Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ САНКЦИОННОГО ДАВЛЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ТОРГОВОГО БИЗНЕСА'

ВЛИЯНИЕ САНКЦИОННОГО ДАВЛЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ТОРГОВОГО БИЗНЕСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Хроноэкономика
Область наук
Ключевые слова
внешнеэкономические санкции / сфера торговли / субъекты малого и среднего бизнеса / налоговая политика / налоговые каникулы / налоговые льготы / международные платежные системы / логистические маршруты / сбыт / внутренний рынок / foreign economic sanctions / trade sphere / small and medium-sized businesses / tax policy / tax holidays / tax benefits / international payment systems / logistics routes / sales / domestic market

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Магдеева Амина Ильгизовна, Плескачева Диана Эдуардовна

В статье рассмотрено влияние внешнеэкономических санкций на сферу торговли, проявляющуюся в увеличении закупочных цен на товары и продукты, нарушение логистических маршрутов и невозможность осуществлять доставки по прежним маршрутам; уход с российского рынка ряда иностранных брендов и изменение покупательского спроса, прекращение действия ряда международных платежных систем; снижение покупательской способности. Показано влияние санкций на торговлю и социально-экономические последствия данного процесса: падение оборота и доходов, снижение налогооблагаемой базы, невозможность выплаты заработной платы сотрудникам, проблемы с выплатой кредитных средств Данные последствия негативно сказываются на устойчивость бизнеса в сфере торговли. Изучена роль государства, которое в настоящее время проводит активную налоговую политику в отношении субъектов бизнеса, направленную на создание эффективной системы поддержки и гибких механизмов регулирования налоговой нагрузки. Проанализированы меры государственной поддержки, которые заключаются в налоговых льготах, субсидии, льготном кредитовании, развитии цифровых технологий и инструментов финансовых технологий для развития интернет-торговли. Цель статьи: проанализировать основные направления влияния внешнеэкономических санкций на развитие сферы торговли. Методы и материалы исследования: на основе научного подхода системности и объективности были использованы научные методы: аналитический, сравнительный, обобщающий, метод количественного подсчета данных и построения диаграмм и схем, классификация. Материалами для исследования выступили материалы аналитических данных, докладов, научных докладов, нормативных документов по теме исследования, а также по развитию малого и среднего бизнеса, налоговым поступлениям, внедрению инструментов финансовых технологий в сфере развития интернет-торговли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF SANCTIONS PRESSURE ON THE DEVELOPMENT OF THE TRADING BUSINESS

The article examines the impact of foreign economic sanctions on the sphere of trade, manifested in an increase in purchase prices for goods and products, disruption of logistics routes and the inability to carry out deliveries along previous routes; withdrawal from the Russian market of a number of foreign brands and changes in consumer demand, termination of a number of international payment systems; decrease in purchasing power. The impact of sanctions on trade and the socio-economic consequences of this process are shown: a drop in turnover and income, a decrease in the tax base, the inability to pay salaries to employees, problems with the payment of credit funds. These consequences negatively affect the stability of business in the field of trade. The role of the state, which is currently pursuing an active tax policy towards business entities aimed at creating an effective support system and flexible mechanisms for regulating the tax burden, has been studied. The measures of state support, which include tax incentives, subsidies, concessional lending, the development of digital technologies and financial technology tools for the development of online commerce, are analyzed. The purpose of the article is to analyze the main directions of the impact of foreign economic sanctions on the development of trade. Research methods and materials: based on the scientific approach of consistency and objectivity, scientific methods were used: analytical, comparative, generalizing, the method of quantitative calculation of data and the construction of diagrams and diagrams, classification. The materials for the study were materials of analytical data, reports, scientific reports, regulatory documents on the topic of the study, as well as on the development of small and medium-sized businesses, tax revenues, and the introduction of financial technology tools in the field of online commerce development.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ САНКЦИОННОГО ДАВЛЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ТОРГОВОГО БИЗНЕСА»

ВЛИЯНИЕ САНКЦИОННОГО ДАВЛЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ

ТОРГОВОГО БИЗНЕСА

Магдеева А.И., Плескачева Д.Э.

