Научная статья на тему 'Влияние кризиса управленческой структуры жилищно-коммунального хозяйства на жизнь россиян'

Влияние кризиса управленческой структуры жилищно-коммунального хозяйства на жизнь россиян Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
235
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВРП / ФЕДЕРАТИВНАЯ / УНИТАРНАЯ / КОНФЕДЕРАТИВНАЯ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА / ФИНАНСОВАЯ МОЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА / КОНТРОЛЛИНГ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ / GRP / FEDERAL / UNITARY / CONFEDERAL FORMS OF STATE STRUCTURE / THE FINANCIAL CAPACITY OF THE STATE STRUCTURE / CONTROLLING THE FINANCIAL ACTIVITIES OF THE STATE GOVERNMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шевченко Милана Викторовна, Фролов Дмитрий Викторович

Показана основная причина внутригосударственных конфликтов населения, связанная с отсутствием центрального экономического показателя, единого для оценки финансовой деятельности одновременно всех субъектов и их состязательности в пределах одного государственного устройства. Предложен метод устранения конфликтов путём установления такой формы государственного устройства, как федеративная форма (не унитарная и не конфедеративная), экономическо-состязательную основу которой составляет валовой региональный продукт (ВРП) субъектов федерации и контроллинг постоянных и переменных затрат, расходов, издержек и потерь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPACT OF THE CRISIS MANAGEMENT STRUCTURE HOUSING AND COMMUNAL SERVICES ON THE LIVES OF RUSSIANS

Displaying the main reason for the population intrastate conflicts associated, with the lack of a central economic indicator, for the assessment unified financing activities of all subjects simultaneously and their the adversarial within a single state structure. Proposed a method of conflict resolution by establishing a form of state structure, as a federal form (not unitary or confederal), economically-adversarial of which is the gross regional product (GRP) of the subjects of the federation and controlling fixed and variable costs.

Текст научной работы на тему «Влияние кризиса управленческой структуры жилищно-коммунального хозяйства на жизнь россиян»

Ip—. X

r

0

«=;

ГП

n

C

C

О

fcQ

10

Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что указанные три фактора - необходимая материальная база, активный и квалифицированный персонал и четкая организация работ - в совокупности составляют не только необходимые, но и достаточные условия для обеспечения качества продукции. [3]

Как показывает практика, первоочередным фактором, с которого следует начинать решение проблемы качества, является человеческий фактор, а в нем - заинтересованность работников в повышении качества продукции. Объясняется это, прежде всего, тем, что незаинтересованный работник не будет хорошо работать даже на прекрасном оборудовании, а заинтересованный будет искать, находить и использовать любые возможности для достижения высокого качества выпускаемой продукции.

Только заинтересованность работников предприятия способна разорвать замкнутый круг, который может сложиться в экономике и породить выпуск некачественной продукции.

Суть этого порочного круга заключается в том, что изготовителю оборудования трудно обеспечить качество, имея плохие материалы, а поставщику материалов столь же сложно повысить их качество, если у него плохое оборудование.

В такой ситуации только интерес может заставить работников находить и использовать все имеющиеся резервы, чтобы хоть немного улучшить качество материалов, изготавливаемых на устаревшем оборудовании. И тогда замкнутый порочный круг превратится в цикл ускоренного развития: улучшенные материалы, выпускаемые одними предприятиями, повысят качество оборудования, изготавливаемого из этих материалов другими предприятиями, а затем это более качественное оборудование позволит улучшить материалы на первых предприятиях.

Если у работников нет особой заинтересованности в повышении качества, то они всегда могут сослаться на указанные объективные причины, и замкнутый круг всем будет казаться непреодолимым до тех пор, пока со сторо-

ны не будет поставлены хорошие материалы и новое оборудование. Их поставка может улучшить качество, на какое-то время, но если работники по-режнему не будут заинтересованы в хорошей работе, все вновь вернется "на круги своя", к тому же порочному кругу.

Иначе говоря, только интерес, подкрепленный хорошей материальной базой, способен стать тем фундаментом, на котором реально возможно повышение качества продукции. Как известно, интерес работников к качественному труду зависит от того, способствует ли такой труд удовлетворению их индивидуальных целей и стремлений. Поэтому цели и стремления работников должны быть предметом постоянного внимания администрации. Без заинтересованности работников борьба за качество обречена на неудачу, несмотря на применение новейших технологий и внедрение самой передовой организации работ по управлению качеством. И если говорят, что реклама - двигатель торговли, то интерес можно назвать двигателем качества (как, впрочем, и количества).

