72
Эффективность противодействия коррупции в определенной степени зависит от точного определения сфер, где наиболее высоки коррупционные риски (земельные и имущественные отношения, предпринимательская деятельность и т. д.).
Также во многих субъектах РФ и муниципальных образованиях (в особенности в сельских поселениях) присутствуют такие проблемы муниципальной службы, как отсутствие ротации кадров, отсутствие обновления персонала, несоответствие образования муниципальных служащих их профессиональной деятельности. Но для искоренения перечисленных проблем не требуется разработки специальных программ или методов, достаточно того, чтобы каждый служащий соответствовал всем требованиям, предъявляемым к муниципальным служащим.
Особенностью муниципальной службы на современном этапе является то, что ее реформирование совершается в условиях объективно обоснованной нехватки кадров соответствующего профессионального уровня.
Исходя из вышеизложенного, можно предложить следующие меры по решению перечисленных проблем:
- постоянный мониторинг кадрового состава муниципальных служащих, а также выполняемых ими функций;
- повышение профессиональной заинтересованности муниципальных служащих в прохождении муниципальной службы;
- привлечение молодых специалистов на муниципальную службу;
- материальное стимулирование муниципальных служащих.
Таким образом, несмотря на столь долгий опыт развития местного самоуправления, организация муниципальной службы до сих пор остается достаточно новым явлением в отечественной истории государственного строительства. Соответственно решение выделенных проблем потребует немало материальных и человеческих ресурсов, также необходимо осознание органами местного самоуправления и самими муниципальными служащими сильных и слабых сторон в развитии института муниципальной службы и собственной важности в развитии и процветании всей страны.
Примечание:
1. Мамонтова В.Ф. Формирование профессионального потенциала муниципальных служащих в современной России: дис.... канд. соц. наук. - Тюмень, 2005. - 167 с.
2. Мануйлова О.В. Развитие системы отбора при найме персонала в органах местного самоуправления: дис.... канд. экон. наук.- М.,2008. -219 с.
3. Адамская Л.В. Тенденции развития и управления кадровым потенциалом муниципального образования в современной России: дис.... канд. соц. наук. - М., 2008. - 164 с.
4. Указ Президента РФ от 25.08.2008 №1252 "О комиссии при Президенте РФ по формированию и подготовке резерва управленческих кадров". Режим доступа: http://graph.document. kremlin.ru/page.aspx
5. Киреева Е.Ю. Кадровый резерв муниципальной службы // Журнал Российского права. - 2009. - №2. - С. 41-45.
6. Заборовская С.Г. Развитие кадрового потенциала муниципальной службы в современных условиях: региональный аспект: дис.... канд. соц. наук. - Уфа, 2009. - 177 с.
7. Федеральный закон от 02 марта 2007 года №25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации". Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_159779/
8. Федеральный закон от 25 декабря 2008 года №273-Ф3 "0 противодействии коррупции". Режим доступа: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156929/
LEGAL SUPPORT OF REENGINEERING IN HOUSING AND COMMUNAL SERVICES
Frolov Dmitry Viktorovich, PhD of Economics, Specialist in Chief, Management Department the Food Markets and Services, Administration of Sochi city, Sochi E-mail: [email protected]
Shevchenko Milana Viktorovna, PhD of Economics, Associate Professor, Chair of Logistics and Management of Transport Systems, Rostov State University of Means of Communication, Rostov-on-Don E-mail: [email protected]
Reengineering in housing and communal services (conversion of ordinary processes in business processes) continues for more than 20 years. The process is actively supported by legislative-legal acts, at the interface of which you can see the cracks of a Scam. Necessary the law on the formation of a profitable part, venture (risk) capital housing andcommunal services at the expense of deductions from business, and also it is necessary to create the market shares for communal services. Keywords: housing and communal services; reengineering; and legal acts and possible scams.
