24
факторов на его прирост и на этой основе дать оценку работы предприятия по использованию возможностей и установить резервы снижения себестоимости продукции.[3]
Получение наибольшего эффекта с наименьшими затратами, экономия трудовых, материальных и финансовых ресурсов зависят от того, как решает предприятие вопросы снижения себестоимости. Например, ОАО "Газпром" реализует комплексный подход к решению вопросов по сокращению затрат.[4]
Совет директоров разработал мероприятий по снижению издержек по отдельным направлениям деятельности в Группе "Газпром". Правлению поручено продолжить работу по оптимизации затрат "Газпрома" в 2013 году.
Было отмечено, что "Газпром" реализует комплексный подход к решению вопросов по сокращению затрат. Он базируется на трех основных направлениях: снижение расходов в рамках бюджетного процесса, формирование и исполнение программы оптимизации (сокращения) затрат, реализация адресных мер по снижению расходов.
Работа "Газпрома" по снижению затрат в рамках бюджетного процесса ведется на основе ранжирования инвестиционных проектов, оптимизации расходов еще на стадии формирования бюджета (в том числе, за счет широкого применения конкурсных процедур при выборе поставщиков и подрядчиков), приоритезации направлений расходов. Это обеспечивает значительное сдерживание темпов роста операционных затрат "Газпрома". По итогам 2012 года, в сравнении с 2011 годом, они выросли лишь на 6,7%, что ниже индекса роста цен промышленных производителей.
В 2012 году "Газпром" реализовал целый ряд новых адресных мер по сокращению расходов. Среди них - меры по снижению затрат на приобретение трубной продукции, включая оптимизацию графика поставок, а также проработку с производителями труб вопросов о принятии долгосрочной формулы цены. Кроме того, это меры по снижению удельных затрат в геологоразведке; по оптимизации затрат на логистику при строительстве, ремонте и эксплуатации производственных объектов. Ожидается, что сокращение затрат в результате реализации компанией соответствующих адресных мер в 2013 году составит более 21 млрд руб.[5]
Таким образом, можно сказать, что снижение затрат в ОАО "Газпром" позволит максимально эффективно увеличить доход предприятия. Стратегической целью предприятия является становление ОАО "Газпром" как лидера среди глобальных энергетических компаний посредством освоения новых рынков, диверсификации видов деятельности, обеспечения надежности поставок.
На наш взгляд, снижению себестоимости продукции способствуют следующие меры:
1) решение вопросов по энергосбережению и ресурсосбережению (даже незначительное сбережение сырья, материалов, топлива, энергии при производстве каждой единицы продукции в целом по предприятию дает крупный эффект);
2) наибольший сокращенный вид транспортных расходов (путем использования материальных ресурсов местного производства, наиболее дешевого вида транспорта) и других расходов по сбыту продукции;
3) правильный выбор поставщиков материалов (при этом следует заказывать более дешевые материалы, которые по своим размерам и качествуточно соответствуют спецификации продукции, не снижая в то же время их качества);
4) целесообразность проведения технической и финансовой инвентаризации производства, направленной на ликвидацию морально-устаревшей техники, прекращения производства товаров, не пользующихся спросом, и замены их выпуском конкурентоспособной продукции с минимальными затратами, новейшихтехнологий;
5) улучшение использования производствен-ныхфондов;
6) необходимость переподготовки технических и руководящих кадров в связи с преобразованиями в экономике, появлением многообраз-ныхформ собственности и типов предприятий.
По нашему мнению, этот комплекс мер будет эффективен при глубоких переменах во всей экономической политике и экономики в целом.
Примечания:
1. Анализ, диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учеб. / П.П. Табурчак, А.Е. Викуленко, Л. А. Овчинникова и др.; под ред. П.П. Табурчака, В.М. Тумина и М.С. Сапрыкина. -СПб.: Химиздат, 2009.
2. Сегментарный анализ как инстумент управления затратами и прибылью / М.Л. Слуцкин // Финансовый менеджмент. -2011. - № 5.