Таким образом, принцип (концепция) обеспечения качества продукции может быть сформулирован следующим образом: для обеспечения качества продукции требуется три основных фактора: необходимая материальная база, квалифицированный и заинтересованный в хорошей работе персонал и четкая организация работ, в том числе управление качеством продукции. При этом первоочередное и решающее значение имеет интерес работников к качественному труду. [4]

Литература:

1. Ноулер Л. Статистические методы контроля качества продукции / Л. Ноулер, Дж. Хауэлл, Б. Голд Б. - М.: Издательство стандартов, 2008.- 496 с.

2. ГличевА.В. Основы управления качеством: учебник / А.В. Гли-чев. - М.: Стандарты и качество, 2008. - 563 с.

3. Окрепилов В.В. Управление качеством / В.В. Окрепилов. -М.: Проспект, 2008. - 640 с.

4. Попов В.М. Деловое планирование (Методы Организация Современная практика): учебное пособие / В.М. Попов. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 368 с.

IMPACTOFTHECRISISMANAGEMENTSTRUCTUREHOUSINGANDCOMMUNALSERVICESONTHELIVESOFRUSSIANS Shevchenko Milana Viktorovna, PhD of Economics, Associate Professor, Chair of Logistics and Management of Transport Systems, Rostov State University of Communications (GUPS), Rostov-on-Don E-mail: [email protected]

Frolov Dmitry Viktorovich, PhD of Economics, Chief Specialist, Department of Consumer Market and Services, Sochi Administration, Sochi E-mail: [email protected]

Thearticledefinestheproblemsoflocalgovernmenthousingand communal services megalopolis; identified the causes of the crisic Housing management structure, shows the effect of the crisis in the housing on the life of the Russians and the way out of the crisis management structure of public utilities.

Keywords: housing crisis management structure; the problems of the crisis; theimpactofthe crisis in the housing on the lives of Russians; the way out of the crisis.

ВЛИЯНИЕ КРИЗИСА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ УДК 330.3 ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГОХОЗЯЙСТВА НА ЖИЗНЬ РОССИЯН

О

ГЧ

Встатьесформулированыпроблемыместногосамоуправления жилищно-коммунальным хозяйством мегаполиса; выявлены причины кризисауправленческой структуры ЖКХ; показано влияние кризиса в ЖКХнажизньроссиянипутивыхода из кризиса управленческой структуры ЖКХ.

Ключевые слова: кризисуправленческой структурыЖКХ;проблемыкризиса; причины кризиса; влияниекризиса в ЖКХнажизнь россиян;пути выходаихкризиса.

Нарушение сбалансированности экономического, политического, социального и финансового процессов в жилищно-коммунальном хозяйстве произошло одновременно с муниципальной реформой и организацией местного самоуправления. К этому времени в обществе должен был быть достигнут эффект солидарности собственников жилья в многоквартирных домах, их сплочения. Этому должны были сопутствовать выдвинутые общезначимые перспективные цели, разработан метод мотивации и координации действий, выявлены лидеры в каждом многоквартирном доме. Без формирования внутренней самоуправленческой культуры, без мотивации людей, без обеспечения непосредственного доступа потребителей к жилищно-коммунальным ресурсам, никакого местного самоуправления не получилось. Простая подмена органов государственной власти органами местного самоуправления в ЖКХ не привела к достижению глобальной цели. К ещё более сложным результатам привела подмена органами местного самоуправления своих функций, предназначенных реформой в ЖКХ, коммерческими структурами типа управляющих компаний и товариществ собственников жилья. Не только на начальной стадии (1994 г.) реформирования ЖКХ, но и до сих пор (2014 г.) в регионе не сложилась устойчивая сфера частных интересов. Реформа планировалась как инновация, как часть процесса "изобретение - нововведение - диффузия в социальную среду", как добавление знаний к пониманию явлений, как новая техническая возможность, как коммерческое освоение новой идеи, как новый замысел, как использование результатов научных исследований и разработок. Реформа в ЖКХ обладала экономической и социальной направленностью. Экономическая трактовка понятия инновации подразумевала создание новой технологии в управлении ЖКХ. Передача функций управления управляющим компаниям рассматривалась как инвестиция в накопление капитала ЖКХ с целью совершенствования хозяйственных связей.

