личных систем обслуживания трансграничных переводов.
Подводя итог можно сделать вывод, что в актуальных условиях функционирования финансового рынка России, формируется все больше перспектив и способов для организации трансграничных переводов, что позволяет противодействовать санкционной политике, которая намерена замедлить социально-экономического развитие страны. Большие перспективы имеет развернутая система национальной цифровой валюты, хотя ее разработка и совершенствование еще активно ведется.
Источники:
1. Жигас, М. Г. Стейблкоины как средство трансграничных переводов в условиях санкционного давления / М. Г. Жигас, И. А. Адамов // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2022. - Т. 3, № 12(132). - С. 64-71.
2. Исаев, В. В. Альтернативная система перевода денежных средств «Хавала» как инструмент обхода санкционных ограничений: риски и перспективы регулирования в российском законодательстве / В. В. Исаев, Н. А. Тиханов // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2023. - № 11. - С. 98-103.
3. Кнобель, А. Ю. Мониторинг актуальных событий в области международной торговли : 7 июня 2022 года / А. Ю. Кнобель, Ю. Р. Латыпова, О. В. Пономарева, К. Р. Хаджи. Том 81. - Москва : Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития Российской Федерации, 2022. - 12 с.
4. Метабезопасность в условиях новых вызовов и возможностей: экономика, управление, право : материалы Всероссийского научно-практического форума, Екатеринбург, 06-08 октября 2022 года. - Екатеринбург: Уральский институт управления - филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации", 2023. - 424 с.
5. Трудовая, В. В. Современное состояние и перспективы развития платежных систем России / В. В. Трудовая // Экономика, финансы и управление: актуальные вопросы теории и практики : сборник статей V Международной научно-практической конференции, Пенза, 15 декабря 2023 года. -Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2023. - С. 44-49.
6. Фешина С.С., Хрусталев Е.Ю., Королева Л.П., Филичева А.А. Финансовая разведка как инструмент информационно-аналитической поддержки принятия решений в условиях возрастающих внешних ограничений // Контроллинг. 2023. № 2 (88). С. 62-71.
7. Чумаковский, В. И. К вопросу о трансформации Российской экономики в условиях изменения геополитической ситуации на примере трансграничных переводов между физическими лицами в странах СНГ / В. И. Чумаковский // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2023. - Т. 1, № 8(140). - С. 109-115.
8. Шариев, Р. И. Проблемы трансграничных переводов в условиях санкций / Р. И. Шариев, Н. В. Бондаренко // Актуальные вопросы экономики : сборник научных трудов / Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова. Том Выпуск 4. - Чебоксары : Б. и., 2023. - С. 299-305.
9. Как перевести деньги в Россию из-за границы: все актуальные способы // РБК - Инвестиционный онлайн-портал. URL -https://quote.rbc.ru/news/article/62566fea9a794711fdc61bec (дата обращения: 15.02.24).
10. Курс UDST к доллару США // РБК Крипто. URL - https://www.rbc.ru/crypto/currency/ustusd (дата обращения: 15.02.24).
EDN: ZFUVKQ
О.А. Левшукова - к.э.н., доцент кафедры финансов, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],
O.A. Levshukova - candidate of economics, assistant professor of the Department of Finance, Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia;
Н.С. Зеленский - обучающийся экономического факультета, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],
N.S. Zelenskiy - student of Economics Department, Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia;
Д.И. Ляхова - обучающаяся экономического факультета, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],
D.I. Lyakhova - student of Economics Department, Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia;
В.М. Ляшко - обучающийся экономического факультета, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],
V.M. Lyashko - student of Economics Department, Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia.