3. Лунин В. Сокращение издержек // Управление компанией. - 2005.
4. http://www.gazprom.ru/
5. Справочник "Газпром в цифрах" //http://www.gazprom.ru/
REFORM ISSUES IN THE HOUSING SYSTEM AND ALTERNATIVE TO CHANGE Shevchenko Milana Viktorovna, PhD of Economics, Senior Professor,
Rostov State University of Means of Communication, Rostov-on-Don E-mail: [email protected]
Frolov Dmitry Viktorovich, PhD of Economics, Specialist in Chief,
Management Departament the Food Markets and Services, Hell-ministratsija, Sochi E-mail: [email protected]
The article covers: problems and errors reform of the housing and communal systems in the country, financial tricks manager dedicated to a false interpretation of the concept of "obschedomovyh" consumption of electricity, water, gas, heat, violating the logic pin knowledge in decision-making companies.
Keywords: housing (housing and utilities); housing resources; public resources; public utilities; mistakes reforms obschedomovyh consumption of electricity; water; gas; heat; noise problems and the reform of housing and communal systems.
проблемы реформ в жилищно-коммунальной системе и альтернатива перемен
В статье освещаются: проблемы и ошибки реформ жилищно-коммунальной системы в стране; финансовые хитрости управляющих компаний, ориентированные на ложное толкование понятия "общедомовые" потребления электроэнергии, воды, газа, тепла; нарушения логики выводного знания в процессе принятия компаниями управленческих решений.
Ключевые слова: ЖКХ (жилищно-коммунальное хозяйство); жилищные ресурсы; коммунальные ресурсы; жилищно-коммунальные услуги; ошибки реформ; общедомовое потребление электроэнергии, воды, газа, тепла; проблемы и помехи реформы жилищно-коммунальной системы.
Основная цель реформирования жилищно-коммунальной системы в России достигнута в полном объёме - собираемость оплат за потребленные коммунальные ресурсы собственниками жилья в многоквартирных домах составляет 100% и более. Можно сделать вывод о положительной роли в этом успехе Управляющих компаний. Однако такой вывод не является достоверным. Когда говорят, что "в здоровом теле здоровый дух", то забывают сказать "редкая удача", а когда говорят "все за одного", то забывают сказать "один за всех", поскольку это не реально. В ЖКХ эта пословица звучит как "многие за многих". Действительно Управляющим компаниям удаётся оплачивать поставщикам за все до миллиграмма потребленные коммунальные ресурсы в течение десяти дней после их потребления. Этот факт не имеет в мировой практике себе подобных и может быть занесен в книгу Гиннеса. В этом приёме скрыта суперпозиция двух глобальных хитростей Управляющих компаний:
1) задолженность некоторых, не обязательно собственников жилья в многоквартирном доме, но и снимающих жильё по найму в муниципалитете, получает кличку "общедомовое" потребление коммунального ресурса. По специальному, верному в числовом исчислении, алгоритму "общедомовое" потребление распределяется между всеми жильцами прямо пропорционально занимаемой общей площади. Например, на потребленные индивидуально 100 киловатт, оплата на общедомовые нужды может составить ещё 120 киловатт. Эти "общедомовые нужды" скачкообразны, посколькузависят оттого, какое количество человек из среды проживающих в доме, не своевременно оплатили оплату. По определению понятия, величина общедомовых нужд должна бы концентрироваться вокруг какой-то установившейся со временем величины, но это не так;
2) по установленным Правилам показания общедомовых приборов учёта потребления коммунальных ресурсов снимаются 25-го числа каждого месяца, а обходчик, уполномоченный Управляющей компанией, вынужден начать свою работу 19-го числа, иначе к 25-у не успеет собрать данные, например, по 17 многоквартирным домам.
