tax system and government authorities in such areas as: stimulating domestic demand, supporting strategic sectors of the economy, administering tax revenues with minimal interference in business. processes of economic subjects. The use of digital technologies in the administration of tax revenues and control of business activities is a key factor in optimizing the activities of tax authorities.
The article discusses the main directions of the already implemented support for business and the population from the tax system, and also proposes a set of measures aimed at reducing the tax burden for a number of economic entities that find themselves in unprecedented conditions due to changes in the foreign policy and foreign economic situation in the world.
The implementation of the proposed measures will support business and create favorable conditions for attracting foreign capital from friendly countries, taking into account the active development of the trend of regionalization of the economy, especially within the framework of the Eurasian Economic Union, thereby contributing.
As a result of the analysis of the processes of deglobalization of the world economy, the regionalization of domestic economic processes and the directions of transformation of the tax policy, approaches to the adjustment of the tax policy of Russia in the face of external shocks were systematized. The priorities and risks of introducing digital technologies into the economic activities of companies and the operational processes of tax authorities are identified.
Keywords: tax policy, deglobalization, economic regionalization, financial sovereignty, digital transformation, tax administration, tax support.
Введение
По прошествии нескольких лет отечественная налоговая система существенно трансформировалась. Не только произошла донастройка общих процессов функционирования системы в целях повышения результативности вектора реализуемой налоговой политики, оптимизации бизнес-процессов для юридических и фи-
зических лиц, сокращения теневого сектора экономики, но и осуществлялись налоговые нововведения, которые позволили адекватно реагировать на внешние и внутренние негативные явления, воздействующие на экономику Российской Федерации.
Материалы и методы
С прошлого года в России действуют элементы прогрессивного налогообложения доходов населения, утверждены изменения в некоторых режимах налогообложения ряда отраслей промышленности, внедрено большое количество упрощений, затрагивающих малый и средний бизнес, а также физических лиц, осуществляющих трудовую деятельность как самозанятые, реализуется настройка системы автоматического регулирования. Помимо упомянутых нововведений, разработаны комплексы мер поддержки отдельных отраслей народного хозяйства, таких как: общественное питание, отельный бизнес, информационно-цифровые технологии, радиоэлектроника. Высокотехнологичное производство должно обеспечить опережающее развитие страны и стать локомотивом роста экономики.
Существенный объем работы за последние несколько лет осуществлен в рамках интеграции в международное взаимодействие касательно налоговых отношений. В настоящее время глобальная экономическая система претерпевает серьезные изменения, затрагивающие не только соотношение сил среди крупнейших экономик мира, но и саму суть глобализаци-онных процессов [1]. Особую актуальность получает совершенно противоположный по смыслу процесс - деглобализа-ция, или регионализация, который оказывает воздействие и на налоговую систему (далее - НС) нашей страны. Формирующаяся внешнеэкономическая обстановка содействует смещению центра внимания со сферы интеграции в глобальное налоговое пространство на регулирование НС на национальном уровне и расширение взаимодействия налоговых органов стран Евразийского экономического союза.
Смена мирового экономического порядка происходила неоднократно - в кон-
курентной борьбе один лидер сменяет другого, что приводит к неизбежной трансформации всей мировой архитектуры. Лидирующие державы постепенно утрачивают превосходство, но стараются любыми, нередко разрушительными для гармоничного мирового развития способами отстоять свои стратегические интересы. Итогом подобных действий стали: увеличение инфляции в глобальном масштабе, форсированный рост беззалоговых долговых обязательств, в том числе неблагоприятное влияние от создаваемых дополнительно административных барьеров, что формирует необходимость трансформации действующей налоговой политики (далее -НП), отвечающей вызовам и потребностям экономики страны, складывающимся в ситуации беспрецедентного санкционного давления [2]. Разработанный и введенный в действие Центральным банком нашей страны совместно с правительством комплекс мер, направленных на поддержку и стабилизацию ситуации, позволил удержать экономику от стремительного падения. И на данный момент взят ориентир на скорейшее восстановление и последующий рост отечественного народного хозяйства в новых реалиях, где налоговая политика выступает одним из ключевых факторов. Принимая во внимание тот факт, что кардинальное изменение экономических и политических условий, скорее всего, продлится долгий период и окажет влияние на все сферы экономики, необходимо разработать комплексные решения в рамках налоговой политики, направленные на поддержку и развитие отечественной экономики, серьезную переработку или трансформацию целей, приоритетов и концепций при условии сохранения исключительно тех, что по-прежнему актуальны с учетом текущих внешних и внутренних факторов.
