Научная статья на тему 'Модель повышения квалификации педагогов в сфере туристско-краеведческойдеятельности'

Модель повышения квалификации педагогов в сфере туристско-краеведческойдеятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЕОБРАЗОВАНИЕ / ПОВЫШЕНИЕКВАЛИФИКАЦИИ / КВАЛИФИКАЦИЯ ПЕДАГОГА / TОURIST-LOCAL HISTORY EDUCATION / GOAL-SETTING / QUALIFICATION OF THE TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воронова М. В.

Описываетсямодельповышенияквалификациипедагоговвсферетуристско-краеведческой деятельности, состоящая из взаимосвязанных и взаимозависимых мо-дулей: целеполагания, концептуального, содержательного, деятельностного, анали-тического, результативного.Рассмотрены вопросы моделирования повышения ква-лификации педагога, представляющего собой циклический процесс с осуществлениеммониторинга для каждого модуля модели.Обозначены критерии оценки результа-тивности модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Model of professional development of teachers in the sphere the touristof local history education

In article the model in the sphere of the tourist-local history education, consisting of theinterconnected and interdependent modules is described: goal-setting, conceptual, substantial,activity, analytical, productive.Questions of modeling of professional development of theteacher, representing cyclic process, with monitoring implementation for each module ofmodel are considered.And also criteria of an assessment of productivity of model areconsidered

Текст научной работы на тему «Модель повышения квалификации педагогов в сфере туристско-краеведческойдеятельности»

Воронова М.В. Модель повышения квалификации педагогов в сфере туристско-краеведческой деятельности

Описывается модель повышения квалификации педагогов в сфере туристско-краеведческой деятельности, состоящая из взаимосвязанных и взаимозависимых модулей: целеполагания, концептуального, содержательного, деятельностного, аналитического, результативного. Рассмотрены вопросы моделирования повышения квалификации педагога, представляющего собой циклический процесс с осуществлением мониторинга для каждого модуля модели. Обозначены критерии оценки результативности модели.

Ключевые слова: туристско-краеведческое образование, повышение квалификации, квалификация педагога.

In article the model in the sphere of the tourist-local history education, consisting of the interconnected and interdependent modules is described: goal-setting, conceptual, substantial, activity, analytical, productive. Questions of modeling of professional development of the teacher, representing cyclic process, with monitoring implementation for each module of model are considered. And also criteria of an assessment of productivity of model are considered.

Key words: tourist-local history education, goal-setting, qualification of the teacher.

Созданная в процессе исследования модель туристско-краеведческого образования в обобщенном виде состоит из взаимосвязанных и взаимозависимых модулей:

• первый модуль — модуль целеполагания, определяющий цели и задачи повы-шенияквалификациипедагогасистемыдо-полнительного туристско-краеведческого образования детей;

• второй модуль — концептуальный, определяющий основную идею — персональное развитие педагога, принципы целевых установок, отбора содержания, организации деятельности, рефлексии и коррекции;

• третий модуль — содержательный, включающий психолого-педагогический, туристско-краеведческий, медико-гигиенический, нормативно-правовой, программно-методический, информационно-

© Воронова М.В., 2013

технологический и обеспечения безопасности компоненты;

• четвертый модуль — деятельностный, представленный конкретными формами, методами и средствами повышения квалификации педагогов;

• пятый модуль — аналитический, представленный нормативно-правовым, диагностическим, методическим, инно-вационнымиинформационно-технологи-ческим компонентами;

• шестой модуль — результативный, характеризующий рост квалификационного уровня педагогического мастерства: базового, высокого, творческого.

Моделирование повышения квалификации педагога системы дополнительного туристско-краеведческого образования представляет собой циклический процесс, предполагающий осуществление мониторинга при реализации программы деятельности каждого модуля модели.