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия E-mail: [email protected], [email protected] Научный руководитель Шальнева М.С., к.э.н., доцент Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия

E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье рассмотрено влияние внешнеэкономических санкций на сферу торговли, проявляющуюся в увеличении закупочных цен на товары и продукты, нарушение логистических маршрутов и невозможность осуществлять доставки по прежним маршрутам; уход с российского рынка ряда иностранных брендов и изменение покупательского спроса, прекращение действия ряда международных платежных систем; снижение покупательской способности. Показано влияние санкций на торговлю и социально-экономические последствия данного процесса: падение оборота и доходов, снижение налогооблагаемой базы, невозможность выплаты заработной платы сотрудникам, проблемы с выплатой кредитных средств Данные последствия негативно сказываются на устойчивость бизнеса в сфере торговли. Изучена роль государства, которое в настоящее время проводит активную налоговую политику в отношении субъектов бизнеса, направленную на создание эффективной системы поддержки и гибких механизмов регулирования налоговой нагрузки. Проанализированы меры государственной поддержки, которые заключаются в налоговых льготах, субсидии, льготном кредитовании, развитии цифровых технологий и инструментов финансовых технологий для развития интернет-торговли. Цель статьи: проанализировать основные направления влияния внешнеэкономических санкций на развитие сферы торговли. Методы и материалы исследования: на основе научного подхода системности и объективности были использованы научные методы: аналитический, сравнительный, обобщающий, метод количественного подсчета данных и построения диаграмм и схем, классификация. Материалами для исследования выступили материалы аналитических данных, докладов, научных докладов, нормативных документов по теме исследования, а также по развитию малого и среднего бизнеса, налоговым поступлениям, внедрению инструментов финансовых технологий в сфере развития интернет-торговли.

Ключевые слова: внешнеэкономические санкции, сфера торговли, субъекты малого и среднего бизнеса, налоговая политика, налоговые каникулы, налоговые льготы, международные платежные системы, логистические маршруты, сбыт, внутренний рынок

THE IMPACT OF SANCTIONS PRESSURE ON THE DEVELOPMENT OF

THE TRADING BUSINESS

A.I. Magdeeva, D.E. Pleskacheva

Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia E-mail: [email protected], [email protected] Scientific supervisor: M.S. Shalneva, Candidate of Economics, Associate Professor Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia

E-mail: [email protected]

Abstract. The article examines the impact of foreign economic sanctions on the sphere of trade, manifested in an increase in purchase prices for goods and products, disruption of logistics routes and the inability to carry out deliveries along previous routes; withdrawal from the Russian market of a number of foreign brands and changes in consumer demand, termination of a number of international payment systems; decrease in purchasing power. The impact of sanctions on trade and the socio-economic consequences of this process are shown: a drop in turnover and income, a decrease in the tax base, the inability to pay salaries to employees, problems with the payment of credit funds. These consequences negatively affect the stability of business in the field of trade. The role of the state, which is currently pursuing an active tax policy towards business entities aimed at creating an effective support system and flexible mechanisms for regulating the tax burden, has been studied. The measures of state support, which include tax incentives, subsidies, concessional lending, the development of digital technologies and financial technology tools for the development of online commerce, are analyzed. The purpose of the article is to analyze the main directions of the impact of foreign economic sanctions on the development of trade. Research methods and materials: based on the scientific approach of consistency and objectivity, scientific methods were used: analytical, comparative, generalizing, the method of quantitative calculation of data and the construction of diagrams and diagrams, classification. The materials for the study were materials of analytical data, reports, scientific reports, regulatory documents on the topic of the study, as well as on the development of small and medium-sized businesses, tax revenues, and the introduction offinancial technology tools in the field of online commerce development.

Keywords: foreign economic sanctions, trade sphere, small and medium-sized businesses, tax policy, tax holidays, tax benefits, international payment systems, logistics routes, sales, domestic market.