УДК 330.3
© Шевченко М.В., 2013 © Фролов Д.В., 2013
ШЕВЧЕНКО Милана Викторовна,
кандидат
экономических наук, доцент, кафедра Логистики и управлени-ятранспортными системами,
Ростовский
государственный
университет путей
сообщения,
Ростов-на-Дону
tn
О
гч
0
а__
с
□
Г*'-
Ом
I---------
■
25
Ip—. X
r
0
«=;
>r\
□
n
C
C
О
fcQ
26
ФРОЛОВ Дмитрий Викторович,
кандидат
экономических наук, главный специалист, Отдел управления пот ребит ельскими рынками и услугами, Администрация, Сочи [email protected]
Чем большее количество квартир в каждом многоквартирном доме уполномоченный посетит, тем выше его заработная плата. Получается, что сумма показаний квартирных счётчиков никогда, ни при каких обстоятельствах не может совпасть с показаниями общедомового счётчика. Выявленная разность - это и есть общедомовые нужды. Годы идут, люди вынуждены платить, возмущаются, но алгоритм не совершенствуется.
В данной статье рассмотрены некоторые очевидные ошибки первого этапа реформирования жилищно-коммунальной системы. Демократические преобразования, начавшиеся в России на исходе XX века, стали тем историческим шансом, который давал реальную возможность создать новую, более продуктивную систему экономических отношений в ЖКХ, но управленцы не воспользовались этой возможностью и ввергли тем самым народ в нищенское существование при том условии, что народ получил аванс - собственную квартиру.
В некоторых странах бывшего социалистического содружества, в Восточной Германии, Венгрии, Чехословакии, жилищно-коммунальный комплекс переводился на новую экономическую основу по-другому. Создавались частные Управляющие компании, которые брали под свою опеку многоквартирные дома, а далее сдавали тем же собственникам эти квартиры в наем и следили за оплатой коммунальных услуг. Если "собственник квартиры, полученной по найму от Управляющей компании" не мог оплатить потребленные коммунальные ресурсы в течение полгода, то его имущество принудительно Управляющая компания выгружала на специально отведенную территорию, склад типа индивидуального гаража под замок. Освободившаяся квартира в течение трёх месяцев находилась под арестом. После этого, либо собственник погашал долг, либо ту же квартиру сдавали в наем другому собственнику.
В России также можно поступать с квартирантами, которые получили жильё по найму в муниципалитете, но нельзя Управляющим компаниям поступать также с собственниками приватизированных квартир. Размер задолженности не эквивалентный стоимости самой квартиры.
Реформе мешали две причины:
- отсутствие нормативно-правовой базы;
- отсутствие каких-либо инструкций или методов управления приватизированным имуществом, которым можно обучить каждого собственника.
Обучение обязанностям и правам собственников приватизированных квартир - неотложная задача муниципалитета. Перевод ЖКХ на самоокупаемость мог привести к социальному взрыву в условиях стремительного обнищания значительной части россиян, растущей инфляции, безработицы, несвоевременной выплаты заработной платы. Поэтому Правительством РФ было решено проводить реформу ЖКХ поэтапно.
Первый этап реформирования отрасли начался в 1992 году, когда в законе "Об основах федеральной политики" были определены основные направления преобразования жилищно-коммунальной сферы. В качестве первоочередных задач выдвигались следующие задачи:
- во-первых, наведение порядка в этом сложном, многоотраслевом хозяйстве. Это оказалось невыполнимым, поскольку требовалось решить задачу с нулевой стартовой суммой, неопределённой постановкой, не указанными ограничениями, не конкретизированным результатом решения;
- во-вторых, повышение качества обслуживания населения (абсолютное пустословие). Такое же пустословие использовалось властями тогда, когда взамен на собственную жизнь жители региона должны были официально подтвердить своё согласие на построение Атомной электростанции в г. Волгодонск. Властями гарантировалась дешевая электроэнергия. На самом деле гарантии властей оберну-
лись виртуальными ценами на бытовую электроэнергию шокирующих размеров. О сроке окупаемости АЭС не сообщалось.
