Научная статья на тему 'Социализация и профессиональное самоопределение воспитанников Центра помощи детям, оставшихся без попечения родителей средстами туристской самодеятельности'

Социализация и профессиональное самоопределение воспитанников Центра помощи детям, оставшихся без попечения родителей средстами туристской самодеятельности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
609
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ СИРОТСТВО / ДЕТИ-СИРОТЫ / ДЕТСКИЙ ДОМ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА / ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ / ТУРИСТСКИЙ ПОХОД / ПОДРОСТКИ / СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЫ / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / ТУРИЗМ / КРАЕВЕДЕНИЕ / SOCIAL ORPHANHOOD / ORPHANS / CHILDREN''S HOME / SOCIALIZATION / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / SOCIALLY SIGNIFICANT QUALITIES / LIVELIHOODS / BEHAVIOR PATTERNS / TOURIST TRIPS / ADOLESCENTS / SOCIAL AND PROFESSIONAL TESTS / FUNCTIONAL LITERACY / PERSONAL QUALITIES / TOURISM / LOCAL STUDIES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Смирнов Дмитрий Витальевич, Морозова Светлана Владимировна, Бойцов Александр Борисович

Представлен анализ опыта деятельности коллектива педагогов бюджетного учреждения социального обслуживания Вологодской области «Вологодский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «СоДействие» по социализации и профессиональному самоопределению воспитанников. Туристско-краеведческая походная самодеятельность представлена как эффективная форма организации деятельности детей и подростков, направленная на подготовку воспитанников к самостоятельной жизни, социальную адаптацию и профессиональное самоопределение. Представлены механизмы и методы социализации и профессионального самоопределения воспитанников детского дома в туристском походе, экспедиции. Показана роль социально-профессиональных проб в туристском походе в процессах развития и становления личности детей-социальных сирот. Охарактеризована роль педагога-руководителя туристского похода в формировании функциональной грамотности социальных сирот в сфере сохранения здоровья, безопасной жизнедеятельности, туристско-бытовых навыков и межличностной коммуникации. Представлены результаты социометрических измерений эффективности социализации и профессионального самоопределения детей-социальных сирот средствами туризма и краеведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Смирнов Дмитрий Витальевич, Морозова Светлана Владимировна, Бойцов Александр Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socialization and professional self-determination of pupils of the centre for helping children left without parental care by means of tourist activity

The analysis of the experience of the staff of teachers of the budgetary institution of social services in the Vologda region "Vologda Center for Assistance to Children Left without Parental Care", "Cooperation" on socialization and professional self-determination of pupils is presented. Tourist-regional hiking amateur performance as an effective form of organizing the activities of children and adolescents, aimed at preparing pupils for independent living, social adaptation and professional self-determination. The mechanisms and methods of socialization and professional self-determination of the orphanage pupils in a camping trip and expedition are presented. The role of social and professional samples in a tourist campaign in the process of development and development of the children’s personality is shown. The role of the teacher is described as the head of the tourist cam paign in the formation of the functional literacy of social orphans in the sphere of health, safety, life, tourist-household skills and interpersonal communication. The results with sociometric measurements of socialization and professional selfdetermination of children the social orphan intervention of tourism and local history were presented.

Текст научной работы на тему «Социализация и профессиональное самоопределение воспитанников Центра помощи детям, оставшихся без попечения родителей средстами туристской самодеятельности»

СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ТУРИЗМА И КРАЕВЕДЕНИЯ

УДК 37.061; 351.858; 376.64; 37.035; 379.851; 379.843; 001.891.5

Д. В. Смирнов, С. В. Морозова, А. Б. Бойцов

СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ВОСПИТАННИКОВ ЦЕНТРА ПОМОЩИ ДЕТЯМ, ОСТАВШИМСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, СРЕДСТВАМИ ТУРИСТСКОЙ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Представлен анализ опыта деятельности коллектива педагогов бюджетного учреждения социального обслуживания Вологодской области «Вологодский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «СоДействие» по социализации и профессиональному самоопределению воспитанников. Туристско-краеведческая походная самодеятельность представлена как эффективная форма организации деятельности детей и подростков, направленная на подготовку воспитанников к самостоятельной жизни, социальную адаптацию и профессиональное самоопределение. Представлены механизмы и методы социализации и профессионального самоопределения воспитанников детского дома в туристском походе, экспедиции. Показана роль социально-профессиональных проб в туристском походе в процессах развития и становления личности детей-социальных сирот. Охарактеризована роль педагога-руководителя туристского похода в формировании функциональной грамотности социальных сирот в сфере сохранения здоровья, безопасной жизнедеятельности, туристско-бытовых навыков и межличностной коммуникации. Представлены результаты социометрических измерений эффективности социализации и профессионального самоопределения детей-социальных сирот средствами туризма и краеведения.

The analysis of the experience of the staff of teachers of the budgetary institution of social services in the Vologda region "Vologda Center for Assistance to Children Left without Parental Care", "Cooperation" on socialization and professional self-determination of pupils is presented. Tourist-regional hiking amateur performance as an effective form of organizing the activities of children and adolescents, aimed at preparing pupils for independent living, social adaptation and professional self-determination. The mechanisms and methods of socialization and professional self-determination of the orphanage pupils in a camping trip and expedition are presented. The role of social and professional samples in a tourist campaign in the process of development and development of the children's personality is shown. The role of the teacher is described as the head of the tourist cam-

paign in the formation of the functional literacy of social orphans in the sphere of health, safety, life, tourist-household skills and interpersonal communication. The results with sociometric measurements of socialization and professional self-determination of children - the social orphan intervention of tourism and local history were presented.

Ключевые слова: социальное сиротство, дети-сироты, детский дом, социализация, профессиональное самоопределение, социально значимые качества, жизнедеятельность, модели поведения, туристский поход, подростки, социально-профессиональные пробы, функциональная грамотность, личностные качества, туризм, краеведение.

Keywords: social orphanhood, orphans, children's home, socialization, professional self-determination, socially significant qualities, livelihoods, behavior patterns, tourist trips, adolescents, social and professional tests, functional literacy, personal qualities, tourism, local studies.

Процессы реформирования всех областей социальной жизни и поиски эффективных путей решения основных социальных проблем, происходящих в современной России XXI века, болезненно отражаются на наименее социально не защищенных категориях граждан - детях. В сфере социальной защиты детства ключевой проблемой стало социальное сиротство. Демографическая ситуация в России характеризуется тенденцией рождения относительно большего количества детей в неблагополучных семьях, что с каждым годом усугубляет проблему социального сиротства.

Анализ жизни детей перед их поступлением в детские центры помощи показывает, что редко можно выделить в их судьбе какую-либо одну, детерминирующую причину или обстоятельство, приведшие ребенка к ситуации социального сиротства. В большинстве случаев в семьях имелось сочетание неблагоприятных факторов, что сделало невозможным дальнейшее проживание детей с родителями либо создавалась прямая угроза их жизни, здоровью, благополучию. Зачастую неблагоприятные условия существовали достаточно долго и оказали негативное влияние на психическое и физическое развитие, здоровье детей. Лидерами же среди факторов, способствующих социальному сиротству, являются: жестокое обращение с детьми, пренебрежение их потребностями и интересами, безработица родителей.

