УДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ СОЗДАНИЯ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ ПРОГРАММ
УДК 791:37
Г. С. Тихоновская
Московский государственный институт культуры
В данной статье поднимается актуальная для современной социально-культурной и культурно-досуговой деятельности проблема оптимизации художественно-педагогических технологий создания культурно-досуговых программ. Исторически сложившаяся и научно осмысленная художественно-массовая работа учреждений культуры является основанием для утверждения статуса художественно-педагогических технологий как родового явления культурно-досуго-вой деятельности, так и технологий создания культурно-досуговых программ. Оптимизация данных технологий предполагает понимание специалистом культурно-досуговой деятельности сущности и содержания художественных и педагогических компонентов, их функциональных свойств, технологий их взаимодействия в культурно-досуговой программе, знаний и умений интегрировать их в содержание программы. Подчёркивается педагогическая роль и особенности восприятия зрительской аудитории (реципиента) как первичного перцептивно-познавательного процесса освоения содержания культурно-досуговой программы.
Ключевые слова: художественность, художественно-педагогические технологии, художественная педагогика, художественно-массовая работа учреждений культуры, оптимизация художественно-педагогических технологий, содержание культурно-досуговых программ.
G. S. Tihonovskaya
Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation
ARTISTIC AND PEDAGOGICAL FOUNDATIONS OF TECHNOLOGIES OF CREATION OF CULTURAL AND LEISURE PROGRAMS
This paper raises are relevant to modern social and cultural and cultural-leisure activities, the problem of optimization of pedagogical technologies of creation of cultural and recreational programs. Historically and scientifically meaningful art-work of cultural institutions is the basis for confirmation of the status of pedagogical technologies as a generic phenomenon of cultural and leisure activities, and technologies of creation of cultural and recreational programs. Optimization of these technologies involves the understanding of a specialist leisure and cultural activities of the nature and content of the artistic and pedagogical components, their functional properties, technologies of their interaction in the cultural and leisure programme, knowledge and skills to integrate them into the program content. Emphasizes the pedagogical role and peculiarities of the perception of the audience (recipient) as the primary perceptual-cognitive process of mastering cultural and leisure programs. Keywords: artistic, artistic-educational technology, art education, art and mass work of institutions of culture, optimization of artistically-pedagogical technologies, content, cultural and recreational programs.
ТИХОНОВСКАЯ ГАЛИНА СТАНИСЛАВОВНА — кандидат педагогических наук, профессор кафедры культурно-досуговой деятельности факультета социально-культурной деятельности Московского государственного института культуры
TIHONOVSKAYA GALINA STANISLAVOVNA — Ph.D. (Pedagogical Sciences), Professor of Department of cultural and leisure activity, Faculty of social and cultural activity, Moscow State Institute of Culture
e-mail: galina_tikhonovskaya@mail.ru
© Тихоновская Г. С., 2015 185
Культурно-досуговая деятельность, если проанализировать ряд научных исследований [см.: 2; 3; 4; 5; 6], квалифицируется как деятельность художественно-педагогическая, а технологии организации культурно-досуго-вых программ — как художественно-педагогические технологии.
Исторически художественно-массовая работа учреждений культуры развивалась по двум направлениям: как организация деятельности любительских художественных объединений (театральных, хореографических, хоровых, музыкальных и других), основанных на занятиях тем или иным видом искусства, а также как организация культурно-досу-говых программ — праздников, фестивалей, концертов, тематических вечеров и других форм отдыха и развлечений, в которых органично сочеталась специфика деятельности и первого, и второго направления.
Обобщая опыт эстетического воспитания личности средствами искусства, в том числе и средствами любительского творчества, доктор философских наук В. Н. Разумный назвал это явление «художественной педагогикой», акцентируя внимание на широком смысле этого понятия: «... ибо с той поры, как люди стали постигать мир и выражать отношение к нему в художественно-образной форме, возникла и задача обобщения и ретрансляции накопленного творческого опыта, его сохранения и передачи новым поколениям.» [7, с. 22—23].
