Научная статья на тему 'Условия эффективной дополнительной профессиональной подготовки по краеведению'

Условия эффективной дополнительной профессиональной подготовки по краеведению Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕН-НОСТЬ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / ЛИЧНОСТНО ОРИЕНИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОД-ГОТОВКИ / ЛИЧНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛА / TОURIST-LOCAL HISTORY ORIENTATION / REGIONAL TOURISM / PERSONAL MODEL / IDENTITY OF THEPROFESSIONAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воронова М. В.

Рассматриваетсярольпедагогакакруководителяобъединениядополнительно-го образования туристско-краеведческой направленности в системе регионально-готуризма.Анализируетсяэффективностьпедагогической,методологической,научно-исследовательской поддержки студентов при условии выявления этапов пе-дагогической поддержки, психолого-педагогических практик, применения личностноориентированных, инновационных моделей преподавания, основанных на становлениицелостной личности полипрофессионала

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воронова М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conditions of effective vocational training on study of local lore

In article the role of the teacher, as head of association of additional education of atourist and local history orientation in system of regional tourism is considered. Efficiencyof pedagogical, methodological, research support on condition of identification of stagesof pedagogical support, psychology-pedagogical the practician, application personal thefocused, innovative models of teaching based on formation of the complete identity of thepolyprofessional is considered.

Текст научной работы на тему «Условия эффективной дополнительной профессиональной подготовки по краеведению»

УДК 37.018.46:383.483.1

М.В. ВОРОНОВА

УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ ПОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОПГОТОВКИ ПО КРАЕВЕДЕНИЮ

Рассматривается роль педагога как руководителя объединения дополнительного образования туристско-краеведческой направленности в системе регионального туризма. Анализируется эффективность педагогической, методологической, научно-исследовательской поддержки студентов при условии выявления этапов педагогической поддержки, психолого-педагогических практик, применения личностно ориентированных, инновационных моделей преподавания, основанных на становлении целостной личности полипрофессионала.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, туристско-краеведческая направленность, региональный туризм, личностно ориенированная модель профессиональной подготовки, личность профессионала.

In article the role of the teacher, as head of association of additional education of a tourist and local history orientation in system of regional tourism is considered. Efficiency of pedagogical, methodological, research support on condition of identification of stages of pedagogical support, psychology-pedagogical the practician, application personal the focused, innovative models of teaching based on formation of the complete identity of the polyprofessional is considered.

Key words: tourist-local history orientation, regional tourism, personal model, identity of the professional.

В России XXI в. успешно реализует свои социально-педагогические функции уникальная для мировой образовательной практики система регионального туризма и краеведения. Ключевую роль в ней играет педагог — руководитель объединения дополнительного образования туристско-краеведческой направленности.

Развитие туристско-экскурсионного самодеятельного общественного движения зародилось в конце XIX в. В ХХ в. в нашей стране сформировалась государственная сеть учреждений по работе туристско-краеведческого профиля. Ее развитие убедительно доказало педагогическую целесообразность использования туризма и краеведения как эффективного средства познания окружающего мира и самого себя при любых по-

© Воронова М.В., 2013

литических и социально-экономических системах. Феномен туризма в современном информационном мире выступает не только рациональным средством организации свободного времени и оздоровления населения, но и ресурсом непрерывного образования, в том числе дополнительного профессионального образования. Это актуализирует поиск инновационных и активное использование традиционных видов, форм и средств туризма и краеведения не только в системе дополнительного образования, но и в системе дополнительного профессионального образования педагогов.

Сегодня педагогическую деятельность в отечественной системе дополнительного туристско-краеведческого образования и в сфере внеурочной, внеучебной и досуговой деятельности осуществляют разные категории педагогических кадров: педагоги дополнительного образования,

тренеры-преподаватели, учителя-предметники, классные руководители, вожатые, педагоги-организаторы, социальные педагоги, воспитатели групп продленного дня, руководители школьных краеведческих музеев, руководители объединений по месту жительства детей и молодежи, организаторы скаутского движения и др.

