соч.; Хусаинов З. А. Организация туристских походов по изучению родного края и формирование экологической культуры детей // География и туризм : сб. науч. тр. Вып. 5 / Перм. гос. ун-т. Пермь, 2008. С. 211-216.
УДК 796.5; 614.8.01; 37.018.46
Д. В. Смирнов, А. Н. Анохин
ОБ ОСОБЕННОСТЯХ В СОДЕРЖАНИИ И НАПРАВЛЕНИЯХ ПОДГОТОВКИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ НА КЛАСТЕРНОЙ ОСНОВЕ ДЛЯ БЕЗОПАСНОГО СПОРТИВНОГО И ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА
Представлены пути решения проблемы подготовки педагогов дополнительного образования, тренеров, преподавателей, вожатых, педагогов-организаторов и других специалистов для массовых форм самодеятельного туризма на основе кластерного подхода. Актуализирована необходимость активного вовлечения молодежи в духовно-нравственную социально значимую атмосферу жизни современного общества средствами активного туризма и краеведения. Показана необходимость безусловного обеспечения безопасности при организации туристских и оздоровительных программ и мероприятий. Обозначено, что физическое, психическое и функциональное здоровье детей и подростков - это не только и не столько медицинская, сколько психолого-педагогическая проблема современного информационного общества, характеризуемого низким уровнем физической активности подрастающего поколения. Представлен опыт МОО «Международная академия детско-юношеского туризма и краеведения им. А. А. Остапца-Свешникова» создания новых условий социального взаимовыгодного партнерства на кластерной основе для поступательного развития системы обеспечения детско-юношеского туризма и краеведения, оздоровления детей и подростков. Показано, что решение проблем содержания и направлений подготовки и переподготовки педагогических кадров для безопасного спортивного и оздоровительного туризма должно носить комплексный характер на основе кластерного подхода.
The author presents ways of solving the problem of training teachers of additional education, trainers of teachers, counselors, teachers, organizers, and other specialists in mass forms of amateur tourism based on the cluster approach. The need to actively involve young people in the mental socially significant atmosphere of modern society through means of active tourism and local history is actualized. The author demonstrates the need for unconditional security in the organization of tourist and recreational programs and activities. It is indicated that the physical, mental and functional health of children and adolescents is not only a medical but also a psychological and pedagogical problem of the modern information society, characterized by a low level of physical activity of the younger generation. The author presents the experience of the International Academy of Children and Youth Tourism and Local Lore Studies named after A.A. Ostapts-Sveshnikov in creating new conditions for social mutually beneficial partnership on a cluster basis for the progressive development of the system of providing children and youth tourism and health care. It is shown that solving the problems of content and directions of training and retraining of teaching staff for safe sports and health tourism should be integrated and based on the cluster approach.
Ключевые слова: содержание образования, подготовка кадров, переподготовка, квалификационная структура, кластерный подход, детско-юношеский туризм, спортивно-
туристская направленность, оздоровительная направленность, физические упражнения, укрепление здоровья, физическое развитие, здоровьесбережение.
Keywords: educational content, training, retraining, qualification structure, cluster approach, children and youth tourism, sports-tourist orientation, health-improving orientation, physical exercises, health promotion, physical development, health protection.
Процессы реформирования системы образования в Российской Федерации затрагивают все категории педагогических кадров, в том числе и общественных, в сфере детско-юношеского туризма и краеведения. Вопросы совершенствования профессиональной деятельности в сфере безопасности организации образовательного процесса, подготовки и переподготовки специалистов образовательных организаций дополнительного образования детей и организации летнего оздоровительного отдыха являются актуальной проблемой современности. Разработка методологии построения содержания образования в сфере спортивного (маршруты и дистанции) и оздоровительного (походы выходного дня и экспедиции, активный отдых) туризма позволяет решать широкий спектр проблем профессионального образования, квалификационной структуры кадров - специалистов, использующих в своей деятельности спортивно-туристские, игровые и оздоровительные технологии, базирующиеся в своей основе, прежде всего, на средствах активных игровых методик на местности, видах и формах туризма, физической культуры и краеведения с элементами активных исследовательских методик для разностороннего развития подрастающих поколений.
За последние 100 лет через активные формы туризма, прежде всего походы, экспедиции и экскурсии, занятия физическими упражнениями в природной среде, на свежем воздухе и активные виды исследований с целью познания родного края, у подрастающего поколения происходит активизация процессов социализации, профессионального самоопределения и формирование гражданской позиции. Ознакомление с родным краем, особенностями общественного строя, культурой, историей, традициями жизни своего народа формирует патриотические чувства, закрепляемые через личностное отношение с событиям и явлениям на организуемых туристско-спортивных или краеведческих мероприятиях, встречах с ветеранами. Массовые мероприятия спортивно-туристской и оздоровительной направленности способствуют приобщению молодежи к регулярным занятиям физическими упражнениями, укреплению здоровья и физическому развитию. В процессе спортивно-туристских занятий и краеведческой работы занимающиеся быстро приобретают навыки исследовательской деятельности, приобщаются к разработке и реализации краеведческих познавательных (дошкольный возраст), учебно-познавательных (младший школьный возраст) и учебно-исследовательских (младшие и средние подростки) программ; происходит активное вовлечение молодежи в духовно-нравственную социально значимую атмосферу жизни современного общества [1].