УДК 330.3 ПРАВОВАЯ ПОДДЕРЖКА РЕИНЖИНИРИНГА В ЖКХ
© Фролов Д.В., 2014 Реинжиниринг в ЖКХ (преобразование обычныхпроцессов в бизнес-процессы) про-
© Шевченко М.В., 2014 должается в течение более20лет. Процесс активно подкрепляется законодатель-
но-правовыми актами, на стыке которых можно усмотреть щели для мошеннических схем. Необходим закон о формировании доходной части, венчурного (рискового) капитала ЖКХ за счёт отчислений от бизнеса, а также необходимо создать рынокакций на коммунальныеуслуги.
Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство;реинжиниринг;законода-тельно-правовые акть>ли возможные мошеннические схемы.
и
В статье рассматриваются официальные действия государства в ЖКХ, сопровождаемые законодательно-правовыми актами, в которых официально изложены принципы гарантии безопасности жизнедеятельности россиян. Это акцентируется потому, что в настоящее время в ЖКХ осуществляется преобразование обычных процессов управления жилищной собственностью населения в бизнес-процессы управления (реинжиниринг). Сам реинжиниринг -превращение с положительным исходом в ЖКХ, но он не становится таковым потому, что зарабатываемые управляющими компаниями деньги не стали доходной частью самого ЖКХ, как того требует реинжиниринг. Теоретически реинжиниринг получил правовую поддержку на установление статей дохода ЖКХ, а фактически привёл к доходу в бизнесе управляющих компаний и не только. Выбор подхода к реорганизации деятельности жилищно-коммунального хозяйства, точность и эффективность экономических операций в планировании, распределении и потреблении коммунальных ресурсов, связан с множеством ниже представленных проблем, прежде всего, управленческого характера.
Обычные методы повышения производительности - рационализация и автоматизация процессов, не привели к серьезным улучшениям, которые требуются управляющим компаниям. Серьезные инвестиции в информационные технологии не принесли ожидаемых результатов, во многом из-за того, что компании используют технологию только для того, чтобы механизировать старые способы ведения дел. Они оставляют в неприкосновенности существующие процессы и используют компьютеры для ускорения выполнения арифметических операций.
Манифестация (проявление) последовательных действий государственных органов, направленных на повышение качества обслуживания жилищно-коммунального хозяйства в России осуществлялась давно, проявляясь в законодательно-правовых актах.
В 1649 году в России царь Алексей Михайлович в обязанности учреждённой им полиции ввел функцию выполнения услуг жилищно-коммунального хозяйства, а именно: управление и регулирование жизни людей в городах и населенных пунктах. В труде русского государственного деятеля графа П.И. Шувалова "О сбережении народа" высказана мысль об ответственности общества перед населением страны. К 1913 году за благоустройство территорий, содержание жилья, водо- и энергообеспечение стали нести ответственность центральные ведомства. В первые годы Советской власти благосостояние народа восстанавливалось силами городских деятелей российских самоуправлений. В 1921 году при НКВД РСФСР было образованно Главное управление коммунального хозяйства (ГУКХ НКВД), а 20 июля 1931 года Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР был образован Народный комиссариат коммунального хозяйства РСФСР, который в 1936 году преобразовали в Министерство коммунального хозяйства СССР, просуществовавшего до 1990 года.
ФРОЛОВ Дмитрий Викторович, кандидат экономических наук, главный специалист, Управление потребительского рынка и услуг, Администрация города Сочи, Сочи [email protected]
ШЕВЧЕНКО Милана Викторовна, кандидат экономических наук, доцент, кафедра Логистики иуправления транспортными системами, Ростовский государственный университет путей сообщения, Ростов-на-Дону [email protected]
После 1990 года функции координатора развития жилищно-коммунального хозяйства России выполнял Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу (Госстрой России).