Таким образом, сегодня приобретает стратегический приоритет цель по обеспечению финансовой независимости - формированию безопасной экономической среды в целях дальнейшего развития, что особо актуально в период серьезных перемен и системных вызовов. В настоящее
время Россия находится в процессе переосмысления своего финансового суверенитета, который представляет один из ключевых элементов экономического суверенитета страны. Необходимо создать архитектуру экономики, которая позволит реа-лизовывать все поставленные задачи без воздействия других стран с целью эффективного распределения ресурсов в экономике для достижения стабильного экономического роста в стране, согласно определенным Президентом Российской Федерации ориентирам [3]. Суверенитет - это не изоляция, а надежность и стабильность, верность собственным целям и принципам. Изменение действующих финансово-экономических условий, реорганизация цепочек поставок, смена торговых партнеров, смена подходов к формированию валютного резерва страны, разобщение функционирования платежных систем могут привести к тому, что кардинально трансформируется вся мировая экономика [4]. Необходимо регулировать национальную финансовую систему и экономику, чтобы они соответствовали запросам населения и бизнеса в любой ситуации, тем более когда первостепенное значение приобретают политические цели и задачи.
Принимая во внимание рассмотренные выше условия, экономике Российской Федерации необходима институционализа-ция совершенно новой формы проведения хозяйственных операций, которые требуются для достижения неоиндустриального развития и определяются такими содержательными характеристиками, как [5]:
- низкая предрасположенность к увеличению кредитной нагрузки при покрытии исчезающих заемных источников субсидирования;
- рост конкурентоспособности российского производства и предоставляемых услуг благодаря цифровизации операционной части предпринимательской деятельности;
- низкая предрасположенность к риску, сглаживающая отрицательный эффект от внешних шоков;
- низкая предрасположенность к высокодоходным быстрым проектам, обу-
словленная существенным риском нереализации данных проектов;
- выработка отличного от ранее применяемого подхода принятия решений, используемого с внедрением многоаспектного анализа с учетом того, что среди учитываемых факторов будет создание резервов для покрытия рисковой составляющей договорных взаимоотношений с применением прозрачных и понятных инструментов, которые не будут подчинены влиянию внешних факторов;
- обеспечение развития производства в стране с направлением изменения моделей потребительского поведения в долгосрочном горизонте планирования.
Цифровизация государственного управления (в т.ч. налоговой системы), финансового рынка и бизнес-процессов в экономике остается одним из стратегических приоритетов социально-экономического развития России. Практическое применение инновационных цифровых технологий и содействие развитию 1Т-сектора в рамках финансовой системы позволяют достичь более высокого уровня доступности самых разнообразных типов финансовых инструментов, которые используются населением и корпоративными клиентами для решения финансово-экономических задач, формирования ранее не используемых бизнес-моделей, роста эффективности деятельности, что в итоге содействует структурной перестройке отечественной экономики.
Среди множества негативных внешних шоков для нашей страны - прекращение сотрудничества зарубежных партнеров в сфере информационно-
коммуникационного оснащения, разработки программного обеспечения, в результате чего образовался дефицит на отечественном рынке информационно-коммуникационного оснащения в ряде направлений, прекратилось предоставление технической поддержки в рамках уже работающих договоров, сократились возможности расширения функционала ранее внедренных цифровых решений в бизнес-процессы. Таким образом, критически значимым выступает развитие собственной
1Т-сферы на базе отечественных цифровых разработок. Облачная инфраструктура становится важнейшим элементом конкурентоспособности и финансового суверенитета страны. То, что раньше занимало 1 -2 недели, теперь реализуется за пару кликов, касаний смартфона. При этом необходимо сохранить автономность от институтов иностранных юрисдикций, где находятся серверы, а также гарантировать безопасность и бесперебойность функционирования отечественной цифровой системы при возможных кибератаках извне.
Следующим компонентом финансового суверенитета является переход к более широкому использованию национальной валюты. Несмотря на то что процесс перевода расчетов на национальную валюту и сокращение в них доли доллара США уже идет давно, санкционное давление со стороны стран Западной Европы во главе с США только ускорили его. В настоящее время на ММВБ торгуются 7 валютных пар ряда дружественных юрисдикций, с января 2022 года среднедневной объем торгов в данных валютах вырос более чем в 35 раз и в августе этого года составил уже 60 млрд руб.
