необходимый уровень устойчивости функционирования не только отдельных хозяйствующих субъектов российского АПК, но и снизить уровень неравномерного развития сельских территорий [3, 10].
Для того чтобы превратить потенциал информационных технологий и производства органической продукции в реальность, необходимо разработать эффективные меры их поддержки и стимулирования, что позволит привлечь новых игроков на рынок и повысить конкурентоспособность отечественного АПК. Это может быть достигнуто через создание специальных программ финансирования, субсидий для фермеров, а также проведения образовательной и просветительской работы среди населения. Цифровизация российского АПК и производство органической продукции имеют большой потенциал для повышения эффективности производства, улучшения качества продукции и развития сельских территорий, однако только при наличии государственной поддержки и сотрудничества всех заинтересованных сторон в деле повышения устойчивости функционирования всего российского АПК, имеющиеся проблемы могут быть успешно преодолены и Россия сможет реализовать свой аграрный потенциал, в том числе и за счет активной цифровизации и роста производства органической продукции.
Источники:
1. Братко, Александр Григорьевич. Искусственный разум, правовая система и функции государства : монография / А. Г. Братко. - Москва : ИНФРА-М, 2023.
2. Воронов, Михаил Владимирович. Системы искусственного интеллекта : учебник и практикум для вузов /М. В. Воронов, В. И. Пименов,И. А. Небаев. - Москва : Юрайт, 2023.
Гайдук В.И., Шевцов В.В., Калитко С.А. Управления рисками в аграрном предпринимательстве. Теория и практика общественного развития. 2013. № 3. С. 177-180.
3. Ильин В. В. Цифровая экономика: практическая реализация / В. В. Ильин — «Интермедиатор», 2020.
4. Обратная сторона изобилия - РБК. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rostov.rbc.ru/ rostov/(дата обращения 13 июня 2023 г.).
5. Пашенцев, Дмитрий Алексеевич. Концепция цифрового государства и цифровой правовой среды : монография / Под общ. ред. Н. Н. Черногора, Д. А.Пашенцева. - Москва : Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации : Норма : ИНФРА- М, 2022.
6. Проблемы и перспективы развития сельских территорий. Автайкина Е.В., Аничкина О.А., Гайдаренко Л.В., Голубева О.Л., Денисова Н.А., Калитко С.А., Коваленко Е.Г., Костенюкова Г.А., Маслюкова Е.А., Огнева Т.В., Полушкина Т.М., Рябова Т.Ф., Филипченко А.М., Хапаев И.Б., Шевцов В.В., Юткина О.В., Якимова О.Ю. Новосибирск, 2013.
7. Ричер Д. Этичный капиталист. Бизнес должен лучше служить обществу / Д. Ричер - Издательство «Синдбад», 2018.
8. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. Докучаева И.В., Захарова Н.И., Захарова О.А., Карамзина А.Г., Коляго А.Л., Кормягина Н.Н., Магомедова Р.М., Макарова М.В., Михрютин В.В., Михрютина А.В., Назарова О.В., Сильнова С.В., Солдаткина Т.А., Шевцов В.В. Новосибирск, 2013.
9. Стиглиц, Джозеф. Цена неравенства. Чем расслоение общества грозит нашему будущему: (перевод с англ.) / Д.Е. Стиглиц. - Москва : Эксмо, 2015. -512 с.
10. Российский зерновой союз. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://grun.ru (дата обращения 23 июня 2023 г.).
11. Шевцов, В. В. О системообразующих российских агрохолдингах / В. В. Шевцов // Естественно-гуманитарные исследования. - 2020. - № 29(3). - С. 399-405.
12. Ульрих, Дэйв. Новая модель организации: как построить более сильную и гибкую организацию по правилам ведущих компаний мира / Дэйв Уль-рих, Артур Юнг; [перевод с английского А. Пасербы]. - Москва: Эксмо, 2022. - 304 с. : ил.
EDN: LCYBGR
Р.А. Шичиях - к.э.н., доцент кафедры менеджмента, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],
R.A. Shichiyakh - candidate of economic sciences, associate professor of management department, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia;
К.Д. Рожкова - обучающийся экономического факультета, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],
K.D. Rozhkova - student of the faculty of economics, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia;
Е.А Ткаченко - обучающийся экономического факультета, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],
E.A Tkachenko - student of the faculty of economics, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia.