Официально перечисленные задачи получили статус "не столько нелёгких, сколько не решаемых". Это можно было предугадать, поскольку первоочередным считалось проведение структурных преобразований. Эта процедура сама по себе трудоёмкая, поскольку касается аутсорсинга - передачи функций людей одних специальностей, людям других специальностей (управляющим, не обладающим профессиональным образованием, но имеющим достаточное количество денег для приобретения лицензии, а никакой уставной капитал не требовался). Процедура представляет собой процесс, а не разовое действие. Этот процесс растянулся, и он бесконечен.
Из этих двух главных задач вырисовались новые задачи, такие, как:
- контроль расхода финансовых и материальных средств;
- разработка и внедрение мероприятий по энергоресурсосбережению;
- создание нормативно-правовой базы;
- разработка механизмов социальной защиты малоимущих категорий населения.
Разработка и внедрение мероприятий по энергоресурсосбережению не состоялись, более того, они состояться не смогут никогда. Причиной томуявляется интенсивный рост вновь вводимых строящихся многоквартирных домов, рост числа квартир и частных домов, строительство теплиц на нескольких тысячах гектаров земельных территорий. Всё это требует электроэнергии в больших количествах.
Создание нормативно-правовой базы продолжается не эффективным путём. Во главу процесса поставлена Управляющая компания как агент. В условиях чистой монополии на коммунальные ресурсы посредники не нужны. Ни один потребитель коммунального ресурса не вселится в квартиру, ни в многоэтажный, ни в частный дом до тех пор, пока соответствующие службы не проложат в квартиру каналы, по которым поступит вода, электричество, газ, пока не появится канализация. Проводка тепла может временно отсутствовать. Человеку коммунальные ресурсы жизненно необходимы, и он не будет ожидать момента, когда агент (Управляющая компания) найдёт его и предложит свою услугу по подключению квартиры к поставщикам коммунальных ресурсов. Кроме того, Управляющие компании появились тогда, когда собственники жилья уже были благоустроены коммунальным образом.
Начиная с 1990 года, в России была проведена реорганизация федеральных, а затем и территориальных управленческих структур. В 1991 был создан Госкомитет РСФСР по жилищно-коммунальному хозяйству. В 1992 он был преобразован в Комитет ЖКХ. В1993 году был
учреждён самостоятельный федеральный орган - Комитет по муниципальному хозяйству Российской Федерации - Роскоммунхоз. В 1994 году на базе Госстроя и Роскоммунхоза было создано Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства, в структуре которого организовались структурные подразделения, ведающие вопросами ЖКХ.
Анализ результатов процесса реформирования жилищно-коммунальной системы выявил ряд слабыхзвеньев (далее ошибок).
Первая глобальная ошибка реформирования ЖКХ заключается в том, что в управлении потеряны приоритеты ранжирования функций (первичная, главная). Управление финансами должно бы в первую очередь контролироваться, но в России во всех сферах деятельности применяются такие экономико-математические модели, которые работают только в прямом направлении. В обратном направлении эти модели к верному результату не приводят.
Вторая ошибка заключается в том, что в России не принято затраты считать на единицу измерения показателя, метрология в ЖКХ почти KNTC не применяется. Например, отсутствует регу- ^ лярная правка приборов учёта потребления ресурсов. Казалось, что собственник жилья сам пожелает пригласить специалиста, который снимет счётчик за индивидуальную плату, хозяин 27
квартиры отнесёт прибор в какую-либо метрологическую службу (документу о правке прибора которой поверят), а затем пригласит того же или другого специалиста, который поставит счётчик на своё место. А как быть с потреблением коммунального ресурса в течение времени правки счётчика? Следует научиться осуществлять правку счётчиков, не уходя от гнезда крепления (места работы) прибора. Правка - очень простая процедура.
Не принято вычислять расход воды и электроэнергии на один квадратный метр площади многоквартирного дома, на одного проживающего в доме, расход газа на одного собственника жилья. Расход тепловой энергии на один квадратный метр общей площади дома даже определить не представляется возможным по той причине, что многие провели отопление на лоджии и балконы, которые ранее не входили в капитальное строительство как утеплённые.