Увеличивается соотношение платежей в национальных денежных единицах и между странами ЕАЭС. Существенное снижение использования доллара США в международных расчетах продолжится и в дальнейшем, что предопределяет необходимость поступательной и продолжительной работы, итогом которой возможно формирование многополярной системы международных расчетов.
Также в текущих условиях произошло значительное сокращение возможностей участия нашей страны в международной торговле товарами и услугами, ограничен доступ к рынку зарубежного капитала, нарушены процессы функционирования логистических цепочек поставок, отказано в использовании платежной инфраструктуры ряда стран, выступавших ключевыми финансово-экономическими партнерами Российской Федерации. Данные ограничения затрагивают не только расчеты по экспортно-импортным соглашениям, но и ин-
вестиционные проекты. В данной ситуации необходима смена тренда выстраивания внешнеэкономических взаимодействий нашей страны с дружественными юрисдик-циями с формированием требуемой по текущим запросам инфраструктуры, налаживанием взаимоотношений, способов осуществления расчетов по внешнеторговым сделкам, доработкой правового поля.
Таким образом, возникла тенденция, ведущая к экономической деглобализации, которая характеризуется снижением активности и территориального охвата международных экономических отношений. По мнению Ж. Сапир, «можно говорить о процессе повторной политизации управления, который полностью совместим с высоким уровнем глобализации» [6]. Следует добавить, что за последние несколько лет наблюдается серьезный спад в развитии международных взаимоотношения. Особенности трансформации экономических и финансовых отношений в глобальном масштабе в последние годы стали довольно отчетливо проявляться [7] и также сопряжены с процессом «девестернизации» мирового сообщества [8].
Также кардинально изменился вектор налоговой политики, фокус сместился на внутреннее налогообложение, внутренние инициативы, которые состоят из следующих направлений. Во-первых, поддержка спроса на внутреннем рынке, т.к. с теми ограничениями, с которыми столкнулась наша страна (разрушение цепочек поставок), одним из ключевых факторов было насыщение внутреннего рынка товарами и услугами. Налоговая политика в данном контексте направлена на упрощение доступа товаров и услуг на внутренний рынок. Основными новациями стали:
- отмена НДС на золото при продаже физическим лицам банками;
- введение нулевой ставки НДС на услуги по предоставлению жилья во временное пользование;
- расширение периметра САРов, что представляет собой альтернативную услугу тому, что ранее компании пользовались офшорными юрисдикциями. Данная мера представляет собой стимул для насыщения
внутреннего рынка определенными услугами.
Вторым направлением выступает поддержка стратегически важных отраслей экономики, находящихся в состоянии технологического отставания, где требовалось сохранить человеческий капитал за счет:
- расширения периметра льгот и периметра участников для 1Т-индустрии;
- предоставления аналогичных 1Т-индустрии льгот для производителей радиоэлектронной продукции, микросхем;
- внесения изменений в налоговый кодекс, затрагивающих организации -участников соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК), которые позволяют предоставлять инфраструктурный налоговый вычет, применять для них коэффициент К-рент 1 при исчислении НДПИ;
- расширения периметра применения НДД в целях стимулирования инвестиционной активности и поддержки нефтяной отрасли.
Таким образом, ключевой позицией налоговой политики выступает клиенто-ориентированность и клиентоцентрич-ность, где клиентами выступают налогоплательщики. Необходимо проявлять бережливое отношение к налогоплательщикам, предоставлять максимум внимания и искать для него решение, чтобы он продолжал работать в сложившихся непростых условиях. В данном контексте очень важно трансформировать и донастраивать налоговое администрирование. В настоящее время становится очевидно, что для глобального администрирования и глобальных норм нужен другой уровень коммуникации и абсорбация таких институтов, как администрирование от политических решений. Иначе эффективность налогового администрирования может серьезно пострадать, что напрямую отразится на доходах федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы страны.