Существенной особенностью предлагаемой модели является возможность последовательной реализации мотивационных и когнитивных задач развития культуры профессионально-педагогической деятельности в сфере туризма и краеведения.Это:

• актуализация мотивации педагогической деятельности, потребности в личностном и профессиональном саморазвитии и самосовершенствовании;

• ознакомление с методами педагогической психодиагностики, коррекции профессионального педагогического, а также личностного развития и практическое овладение ими; овладение системой знаний в области педагогики и психологии детско-юношеского туризма и краеведения;

• развитие практических (в том числе технологических) умений моделирования и организации педагогического процесса в сфере детского туризма;

• решение проблемы управления рисками в детском туризме; постоянное включение в реальный образовательный процесс с целью наработки позитивного профессионально-педагогического опыта;

• проектирование отдельных компонентов педагогической деятельности или целостного образовательного (воспитательного) процесса в контексте конкретной учебной дисциплины, учебного курса педагога.

Критерии оценки результативности предложенной модели повышения квалификации педагога:

• удовлетворенность педагогов ее содержанием и методикой;

• углубление их представлений о сущности работы с детьми разного возраста;

• выработанность собственной социально-педагогической позиции;

• сформированность психолого-педагогических знаний и умений организации образовательного (воспитательного) процесса;

• ориентация на гуманизацию образовательного процесса в детском туристско-краеведческом объединении;

• наличие потребности в самостоятельном повышении своей профессиональной квалификации.

Показателями эффективности процесса повышения квалификации являются уровень освоения полученных в ходе обучения теоретических знаний и использование их в практической работе с детьми. Это проявляется в следующем:

• в изменении позиции специалиста-практика в системах «педагог — студент», «педагог — родитель», «педагог — педагог», «педагог — методист» и т.д.;

• в активной самообразовательной деятельности, широте познавательных интересов и потребностей руководителя туристско-краеведческого объединения;

• в открытости в восприятии, оценке и использовании современных научно-методических исследований по вопросам дополнительного туристско-краеведческого образования населения.

Теоретическая значимость разработанной модели состоит в том, что разработано системное представление педагогической поддержки профессиональной подготовки и переподготовки преподавателей применительно к специфике туристского вуза в виде модели, раскрывающей ее содержательные аспекты, методы, контрольно-оценочный аппарат.

Практическая значимость модели состоит в разработке и апробации программ развития, подготовке и переподготовке кадров туристского вуза, где гармонично сочетаются различные методы и практики развития, тренинги, семинары, тайм-менеджмент, методики открытого пространства.

Апробация и внедрение представленной модели повышения квалификации педагогов в сфере туристско-краеведческой деятельности осуществлялись на базе Восточно-Сибирского института туризма, результаты внедрены в процесс обучения студентов по направлениям «Управление персоналом в туризме» и «Педагогика и психология».

ЁЁ0А0Ао00А

1. Буданова О.В. Педагогическая практика в системе формирования профессиональной компетентности // Среднее профессиональное образование. 2007. № 4. C. 56—58.

2. Голованов В.П. Становление и развитие региональной системы дополнительного образования детей в современных социокультурных условиях. М.: Шк. книга, 2001.

3. Дрогов И.А. Концептуальные подходы к разработке программ (стратегии) развития детско-юношеского и спортивно-оздоровительного туризма в Российской Федерации // Пути развития и совершенствования детско-юношеского, молодежного и спортивно-оздоровительного туризма: сб. науч. ст. и материалов Всерос. науч.-практ. конф., г. Москва, 4—5 декабря 2010 г. М.: МАТГР, 2010. С. 3-8.

4. Зорин И.В. Современная модель профессионального туристского образования // Вестник РМАТ. 2011. № 1. С. 72-80.

5. Константинов Ю.С. Анализ развития российской системы детско-юношеского туризма //Дополнительное образование. 2001. № 6. С. 39-43.

6. Никонова М.А. Краеведение: учеб. пособие для высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2009.

7. Новиков А.М. О перспективах развития профессионального туристского образования // Вестник РМАТ. 2011. № 1. С. 65-71.

8. Остапец А.А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся: метод. рек. М.: РМАТ,2001.

9. Слесарева Л.П. Организационно-педагогические условия развития региональной системы дополнительного туристско-краеведческого образования детей (на примере Москвы): автореф. дис. ... канд. пед. наук. Йошкар-Ола, 2006.

ПедАгОгИКА ПРОфеССИОНАльНОгО ОбРАЗОвАНИя 101

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.