Научная статья на тему 'Особенности логистики в ЖКХ, связанные с непрерывностью движения и неисчерпаемостью материального и людского потоков'

Особенности логистики в ЖКХ, связанные с непрерывностью движения и неисчерпаемостью материального и людского потоков Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1262
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЖКХ / ЛОГИСТИКА / ТРАНСПОРТИРОВКА КОММУНАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ / СЕТЕВАЯ МОДЕЛЬ ТРУБОПРОВОДОВ / СОБСТВЕННИКИ ПОМЕЩЕНИЙ / МАТЕРИАЛЬНЫЙ И ЛЮДСКОЙ ПОТОКИ / HOUSING AND COMMUNAL SERVICES / LOGISTICS / TRANSPORTATION OF MUNICIPAL RESOURCES / NETWORK MODEL OF PIPELINES / OWNERS OF ROOMS / MATERIAL AND HUMAN STREAMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фролов Дмитрий Викторович, Шевченко Милана Викторовна

Показана необходимость логистического управления непрерывным неограниченным материальным и людским потоками в жилищно-коммунальном хозяйстве, используя сетевые модели их транспортировки и алгоритм разузлования спецификаций водопроводов подземной сети.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of logistics in the housing and communal services connected with the continuity movements and inexhaustibility material and human streams

Need of logistic management continuous unlimited material and human by streams in housing and communal services is shown, using network models of their transportation and algorithm of an explosion of specifications of water supply systems of an underground network.

Текст научной работы на тему «Особенности логистики в ЖКХ, связанные с непрерывностью движения и неисчерпаемостью материального и людского потоков»

FEATURES OFLOGISTICSINTHE HOUSINGAND COMMUNALSERVICES CONNECTED WITHTHE CONTINUITYMOVEMENTS AND INEXHAUSTIBILITYMATERIAL AND HUMANSTREAMS

Frolov Dmitry Viktorovich, PhD of Economics, Chief Specialist, Department of Consumer Market and Services, Sochi Administration, Sochi E-mail: [email protected]

Shevchenko Milana Viktorovna, PhD of Economics, Associate Professor, Chair of Logistics and Management of Transport Systems, Rostov State University of Com-munications (GUPS), Rostov-on-Don E-mail: [email protected]

Need of logistic management continuous unlimited material and human by streams in housing and communal services is shown, using networkmodels of their transporta-tion and algorithm of an explosion of specifications of water supply systems of an underground network.

О

ГЧ

r

2

X

Keywords:housingandcommunalservices;logistics;transportationofmunicipalresources;networkmodelofpipelines;owners

ofrooms,materialandhumanstreams.

ГЧ

ОСОБЕННОСТИ ЛОГИСТИКИ ВЖКХ, СВЯЗАННЫЕ УДК 658.7

С НЕПРЕРЫВНОСТЬЮ ДВИЖЕНИЯ И НЕИСЧЕРПАЕМОСТЬЮ МА ТЕРИАЛЬНОГО ИЛЮДСКОГО ПОТОКОВ

О"

\

Показана необходимостьлогистического управления непрерывным неограниченным материальным и людским потоками в жилищно-коммунальном хозяйстве, используя сетевые модели их транспортировки и алгоритм разузлования спецификаций водопроводов подземной сети.

Ключевые слова:ЖКХ;логистика;транспортировкакоммунальныхресурсов; сетевая модель трубопроводов; собственникипомещений, материальный илюдс-кой потоки.

В статье рассматривается часть жилищно-коммунального хозяйства, в которой требуется обслуживание не столько жилищного фонда, сколько проживающего в нём населения, обеспечивая: электроэнергией, теплом, горячей и холодной водой, водоотведением, лифтами, а также занимающихся утилизацией отходов, содержанием в чистоте прилежащих территорий. Всё это в условиях интегрированной системы регулирования и контроля материального, информационного и финансового потоков с целью бесперебойного обеспечения населения коммунальными ресурсами. Данная категория работ, трансформируясь в частные задачи, четче конкретизирует видовую и функциональную направленность, формирует логистический процесс. В ЖКХ функциональной составляющей является комплекс услуг, связанных с бытом россиян и системой хозяйственных отношений между ресурсоснабжающими организациями и собственниками помещений в многоквартирных жилых домах.

