Научная статья на тему 'НАЛОГИ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ВО ВРЕМЯ САНКЦИЙ'

НАЛОГИ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ВО ВРЕМЯ САНКЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
7
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственная поддержка / налоговая политика / инвестиционные проекты / территории опережающего развития / особые экономические зоны / налоговые льготы / налоговые каникулы / state support / tax policy / investment projects / territories of advanced development / special economic zones / tax benefits / tax holidays

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — О А. Левшукова, А С. Гришечкина, К Д. Рожкова, Е А. Ткаченко

В статье проанализированы основные направления государственной политики и поддержки экономической деятельности в условиях санкций: налоговая, антикризисная, инвестиционная. В рамках налоговой поддержки проанализированы форматы налоговых каникул, изменение ставки налогообложения, моратория на налоговые проверки, возможность перехода на фактические авансы по налогу на прибыль, перенос срок уплаты ежемесячного аванса по прибыли. В статье проанализированы меры антикризисной и инвестиционной поддержки бизнеса в условиях санкций: деятельность Фонда развития промышленности, направления инвестиционной поддержки по отраслям и целевым займам; изучены основные направления деятельности субъектов бизнеса на инвестиционных территориях с особым экономическим режимом: особые экономические зоны и территории опережающего развития. На основании анализа сделан вывод о том, что государственная поддержка – это действенный инструмент, важный фактор реагирования на вызовы сегодняшнего дня и обеспечения стабильного экономического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAXES AND GOVERNMENT SUPPORT DURING SANCTIONS

The article analyzes the main directions of state and support of economic activity in the conditions of sanctions: tax, anti-crisis, investment. Within the framework of tax support, the formats of tax holidays, changes in the tax rate, a moratorium on tax audits, the possibility of switching to actual income tax advances, the postponement of the payment of the monthly profit advance were analyzed. The article analyzes the measures of anti-crisis and investment support for business in the conditions of sanctions: the activities of the Industrial Development Fund, areas of investment support by industry and targeted loans; the main activities of business entities in investment territories with a special economic regime are studied: special economic zones and territories of advanced development. Based on the analysis, it is concluded that state support is an effective tool, an important factor in responding to the challenges of today and ensuring stable economic development.

Текст научной работы на тему «НАЛОГИ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ВО ВРЕМЯ САНКЦИЙ»

EDN: JQNKXJ

О.А. Левшукова - к.э.н., доцент кафедры финансов, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],

O.A. Levshukova - candidate of economics, associate professor of the department of finance, Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia;

А.С. Гришечкина - обучающаяся экономического факультета, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],

A.S. Grishechkina - student of the faculty of economics, Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia;

К.Д. Рожкова - обучающаяся экономического факультета, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия,[email protected],

K.D. Rozhkova - student of the faculty of economics, Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia;

Е.А Ткаченко - обучающаяся экономического факультета, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия,[email protected],

E.A. Tkachenko - student of the faculty of economics, Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia.

НАЛОГИ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ВО ВРЕМЯ САНКЦИЙ TAXES AND GOVERNMENT SUPPORT DURING SANCTIONS

Аннотация. В статье проанализированы основные направления государственной политики и поддержки экономической деятельности в условиях санкций: налоговая, антикризисная, инвестиционная. В рамках налоговой поддержки проанализированы форматы налоговых каникул, изменение ставки налогообложения, моратория на налоговые проверки, возможность перехода на фактические авансы по налогу на прибыль, перенос срок уплаты ежемесячного аванса по прибыли. В статье проанализированы меры антикризисной и инвестиционной поддержки бизнеса в условиях санкций: деятельность Фонда развития промышленности, направления инвестиционной поддержки по отраслям и целевым займам; изучены основные направления деятельности субъектов бизнеса на инвестиционных территориях с особым экономическим режимом: особые экономические зоны и территории опережающего развития. На основании анализа сделан вывод о том, что государственная поддержка - это действенный инструмент, важный фактор реагирования на вызовы сегодняшнего дня и обеспечения стабильного экономического развития.