43

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях развитие российской экономики тормозится в связи с действием внешнеэкономических санкций, которые оказывают негативное воздействие на том числе и на экономику стран - их инициаторов. Актуальность исследования обусловлена тем, что санкционное давление, которое началось с 2014 года, значительно изменяет международное взаимодействие и внутренний торговый рынок в том числе. Санкции значительно изменяют качество международных экономических отношений, оказывают влияние на экономику как государств, на которые направлены санкции, так и государств-инициаторов санкций. Очевидно, что ландшафт мировой экономики значительно трансформировался от санкционного давления, инициаторами которых выступают, в основном, страны ЕС и США [7]. В санкционном давлении отчетливо прослеживаются тренды на ослабление ряда ведущих и динамично развивающихся национальных экономических систем и превалирование интересов транснациональных корпораций [6]. Глобализационные процессы усиливают взаимодействие в рамках торговой отрасли, в связи с этим ограничения международного взаимодействия создают кризисные явления в данной сфере [9].

ЦЕЛЬ статьи: проанализировать основные

направления влияния внешнеэкономических санкций на развитие сферы торговли.

МЕТОДЫ И МАТЕРИАЛЫ исследования: на основе научного подхода системности и объективности были использованы научные методы: аналитический, сравнительный, обобщающий, метод количественного подсчета данных и построения диаграмм и схем, классификация. Материалами для исследования выступили материалы аналитических данных, докладов, научных докладов, нормативных документов по теме исследования, а также по развитию малого и среднего бизнеса, налоговым поступлениям, внедрению инструментов финансовых технологий в сфере развития интернет-торговли.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Экономические санкции ограничивают, а зачастую и останавливают торговые и финансовые операции, что приводи к давлению на экономику для достижения

внешнеполитических целей. Наибольшее количество санкций против российской экономики введено США (53%) и странами Евросоюза (13%). Действие санкций оказывает влияние на следующие аспекты торговой деятельности (рис.1) [2]:

Рис.1. Действие внешнеэкономи Глобализационные процессы усиливают взаимодействие в рамках торговой отрасли, в связи с этим ограничения международного взаимодействия создают кризисные явления в данной сфере. В связи с этим сфера торговли оказалась одной из отраслей, наиболее

жих санкций на сферу торговли

пострадавшей от введения международных экономических санкций. В структуре российского бизнеса сфера торговли является одной из наиболее представленных (рис. 2) по состоянию на 10.12.2023 г. (данные Реестра субъектов МСП) [1]:

Рис. 2 - 10 самых распространенных ОКВЭД среди субъектов МСП по состоянию на 10.12.2023 г.

потери в социально-экономическом аспекте: падение Как следует из приведенной диаграммы, среди 10 об°р°та и доходов, снижение шлокю&тагашот базы, самых распространенных ОКВЭД субъектов МСП - три невозможность ^шгаты заработав платы принадлежат «торговым» ОКВЭД с общим количеством сотрудникам, п^блемы с выплатой кредщнга средств. в 32% от общего количества субъектов МСП. В связи с В 2022 году 35% кредитных средрга, бвдлвннж на

этим влияние санкция на торговлю дает ощутимые сфе^ малого и среднего бизнеса, приходилось на долю

торговли (рис. 3) [5]:

40 35 30 25 20 15 10 5 0

Распределение объема кредитов, предоставленных субъектам МСП, по отраслям,%

35

11,4

5,3

16,5

12,4 14,5

-4,3 0,6

обрабатыв

ающие сельское производс хозяйство тва

%

11,4

5,3

торговля

35

строитель ство

12,4

научная и транспорт техническ туризм ировка и ая

хранение деятельно сть

0,6 4,3 14,5 16,5

иные отрасли

%

Рис. 3 - Распределение объема кредитов, пре В целях поддержки отрасли торговли оказываются меры государственной поддержки, к которым относятся меры финансовой поддержки, налоговые льготы, а также меры нефинансовой поддержки. К финансовым мерам поддержки относятся программы льготного кредитования и субсидирования. К нефинансовым - возможности более интенсивного развития бизнеса различными

тавленных субъектам МСП, по отраслям, % способами.

Государство в настоящее время проводит активную налоговую политику в отношении субъектов бизнеса, направленную на создание эффективной системы поддержки и гибких механизмов регулирования налоговой нагрузки. Так, налоговые льготы направлены на снижение влияния санкций на бизнес (рис. 4) [5].

Налоги от субъектов МСП в 2019-2022 г.г., млрд руб.