МАЛЫЙ И СРЕДНИЙБИЗНЕС В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES UNDER SANCTIONS
Аннотация. В исследовании изучены основные направления, проблемы и перспективы развития малого и среднего бизнеса в России в современных условиях. Проанализирована структура малого и среднего бизнеса, значение данного сегмента экономики в развитии социального и экономического пространства государства. Отдельное внимание в статье уделено влиянию внешнеэкономических санкций, которое проявились в ограничении действия платежных систем, развития международных ограничений, нарушения поставок по взаимным обязательствам с международными партнерами, отсутствии логистических маршрутов. В статье проанализировано, что данные ограничители вызвали особое состояние экономики в сфере МСП, которое смогло быть преодолено путем системной поддержки бизнеса: налоговой, кредитной, субсидиарной. Особое значение в исследовании уделено анализу внутренних возможностей роста для МСП: маркетинговые и сбытовые стратегии,, создание цифровых интернет-компаний, развитие интернет-торговли, создание брендированной продукции и маркет-плейсов. В статье проанализирована сущность и важность цифровых платформ поддержки бизнеса, в .ч., ЕАИС ТО, «Мой бизнес».
Abstract. The study examines the main directions, problems and prospects for the development of small andmedium-sized businesses in Russia in modern conditions. The structure of small and medium-sized businesses, the importance of this segment of the economy in the development of the social and economic space of the state is analyzed. Special attention in the article is paid to the impact of foreign economic sanctions, which were manifested in the restriction of the operation of payment systems, the development of international restrictions, violations of supplies under mutual obligations with international partners, the absence of logistics routes. The article analyzes that these constraints caused a special state of the economy in the field of SMEs, which could be overcome by systematic business support: tax, credit, subsidiary. Particular importance in the study is given to the analysis of internal growth opportunities for SMEs: marketing and sales strategies, the creation of digital Internet companies, the development of online commerce, the creation of branded products and market places. The article analyzes the essence and importance of digital business support platforms, in .ch., EAIS TO, "My business".
Ключевые слова: малый и средний бизнес, цифровизация, импортозамещение, инвестиции, проект «Мой бизнес», цифровая платформа, интернет, маркет-плейс, налог, налоговые льготы, налоговые каникулы.
Keywords: small and medium-sized businesses, digitalization, import substitution, investments, My Business project, digital platform, Internet, market place, tax, tax benefits, tax holidays.
Государственная политика в сфере экономики определяет как приоритетное направление - развитие малого и среднего бизнеса в России (далее - малый и средний бизнес, малое и среднее предпринимательство, МСП). Субъекты малого и среднего бизнеса выступают как основные производители внутреннего валового продукта, обеспечивают занятость населения, являются реализаторами инвестиционных проектов, внедряют
наукоемкие технологии. Данная часть экономической системы представляет значительный интерес для научного изучения в связи с тем, что в современных условиях создаются новые вызовы для ведения деятельности субъектов МСП. Этим обусловлена актуальность исследования. Предметом исследования являются экономические отношения, которые возникают при ведении МСП. Основными материалами для научного исследования являются государственные нормативно-правовые документы, государственные программы, регулирующие деятельность МСП, научные исследования, аналитические записки и доклады, материалы информационных ресурсов по теме статьи. Основные научные методы, используемые в рамках работы с информационными материалами: анализ, синтез, обобщение.