Abstract. The article analyzes the main directions of state and support of economic activity in the conditions of sanctions: tax, anti-crisis, investment. Within the framework of tax support, the formats of tax holidays, changes in the tax rate, a moratorium on tax audits, the possibility of switching to actual income tax advances, the postponement of the payment of the monthly profit advance were analyzed. The article analyzes the measures of anti-crisis and investment support for business in the conditions of sanctions: the activities of the Industrial Development Fund, areas of investment support by industry and targeted loans; the main activities of business entities in investment territories with a special economic regime are studied: special economic zones and territories of advanced development. Based on the analysis, it is concluded that state support is an effective tool, an important factor in responding to the challenges of today and ensuring stable economic development.

Ключевые слова: государственная поддержка, налоговая политика, инвестиционные проекты, территории опережающего развития, особые экономические зоны, налоговые льготы, налоговые каникулы.

Keywords: state support, tax policy, investment projects, territories of advanced development, special economic zones, tax benefits, tax holidays.

Введение

В современных условиях внешнеэкономическое давление на бизнес приводит к кризисным явлениям среди субъектов экономической системы. Нарушение внешнеэкономических связей, логистических маршрутов, нарушение сроков поставок приводит к кризисным явлениям среди хозяйствующих единиц. Актуальность исследования определена важностью анализа мер государственной поддержки бизнеса, в т.ч., налоговой в целях стабильного функционирования экономики и обеспечения стабильности социально-экономического развития в условиях санкций в зависимости от отраслевой принадлежности, оценивании влияния санкций и их проявления по отношению к деятельности предприятия Экономические санкции являются мерами ограничения экономики, которые применяются странами-участниками внешнеторговых отношений с целью оказания политического воздействия. В отношении отечественной экономики введена почти тысяча санкций в различных сферах экономической деятельности [8].

Экономические санкции являются ограничениями, которые останавливают торговые и финансовые операции, которые представляют собой давление на экономику для достижения внешнеполитических целей. Против отечественной экономики наиболее активную политику по введению санкций ведут США (53 %) и Евросоюз (13 %)[8].Внешние санкции проявляются в следующем действии на экономическую систему (рисунок 1):

действие внешних санкций на экономику

Рисунок 1 - Действие внешних санкций на экономику

Экономическая ситуация находится под угрозой постоянного внешнего давления на российский бизнес, нарушение работына международных рынках, срывов сроков поставок в связи с ограничениями в сфере логистики. Происходит снижение финансовой устойчивости, возрастает нестабильность, фиксируется рост закупочных цен на комплектующие, сырье, не действуют логистические цепочки. Предприятия испытывают повышение уровня негативного воздействия на бизнес и увеличению количества затрат на производство. Эти проблемы приводят к ситуации, когда организации самостоятельно не могут справиться с возрастающими расходами на ведение деятельности, увеличивается опасность банкротства и проведения мероприятий по сокращению производственных мощностей и трудовых ресурсов.

В связи с этим государственная поддержка может быть определена как одно из ключевых направлений в сфере экономической безопасности, позволяющей обеспечить экономический суверенитет, стабильное повышение показателей экономического роста отраслевая принадлежность, идентификация и оценивание угроз по возможности их реализации и проявления по отношению к деятельности предприятия отраслевая принадлежность, идентификация и оценивание угроз по возможности их реализации и проявления по отношению к деятельности предприятия (рисунок 2) [4]:

Цели государственной экономической безопасности

1

1 1

Рисунок 2 - Цели государственной экономической безопасности

Санкционный кризис является настоящим вызовом экономической безопасности, который может быть преодолен системными действиями государства и бизнеса в целях формирования нового уровня развития и функционирования. Пандемия коронавируса и внешнеэкономические санкции оказывают серьезное негативное влияние на финансовое состояние организаций. В связи с этим государство ведет целенаправленную политику по поддержке бизнеса. Данные меры поддержки направлены на то, чтобы стимулировать развитие бизнеса и важные для социально-экономического развития отрасли экономики, обеспечить импортозамещение и изменить соотношение импорта и экспорта.