Несмотря на предпринимаемые государством усилия (усыновление, опекунство, приемная семья), для многих детей-сирот

центры помощи и детские дома остаются основным социальным институтом, обеспечивающим процессы разностороннего развития, обучения и воспитания, подготовку к самостоятельной жизни, определению вектора личностного развития на всю жизнь. В детских домах создаются более или менее оптимальные условия для относительно «благополучного» проживания, физического и духовно-нравственного развития личности ребенка, подростка - социального сироты. Но как бы ни старались педагоги и воспитатели детского дома приблизить условия к домашним, такой центр все равно остается учреждением, неравнозначным социуму полной семьи, где накоплен и передается поколенческий опыт (мама и папа, бабушка и дедушка, братья и сестры). В любом случае «пребывание» ребенка, подростка в социокультурной среде детского дома, в той форме «давления» различных ограничителей, например СанПиНов, накладывает свой отпечаток на их психическое развитие, процессы социализации в обществе и профессиональном самоопределении подростков [1].

Анализ опыта работы педагогов детских домов, а также ряд научных исследований показывают, что для выпускников интернатных учреждений (детских домов) характерен определенный набор личностных (психических) социально значимых качеств: неразвитый социальный интеллект; непонимание материальной стороны жизни и отношений собственности; сниженный уровень умственной активности; нежелание обеспечивать свою жизнь за счет собственного созидательного труда; предрасположенность к внушаемости; инфантильность с определенной степенью наивности в вопросах самообеспечения жизнедеятельности; повышенная готовность принимать как норму асоциальные стереотипы поведения; крайне завышенный или заниженный уровень самооценки; неадекватность личностных притязаний, рентные поведенческие установки и др. Нахождение в детском доме на полном государственном обеспечении часто формирует у детей «навык» иждивенчества, потребительства и нежелания прикладывать усилия для самообеспечения и самообслуживания, ведь до 18 лет, а в некоторых случаях и более позднего возраста они находятся под чрезмерной «опекой» педагогов и воспитателей, которые вынуждены руководствоваться требованиями СанПиНов и других инструкций, ограничивающих самодеятельность, обслуживающий труд воспитанников интернатных учреждений. Все вышеуказанные факторы и, как

следствие, формируемые личностные качества серьезно затрудняют адаптацию выпускников к реальной жизни.

Условия жизнедеятельности и развития детей и подростков, воспитывающихся в детском доме, формируют у них особую внутреннюю позицию так называемого психологического капсулирова-ния, которое состоит в отчужденном отношении к другим, к социальному миру. Особенно оно усугубляется при «столкновении» ребенка с реальной жизнью за стенами детского дома. Это столкновение приводит, особенно старших подростков и юношей, к стремлению находиться в освоенных стереотипах жизнедеятельности в условиях ограниченной социально-культурной среды. Причиной данного стремления является привычка жить в замкнутом пространстве, в неумении самостоятельно интегрироваться в открытое общество, устанавливать новые контакты с окружающими людьми.

Исходя из вышеизложенного, коллективом бюджетного учреждения социального обслуживания Вологодской области «Вологодский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей "СоДействие"» (Центр «СоДействие») была определена миссия, которая заключается в создании условий для подготовки воспитанников к самостоятельной жизни и их успешной социализации в обществе. Перед педагогами Центра «СоДействие» актуализова-лась потребность подобрать эффективные формы организации деятельности воспитанников как в стенах детского дома, так и за его пределами, способствующие их успешной социализации и профессиональному самоопределению.

Одной из таких эффективных форм решения данной проблемы, по мнению ряда ученых, таких как Л. В. Алиева [2], В. А. Горский [3], И. А. Дрогов [4], Ю. С. Константинов [5], А. А. Остапец-Свешников [6], Ю. А. Попович [7], Д. В. Смирнов [8] и др., является туристско-краеведческая самодеятельность, основными средствами которой выступают туристские походы, экспедиции, путешествия и т. д. в природной среде.

Сегодня целью работы педагогов центра «СоДействие» в современных реалиях является поиск наиболее эффективных форм организации деятельности детей и подростков, направленных на подготовку воспитанников к самостоятельной жизни, содействие их успешной социальной адаптации и профессиональному самоопределению.

Разработка теоретических и методологических вопросов, связанных с социализацией в России, началась еще в СССР в 60-е гг.

ХХ в. Первые попытки выявления сущности социальной и исторической значимости были предприняты и раскрыты И. С. Коном в труде «Социализация личности» [9]. На современном этапе развития социальных наук ведущая роль в разработке проблем социализации личности принадлежит А. В. Мудрику [10], М. А. Галагузо-вой [11], А. К. Сидоровой [12], Л. В. Байбородовой [13], Л. В. Мар-дахаеву [14] и другим ученым. Под социализацией они понимают процесс развития человека во взаимодействии с окружающим его социальным миром.

Существуют два подхода к пониманию сущности социализации, различающихся представлениями о человеке и его роли в процессе собственного развития. Так, одни исследователи указывают, что содержание процесса социализации определяется заинтересованностью общества в том, чтобы его члены успешно овладевали общественными ролями, могли участвовать в производительной деятельности, создавали прочную семью, были законопослушными гражданами и т. д. Это характеризует человека как объект социализации [15].

Другой подход связан с тем, что человек становится полноценным членом общества, выступая не только объектом, но и субъектом социализации. Как субъект, он усваивает социальные нормы и культурные ценности общества в единстве с проявлением своей активности, саморазвития, самореализации в обществе, т. е. не только адаптируется к обществу, обогащается опытом, а активно влияет на самого себя, свои жизненные обстоятельства и окружающих людей - реализует себя как личность [16].

Особое значение для педагогического понимания сущности социализации воспитанника детского дома имеет изучение факторов и механизмов социализации личности, требующих от нее определенного поведения и активности. Первая группа факторов -макрофакторы, которые влияют на социализацию всех жителей планеты, а также больших групп людей, живущих в определенных странах. Вторая группа - мезофакторы, т. е. условия социализации больших групп людей, выделяемых по национальному признаку, по месту и типу поселения, по принадлежности к аудитории и т. д. Третья группа - это микрофакторы, к ним относятся семья, микросоциум, организации, прежде всего неформальные объединения (походная группа, самодеятельный коллектив и пр.), в которых происходит социальное воспитание. Влияние микрофакторов на

развитие ребенка осуществляется через агентов социализации, т. е. лиц, во взаимодействии с которыми протекает его жизнь (родители, сверстники, педагоги, соседи и пр.).

Для воспитанника детского дома микрофакторы имеют несколько другую, иную иерархию, чем микрофакторы для ребенка, воспитывающегося в традиционных условиях полной семьи.

Исследуя функции семьи, роль которых, будучи различной на отдельных этапах социализации, остается существенной на протяжении всего жизненного пути человека, А. В. Мудрик выделяет несколько важных позиций:

Во-первых, семья обеспечивает эмоциональное развитие человека.

Во-вторых, семья влияет на формирование (идентификацию) психологического пола человека и его полоролевую социализацию.

В-третьих, семья играет ведущую роль в умственном развитии ребенка.

В-четвертых, в семье формируются фундаментальные духовно-нравственные ценностные ориентации человека, в том числе в сферах социальных и межэтнических отношений, а также направления и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения.

В-пятых, семья играет большую роль в овладении человеком нормами и стилем исполнения им семейных ролей.

В-шестых, семье присуща функция социально-психологической поддержки человека, от чего зависят его самооценка, уровень самоуважения, мера самопринятия, направления и эффективность самовыражения и самореализации.