Развитие малого и среднего бизнеса является приоритетной стратегической целью государственного масштаба. Значение малого и среднего бизнеса велико как для экономической, так и социальной стабильности. Национальный проект по поддержке малого и среднего бизнеса предусматривает развитие данного сегмента экономики как приоритетного на современном этапе национальной экономической системы [2]. Давление внешних санкций на малый и средний бизнес в современных условиях является значимым сдерживающим фактором для его стабильного развития. Внешние санкции остановили действие платежных систем, что делает невозможным стабильную работу с иностранными партнерами, давление на российский бизнес, ограничение выхода на иностранные рынки, что дестабилизирует экономическую ситуацию. Транспортные и логистические ограничению срывают сроки поставки или делают их вовсе невозможными, что ставит под угрозу производственную деятельность. Уход международных организаций с российского рынка также ограничивает действие межрегиональных и международных экономических связей. В деятельности МСП выделяются проблемы организационного и экономического характера. К организационным проблемам относится организация деятельности в современном правовом поле, обусловленной наличием пробелов в законодательстве, бюрократическим подходом со стороны некоторых административных структур, создание блоков в сфере разрешительных процедур, длительности сроков подготовки документов. Значительное влияние на развитие МСП оказывают внутри-экономические и внешнеэкономические факторы. В 2020 году коронавируса привела к беспрецедентным изменения условий ведения бизнеса. Ограничения, введенные в условиях пандемии, проявились в том, что ряд субъектов МСП вынужденно остановили собственную деятельность и испытали нагрузку под влиянием ограничений. От кризиса пострадали более трех четвертей субъектов МСП. Государственная поддержка субъектов МСП способствовала тому, что малый и средний бизнес сумел выстоять в сложнейших условиях ограничений деятельности. Государство определило круг наиболее пострадавших от коронавируса отраслей МСП и реализовало программу поддержки МСП. Было произведено субсидирование пострадавших отраслей в сфере возмещения части расходов на аренду и оплату труда. Начинается влияние санкций с 2014 года, в настоящее время особенно интенсивно проявляется со стороны США и Евросоюза.
Внутренние риски усиливаются внешними угрозами, из которых основными являются отнести внешнее давление, пандемию коронавируса и глобализацию. Формирование международного рынка труда, концентрация капитала дает специализацию районов и рынок с дешевой рабочей силой. Дешевая продукция делает неконкурентоспособной продукцию ряда субъектов малого и среднего бизнеса из-за ее высокой цены за единицу продукции.
Экономические санкции являются ограничениями, которые формируются в виде прекращения торговых и финансовых операций, которые представляются как необходимые для достижения внешнеполитических целей. Беспрецедентное и колоссальное давление на экономическую систему России связано с тем, что в отношении всего государства в целом и бизнеса в том числе применяются внешнеэкономические санкции. Против России с 2020 по 2021 год введено 850 санкционных событий. Наиболее активную политику по введению санкций против российского бизнеса ведут США (53 %) и Евросоюз (13 %). С августа 2022 года начало действовать эмбарго на поставки в ЕС угля и других видов твёрдого топлива из РФ в ЕС, введены ограничения на экспорт в России высокотехнологичной компьютерной техники. Запреты на экспорт и импорт в стоимостном выражении составляют 10 млрд евро и 5,5 млрд евро соответственно [5].
Однако проблемное поле внешних санкций не прекратило своего действия на экономическую систему (рисунок 1).
внешние санкции и их влияние на МСБ
1
1 1 1 1
запрет платежных систем проблемы взаимодействия на рынке нарушение транспортных путей невозможность поставок
Рисунок 1 - Влияние внешних санкций на деятельность бизнеса
Актуальными проблемами МСП являются преобладание в структуре МСП определенных сфер и неравномерность развития МСП по регионам страны. Современная структура малого бизнеса представлена в основном сферой торговли и услуг населению. Средние предприятия действуют также в сфере с более высокой добавленной стоимость: строительство, сельское хозяйство, обрабатывающая промышленность.
Приоритетными трендами развития МСП в России является в соответствии со Стратегией развития малого и среднего предпринимательства России до 2030 года увеличение разнообразия сфер МСП и увеличение
доли субъектов МСП в различных регионах. В этих целях применяются инструменты поддержки и стимулирования развития бизнеса через механизмы прямого финансирования, лизинг, субсидирование. Вместе с тем в целях активизации развития бизнеса в стране введены масштабные налоговые льготы, которые способствуют снижению налоговой нагрузки и более устойчивому финансовому развитию организаций.
Проблемами, останавливающими развитие МСП, остаются организационно-административные проблемы, связанные с задержками сроков оформления разрешительных документов. Для того, что снять данные проблемные вопросы, в регионах ведется деятельность в рамках федерального проекта «Мой бизнес». Она организована по двум основным направлениям: в конкретном регионе и в цифровой среде. В регионах ведется создание центров консалтингового сопровождения субъектов МСП «Мой бизнес», в которых организованы акселерация субъектов МСП, взаимодействие с предпринимателями, помощь в разработке бизнес-планов и стартапов. [4].