На этом фоне все ощутимее острота проблемы подготовки педагогов дополнительного образования, тренеров, преподавателей, вожатых, педагогов-организаторов и других специалистов для массовых форм самодеятельного по форме и неформального по сути и содержанию деятельности спортивного и оздоровительного видов туризма. Прежде всего это обусловливается общим снижением внимания к здоровьесбережению и его поддержанию в хорошем тонусе у подрастающего поколения со стороны государства, пренебрежением (не de jure, а de farto) требованиями, необходимыми для реального не столько соблюдения (к чему de jure стремятся чиновники всех «мастей»), а безусловного обеспечения безопасности при организации туристских и оздоровительных программ и мероприятий, к чему de fad:o не только призывают, но за что и борются всеми возможными методами и средствами общественные организации, например Международная общественная организация «Международная академия детско-юношеского туризма и краеведения им. А. А. Остапца-Свешникова». Однако реально сегодня ситуация в Российской Федерации развивается, по сути, по принципу жадности (ничего личного, просто бизнес!) «завтра хоть потоп!», главное сегодня «доход», особенно в секторе коммерческого туризма!
Физическое, психическое и функциональное здоровье детей и подростков - это не только и не столько медицинская, сколько психолого-педагогическая проблема современного информационного общества с низким уровнем физической активности подрастающего поколения. Рядом исследователей (А. А. Остапец-Свешников [2], И. А. Дрогов [3], В. И. Ганопольский [4], Д. В. Смирнов [4], А. Л. Шипко [6], В. П. Фомин [7] и др.) установлено, что перед педагогом, организующим педагогически целесообразный образовательный процесс средствами туристско-краеведческой деятельности, в том числе с использованием средств оздоровления и закаливания организма в природной среде, должна стоять цель комплексного воздействия на молодого человека с безусловным, комплексным решением задач обучения, воспитания, личностного развития, социализации, профессионального самоопределения и оздоровления (как физического, так и духовно-нравственного). Вместе с тем проблемная ситуация здесь, по нашему мнению, заключается в том, что вопросы подготовки кадров - специалистов-профессионалов (категории мы указали выше) и общественников (инструкторов детско-юношеского туризма, судей туристских соревнований, начальников дистанций, руководителей походных групп, руководителей музеев образовательных организаций и др.) для спортивного и оздоровительного туризма еще далеки от своего успешного разрешения.
Причин этому много, они носят как объективный, так и субъективный характер. Наиболее острая и за последние 20 лет неразрешенная - это проблема согласованности действий спортивных федераций, прежде всего Федерации спортивного туризма России, образовательных организаций высшего образования (Российская международная академия туризма, Российский государственный университет туризма и сервиса, Российский государственный
университет спорта, молодежи, физической культуры и туризма и ряд других в регионах), Федерального центра детско-юношеского туризма и краеведения и МОО «Международная академия детско-юношеского туризма и краеведения им. А. А. Остапца-Свешникова» в вопросах подготовки и повышения квалификации кадров для системы детско-юношеского туризма и краеведения и оздоровительного отдыха. Руководители никак не могут поделить «пальму первенства» приоритета, чей образовательный процесс наиболее важный, значимый в сформировавшейся за последние 60 лет государственно-общественной системе подготовки туристских кадров.
Не удается преодолеть этот барьер «межведомственной разобщенности» и формирующейся системе дополнительного профессионального туристско-краеведческого образования на основе кластерного подхода, получившей свое научное методологическое обоснование в 2008-2011 гг. [8] и прошедшей успешную апробацию в Московском регионе, Кировской области (Российская Федерация), Западно-Казахстанской области (Республика Казахстан) и ряде других территорий.
Однако хрупкость социального партнерства, на котором базируется кластерный подход в системе дополнительного профессионального туристско-краеведческого образования, как показывает практика исследования данного феномена, напрямую зависит от волеизъявления (к несчастью, но в данных, сегодняшних социально-экономических условиях на постсоветском пространстве - от личностных характеристик, уровня интеллекта и ответственности перед подрастающем поколением) руководителей организаций субъектов кластера.
