наполовину «искусственно», но для культуры столь же жизнеспособно-порождающих, материально и идеально-продуктивных форм человеческого творчества - коренится лишь в особенностях превращения вещества жизни и энергии солнца в энергию целостной самоорганизации. В несметной продукции, подвергаемой человеком художественной переработке, и больше всего в высших свершениях искусства это направлено на достижение максимально возможных степеней непотребительской идеализации формы. Такова социогенетическая миссия всей художественной реальности в истории и в современном «очеловечивании» человека - в антипотребительском и антиэнтропийном, все более сознательно идеализируемом (ноосферном) прогрессе его свободы [6, с. 68]. Достижимо это только через прирост свободной энергии, направляемой на сверхматериальные потребности и цели творчества.
Художественная практика общества - гигантский резервуар его очеловечивающего «энергоснабжения», а все обращающиеся внутри нее элементы - ее «энергоносители». Объем, мера вырабатываемой в данный момент обществом художественной энергии, быстрота ее распространения по всей социальной ткани и степень эффективности ее продуктивной реализации - фундаментальные показатели не на словах, а на деле творчески очеловечиваемого, то есть подлинно культурного состояния и прогресса общества. Если они низки или существенно деградируют, то одного этого достаточно для констатации переживаемого ими глубокого кризиса. Список использованной литературы:
1. Исаев А.А., Деменёв Д.Н., Рябинова С.В., Савельева О.П. Основы творческого подхода в живописи: учеб. пособие. М.: ФЛИНТА, 2016. 224 с.
2. Лыкова Е.С. Изучение особенностей построения тематической композиции в монохромной гамме // Начальная школа. 2016. № 7. С. 34 - 40.
3. Лыкова Е.С. Эстетическое воспитание детей на занятиях печатной графикой // Воспитание школьников. 2015. № 8. С. 28-33.
4. Медведев Л.Г. Эстетическое воспитание в процессе художественного образования. - Омск. - 2015. - 214 с.
5. Савельев К.Н. Античная литература: учеб.-метод. пособие. Магнитогорск: МаГУ, 2013. - 108 с.
6. Сапаров М. Художественное произведение как структура. - В кн.: Содружество наук и тайны творчества. М.: Искусство, 1968.
7. Шеллинг В. Ф. Философия искусства. М.: Знание, 1966. 345 с.
© Ходыкина М.В., 2016
УДК 378.1
Хохлова Ольга Николаевна
канд. ист. наук, доцент ТвГУ, г. Тверь, РФ E-mail: [email protected] Гризовская Дарья Викторовна аспирантка ТвГУ, г. Тверь, РФ E-mail: [email protected]
ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ВАРИАНТ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФГОС 3+ 23
Аннотация
Авторами статьи выявлены тенденции развития стратегических программных документов,
23 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ. Проект № 15 - 06 - 10211а «Инновационные стратегии профессионального воспитания в условиях многопрофильного педагогического образования»
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-2/2016 ISSN 2410-700Х_
определяющих образовательную политику. Проведен анализ кластера педагогических компетенций, включенных во ФГОС 3+ ВО по различным направлениям подготовки. Предложен вариант унифицированных формулировок и карт компетенций, сопряженных с профессиональным стандартом «Педагог (воспитатель, учитель)».
Ключевые слова
ФГОС 3+, карта компетенции, педагогическое образование, компетентностный подход
Переход от знаниевой к компетентностной парадигме образования актуализировал изучение методологических проблем. Концептуальных подходы к высшему образованию получили широкое освещение в научной литературе. Проведен анализ содержания и объема понятий «компетентность», «компетенция», «профессиональная компетентность» (В. И. Байденко, В. А. Болотов, И. А. Зимняя, Ю. Г. Татур, В. Д. Шадриков, А. В. Хуторской и др.); изучены проблемы реализации компетентностного подхода на разных уровнях профессионального образования (О. Б. Акулова, М. Е. Бершадский, П. Я. Гальперина, Н. Ф. Ефремова, В. А. Кальней, В. А. Козырев, С. А. Писарева, Г. К. Селевко, А. П. Тряпицына, А. В. Хуторской, и др.). Однако нормативно-правовая база, регулирующая деятельность образовательных учреждений по подготовке выпускников, не становилась объектом самостоятельного исследования. Между тем качество нормативных актов является важнейшим условием эффективной подготовки кадров.
В стратегических программных документах правительства РФ определены основные проблемы в области профессионального образования и намечены пути их решения. Экономический кризис актуализирует проблему несоответствия струткуры профессионального образования требованиям рынка труда. В связи с этим наибольшее внимание в документах уделено реформе системы НПО/СПО, профильным вузам и научно-исследовательским университетам.