Важным направлением активизации развития МСП является развитие цифровизации в различных направлениях: снятие административных барьеров, предоставление финансовой и иной отчетности, автоматизация бизнес-процессов, системы электронного документооборота, логистические маршруты, создание маркет-плейсов и других форм электронной торговли, продвижение товара и услуги в цифровом пространстве. Разработана и функционирует дистанционная информационная и обучающая поддержка на федеральной цифровой платформе, действующей в формате «единого окна» помощи МСП на портале «Цифровая платформа МСП». Возможности взаимодействия с потенциальными партнерами, расширения рынков сбыта и презентацией собственной продукции и услуг в международном экономическом пространстве предоставляет цифровая платформа-экосистема «Мой экспорт».
Снижение административных барьеров эффективно решается как системная проблема в деятельности института уполномоченных по правам предпринимателей в регионах. Они оперативно решают конкретные проблемы предпринимателей, способствуют снятию проблемных вопросов в деятельности субъектов МСП на конкретной территории. Особенно важна деятельность омбудсменов по правам предпринимателей в решение проблем организации деятельности МСП в муниципальных образованиях, где есть неразрешенные вопросы в части разграничения территории, организации работы разовых ярмарок, организации деятельности нестационарных торговых объектов.
Стимулированию развития МСП способствует реализация инвестиционных проектов на территории конкретного региона. Данная деятельность является многосторонней и имеет важное значение для развития бизнеса. Инвестиции имеют эффект развития сопутствующих отраслей, так как в рамках инвестиционных проектов усиливается инфраструктура, увеличивается количество рабочих мест.
Системные меры поддержки субъектов бизнеса позволяют удержать ситуацию и запустить активизацию процессов развития. Налоговая нагрузка нагрузку на СМСП в настоящее время может быть скорректирована, чтобы не допустить снижения производственной мощности деятельности, уменьшения количества рабочих мест, снижения уровня производимой продукции и услуг. Основные направления деятельности по предоставлению льготных налоговых ставок и налоговых каникул являются мерами государственной поддержки по стабилизации ситуации в МСП. В настоящее время разрешен переход на фактические авансы по налогу на прибыль, чтобы исходить из реальных финансовых показателей. Расчеты пеней на 1/300 от ставки рефинансирования с 31 дня просрочки от даты уплаты налога.
Важной проблемой является то, что в настоящее время введен мораторий на банкротство, приостановлено принятие решения налоговым органами о блокировке счетов, теперь основной формой становится реструктуризация налоговой задолженности.
Значение малого и среднего бизнеса является основополагающим для современной социально-экономической ситуации. Самостоятельное ведение предпринимательской деятельности как профессиональная деятельность на свой риск направлено на получение прибыли, и у многих бытует мнение о том, что бизнес не требует поддержки от государства. На самом деле экономическая и социальная польза от бизнеса велика. Налоговая служба свидетельствует, что на 01.03.2023 г. в России зарегистрировано более шести миллионов предприятий малого бизнеса, в них трудятся более двенадцати миллионов сотрудников, общее количество видов продукции и услуг - более десяти тысяч в основных сферах (рисунок 2).
Сферы МСП
I ррппип 'Г|Ш11М ■ чтрпитглигтрп
■ ИКГ^ЬГ-ТПр-мрЛ;! :||--1к*НЧЩ;- ТО[ГОВПЯ
■ И« -Д;1|.1Ги:и1 I1;-.1" ■ '.'С _1В1 I вешив I И1Л 1'с
■ М11:+: ' торговля ■ LJ.HU Н идиили
Рисунок 2 - Сферы деятельности предприятий малого бизнеса
Данные организации пополняют бюджет, платят налоги, являются социально ориентированными, т.к. большинство из них не допускает увольнения сотрудников и участвует в стабильном социально-экономическом развитии государства. Снижение оборотов МСП обусловлено тем, что на сектор сказывается большое влияние инфляции, кредитов, что снижает деловую активность сектора. Основными проблемами МСП в результате влияния санкций в части финансово-экономической деятельности являются следующие (рисунок 3).