В социальной направленности ЖКХ инновационная реформа уделяет больше внимания обществу, коллективам, упор делается на согласование интересов новых собственников жилья в среде многоквартирного жилого дома, а не индивидуального, частного дома (к чему люди в городе и селе давно привыкли).

Цель:

1) сформировать проблемы местного самоуправления;

© ШевченкоМ.В.,2014 © ФроловД.В., 2014

О"

11

ШЕВЧЕНКО Милана Викторовна,

кандидат экономических наук, доцент, кафедра Логистикииуправления транспортными системами, Ростовский государст в енный университет путей сообщения (РГУПС), Ростов-на-Дону [email protected]

ФРОЛОВ Дмитрий Викторович,

кандидат экономических наук, главный специалист, Управление

потребительского рынка иуслуг, Администрация города Сочи, Сочи [email protected]

Ip—. X

r

0

«=;

n

C

C

О

fcQ

12

2) выявить причины кризиса в жилищнокоммунальном хозяйстве;

3) показать влияние кризиса в ЖКХ на жизнь россиян.

Постановка задачи. В связи с принятием Федерального закона № 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" началась муниципальная реформа, в том числе и в ЖКХ. Смысл закона очень похож на Европейскую Хартию о местном самоуправлении, а главная цель муниципальной реформы - реализовать принцип децентрализации государственной власти и на деле демократизировать общество, преимущественно городское население, как более состоятельное. Подцель -формирование инструментария гражданского участия населения в управлении жизненно важными процессами на территориальном уровне. Местная власть таки организационно оформилась, но оказалась буфером между населением и государством. При проведении радикальных политических, социальных и экономических реформ, сопровождающие процесс неудачи население относит к местным властям. При существующем положении (отсутствии научно-исследовательских организаций) местная власть не способна самостоятельно решить возлагаемые на неё стратегические задачи, даже если увеличивать штат [1].

В итоге реформы ЖКХ получилось так, что:

- во-первых, инновация привела к коммерциализации многоквартирных домов, к извлечению прибыли совершенно чужими по отношению к собственникам жилья, предприимчивыми людьми. Применение новых форм электронной коммуникации привело к устранению общения собственников жилья между собой, УК с собственниками жилья. Множество управляющих компаний породило такое же множество форм мошенничества, такого рода индивидуальные знания одной отдельной УК превращаются в корпоративные знания, которые распространяются на все регионы России. Знания отдельного человека отчуждаются от их носителя и становятся нематериальным активом УК. Бизнес-процесс в ЖКХ стал всероссийским, повышение объёма скрытых знаний - стремительным, отчуждение информации приобрело системную форму, а экспертиза в ЖКХ полностью отсутствует. База данных текущей информации в ЭИРЦ формируется, но при полном отсутствии банка знаний об абонентах системы. Собственники многих квартир в многих многоквартирных жилых домах оплачивают потребленные коммуналь-

ные ресурсы лишь по одной из десятка собственных квартир. Если собственники жилья вынуждены были отказаться от услуг одной УК и принять услуги другой, а затем третьей УК и так далее (в этом заинтересованы в первую очередь сами УК), то долговые квитанции в конце календарного года поступают с ЭИРЦ по каждой из них, причём с накопительным текущим итогом. Теперь каждый собственник жилья в многоквартирном доме получает в подарок "новогодний шок";

- во-вторых, ошибочно считать местное самоуправление филиалом государственного управления. Местные органы управления способны глубоко диагностировать местные интересы и акцентировать именно на них свою деятельность и именно на данной территории. Критерием различия государственного управления и местного самоуправления выступает категория "общественный интерес", поэтому и различают государственно-общественный интерес и местный общественный интерес. Государственная власть, делегируя свои функции органам местного управления, должна была:

1) либо передать вместе с опытными людьми, уже имеющими не малый релевантный стаж и способных обучить представителей местной власти правовому ведению дел;

2) либо организовать централизованное обучение с выдачей удостоверений о том, что человек знает требования к профессиональной деятельности, права и обязанности и может приступить к работе;

3) либо создать условия дистанционного обучения и консультирования специалистов для работы в ЖКХ. Кроме того, осуществлять надзор, контроллинг, межтерриториальный арбитраж, реализовывать на местной территории государственные программы и необходимые государственные функции, с согласия и при участии местной власти;

- в-третьих, перемещение функции управления в ЖКХ с государственного сектора в муниципальный сектор, без передачи сопутствующих знаний, равноценно аннулированию функции управления в ЖКХ на государственном уровне. Поскольку местные власти не владели знаниями управления в этой отрасли народного хозяйства, вынуждены были обратиться за помощью к тем, кто представлялся умеющим, хотя не владел ни опытом, ни знаниями. Теперь количество опытных работников управляющих компаний в мегаполисе так велико, что может "поглотить" работу таких неопытных органов местного самоуправления, в ЖКХ, как Министерство ЖКХ и Департамент ЖКХ.