Если на пути следования тепла по дому встретился хотя бы один вывод на балкон, то вся линия остаётся без тепла, а работники Управляющих компаний доказывают, что система работает верно. Они же и виновны, поскольку подчинили себе дома, не проводя инвентаризации схем проводок электроэнергии, воды тепла, газа и иного имущества.
Третья ошибка реформирования жилищнокоммунальной системы заключается втом, что в России не принято при формировании любой структуры выделять "ключи" - показатели, по которым простыми методами легко определить
tn
О
гч
0
а__
с
□
Г*'-
Ом
I---------
28
качество работы структуры управления. В ежегодных отчётах директора городского Департамента ЖКХ и энергетики отмечается "непрозрачность деятельности Управляющих компаний" (замечание - пустословие), несоблюдение ими закона о свободном доступе к сайтам с информацией об основных показателях ихфинансо-вой деятельности (какими формами документов это право скреплено?). Своим отчётом директор Департамента ЖКХ и энергетики как верхнее звено в этой структуре управления города лишь доказывает, что выдуманный посредник "Управляющая компания" ему же и не подчиняется. А кому тогда она служит, если поставщик коммунальных ресурсов как чистый монополист в УК не нуждается. Для чего в системе жилищно-коммунального хозяйства вмонтированы Управляющие компании в массовом количестве? На 1800 многоквартирных домов в городе с количеством проживающих около одного миллиона уже в 2012 году создано 111 Управляющих компаний в ЖКХ. Каждая из них увеличивает территории обслуживания свыше полтора миллиона квадратных метров жилой площади и, кроме того, количество лицензий на вид деятельности продолжает интенсивно оформляться.
Четвёртая ошибка жилищной реформы касается законодательно-правовых актов принадлежности имущества ЖКХ встроенным структурам. Например, большая часть водопроводной сети и водоотводной принадлежит муниципалитету. Муниципалитет сдаёт эти сети в аренду Водоканалу, Водоканал передаёт управление Управляющим компаниям. Собственники жилья как-будто "просят" Управляющие компании обеспечивать их водой и осуществлять отвод сбросов. Это не просто парадокс, а новое направление в функциональной логике - система параллельно-последовательных парадоксов. При этом ремонт порывов водопроводов осуществляет Водоканал.
Пятая - отсутствие системы контроля предельных возможностей. Каждый показатель в управлении ЖКХ должен быть законно ограничен смысловыми значениями: "не ниже" и "не выше". Например, Управляющая компания не должна иметь более одного банковского рублевого счёта и ни одного валютного банковского счёта. Минимальное количество денег на рублёвом банковском счету УК на начало месяца не должно превышать такую-то сумму, а на конец месяца составлять не меньше такой-то суммы. Нижний предел ограничивается для того, чтобы осуществлялась разгрузка банковского счета, значит, банк должен перевести эти деньги на счёта поставщиков соответствующих коммунальных ресурсов.
Шестая ошибка реформы ЖКХ - отсутствие истины в так называемых "354-х Правилах". Это "шпаргалка для мошенников в УК".
Седьмая ошибка - гарантия "невостребованности федеральных или муниципальных финансовых затрат" на формирование Управляющих компаний в ЖКХ со стороны государства и самих компаний. Расходов фактически не требовалось потому, что не требовался уставной капитал. Управляющие компании создавались и создаются опытными чиновниками высшего уровня управления. Казалось, что созрела высокая вероятность того, что наспех собранные коллективы Управляющих компаний обеспечат достоверность финансовой отчётности и своевременно произведут банковские расчёты собственников помещений в многоквартирныхдо-мах с поставщиками коммунальных ресурсов.