Сегодня и МОО «Международная академия детско-юношеского туризма и краеведения им. А. А. Остапца-Свешникова», вновь выступая инициатором, пытается создать уже на новых условиях социального взаимовыгодного партнерства новую кластерную структуру - Международный Центр дополнительного профессионального туристско-краеведческого образования (в г. Москва) для поступательного развития системы обеспечения детско-юношеского туризма и краеведения, оздоровления детей и подростков с целью безопасности.
Прежде всего МОО «МАДЮТК» преследуется возрождение и развитие социальных основ массового спортивного туризма, создание условий для туристско-экскурсионной, спортивно-туристской и оздоровительной работы в детско-юношеской и молодежной среде, обусловливающей в том числе и необходимость становления адекватной системы государственного нормативно-правового регулирования процессов подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.
Необходимость решения проблемы подготовки специалистов по спортивному и оздоровительному туризму обусловлена не только крайне неблагополучной ситуацией с состоянием здоровья современных детей -«заложников» систем здравоохранения и образования (организации образовательного процесса в дошкольных организациях и непосредственно в
школе, организации высшего образования, традиционно на корню пресекающих проявление физической активности обучающихся на занятиях, не связанных с физической культурной и спортом), их организованным досугом, повсеместной ликвидацией под предлогом «оптимизации» организаций, проводящих работу с детьми, подростками и молодежью по месту их жительства, реализующих программы активного туризма, альпинизма и др.
Анализ специальной литературы (как отечественной так и зарубежной), многолетней практики организации и проведения различных во видам и уровням массовых форм самодеятельного спортивного и оздоровительного туризма, занятий физической культурой, спортивно-туристских соревнований различного ранга и масштаба свидетельствует о высоком ресурсном потенциале педагогически целесообразно организованной деятельности специалистов сферы туризма по разностороннему и гармоничному воспитанию подрастающего поколения и студенческой молодежи средствами активного отдыха и безопасно организованного досуга. Туризм, физическая активность, учебно-исследовательская творческая деятельность в рамках краеведческих программ тесно взаимосвязаны и гармонично дополняют друг друга, поскольку ориентированы на удовлетворение познавательных интересов детей, подростков и молодежи, на удовлетворение их потребностей в организованном и активном отдыхе. Они являются эффективными в процессах воспитания, в том числе духовно-нравственного, физического, патриотического и экологического, укреплении здоровья и развитии жизненных ресурсов организма, закаливании подрастающего поколения и формировании основ здорового образа жизнедеятельности.
Демографическая ситуация и ее анализ свидетельствуют, что наряду с наметившимся в последние годы незначительным приростом общей численности контингента детей дошкольного, младшего школьного возраста и подростков в городах и сельской местности резко увеличивается количество обучающихся с потребностью по состоянию физического здоровья обучения по общеобразовательным программам коррекционной направленности. Более того, исследователи отмечают значительный рост численности детей с недостатками умственного и физического развития. Ослабление здоровья молодого поколения сопровождается осложнениями социальных проблем среди подростков и молодежи. Рост распространения и существенное снижение возрастного ценза алкоголизма и наркомании, игромании (интернет-зависимости) приобретает катастрофический характер для обеспечения национальной безопасности государства! Безработица среди молодежи, нестабильность социально-экономической ситуации молодых семей особенно с детьми, крайне резкая поляризация населения по уровню материальной обеспеченности (благосостоянию), навязывание СМИ «западной массовой культуры», чуждой для традиционной российской культуры с духовно-нравственными устоями соборности общества, сокращение государственного финансирования программ, ориентированных на массовую работу с детьми, подростками и молодежью в рамках досуговой, игровой, физкультурно-
спортивной деятельности по месту жительства, приводят страну к положению, когда ее будущее, ее безопасность становится под серьезной угрозой. Поэтому задача оздоровления, профилактики заболеваний, духовно-нравственного, патриотического и физического воспитания детей, подростков и студенческой молодежи должна являться не только приоритетной задачей государства как декларация, но и приоритетом в финансировании и подготовке кадров.
Решение указанных проблем должно носить комплексный характер. Исследование опыта зарубежных стран (Китайская Народная Республика 2011— 2016 гг. и Япония 2013-2015 гг.), успешно решающих задачи оздоровления подрастающего поколения, показывает, что они, задачи, должны решаться прежде всего комплексно, системно на государственном уровне с обязательным привлечением всех заинтересованных министерств и ведомств, путем создания целостного социально-экономического механизма стимулирования здорового образа жизни, а также формирования в обществе такой ценностно-нормативной системы, при которой здоровье и здоровый образ жизни становятся привлекательными для населения страны. Опыт Китая и Японии также показывает, что наиболее эффективным средством оздоровления населения является развитие различных форм двигательной активности - физической культуры, оздоровительного туризма (пешие путешествия и экскурсии, велосипедные и водные походы и пр.), которые обеспечивают профилактику заболеваний, а поддержка и стимулирование занятий активными формами путешествий обходятся государству значительно дешевле, чем развитие систем правоохранительных органов, судов, исполнения наказаний и здравоохранения [9].