Например, строение олимпийских объектов типа аэропорт "Южный", стадион "Левбер-дон-Арена" на 45 тыс. мест, "Акватория", множество гостиниц, шоссейных дорог, электричек очень отразилось на транспортной сети трубопроводов ЖКХ. Для строящихся гостиниц трубопроводы подводили к изношенным транспортным сетям, местами вставляли новые участки трубопроводов и то между старыми сетями, с формального согласия УК. Вся эта надстройка может одновременно отказать, для чего необходим был своевременный технически подготовленный муниципальный спецназ. Аудит такими вопросами не занимается. Он осуществляет анализ и оценку: различных направлений деятельности хозяйствующих субъектов; бухгалтерской отчётности; эффективности функционирования финансовой системы, эффективность управления оборотными и денежными средствами; расходами; налогообложением; привлечением финансирования, а также постановкой управленческого учёта. Контроль правильности формирования подземной транспортной системы трубопроводов, к функциям аудита не относится. Ни управляющие компании, ни товарищества собственников жилья, ни ресурсоснабжающие организации, ни собственники жилья не обладали полномочиями ведения учёта количества и точек подключений к трубопроводной сети;

- в-четвёртых, основными источниками релевантных знаний о жилищно-коммунальной системе россиян являются:

- Жилищный кодекс Российской Федерации "Жилищное законодательство. Недвижимость",

- Энциклопедия ЖКХ (первое издание, повторяющее материалы Жилищного кодекса, но материально доступнее, настольное),

- Законы, постановления, распоряжения и периодические издания.

С течением времени эти издания уже не достоверны, поскольку в каждом Федеральном округе многократно изобретались свои схемы и формулы, правила и приёмы, чаще регулирования, чем управления поставкой и оплатой потребленных в кредит жилищно-коммунальных ресурсов. В настоящее время муниципальная исполнительная власть стремится сломать почти столетнюю практику потребления коммунальных ресурсов в кредит, заменив её авансовой. Авансовая система оплаты возможно и не ухудшит управление в ЖКХ, но породит такую надстройку, которую собственники жилья в многоквартирных домах могут финансово и не выдержать.

В качестве причин, обуславливающих низкую эффективность местного самоуправления можно указать:

1) отсутствие контроллинга финансовых издержек, расходов, затрат и потерь, связанных с делегированием полномочий местным властям;

2) неурегулированность межбюджетных отношений государства и регионов;

3) расплывчатость контуров понятий ВВП и ВРП, не в пользу регионов;

4) низкий уровень профессионализма чиновников, приводящий к увеличению количества штатных единиц.

Например, Правительство Ростовской области решило увеличить с 1.01.2014 года численность чиновников в городах и районах на 193 единицы для осуществления жилищного контроля и борьбы с коррупцией. В Ростове, например, появится 17 новых рабочих мест для^?-^ чиновников в сфере жилищного контроля. Для ' противодействия коррупции - по 2 чиновника на муниципалитет. В сфере жилищного контроля новые чиновники будут обязаны формировать запросы в адрес юридических и физических лиц, совершать обходы, выявлять нарушения, составлять протоколы об административных правонарушениях. Противодействие коррупции будет заключаться в проведении антикоррупционных экспертиз нормативных актов, создании в органах местного самоуправления комплексной системы противодействия коррупции. При этом упускается требование прозрачности деятельности органов местного самоуправления, как и методы и алгоритмы перестройки информационного банка данных, чтобы обеспечить прозрачность. Министр финансов Ростовской области одновременно предлагает: сдерживать рост управленческого аппарата и ввести 193 чиновничьи должности как раз в управленческий аппарат, ежемесячно оплачиваемых с областного бюджета в сумме около 6 млн руб., то есть 72 млн руб. в год;

5) многие россияне ощутили на себе результаты жилищной реформы и в качестве пряника, и в качестве кнута. Жилищная реформа проходит в элитном формате, забыв слова Конфуция (Кун-цзы ок. 551-479 г. до н. э.) "Правитель должен ориентироваться на глубинные потребности народа, которые, возможно, самому народу могут быть неизвестны и непонятны".