Особенностью социализации воспитанников детского дома является то, что функции семьи «берет» на себя детский дом, а наиболее значимыми агентами социализации выступают сверстники и воспитатели. Поэтому необходима целенаправленная работа по выбору форм и средств организации совместных видов деятельности, способствующих формированию тех социальных качеств личности, которые определяют включенность ребенка, подростка в общественные отношения.

Одним из педагогически целесообразных видов деятельности по преодолению социальной депривации и формированию готовности к самостоятельной жизни воспитанников детского дома яв-

ляется туристско-краеведческая деятельность как средство социализации личности.

В России феномен детско-юношеского туризма возник в середине XIX в. и носил характер общеобразовательных экскурсий, организаторами и пропагандистами которых были передовые педагоги того времени. Они рассматривали экскурсии в качестве средства закрепления знаний, полученных на школьных уроках. Сегодня туризм все шире используется как средство активного отдыха, способствующее гармоничному развитию личности, укреплению здоровья, повышению культурного уровня ребенка, разумному использованию им свободного времени. Дети, вовлеченные в систему детского отдыха, быстрее обретают социальную зрелость, получают духовную и физическую закалку, активно готовятся к трудовой деятельности. В детско-юношеском туризме познавательная, трудовая, общественная деятельность детей формируется в органическом единстве, оказывая большое влияние на развитие личности ребенка и на ее связи с окружающей средой [17].

Особенностью детско-юношеского туризма и краеведения является развитие самоуправления в коллективе, насыщение свободного времени детей социально значимой деятельностью, что обусловливает непрерывность воспитательного процесса, в соответствии с гносеологически расширяющейся социокультурной средой [18].

Сегодня детско-юношеский туризм и краеведение характеризуются следующими преимуществами педагогического воздействия на личность ребенка, подростка:

Во-первых, яркой особенностью детско-юношеского туризма является развитие самоуправления в походном, чаще всего разновозрастном коллективе воспитанников, насыщение свободного времени детей и подростков социально значимой совместной с педагогом деятельностью.

Во-вторых, активные формы и виды туризма развивают у детей и подростков высокие нравственные качества: коллективизм, честность, трудолюбие; формируют чувство ответственности перед походным коллективом за результат своей работы, личностного вклада в общее дело - жизнеобеспечение группы в условиях автономного существования.

В-третьих, детско-юношеский туризм предоставляет уникальную возможность ребенку, подростку глубже познать самого себя и окружающих, близких, с кем разделяются радости и невзгоды, труд-

ности и достижения; наглядно ознакомиться с историческим и культурным наследием своего родного края, своей страны и других государств. Детско-юношеский туризм и краеведение пробуждают у молодых людей чувство национального самосознания и обеспечивают устойчивую личностную полоролевую самоидентификацию; воспитывают уважение и терпение к преодолению лености, необязательности в решении бытовых трудностей, обеспечивая минимально комфортные условия в походе (экспедиции). Создают среду, в которой воспитанник научается уважительно принимать обычаи и традиции других национальностей и народов, их культуру и традиции.

В-четвертых, детско-юношеский туризм выступает и как средство снятия физической и психологической «напряженности», предупреждения стрессов и конфликтов сменой социального окружения и вида деятельности. Выступает как средство физического развития и совершенствования.

В-пятых, детско-юношеский туризм влияет на развитие у подрастающего поколения коммуникабельности, самодисциплины, адаптации к условиям жизни в социуме в соответствии с принятыми нормами и правилами и в природной среде с соблюдением принципов природосообразности.

В Центре «СоДействие» воспитываются дети, подростки и юноши в возрасте от 3 до 18 лет. Большую часть составляют младшие и старшие подростки в возрасте от 12 лет (65%). Они характеризуются «поиском» необычных обстоятельств, новых впечатлений, стремлением к общению с интересными и неординарными людьми, к испытаниям самого себя и своих товарищей, ярко выраженной потребностью к самовыражению, самоутверждению и самореализации в среде сверстников. Для организации их занятости в свободное время педагогический коллектив Центра «СоДействие» стал активно использовать хорошо зарекомендовавшее себя в многолетней отечественной и зарубежной практике, как показывают исследования ряда ученых [19], педагогически эффективное средство - туристский поход. Сначала педагоги Центра «СоДействие» внедряли в практику несложные и кратковременные походы выходного дня, а затем, приобретя достаточный туристский (бытовой и тактико-технический) опыт руководства детско-юношескими походами, стали совершать и дальние, длительные походы различной категории сложности.

Опыт организации туристско-краеведческой деятельности Центра «СоДействие» твердо убедил педагогов в том, что туристские походы позволяют эффективно решать целый комплекс педагогических задач: обучающих, развивающих, воспитывающих, социализирующих и позволяющих воспитанникам самоопределиться через социально-профессиональные пробы в предстоящей, будущей профессиональной деятельности.

Педагогический совет Центра «СоДействие» выделяет развитие детско-юношеского туризма как одно из приоритетных направлений своей воспитательной работы. В рамках реализации программы развития туристско-краеведческой деятельности воспитанников возник детский туристский клуб «Путник». Сегодня деятельность клуба регламентируется Положением о клубе и Уставом юного туриста, разработанными при активном участии самих воспитанников.

Целью деятельности клуба «Путник» является подготовка воспитанников Центра «СоДействие», активно включенных в ту-ристско-краеведческую самодеятельность, к самостоятельной жизни, содействие их успешной социализации средствами организации туристских путешествий (походов). Задачи клуба определены педагогическим советом Центра:

• пропаганда и популяризация водного и пешего туризма среди воспитанников детского дома;

• формирование знаний умений и навыков здорового образа жизни (ЗОЖ);

• содействие гармоничному развитию личности подростков, росту их духовно-нравственной и физической культуры;

• становление и развитие разновозрастного туристского коллектива, создание благоприятного и комфортного психологического микроклимата в походных группах, развитие детского самоуправления, развитие коммуникативных умений и навыков воспитанников, формирование культуры межличностного общения;

• обеспечение социально-трудовых проб в различных видах до-профессиональной подготовки воспитанников в туристской походной самодеятельности;

• организация разнообразных форм и видов активного досуга и отдыха воспитанников.

Положением о клубе «Путник» определено, что его членами могут быть все желающие воспитанники детского дома старше 8 лет, а также выпускники Центра. Членство в клубе обязывает его членов, воспитанников, к выполнению норм и правил клуба, а также предполагает освоение ими различных социальных ролей (исполнительских, организаторских, творческих и/или исследовательских) в системе походного самоуправления. В клубе определен ряд должностей, которые выполняют воспитанники при подготовке, проведении походов и по их завершении. Выполнение должностных обязанностей приучает воспитанников к ответственности за реализацию различных направлений работы походной группы. Каждый участник клуба «Путник», участник туристской походной группы делает свое дело и несет ответственность перед своими товарищами и руководителями (педагогами) за его качественное выполнение. При этом следует отметить, что старшие подростки, имеющие походный опыт, назначаются на должность помощника руководителя клуба или походной группы. Помощник руководителя помогает вести документацию, заполнять журнал инструктажей по технике безопасности, разрабатывает план действий в походе, например при преодолении естественных препятствий или организации дневки (дня отдыха), распределяет обязанности среди участников похода при организации походного самоуправления - исполнение «дежурных» обязанностей.

