УДК 338.48-6:001.891
Н.В. ТОЛМАСОВА
НАУЧНО-ЭКСПЕДИЦИОННЫЙ ТУРИЗМ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ПОПГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ТУРИСТСКИХ ПЕСТИНАЦИЙ
Рассматривается взаимодействие туристских дестинаций и научно-экспедиционного туризма. Автор описывает актуальность проблемы развития научно-экспедиционного туризма и показывает необходимость проведения экспедиционных практик для эффективного формирования профессиональных навыков студентов.
Ключевые слова: туристская дестинация, научно-экспедиционный туризм, научно-исследовательская работа, экспедиция, качество профессиональной подготовки.
In this article interaction of tourist destination with scientific and forwarding tourism is considered. The author describes relevance of a problem of development of scientific and forwarding tourism and shows need of carrying out forwarding the practician, for improvement of professional skills of students.
Key words: tourist destination, scientific and forwarding tourism, research work, expedition, quality of preparation.
В современных условиях туризм является показателем развития цивилизации, методом познания окружающей действительности, способом повышения культурного уровня и восстановления здоровья людей.
Туризм во всех его проявлениях ставит своей главной целью заботу о человеке, о его развитии и здоровье. Туризм ХХ века предъявил миру огромный потенциал, определил уровни взаимоотношений между государствами и территориями, повлиял на их экономическое и социальное развитие, принятие законодательных решений, развитие системы всемирных, континентальных и местных туристских связей. В ХХ! в. привлекательными характеристиками туристских направлений стали их культурные и социальные характеристики.
Согласно аксиологической концепции туризма профессора И.В. Зорина, одна из важнейших функций туризма — раскрытие ценностей страны, региона, этноса.
© Толмасова Н.В., 2013
Дестинация в научно-экспедиционном туризме раскрывается с помощью научных методов, реализуемых в форме экспедиции. Научно-экспедиционный туризм можно отнести к специальным видам туризма, главной особенностью которого является непосредственное участие туристов в научной или исследовательской программе тура.
Следует отметить, что, участвуя в научных мероприятиях, поездках, походах, туристы берут на себя часть (иногда и большую) научно-экспедиционных и исследовательских расходов, чтобы увидеть научные объекты, вместе с учеными участвовать в научных поисках и исследованиях. Науке это дает востребованность, популяризацию с помощью туристов, а туристам — уникальность путешествий. При обоюдном участии сторон удешевление такого туристского продукта неизбежно.
Представленное многообразие научного туризма подтверждает слова философа Сергея Синельникова: «Туризм — это жизнь во всем ее многообразии, сконцентрированная на коротком промежут-
ке времени, характеризующаяся целепо-лаганием и способом осуществления».
Развитие туристских дестинаций актуализировало проблему развития научно-экспедиционного туризма. Термин «де-стинация» вошел в словарь туризма поначалу как слово, которое означало место назначения [1, с. 4].
Дестинация — это физическое пространство, в котором посетитель проводит время по крайней мере с одной ночевкой. Оно включает туристские продукты, такие как услуги и аттракции, и туристские ресурсы в пределах одного дня путешествия. Это пространство имеет физические и административные границы, определяющие способ его управления, образы перцепции, определяющие его рыночную конкурентоспособность [1, с. 5].
Как видим, в определении используется целый ряд аргументов:
• физическое пространство;
• посетитель;
• ночевка;
• туристский продукт;
• туристская услуга;
• аттракция;
• туристские ресурсы;
• доступность;
• образ;
• восприятие;
• рынок;
• конкурентоспособность.
Каждый из этих аргументов по-своему углубляет первичное понятие и создает из обычного слова культурную константу [1, с. 5].
К научно-экспедиционному туризму мы относим путешествия, в процессе которых ведутся наблюдения, проводятся исследовательские работы, пишутся дневники.
В последнее время различные туристские фирмы усиленно предлагают научно-экспедиционные туры. За последние годы возрос спрос на культурное, историческое, этническое наследие дестинаций. Сегодня туристский рынок заинтересован в профессиональных кадрах,
которые смогут организовать подобные экспедиции по различным местам.