Научно-исследовательские институты как раз изучали эти глубинные желания и мотивы россиян, но их расформировали, кажется, по

13

I—

Ip—. X

r

0

«=;

n

C

C

О

fcQ

14

причине невостребованное™ результатов их труда при разработке законодательно-правовых актов. Реформирование, как правило, идёт сверху и как бы не предполагает активного участия главного объекта в процессе реформирования. Странной оказалась позиция собственников жилья в многоквартирных домах. Они терпят обиды со стороны посредников, но никто из жильцов дома не берёт на себя обязанность защиты своих однодомцев, быть ответственным по дому перед посредниками, не помогают, но и не сопротивляются проделкам УК, о чём свидетельствуют своевременные оплаты кредитов за потребленные жилищнокоммунальные ресурсы, достигающие 94,6%.

Реформации могут осуществляться на различной концептуальной основе: либо исходящей из анализа и обобщения опыта (отечественного и зарубежного), либо с опорой на теоретические и прикладные разработки. В настоящее время ни одна концепция не обладает достоверностью исходных данных дляана-лиза.

Нами исследуется обслуживание таких многоквартирных жилых домов, квартиры в которых были получены при социализме "по раздаче". Таких жилых многоквартирных домов в России большее количество, по сравнению с домами, построенными с долевым участием, в том числе по ипотечному кредитованию. В таких домах квартир по муниципальному найму не содержится, значит, "коэффициент солидарности", хотя и с большой натяжкой, к собственникам жилья можно попробовать применить. В многоквартирных домах со смешанной формой проживания "коэффициент солидарности" - порочащая россиян форма незаконного обирания населения частным бизнесом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Полученные раздаточным образом квартиры были бесплатно переданы в собственность тем же семьям, которые на момент приватизации оказались прописанными в данных квартирах, с учётом того, кому эта квартира была выдана, преимущественно как поощрение за добросовестный непрерывный продолжительный труд на одном и том же предприятии.

Успешное вхождение в собственность на жильё выявило правовую недоработку. Не все пожелали приватизировать имеющееся в индивидуальном распоряжении жильё. Многодетным семьям и многосемейным квартирам в многоквартирных домах не выгодно становиться собственниками в основном из-за недоработки закона о приватизации. В случае переселения собственников из ветхого жилья, они получают равноценную квартиру. Проживающих в многоквартирных домах по муници-

пальному найму, расселяют по количеству семей в одной изолированной квартире, значительно увеличивая жилое помещение. В процессе приватизации никаких оговорок относительно такой модификации не акцентировалось.

Изучив закон о расселении семей из ветхих многоквартирных жилых домов, население, проживающее в малогабаритных изолированных квартирах, отвергло приватизацию, как невыгодный для них вариант. Имеются покупатели коммуналок, расположенных в многоквартирных домах. Если в востребованной покупателем коммуналке имеется хотя бы одна неприватизированная комната, то продажа в целом состояться не может по той причине, что большая семья, проживающая в неприватизированной квартире, требует площадь в несколько раз превышающую занимаемую;

6) второе направление заключается в экономическом обосновании того, что если в многоквартирном жилом доме имеются и приватизированные и неприватизированные квартиры, то дом может превратиться в трущобу. Собственники за свои и общедомовые площади будут вносить плату пропорционально занимаемой площади, а проживающие по муниципальному найму ни сами платить не желают, ни муниципалитет вместо них не заплатит за не принадлежащие квартирантам общедомовые территории;

7) третью группу составляют последователи недавно зародившегося интегрального направления. Данное направление выработано

В.М. Арцыбашевым и М.А. Чернышевым на основе реальных практических реализаций управления в жилищно-коммунальном секторе. Суть направления в подчинении всех многоквартирных домов единственной управляющей компании мегаполиса при сохранении правил, формул расчётов, материальных и финансовых потоков, распространённых (внедренных) во время функционирования более чем 110 управляющих компаний при том же количестве многоквартирных домов. Решение не целостное и не причинно-следственное, поскольку оплата за потребленные в кредит жилищно-коммунальные ресурсы снова бесконтрольно попадёт на банковские счета управляющей компании, а ресурсоснабжающим организациям, как и прежде, придётся отсуживать финансы через суды, терпеть и нести неоправданные расходы за счёт собственников жилья;

8) ни одно из направлений не имеет экономического обоснования для продолжения

работы. Не разрабатывается метод передачи управляющими компаниями функций, дел и финансов компании-приемнику. Отсутствие методик подготовки к принятию закона, постановления, распоряжения, положения, инструкции административными органами исполнительной власти имеет агрессивный характер.

