая Ляда -1213 м2, минимальное в с. Красносвободное -36 м2. Опираясь на полученные данные, можно сделать вывод, что более 70 % учреждений культуры и досуга в Тамбовском районе обладают достаточной базой для реализации и проведения рекреационно-оздорови-тельных программ, для которых необходимы отдельные классы и мастерские.
Проанализировав данные исследования, было выяснено, что в 92 % культурно-досу-говых учреждений имеется зрительный зал, который является необходимым условием для проведения различных фестивалей и конкурсов-смотров в рамках реализации рек-реационно-оздоровительных программ. Среднее количество мест в зрительном зале - 191, тем самым данные программы могут быть не только групповыми, но и массовыми, с широким привлечением общественности с целью не только пропаганды здорового образа жизни, но и стимулирования творческой и социальной активности населения.
В ходе исследования было выявлено, что в Домах культуры создано и функционирует 135 культурно-досуговых формирований, причем 58 % из них являются детскими и подростковыми. Таким образом, среднее количество формирований культурно-досу-гового типа на одно учреждение культуры является 10, что является прекрасной базой для внедрения различных арт-терапий на основе различных видов искусств, а также создания кружковых объединений, в рамках которых будут реализовываться рекреационно-оздоровительные программы.
Целесообразно отметить, что основными направлениями работы в Домах культуры и досуга являются возрождение традиционной народной культуры, эстетическое воспитание, патриотическое воспитание, духовно-нравственное, историко-краеведческое, гра-жданско-патриотическое воспитание, герои-
ко-патриотическое и спортивно-оздоровительное. Выделим, что в 17 учреждениях культуры действует всего 2 детских клубных объединения здорового образа жизни, основная направленность которых заключается в периодических проведениях спортивных игр и обсуждений народных лекарственных средств, что в неполной степени отражает сущность рекреационно-оздоровительных технологий.
Также было выявлено, что в Домах культуры и досуга функционируют 74 клубных формирования самодеятельного народного творчества, из общего числа которых лишь 44 % имеют детскую направленность. Таким образом, средним показателем является 2 детских формирования самодеятельного народного творчества на одно учреждение культуры. В связи с этим необходимо провести переориентацию и расширение возрастных рамок творческих объединений на детскую аудиторию, в рамках которой будут реализованы рекреационно-оздоровительные программы.
В ходе изучения были получены данные, что 2763 человека являются участниками в культурно-досуговых формированиях, среди них 53 % детей и подростков. Количество детей и подростков от общего количества людей, занятых в формированиях самодеятельного народного творчества, является 41 %, а в любительских клубных формированиях - всего 18 %, что свидетельствует о желании детей принимать участие непосредственно в изучении различных народных промыслов в виде танцев, песен, музыкальных инструментов и прочее.
Отметим, что наиболее популярными направлениями самодеятельного народного творчества являются хореография (53 % коллективов), а также театральное искусство (21 %), фольклорные (18 %) и народные промыслы (8 %). Однако совершенно невостребованными явились оркестры народных инструментов (0 %) и формирования любителей изобразительного искусства (0 %). Из полученных данных становится явной перспектива развития изобразительного искусства и формирования коллективов народных инструментов в связи с широким педагогическим и психологическим потенциалом применения различных арт-терапий (в частности, цвето-терапии, музыкотерапии, сказкотерапии и
прочее) посредством использования изобразительных и художественных средств выражения для восстановления психического здоровья детей и подростков, а также формирования стабильного детского коллектива путем вовлечения в совместную деятельность, а также индивидуальное самоутверждение и самопрезентация средствами искусства.
В ходе рассмотрения общего количества культурно-массовых мероприятий по итогам 2015 г. было выявлено, что проведено 3847 мероприятий, из которых 42 % были для детей и подростков. Среди общего числа мероприятий 79 % носили культурно -досуговый характер, из которых лишь 832 были направлены на детей и подростков. Таким образом, можно сделать вывод, что лишь 29 % мероприятий направлены на подрастающее поколение, в связи с чем необходимо разработать и внедрить круглогодичную рекреационно-оздоровительную программу, т. к. лишь путем стабильности и непрерывности достигается наибольшая эффективность и положительная динамика в изменении психологического и физического состояния у детей и подростков.
В процессе исследования, были получены данные, что самыми популярными видами мероприятий в Домах культуры являются «дискотеки» (29 %), «конкурсно-игровые программы» (24 %), «концерт самодеятельного творчества» (17 %), «экскурсии» (15 %). Наименее популярными стали «уроки мужества» (8 %), «спортивные игры» (6 %), «просмотры кинофильмов» (1 %), а также «тренинги» (0 %). Таким образом, структура культурно-досуговой работы Дома культура схожа с организацией развлекательной программы детского лечебно-оздоровительного учреждения. Однако необходимо проводить данные мероприятия системно, а не событийно, как это реализуется в Домах культуры и досуга. Возможно создание тематических смен, в ходе которых будет реализовываться структурированная культурно-досуговая программа, которая будет включать в себя как интеллектуальную и патриотическую нагрузку в виде экскурсий и уроков мужества, так и развлекательную, в качестве конкурсно-игровых программ, дискотек и спортивных игр. Необходимо обратить особенное внимание на низкий показатель популярно-
сти просмотра кинофильмов, что связано с отсутствием в большинстве Домов культуры киноустановок (95 %), а также проведения «тренингов», что связано с низкой подготовкой руководителей учреждений культуры в области организации детского и подросткового досуга (лишь 27 % работников имеют среднее и высшее профессиональное образование). В связи с чем необходимо оборудовать все учреждения культуры киноустановками, а также провести дополнительную подготовку и переподготовку кадров в сфере организации досуга.