В условиях внешней среды ограничивается плановая деятельность предприятий, которая существенно трансформируется в связи с тем, что внешние и внутренние процессы давления не позволяют реализовать проекты развития, которые были запланированы. Основные риски, которые возникают в сфере функционирования предприятия, представлены на рисунке 3:

Рисунок 3 - Риски функционирования организации под влиянием экономических санкций

В целом для развития экономики в условиях санкций и одновременного повышения уровня развития глобализационных и информационных процессов в экономике формируются следующие тенденции:

- интенсификация процессов по разработке производственных информационных метаресурсов и развития интернет торговли;

- концентрация и централизация финансовых рынков; усиление цифрового банковского сектора, усиление роли транснациональных корпораций;

- информационные: радикальное изменение технических средств общения, повышение роли информации, интенсификация информационного обмена;

- научно-технические: более интенсивные процессы коммерциализации научных разработок, внедрение передовых научных производственных технологий, повышающих уровень производства товаров и увеличение финансирования научной деятельности в производственной и технологической сферах.

Вместе с тем сложившиеся условия предоставляют новые возможности формирования направлений развития, выхода на евразийские рынки, создания экономических объединений и экономической интеграции, развития технологий и инноваций.

Меры государственной поддержки в условиях санкций можно разделить на несколько видов:

- финансовые меры (льготное кредитование, субсидирование);

- нефинансовые меры (развитие цифровых технологий, интенсификация выставочно-конгрессной деятельности, развитие систем электронного документооборота, перевод в цифровой формат таможенных и налоговых процедур, снижение бюрократических и административных издержек; создание системы единого окна);

- налоговые льготы.

Налоговые льготы позволяют снижать уровень влияния санкций на организацию и спрогнозировать ряд мер, направленных на снижение их влияния на бизнес [4]. Налоговая поддержка - это действенный инструмент, который в сложившейся экономической ситуации является важным фактором реагирования на вызовы сегодняшнего дня. Эффективная налоговая политика является важной составляющей стабильного экономического развития (рисунок 4) [5].

Уровень налоговых поступлений в 2021-2022 г.г.

Рисунок 4 - Уровень налоговых поступлений в 2021-2022 гг.

Целью системы налоговой поддержки является обеспечение устойчивого развития, недопущения снижения оборотов деятельности, уменьшения количества рабочих мест, снижения уровня производимой продукции и услуг. Налоговая поддержка представлена в следующих форматах (рисунок 5) [6].

Рисунок 5 - Налоговые льготы

Налоговые льготы установлены для отдельных отраслей, которые особенно важны в современных условиях: агропромышленный комплекс и информационные технологии. Для ИТ-компаний действует мораторий на налоговые проверки до марта 2025 года вкупе с нулевым налогом на прибыль[4]. В сфере АПК основными видами налогов являются следующие: подоходный налог (НДФЛ); налог на недвижимое имущество (в том числе, на землю);НДС; акцизный налог; на передачу имущества по наследству или при продаже; налог в системе социального страхования и др. В рамках данных налоговых поступлений введены налоговые каникулы и налоговые льготы. Однако остаются и проблемные зоны. Так, не смотря на мораторий в отношении плановых налоговых проверок их число остается стабильно высоким (рисунок 6) [4]:

Динамика выездных налоговых проверок субъектов МСП

Рисунок 6 - Динамика выездных налоговых проверок субъектов МСП

Основными направлениями поддержки бизнеса в условиях санкций являются антикризисная, инвестиционная, оборотного кредитования.

Антикризисные программы являются программами, которые позволяют оформить кредиты организациям и индивидуальным предприятиям до 31 марта текущего года включительно оформить кредиты, в том числе на ре-

финансирование ранее полученных кредитов, по ставке до 8,5 %, а при условии получения независимой гарантии АО «Корпорация «МСП» - 8 % годовых. Общий объем льготного кредитования по ней - 60 млрд руб. [6].

Инвестирование - это финансирование основного капитала для увеличения капитализации организации, повышения доходности. В современных условиях основными направлениями развития инвестиционной деятельности со стороны государства является поддержка основных стратегических направлений развития. Деятельность современных предприятий способствует организации инновационных инвестиционных процессов [2].

Государственная инвестиционная поддержка определяется тем, что инвестиционные проекты могут быть реализованы на особых территориях, на которых создаются особые условия для ведения бизнеса, в т.ч., налоговые льготы. Это особые экономические зоны и территории опережающего развития (рисунок 7).

Рисунок 7 - Условия для бизнеса в ОЭЗ и ТОР

Территория опережающего социально-экономического развития - это специально определенная терри-торияв субъекте РФ, в которой действует особый правовой режим ведения бизнеса: 89 ТОР действуют в 2023 году в России (рисунок 8) [7].