НАЛОГОВЫЕ РИСКИ И СПОСОБЫ ИХ МИНИМИЗАЦИИ ДЛЯ БИЗНЕСА TAX RISKS AND WAYS TO MINIMIZE THEM FOR BUSINESS
Аннотация. В статье проанализированы причины возникновения и формирования устойчивых налоговых рисков, обусловленных пандемией коронавируса и беспрецедентными внешнеэкономическими санкциями; проведен анализ снижения уровня производства и доходности бизнеса в период пандемии; произведен анализ влияния на стабильную деятельность предприятий внешнеэкономических санкций; изучены меры налоговой поддержки, которые снижают налоговые риски для организаций; проведен анализ налоговых льгот, налоговых каникул, особых режимов налогообложения; проведен анализ статистических количественных данных о налоговых поступлениях в 2021-2023 г.г. проведен анализ количества выездных налоговых проверок в 2019-2023 г.г. проанализированы размеры доначисленных налоговых платежей в результате проведенных налоговых проверок. Цель исследования: проанализировать налоговые риски и способы их минимизации для бизнеса в условиях сдерживающих факторов экономического развития: санкционного давления и влияния пандемии.
Absrtract. The article analyzes the causes of the emergence and formation of stable tax risks caused by the coronavirus pandemic and unprecedented foreign economic sanctions; analyzes the decline in production and business profitability during the pandemic; analyzes the impact of foreign economic sanctions on the stable operation of enterprises; examines tax support measures that reduce tax risks for organizations; analyzes tax benefits, tax holidays, special tax regimes; The analysis of statistical quantitative data on tax revenues in 2021-2023 was carried out. The analysis of the number of on-site tax audits in 2019-2023 was carried out. The amounts of additional tax payments as a result of tax audits were analyzed. The purpose of the study is to analyze tax risks and ways to minimize them for business in the context of constraining factors of economic development: sanctions pressure and the impact of the pandemic.
Ключевые слова: риски, управление, налоги, налоговые льготы, налоговые каникулы, выездная налоговая проверка, ЕНС, НДС.
Keywords: risks, management, taxes, tax benefits, tax holidays, on-site tax audit, ENS, VAT.
Тема исследования является актуальной в связи с важностью правильного распределения налоговой нагрузки и своевременной выплаты налогов. Возникновение налоговых рисков особенно актуально в период, когда бизнес испытывает колоссальную нагрузку в связи с введением внешнеэкономических санкций. Предприятия вынуждены анализировать финансовую деятельность на предмет создания финансовых фондов, так называемой «подушки безопасности», которая может стать стабилизирующей основой бизнеса в период срыва поставок или необходимости увеличения цепочки поставок, разработки новых логистических маршрутов и других потребно-
стей, связанных с организацией производственной деятельности. При этом важным стабилизирующим фактором является снижение налоговой нагрузки и возможные варианты получения налоговых льгот [1].
Целью исследования является анализ налоговых рисков и выбор путей их минимизации для бизнеса в условиях сдерживающих факторов экономического развития: санкционного давления и влияния пандемии. налогов в системе экономической безопасности государства.
В условиях глобальной экономической системы фиксируется увеличение нагрузки на бизнес, что проявляется в кризисных явлениях субъектов экономической системы. Внешнеэкономические санкции, пандемия коронавируса привели к ослаблению бизнеса, которое проявилось в убытках и снижению уровня производства и услуг [2]. Предприятия испытывали экономические риски, которые начали преодолеваться путем экономии. Основными направлениями сокращения расходов становятся социальные расходы (заработная плата, социальные выплаты) и расходы на производство (реклама, продвижение, расходы на ИТ-сервисы) [2].
Рисунок 1 - Направления сокращения расходов бизнеса в период пандемии
Меры ограничения экономики являются воздействие на экономические системы государств с целью оказания политического воздействия. Санкции инициированы в основном странами США и ЕС. В феврале 2024 года ЕС утвердила 13-й пакет санкций. В этот пакет вошли 106 физических и 88 юридических лиц, а также 27 организаций, которые, как считают ЕС, поддерживают ВПК России (рисунок 2) [5].