Большой вклад в теоретическое осмысление художественно-педагогических технологий культурно-досуговой деятельности внёс доктор педагогических наук А. Д. Жарков. Выдвижение концепции ценностно-ориентированного, активно-деятельностного подхода к целостному технологическому процессу культурно-досуговой деятельности обеспечило теоретико-методологические основания для реализации художественно-педагогических технологий культурно-досуговых программ.
Главный посыл учёного — эстетический подход к технологии культурно-досуговой
деятельности «не только позволяет выявить специфику предмета художественного изображения, но и даёт возможность выяснить характер ряда присущих учреждению культуры особенностей творческого процесса» [4, с. 413], что даёт основание вновь и вновь обращаться к теме художественно-педагогических технологий с точки зрения их совершенствования и оптимизации.
В настоящее время проблема оптимизации художественно-педагогических технологий культурно-досуговых программ требует осмысления, анализа и дополнения сущностных характеристик художественных и педагогических компонентов программы в социально-культурном контексте современности, инновационных принципов их взаимодействия в технологическом процессе создания программ, определения закономерностей внутренних связей между ними, уточнения творческих методов их реализации в контексте содержания различных типов культурно-досуговых программ.
Анализ проблемы всегда предполагает разложение её на составные части и выделение сущностных характеристик каждой из её частей. В связи с этим рассмотрим по отдельности понятия «художественные» и «педагогические» компоненты культурно-досуговых программ.
Понятие «художественность» в научной литературе определяется как специфическое свойство произведений искусства, особенность формы познания и освоения окружающего мира эстетической ценности того или иного произведения искусства, степень его красоты [8, с. 390].
Художественность как специфическое качество произведений искусства обладает множеством органично взаимосвязанных функций (дидактическая, информационно-коммуникативная, гедонистическая и другие), но главенствующей функцией выступает формирование через призму художественный образности одной из важнейшей формы сознания — эстетического сознания, проявляющегося в пробуждении творческих начал
в человеке, высших ступеней духовности, способности жить и творить по законам красоты, эстетического восприятия окружающего мира, способности видеть и ценить прекрасное, служить личностным источником духовного богатства, носителем эстетических идеалов, вкусов, взглядов, представлений, поступков и поведения в обществе.
Здесь следует сказать, что художественно организованная культурно-досуговая программа не ставит впрямую целей, изложенных выше, а реализует ту задачу, которую очень точно сформулировал исследователь элемента художественности в агитационно-пропагандистской работе В. Н. Гагин: «Привнесение искусства красоты в труд, быт, жизнь, широкая апелляция в пропагандистских и воспитательных целях к богатству и своеобразию художественного становится насущной необходимостью» [2, с. 11].
Следует подчеркнуть, что такая потребность возникла не сегодня, а уходит своими корнями вглубь веков, в первую очередь — в досуговые формы жизнедеятельности человека. Так, согласно исследованиям английского этнографа Э. Тайлора (1832—1917), в обрядах первобытного человека, составлявших значительную часть его духовной жизни, уже имелись зачатки образного художественного мышления — фантазии, вымысла, воображения, символизации и аллегоризации.
Известным историческим фактом привнесения элемента художественности в повседневную жизнь выступает мифология Древней Греции и Древнего Рима, праздники и развлечения. Значительным и определяющим фактором привнесения элемента художественности в быт и жизнь людей является народная культура (фольклор). Все её исторически сложившиеся формы — игровые, песенно-музыкаль-ные, обрядово-танцевальные, вербальные, народные промыслы, изобразительное искусство, архитектура — насыщены художественной образностью, которая выступает как народный, национально-специфический художественный язык, отличающий культуру одного этноса от культуры другого этноса.