Безусловно, важные функции исполняют в туристской группе и другие участники. Завхоз получает продукты, ведет их учет и осуществляет ежедневную их выдачу дежурным в походе для приготовления пищи. Реммастер осуществляет ремонт оборудования и поддерживает туристское снаряжение и инвентарь в рабочем состоянии. Медик отвечает за комплектацию походной аптечки, сбор лекарственных трав и оказывает необходимую первую доврачебную помощь. Фотограф осуществляет в походе фотосъемку, в отчетный период оформляет фотоотчеты. Туристский корреспондент

(репортер) делает репортажи с места событий, ведет дневники походной группы в походе, в отчетный период пишет статьи, заметки в газету Центра «СоДействие» - «Пятачок».

Достаточно широкий спектр задач клуба «Путник» решается использованием разнообразных форм работы, но главной, системообразующей формой обучения, воспитания, развития, социализации и профессионального самоопределения остаются туристские походы и экспедиции.

Прежде всего, это собрания воспитанников и заседания членов клуба, на которых происходит планирование работы, обсуждение кандидатур на должности, принимаются отчеты, оцениваются презентации и подводятся итоги. Решениями таких сборов воспитанникам присваиваются различные «звания», дети представляются к наградам и поощрениям. Использование таких форм, как конкурсы, викторины, состязания, выставки и др., позволяет делать «контрольные срезы» знаний и умений воспитанников, проверить сформированность функциональной грамотности по походными «должностям», туристско-бытовым навыкам, технике и тактике туризма, исследовательской деятельности. Ролевые игры и праздники проводятся для создания благоприятной эмоциональной обстановки при посвящении новичков в юные туристы или при переводе членов клуба на новую ступень - опытных туристов.

Для эффективности работы клуба «Путник» разработана программа, рассчитанная на 3-летний цикл обучения. В ней заложен максимальный объем знаний и умений, которыми должны овладеть воспитанники к выпуску. На первом этапе обучения формируются первоначальные туристские навыки, закладывается основа теоретических знаний, формируется коллектив, совершаются путешествия малой длительности (до 7 дней). На втором этапе закрепляются приобретенные навыки и умения, расширяется география туристских походов, увеличивается продолжительность экспедиций, усложняются задачи для туристов. На заключительном этапе воспитанники наряду с усложнением, увеличением количества и продолжительности путешествий получают начальные инструкторские навыки, работая с вновь пришедшими в клуб членами.

Определяющей формой организации образовательного процесса по данной программе являются выездные практикумы. К туристским походам допускаются подростки, освоившие теоретические знания и получившие практические навыки на инструктивных

занятиях; находящиеся в хорошей физической форме, не имеющие медицинских противопоказаний. Состав туристской группы определяется уровнем (степень, категория) сложности похода и степенью подготовленности каждого из участников.

Туристские походы - это, прежде всего, очень интересный вид познавательной и учебно-исследовательской деятельности для детей и подростков, но он связан и с определенными рисками. В походе туристская группа достаточно долго находится вдали от населенных пунктов, в условиях автономной жизнедеятельности. Для клуба «Путник» очень важно иметь хороших подготовленных инструкторов и педагогов, в совершенстве владеющих методикой организации детско-юношеского туризма и краеведения, поисковой и учебно-исследовательской деятельности в походных, полевых условиях. Поэтому Центр «СоДействие» работает в тесном контакте с инструкторами автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей Вологодской области «Региональный центр дополнительного образования детей» (Региональный центр ДОД). Сегодня с Региональным центром составлена программа социального партнерства, в которую включен план совместной деятельности. Воспитанники клуба «Путник» помимо обособленных походов также имеют возможность путешествовать в составе сборных туристских групп Регионального центра ДОД и участвуют в полевых профильных лагерях, в туристских слетах.

Персональный состав любой туристской группы клуба «Путник» или Регионального центра ДОД определяется руководителем группы. Сложилась традиция, что и в клубе «Путник», и в Региональном центре ДОД в период подготовки туристского похода, за 3-4 месяца до выхода на маршрут, руководитель организует с воспитанниками занятия, на которых отрабатывает начальные туристские тактико-технические навыки, оптимально достаточные по физическим нагрузкам и технической подготовленности. Для качественной подготовки к походу организуются двух-трехдневные походы, где педагог, предоставляя подросткам максимально возможную свободу действий для проявления своей самодеятельности и инициативы, при этом направляет их энергию в педагогически целесообразное «русло» и формы личностно значимой и общественно полезной деятельности, при безусловном обеспечении безопасности для жизни и здоровья воспитанников. Оказывая педагогическое сопровождение и поддержку воспитанникам - участникам по-

хода, педагог-руководитель туристской группы стремится полностью исключить мелочную опеку. Процесс обучения туристско-спортивным, туристско-бытовым и краеведческим, исследовательским премудростям в походных условиях в значительной мере проводится на основе включения воспитанников в систему социально-профессиональных проб, их «погружения» в проблемы жизнеобеспечения группы и ее безопасной деятельности в автономных условиях существования в природной среде. В процессе выполнения различных видов заданий, поручений и собственно туристско-бытовых и/или учебно-исследовательских обязанностей в походной группе участник похода - ребенок (подросток) - имеет право на совершение ошибки. На ошибках учатся и приобретают жизненный опыт! Но ребенок, подросток имеет право и на исправление или преодоление последствий ошибки, в процессе преодоления/исправления которой он собственно и осваивает опыт туристских и жизненных премудростей. Однако мы, педагоги-руководители походов, стремимся, чтобы наши воспитанники обучались и воспитывались на примере старших воспитанников. Вечером или после дневного перехода руководители туристской группы организуют рефлексию (обсуждение совместно с воспитанниками) походного дня, разбор, что получилось, а что нет и почему, что необходимо сделать, чтобы ошибки, если они были, более не совершать.

Разумеется, этот процесс «совершения» ошибки - социально-профессиональной или туристской тактико-технической ПРОБЫ, осуществляется не стихийно, а под педагогическим контролем руководителя группы, при безусловном обеспечении безопасности (страховкой руководителем или его помощником) жизни и здоровья воспитанников. При малейшей опасности, угрозе жизни и здоровью, возможном нарушении техники безопасности процесс обучения «ошибки - пробы» останавливается, необходимым образом комментируется руководителем, а поход продолжается!

При относительной свободе действий участников похода для них устанавливается ряд понятных и общепринятых этических, эстетических, санитарных, экологических правил: «не курить», «не мусорить», «не употреблять ненормативную лексику», «беречь природу».

На маршруте туристского похода и руководители, и воспитанники лишены многих «благ цивилизации», привычных бытовых удобств, поэтому для удовлетворения насущных потребностей всем участникам похода без исключения нужно прилагать определенные усилия, трудиться, что позволяет искоренять в воспитанниках такие качества, как иждивенчество и потребительство. Походный труд по самообслуживанию - созданию и потреблению «туристского продукта» - разнообразен и по качеству, и по количеству физических и интеллектуальных нагрузок, и по напряжённости. Выполняя разнообразные виды труда, прежде всего по самообслуживанию в походной группе, воспитанники приобретают необходимые знания, умения и навыки жизнеобеспечения - туристско-бытовые навыки. Участники похода осваивают премудрости приготовления пищи в полевых условиях, учатся работать с разнообразным туристским снаряжением и инвентарем, приборами для выполнения учебно-исследовательских заданий по краеведению. Они осваивают технологические приемы по осуществлению ремонта одежды и туристского оборудования, приготовлению пищи, наведению переправ через водотоки, обустройству биваков, проведению метеорологических и других наблюдений.