Результаты
В настоящее время назрела необходимость дальнейшей трансформации налоговой системы. Следует понимать, в какой системе будет работать экономика в буду-
щем, каковы перспективы ее развития, так как основные удары извне приходятся именно по экономике, бизнесу, конкретным компаниям. Основные поддержива-
Однако представленных выше мер все же недостаточно, и необходим целый блок антикризисных мер, которые связаны с особенностями функционирования компании в санкционных условиях. При этом предполагается, что представленный ниже автором комплекс мер позволит облегчить налоговую нагрузку на организации, которые будут осуществлять перестройку архитектуры внешнеторговых контрактов и тех, которые связаны с возвращением имущества в Россию:
- установление нулевой налоговой ставки, списание задолженности по внутригосударственным долговым обязательствам;
- предоставление налоговых каникул для контролируемых отечественным бизнесом компаний за рубежом;
ющие меры для граждан и бизнеса за последние 6 месяцев текущего года, реализованные Федеральной налоговой службой, представлены в таблице 1.
- регулирование вопроса, возникающего при формировании убытка из-за списания ранее осуществленных инвестиций в иностранные активы;
- завершение работы над вопросом отказа в господдержке посредством субсидий крупных предприятий, у которых соучредителями выступают юридические лица из расширенного перечня офшорных юрисдикций;
- введение в ближайшее время налоговых каникул в отношении доходов от продажи своей доли в компании, которая находится под санкциями.
Второй блок мер обусловлен необходимостью запуска инвестиционного цикла:
Таблица 1 - Меры налоговой поддержки граждан и бизнеса _в условиях санкционного давления [9]_
Меры Результаты реализации
Для бизнеса
0% НДС для гостинично-туристического бизнеса; 0% налог на прибыль для 1Т-компаний
Мораторий на принятие решений о приостановке операций по счетам В 700 раз меньше решений о приостановке решений по счету (2-й квартал 2021 года - 2,1 млн решений, 2-й квартал 2022 года - 3 тыс. решений)
Сервис «Реабилитация счета» Снятие блокировки при наличии оснований для отмены долга в течение 24 часов
Отсрочка уплаты в проактивном порядке Страховые взносы 1,9 млн налогоплательщиков на 593 млрд руб. УСНО 536 тыс. плательщиков на 32,9 млрд руб. Налог на прибыль 612 тыс. организаций на 328,8 млрд руб. Утилизационный сбор 28 организаций на 116 млрд руб.
Отмена отчетности по имущественным налогам С 2021 года - 1 млн деклараций (транспорт, земля). С 2023 года - 100 тыс. (имущество организаций)
Для граждан
Сокращение сроков возвратов по НДФЛ до 15 дней Возвращено 344 млрд руб. по 8,5 млн деклараций
Освобождение от уплаты НДФЛ с доходов по вкладам 3,6 млн лиц на 60,8 млрд руб.
Отмена с 2022 года повышающих коэффициентов по транспортному налогу для легковых автомобилей стоимостью до 10 млн руб.
Заморозка роста кадастровой стоимости (налоговой базы) с 01.01.2023 года
- трансформировать инвестиционный налоговый вычет в полноценный инструмент налоговой поддержки;
- распространить практику учета потерь, связанных со списанием с балансового учета организации незавершенного строительства, а также покупки цифровых активов.
Также в сложившихся условиях на первый план выходят вопросы управления данными. Чем более качественными и обработанными будут анализируемые ФНС данные, тем более точные будут приниматься решения, касающиеся вектора развития налоговой политики страны. С каждым днем уровень обработки данных федеральной налоговой системой растет, улучшается и качество принимаемых на их основе решений. Необходимо просчитывать риски замедления мировой экономики, их влияние на отечественный бизнес и принимать максимально аккуратные и взвешенные решения в части налоговой политики, т.к. любое нововведение формирует потребность доработки информационного обеспечения функционирования налоговой системы. В цифровой трансформации администрирования отечественная НС за достаточно непродолжительный промежуток времени добилась беспрецедентных результатов. При этом, наряду с открывающимися дополнительными возможностями для налоговой системы, появляются и новые риски в части администрирования [10]:
- применяется и постоянно увеличивается количество новых форм осуществления предпринимательской деятельности;
- появляются трудности в детерминации страны, где формируется прибыль компаний, предпринимателей;
- субъекты предпринимательства теперь могут находиться в юрисдикции и осуществлять в ней свою предпринимательскую деятельность без фактического там присутствия, все реализуется online, нет соответствующего налогообложения их деятельности;
- мобильность потребителя цифровых товаров и услуг, а также наемного персонала свидетельствует о том, что гра-
дация клиентов компании по гражданству уже устарела;
- присутствует реализация коммерческой деятельности посредством дистанционных средств связи без необходимого юридического оформления данной деятельности.
