УДК 37.018.46:383.483.1
М.В. ВОРОНОВА
УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ ПОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОПГОТОВКИ ПО КРАЕВЕДЕНИЮ
Рассматривается роль педагога как руководителя объединения дополнительного образования туристско-краеведческой направленности в системе регионального туризма. Анализируется эффективность педагогической, методологической, научно-исследовательской поддержки студентов при условии выявления этапов педагогической поддержки, психолого-педагогических практик, применения личностно ориентированных, инновационных моделей преподавания, основанных на становлении целостной личности полипрофессионала.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, туристско-краеведческая направленность, региональный туризм, личностно ориенированная модель профессиональной подготовки, личность профессионала.
In article the role of the teacher, as head of association of additional education of a tourist and local history orientation in system of regional tourism is considered. Efficiency of pedagogical, methodological, research support on condition of identification of stages of pedagogical support, psychology-pedagogical the practician, application personal the focused, innovative models of teaching based on formation of the complete identity of the polyprofessional is considered.
Key words: tourist-local history orientation, regional tourism, personal model, identity of the professional.
В России XXI в. успешно реализует свои социально-педагогические функции уникальная для мировой образовательной практики система регионального туризма и краеведения. Ключевую роль в ней играет педагог — руководитель объединения дополнительного образования туристско-краеведческой направленности.
Развитие туристско-экскурсионного самодеятельного общественного движения зародилось в конце XIX в. В ХХ в. в нашей стране сформировалась государственная сеть учреждений по работе туристско-краеведческого профиля. Ее развитие убедительно доказало педагогическую целесообразность использования туризма и краеведения как эффективного средства познания окружающего мира и самого себя при любых по-
© Воронова М.В., 2013
литических и социально-экономических системах. Феномен туризма в современном информационном мире выступает не только рациональным средством организации свободного времени и оздоровления населения, но и ресурсом непрерывного образования, в том числе дополнительного профессионального образования. Это актуализирует поиск инновационных и активное использование традиционных видов, форм и средств туризма и краеведения не только в системе дополнительного образования, но и в системе дополнительного профессионального образования педагогов.
Сегодня педагогическую деятельность в отечественной системе дополнительного туристско-краеведческого образования и в сфере внеурочной, внеучебной и досуговой деятельности осуществляют разные категории педагогических кадров: педагоги дополнительного образования,
тренеры-преподаватели, учителя-предметники, классные руководители, вожатые, педагоги-организаторы, социальные педагоги, воспитатели групп продленного дня, руководители школьных краеведческих музеев, руководители объединений по месту жительства детей и молодежи, организаторы скаутского движения и др.
На педагога — руководителя объединения дополнительного образования туристско-краеведческой направленности обществом возложена реализация важной социально-педагогической функции, которая предполагает профессиональное владение такими видами деятельности, как проектирование содержания программ дополнительного образования в соответствии с особенностями и предпочтениями в туризме (пеший, лыжный, горный, водный, велосипедный, конный и др.) и краеведении (экология, геология, этнография, родословие, летопись родного края, военная история, поиск, школьные музеи, история детского движения и др.); обучение и воспитание через приобщение на добровольной основе к познанию малой Родины — своего края и страны в целом, их природного и культурно-исторического наследия и традиций; формирование патриотизма; социально-профессиональное самоопределение в системе должностно-ролевого туристско-краеведческого самоуправления; развитие и оздоровление через освоение духовно-нравственных ценностей, форм здорового образа жизни и физическое саморазвитие; компетентное осуществление безопасной жизнедеятельности коллектива в условиях туристско-краеведческих походов, путешествий и соревнований.
При дополнительной профессиональной подготовке и переподготовке педагогов по краеведению в высшей школе необходимо выявить предпосылки и методы повышения квалификации педагога системы туристско-краеведческого обра-
зования преподавателей в современном краеведческом аспекте, изучить процессы подготовки и переподготовки педагогов в системе дополнительного профессионального туристско-краеведческого образования на основе исследования системы профессиональной подготовки педагогов по краеведению.
Представляется, что педагогическая, методологическая, научно-исследовательская поддержка обучающихся окажет эффективное воздействие на систему подготовки и переподготовки педагогов в профессиональном туристско-краеведческом образовании при условии:
• выявления этапов педагогической поддержки;
• определения эффективных подходов и методик психолого-педагогических практик;
• применения актуальных, инновационных, личностно ориентированных моделей преподавания.
Учитывая вышесказанное, важно определить следующие задачи исследования:
• раскрыть сущность и педагогическое значение краеведения, суть методов подготовки и переподготовки специалистов, тенденции развития;
• обозначить задачи и методы краеведения;
• рассмотреть краеведение как область научного познания социокультурной жизни;
• проанализировать формирование толерантной позиции у современной молодежи с точки зрения краеведения;
• определить инновационные подходы к преподаванию краеведческого курса в вузе;
• сконструировать современную актуальную модель системы дополнительного профессионального туристско-крае-ведческого образования педагогов.