Рисунок 8 - Результаты действия ТОР в моногородах

Особые экономические зоны - это 50 территорий, на которых создан особый экономический режим: осуществляют деятельность 1019 резидентов из 42 государств, представлено 130 компаний, общий объем заявленных инвестиций - более 1,78 трлн. рублей, вложенных инвестиций - более 822 млрд. рублей, создано более 56,7 тысяч новых рабочих мест, уплачено порядка 308 млрд. рублей налоговых платежей, таможенных отчислений и страховых взносов [3].

Для реализации инвестиционных проектов действует Фонд развития промышленности, который предоставляет льготные займы и финансирование инвестиций, дает возможности развития и финансирования проектов, которые создают новую высокотехнологичную продукцию и импортозамещение [9].

Рисунок 9 - Направления поддержки по отраслям

В целях организации поддержки отраслей действует Фонд поддержки промышленности. Его функционал распространяется на финансирование проектов в сфере самых важных для отечественной экономики отраслей. Финансирование инвестиционных проектов, которые поддерживаются Фондом, составляет 900 млрд руб. [9].

Результаты деятельности предприятий в рамках поддержки ФРП, млрд руб,

Рисунок 10 - Результаты проектов Фонда развития промышленности, млрд руб

Деятельность Фонда развития промышленности в этом направлении является основным инструментом поддержки инвестиционных проектов в различных сферах, развитие которых является приоритетным для отечественной экономики. Проекты ФРП реализуются при условии софинансирования регионов, это предприятия, которым требуются займы до 200 млн рублей. Софинансирование предоставляется на условиях 90% от федерального ФРП и 10 % от региональных ФРП.

Целевые займы выдаются сроком на десять лет, ставка составляет от 1 % до 3 %, объем от 5 млн до 5 млрд рублей. Итоги реализации проектов ФРП по целевым займам представлены на рисунке 11 [9].

Рисунок 11 - Результаты деятельности Фонда развития промышленности по целевым займам

Инвестиционная деятельность в сфере АПК также активизируется посредством государственной поддержки самые крупные предприятия - инвестиционные проекты 2022 года в сфере пищевой промышленности АПК представлены на на рисунке 12.

Рисунок 12 - Размер инвестиций крупнейших предприятий пищевой промышленности 2022 года (млрд.рублей)

Таким образом, на основании проведенного анализа можно сделать следующие выводы. Системные меры поддержки в формате антикризисной, инвестиционной и налоговой поддержки субъектов бизнеса позволяют не допускать кризисные мер и устанавливать новые формат развития. Налоговая поддержка по предоставлению льготных налоговых ставок и налоговых каникул позволяет корректировать налоговую нагрузку в целях удержа-

ния на определенном уровне производственной мощности деятельности, сохранения количества рабочих мест, количества производимой продукции и услуг. Данные меры являются средствами оперативного реагированияв целях стабилизации ситуации и активизацию процессов развития. Государственная поддержка является необходимой мерой по поддержанию эффективной деятельности инновационного подходавуправлении бизнесом.

Источники:

1. Указ Президента РФ № 208 от 13.05.2017 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года»[Электронный ресурс] - Режим доступа:http://www.kremlin.ru/acts/bank/41921.

2. Инвестиции в России [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://procenty-po-vkladam.ru/investitsii-v-rossii-2022-obem-inostrannykh-investitsiy-v-osnovnoy-kapital-v-rossii.html.

3. Инструменты развития территорий (ТОР, ОЭЗ). [Электронный ресурс] - Режим доступаhttps://www.economy.gov.ru/material/diгections/ regional-noe_razvitie/instrumenty_razvitiya_territoriy/.

4. Меры поддержки - 2022 [Электронный ресурс] - Режим доступа: Электронный ресурс: https://www.nalog.gov.ru/rn77/anticrisis2022/.

5. Мой бизнес [Электронный ресурс] - Режим доступа:: https://www.nalog.gov.ru/rn77/anticrisis2022/.

6. Оценка мер государственной поддержки МСП.[Электронный ресурс] - Режим доступа: https://rspp.ru/activity/analytics/predvaritelnaya-otsenka-mer-gosudarstvennoy-podderzhki-rossiyskogo-biznesa-postradavshego-iz-za-sank/.

7. Территории опережающего развития.[Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.economy.gov.ru/material/directions/regionalnoe_ razvi-tie/instrumenty_razvitiya_territoriy/tor/.