Таким образом, с одной стороны, развитие цифровой экономики формирует новые бизнес-модели и диверсифицирует коммерческую деятельность налогоплательщиков, а также органов государственного управления, в т.ч. налоговой службы, в результате:
1) применения на практике и предоставления гражданам государственных услуг в электронном виде;
2) перевода в цифровое поле функций администрирования и контроля за деятельностью экономических субъектов;
3) формирования инвестиционно привлекательных условий в области 1Т-технологий;
4) создания и применения инновационных подходов в налогообложении предпринимательской деятельности, связанной с разработкой инновационных цифровых решений.
С другой стороны, непосредственным результатом цифровой трансформации экономики становится увеличение количества факторов, обусловливающих возникновение налоговых рисков для всех субъектов налоговых отношений - государства и налогоплательщиков. Налоговые службы реализуют меры, направленные на дона-стройку налоговой системы из-за происходящих изменений, разрабатывая новые электронные услуги, облегчая взаимодействие граждан и бизнеса с налоговыми администраторами. Используются передовые цифровые технологии, такие как облачное хранение данных, искусственный интеллект, машинное обучение, большие данные, которые позволяют существенно повысить качество работы налоговой службы в части администрирования и контроля, однако субъекты предпринимательства постоянно ищут новые способы ухода от налогообложения, и данная проблема приобретает серьезный масштаб, формирует дополнитель-
ные угрозы для пополнения налоговыми доходами бюджетной системы страны.
Обсуждение
С точки зрения бюджетной наполняемости налоговая политика также играет одну из важнейших ролей в этом вопросе. При этом необходимо соблюдать баланс интересов бизнеса, который по своей природе стремится к максимизации прибыли, и государства, реализация функций которого напрямую зависит от наполняемости федерального бюджета и бюджетной системы страны. В складывающихся экономических и политических условиях снижения налоговой нагрузки быть не может. Государство должно четко определить направления налоговой поддержки, а также сроки этой поддержки, т.к. все льготы должны быть срочные [11]. Основная цель налоговых льгот для государства заключается в стимулировании экономического развития и, как следствие, увеличении в дальнейшем налоговых доходов в федеральный бюджет и бюджеты бюджетной системы страны. Для достижения максимального экономического эффекта от налоговых льгот, а для государства это, по сути, налоговые расходы, должна быть обеспечена предсказуемость и стабильность налогового законодательства. Именно от этого зависит доверие налогоплательщиков и адекватность функционирования налоговой системы текущим реалиям. Только за 2021-2022 гг. Государственная Дума Российской Федерации одобрила более 55 нормативно-правовых актов, затрагивающих Налоговый кодекс. Конечно, налоговое законодательство и налоговая система должны развиваться, совершенствоваться согласно действующим экономическим условиям в стране, но этот процесс должен быть предсказуем. Большинство законодательных актов, принимаемых правительством, не находят своего отражения в основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики, разрабатываемых каждый год на предстоящий трехлетний период. Как правило, в направлениях налоговой политики в основном указываются уже реализуемые меры или меры, которые будут реализованы в ближайшее время.
Для обеспечения предсказуемости налоговой политики в основных направлениях налоговой политики должны быть меры на очередной бюджетный трехлетний цикл, чтобы бизнес понимал, чего ему ждать. Все разрабатываемые меры необходимо обсуждать, вести диалог с бизнесом и находить баланс интересов. Только так будет достигнута предсказуемость и стабильность налоговой политики.
Заключение
В заключение отметим, что не только отечественная, но и глобальная экономика находятся на пути регионализации, что объясняется предельно низкими показателями роста международного народного хозяйства, в настоящее время обусловливающими необходимость юрисдикциям применять меры активной поддержки производственных отраслей экономики страны при воздействии внешних шоков. Сущностное содержание развития капиталистического уклада народного хозяйства позволяет утверждать, что процессу глобализации, аналогично другим экономическим процессам, свойственна цикличность, при этом этапы регионализации сменяют периоды роста транснациональных финансово-хозяйственных взаимоотношений [12]. Данное значение следует учитывать при реализации национальной НП. Глобальным трендом в текущих условиях выступает поддержка отечественного рынка специально разработанными комплексами мер, характеризующимися определенной жесткостью в отношении экономических субъектов. При этом результативность подобной поддержки приобретает существенное значение для темпов роста национальной экономики. Для нашей страны данные меры разрабатываются для последующего развития в направлении импортозамещения при существенной поддержке стратегически важных отраслей экономики.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Хейфец Б.А. Метаморфоза экономической глобализации. - М.: Институт экономики РАН, 2018.