В ходе исследования было выяснено, что при МАУК «Тамбовский районный Дом культуры» действуют 3 музея краеведческого и патриотического направления: Районный общественный музей им. Зои Космодемьянской в с. Борщевка, музей истории п. Комсомолец и музей «Хлеб наш насущный» с. Покрово-Пригородное. Общий фонд музеев составляет 5381 единица, а общее посещение музеев за 2014 г. детьми и подростками составило 1469 экскурсий, на которых побывало 4029 детей и подростков. Таким образом, Дома культуры и досуга имеют возможность проводить в рамках рекреационно-оздоровительных программ выездные и внутренние экскурсии, в ходе которых будет происходить не только просмотр экспонатов, но и проведение бесед, «круглых столов», презентаций, просмотр кинохроник и фотопленок по тематике краеведения и патриотического воспитания.
Принимая во внимание, что в современных условиях будущее поколение страны не должно терять нравственные ориентиры, а также скатываться в криминальную среду, алкоголизм и наркоманию, возможно определить педагогический потенциал рекреаци-онно-оздоровительных технологий следующим образом.
1. Организация как групповых, так и массовых мероприятий, в ходе которых будет проводиться, наряду с пропагандой здорового образа жизни, стимулирование творческой и социальной активности населения.
2. Дома культуры и досуга являются прекрасной базой для внедрения арт-терапий на основе различных видов искусств, а также создания кружковых объединений, в рамках которых будут реализовываться рекреацион-но-оздоровительные программы.
3. Проведение переориентации, а также расширение возрастных рамок творческих объединений на детскую и подростковую аудиторию, в рамках которой будут реализованы рекреационно-оздоровительные программы.
4. В процессе реализации рекреацион-но-оздоровительных программ учет пожеланий детей и подростков при изучении различных народных промыслов в виде танцев, песен, музыкальных инструментов и прочее.
5. Развитие и популяризация объединения изобразительного искусства и формирования коллективов народных инструментов в связи с широким педагогическим и психологическим потенциалом применения различных арт-терапий (в частности, цветотерапии, музыкотерапии, сказкотерапии и прочее) посредством использования изобразительных и художественных средств выражения для восстановления психического здоровья детей и подростков, а также формирования стабильного детского коллектива путем вовлечения в совместную деятельность, а также индивидуальное самоутверждение и самопрезентация средствами искусства.
6. Разработка и внедрение круглогодичной рекреационно-оздоровительной программы, т. к. лишь путем стабильности и непрерывности достигается наибольшая эффективность и положительная динамика в изменении психологического и физического состояния у детей и подростков.
7. Реализация структурированной куль-турно-досуговой программы, которая включает в себя как интеллектуальную и патриотическую нагрузку в виде экскурсий и уроков мужества, так и развлекательную в качестве конкурсно-игровых программ, дискотек и спортивных игр.
8. Проведение выездных экскурсий, в ходе которых происходит не только просмотр экспонатов, но и проведение бесед, круглых столов, презентаций, просмотр кинохроник и фотопленок по тематике краеведения и патриотического воспитания.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что учреждения культурно-досугового типа являются обширной и многогранной базой для внедрения рекреацион-но-оздоровительных программ, т. к. они сочетают все необходимые материально-технические и кадровые ресурсы для их качест-
венной реализации, а также соответствуют основным функциям рекреационно-оздоро-вительных технологий: социализирующей, в ходе которой подростки и дети вовлечены в общую деятельность, общаются и самораскрываются; информационно-просветительной, в ходе которой происходит духовное обогащение личности путем познания народных культур и творчества, а также физическое развитие подрастающего поколения, путем участия в активных видах деятельности; рекреативно-оздоровительная, в ходе которой происходит восстановление физических и психических сил ребенка средствами как активной (участие в художественной самодеятельности), так и пассивной (просмотр экскурсий, уроков мужества и т. д.) деятельности; культурно-творческая функция, которая удовлетворяет потребность детей в участии и самореализации в различных видах искусства и творчества.
Реализация рекреационно-оздоровитель-ных технологий в лечебно-оздоровительных и культурно-досуговых учреждениях предполагает комплексное воздействие на моти-вационную, когнитивную, операционную, коммуникативную, рефлексивную и творческую сферу жизни личности.