Рисунок 2 - 13-й пакет внешнеэкономических санкций США и ЕС против РФ
Экономические санкции ограничивают экономическое развитие, торговые операции, логистические схемы, оказывают давление на субъекты бизнеса. Большую часть санкций ввели США (53 %) и ЕС (18 %). На субъекты бизнеса давление внешнеэкономических санкций проявляется крайне жестко (рисунок 3) [4].
Рисунок 3 - Действие внешнеэкономических санкций на субъекты бизнеса
По информации, представленной из рисунка 3, экономическая ситуация находится под угрозой постоянного внешнего давления на российский бизнес. Данная ситуация приводит к снижению финансовой устойчивости и увеличению затрат на производство. В ситуации постоянного давления возникают риски, которые не позволяют своевременно производить финансовые платежи, в т.ч., и налоговые выплаты. Данная ситуация приводит к повышению значения налоговых рисков, когда организации самостоятельно не могут справиться с возрастающими расходами на оплату налогов, что может привести к банкротству предприятий, сокращению производственных мощностей и трудовых ресурсов.
Налогами являются обязательные платежи, которые граждане и юридические лица, в т.ч., субъекты бизнеса обязаны выплачивать в бюджет государства. Это основной источник доходов государства, который формирует бюджет страны, позволяющий реализовать государственные социальные программы, обеспечивать безопасность, гарантировать социальные права.
Налоговые риски относятся к экономическим рискам, которые могут привести к финансовым потерям
или непредсказуемым изменениям в результате принятых решений. В ходе ведения бизнеса субъекты, занимающиеся предпринимательской деятельностью, инвестированием, сталкиваются с различными видами рисков, обусловленными как макроэкономической ситуацией, так и внутренними факторами ведения бизнеса финансовые риски (например, рыночные колебания цен), операционные риски (например, технические сбои), стратегические риски (например, изменения внешней среды) и другие.
Риск возникает в результате следующих факторов, которые формирует внешняя экономическая среда (рисунок 4).
Рисунок 4 - Факторы возникновения налоговых рисков
Как следует из рисунка 4, основными факторами возникновения налоговых рисков являются неопределенность событий внешней экономической и общественной среды, изменения в условиях ведения бизнеса, изменения налогового законодательства. При этом в современных условиях возникают новые непредсказуемые риски для ведения бизнеса, в т.ч., в сфере уплаты налогов. Так, пандемия коронавируса создала масштабные налоговые риски для бизнеса, когда были остановлены организации в определенных сферах в связи с ограничением передвижения (локдауном). Данные препятствия к ведению бизнеса привели к тому, что практически 70% организаций МСП пострадали от влияния пандемии [2]. При этом риск налоговых нарушений во время приостановки деятельности стал чрезвычайно высок. Риски в сфере налоговых невыплат могут быть как на уровне операционной деятельности, так и становиться стратегическими рисками (которые влекут за собой глобальные изменения на уровне компании). Важно управлять налоговыми рисками в целях их минимизации и сокращения их влияния на ведение стабильной деятельности. Риски в сфере налогов входят в состав рисков финансовой и экономической безопасности. Влияние неуплаты налогов, неправильного определения количества налогов, применения налоговых льгот и вычетов приводят к сбоям в финансовой и экономической системе, что становится опасным для безопасности предприятия. По оценке рисков как уровня воздействия на стабильность экономической системы предприятия налоговые риски оказывают высокую степень воздействия на стабильность (таблица 1).
Таблица 1 - Влияние налоговых рисков на финансовую и экономическую безопасность предприятия
Критерий Угрозы Влияние риска на стабильную деятельность
Источники угроз Макроэкономические условия: снижение доходов, невозможность платить налоги Выокие, т.е. снижают финансовую устойчивость организации
Объект влияния Финансы, производство, сотрудники, информация и т.д. Высокие, балансируют деятельность предприятия
Источник Внутренняя среда Высокие (налоговые риски несут финансовые и репутационные потери)
Источник Внешняя среда Налоговые риски дестабилизируют авторитет предприятия во внешней среде, создают угрозы наказания со стороны правоохранительных органов)
В России остается стабильно высокое количество коммерческих организаций, однако их количество уменьшается по сравнению с 2020 годом (рисунок 5) [7].