Подготовка преподавателей системы дополнительного туристско-краеведческо-го образования становится эффективной, если будет ориентирована не на формирование абстрактного специалиста с на-
бором определенных профессиональных качеств, а на становление целостной личности полипрофессионала. При таком подходе профессионализм вбирает в себя систему знаний и умений, владение общими и специальными способами деятельности, способность и потребность в совершенствовании своей работы, готовность к изменениям, нестандартность мышления. Конечная цель повышения квалификации и переподготовки состоит в том, чтобы в наиболее короткий срок сформировать профессиональную компетентность педагога системы дополнительного туристско-краеведческого образования.
Были выявлены особенности содержания повышения квалификации педагогов системы дополнительного туристско-краеведческого образования, которые заключаются в следующем:
• подготовке к управлению жизнедеятельностью самодеятельной разновозрастной туристской группы в период проведения автономного от цивилизации туристского похода (экспедиции, путешествия), который является основной формой организации дополнительного туристско-краеведческого образования;
• обеспечении совместного продолжительного проживания в условиях самообслуживания (от 1 дня до 30 и более дней), в полевых (походных) условиях всех субъектов туристского мероприятия — педагога и студентов;
• учете самодеятельного характера сотрудничества и взаимодействия членов туристского походного разновозрастного коллектива при выполнении ими туристских и краеведческих походных обязанностей;
• необходимости формирования широкого спектра компетенций педагога не только в сфере педагогики и психологии, но и основах медицины, санитарии и гигиены, обеспечения безопасности жизнедеятельности, кулинарии, метеорологии и гидрологии, естествознания, краеведения и других необходимых для профессионального исполнения функций руководителя туристского краеведческого объединения;
• реализации оздоровительной и рекреационной направленности туризма при высокой физической активности, психологической напряженности и эмоциональной насыщенности, а также разнообразии форм и методов туристско-краеведческой деятельности;
• взаимосвязи всех звеньев исследовательской, опытно-экспериментальной, организационной, коммуникативной, программно-методической и других видов деятельности педагогов при реализации программ дополнительного туристско-краеведческого образования.
Повышение квалификации включает как коллективные, так и индивидуальные формы работы (педагогический совет, научно-методический совет, программно-методическая деятельность, методические совещания, семинары, конференции, круглые столы; курсы повышения квалификации, наставничество, мастер-классы, тренинг-походы, работа методиста, самообразование) педагога. Адекватность выбора форм повышения уровня квалификации целям, содержанию, формам, средствам и методам обучения и воспитания в системе дополнительного туристско-краеведческого образования обеспечивает его эффективность.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дрогов И.А., Гониянц С.А. Концептуальные подходы к разработке программ (стратегии) развития детско-юношеского и спортивно-оздоровительного туризма в Российской Федерации // Пути развития и совершенствования детско-
юношеского, молодежного и спортивно-оздоровительного туризма: сб. науч. ст. и материалов Всерос науч.-практ. конф, г. Москва, 4—5 декабря 2010 г. / Учреждение РАО Ин-т семьи и воспитания; Рос. гос. ун-т физ. культ.,спорта и туризма; Мосгор-
СЮТур; Союз краеведов России. М.: МАТГР, 2010. С. 3-8.
2. Зорин И.В. Современная модель профессионального туристского образования // Вестник РМАТ. 2011. № 1. С. 72-80.
3. Константинов Ю.С. Анализ развития российской системы детско-юношеского туризма // Дополнительное образование. 2001. № 6. С. 39-43.
4. Новиков А.М. О перспективах развития профессионального туристского образова-
ния // Вестник РМАТ. 2011. № 1. С. 65-71.
5. Остапец А.А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся: метод. рек. М.: РМАТ, 2001. 87 с.
6. Слесарева Л.П. Организационно-педагогические условия развития региональной системы дополнительного турист-ско-краеведческого образования детей (на примере Москвы): автореф. дис. ... канд. пед. наук. Йошкар-0ла,2006. 24 с.
УДК 378.14.015.62 Е.Е. БУХТЕЕВА, О.И. КРАВЕЦ
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МОНИТОРИНГА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Представлена модель мониторинга, состоящая из двух этапов: подготовительного и процессуального. В подготовительный этап входят создание методического аппарата, подготовка студентов и преподавателей к работе в режиме мониторинга. Процессуальный этап представляет собой контролирующие мероприятия, коррекцию, анализ результатов и оценку.
Ключевые слова: педагогическая технология, мониторинг, методическое обеспечение, контроль, коррекция, самоподготовка, анализ.
This article describes the model of monitoring of an education, which consists of the two stages: the preparatory one and the process one. The preparatory stage implies a creation of methodical instruments, a preparation of students and teachers for work in conditions of monitoring. The process stage represents kinds of control and corrective measures and of analyses of results.
Key words: pedagogic technology, monitoring, methodological base, control and correction, analysis.
Педагогическая технология — это систематическое и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного учебно-воспитательного процесса. Мониторинг как педагогическая технология представляет собой, по В.А. Кальней и С.Е. Шишову, систему контролирующих и диагностирующих мероприятий, обусловленных целе-
© Бухтеева Е.Е., Кравец О.И., 2013
полаганием процесса обучения и предусматривающих в динамике уровни усвоения учащимися учебного материала и его корректировку. В понятие «мониторинг» авторы вводят системы контроля, диагностики уровней усвоения материала, коррекции, а также первыми указывают на существенную функцию мониторинга — обеспечение обратной связи, осведомляющей о соответствии фактических результатов запланированным [1].