Областной закон, содержащий лишь запрет и наказание, как сказал бы Дейл Карнеги, оформлен с нарушением этики, поскольку содержит "кнут, кнут,... кнут", но не содержит "пряника". Так оформленные законы, как правило, не исполняются, поскольку не базируются на логике выводного знания. Например, из посылок: 1) "я посадил дерево" и 2) "дерево дало урожай" многие заключают "это мой урожай", при этом не задумываются над тем, было ли посаженное им дерево фруктовым, или о том, где оно было посажено (в парке, в лесополосе, около школы, кафе и т. д.);

9) муниципальному сообществу изначально предложена функционирующая при социализме единообразная схема управления в ЖКХ, игнорирующая особенности регионов, рынок или не рынок - всё равно. Как только началась муниципальная реформа, стало целесообразным законодательное закрепление нескольких базовых моделей типа управляющих компаний, товариществ собственников жилья и др. Каждый регион может выбрать любую из известных моделей управления в ЖКХ, а также может разработать свою собственную модель. В результате выбора, образовались локально-цивилизационные формы управления в ЖКХ, бесконтрольно властвующие и обирающие собственников жилья в многоквартирных домах, нарушая нормы и принципы поведения человека в обществе, не соблюдая организационную культуру, разоряя жилищный фонд. Неудачи муниципальной реформы в ЖКХ связаны с неготовностью людей "содержать" собственное жильё, отсутствием соответствующей организационной культуры, слабостью или отсутствием лидерских начал. На радостях получения жилья в собственное распоряжение, россияне не думали о том, что их ожидает в будущем в смысле его жилищного обслуживания. Радовались полученному праву на то, что собственную квартиру позволено продать-купить. Они не боялись того, что право собственности на это же самое жильё распространяется на всех членов семьи. Дети выросли, создали семьи, родили детей - это и их собственность. Возникла новая форма семейного антагонизма с неразработанной методикой решения конфликтных ситуаций;

10) концепция исследований заключается в том, что непрерывные вариации в управлении ЖКХ, начиная с 1994 года, привели к потере статистических материалов, следовательно, теоретико-методологический аппарат управления жилищно-коммунальным хозяйством в настоящее время уже не может строиться на процессе обработки эмпирических знаний потому, что они либо потеряны, либо ложные. Этим воспользовались чиновники, ежегодно скупая по десять и более квартир большой площади по дешевке у собственников, не могущих оплачивать потребляемые коммунальные ресурсы.

Можно с большой вероятностью предположить, что именно для этого формулы расчёта оплат и тарифы в качестве множителей содержат не количество проживающих в квартире, а площадь квартиры. Если квартирные счётчики не показывают потребление воды, электроэнергии, газа, то общедомовые расходы за множественное число квартир, задекларированных чиновниками, оплачивают собственники жилья того же дома вместе с жильцами по муниципальному найму. Наглядным примером может служить оплата за пользование лифтом, не зависящая от порядкового номера этажа. Семь жильцов квартиры площадью в 100 м2 на 9-м этаже за пользование лифтом в течение месяца заплатят столько же, как семья двух пенсионеров, проживающих квартире такой же площади на первом этаже. Потребление газа в течение месяца, при отсутствии счётчика, оплачивается как произведение тарифа 4,99 руб./ м2 (затраты на приготовление пищи и нагрев воды) на общую площадь квартиры;

11) до первого релевантного аудита в управлении ЖКХ прошло около 20 лет. Транспортная сеть трубопроводов латалась, и то только в местах порывов. Факторы риска в ЖКХ не страховались, инфляция возрастала, а посредники продолжают искать способы наиболее эффективного выжимания денег не столько с собственников жилья, сколько с самой системы. Администрация ежегодно выделяет с бюджета города по 230 и более миллионов рублей управляющим компаниям, якобы, для погашения долга перед поставщиками воды, электроэнергии, тепла (то есть горячей воды);