Специфика признаков художественности, являющихся основанием технологии создания культурно-досуговых программ, сформулирована А. Д. Жарковым [4, с. 412—413, 418—419]:
• признание культурно-досуговой деятельности как художественно-творческой деятельности, а культурно-досуговую программу как специфическую социально-художественную форму организации общения зрительской аудитории;
• творческий подход к технологическому процессу организации культурно-досуговой деятельности и созданию культурно-досуго-вой программы;
• признание народной художественной культуры (фольклора) как источника художественно-педагогических технологий создания культурно-досуговых программ;
• примат художественно-образного раскрытия содержания культурно-досуговых программы.
Организация содержания является главной составляющей технологии создания культурно-досуговой программы. Именно в содержании реализуется и взаимодействует художественные и педагогические компоненты программы.
Художественное обеспечение содержания культурно-досуговой программы — это комплексный технологический процесс, включающий такие творческие операции, как моделирование художественного образа программы, реализация способов и приёмов комбинирования эмоционально-выразительных средств литературы и искусства, документального материала, сюжетно-композици-онное построение, обогащение программы визуально-зрелищными эффектами, использование режиссёрско-постановочных технологий и другое. Но при этом художественное обеспечение программы не должно терять специфику, которую очень точно определил В. Н. Гагин: клубная программа «не становится собственно художественной деятельностью ... но используется как средство художественно-образного воздействия на аудито-
рию, художественный элемент усиливает восприятие самого разнообразного содержания» [2, с. 35].
Так выявляются педагогические свойства содержания культурно-досуговой программы, поскольку восприятие, являясь субъективным явлением сознания личности, первичным перцептивно-познавательным процессом, уже готово дать качественную оценку объекту восприятия, например содержанию программы, оценивая его как лёгкое, развлекательное, волнующее, серьёзное, глубокое, бессодержательное и другое, демонстрируя тем самым уровень познавательных интересов и запросов.
Художественные и педагогические компоненты в культурно-досуговой программе не существуют параллельно и не плюсуется как один плюс один, а обуславливают друг друга и определяют уникальную специфику организации программ. Так, например, в использованном в программе вокальном произведении одновременно присутствуют и художественные (образ, мелодия, ритм, музыкальная стилистика, композиционное построение), и педагогические (ценностно-смысловое содержание, тема, идея) компоненты, вместе способные вызвать глубокие чувства и оставить интеллектуальный след в сознании зрительской аудитории.
Я. Чурикова, известная телеведущая, художественный руководитель Школы эстрады, кино и телевидения, в интервью газете «Телепрограмма» (№ 10, 15—21 марта 2010), комментируя новый проект развлекательной телепрограммы, сказала: «Наш зритель перекормлен хорошим зрелищем, и ТВ эту пере-
кормленность культивирует. Россиян сложно чем-то удивить . Нашему зрителю первые пять минут смешно, а потом ему драматургию подавай».
Действительно, драматургия является неотъемлемой составной частью технологии создания культурно-досуговой программы, способом организации содержания данной программы и представляет собой сложное структурное и синкретичное художественно-педагогическое образование, определяемое «исходным, общественно значимым событием, где она (драматургия. — Г. Т.) выступает как способ движения социальной информации» [2, с. 374].
Положительный педагогический, воспитательно-формирующий эффект содержания культурно-досуговой программы будет достигнут при условии, если сценарист-постановщик, будет учитывать особенности восприятия реципиента, зрительской аудитории, которые сформулировал Ю. Б. Борев: «Особенности восприятия реципиента имеют историческую, групповую, индивидуальную и ситуационную обусловленность» [1, с. 264], и которые достаточно полно освещены в научной литературе о культурно-досуговой и социально-культурной деятельности.
Нахождение связей между художественными и педагогическими компонентами куль-турно-досуговой программы не знает творческих ограничений, и в этом технологическим процессе огромную роль играют не только творческие способности специалиста досуга, но и его знания, компетентность, умение оперировать современными творческими технологиями.
Примечания
1. Борев Ю. Б. Эстетика. 4-е изд., доп. Москва : Политиздат, 1988. 496 с.