В России имеется многолетний опыт обслуживания жильцов многоквартирных домов. В период НЭПа существовали жилищные кооперативы (ЖК), жилищно-арендные кооперативные товарищества (ЖАКТ), молодёжные жилищные кооперативы (МЖК) и ЖКХ.

В то же время в разных странах мира распространены различающиеся между собой формы управления ЖКХ: в США и Канаде жилищные кооперативы, во Франции - синдикаты, в Финляндии - квартирные акционерные общества (КАО), объединения совладельцев многоквартирных домов (ОСМД) - на Украине. Управление в сфере ЖКХ рассматривается как отдельный вид предпринимательской деятельности, за которую управляющие организации вместо торговой выручки стабильно получают коммерческое вознаграждение установленных размеров от собственников помещений в многоквартирных домах, ориентированное 15,42 руб. за 1 м2 общей пло-

© ФроловД.В.,2014 © ШевченкоМ.В.,2014

I

79

ФРОЛОВ Дмитрий Викторович, кандидат экономическихнаук, главный специалист, Управление потребительского рынка иуслуг, Администрации города Сочи, Сочи [email protected]

ШЕВЧЕНКО Милана Викторовна, кандидат экономическихнаук, доцент, кафедраЛогистики и управления транспортными системами, Ростовский государст в енный университет путей сообщения (РГУПС), Ростов-на-Дону [email protected]

огиетика

80

щади квартиры. Очень важно знать, что ответственность за содержание зданий несут не управляющие компании, а формы организации собственников жилья: ассоциации, товарищества или просто ответственные по дому. Управляющие компании только разрабатывают и обосновывают рекомендации для принятия управленческих решений, а решения, соответствующие этим рекомендациям, принимают сами собственники помещений. Требования к УК формирует рынок жилищно-коммунальных услуг. Если УК не выполняет услуги, то их объявляют неконкурентоспособными. Организация оплаты за управление ЖКХ во Франции, США, Канаде, Нидерландах, Польше, Словакии, Чехии, Мексике, Сингапуре, Малайзии практически не отличается от принятой в РФ.

В настоящее время в России ещё только готовится закон о лицензировании управленческих структур в ЖКХ. Закон направлен на укрупнение бизнеса управляющих компаний. Но уже: 1) создаются холдинги, которые объединяют УК с одновременным увеличением числа юридических лиц; 2) увеличивают площади в управлении каждой УК; 3) создаются УК, аффилированные с застройщиками. Эта тенденция подкрепляется на законодательном уровне, поскольку имеется опасение, что небольшие УК могут не пройти процедуру лицензирования.

Если застройщиками являются иностранные компании, то при сдаче домов в эксплуатацию они сначала создают УК из "новичков", привлекая их к участию при сдаче дома приёмной комиссии (считая, что их легче научить управлению, чем переучить уже привыкших УК). Позже выкупают ими же созданные УК и сами управляют методами, принятыми в стране застройщика (так поступают финны). Таким путём вместе с методами управления многоквартирными домами вЖКХ проникают и адаптируются иностранцы. Ими исследовано, что прибыль управляющих компаний начинается только после подчинения себе 1000 квартир. По этой причине происходит укрупнение УК, в результате чего, в Ростове-на-Дону, например, укоренились:

1) "Филипп" и Объединение "Коммунальщик Дона" совместно обслуживают 575 многоквартирных домов;

2) ГУК Железнодорожного района - 530 домов;

3) Объединение "ЖЭУ-5" - 213 домов;

4) ГУК Советского района - 167 домов;

5) ГК "Управляющие организации ЖКХ" -124 дома;

6) ООО УК ЖКХ "Пульс" - 106 домов;

7) УК ООО "ПКФ ЮГ-ТТ" - 87 домов.