Отношение населения к власти зависит не только от текущего здоровья, но и от условий безопасности жизнедеятельности в будущем, характеризующимся накоплением капитала впрок для каждого дома и конкретно для каждой семьи. Отсутствие накопленного капитала на счетах ЖКХ привели к такому состоянию жилищного фонда, при котором средств устойчивого функционирования не оказалось ни у государства, ни у местных властей, ни на счетах или руках россиян. Амортизация водопроводной сети не фиксировалась, венчурный (рисковый) капитал не формировался. Никакие отчисления в пользу ЖКХ с вырабатываемого валового регионального продукта (ВРП) не осуществлялись. Кроме того, производительность общественного труда перестала соответствовать объёму потребляемых житейских ресурсов. Всё это:
1) привело к дереформированию системы ценообразования на топливно-энергетические ресурсы и на услуги по их доставке собственникам жилья;
2) приучило потреблять неограниченное количество коммунальных ресурсов по низким ценам;
3) создало ситуацию несоответствия коммунальной инфраструктуры критериям эффективности рыночной экономики;
4) повысило потери при транспортировке коммунальных ресурсов по устаревшей трубопроводной сети;
5) нарушило синхронизацию реформирования отдельных отраслей народного хозяйства;
6) побудило новое поведение населения страны, отражающееся в материальном положении, в том числе, из-за недостаточности рабочих мест и доходов.
Осуществился переход от плановой экономики в ЖКХ к освоению и овладению новыми рыночными рычагами экономического воздействия со слабо развитой структурой инвестирования.
Появилась новая отрасль "операции с недвижимостью", которая входит в первую десятку по формированию валового продукта. Однако никакие отчисления с дохода от продаж недвижимости в среду ЖКХ не попадают. Коммерческая деятельность в ЖКХ, занимающая
тринадцатую позицию в ВВП, также не увеличивает доход и не улучшает ни материальное, ни финансовое состояние ЖКХ. Финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение, прописку граждан следует стыковать с ЖКХ точно так же, как и стоимость услуг бытового обслуживания населения.
Введение управляющих компаний в жилищно-коммунальное хозяйство позволило облагать их налогами, но это не оказало какого-либо положительного влияния на тарифы, которые продолжают расти, или венчурный капитал ЖКХ. Введение штрафных санкций в отношении управляющих компаний, не своевременно предоставляющих в государственные органы информацию о своей коммерческой деятельности, позволило выявить такие хозяйственные субъекты в ЖКХ, которые ранее не попадали в поле зрения налоговой инспекции. Оказывается, что субсидии, это не единственная льгота населению. Имеется льгота покрытия издержек за счёт муниципалитета. В 2013 году эта льгота дважды выдавалась муниципалитетом, но только управляющим компаниям с целью погашения задолженностей перед ресурсоснабжающи-ми организациями. В то время, как объём инвестиций в экономику ежегодно увеличивается на 4,5%, объём инвестиций в развитие ЖКХ уменьшается на 15-16 % в год. Примерно 0,15 млрд руб. инвестируется по федеральной программе "Обеспечение населения питьевой водой". Осуществляются также программы "Стратегия развития региона до 2020 г.", "Социально-экономическое развитие области до 2016 г.", "Развития жилищного хозяйства до 2015 г.", создан Фонд содействия реформированию ЖКХ в области бюджета и разработано более 20 иных программ.
Правовым пробелом в ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс" можно считать то, что деньги, накопленные собственником жилья для капитального ремонта жилого дома, при продаже квартиры переходят следующему собственнику этой же квартиры. Вернуть деньги невозможно.
Отрицательное влияние на ЖКХ оказали:
1) остаточный принцип государственного финансирования;
2) отсутствие чёткого разграничения властных полномочий и ответственности различных уровней управления за сохранность объектов ЖКХ;
3) отсутствие отчислений от тарифов, рынка жилья и услуг в пользу ЖКХ;
4) участие многих видов собственности и отсутствие ответственных за восстановление и сохранность собственности;
5) возврат отчислений от приватизации жилья и иных материальных ресурсов в ЖКХ, хотя бы тех денег, которыми население оплачивало саму процедуру приватизации (25 руб. с каждого гражданина);
6) преобразование площадей жилого фонда многоквартирных домов в торговые магазины, пользование которых в бизнесе не улучшает финансовое состояние ни дома, ни ЖКХ, не увеличивает накопления для капитального ремонта дома. Более того, арендаторы проводят реконструкцию помещений под свои потребности, но оставляя, не восстанавливают нарушенные конструкции, например, входы в подвальные помещения через оконные проймы. Вновь появившийся пользователь помещения ещё более усугубляет состояние нижнего этажа жилого многоквартирного дома, в итоге конструкции домов ослабевают.