К новым подходам к образовательной деятельности вузов можно отнести: введение независимой промежуточной и итоговой государственной аттестации студентов (ЕГЭ для бакалавров); создание программ прикладного бакалавриата; введение системы образовательных кредитов.
Анализ документов, определяющих инновационную образовательную политику («Национальная доктрина образования в Российской Федерации»; «Федеральная программа развития образования» от 10 апреля 2000 г.; «Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 годы» и «Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 гг.) показывает, что их правовой статус непрерывно снижается, и на сегодняшний момент они представлены совокупностью подзаконных актов (распоряжений), не имеющих нормативного характера и не содержащих определенных процедур контроля исполнения [1, с. 133].
Одной из важнейших проблем педагогического образования является непрестижность профессии преподавателя. Однако её решение не зависит исключительно от объемов финансирования образовательных учреждений. В этой связи обращает на себя внимание и тот факт, что в стратегических документах отсутствуют количественные показатели, характеризующие социально-экономическую и социально-психологическую инфраструктуры образовательной деятельности, оценку кадрового и человеческого потенциала системы образования.
В настоящее время назрела необходимость приведения ФГОС ВО в соответствие с требованиями рынка труда, которые отражены в профессиональных стандартах, разрабатываемых Министерством труда и социальной защиты РФ. Анализ действующих ФГОС 3+ показал, что подготовка студентов к педагогической деятельности осуществляется не только по программам в рамках направления «44.03.1. Педагогическое образование», но педагогические компетенции предусмотрены во ФГОС большого количества других направлений подготовки выпускников. Однако компетенции, относящиеся к педагогической деятельности, количественно и качественно различаются практически во всех ФГОС. В стандарт квалификационного уровня «бакалавр» по направлению «44.03.1. Педагогическое образование» включено 6 общепрофессиональных компетенций (ОПК) и 7 профессиональных компетенций (ПК). Не понятен принцип, который положен в основу формулировок ОК, ОПК и ПК. (табл. 1).
Таблица 1
Соотнесение компетенций по направлению «44.03.1. Педагогическое образование»
Формулировка ОК Формулировка ОПК Формулировка ПК
готовность к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса (ОПК-3) способность осуществлять педагогическое сопровождение социализации и профессионального самоопределения обучающихся (ПК-5)
готовность к профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовыми актами сферы образования (ОПК-4) готовность реализовывать образовательные программы по учебному предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов (ПК-1)
способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6) готовность к взаимодействию с участниками образовательного процесса (ПК-6)
способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5) владение основами профессиональной этики и речевой культуры (ОПК-5)
способность осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся (ОПК-2) способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ПК-2); способность использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета (ПК-4)
способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7) готовность сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1) способность проектировать траектории своего профессионального роста и личностного развития (ПК-10)
Таблица показывает, что, во-первых, в некоторых случаях формулировки громоздки со стилистической точки зрения (см. ПК-2, ПК-4). Во-вторых, в ряде случаев ПК являются или частью ОК, или одной из составных частей ОПК. В-третьих, в ряде компетенций соединены два самостоятельных вида деятельности. Например, представляется не вполне корректным включение в ПК-2 наряду с диагностическими процедурами использование современных образовательных технологий обучения, так как сама по себе педагогическая диагностика охватывает три области: результаты академических достижений учащихся в форме оценок; результаты обучения и воспитания в виде социальных, эмоциональных, моральных качеств личности и групп учащихся; результаты педагогического процесса в виде психологических качеств и новообразований личности; диагностика имеет и собственные методы (тестирование, анкетирование, интервьюирование, мониторинг и др.). Объединение процессов проведения учебных занятий и диагностики затрудняет составление карты компетенции.
В других случаях две компетенции имеют один и тот же смысл, выраженный в разных формулировках (ПК-6,7). «Способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, развивать их творческие способности» (ПК-7) является одним из проявлений «готовности к взаимодействию с участниками образовательного процесса» (ПК-6) [2, с. 30].
Представляется логичным согласовать формулировки ОПК по направлению «44.03.1. Педагогическое образование» с содержанием профессионального стандарта «Педагог (воспитатель, учитель)». Можно предложить следующие карты компетенций (табл. 2)
Таблица 2
Проекты карт компетенций по направлению «44.03.1. Педагогическое образование»
Формулировка ОПК Планируемые результаты обучения
Владеть Уметь Знать
Готовность к проектированию программ учебных дисциплин в соответствии с требованиями ФГОС - навыками перспективного и текущего планирования - подбирать к дескрипторам компетенций адекватные технологии и способы их формирования; - формулировать цель и задачи учебной дисциплины; - использовать методологические подходы при составлении учебных программ. - нормативно-правовые документы в сфере образования федерального, регионального и локального уровней; - концептуальные основы современной педагогики; - принципы проектирования учебных программ.