Отечественная проблема управления ЖКХ заключается в том, что собственники помещений в многоквартирных домах России пока не научились самостоятельно управлять своим имуществом, для россиян это новация такая же, как и оформлять страховку от управляющих компаний "плохо обслуживающих" конкретные дома. По новому закону, если домом управляет УК, то деньги на капитальный ремонт сдаются в региональный фонд (в общий котёл). Собственники квартир не хотят распоряжаться своими деньгами. УК может создать отдельный счёт на каждый дом, но пользователем счёта всё равно будет региональный оператор. Способ управления определяют собственники жилья, но ни в УК, ни у собственников жилья в штате нет юристов. Без юристов не могут самостоятельно формировать никакие документы, в том числе необходимые для представления дел в суды, бороться с неплательщиками. Пока дома новые, многие собственники не появляются по нескольку месяцев и не оплачивают общедомовые услуги. Юрист мог бы вести претензионную работу, разъяснять жильцам их права и обязанности. Если в новый дом вселился хотя бы один собственник, то за всех неплательщиков он вынужден оплачивать общедомовые расходы коммунальных ресурсов. Даже если они и оплатят позже, всё равно первому ничего не возвратят. Включение должности юриста в УК может привести к тому, что собственники жилья будут оплачивать за управленческую услугу уже не 15,42 руб. с каждого квадратного метра общей площади квартиры, а больше.

Управление в ЖКХ не использует никакие стандарты. Схема подземных трубопроводов не визуализированная, хотя по ней можно принимать достоверные решения. Однажды построенная и многократно достраиваемая система водоводов и отводов не поддаётся оптимизации. Для принятия оптимальных решений по разработке тарифов и цен по коммунальным ресурсам требуется составление сетевой модели подземной части жилищнокоммунального хозяйства, на основе документа "Спецификация", содержащего наименования узлов (коллекторов) трубопроводов и перекрёстков (пересечений) с указанием расстояний между домами. В сетевой модели визуализируется начало трубопровода (пути движения потока) и все конечные пункты. Это позволит оценить: максимальную длину маршрута по региону, городу и отдельным районам мегаполиса; найти оптимальные маршру-

ты транспортировки коммунальных ресурсов; отключить не используемые трубы и холостые прогоны, выявить неиспользуемые коллекторы; рекомендовать строительство более эффективных перемычек. Необходимо:

1) точно знать, какое количество кубических метров воды одновременно вмещает сеть трубопроводов города (села, станицы);

2) построить резервуар для создания запасов питьевой воды на случай непредвиденных обстоятельств, ёмкость которого в четыре раза превышала бы объём ёмкостной системы сети трубопроводов города;

3) разработать мероприятия по обслуживанию резервуара питьевой воды города с целью сохранения всегда свежей воды. Для сетевой модели невидимого подземного трубопроводного транспорта разработан и используется в сети Интернет алгоритм "Разуз-лования" массива спецификаций [2].

Если бы существовали стандарты на обслуживание жилищного фонда и стандарты на управленческие процедуры, по которым можно оформить страховку, то это дало бы возможность собственникам помещений возвратить дому некоторые убытки, привнесённые неопытными управляющими компаниями. Для этого в каждом регионе должны появиться и жилищный суд (утверждающий достоверность тарифов, признающий аутсорсингУК), и жилищная страховая компания. По каналам обратной связи, таким путём, началось бы обучение и повышение квалификации работников управляющих компаний в ЖКХ. На основе этих же данных Минобразование позволило бы включить в программы вузов дополнительную специальную подготовку (по выбору) студентов для управления бытом населения (типа бытового управленческого ликбеза). На значимость сервиса в ЖКХ указывает Б.А. Аникин [1 с.103], отмечая, что важность сервиса в процессе управления непрерывно возрастает. Это связано в первую очередь с ориентацией деятельности коммерческих управляющих компаний на конечного потребителя. При этом в логистику вносится новация, ранее ей не присущая. Сервис в ЖКХ с позиции логистики, выступает как непрерывное обеспечение потребителей материальными ресурсами (не похожее на продажу услуг). В ЖКХ потребители обеспечиваются коммунальными ресурсами:

1) непрерывным потоком непосредственно в жилые помещения, а не по запросам или партиями;

2) без предоплаты, в беспроцентный кредит с неограниченным сроком оплаты уже по-

требленных ресурсов (материальный возврат невозможен, только денежная оплата);

3) без возможности займа или уступки, накопления электроэнергии или тепла впрок.