Также влияние на ЖКХ оказал Закон РФ от 24.12.92 № 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики", которым было определено, что с 1998 года отрасль ЖКХ должна перейти на полную самоокупаемость. Здесь скрыты две крупные проблемы ЖКХ: 1) не перенаправлены финансовые ресурсы на содержание управленческой структуры из государственных органов в муниципальные; 2) не зафиксированы законодательно-правовыми актами источники создания венчурного капитала, вкладываемого во вновь создаваемые услуги ЖКХ типа установки общедомовых приборов учёта потребления жилищно-коммунальных ресурсов, модернизацию. Уже в 1999 году этот срок перенесли на 2009 год. Это перед выборами в Государственную Думу позволило депутатам не считаться с принятыми мерами социальной поддержки малоимущих и многодетных семей, изменить состояние финансирования ЖКХ, снизить количество льготников на оплату коммунальных ресурсов, но не коммунальных услуг, право на получение которых имело 60% населения страны. Для ЖКХ льготники не выгодны, "живые деньги" поступают лишь от 40% населения, например, мегаполиса, то есть 151 млрд руб. в год. Если бы собственники помещений без льгот составляли хотя бы 90%, то "живые деньги" составляли бы 340 млрд руб. в год. Управленческая ошибка даже в том, что льгота предоставляется даже злостным неплательщикам за потребленные в кредит коммунальные ресурсы, поскольку перечисляются на банковские счета льготников без какой-либо связи с тем, оплатили или не оплатили потребленные в кредит ресурсы, то есть те же льготники свою задолженность. Иначе льгота становится пре-
мией за неоплату потребленных коммунальных ресурсов.
Возникла необходимость закона, и он появился 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации" за № 131-Ф3. Закон определил уровни полномочий органов местного самоуправления в обеспечении населения жилищно-коммунальными услугами, но упомянутая фикция не устранена.
Появился Указ Президента России от 20.05.2004 г. "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти", гласящий об образовании Федерального агентства, в том числе, по жилищно-коммунальному хозяйству. На этот федеральный орган исполнительной власти возложены функции проведения государственной политики, оказания государственных услуг. Правовой статус агентства определён Положением о Федеральном агентстве по строительству и ЖКХ, утверждённым Постановлением Правительства России от 16.06.2004 г. № 286.
Уже4.10.2004 г. некоторые государственные функции в области ЖКХ были возложены на Департамент, а именно, учёт всех реальных и потенциальных потребителей жилищно-коммунальных ресурсов, таких как: жилые дома, школы, детсады, общежития, гостиницы, больницы, парикмахерские, ларьки, киоски, торговые точки, театры, кинотеатры, рестораны, кафе, склады, магазины, пекарни, аквапарки, дворцы спорта, танцплощадки, ателье, поликлиники, диспансеры, приюты, дома маневренного фонда, дачные домики, дома для одиноких, престарелых, интернаты для инвалидов и ветеранов, рынки, квартиры, гаражи, бассейны, катки, бани, автомойки, автопарки, трам-парки, тролпарки, автостоянки, парковки, служебные жилые помещения, туннели, метро, ярмарки и др.
Муниципальные органы, не владея такой информацией, до 2004 года не могли планировать достоверный бюджет и, тем более, контролировать его исполнение, а также контролировать оплату потребленных в кредит всех коммунальных ресурсов. Поручение Департаменту работ по инвентаризации имущества ЖКХ доказывает, что муниципальные органы до этого времени не владели предметной областью управления ЖКХ. Возможно, именно в этом причина роста тарифов и иных бед собственников помещений, в том числе, и в многоквартирных домах. Контроль оплат израсходованных энергии, воды, тепла и газа возможен лишь при правильном учёте всех точек потребления коммунальных ресурсов.