Восьмая - в связи с многоразовым изменением бухгалтерской отчётности по движению денежных средств, а также в связи со вступлением в действие нового положения о бухгалтерском учёте, поступления и платежи НДС отражаются свернуто. В соответствии с требованиями закона "О бухгалтерском учёте" (п. 2 ст. 12) перед составлением годовой бухгалтерской отчётности проведение инвентаризации обязательно. Управляющие компании в ЖКХ не проводят это мероприятие или проводят его формально. Они вынуждены так поступать потому, что в течение календарного года оставляют "насиженные места" либо самостоятельно, либо от них отказываются собственники жилья одних многоквартирных домов, и они в течение одного месяца заключают договора с другими. При этом никакими документами не закрепляется передача финансовых средств, накопленных для ремонта дома. Эти деньги бесследно исчезают.
Вместе с тем, именно при проведении инвентаризации выявляются неучтённые доходы, расходы и иные объекты учёта. Довольно распространенным нарушением является отсутствие инвентаризации основных средств. В учётной политике по бухучёту Управляющих компаний предусмотрено, что инвентаризация основных средств проводится один раз в три года. Это разрешено Положением по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в Российской Федерации (п. 27). Однако УК либо так долго не задерживаются на одном месте, либо забывают проводить инвентаризацию в установленный срок.
Особое внимание следует обратить на инвентаризацию дебиторской и кредиторской задолженности, подтверждение сумм остатков расчётов с контрагентами. Эту инвентаризацию следует проводить ежегодно. Однако проверка этого мероприятия не вменена никакой структуре управления.
Девятая ошибка реформирования ЖКХ заключается в том, что Управляющие компании, ничего не покупая и ничего не продавая, никому ничего не должны, налоги не платят. То, что Управляющая компания в ЖКХ перечисляет
деньги поставщикам коммунальных ресурсов, очень похоже на трансферт. Управляющая компания никакой товар за перечисленные поставщикам деньги не получает. Деятельность управляющих компаний в ЖКХ не относится к производительным видам экономической деятельности и налогообложению не подлежит.
Десятая ошибка реформирования ЖКХ заключается в том, что надстройка управления в виде УК произошла на не прошедшем экспертизу фундаменте электропроводных сетей, газовых сетей, водопроводных и водоотводных каналов, теплосетей. Экспертиза необходима не только в домах старой постройки, но и вновь вводимых в эксплуатацию. Управляющие компании принялись управлять "чёрными ящиками, сплошь напичканными взрывными устройствами". В жилых домах эксплуатируются отработавшие свой срок электропроводки, газопроводы, устаревшие модели АГВ и газовых колонок, проржавевшие водяные и канализационные трубы довоенного производства и др.
Одиннадцатая ошибка реформированияЖКХ заключается в создании разомкнутого треугольника:
- поставщики коммунальных ресурсов;
- потребители, получающие коммунальные ресурсы в кредит напрямую от поставщиков, минуя банк;
- управляющие компании.
Кредиты, выдаваемые поставщиками коммунальных ресурсов населению России, мероприятие совершенно уникальное, построенное на полном доверии. Более того, это мероприятие никем не контролируемое по продолжительности и не облагаемое своевременно штрафами. Из того, что потребленные коммунальные ресурсы почти стопроцентно оплачиваются жильцами, никак не следует, что задолжники отсутствуют, но и никто не считает их количество. За них оплату вносят соседи по дому, при этом фамилии задолжников Управляющими компаниями не объявляются.
Двенадцатая ошибка заключается в том, что в ЖКХ устранили от управления квалифицированных работников. До реформирования в сфере ЖКХ ещё продолжали работать научные работники, которые как раз тогда и начали создавать функционирующий в настоящее время неоконченный ими вариант нормативно-правовой базы для жилищно-коммунального хозяйства. После ухода научных работников из сферы ЖКХ совершенствование структуры пошло по пути бизнеса, а так как в жилищно-коммунальном секторе имеет место только продажа, притом ограниченного количества ресурсов без конкуренции, а покупатели заранее определены, то направлением бизнеса стало обирание потребителей, других глобальных доходов нет. Управление ЖКХ попало в руки специалистов иного рода.