Готовность к проведению учебных занятий в соответствии с современными требованиями - современными методами и формами обучения - составлять разработки учебных занятий; - осуществлять отбор способов и приемов, направленных на формирование универсальных учебных действий; - применять современные психолого-педагогические технологии; - использовать современные компьютерные технологии; - осуществлять самоанализ учебных занятий. - психолого-возрастные особенности обучающихся; - современные образовательные технологии; - типы и формы учебных занятий.
Готовность к объективной оценке уровня сформированности компетенций обучающихся - технологиями оценки компетенций - разрабатывать систему контрольно-измерительных материалов (КИМов); - использовать критериальный подход при использовании различных видов и методов контроля; - корректировать КИМы после процедуры их апробации. - требования к различным видам КИМов; - виды и методы контроля; - критерии валидности КИМов
Готовность к осуществлению психолого -педагогического сопровождения обучающихся - приемами саморегуляции психических состояний; - методиками релаксации. - организовывать эффективное взаимодействие в группе в процессе обучения и воспитания; - преодолевать психологические затруднения в сфере профессиональной деятельности; - использовать технологии развития личности. - современные психологические подходы к обучению и воспитанию; - социально-психологические характеристики обучающихся различных возрастных групп; - способы организации оптимальной социально-психологической атмосферы в учебной группе в процессе обучения; - теоретические основы психологии развития личности; - основы этнопсихологии для организации эффективного взаимодействия в межкультурной образовательной среде; - основы сохранения психического здоровья человека.
Сравнение профессиональных компетенций выпускников непедагогических и педагогических направлений подготовки в сфере педагогической деятельности показало, что число «педагогических» компетенций колеблется от одной (направления подготовки «География», «Информатика и вычислительная техника», «Биология» и др.) до трех (направления подготовки «Математика», «Филология» и др.). Ряд формулировок слабо связан с педагогикой (например, «обучение персонала предприятий применению современных программно-методических комплексов исследования и автоматизированного
проектирования» - «09.03.01. Информатика и вычислительная техника») или носит общий характер (например, «способностью использовать навыки преподавания географических дисциплин в организациях, осуществляющих образовательную деятельность»), а некоторые из компетенций относятся к другой сфере деятельности (например, «способность к проведению методических и экспертных работ в области математики»). ФГОС по направлению «Филология» содержит две одинаковые по содержанию, но разные по объему компетенции (ср.: способность к проведению учебных занятий и внеклассной работы по языку и литературе в общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях (ПК-5) и готовность к распространению и популяризации филологических знаний и воспитательной работе с обучающимися (ПК-7)).
Выходом из этой ситуации может быть включение предложенных формулировок ОПК в качестве ПК всех Основных образовательных программ, ориентированных на педагогическую деятельность. Профессиональные компетенции ФГОС направления «44.03.1. Педагогическое образование» должны отражать специфику деятельности воспитателей, учителей в организациях начального общего, основного общего и среднего общего образования.
Сопоставление ФГОС разных квалификационных уровней направления «44.03.1. Педагогическое образование» выявило несоответствие их принципу многоуровневого образования, так как они не содержат указания на тип образовательного учреждения, в которых могут работать выпускники (ПК-1 (магистратура) совпадает с ПК-2 (бакалавриат).
Некорректной выглядит формулировка ПК-2 ФГОС (квалификация магистр), так как преподаватель не формирует, а развивает образовательную среду, а понятие «инновационная образовательная политика», задачи которой должен реализовывать выпускник вуза, отсутствует в нормативно-правовых актах РФ. Вызывает сомнение и возможность формирования за два года обучения в магистратуре способности студентов к разработке новых технологий обучения. Более правильным, на наш взгляд, было бы использование выражения «способность к разработке методических рекомендаций по совершенствованию методик и образовательных технологий».
Список использованной литературы:
1. Бермус А.Г. Инновационная политика в образовании как либерально-бюрократический миф // Политическая концептология. 2012. № 3. С. 133.
2. Бондаренко С. А. Формирование профессиональной готовности конкурентоспособного специалиста // Модернизация высшей школы: обеспечение качества профессионального образования: мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. Барнаул: ААЭП, 2004. Ч. 1. С. 24-35.
© Хохлова О.Н., Гризовская Д.В., 2016
УДК-377.169.3
Шестова Анастасия Александровна
Студентка ЮУрГГПУ ППИ г. Челябинск, РФ e-mail: [email protected]
ОБРАБОТКА ФОТОГРАФИЙ В ГРАФИЧЕСКОМ РЕДАКТОРЕ ADOBE PHOTOSHOP CS6 И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ.
Аннотация
В данной статье автор рассматривает фотографию как одну из инновационных технологий, используемых в педагогическом процессе для обеспечения принципа наглядности, а также стимулирования