Рисунок 3 - Проблемы малого бизнеса в финансово-экономической деятельности
Основными последствиями данных проблем является то, что предприятия увеличивают свою закредито-ванность, часто будучи не в состоянии самостоятельно справиться с кредитной нагрузкой. Государство в части финансово-кредитной поддержки проводит мероприятия, которые вошли в экономику под названием «кредитные каникулы». До мая 2022 года стоимость кредита для МСП по льготным программам была ниже, чем ключевая ставка Банка России [1]. Однако данные меры являются и мерами по развитию бизнеса. Необходимо, чтобы более активно внедрялись такие формы финансово-кредитной поддержки какльготный лизинг и факторинг, реструктуризация кредитов. Кредитные каникулы должны продолжить свою реализацию, однако при этом большинство предприятий не так активно использует меры поддержки, которые предлагается государством. Так, активно функционирует Фонд развития промышленности, который на условиях софинансирования региона позволяет получить субсидию на реализацию проектов в сфере актуальных отраслей промышленности. Фонд развития промышленности предлагает льготные условия финансирования проектов, направленных на разработку новой высокотехнологичной продукции, импортозамещение, лизинг производственного оборудования, станкостроение, цифровизацию действующих производств, выпуск предприятиями ОПК высокотехнологичной продукции гражданского или двойного назначения, производство комплектующих, маркировку товаров и повышение производительности труда. Так, проекты лизинга финансируются Фондом от 5млн до 500 млн под 1 % для обрабатывающих производств, под 3 % для других видов производств. сроком на 5 лет. Под производство комплектующих изделий дается финансирование от 100 до 1000 млн рублей под 1 % годовых на 5 лет.
На территориях регионов также действуют региональные Фонды развития промышленности. Так, его капитализация увеличена до 4,5 млрд руб. На сегодняшний день в Фонде действует 14 программ льготного заемного финансирования для промышленников Краснодарского края. Из них 10 программ финансируются фондом самостоятельно, 4 программы при софинансировании федерального фонда. Льготные займы фонда позволяют быстро реализовать проекты - в короткие сроки провести модернизацию и оптимизацию производств, создать новые рабочие места, в том числе высокотехнологичные, ускорить развитие собственных компетенций и перейти на импортозамещение.
Важным направлением, которое должно активно развиваться и поддерживаться в малом и среднем бизнесе - это цифровизация деятельности. Цифровизация предпринимательства и внедрение электронного документооборота является закономерным процессом в рамках государственной программы «Информационное общество», которая обозначает в качестве контрольных показателей программы переход к электронному формату как основному для юридически значимых действий к 2024 году. Государственная поддержка цифровых технологий в МСП - это одно из направлений актуальных технологических новаций. В настоящее время предоставление отчетности и ведение учета возможно цифровым способом. Для этого существуют личные кабинеты на порталах налоговых служб, на портале «Мой бизнес», на портале Социального фонда и др. Взаимодействие посредством электронного документооборота упрощает процедуру декларирования таможенных грузов, повышает уровень логистических маршрутов. Так, при декларировании таможенных грузов необходимо регистрация в Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (ЕАИС ТО), которая позволяет пройти интеллектуальный пункт пропуска (ИПП) и создает возможности для автоматического выполнения таможенных операцийна базе предварительного информирования, интеллектуальной обработки информации на основе анализа интеллектуальной обработки информации от технических средств автоматического контроля (номера автомобилей и контейнеров, вес и габариты автомобиля и т.д.). Внедрение цифровых технологий на площадках Центров электронного декларирования связаны с регламентацией единого формата электронных сертификатов. Деятельность ИПП сопряжена также с анализом информации датчиков, которые фиксируют характеристики ТС и товаров. Данная процедура ускоряет возможности прохождения таможенных процедур и позволяет сэкономить время на доставке груза.
Внедрение цифровых технологий в МСП позволит обеспечить достижение следующих целей экономической деятельности:
- регламентация и повышение уровня процедур отчетности субъектов МСП, создание единого формата и регламента оформления отчетов. сокращение времени обслуживания, снижению вероятности коррупционных правонарушений; уменьшению количества отчетности;
- повышение уровня экономической безопасности страны и повышение уровня конкурентности российской экономики, создание дополнительных эффектов социально-экономического развития;
- повышение уровня бюджетных поступлений за счет более эффективного сбора налогов и пошлин.