Рисунок 5 - Количество коммерческих организаций в России, 2020-2023 гг.
Как следует из диаграммы 1, количество коммерческих организаций уменьшилось на 7 % в 2023 году по сравнению с 2020 годом. Вместе с тем эффективная деятельность коммерческих организаций является наиважнейшим показателем устойчивости экономической системы страны. Коммерческие организации - это плательщики налогов в бюджеты различных уровней, производители внутреннего валового продукта. В период санкций и пандемии основными направлениями государственной поддержки МСП стали меры следующего характера (рисунок 6).
Рисунок 6 - Меры поддержки бизнеса со стороны государства
Налоговые льготы и налоговые каникулы являются мощным инструментом снижения налоговой нагрузки на бизнес и снижение налоговых рисков. Данные меры направлены на то, чтобы стимулировать развитие бизнеса и важные для государственного развития отрасли экономики, изменить соотношение импорта и экспорта.
Налоговые льготы позволяют спланировать уровень налоговых выплат, соотнести их с нагрузкой на бизнес и определить объем финансовых средств, подлежащих уплате в бюджет в виде налогов. Налоговые каникулы предоставляют возможность отсрочки налоговых выплат на определенное время, которое соответствует периоду, определенному в нормативных документах.
Поддержка государства в налоговой сфере позволила сохранить уровень поступления налоговых платежей в бюджеты различных уровней и даже начать увеличивать количество налоговых поступлений (рисунок 7) [3].
Рисунок 7 - Уровень налоговых поступлений в 2021-2023 гг.
Как следует из диаграммы 2, в сложных «пандемийных» и «санкционных» годах стабильно увеличивается количество собранных налоговых сборов: по сравнению с 2021 годом - увеличение в 2022 году составило 71,7 %, в 2023 году - 25,2 %.
Налоговые льготы могут быть реализованы в формате налоговых каникул и изменения ставки налогообложения (рисунок 8) [3].
налоговые каникулы
изменение ставки налогообложения для субъектов бизнеса
налоговыельгогы для резидентов территорий опережающего развития и особых экономических зон
Рисунок 8 - Минимизация налоговых рисков в виде государственной поддержки: налоговые льготы
Как следует из данных рис.6, налоговые льготы установлены в формате нулевой ставки налогообложения, налоговых каникул, особых налоговых режимов на территориях активного инвестиционного развития. В целях активизации развития отраслей, наиболее значимых для развития страны, установлены налоговые льготы для ИТ-сферы, АПК, ряда отраслей промышленности. Действуют моратории на налоговые проверки ИТ-сферы до марта 2025 года.
Продолжается цифровизация налоговой деятельности: реформа перехода на ЕНС, отказ от деклараций 3 -НДФЛ (автоматизация оформления налоговых вычетов) [6]. По итогам 2023 года снизилось количество уведомлений об ошибках, что подтверждает эффективность реформы ЕНС (рисунок 9) [8].
Динамика снижения уведомлений об ошибках в результате реформы ЕНС, 2022 - 2023 г.г.
■ 4,00%
количество уведомлений об ошибках 1-'
13,00%
0,00% 5.00% 10,00% 15,00%
количество уведомлений об ошибках
■ 2023 4,00%
2022 13,00%
■ 2023 2022
Рисунок 9 - Динамика снижения уведомлений об ошибках в результате реформы ЕНС, 2022-2023 гг.
В целях снижения налоговых рисков Федеральная налоговая служба реализует ряд реформ, которые направлены на снижение количества ошибок и уклонение от налогов:
- реформа по переходу на ЕНС,
- отказ от деклараций 3-НДФЛ;
- борьба с незаконным возвратом НДС;
- расширение льгот для МСП, которые выходят из системы упрощенного налогообложения;
- сокращение количества проверок бизнеса.
В результате данных мероприятий снижаются налоговые риски для предприятий, которые находятся в правовом поле налоговой деятельности [7].