На педагога — руководителя объединения дополнительного образования туристско-краеведческой направленности обществом возложена реализация важной социально-педагогической функции, которая предполагает профессиональное владение такими видами деятельности, как проектирование содержания программ дополнительного образования в соответствии с особенностями и предпочтениями в туризме (пеший, лыжный, горный, водный, велосипедный, конный и др.) и краеведении (экология, геология, этнография, родословие, летопись родного края, военная история, поиск, школьные музеи, история детского движения и др.); обучение и воспитание через приобщение на добровольной основе к познанию малой Родины — своего края и страны в целом, их природного и культурно-исторического наследия и традиций; формирование патриотизма; социально-профессиональное самоопределение в системе должностно-ролевого туристско-краеведческого самоуправления; развитие и оздоровление через освоение духовно-нравственных ценностей, форм здорового образа жизни и физическое саморазвитие; компетентное осуществление безопасной жизнедеятельности коллектива в условиях туристско-краеведческих походов, путешествий и соревнований.

При дополнительной профессиональной подготовке и переподготовке педагогов по краеведению в высшей школе необходимо выявить предпосылки и методы повышения квалификации педагога системы туристско-краеведческого обра-

зования преподавателей в современном краеведческом аспекте, изучить процессы подготовки и переподготовки педагогов в системе дополнительного профессионального туристско-краеведческого образования на основе исследования системы профессиональной подготовки педагогов по краеведению.

Представляется, что педагогическая, методологическая, научно-исследовательская поддержка обучающихся окажет эффективное воздействие на систему подготовки и переподготовки педагогов в профессиональном туристско-краеведческом образовании при условии:

• выявления этапов педагогической поддержки;

• определения эффективных подходов и методик психолого-педагогических практик;

• применения актуальных, инновационных, личностно ориентированных моделей преподавания.

Учитывая вышесказанное, важно определить следующие задачи исследования:

• раскрыть сущность и педагогическое значение краеведения, суть методов подготовки и переподготовки специалистов, тенденции развития;

• обозначить задачи и методы краеведения;

• рассмотреть краеведение как область научного познания социокультурной жизни;

• проанализировать формирование толерантной позиции у современной молодежи с точки зрения краеведения;

• определить инновационные подходы к преподаванию краеведческого курса в вузе;

• сконструировать современную актуальную модель системы дополнительного профессионального туристско-крае-ведческого образования педагогов.

Подготовка преподавателей системы дополнительного туристско-краеведческо-го образования становится эффективной, если будет ориентирована не на формирование абстрактного специалиста с на-

бором определенных профессиональных качеств, а на становление целостной личности полипрофессионала. При таком подходе профессионализм вбирает в себя систему знаний и умений, владение общими и специальными способами деятельности, способность и потребность в совершенствовании своей работы, готовность к изменениям, нестандартность мышления. Конечная цель повышения квалификации и переподготовки состоит в том, чтобы в наиболее короткий срок сформировать профессиональную компетентность педагога системы дополнительного туристско-краеведческого образования.

Были выявлены особенности содержания повышения квалификации педагогов системы дополнительного туристско-краеведческого образования, которые заключаются в следующем:

• подготовке к управлению жизнедеятельностью самодеятельной разновозрастной туристской группы в период проведения автономного от цивилизации туристского похода (экспедиции, путешествия), который является основной формой организации дополнительного туристско-краеведческого образования;

• обеспечении совместного продолжительного проживания в условиях самообслуживания (от 1 дня до 30 и более дней), в полевых (походных) условиях всех субъектов туристского мероприятия — педагога и студентов;

• учете самодеятельного характера сотрудничества и взаимодействия членов туристского походного разновозрастного коллектива при выполнении ими туристских и краеведческих походных обязанностей;

• необходимости формирования широкого спектра компетенций педагога не только в сфере педагогики и психологии, но и основах медицины, санитарии и гигиены, обеспечения безопасности жизнедеятельности, кулинарии, метеорологии и гидрологии, естествознания, краеведения и других необходимых для профессионального исполнения функций руководителя туристского краеведческого объединения;

• реализации оздоровительной и рекреационной направленности туризма при высокой физической активности, психологической напряженности и эмоциональной насыщенности, а также разнообразии форм и методов туристско-краеведческой деятельности;

• взаимосвязи всех звеньев исследовательской, опытно-экспериментальной, организационной, коммуникативной, программно-методической и других видов деятельности педагогов при реализации программ дополнительного туристско-краеведческого образования.