Важность развития цифровых технологий обусловлена также активизацией интернет-торговли как инструмента маркетинга. В целом интернет-предпринимательство - это один из актуальных трендов. Однако она не так активно распространена в России, как, например, в странах Азии. Вместе с тем цифровые предприятия -это всегда инновационные предприятия, которые развивают экономику знаний. Именно в интернет-пространстве действует предпринимательская деятельность, специфические особенности которой определены цифрой как основным производственным ресурсом экономической деятельности. Экономия на ресурсах (аренде офисов, возможность привлечения конкурентных специалистов из разных регионов и разных стран), возможность налаживать взаимоотношения с потребителями и поиска новых клиентов в интернет позволяют создать эффективную деятельность в условиях глобального рынка. Интерактивное общение в электронных личных кабинетах и совершение покупок путем цифровых транзакций технологически предоставляют широкие возможности продавцам и покупателям. Интернет-субъект МСП функционирует как электронный офис, использует его инструменты и облачные технологии для хранения и обработки больших данных. При этом, по данным статистики, распространенность цифровых устройств в домашних хозяйствах в 2022 году (в процентах от численности опрошенных в возрасте 14 лет и старше): смартфоны - 90 %, ноутбук - 42 %, планшет - 29 %. Из этого следует, что в каждой российской семье есть электронное устройство с выходом в интернет. Государство проводит поддержку данного направления, так Минпромторг выделил 2,2 млрд рублей на разработку материалов для чипов, определены 15 государств, которые готовы сотрудничать с Россией в сфере электроники. По мнению экспертов, будущее за интернет-торговлей, так как на начало 2023 года 5,44 млрд человек пользуются мобильными телефонами - а это почти 70 % от общей численности населения мира. Пользователей интернета в мире - более 5 млрд человек (почти 65 % имеют выход в интернет). Пользователей социальных сетей на начало 2023 года - более 4,77 млрд человек (почти 60 % от всех жителей планеты).
При этом возрастает роль продвижения уникального продукта и значение марочного капитала. Реклама является самым важным способом рассказать о качествах продукта. Сбытовые технологии построены в настоящее время на продвижении брендированной продукции. Разнообразие производимой в современном мире продукции и услуг обязывает современный маркетинг использовать новые технологии в процессе их создания и продвижения. В МСП должны более активно развиваться стержневые бизнес-процессы: изучение рынка, реализация новых возможностей, привлечение покупателей, управление взаимоотношения с покупателями, исполнение обязательств. В современном бизнесе, по мнению маркетологов, «снижение цен - это дорога в никуда для компаний» [3]. Эффективность маркетинговых коммуникаций напрямую связана с тем, чтобы продвижение товара было создано в сути непротиворечивых отношений, чем усиливало бы ценность продукции в глазах потребителя как достигающую синтеза ценностей. Однако, как показывает практика, бизнес был вынужден снизить затраты на то, чтобы данные статьи финансировались в полном объеме. Однако, как показывают исследования, практически все потребители испытывают на себе влияние рекламы и под ее влиянием делают покупки (рисунок 4).
1ЯК Сове[>иипе .tj Вы покупку пса вишпгеы рехтакы^ 1ЛЮ
1590 1400 1300 1Ни
«о 400 зш 0
300
дв ни
.РНД1 1ЛВ ю
Рисунок 4 - Влияние рекламы на совершение покупки
При этом возрастает понимание целевой аудитории, для которой разрабатывается имидж продукции, компании как «совокупность представлений, идей и впечатлений человека об объекте, в значительной степени определяющих установки потребителя и его действия по отношению к объекту». Например, концепция разработки и продвижения продукции, основанная на бренде и ценностях потребителя, иллюстрируется маркетинговой коммуникацией Lexus. Для того, чтобы предложить потребителю по-настоящему уникальный по цене, качеству и дизайну продукт, инженер модели и региональные дилеры изучали каждый опыт общения с потребителем. На основании выявленных актуальных ценностей были определены приоритеты: доставка на дом, ходовые качества, обслуживание, максимальная ликвидационная стоимость, коэффициент повторной покупки но-
вых машин. При выборе целевой аудитории Lexus делал выбор между молодыми покупателями (ценности: гедонизм, власть, достижение через качества продукции: креатив, мода, выделение из общего числа, но при этом - непостоянство, если создается более модная модель) и выбор лояльных клиентов, которые выбирают качество. Компания сделала выбор в пользу вторых, правильность выбора подтверждена стабильностью продаж, и может позволить себе постоянство дизайна в пользу качественных новинок. Важна разработка бренда и стратегия продвижения товара. «Бренд - это последовательный набор функциональных, эмоциональных, психологических и социальных обещаний целевому потребителю, которые являются для него уникальными и значимыми и наилучшим образом отвечают его потребностям». Данные технологии индивидуализации продукции являются очень важными для роста и их необходимо использовать в стратегиях развития отечественных субъектов МСП в условиях санкций.