Однако остаются и проблемные зоны. Так, не смотря на мораторий в отношении плановых налоговых проверок их число остается стабильно высоким (рисунок 10) [9].
Динамика количества выездных налоговых проверок организаций
■ кол-во проверок > 1000 2000 3000 4000 5000 6000 7000 8000 2019 2021 2022 8275 7251 9388 9000 10000 2023 4958
■ кол-во проверок
Рисунок 10 - Динамика выездных налоговых проверок организаций.
Значительно снизилось количество выездных налоговых проверок организаций в 2023 году. Показательными являются цифры результатов налоговых доначислений по результатам выездных налоговых проверок (рисунок 11) [3].
Динамика средних доначислений на одну результативную налоговую проверку организаций, 2020-2023 г.г.
2023 112
2022 97
2021 66 2020 38
0 20 40 60 80 100 120
2020 2021 2022 2023
■ кол-во проверок 38 66 97 112
■ кол-во проверок
Рисунок 11 - Динамика средних доначислений на одну результативную налоговую проверку организаций, 2020-2023 гг.
Как следует из данных диаграммы 5, сумма доначислений в 2023 году возросла по сравнению с 20202022 гг.: зона налоговых рисков организаций достаточно высока.
На основании проведенного анализа можно сделать следующие выводы. В сложной экономической ситуации возрастает опасность возникновения рисков неуплаты налогов, что может стать правонарушением или даже преступлением в налоговой сфере. Часто для предприятий налоговая нагрузка становится чрезмерно вы-
сокой, что приводит к опасности банкротства, сокращению производственных мощностей и трудовых ресурсов.
В современной экономической ситуации налоговые риски составляют серьезную опасность для экономической безопасности организаций, в связи с чем деятельность по минимизации налоговых рисков должны стать приоритетной в управлении предприятием на стратегическом и операционном уровнях. Государство предоставляет значительные меры поддержи предприятиям, которые заключаются в налоговых льготах, налоговых каникулах, изменению ставки налогообложения, особых налоговых режимах на территориях активного инвестиционного развития.
Источники:
1. Налоговый контроль в цифрах и фактах. Статистика ФНС и бюджета 2023-2024 г.г. // https://pravovest-audit.ru/nashi-statii-nalogi-i-buhuchet/nalogovaya-realnost-v-tsifrakh-i-faktakh/.
2. Реестр системных проблем российского бизнеса в период пандемии // http://doklad.ombudsmanbiz.ru/2022/3-22.pdf.
3. Санкции // https://russiancouncil.ru/sanctions.
4. Статистика бизнеса в России // https://мсп.рф/analytics/.
5. Статистика динамики количества коммерческих организаций // https://spark-interfax.ru/statistics.
6. Левшукова О.А., Денисова О.Г., Кирячек В.В. Перспективы развития электронного документооборота в налоговой системе Российской Федерации. Вестник Академии знаний. 2021. № 44 (3). С. 272-276.
7. Левшукова О.А., Алексеенко А.Д., Капсузян В.А., Шульженко Т.В. Формы и методы налогового контроля и пути их совершенствования. Вестник Академии знаний. 2021. № 45 (4). С. 380-385.
EDN: LWDNUP
А.Р. Меркулова - обучающаяся факультета экономики и бизнеса, Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва, Россия, [email protected],
A.R. Merkulova - student of the Faculty of Economics and Business, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia;
Научный руководитель: С.А. Гребёнкина - к.э.н., доцент Кафедры экономической безопасности и управления рисками Факультета экономики и бизнеса Финансового университета при Правительстве РФ, Москва, Россия,
Scientific supervisor: S.A Grebenkina - candidate of economic sciences, associate professor of the Department of Economic Security and Risk Management, Faculty of Economics and Business, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia.