12) вынужденное недопотребление жилищно-коммунальных ресурсов из-за искусственно созданных ограничений по цене в условиях их перепроизводства, приведёт к новой форме кризиса, но уже в сфере денежного и кредитного обращения. Годы усиленного создания капитала, исключенного управляющи-

о

ГЧ

■ Ом

V

Ьт»рн«г2а / ,

т- Ч-tV'

I

15

Ip—. X

r

0

«=;

n

C

C

О

fcQ

16

ми компаниями из оборота, вывоз капитала и вложение его в банки за рубежом пока не привели к торможению производства электроэнергии, газа, воды, но это может случиться в ближайшем будущем. Ограничиваясь лишь трубопроводной формой транспортировки воды, газа, линиями электропередач, ЖКХ вкладывает финансовые средства в самофинансирование, офисы содержатся на средства собственников жилья в многоквартирных домах. В этом смысле проявляется экономическая рациональность управляющих компаний, построенная на хитрости, и одновременно цене безразличия собственников квартир. Как раз управляющими компаниями использован способ принятия управленческих решений, который основан на стремлении получить наибольшие экономические результаты с минимально возможными расходами, издержками, затратами. Однако эти наибольшие результаты работают исключительно на управляющие компании, а не на внедрение рационального экономически выгодного механизма в ЖКХ, приумножая общественное богатство, расширяя сферу массового потребления коммунальных ресурсов, имеющихся в России в достаточном количестве;

13) в настоящее время из известных четырёх типичных фаз экономического развития жилищно-коммунальной системы (приватизация, период высоких квартирных продаж, спад) наступил кризис. Но это не кризис насыщения жилищного фонда. Как раз насыщение находится на подъёме. Кризис касается: устаревшего трубопроводного транспорта и отсутствия конкретного хозяина, желающего воспользоваться не регенерацией трубопроводов, а заменой многократно отработанных амортизационный срок труб четырёх назначений по старым технологиям: для транспортировки холодной воды, горячей воды, отвода канализационных жидкостей, подачи горячей воды для отопления помещений, для передачи электроэнергии (не обязательно по ЛЭП). Поскольку замена трубопроводов неизбежна, то затраты на латание просто не целесообразны. Проблема в том, что управляющие компании за годы своего обслуживания жилищно-коммунального хозяйства не сложили капитал для восстановления трубопроводной сети, он равен нулю. Такого же размера скоплен капитал на ремонт многоквартирных домов;

14) для построения трубопроводной сети нужны новые технологии. Целесообразно формировать связки (пуки), пучки вложенных друг в друга труб с мониторингом или диагности-

кой их рабочего состояния в любой момент времени. В этой новой технологии трубопроводного транспорта в ЖКХ предусмотреть автоматическое устранение трещин на каждой вложенной трубе. Такая технология ремонта не является для россиян новацией, поскольку в Дубне работает более 50 лет пока не в ЖКХ, а в обслуживании реактора.

Причинами проявления кризиса в ЖКХ можно считать также:

- скрытость деятельности посредников;

- нескоординированность действий Администрации города, УК, ТСЖ, ЖСК, собственников жилья со строителями домов, дорог, парковок, парков, скверов, детских площадок, катков, спортивных площадок, бассейнов и др.;

- отставание уровня профессионального образования государственных служащих от знаний современных электронных технологий управления;

- несоответствие тестов профессиональной оценки чиновников и отсутствие законодательно-правовых актов для выпульсирова-ния (жёсткого увольнения) не прошедших тестирование;

- отсутствие целенаправленных действий по привлечению и профессиональной практике молодых кандидатов и докторов наук в региональных Министерствах, Администрациях и Департаментах, в Законодательных собраниях.

Выводы и рекомендации:

1. В России требуется разработка инновационной структуры управления жилищно-коммунальным хозяйством на основе контроллинга, как заглавного реквизита законодательно-правовых актов. В предлагаемой новой архитектуре управления жилищно-коммунальным хозяйством повышается значение теории и методологии как научной силы в качестве эффективных инструментов интеграции ресурсных и финансовых потоков, открываются реальные перспективы системного анализа затрат, потерь, выгод, а главное - указываются адресаты производителей затрат и потерь, как и получателей выгод. Жилищно-коммунальному хозяйству не требуется создавать рынок услуг, поскольку он создаётся строительными и ресурсоснабжающими организациями. В этом отношении ЖКХ не имеет ограничений для роста и развития.