Основными регламентирующими документами реформирования правоотношений в жилищно-коммунальном хозяйстве России стали законы РФ:
- О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации;
- Об основах федеральной жилищной поли- ^ тики;
- Концепция реформирования ЖКХ в Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ № 425 от 299 февраля 1997 г.
Если рассматривать систему управления & ЖКХ в мегаполисе, то можно отметить, что изменения в первую очередь коснулись системы управления и административно-территориального деления города. Образовались 9 административных округов города: Ворошиловский,Железнодорожный , Кировский, Ленинский, |________
Октябрьский, Первомайский, Пролетарский, Советский и Суворовский. Вследствие этого преобразования увеличилось количество работников в управлениях округами. За этим последовала разработка основного закона города, который окончательно закрепил правовой ста- KNTC тус административных округов города. В положении о муниципальном районе говорилось, что именно район является первичной административно-территориальной единицей города Ростов-на-Дону, образованной с учётом исторически 29 сложившегося расселения жителей и перспектив социально-экономического развития территории. В рамках своих полномочий муниципальные районные власти работают напрямую с жителями района самостоятельно. В ведение районов передан жилищный фонд, расположенный на их территории. Районная администрация не должна располагаться на территории чужого района. Этому требованию должен бы соответствовать и конкурсный подбор работников. Они должны на себе почувствовать свои недоработки и ошибки в управлении ЖКХ, видеть своими глазами условия проживания соседей.
Жилищно-коммунальная система не содержит теоретических основ, чтобы прогнозировать долю людей всех возрастов относительно их бытия, в зависимости от выбранной ими альтернативы собственности на имущество.
Не исследовано соотношение между количеством собственников жилья в многоквартирном доме и объёмами потребления каждого коммунального ресурса. Не собраны статистические данные для того, чтобы можно было вывести закономерность о потреблении воды, газа, электроэнергии на душу населения ни по России, ни по её регионам. Пока что россияне не чувствуют дефицита коммунальных ресурсов, но очевиден дефицит финансовых ресурсов для их приобретения и продовольственноденежного профицита. Способность человека к воспроизводству по темпам прироста значительно превосходит строительство доступного жи-
Ip—. X
r
0
«=;
>r\
□
n
C
C
О
fcQ
30
лья. Чем дороже жилищные ресурсы, тем жестче ограничивается доступность жилья, людей настигают эпидемии, голод, непосильный труд, увеличивается смертность.
Низкий уровень жизни россиян определяется в настоящее время социальными, а не биологическими проблемами. Государство воспитывает россиян кнутом и пряником. Сначала отдало жильё в собственность (пряник), затем обложило налогами (кнут), коммунальные ресурсы стали количественно максимально доступными (пряник), но продаваемые по виртуальным ценам (кнут). Когда собственники жилья истощили свои финансовые ресурсы на обслуживание своего бытия, государство увеличило свои издержки для поддержки нищих (пряник для нищих), но при этом увеличило налоги на имущих (кнут имущих).
Согласно разделу VIII Уголовного кодекса Российской Федерации (1996 г.) различают три группы преступлений:
- против собственности;
- в сфере экономической деятельности;
- против интересов службы в коммерческих и иных организациях.
Преступлением против собственности можно назвать вмонтирование между поставщиками коммунальных ресурсов (чистых монополистов) и собственниками помещений в многоквартирныхдомах, множества Управляющих компаний.
Преступлением в сфере экономической деятельности в ЖКХ можно считать внедрение Управляющих компаний, причём не вместо кого-либо , а совместно с государственными органами, которые подменили свою деятельность деятельностью Управляющих компаний и мирно сосуществуют, первые за счёт государства, вторые - за счёт собственников помещений в многоквартирныхдомах.