2. Гагин В. Н. Художественно-эстетический элемент — существенный фактор определения специфики клубной пропаганды : автореф. дис. на соиск. учен. степ. кандидата философских наук / Гагин Виталий Николаевич ; Московский государственный институт культуры. Москва, 1975. 23 с.
3. Жарков А. Д. Влияние пространства-времени на функционирование социально-культурной деятельности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 6 (62). С. 106—110.
4. Жарков А. Д. Теоретико-методологические основы культурно-досуговой деятельности : монография. Москва : МГУКИ, 2012.
5. Марков О. И. Сценарно-режиссёрские основы художественно-педагогической деятельности клуба. Москва : Просвещение, 1988. 158 с.
6. Организация и методика художественно-массовой работы : учебное пособие / ред. Д. М. Генкин. Москва : Просвещение, 1987. 192 с.
7. Разумный В. А. Художественная педагогика. Москва : Институт переподготовки работников искусства, культуры и туризма, 1999. 282 с.
8. Тихоновская Г. С. Образовательно-педагогические аспекты оптимизации содержания культурно-досу-говых программ // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 4 (66). С. 141—145.
9. Тихоновская Г. С. Сценарно-режиссёрские основы технологии культурно-досуговых программ : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки 071800 — «Социально-культурная деятельность» / Московский государственный университет культуры и искусств. Москва : МГУКИ, 2014. 238 с.
10. Эстетика : словарь / [А. И. Абрамов и др. ; под общ. ред. А. А. Беляева]. Москва : Политиздат, 1989. 445 с.
References
1. Borev Yu. B. Estetika [Aesthetics]. 4nd edition. Moscow, Political Literature Publishing House of the Central Committee of the Communist Party of the Soviet Union, 1988. 496 p.
2. Gagin V. N. Khudozhestvenno-esteticheskii element — sushchestvennyi faktor opredeleniya spetsifiki klubnoi propagandy. Avtoreferat diss. kand. filos. nauk [Art and esthetic element — an essential factor of determination of specifics of club promotion. Synopsis cand. philos. sci. diss.]. Moscow, 1975.
3. Zharkov A. D. The influence of space-time operation socio-cultural activities. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2014, No. 6 (62), pp. 106—110. (In Russian)
4. Zharkov A. D. Teoretiko-metodologicheskie osnovy kul'turno-dosugovoi deyatel'nosti [Teoretiko-metodologichesky bases of cultural and leisure activity]. Moscow, Publishing house of Moscow State University of Culture and Arts, 2012.
5. Markov O. I. Stsenarno-rezhisserskie osnovy khudozhestvenno-pedagogicheskoi deyatel'nosti kluba [Scenario and director's bases of art and pedagogical activity of club]. Moscow, Prosveshchenie Publ. [Education Publ.], 1988. 158 p.
6. Organizatsiya i metodika khudozhestvenno-massovoi raboty [Organization and technique of art and mass work]. Moscow, Prosveshchenie Publ. [Education Publ.], 1987. 192 p.
7. Razumnyi V. A. Khudozhestvennaya pedagoguka [Art pedagogics]. Moscow, Publishing house of Institute of retraining of workers of art, culture and tourism, 1999. 282 p.
8. Tikhonovskaya G. S. Educational and pedagogical aspects of optimization of the contents of cultural and leisure programs. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2015, No. 4 (66), pp. 141—145. (In Russian)
9. Tikhonovskaya G. S. Stsenarno-rezhisserskie osnovy tekhnologii kul'turno-dosugovykh programm [Scenario and director's bases of technology of cultural and leisure programs]. Moscow, Publishing house of Moscow State University of Culture and Arts, 2014. 238 p.
10. Belyaev A. A., ed. Estetika [Aesthetics]. Moscow, Political Literature Publishing House of the Central Committee of the Communist Party of the Soviet Union, 1989. 445 p.