2. Поскольку современная структура управления ЖКХ претерпела инжиниринг, вследствие чего превратилась в бизнес-структуру, то в современных условиях возврат к прежней структуре практически не представляется ре-

первых этапах анализа могут выявить дуализм муниципального управления, категориальную ось локальных и глобальных управленческих решений, вокруг которых группируется концептуальная полемика и организуется затем нормативно-правовое и ценностное поле решений жилищно - коммунальных проблем. Чаще всего в качестве такой оси в ЖКХ выступают тарифы на ресурсы, услуги и транспортные средства типа трубопроводов и ЛЭП.

Основу логвызтики как науки составит контроллингуправленческих решений, связанных с горизонтальным распределением властных полномочий между различными ветвями государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной. Основные проблемы неэффективности в этом ракурсе связаны с недостаточным уровнем организации каждой из ветвей и их взаимодействием между собой. Контроллинг необходим для увязки управленческих решений в один жгут, который проводит "суть, смысл, энергию" от производителя к получателю без разрыва.

7. Инновационные технологии в ЖКХ и их использование в реальной управленческой деятельности ещё слабо изучены и слабо применимы в реальной жизни. В релевантных периодических изданиях акцентируются и решаются проблемы не собственников жилья и пользователей помещений в многоквартирных жилых домах, а преимущественно надстройки в виде управляющих компаний, ТСЖ и ЖСК. В то же время, очевидно, посредников необходимо устранить из ЖКХ за массовое поглощение финансовых средств, собранных в качестве погашения кредитов за потребленные жилищные и коммунальные ресурсы населением, якобы, для обновления трубопроводной транспортной сети ЖКХ. Система управления, выстроенная в ЖКХ на начальной стадии преобразования социализма в нестандартный капитализм, сформировалась недобросовестными законно не послушными бизнесменами, принимающими управленческие решения по своему пониманию сути дела, по интуиции, с личной выгодой.

о

гч

■ ом

V

Ьт»рн«г2а / ,

т- Ч-tV'

I

17

альным. Следовательно, в бизнес системе ЖКХ, структура должна соответствовать самофинансированию, то есть сама должна зарабатывать деньги, и на восстановление транспортных средств доставки жилищно-коммунальных ресурсов собственникам жилья в многоквартирные дома, и на ремонт недвижимого имущества, и на обновление оборудования, котельных, придомовых территорий, и на ремонт каркасов жилых домов, а не просто фасадов.

3. Отсутствие методики создания отдельно взятой управляющей компании в ЖКХ, а также методики их взаимодействия как системы управления социальными задачами населения территорий привело к тому, что при утверждении кандидата на создание УК, отсутствова-лителюди, которые знали кандидата в его деле. В связи с этим следует провести аттестацию всех работников УК релевантно выполняемым ими функций. Для реализации процедуры нужны ассесмент-центры.

4. ЖКХ хоть и считается не главной отраслью народного хозяйства и для неё не готовят специалистов по программам, как, например, ядерщиков, но это самая крупная ошибка общества. Бездомный, бедный, голодный, не могущий создать семью - не способен развивать науку, делать открытия, иметь желание обогащать и добровольно защищать своё Отечество.

5. Информационно-аналитическая база управленческой структуры, касающаяся развития местного самоуправления в ЖКХ, крайне недостоверна, поэтому целесообразно приступить к разработке общегосударственной Концепции развития местного самоуправления в жилищно-коммунальном хозяйстве. Решение научным путём способно дать адекватную модель, из которой может исходить и законодательно-правовая база, и другие управленческие решения стратегического характера.

6. По подобию выделения в отдельную науку "Логистика" - функции управления материальными, финансовыми, информационными и трудовыми потоками, для контроллинга управленческих потоков необходимо начать развитие новой науки "Функциональная логика выводного знания" - Логвызтика [2]. До 1917 года изучение "Логики выводного знания" в царской России начинали в школе, с 1998 года - в некоторых вузах, и то только в качестве курса по выбору со сдачей зачёта.

Правила вывода новых знаний, разработанные учёными от древности до наших дней, на

Примечания:

1. Широков А.Н., Юркова С.Н. Местное самоуправление в современной России: концептуальные основы, законодательное регулирование и практическая реализация. - М., 2009. -

С. 339.

2. Скрипник К.Д., Шевченко М.В., Маколова Л.В. Логика для менеджеров и не только. Ч. I. Основы теоретической логики: учебное пособие. - Ростов-на-Дону.: РИО Ростовский филиал РТА, 1998.- 242 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.