2. Listopad M.E., Ponomarenko E.E., Smirnova G.I. The Evaluation of Russia's Economic Security by Selected Indicators
during the Sanctions' Period // International Journal of Economics and Business Administration. - 2020. - Vol. VIII. - Special Issue 1. - Р. 48-58.
3. Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». -URL: http: // public ati on.pravo.gov.ru/ Document/View/0001202007210012.
4. Global Value Chain Development Report 2019: Technological Innovation, Supply Chain Trade, and Workers in a Globalized World. - URL: https://documents.worldbank.org/publication/ documents-reports/downloadstats?docid= 384161555079173489.
5. Андреева О.В. Обеспечение финансового суверенитета российской экономики в условиях санкций // Особенности государственного регулирования внешнеторговой деятельности в современных условиях : материалы науч.-практич. конф. в 2 частях, Ростов-на-Дону, 21 ноября 2014 года / Российская таможенная академия, Ростовский филиал. - Ростов н/Д, 2014. -С. 189-196.
6. Сапир Ж. Находимся ли мы на пороге масштабной трансформации мировой экономики? // Проблемы прогнозирования. - 2020. - № 6. - С. 27-45.
7. Dario Ingiusto, Béatrice Mathieu. L'économie mondiale survivra-t-elle au coro-navirus? 2020. - URL: https://lexpansion.lexpress.fr/actualite-economique/l-economie-mondiale- survivra-t-elle-aucoronavirus_2117954.html.
8. Barma N., Chiozza G., Ratner E. et Weber S. A World Without the West? Empirical Patterns and Theoretical Implications // Chinese Journal of International Politics. -2009. - № 2. - Vol. 4. - Р. 525-544.
9. Материалы Московского финансового форума. 8 сентября 2022 года. Налоговая политика нового времени: от международной интеграции к внутренней настройке. - URL: https://mff.minfin.ru/ upl oad/program .pdf.
10. Vovchenko N.G., Andreeva O.V., Orobinsky A.S., Sichev R.A. Risk Control in Modeling Financial Management Systems of
Large Corporations in the Digital Economy // International Journal of Economics and Business Administration. - 2019. - Т. 7. -№ S1. - С. 3-15.
11. Dzyuba L.M., Fedorenko N.V., Fe-dorenko Yu.V., Hegetova S.E., Korolenko I.I., Kuzmenko O.V. State Support Measures for the Russian Economy in Connection with Coronavirus Infection // International Journal of Economics & Business Administration. -
2020. - Vol. VIII. - Issue 4. - Р. 719-724.
12. Комолов О.О. Деглобализация: новые тенденции и вызовы мировой экономике // Вестник РЭУ им. Г.В. Плеханова. -
2021. - Т. 18. - № 2 (116). - С. 34-47.
BIBLIOGRAPHIC LIST
1. Kheifets B.A. Metamorphosis of economic globalization. - M.: Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences, 2018.
2. Listopad M.E., Ponomarenko E.E., Smirnova G.I. The Evaluation of Russia's Economic Security by Selected Indicators during the Sanctions' Period // International Journal of Economics and Business Administration. -2020. - Vol. VIII. - Special Issue 1. - Р. 48-58.
3. Decree of the President of the Russian Federation of July 21, 2020 № 474 "On the National Development Goals of the Russian Federation for the period up to 2030". -URL: http://publicati on.pravo.gov.ru/ Document/View/0001202007210012.
4. Global Value Chain Development Report 2019: Technological Innovation, Supply Chain Trade, and Workers in a Globalized World. - URL: https://documents.worldbank.org/publication/ documents-reports/downloadstats?docid= 384161555079173489.
5. Andreeva O.V. Ensuring the financial sovereignty of the Russian economy under sanctions // Features of state regulation of foreign trade activities in modern conditions: Proceedings of the scientific and practical conference in 2 parts, Rostov-on-Don, November 21, 2014 / Russian Customs Academy, Rostov branch. - Rostov-on-Don: Russian Customs Academy, Rostov branch, 2014. - P. 189-196.
6. Sapir J. Are we on the verge of a massive transformation of the global econo-
my? // Forecasting problems. - 2020. -№ 6. - S. 27-45.