В походах многие воспитанники Центра «СоДействие», оставшиеся без попечения родителей, впервые познают такие премудрости, как топить походную печку, соблюдать правила безопасности, как рассчитывать запасы топлива и заготавливать дрова, пригодные для использования в походных условиях; как необходимо ремонтировать личное снаряжение, пришивать пуговицу или заплатку и т. п. Причем это необходимо сделать здесь и сейчас! И исключительно самому! Безусловно, с наивысшим качеством!

Кроме того, физический труд в походных условиях носит общественно полезный характер. Создать комфортные условия индивидуально, исключительно для себя, собственного потребления, возможно! Но общинность походной группы быстро расставляет приоритеты - блага в походе создаются для всех участников туристской группы. В походе важен вклад каждого участника в обеспечение комфорта и безопасности. Педагоги-руководители походов создают, моделируют условия, когда труд становится условием относительно комфортной жизнедеятельности. Только тогда возникает уважение каждого воспитанника к своему и чужому труду, неуважение и презрение к лени, тунеядству, и тем самым формируется психологическая готовность к созидательному труду в самостоятельной жизни.

В походе все его участники, и руководитель, и рядовые туристы, взаимосвязаны друг с другом, друг от друга взаимозависят. Возникает очень важная с точки зрения воспитания обстановка -ответственная взаимозависимость, которая способствует становлению, сплочению детско-юношеского разновозрастного коллектива и его развитию. Жизнь в условиях автономной жизнедеятельности формирует у старших подростков организаторские способности, развивает инициативу и ответственность за исполнение своих обязанностей, за жизнь и безопасность не только свою, но и своих товарищей. При этом активно протекает процесс формирования таких личностных качеств, как активность, коллективизм, ответственность, взаимопомощь и стремление оказать взаимовыручку в любой нештатной ситуации, потребность в общении и одобрении своих поступков, действий в коллективе единомышленников, увлеченных одной идеей и воплощающих ее в жизнь. Поход обеспечивает формирование умений и навыков находить выход из разнообразных сложных ситуаций, прежде всего житейских, а также «аварийных» ситуаций, связанных с неблагоприятными природными и погодными условиями. В походе дети приобретают жизненно необходимый опыт - рассчитывать на собственные физические силы и учитывать подготовленность товарища по туристской группе, ориентироваться при выполнении общего дела на степень его утомления или усталости.

Важным фактором воспитания является процесс полоролевой самоидентификации, когда осваиваются «роли» в соответствии половой принадлежностью. В походе формируются духовно-нравственные ценности, свойственные разнообразным моделям поведения юношей и девушек. Воспитанники осознают свое жизненное предназначение: девушка и юноша - будущие мать и отец. Активно формируются традиционные для русской культуры нормы мужского и женского начал в личностном поведении. Транслируется и прививается юношам уважение к женщине, забота о старших и младших.

Особая роль в социально-профессиональных пробах в походных условиях принадлежит включенности воспитанников в краеведческую, познавательную и исследовательскую деятельность, реализуемую непосредственно в походах, в период подготовки и при подведении итогов путешествия. В процессе этой деятельности также весьма успешно в клубе «Путник» решаются задачи граж-данско-патриотического, нравственного, экологического и эстетического воспитания. У воспитанников накапливаются яркие образные новообразования, подкрепляемые эмоциональными впечатлениями, и, что немаловажно, со-переживание, со-страдание, связанные с жизнью животных или насекомых в природной среде, со знакомством с историей родного края и с жизнью интересных и неординарных людей, простых стариков (носителей нравственных и духовных ценностей, народной культуры и традиций) и тружеников (любящих свой край и ценящих свой труд, создающих различные блага жизни), сверстников в различных уголках страны.

Совершая путешествия на Полярный Урал, подростки клуба «Путник» познакомились с жизнью малых этносов - национальных общин, узнали много нового об особенностях их быта, формах и видах труда, занятиях по собственному жизнеустройству и созданию бытового и психологического комфорта (установка чума и его обустройство, ведение скотоводческого натурального хозяйства, особенности и традиции национальной кухни, выполнение социальных ролей в семьях северных народов, особенности жизни детей и их обязанности и права в семье оленеводов). Во время совершения похода по территории Республики Карелия дети «вживую» увидели обитателей северных рек и лесов. Во время похода по Краснодарскому краю побывали на бахче и в горах. В походе по Тульской области узнали много исторической информации об участии князя Белозерского в Куликовской битве.

Следует обратить внимание, что результаты учебно-исследовательских работ воспитанники по возвращению из похода (экспедиции) оформляли в виде «образовательных продуктов» (презентаций, рефератов, докладов, стенных газет и др.). Эти образовательные продукты учителя-предметники и воспитатели активно используют в образовательном процессе и во внеурочной деятельности, тем самым «поднимая» социальную значимость, авторитет участников походов в среде сверстников.

Мы полагаем, что чем шире география туристских походов воспитанников клуба «Путник», тем больше знаний о великолепии природы и жизни людей нашей необъятной страны они не только получат сами, но по возвращении в стены детского дома передадут в своих рассказах и выступлениях, организованных в период отчета о походе, своим сверстниками и товарищам, младшим. Тем сильнее будет формироваться чувство принадлежности к России, гордости за красоты и богатства, любви к ее природным и культурным объектами, уважения к народам, ее населяющим, и уважение к их традициям, вероисповеданию и жизненному укладу - образу жизни.

Пребывание на лоне природы, вдали от шумной суеты городской среды, в тесном кругу у костра располагает к ведению задушевных бесед, пробуждает романтические настроения и поэтический настрой. У воспитанников под воздействием неформальной по сущности отношений социокультурной среды походной группы возникают философские вопросы, о которых можно рассуждать

бесконечно, так и не найдя ответа. Ведя непринужденную беседу с подростками, руководитель туристской походной группы в неформальных отношениях общения обучает своих воспитанников умению слушать и слышать (!), вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения и отстаивать свою позицию, соотносить мнение других людей со своим и, что немаловажно, признавать совершённые ошибки, неверные суждения и находить компромиссы. Особенно плодотворными такие «задушевные» беседы бывают, когда в группе появляются «другие» люди (местные жители, туристы из других регионов, представители различных профессий), обладающие харизмой, чувством юмора, владеющие чем-то сокровенным (историями, мыслями и идеями), чем они щедро делятся с детьми и подростками, способствуя формированию новообразований -культуры межличностного общения.

Туристская самодеятельность является хорошим способом формирования навыков активного отдыха и досуга подростков в природной среде. Увлечение активными видами и формами туризма позволяет осуществлять пропедевтические мероприятия с воспитанниками по профилактике различных асоциальных форм поведения, вредных привычек. Так, воспитанники, участвующие в походах, как показывает опыт нашего клуба «Путник», избегают влияния «дурных компаний», культивирующих асоциальные формы поведения, в том числе употребление алкоголя, наркотиков, табакокурения и пр.