Я
■е
8
■ Ои
¡Е
Е^
■
75
В соответствии с Постановлением от 10.09.2004 г. № 477 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства г. Москвы по вопросам осуществления государственного технического учёта и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности", продублированном по иным городам и муниципалитетам, учёт стали вести Федеральные агентства кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы, но только по тем объектам, государственная собственность на которые не разграничена.
Техническую инвентаризацию объектов градостроительной деятельности с 1.11.2004 г. проводят органы, аккредитованные Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости в порядке, установленном Министерством экономического развития и торговли. Какой бы государственной организацией ни была осуществлена инвентаризация в ЖКХ, какую бы форму ни приобрели документы, содержащие факты, всё равно требуется разработка технологии ведения и текущей корректировки информации документов, хранения, но, главное, нужно для планирования потребностей, расчёта дефицита и распределения определить пользователя такой документации, порядок доступа к ней.
Появился также закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса от 30.12.2004 г. № 210-ФЗ. Этот закон направлен на обеспечение гарантий доходности производителей жилищно-коммунальных услуг. Гарантия доходности уже достигнута, но не для ЖКХ.
Позже, 21.07.2005 г. появился Закон "О концессионных соглашениях" № 115-ФЗ, который позволил инвестирование частного бизнеса в ЖКХ как, отдельную отрасль народного хозяйства (на самом деле ЖКХ - это многоотраслевое хозяйство). Закон "О финансовом оздоровлении организаций" позволил соответствующим контрольным органам разобраться с накопленной задолженностью собственников помещений в многоквартирных домах и разъяснил, кого следует считать банкротами из-за долгов перед управляющими компаниями, а кому предстоит процедура оздоровления, поскольку в нашем регионе реформа отношений собственности ещё не завершена. Всё ещё основная собственность жилищного фонда находится на балансе муниципальных образований. Неправомерно сохранение на балансе муниципалитетов тех многоквартирных домов, в которых имеются только приватизированные квартиры. Жилищную реформу нельзя
считать завершенной до тех пор, пока муниципальные органы получают доход от сдачи в аренду любых помещений, особенно первых этажей и подвалов, принадлежащих многоквартирным домам. Эти доходы, отнимаемые муниципальными органами, должны быть использованы на нужды данного дома, например, на ремонт, или на покрытие коммунальных платежей за общедомовые расходы коммунальных ресурсов (например, на освещение придомовых территорий). Это относится также кземельным участкам под многоквартирными домами. Эти земли закреплены за организациями, у которых эти дома находятся на балансе. Они как землепользователи сдают землю дому в аренду, временное пользование, присваивают доход от этого. Чаще всего этим занимается муниципалитет. Актуализируется задача управления населением совместной собственностью, поскольку это слабое звено муниципального управления.
6.10.2013 г. принят областной закон "О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах на территории Ростовской области". В декабре 2013 г. опубликовано Региональное постановление об утверждении региональной программы по капремонту в многоквартирных домах на 2015-2049 годы. В Региональную программу капремонта вошли 18,8 тыс. домов, жители которых выбрали одну из форм накопления ресурсов, исходя из нормы 6,2 руб. за кв. м.: 1) накопление на спецсчетах; 2) накопление на персональных счетах ТСЖ или ЖСК; 3) накопление на счётах региональных операторов. По предложению областного министра по вопросам ЖКХ Ростова-на-Дону С. Сидаша, считается, что в случае формирования фонда капитального ремонта на счетах региональных операторов необходимо будет использовать другие (сейчас не известные) источники финансирования ремонта, однако на сумму дополнительно привлеченных средств будет произведен зачёт и люди какое-то время не будут оплачивать взносы на капитальный ремонт (это, конечно, ничего не обещающая реклама). Это ещё одна не достоверная схема, как и новация заммэра г. Ростов-на-Дону, предложившего уборку территории, прилегающей к организации предпринимателя, осуществлять за его счёт. Поддержание территории города в чистоте, активация и дезактивация являются функциями городских властей, оплачиваемыми с налогов граждан. Очевидность подстрекательств к конфликтам за территории между предпринимателями и собственниками жилья. Для осу-
ществления таких функций необходимы специальные организационные формы, являющиеся проводниками и исполнителями обычаев и правил хозяйствования, подтверждёнными правовыми актами.