При этом рынок диктует количественноценовые условия, а потребитель требует соблюдение цикла предоставления коммунальных услуг, включая техническое обслуживание домов и утилизацию бытовых отходов. С этих позиций сервисное обслуживание собственников помещений в многоквартирных домах является ключевым фактором, формирующим направленность логистической активности.

Перед логистикой в ЖКХ стоит трилемма: обслуживать, чтобы продавать, либо продавать, чтобы обслуживать, либо ничего не покупая и не продавая, исполнять действия, принося пользу собственникам помещений. В третьем случае предметом логистического сервиса является определённый комплекс (набор) соот-^Э/^ ветствующих услуг в пользу потребителя. С по- '

зиций логистики потребителем является всякое лицо, кому производится поставка коммунальных ресурсов. Производственный сервис в ЖКХ не востребован. Сервис послепродажного обслуживания коммунальных ресурсов,таких, как газ, тепло, электроэнергия отсутствует по той причине, что они используются полностью и без отходов. Лишь потребление воды создаёт жидкие отходы и сопровождается водоотводом с очисткой и сбросами. Этот поток затратный, управляемый и контролируемый. Цена канализационного отвода обходится потребителям почти по стоимости очищенной питьевой воды. Такой подход оплаты требует динамического ценообразования, при котором тарифные планы формируются с учётом удаления многоквартирных домов от очистных сооружений. В этом особенность логистики в ЖКХ. Это породит разные тарифные планы для оплаты водоотводения для различных многоквартирных домов (не превышая стоимость доставки чистой питьевой воды по трубопроводам), но зато справедливые: чем ближе, тем дешевле. Динамическим должно быть ценообразование на доставку в жилые дома чистой воды (холодной и горячей), тепла, газа по трубопроводам. Известна также зависимость потерь электроэнергии от длины ЛЭП. Так, что и в этом вопросе имеют смысл динамические цены. Очевидно, алгоритмы расчётов тарифов претерпят основательные изменения.

Информационный сервис - определяется объёмом и разнообразием информации, предоставляемой собственникам жилья обо всех потребленных коммунальных ресурсах в коли-

I

81

О

гч

г

2

гч

■ ом

V

огиетика

82

чественном и стоимостном выражениях в форме квитанций на оплату.

Финансово-кредитный сервис заключается в проведении расчётов и предоставлении собственникам жилья большого разнообразия вариантов оплаты по факту, а также льгот и скидок, с возможностью банковских, коммерческих и иных форм кредита. Все эти процедуры должны выполняться в четырёх измерениях достижения цели: экономические, количественные, качественные и непрерывного развития.

Экономические цели направлены на максимизацию прибыли. Количественные цели выступают в виде роста объёма потребления коммунальных ресурсов, иногда сезонного роста, требуя воздействия на поток. Под качественными целями понимают и качество обслуживания, для чего необходима надёжная и достоверная обратная связь ресурсоснабжающих организаций с собственниками помещений, а затем достаточно точная интерпретация требований потребителей коммунальных ресурсов, требуется количественное описание этих требований и превращение их в цели ЖКХ хотя бы для того, чтобы повысить конкурентоспособность.

Рассматривая процесс обеспечения собственников жилья коммунальными ресурсами в четырёх измерениях, замечаем, что они связаны:

1) с функционированием финансовой подсистемы на логическом и практическом уровнях в условиях дефицита финансовых средств на банковских счетах собственников помещений;

2) с неисчерпаемостью коммунальных ресурсов, непрерывно поступающих по линиям электропередач и различным трубопроводным сетям. Спрос на разные коммунальные ресурсы - стационарный, независимый, конкретный, адресно-неограниченный - всегда в изобилии. Оплата прямо пропорциональна объёму потребления ресурсов. Владельцем транспортных средств по доставке коммунальных ресурсов в помещения собственников должен быть муниципалитет, без ведома которого никто не смеет отключить ни воду, ни газ, ни отопление, ни электричество. При этом электростанции могут находиться в частных руках. Водоканал хоть и коммерческая структура, но городская. В связи с этим можно было бы муниципалитету региона взять кредит на 20-25 лет для того, чтобы построить новую транспортную систему трубопроводов, постепенно выплачивая кредит со своего дохода. При этом не закапывать трубопроводы в грунт,

а строить сеть современных подземных сухих каналов-коридоров. Проект строительства каналов коридоров для трубопроводов согласовать с МЧС с целью совмещения с так называемыми бомбоубежищами для гражданского населения, с защитой от затопления.