8. Санкции.[Электронный ресурс] - Режим доступа: https://russiancouncil.ru/sanctions.

9. Фондразвитияпромышленности.[Электронныйресурс] - Режимдоступа: https://frprf.ru/o-fonde/.

EDN: JTSHFE

М.В. Непарко - доцент кафедры «Таможенного дела и логистики», Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, Калуга,Россия, [email protected],

M.V. Neparko - Associate Professor of the Department of Customs and Logistics, Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky, Kaluga, Russia;

В.А Япрынцева - обучающаяся кафедры «Таможенного дела и логистики», Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, Калуга, Россия, [email protected],

V.A. Ypryntseva - student of the Department of «Customs and Logistics», Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky, Kaluga, Russia;

Ю.С. Баранова - обучающаяся кафедры «Таможенного дела и логистики», Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, Калуга, Россия, [email protected],

Yu.S. Baranova - student of the Department of «Customs and Logistics» of the Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky, Kaluga, Russia.

НАПРАВЛЕНИЯ СТАБИЛИЗАЦИИ ВАЛЮТНОГО РЫНКА РОССИИ DIRECTIONS OF STABILIZATION OF THE RUSSIAN CURRENCY MARKET

Аннотация. События февраля 2022 года на российском валютном рынке побудили Центральный Банк России изменить подходы валютного регулирования и валютного контроля в национальной экономике. В статье рассматриваются направления стабилизации валютного рынка против массированной атаки недружественных стран, проведение интервенции в условиях ограничения международных резервов. Более того, особенность структуры этих резервов продиктованы ограниченным диапазоном маневра для Центрального банка (ЦБ), вынудив его перейти к режиму свободно плавающего обменного курса во второй половине 2023 года.

Ожидается, что плавающий валютный курс будет способствовать адаптации валюты к изменениям во внешних условиях при управлении обменным курсом. В результате в сентябре 2023 года продажи валютной выручки экспортерами выросли на 27 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Рассмотрены и иные решения Президента РФ и Правительства РФ по ужесточению валютного контроля. [9]

Abstract. The events of February 2022 in the Russian foreign exchange market prompted the Central Bank of Russia to change the approaches of currency regulation and currency control in the national economy. The article discusses the directions of stabilization of the foreign exchange market against a massive attack by unfriendly countries, conducting intervention in conditions of limited international reserves. Moreover, the peculiarity of the structure of these reserves is dictated by the limited range of maneuver for the Central Bank (CB), forcing it to switch to a free-floating exchange rate regime in the second half of 2023.

It is expected that the floating exchange rate will facilitate the adaptation of the currency to changes in external conditions when managing the exchange rate. As a result, in September 2023, the sales of foreign exchange earnings by exporters increased by 27 % compared to the same period last year. Other decisions of the President of the Russian Federation and the Government of the Russian Federation on tightening currency control were also considered.

Ключевые слова: экономика, ограничения, денежно-кредитная политика, валютная политика, валюта, валютный контроль, валютное регулирование.

Keywords: economy, restrictions, monetary policy, currency policy, currency, currency control, currency regulation.

Введение

События февраля 2022 года глубоко затронул российскую экономику и финансовые рынки, что ускорило изменение денежно-кредитной политики, основанной на обменном курсе, к политике, ориентированной на стабильность цен.

Субъектами валютного контроля являются Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации. Расчетами между резидентами и нерезидентами попадают под валютный контроль. Валюта - денежные знаки в виде банкнот и монеты ЦБ России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки [5].

В основном операции в иностранной валюте запрещены, но в ряде случаев разрешены, например, резидент может получать в счет расчетов, выплачивать кредиты, оплачивать кредитные обязательства, получать депозиты и денежные средства; выполнять обязательства по банковским гарантиям, договорам поручительства и залога, и так далее. Все эти операции попадают под валютное регулирование валютных отношений [4, 5].

В настоящее время ЦБ приходится достигать нескольких целей одновременно, одной из которых является стабилизация обменного курса национальной валюты. В среднесрочной стратегии ЦБ России для по повышению гибкости обменного курса перешел к режиму плавающего обменного курса. В процессе кризиса рубль под давлением значительного оттока капитала, снижения цен на сырьевые товары стал обесцениваться. Цель

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.