Таким образом, на основании проведенного анализа можно сделать следующие выводы. Значение малого и среднего бизнеса в российской экономике очень велико, что подтверждается количеством налогов во все уровни бюджетов, наличие рабочих мест, увеличение производственных мощностей. Малый и средний бизнес в 2022 году получил финансирование по программе стимулирования кредитования (ПСК) на общую сумму 232,3 млрд руб., что в 2,3 раза больше объема в 2021 году. Средства привлекли свыше 6,5 тыс. компаний, тогда как в 2021 году - более 3 тыс. предпринимателей.
Наиболее активные отрасли в программе стимулирования кредитования
26,5
10
■ сумма, млрд рублей
обрабатывают сфера
1вли и« траиспаргировк строительство
производства и и хранения
57,5 26,5 10
■ сумма, млрд рублей
Рисунок 5 - Наиболее активные отрасли в программе стимулирования кредитования
Государство активно поддерживает МСП путем налоговых льгот и иных мер налоговой поддержки, кредитных каникул, льготных кредитов, мораториев на проведение контрольных мероприятий. Данные меры необходимы. Они обусловлены сложной ситуацией в МСП. Основными направлениями государственной поддержки являются также такие меры как поддержка импортозамещения, повышение инвестиционной привлекательности, повышение производственных мощностей, поиск новых рынков сбыта, цифровизация.
Источники:
1. Адаменко, А. А. Роль сферы малого и среднего бизнеса в региональной системе предпринимательства / А. А. Адаменко, Д. В. Петров, А. И. Стадник // Естественно-гуманитарные исследования. - 2020. - № 27(1). - С. 12-17. - EDN DQXDXO.
2. Григорьев Д.Н. Современное состояние и тенденции развития бюджетного устройства РФ / Григорьев Д.Н., Храмченко А.А., Болотнова Е.А. // В сборнике: Актуальные проблемы бюджетного устройства Российской Федерации. Сборник статей международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и преподавателей факультета финансов и кредита Кубанского государственного аграрного университета. Составители А.А. Храмченко, Е.А. Болотнова. 2019. С. 38-46.
3. Инюкин, А. Ф. Особенности и перспективы организации малого бизнеса на основе франчайзинга в России / А. Ф. Инюкин, Т. Е. Хорольская, Б. М. Мусаева // Вестник Академии знаний. - 2021. - № 42(1). - С. 169-173. - DOI 10.24412/2304-6139-2021-10903. - EDN KDEZWW.
4. Кизинёк С.В. Современные парадигмы и методы анализа и контроля результативности бизнеса / Кизинёк С.В., Храмченко А.А., Болотнова Е.А. // Краснодар, 2019.
5. Неуступова, А. С. Экономическая безопасность малого и среднего бизнеса в условиях экономических санкций / А. С. Неуступова, А. И. Мило-ва, В. Д. Подик // Вестник Академии знаний. - 2022. - № 53(6). - С. 189-193. - EDN XRWFBW.
6. Семидоцкий, В. А. Характерные особенности процесса стратегического управления предприятием в условиях неоднозначных вызовов внешней среды / В. А. Семидоцкий, Т. Д. Митагвария // Вопросы экономики и права. - 2012. - № 51. - С. 127-129. - EDN PFKFCR.
7. Юрченко А.А. Совершенствование моделей эффективного управления оборотным капиталом организаций / Юрченко А.А. // Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Ин-т экономики, права и гуманитар. специальностей. Краснодар, 2012.