Список литературы
1. Алексеева Л.Я. Художественная самодеятельность как средство воспитания нового человека: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1964.
2. Медведева Е.А., Левченко И.Ю., Комиссарова Л.Н., Добровольская Т.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. М., 2001.
3. Атлас социокультурных реабилитационных технологий / авт.-сост. Ю.С. Моздокова. М., 2002.
4. Белянский Р.Г. Рекреативные технологии как средство формирования навыков межкультурного общения студенческой молодежи: автореф. дис ... канд. пед. наук. Тамбов, 2011.
5. Бондин В.И. Здоровьесберегающие технологии в системе высшего педагогического образования // Теория и практика физической культуры. 2004. № 10.
6. Ветитнев А.М., Журавлева Л.Б. Курортное дело. М., 2006.
7. Ганьшина Г.В. Формирование здорового образа жизни молодежи средствами рекреативных технологий: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Тамбов, 2005
8. Дуликов В.З. Социально-культурная работа за рубежом. М., 2003.
9. Здоровый образ жизни: модели, программы, проекты: сборник программно-методических материалов. Витебск, 2006.
10. Золотарева А.В. Дополнительное образование детей: теория и методика социально-педагогической деятельности. Ярославль, 2004.
References
1. Alekseeva L.Ya. Khudozhestvennaya samodeya-tel'nost' kak sredstvo vospitaniya novogo chelo-veka. Avtoreferat dissertatsii ... kandidata pedagogicheskikh nauk. Moscow, 1964.
2. Medvedeva E.A., Levchenko I.Yu., Komissaro-va L.N., Dobrovol'skaya T.A. Artpedagogika i artterapiya v spetsial'nom obrazovanii. Moscow, 2001.
3. Mozdokova Yu.S. Atlas sotsiokul'turnykh reabi-litatsionnykh tekhnologiy. Moscow, 2002.
4. Belyanskiy R.G. Rekreativnye tekhnologii kak sredstvo formirovaniya navykov mezhkul'turnogo obshcheniya studencheskoy molodezhi.
Avtoreferat dissertatsii ... kandidata pedagogicheskikh nauk. Tambov, 2011.
5. Bondin V.I. Zdorov'esberegayushchie tekhnolo-gii v sisteme vysshego pedagogicheskogo obra-zovaniya. Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury - Theory and Practice of Physical Culture, 2004, no.10.
6. Vetitnev A.M., Zhuravleva L.B. Kurortnoe delo. Moscow, 2006.
7. Gan'shina G.V. Formirovanie zdorovogo obraza zhizni molodezhi sredstvami rekreativnykh tekhnologiy. Avtoreferat dissertatsii ... kandidata pedagogicheskikh nauk. Tambov, 2005
8. Dulikov V.Z. Sotsial'no-kul'turnaya rabota za rubezhom. Moscow, 2003.
9. Zdorovyy obraz zhizni: modeli, programmy, proekty. Vitebsk, 2006.
10. Zolotareva A.V. Dopolnitel'noe obrazovanie detey: teoriya i metodika sotsial'no-pedagogicheskoy deyatel'nosti. Yaroslavl, 2004.
Поступила в редакцию 15.03.2016 г. Received 15 March 2016
UDC 379.82
PEDAGOGICAL POTENTIAL OF RECREATIONAL AND FITNESS TECHNOLOGIES IN WORK WITH CHILDREN AND ADOLESCENTS IN THE CULTURAL AND LEISURE CENTRES
Vyacheslav Andreevich VODOLAZHSKIY, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student, Culturology and Social-Cultural Projects Department, e-mail: wa1991@yandex.ru
The pedagogical potential of recreational and fitness technologies in work with children and adolescents in the Cultural and Leisure Centres are studied. Pedagogical potential is a collection of teachers' resources of various fields, effectively used in the solution of certain goals and objectives. Pedagogical potential provides an opportunity to broadcast cultural experiences and to learn from the subjects of culture, recreation and education. Pedagogical potential is in the process of transmission of cultural experience, provided the organization of relations between certain components of this capacity and mobilize the resources of the individual such as physiological, information and adaptive and cultural values. The basis of a recreational and wellness technology combines both spiritual and biological needs of the individual, which is the most strong and predominant motive for his character. At the organization of rest of children in institutions, use of recreational and health-improving technologies, it is necessary to consider age features of children and adolescents. Institutions of cultural and leisure type are extensive, and multifaceted framework for the implementation of recreational programs, as they combine all the necessary logistical and human resources for their effective implementation, and consistent with the main functions of recreation-health technologies: socializing, information-educational, recreational and recreational, cultural and creative function. The implementation of the recreational technologies in therapeutic recreation and entertainment and leisure complexes involves a complex effect on the motivational, cognitive, operational, communicative, reflexive and creative sphere of a person's life.
Key words: pedagogical potential; recreational and health-improving technologies; resources; features; recreation and health technologies.
DOI: 10.20310/1810-0201-2016-21-3/4(155/156)-95-100