В Краснодарском крае, например, ЖКХ принимает на себя даже функцию воспитания населения. Это выражается в освобождении от производственной деятельности населения края в "поминальный день" - восьмой день после религиозного праздника "Пасха". Активизируется движение транспорта в сторону кладбищ, которые приводятся в идеальный порядок родственниками ушедших из жизни людей. Но суть не в порядке, а во внимании к предкам, ушедшим из жизни.
Контроллинг транзакционных издержек в ЖКХ, постоянных и переменных затрат настоятельно необходим. Следует разобраться с тем, кто должен рассчитывать жилищные субсидии: если муниципальные органы, то они могут лишь определить "какое количество денег смогут выделить из бюджета"; если служба социального обеспечения, - то она, на основе Федерального закона от 5.04.2003 г. № 44-ФЗ "О порядке учёта доходов и расчёта среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" может составить поимённый список нуждающихся и определить потребное количество денег. Этот тандем, дискретный во времени и разорванный в управленческой цепи, позволяет мошеннические схемы при целевом использовании бюджетных средств не только при определении субсидий, но также и при выводе оснований признания малоимущих граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. На это указывает Жилищный кодекс ч. 2 ст. 49 ЖК РФ.
Следует внимательно исполнять Указ Президента России от 20.05.2004 г. № 649 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти" об образовании Федерального агентства, в том числе по жилищно-коммунальному хозяйству. На этот федеральный орган исполнительной власти возложены функции проведения государственной политики, оказания государственных услуг. Правовой статус агентства определён Положением о Федеральном агентстве по строительству и ЖКХ, утверждённым Постановлением Правительства России от 1.06 2004 г. № 286.
Ещё в 1963 году в СССР программистами были разработаны, так называемые, биллинговые услуги, которые так необходимы сейчас жилищ-
ному и коммунальному хозяйству. Внедряемые автоматизированные системы управления (АСУП) филиалами при крупных промышленных предприятиях позволяли управленцам периферии, территориально удалённых от центра управления, общаться в естественном темпе производства. АСУП позволяла осуществлять стратегическое планирование, оперативно-календарное планирование, диспетчирование движения материальных и финансовых потоков в естественном темпе прохождения производственных процессов на значительных расстояниях друг от друга. Техническим средством реализации процесса являлся рулонный телеграфный аппарат, протоколирующий процесс общения. Связь осуществлялась по телеграфным каналам связи в запросном режиме с приоритетами обслуживания очередей запросов абонентов через банк данных ЭВМ.
Жилищно-коммунальному хозяйству необходим запросно-ориентированный способ обслуживания собственников помещений, особенно в мегаполисах. ЖКХ нужна контрол-линг-АСУП. В России находили применение АСУК (автоматизированные системы управления качеством) производимой предприятиями продукции. Выражаясь по современному, ЖКХ необходима реформа с заменой множества управляющих компаний одной единственной контроллинговой запросно-ориентиро-ванной компанией, работающей в режиме биллинга. Автоматизированная система управления запросами - биллинг собственников жилья и арендаторов по муниципальному найму - должна обладать возможностью одновременного обслуживания множества абонентов одной и той же базой данных жилищно-коммунального хозяйства города, области, региона с выдачей ответов в документально оформленном виде.