ЖКХ и МЧС имеют и другие точки пересечения управленческих решений. Следует обеспечить "дорогами для пешеходов (дорожками, тротуарами)" школьников и в городской и в сельской местностях. Взрослые и дети перемещаются между сёлами в особенности вдоль шоссейных дорог по непомеченным обочинам и без зебр через дорогу. Пешеходов следует обеспечить тротуарами, трассными лифтами или переходными мостами через перегруженные транспортом шоссе. Это касается также мест большого скопления населения и проезжающего транспорта одновременно. Кроме того, сформировались:

1) общественное движение "Союз пешеходов", объединяющее граждан (пешеходов, пассажиров, водителей);

2) общественная организация "Л - пешеход", напоминающая своим поведением о необходимости развития транспортной системы с учётом интересов самой многочисленной и незащищённой группы участников транспортного движения;

3) предпринимательские организации, занимающиеся разработкой световозвращающих элементов для перемещения людей с различными возможностями в тёмное время суток, противогололёдных материалов, реагентов и т. п. Принимается во внимание то, что скорость движения пешехода составляет 3-4 км в час, а велосипедиста - 12 км в час. Второй может обгонять первого на обочине или тротуаре, следовательно, пешеходная полоса по ширине должна обеспечивать эту потребность;

4) правила и инструкции для строителей и ремонтников дорог, законодательно-правовые акты, обязывающие выделять землю для пешеходов и обустраивать пешеходные территории;

5) регулируемые перекрёстки и светофоры с кнопками. Пешеходы, переносящие громоздкие предметы, а также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, могут двигаться навстречу движения транспортных средств по краю проезжей части, если их движение по тротуарам или обочинам создаёт помехи для других пешеходов. Иные правила для движения организованных колон пешеходов. Они также перемещаются по проезжей

части, но только по направлению движения транспортных средств по правой стороне не более, чем по 4 человека в один ряд;

6) штрафы для пешеходов за отсутствие у них опознавательных светоэлементов в ночное время. Светоотражатели или фликеры могут быть выполнены в формах наклейки на одежду, обувь, повязки, брелка, браслета.

Выводы и рекомендации:

1. Управление в ЖКХ должно осуществляться логистическими методами сучётом того, что снабжение и распределение товарных ресурсов осуществляется автоматически непрерывным (не дискретным) потоком, с автоматической регулировкой транспортировки под высоким давлением в трубопроводах. Сбыт, складирование, распределение и послепродажное обслуживание материального потока исключаются. Актуализируется финансовый поток, требующий строгого учёта, налогообложения, накопления капитала, в том числе и венчурного, и распределения.

2. Предусмотреть юридическую защиту проникновения в ЖКХ управляющих компа-

ний, руководимых с участием иностранных специалистов из среды застройщиков многоквартирных домов. Такая методика приведёт к тому, что управляемые ими дома могут быть куплены и в последствии заселены дисциплинированными иностранцами вместо россиян систематических задолжников, как это делается в Финляндии.

3. ИЗ четырёх измерений достижения цели в ЖКХ, а именно экономических, количественных, качественных и непрерывного развития, направить венчурный капитал, сформированный управляющими компаниями за время их существования, на непрерывное развитие. Иначе рекомендовать муниципалитету взять на себя кредит для создания новой архитектуры транспортной трубопроводной сети коммунального обслуживания населения.

Литература:

1. Логистика: учебник/ под ред. Б.А. Аникина. - 2-е изд., пере-

раб. и доп. - М.: ИНФРА - М., 2000. - 352 с.

2. Мокрянин М.Н., Шевченко М.В., Фролов Д.В. Логистика.

Алгоритмы управления. - Ростов-на-Дону: РГАСХМ,: 2004. -

280 с.

О

гч

г

2

гч

Он

\

I

83

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.