КОРПОРАТИВНОЕ МОШЕННИЧЕСТВО: СУЩНОСТЬ И ВЗАИМОСВЯЗЬ СО СТИЛЕМ РУКОВОДСТВА CORPORATE FRAUD: THE ESSENCE AND RELATIONSHIP WITH THE LEADERSHIP STYLE
Аннотация. Вопросы корпоративного мошенничества являются наиболее острыми в современных компаниях, поскольку именно корпоративное мошенничество является одной из самых уязвимых зон, на которые сложно повлиять. Последствия данного противоправного деяния отражаются как на собственниках, акционерах и руководстве, так и на рядовых сотрудниках. Тенденция роста таких преступлений неутешительна как в России, так и за рубежом. Риск корпоративного мошенничества присутствует в каждой сфере, будь то строительной, металлургической, нефтяной или сфере услуг. В крупных компаниях выделяются политики противодействию корпоративному мошенничеству как одно из направлений комплаенс. Автор анализирует сущность корпоративного мошенничества, его основные признаки и последствия для компании. Особое внимание уделяется взаимосвязи между стилем руководства и вероятностью возникновения корпоративного мошенничества, исследуя, как лидерство, подход к принятию решений и организационная культура могут влиять на предотвращение или поощрение мошеннических действий внутри компании. Автором выдвинута гипотеза о том, что стиль руководства непосредственно влияет на количество и качество преступлений, классифицируемых как корпоративное мошенничество. В работе рассмотрена сущность корпоративного мошенничества, его взаимосвязь со стилем руководства в организации. Автором обосновано, что неправомерное деяние в целях личного обогащения напрямую связано с корпоративной средой и стилем руководства в организации.
Целью статьи является исследование корпоративного мошенничества во взаимосвязи со стилем руководства топ-менеджмента. Объектом исследования выступает взаимосвязь корпоративного мошенничества со стилем руководства в организации. Предметом исследования - стиль руководства в организациях и его влияние на корпоративное мошенничество и взаимодействие этики и прозрачности в управлении с предотвращением корпоративного мошенничества.
Absrtract. Corporate fraud issues are the most acute in modern companies, since it is corporate fraud that is one of the most vulnerable areas that are difficult to influence. The consequences of this illegal act are reflected both on the owners, shareholders and management, as well as on ordinary employees. The growth trend of such crimes is disappointing both in Russia and abroad. The risk of corporate fraud is present in every field, be it construction, metallurgy, oil or services. In large companies, anti-corporate fraud policies are highlighted as one of the areas of compliance. The author analyzes the essence of corporate fraud, its main signs and consequences for the company. Special attention is paid to the relationship between leadership style and the likelihood of corporate fraud, exploring how leadership, decision-making approach and organizational culture can influence the prevention or encouragement of fraudulent activities within a company. The author hypothesizes that the leadership style directly affects the number and quality of crimes classified as corporate fraud. The paper examines the essence of corporate fraud, its relationship with the leadership style in the organization. The author substantiates that an unlawful act for the purpose of personal enrichment is directly related to the corporate environment and leadership style in the organization.
The purpose of the article is to study corporate fraud in relation to the leadership style of top management. The object of the study is the relationship of corporate fraud with the management style in the organization. The subject of the study is the leadership style in organizations and its impact on corporate fraud and the interaction of ethics and transparency in management with the prevention of corporate fraud.
Ключевые слова: корпоративное мошенничество, стиль руководства, управленческая решетка Р. Блейка и Д. Моутона, треугольник мошенничества, риски, комплаенс, уголовный кодекс.
Keywords: corporate fraud, leadership style, R. Blake and D. Mouton management grid, fraud triangle, risks.
Введение
Корпоративное мошенничество не имеет определения в законодательной базе, однако это не может означать, что мы не способны его классифицировать. В первую очередь необходимо отметить, что корпоративное мошенничество - это собирательное определение по ключевым признакам. В научной литературе каждый экономист интерпретирует термин корпоративное мошенничество по-разному, но суть термина остается неизменной.
Ниже рассмотрено несколько подходов к определению термина корпоративное мошенничество из современной российской и зарубежной практики.