Повышение квалификации включает как коллективные, так и индивидуальные формы работы (педагогический совет, научно-методический совет, программно-методическая деятельность, методические совещания, семинары, конференции, круглые столы; курсы повышения квалификации, наставничество, мастер-классы, тренинг-походы, работа методиста, самообразование) педагога. Адекватность выбора форм повышения уровня квалификации целям, содержанию, формам, средствам и методам обучения и воспитания в системе дополнительного туристско-краеведческого образования обеспечивает его эффективность.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дрогов И.А., Гониянц С.А. Концептуальные подходы к разработке программ (стратегии) развития детско-юношеского и спортивно-оздоровительного туризма в Российской Федерации // Пути развития и совершенствования детско-

юношеского, молодежного и спортивно-оздоровительного туризма: сб. науч. ст. и материалов Всерос науч.-практ. конф, г. Москва, 4—5 декабря 2010 г. / Учреждение РАО Ин-т семьи и воспитания; Рос. гос. ун-т физ. культ.,спорта и туризма; Мосгор-

СЮТур; Союз краеведов России. М.: МАТГР, 2010. С. 3-8.

2. Зорин И.В. Современная модель профессионального туристского образования // Вестник РМАТ. 2011. № 1. С. 72-80.

3. Константинов Ю.С. Анализ развития российской системы детско-юношеского туризма // Дополнительное образование. 2001. № 6. С. 39-43.

4. Новиков А.М. О перспективах развития профессионального туристского образова-

ния // Вестник РМАТ. 2011. № 1. С. 65-71.

5. Остапец А.А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся: метод. рек. М.: РМАТ, 2001. 87 с.

6. Слесарева Л.П. Организационно-педагогические условия развития региональной системы дополнительного турист-ско-краеведческого образования детей (на примере Москвы): автореф. дис. ... канд. пед. наук. Йошкар-0ла,2006. 24 с.

УДК 378.14.015.62 Е.Е. БУХТЕЕВА, О.И. КРАВЕЦ

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МОНИТОРИНГА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Представлена модель мониторинга, состоящая из двух этапов: подготовительного и процессуального. В подготовительный этап входят создание методического аппарата, подготовка студентов и преподавателей к работе в режиме мониторинга. Процессуальный этап представляет собой контролирующие мероприятия, коррекцию, анализ результатов и оценку.

Ключевые слова: педагогическая технология, мониторинг, методическое обеспечение, контроль, коррекция, самоподготовка, анализ.

This article describes the model of monitoring of an education, which consists of the two stages: the preparatory one and the process one. The preparatory stage implies a creation of methodical instruments, a preparation of students and teachers for work in conditions of monitoring. The process stage represents kinds of control and corrective measures and of analyses of results.

Key words: pedagogic technology, monitoring, methodological base, control and correction, analysis.

Педагогическая технология — это систематическое и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного учебно-воспитательного процесса. Мониторинг как педагогическая технология представляет собой, по В.А. Кальней и С.Е. Шишову, систему контролирующих и диагностирующих мероприятий, обусловленных целе-

© Бухтеева Е.Е., Кравец О.И., 2013

полаганием процесса обучения и предусматривающих в динамике уровни усвоения учащимися учебного материала и его корректировку. В понятие «мониторинг» авторы вводят системы контроля, диагностики уровней усвоения материала, коррекции, а также первыми указывают на существенную функцию мониторинга — обеспечение обратной связи, осведомляющей о соответствии фактических результатов запланированным [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.