Туристская походная деятельность позволяет решать еще одну очень важную задачу - духовно-нравственного и физического оздоровления детей и подростков. Свежий воздух, здоровый сон на свежем воздухе, закаливание, воздушные ванны, водные процедуры, физическая активность и пр. - все это способствует укреплению здоровья. В совокупности с педагогическим воздействием личного примера педагога-руководителя туристского похода формирует функциональную грамотность в сфере сохранения здоровья и безопасной жизнедеятельности в природной среде, навыки здорового образа жизни (соблюдение режима дня, выполнение утренней гимнастики, соблюдение личной гигиены, рациональное питание и пр.). Нахождение вдали от цивилизации - это наиболее результативный способ избавления от вредных привычек. В походных условиях, особенно вдали от населенных пунктов, отсутствуют соблазны и возможности приобрести сигареты. В походных ус-

ловиях физической активности воспитанники особенно остро чувствуют необходимость соблюдать нормы личной гигиены [20]. Они получают опыт практического применения знаний об использовании природных материалов в качестве гигиенических и обеззараживающих средств, учатся своими силами устраивать походную баню или организовывать душ в полевых условиях. Природа дает возможность укреплять организм фитосредствами и употреблять в пищу натуральные витамины в виде чаев из природных материалов (растений). Воспитанники учатся на практике разбираться в травах, ягодах, грибах. Для организации занятости воспитанников во время стоянок (дневок) старшими воспитанниками участниками похода организуются и проводятся спортивные игры, эстафеты, соревнования, подвижные игры на местности и конкурсы. Туристская деятельность является хорошим способом активного отдыха подростков. А увлечение туризмом позволяет воспитанникам избежать «дурных» компаний, приобщающих к негативным формам проведения досуга.

Для повышения интереса к занятиям активным туризмом и стимулирования туристско-краеведческих и/или туристско-спор-тивных достижений членов клуба «Путник» предполагается участие воспитанников в туристских соревнованиях, командных играх, туристских слетах. Хороший воспитательный эффект дает привлечение «трудных» подростков к судейству туристских соревнований в качестве юных судей на этапах дистанций. Это способствует преодолению различных комплексов в коммуникации и стимулирует проявление активности, прежде всего снятию скованности и необщительности, и помогает укреплению собственной самооценки. Старших воспитанников клуба «Путник» мы активно привлекаем к работе с новичками или младшими детьми как наставников-инструкторов. Получив такое «доверие» - общественное поручение, на первых порах по форме похожее на «повинность», в форме ответственности за младшего, неопытного участника походного коллектива, они, старшие воспитанники, сами приобретают жизненный опыт, обучая младших, и становятся ответственными, заинтересованными, инициативными помощниками педагога. Старшие воспитанники с огромным энтузиазмом осваивают социальную «роль» старшего товарища, брата/сестры, мастера-«дока» в туристском походном деле и жизнеустройстве походной группы.

Реализуя ряд лет в клубе «Путник» программу подготовки воспитанников к самостоятельной жизни средствами туристско-краеведческой деятельности, у клуба и педагогов, старших воспитанников накопился определенный опыт (педагогический багаж знаний, умений и навыков), сформовалась компетентность. Этим «багажом» знаний сегодня есть стремление поделиться! Клуб «Путник», педагоги самостоятельно создали интернет-сайт (www.turizmdd5.ucoz.ru). На его страничках педагоги и воспитанники выкладывают информацию и свои отчеты, они надеются расширить географию и увеличить круг единомышленников - людей, увлеченных активным туризмом, а затем, возможно, еще расширить географию путешествий членов клуба «Путник» по просторам России и зарубежья.

С каждым годом в клубе «Путник» увеличивается общее количество туристских походов и экспедиций. Длительные дальние путешествия в группах оказали свое влияние на сплочение разновозрастного коллектива туристов - воспитанников детского дома.

Так, отмечается тенденция роста числа воспитанников, активно включившихся в туристскую деятельность, причем с 2014 по 2016 г. заметно сместилась нижняя возрастная граница членов клуба «Путник» (табл. 1).

Таблица 1

Динамика численности воспитанников клуба «Путник» __(2014-2016 гг.) __

Год Всего воспитанников старше 8 лет Из них участвуют в туристской деятельности В возрасте от 8 до 12 лет В возрасте от 13 до 16 лет В возрасте от 17 до 18 лет и старше

чел. % чел. % чел. % чел. % чел. %

2014 32 84 14 44 2 15 9 64 3 21

2015 32 84 17 53 3 17 8 48 6 35

2016 24 85 17 79 7 41 6 35 4 24

С каждым годом увеличивается общее количество пеших и водных туристских походов и экспедиций, совершаемых воспитанниками клуба «Путник», а также расширяется география путешествий (табл. 2). Длительные дальние путешествия оказали свое влияние на сплочение разновозрастного коллектива туристов клуба «Путник».

География походов и путешествий клуба «Путник» _(2014-2016 гг.)_

Год Маршрут Всего

2014 1) Кубенское озеро, Вологодская обл. 2) Шекснинское водохранилище, Вологодская обл. 3) р. Юг, Никольский район, Вологодской обл. 4) Полярный Урал 5) Онежское озеро, Карелия 5

2015 1) р. Ахтуба, Астраханская обл. 2) Кубенское озеро, Вологодская обл. 3) Шекснинское водохранилище, Вологодская обл. 4) Ковжское озеро, Вытегорский район, Вологодской обл. 5) р. Кулой, Тотеский район, Вологодская обл. (старшие воспитанники) 6) р. Кулой, Тотемский район, Вологодская обл. (воспитанники младшего и среднего возраста) 7) р. Кема, Вытегорский район, Вологодской обл. 7

2016 1) с. Никулинское (полевой стан в течение всего года) 2) Погостец, Вологодский район ( 2 похода) 3) Лоско-Азатские озера, Вологодская обл. 4) р. Андога, Вологодская обл. 5) Малыгино, Крепость, Вологодская обл. 6) Онежское озеро, Карелия 7) р. Малая Лаба, Краснодарский край 7+ полевой стан, ПВД

Интересны и результаты, полученные в ходе социометрического опроса, проведенного в 2016 г., которые свидетельствуют о комфортном состоянии каждого члена клуба и благоприятном психологическом климате в целом в клубе «Путник» (табл. 3). Анализ данных, представленных в табл. 3, свидетельствует о том, что наблюдается положительная динамика в развитии эмоционально-волевой сферы воспитанников, включенных в активную туристско-краеведческую деятельность.

Таблица 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Динамика развития эмоционально-волевой сферы воспитанников, включенных в туристско-краеведческую деятельность (2014-2016 гг.),

%

Показатели 2014 2015 2016

развития эмоционально-волевой сферы Высокий Средний Низкий Высокий Средний Низкий Высокий Средний Низкий

Эмоциональная стабильность 12 59 29 18 64 18 33 56 11

Волевая регуляция своих чувств 62 36 2 55 36 9 50 42 8

Эмоциональная отзывчивость 42 47 11 38 53 9 42 47 11

Способность к

волевым усилиям 12 52 36 18 52 30 18 59 23

при трудностях

Анализ приведенных данных (табл. 3) показывает, что у воспитанников преобладает позитивное эмоциональное состояние, они жизнерадостны, активны, охотно занимаются коллективными делами. Это свидетельствует о психологическом комфорте воспитанников, их эмоциональном благополучии. Дети, подростки становятся эмоционально стабильнее. За период с 2014 по 2016 г. в результате целенаправленной пропедевтической коррекционно-развивающей работы выросло число детей и подростков членов клуба «Путник» с высоким уровнем развития волевых качеств. Положительная динамика отмечается в развитии самостоятельности воспитанников. Важным показателем эмоционального развития является развитость мотивации достижения успеха, т. е. стремление к достижению высокого результата, первенства в той или иной лич-ностно значимой для ребенка, подростка деятельности, что отражает силу личности, уверенность в себе. В настоящее время у многих наших воспитанников сформирован высокий уровень мотивации достижения успеха по различным направлениям деятельности клуба «Путник».