0,00 1000,00 2000,00 3000,00 4000,00 5000,00 6000,00 7000,00 8000,00

налоговые сборы

2022 7260,4

2021 6403,7

2020 5376,5

2019 5241,00

2022 2021 2020 2019

Рис. 4 - Налоги от субъектов МСП в 2019-2022 г.г. Налоговая поддержка на бизнес, в т.ч., в сфере торговли направлена на создание устойчивого развития субъектов МСП в кризисных ситуациях, когда начинают действовать обстоятельства, на которые бизнес не в силах повлиять (рис. 5) [3]:

Виды налоговых льгот для субъектов МСП, находящихся под влиянием

санкций

Рис. 5 - Виды налоговых льгот для субъектов МСП, находящихся под влиянием санкций

Налоговые льготы позволяют сфере торговли перейти на уплату налогов в соответствии с временем получения прибыли, что способствуют возможности перераспределить денежные средства на выплату заработной платы, погашение кредитов и т.д. [4]

Представляется также важным такой аспект изменения деятельности сферы торговли в период влияния санкций как развитие интернет-торговли. Начиная еще с периода пандемии, торговля

посредством маркет-плейсов стала активно формироваться как отдельная сфера бизнеса. В условиях санкций этот вид торговли также продолжил активно развиваться. В настоящее время в нашей стране созданы эффективные условия для развития интернет-торговли. Прежде всего, это уровень интернет, возможности доставки, а также онлайн-платежи. Необходимо отметить, что российский сектор цировых технологий является лидером по развитию

цифровых технологий в сфере онлайн-банкинга. Инструменты финансовых технологий обеспечивают интенсивное развитие интернет-торговли.

ВЫВОДЫ

На основании проведенного анализа можно сделать следующие выводы.

Развитие сектора торговли испытывает на себе влияние внешнеэкономических санкций, которые в отношении данной сферы проявляется в нарушении действия финансовых платежных систем, нарушениях поставок товаров и продуктов, уходу ряда компаний с рынка, невозможности работы по прежним логистическим маршрутам. Это привело к изменению спроса покупателей, а также способствовало развитию интернет-торговли. Представляется также важным такой аспект изменения деятельности сферы торговли в период влияния санкций как развитие интернет-торговли. Начиная еще с периода пандемии, торговля посредством маркет-плейсов стала активно формироваться как отдельная сфера бизнеса. В условиях санкций этот вид торговли также продолжил активно развиваться. В настоящее время в нашей стране созданы эффективные условия для развития интернет-торговли. Прежде всего, это уровень интернет, возможности доставки, а также онлайн-платежи. Необходимо отметить, что российский сектор цировых технологий является лидером по развитию цифровых технологий в сфере онлайн-

банкинга. Инструменты финансовых технологий обеспечивают интенсивное развитие интернет-торговли. Государство оказывает меры поддержки субъектам бизнеса посредством льготного кредитования, установления налоговых каникул и изменения ставки налогообложения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Доклад минэкономразвития «О состоянии МСП в РФ и мерах по его развитию за 2019-2022 гг.»// -URL: https ://ustyany. ru/wp-content/uploads/2023/10/

2. Меры поддержки - 2022 // - URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/anticrisis2022/

3. Мой бизнес// - URL: https://мойбизнес.рф/

4. Оценка мер государственной поддержки МСП// -URL: https://rspp.ru/activity/analytics/

5. Реестр субъектов малого и среднего бизнеса// - URL: https://rmsp.nalog.ru/?ysclid=lq4ynw30ck283688062

6. Транснациональные корпорации как новый игрок на мировой арене// - URL: http://chernyshev2033.blogspot.com/2013/05/blog-post_5072.html

7. Санкции// - URL: https://russiancouncil.ru/sanctions

8. Сафина Д М. Управление ключевыми показателями эффективности: учебное пособие. Казань: Казан. ун-т, 2018.

9. Хачатурян К.С. Влияние санкций на экономику России и условия перехода к экономическому росту// Военно-экономический вестник. - 2022. -№ 3. - С.1-6

10. Гейбель Е.Э., Халяпин А.А. Финансовый менеджмент в организации// Естественно-гуманитарные исследования. - 2019. - № 24(2). -С19-21

V V

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.