К преступлениям против интересов службы в коммерческих целях, против собственников помещений в многоквартирных домах и иных организациях можно отнести злоупотребление Управляющими компаниями исполнения своих договорных полномочий. Эти злоупотребления направлены на создание аутсорсинговых фирм, которые выполняют работы для собственников помещений в жилых домах вместо Управляющих компаний. От этого услуги УК для заказчика значительно дорожают. Лжедействия Управляющих компаний имитируются как активность принятия управленческих решений. Прейскуранта цен на виды работ и услуг, выполняемых УК по обращению к ним собственников жилья не существует. Разработка нормативов никому не поручена, Управляющие компании не могут заключить договор с научной организацией для проведения расчётов нормативов или других работ. Умельцы из Управляющих компаний организовали выпуск собственной газеты тиражом, превышающим число жильцов в подопечных домах.
Итог реформирования жилищно-коммунальной отрасли:
- в соответствии с программами энергосбережения на местах начались установка автономных систем теплоснабжения, а также приборов учёта и регулирования ресурсов - воды, тепла, газа;
- утверждены новые строительные нормы (СНИПы), в которых в 1,7-3,0 раза повышены требования к теплозащите наружных стен и предусматривается обязательный индивидуальный учёт потребляемых энергоресурсов;
- производимая на местах финансовая и технологическая экспертиза тарифов доказала несовершенство (с излишком) механизма ценообразования в жилищно-коммунальном хозяйстве;
- внесены изменения в Постановление Правительства РФ № 707 от 18 июля 1996 г. "Об упорядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг";
- около половины муниципального жилищного фонда в России перешло на обслуживание на договорной основе. Процесс создания ТСЖ (коммерческая форма обслуживания) не только в городах, но и в сельской местности продолжается;
- в 1994 году был создан бесполезный орган независимого контроля - государственная жилищная инспекция, которая должна в законодательном порядке определять ужесточение ответственности за некачественные и не в срок предоставляемые услуги. Как раз с этим мало проблем (как с поставщиками), больше проблем со стоимостью коммунальных услуг, при сохранении тарифов (проблемы, порожденные Управляющими компаниями);
- постоянно совершенствуется сбор коммунальных платежей от населения посредством развития расчётно-кассовых и расчётно-информационных центров, внедрение платёжных квитанций на оплату жилья и коммунальных услуг. Эта возможность используется теми собственниками жилья, которые не желают платить за "икх-общедомовые расходы". Они оплачивают исключительно то количество потребленного коммунального ресурса, которое указано в квартирном счётчике;
- социальная направленность реформы ЖКХ - создание механизмов социальной защиты населения путём предоставления малообеспеченным категориям граждан субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.
Из-за несовершенной нормативной базы ценообразования, завышение себестоимости коммунальных услуг составляет в среднем 7-10 %, но ценообразование пошло по непредсказуемому маршруту Цены стали виртуальными. Виртуальные цены, с подачи государственных чиновников, стали узаконенными на второй стадии реформирования жилищно-коммунальной системы, когда стоимость коммунальных услуг стала вычисляться в зависимости от общей пло-
щади квартиры собственника и наемщика жилых помещений.
Что делать:
1) создать конгломерат коммунальной безопасности россиян;
2) во главе конгломерата поставить контроллинговую компанию;
3) в конгломерате создать кэптивный банк, мимо которого не может пройти никакая оплата за потребленные коммунальные ресурсы;
4) кэптивный банк создать в форме ОАО, 49 % акций которого должны принадлежать тем
собственникамжилья, которые объединёны вокруг именно этого банка;
5) кэптивный банкдолжен обеспечивать ипотекой и кредитами на покупку квартир в первую очередь владельцев акций.
Литература:
1. ШефельО.М. Первая полная энциклопедия ЖКХ. - М.: Астрель, 2012.- 544 с.
2. Шевченко М.В., Фролов Д.В. Контроллинг деятельности управляющих компаний в жилищно-коммунальной системе. НОУ ВПО Ростовский институт защиты предпринимателя. - Ростов-н/Д., 2013. - 201 с.
31