7. Dario Ingiusto, Béatrice Mathieu. L'économie mondiale survivra-t-elle au Coronavirus? - 2020. - URL: https://lexpansion.lexpress.fr/actualite-economique/l-economie-mondiale- survivra-t-elle-aucoronavirus_2117954.html.
8. Barma N., Chiozza G., Ratner E. et Weber S. A World Without the West? Empirical Patterns and Theoretical Implications // Chinese Journal of International Politics. -2009. - № 2. - Vol. 4. - P. 525-544.
9. Materials of the Moscow Financial Forum. September 8, 2022. New time tax policy: from international integration to internal adjustment. - URL: https://mff.minfin.ru/ up-load/program.pdf
10. Vovchenko N.G., Andreeva O.V., Orobinsky A.S., Sichev R.A. Risk Control in Modeling Financial Management Systems of Large Corporations in the Digital Economy // International Journal of Economics and Business Administration. - 2019. - T. 7. -№ S1. - P. 3-15.
11. Dzyuba L.M., Fedorenko N.V., Fe-dorenko Yu.V., Hegetova S.E., Korolenko I.I., Kuzmenko O.V. State Support Measures for the Russian Economy in Connection with Coronavirus Infection // International Journal of Economics & Business Administration. -2020. - Vol. VIII. - Issue 4. - P. 719-724,
12. Komolov O.O. Deglobalization: new trends and challenges to the world economy // Bulletin of Russian University of Economics named after G.V. Plekhanov. - 2021. - Vol. 18. - № 2 (116). - P. 34-47.
БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
DOI W.54220/fims.1991-0525.2022.76.3.002
Новицкая А.А.,
к.э.н., доцент, доцент Департамента мировой экономики и международного бизнеса Финансового университета при Правительстве Российской Федерации г. Москва, Россия E-mail: [email protected] Шапиро И.Е.,
к.э.н., доцент кафедры банковского дела РГЭУ (РИНХ) г. Ростов-на-Дону, Россия E-mail: [email protected]
РАСЧЕТЫ СТРАН ЕАЭС В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНЫХ КРИЗИСОВ
JEL classification: G01, E50, F30, F65
Аннотация
Цель. В статье рассматривается структура и порядок международных расчетов между странами - участниками ЕАЭС в условиях глобальных кризисов: затяжной пандемии и беспрецедентного санкционного давления на банковскую сферу России и стран - участниц ЕАЭС. Статья направлена на исследование трансформации международных рынков, а также на исследование вопросов денежно-кредитной политики государств -членов ЕАЭС и описывает возможные варианты развития банковской системы Евразийского экономического союза путем формирования технологичного и муль-тиинституционального мирохозяйственного уклада новой формации.
Структура/методология/подход. Актуальность проведенного исследования состоит в рассмотрении теоретических аспектов и анализе последствий череды глобальных кризисов для мировой экономики, что спровоцировало рост цен в общемировом масштабе и, как следствие, привело к росту инфляции во всем мире. В результате партнеры России по ЕАЭС получили возможность расширения парт-
нерского сотрудничества и обеспечили переход международных расчетов на национальные валюты, в том числе рубль. Методологическая база исследования опирается на анализ данных информационно-аналитических обозрений Ассоциации банков России.
Результаты. В статье обосновано, что экономические санкции европейских стран, направленные на российскую банковскую систему, ведут к изменению миропорядка в денежно-кредитной и банковской сферах и приводят к глобальным потрясениям, требующим трансформации рынков и смещения «центра силы» из европейской части в Юго-Восточную Азию и Евразию.
Ключевые выводы. Развитие международных расчетов между странами ЕАЭС в условиях глобальных кризисов идет в рамках стратегического плана начиная с 2015 года, что позволило удержать финансовую и банковскую систему государств - членов ЕАЭС.
Ключевые слова: ЕАЭС, Евразийский союз, кризис, трансформация, международные расчеты, международные отношения, рубль.
A.A. Novitskaya, I.E. Shapiro
PAYMENTS OF EAEU COUNTRIES IN THE CONTEXT OF GLOBAL CRISES
The article examines the structure and procedure of international settlements between EAEU member states in the context of global crises: the protracted pandemic and unprecedented sanctions pressure on the banking sector of Russia and EAEU member states. The article aims to study the transformation of international markets, as well as investigates the issues of monetary policy of the EAEU member states and describes possible options for the development of the banking system of the Eurasian Economic Union, through the formation of a new technological and multi-institutional world economic order of a new formation.