Необходима поддержка на государственном и региональном уровнях, в муниципалитетах систем повышения квалификации и профессиональной подготовки специалистов для спортивного и оздоровительного туризма, организации отдыха и досуга детей и подростков по месту жительства и организациях летнего отдыха и оздоровления. Необходима поддержка, как нормативно-правовая, так и финансовая, студенческого самодеятельного туризма и активных путешествий как школы здорового образа жизни молодых семей и наиболее массового и социально ориентированного общественного движения граждан, который способствует отдыху и оздоровлению населения в современных условиях России.
Содержательно вопросы подготовки, повышения квалификации на сегодня практически решены. В Российской Федерации имеются обновленные по модульному принципу программы подготовки инструкторов детско-юношеского туризма на 16; 36; 72; 104; 144 и 216 часов (разработчики Ю. С. Константинов и И. А. Дрогов) [10]. Программа была утверждена Министерством образования и науки в 1994 г., но ее содержание и методологические основы методики подготовки инструкторов детско-юношеского туризма не только не потеряли свою актуальность, а завоевали авторитет. Почти 20-летний опыт ее реализации показал ее эффективность при правильной организации курсовой подготовки (теория + практика = тренинги =
ОБЯЗАТЕЛЬНО походная практика!) и подборе квалифицированных и компетентных преподавателей и востребованность слушателями в регионах России и Республике Казахстан.
Есть и ряд других интересных авторских программ уникального содержания и методики обучения слушателей - Геннадий Чеулин, г. Екатеринбург [11], Дмитрий Сергеев, г. Обнинск Калужской области [12]), -не получивших пока широкого признания и распространения в силу ряда причин.
Примечания
1. Дрогов И. А., Смирнов Д. В. Проблемы организации оздоровления детей и подростков средствами активного отдыха // Теория и практика физической культуры. 2002. № 11. - С. 56-59.
2. Остапец А. А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся. 2-е изд., испр. и доп. М. : ЦДЮТК МО РФ, 2001. 96 с.
3. Дрогов И. А. Методика подготовки кадров самодеятельного туризма : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04. М., 1989. 23 с.
4. Ганополъский В. И. Туризм и спортивное ориентирование : учеб. для ин-тов и техникумов физич. культуры / В. И. Ганопольский, Е. Я. Безносиков.,
B. Г. Булатов. М. : Физкультура и спорт, 1987.
5. Смирнов Д. В. Социальная экспертиза информационной безопасности медиасреды туристских маршрутов для детей и подростков / О. В. Рубцова, З. Т. Кинфу, Д. В. Смирнов // Вестник Академии детско-юношеского туризма и краеведения. 2014. № 4(113). - С. 108-126.
6. Шипко А. Л., Смирнов Д. В. Процесс социализации «кочевого архетипа» в дополнительном туристско-краеведческом образовании как средство формирования готовности личности к совершению туристских путешествий // Вестник Академии детско-юношеского туризма и краеведения. 2014. № 1(110). С. 39-64.
7. Фомин В. П. Концептуальные подходы к развитию детско-юношеского туризма в Республике Казахстан на 2015-2018 гг. / Е. С. Никитинский, Е. И. Тарасенко, Д. В. Смирнов, А. Г. Шаяхметова, Р. П. Шер, В. П. Фомин // Вестник Академии детско-юношеского туризма и краеведения. 2015. № 2(115).
C. 29-67.
8. Смирнов Д. В. Образовательный кластер как социокультурная среда дополнительного профессионального туристско-краеведческого образования педагога : монография. Киров : Изд-во ВятГГУ, 2012. 234 с.; Смирнов Д. В. Международный кластер дополнительного профессионального туристско-краеведческого образования // Вестник детско-юношеского туризма и краеведения. 2013. № 2(107). С. 173-175.
9. Смирнов Д. В., Рудакова Е. М., Синельникова М. В. Реализация социального проекта «Связь времен в перекличке имён» - по пути Муравьева-
Амурского» // Вестник Академии детско-юношеского туризма и краеведения. 2014. № 3(112). С. 183-191.
10. Константинов Ю. С., Дрогов И. А. Система повышения квалификации специалистов детско-юношеского туризма в современной России // Вестник детско-юношеского туризма и краеведения. 2016. № 4(121). С. 7-14.
11. Экологическое выживание // САМОСПАСЕНИЕ.РФ / сайт Чеурина Геннадия Семёновича. URL: кйр://самоспасение.рф/ (дата доступа 11.11.2016)
12. Проекты : Школа инструкторов outdoor // Авторское агентство : Новые социальные и педагогические технологии URL: http://nspt.ru/projects/2016-09-13 (дата доступа 06.09.2016)