Серьезные изменения за 2014-2016 гг. произошли в характеристике членов клуба. На сегодняшний день значительно меньше стало воспитанников, имеющих устойчивую вредную привычку табакокурения, среди членов клуба нет случаев употребления спиртных напитков, нет случаев правонарушений (табл. 4).

Динамика результатов воспитательного воздействия на воспитанников клуба «Путник» (2014-2016 гг.)_

Случаи Воспитанники,

Члены клуба Курящие употребления состоящие

спиртного на учете в ИДН

% от

Год общего % от % от % от

чело- числа чело- числа чело- числа чело- числа

век воспи-танни-ков век членов клуба век членов клуба век членов клуба

2014 14 84 5 35 3 21 2 14

2015 17 84 4 23,5 2 12 0 0

2016 17 85 1 6 0 0 0 0

Результаты диспансеризации 2014-2016 гг., представленные в табл. 5, подтверждают стабильность физического здоровья детей, отсутствие ухудшений. Значительно снизилось число заболеваний воспитанников членов клуба «Путник» школьного возраста. Отмечается позитивная динамика здоровья и физического развития членов клуба.

Таблица 5

Динамика результатов оздоровительного воздействия активного участия в туристско-краеведческой деятельности членов __клуба «Путник (2014-2016 гг.)_

Члены клуба

Год 1-я группа 2-я группа 3-я группа 4-я группа

здоровья здоровья здоровья здоровья

Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во %

2014 0 0 6 43 8 57 0 0

2015 1 6 3 18 13 76 0 0

2016 1 6 5 30 11 65 0 0

Физкультурно-оздоровительная направленность деятельности клуба «Путник» с использованием средств детско-юношеского туризма сделала свое дело. Воспитанники стали более серьезно относится к сохранению и укреплению своего здоровья, а также активно включились в соблюдение норм здорового образа жизнедеятельности. Осенью 2016 г. 6 членов клуба приняли участие в городском конкурсе рисунков «Я выбираю здоровье», 13 человек вышли на Лыжню России - 2016, помимо занятий туризмом (походы и экспе-

диции, соревнования и турслеты) воспитанники клуба «Путник» активно посещают каток и спортивные секции (футбол, дзюдо и др.).

В условиях Центра «СоДействие» занятия активным туризмом выступают еще и как фактор, стимулирующий включение воспитанников и в другие виды деятельности: учебную, творческую, трудовую. Участие в увлекательных походах рассматривается как поощрение за особые достижения, поэтому все члены клубы «Путник» стремятся иметь стабильно положительные результаты в учебе, быть активными в коллективных творческих делах Центра, принимать участие в общественно полезном и производительном труде.

За последние три года среди членов детско-юношеского туристского клуба «Путник» нет бросивших учебу, оставшихся на второй год или неуспевающих. В целом, характеризуя учебно-познавательную деятельность воспитанников, следует отметить значительную положительную динамику в развитии: повышается самостоятельность и самоорганизация в учебной деятельности, растет число детей с позитивной учебной мотивацией, осознающих важность и необходимость обучения, заинтересованных в хороших результатах освоения программ ФГОС общего образования.

У воспитанников клуба «Путник» старше 14 лет все чаще стало проявляться желание быть трудоустроенными в свободное от учебы время. Причем эти подростки трудятся добросовестно и не имеют нареканий со стороны работодателей. В основном они заняты в торговых центрах «Макси», «Оазис», в магазине «Ярославские краски», на объектах ЖКХ, на стройках города, в Центре «СоДействие», замещая обслуживающий персонал. Воспитанники - старшие подростки участвовали в ремонтных бригадах детского дома и школ города.

Включение в трудовую деятельность (производственный труд), по нашему мнению, является мощным фактором, ресурсом воспитания личности и способствует жизненному самоопределению и осознанному выбору будущей профессии.

В 2015-2016 учебном году 3 выпускника 9-го класса и выпускница 11-го класса, имея опыт трудовой деятельности, осознанно выбрали профессии и определились с учебными заведениями (табл. 6) для продолжения образования.

Таблица 6

Профессиональное самоопределение членов клуба «Путник», _выпускников 2015-2016 учебного года_

Учебное заведение Специальность Количество человек

ВПТТ Сварщик 2

Машиностроительный техникум Информационные системы 1

РГГУ г. Москва Психология управления 1

Целенаправленная работа по профориентации и развитию индивидуальных способностей позволила в последние три года членам клуба «Путник», выпускникам, избавиться от выбора профессии «за компанию». Каждый выпускник 2016 г. взвесил свои «хочу», «могу», «надо» и выбрал профессию для себя.

Социальная адаптация воспитанников выступает показателем состояния, связанного с освоением личностью новой социальной среды, норм и ценностей общества; приобретение умений и навыков в организации собственного образа жизнедеятельности характеризуется как способность к труду, обучению, самообслуживанию и оказанию взаимопомощи и поддержки коллективе; изменчивостью (адаптивностью) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других.

Социальную адаптацию воспитанников членов клуба «Путник» мы рассматриваем в трех аспектах:

- адаптация в Центре «СоДействие»,

- адаптация в школе,

- соблюдение правил и законов общественной жизни, социально-правовых норм.

В начале каждого учебного года на психолого-медико-педагогическом консилиуме обсуждается программа сопровождения и утверждаются индивидуальные образовательные маршруты развития и социализации каждого воспитанника. Намечаются педагогические задачи на текущий год. В середине учебного года воспитатели совместно со специалистами проводят корректировку этого плана, в конце подводят итоги успешности выполненного плана за год. Оценка успешности социальной адаптации воспитанников фиксируется в «Дневнике индивидуального сопровождения воспитанника».

За последние годы отмечается позитивная динамика в формировании у воспитанников отношения к Центру «СоДействие» как к своему собственному дому. Растет число детей и подростков, которые осознанно относятся к правилам и распорядку жизни в детском доме, стараются не нарушать их. 100% воспитанников активно включены в жизнь детского дома: организуют дела в группе, ответственно относятся к поручениям, проявляют активность в подготовке и проведении традиционных мероприятий: праздников, концертов, конкурсов, выставок, встреч. Воспитанники, прошедшие адаптационный период, вовлеченные в активную деятельность, выбравшие себе увлечение - занятия туристско-краеведчес-кой походной самодеятельностью, отдаляются от разного рода негативных факторов и придерживаются принятых в Центре «СоДействие» правил.

Проанализировав результаты адаптации выпускников и членов клуба «Путник», можно констатировать, что социализация и профессиональное самоопределение проходят достаточно успешно, а следовательно, деятельность клуба достигает поставленной цели. Чем больше подростков и детей будет вовлечено в турист-ско-краеведческую походную самодеятельность, тем выше будут результаты по большинству показателей социализации и профессионального самоопределения, а значит, возрастет уровень функциональной готовности воспитанников детского дома к жизни в обществе.

Включенность детей и подростков в туристско-краеведческую деятельность позволяет успешно преодолевать социальную депри-вацию и комплексно решать задачи подготовки воспитанников к самостоятельной жизни. Опыт показывает, что знания, умения и навыки, приобретенные в процессе специально организованной активной туристско-краеведческой походной самодеятельности, легко трансформируются и переносятся на ситуации реальной жизни. Это позволяет воспитанникам в дальнейшем самостоятельно находить пути решения возникших проблем и успешно реализовывать модели поведения.