Неразвитость рынка запросно-ориентиро-ванных биллинговых услуг, отсутствие предложений на российском рынке биллинга для энергетики, воды, тепла, газа - всё это тормозит скорость и качество управления в ЖКХ. Биллинговые услуги - это не информационные технологии сами по себе, а инструмент поддержки бизнеса, одно из средств эффективной деятельности в рыночных конкурентных условиях. В дорыночных ЖКХ была ориентация на автоматизацию выборочных функций, прежде всего, ради повышения эффективности и удобства отработки должностных функций. При этом интеграция информационных потоков осуществлялась без бизнес-логики. Интересы
Я
■е
8
■ Он
НЕ
■
77
потребителей жилищно-коммунальных услуг не учитывались. Отсутствие конкурентной среды не требовало никаких улучшений в общении с арендаторами жилья по муниципальному найму. В настоящее время ЖКХ необходим запросно-ориентированый биллингна выставление единых счетов абонентам в условиях сетей и различных моделей расчётов льгот и субсидий, издержек, расходов и финансовых затрат в едином комплексе.
В Ростовской области первый этап биллин-говой системы ЖКХ внедрен в форме ЕИРЦ (единого информационно-расчётного центра), в Мурманской области появился биллинг-центр КРЭС, обслуживающий 80% лицевых счетов собственников помещений в многоквартирных жилых домах, но только по потреблению электроэнергии. Если для сотовой телефонной сети биллинговые услуги - это обычный режим обслуживания абонентов, то, то же самое для ЖКХ представляяется новацией. Здесь акцентируется внимание на том, что ЖКХ не знает, как накопить венчурный капитал, позволяющий восстановить трубопроводную сеть. SMS-биллинг - в ЖКХ одна из таких возможностей зарабатывания собственных денег. В мире существует уже несколько готовых стандартов биллинга для ЖКХ: ANSI-124; NSDR; CIBER (1998 г.); TAP (1992 г.); TAP2 (1995г.) и др., но они не адаптированы для российских условий. Отличительный признак российских условий в ЖКХ заключается в том, что у нас многоквартирные дома не принадлежат одному собственнику, как, например, школы, гостиницы, санатории, театры и др. Даже при том условии, что в доме все квартиры приватизированные, сам многоквартирный дом никому не принадлежит. А если в доме содержатся муниципальные квартиры по найму, то такие многоквартирные дома тем более бесхозные. Требуется отечественная версия биллинговых услуг для ЖКХ, учитывающая хотя бы вышеупомянутые ошибки алгоритмов принятия управленческих решений.
Для российского жилищно-коммунального хозяйства важно даже и то, что в отраслевой структуре рынка акций коммунальные услуги вовсе не отмечаются. В то же время во всех странах БРИКС по состоянию на 2011 год коммунальные услуги на рынках акций составляют: в Бразилии 27%, в Индии - 10%, в Китае - 13% [2].
Выводы:
1. Необходима разработка законодательно-правовых актов по формированию доходной части ЖКХ от:
- годового ВРП;
- продаж жилищного имущества;
- отчислений от тарифов, рынка жилья и услуг;
- остаточного принципа государственного финансирования, заключающегося в возврате отчислений от приватизации жилья и иных материальных ресурсов в ЖКХ, денег, которыми население оплачивало саму процедуру приватизации (25 руб. с каждого гражданина за опцион на ваучер).
2. Узаконить возможные направлениям использования капитала ЖКХ, в том числе накопления на капитальный ремонт.
3. Увязывать законодательно-правовые акты между собой с тем, чтобы их стыки не позволяли формировать мошеннические схемы при распределении коммунального имущества и льгот.
4. Создать рынок акций на осуществление коммунальных услуг в ЖКХ.
5. Апробировать практику создания Акционерных обществ в ЖКХ по многоквартирным домам, кварталам, районам в сопровождении законодательно-правовых актов.
Литература:
1. Осорин М. Технология создания биллинговой системы //ЭнергоРынок. - 2007. - № 4.
2. Ткачев A.B. современные тенденции развития отраслевой
структуры фондовых рынков стран БРИКС // Финансовые исследования.-2013.- № 1 (38).