Нам удалось выделить туристско-краеведческую походную самодеятельность как способ социализации воспитанника детского дома, обосновать ее значение в решении задач подготовки воспитанников к самостоятельной жизни на разных возрастных этапах и акцентировать внимание на личности подростка как субъекте

собственного развития. За относительно короткий период времени -2014-2016 гг. - нам удалось добиться положительных результатов в духовно-нравственном, физическом и социальном развитии личности воспитанников клуба «Путник», что подтверждает эффективность выбранных нами педагогических средств и форм деятельности.

Представленная система работы Центра «СоДействие», по нашему мнению, может использоваться и другими учреждениями, занимающимися воспитанием детей и подростков с использованием средств туризма и краеведения, а разработанная программа подготовки воспитанников к самостоятельной жизни туристско-краеведческой походной самодеятельности может быть легко адаптирована к специфике конкретного учреждения.

Примечания

1. Мардахаев Л. В., Смирнов Д. В. Принцип открытости образовательной среды в практике социализации личности воспитанников детских домов // Опыт и проблемы социализации воспитанников детского дома средствами физкультурно-спортивной и туристско-краеведческой деятельности: материалы опытно-экспериментальной работы : сб. материалов из опыта работы педагогов-исследователей в режиме Федеральной экспериментальной площадки / под науч. ред. Д. В. Смирнова ; ФГНУ «Институт содержания и методов обучения» РАО, КОУ Воронежской области «Школа-интернат № 1. для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». М. : ФГНУ ИСМО РАО ; Воронеж : КОУ ВО Школа-интернат №1, 2013. С. 19-34.

2. Алиева Л. В. Система научно-методического обеспечения туристско-краеведческой деятельности в педагогическом наследии А. А. Остапца // Вестник Академии детско-юношеского туризма и краеведения. 2015. № 4. С. 6-19.

3. Горский В. А., Чепик В. Д. Туризм как образовательное пространство // Доп. образование. 2000. № 7-8. С. 19-25.

4. Дрогов И. А. Организационное и программно-методическое обеспечение учебно-тренировочной работы в спортивно-оздоровительном туризме : монография / ФГБОУ ВПО «Российский гос. ун-т физ. культ., спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)» ; МОО «Междунар. акад. детско-юношеского туризма и краеведения им. А. А. Остапца-Свешникова». М., 2014. 160 с.

5. Константинов Ю. С., Куликов В. М. Педагогика школьного туризма. М. : ЦДЮТур МО РФ, 2002.

6. Остапец А. А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся: метод. рекомендации / Рос. междунар. акад. туризма. М. : РМАТ, 2001. 87 с.

7. Попович Ю. А. Экспедиционная деятельность учащихся как средство формирования гармонично развитой личности : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. М., 1992. 18 с.

8. Смирнов Д. В. Проектирование социокультурной среды дополнительного туристско-краеведческого образования в целях гражданско-нравст-венного воспитания подрастающего поколения // Гражданско-патриотичес-кое воспитание школьников во взаимосвязи формального и неформального образования : [сб. материалов из опыта работы педагогов в режиме экспе-рим. площадки] / Учреждение Рос. акад. образования «Ин-т содерж. и методов обучения» ; Киров. ин-т повышения квалификации и переподгот. работников образования. М. : УРАО ИСМО, 2011. С. 16-25.

9. Кон И. С. Социализация личности. М. : Политиздат, 1967. 383 с.

10. Мудрик А. В. Социализация человека. М., 2004.

11. Галагузова М. Проблемы развития социальной педагогики в России // Педагогическое образование и наука. 2009. № 10. С. 4-8.

12. Социально-педагогическая поддержка ребенка в процессе социализации: материалы Рос. науч.-практ. конф., Москва, 6 ноября 2008 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации ; Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования (Москва) ; Департамент образования г. Москвы ; Моск. гуманитар. пед. ин-т. М. : Академия : АПК и ППРО, 2008. С. 291.

13. Байбородова Л. В. Взаимодействие в разновозрастных группах учащихся. Ярославль : Академия развития, 2007.

14. Мардахаев Л. В. Методология социальной педагогики // Педагогическое образование и наука. 2011. № 1. С. 4-14.

15. Преодоление трудностей социализации детей-сирот / под ред. Л. В. Байбородовой. Ярославль, 1997.

16. Сидорова Л. К. Организация и содержание работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. М., 2004; Дети социального риска и их воспитание / под ред. Л. М. Шипицыной. СПб., 2003.

17. Константинов Ю. С. Детский туризм в России. Очерки истории: 1918-1998 гг. М., 1998.

18. Юньев И. С. Краеведение и туризм. М. : Знание, 1974.

19. Божович Л. И. Психологическое изучение детей в школе-интернате. М., 1996; Губаненков С. М. Обеспечение безопасности путешествий. СПб. : ГДТЮ, 1995; Смирнов Д. В., Сысолятина О. В. Факторы и индикаторы оздоровительного воздействия на организм подрастающего поколения туристских прогулок, походов и экспедиций с активными формами передвижения // Пути развития и совершенствования детско-юношеского, молодежного и спортивно-оздоровительного туризма : сб. науч. статей и материалов Всерос. науч.-практ. конф. (г. Москва, 4-5 дек. 2010 г.) / Учрежд. РАО «Ин-т семьи и воспитания» ; Рос. гос. ун-т ФКСиТ ; МосгорСЮТур ; Союз краеведов России. М. : МАТГР, 2010. С. 115-119; Фомин В. П. Проблемы и перспективы развития детского туризма в Республике Казахстан // Духовно-нравственный и гражданско-патриотический потенциал дополнительного образования детей : докл. и материалы Междунар. науч.-пед. форума, посв. 70-летию Победы над фашизмом в Великой Отечественной войне 1941-

1945 гг., 3-5 дек. 2014 г., г. Санкт-Петербург / М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. гос. бюджет. науч. учреждение «Ин-т содержания и методов обучения» Рос. акад. образования, Междунар. обществ. орг. «Междунар. Акад. дет.-юнош. Туризма и краеведения им. А. А. Остапца-Свешникова» [и др.] ; [науч. ред. Д. В. Смирнов]. СПб. ; Киров : Радуга-ПРЕСС, 2015. С. 117-122; Фомин В. П. Туристско-краеведческая экспедиция как форма экологического воспитания старшеклассников: автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.06 / Ин-т развития личности Рос. акад. образования. М., 1998. 18 с.; Шипко А. Л. Туристско-краеведческая деятельность как средство воспитания готовности старшеклассников к защите Родины: автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / АПН СССР, НИИ общ. проблем воспитания. М., 1988. 15 с.

20. Смирнов Д. В., Горбатенко С. А. Навыки здорового образа жизни в туристском путешествии, походе, экспедиции // Туризм Уральского региона: проблемы, привлекательность, перспективы, технологии : материалы Меж-дунар. науч.-практ. конф. под эгидой UNESCO : в 3 т. Т. III (г. Екатеринбург, 21-22 ноября 2002 г.) / М-во по физ. культуре, спорту и туризму Свердл. обл. ; Рос. междунар. акад. туризма ; Урал. ин-т туризма. Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2002. С. 18-20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.