Следовательно, на данный момент актуальна подготовка профессиональных кадров для туристских дестинаций, которая отличается следующими специфическими особенностями. Во-первых, должна проводиться практико-ориентированная подготовка лекционных и семинарских занятий. Во-вторых, это связано с организацией научно-исследовательской работы студентов, подготовкой и написанием ими научных статей и других публикаций, выступлением с докладами на семинарах, научно-практических конференциях. В-третьих, последняя, но самая важная часть подготовки профессиональных кадров в научно-экспедиционном туризме — это задействование студентов в экспедициях, походах и других формах выездов. Именно этой части необходимо уделять особое внимание, так как, только практикуясь, человек может научиться какому-либо делу. Сегодня на туристском рынке более важны умения и навыки, нежели теоретические знания.
За последние годы в Российской международной академии туризма накоплен значительный опыт подготовки профессиональных кадров по научно-экспедиционному туризму для туристских дестинаций. Кафедра научно-экспедиционного туризма осуществляет профессиональную подготовку по следующим направлениям:
• разработка рабочих учебных программ по дисциплинам кафедры;
• подготовка лекционных и семинарских занятий и их проведение;
• разработка учебно-методических материалов, необходимых для организации учебного процесса;
• научное и методическое руководство научно-исследовательской работой студентов: курсовыми, дипломными работами, практикой;
• проведение научно-исследовательских работ, подготовка и написание научных статей и других публикаций, выступле-
ние с докладами на научно-практических конференциях;
• проведение научно-методических работ по совершенствованию и развитию учебного процесса в Академии;
• проведение научных и методических работ по заданиям руководства РМАТ [2].
Наиболее эффективной в профессиональной подготовке студентов является научно-экспедиционная практика. За последние 10 лет были проведены следующие экспедиции: от озера Байкал до озера Хубсугул (август 2003 г.); поселок Ар-хыз, студенческий турслет (май 2004 г.); Чукотка, участие в Корфесте (2004 г.); Ростовская область, студенческий турслет (сентябрь 2004 г.); Крым (Украина), горный поход (май 2005 г.); Ивановская область, студенческий турслет (август
2005 г.); г.Киев (Украина), пеший поход по линии обороны г. Киева совместно с КУТЭП (октябрь 2005 г.); Сьяны (Московская область), спелеопоход (март
2006 г.); Аляска, участие в Северном
форуме (март 2006 г.); Южный Урал (Республика Башкортостан), конный поход (май 2006 г.); Эльбрус (КБР), горный поход (июнь 2006 г.); Каппадокия (Турция), экспедиция и съемки документального фильма (ноябрь 2006 г.); Ар-каим (Магнитогорск), экспедиция (ноябрь 2006 г.); Шри-Ланка, экспедиция (2007 г.); Мексика, экспедиция (2007 г.); Адыгея, пеший поход (2009 г.); Южный Урал (Республика Башкортостан), конный поход (2010 г.); Республика Армения, экспедиция (2012 г.) [2].
Необходимо отметить высокую заинтересованность студентов в проведении таких практик, что, безусловно, влияет на качество их профессиональной подготовки. В настоящее время кафедра разрабатывает научно-методическое обеспечение для профессиональной подготовки студентов по научно-экспедиционному туризму, которое проходит опытно-экспериментальную проверку.
^^^^^^^HnHTEPATVPA И ЭЛЕКТРОННЫЕ PECVPCbl^^^^^^^M
1. Зорин И.В., Зорин А.И. Дестинация в 3. Педагогический энциклопедический сло-контексте ЮНЕСКО. М.: РМАТ,2011. варь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. М.: Большая
2. URL: http://www.rmat.ru Российская энциклопедия, 2003.
УДК 37.018.46:383.483.1
М.В. ВОРОНОВА
УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ ПОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОПГОТОВКИ ПО КРАЕВЕДЕНИЮ
Рассматривается роль педагога как руководителя объединения дополнительного образования туристско-краеведческой направленности в системе регионального туризма. Анализируется эффективность педагогической, методологической, научно-исследовательской поддержки студентов при условии выявления этапов педагогической поддержки, психолого-педагогических практик, применения личностно ориентированных, инновационных моделей преподавания, основанных на становлении целостной личности полипрофессионала.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, туристско-краеведческая направленность, региональный туризм, личностно ориенированная модель профессиональной подготовки, личность профессионала.
In article the role of the teacher, as head of association of additional education of a tourist and local history orientation in system of regional tourism is considered. Efficiency of pedagogical, methodological, research support on condition of identification of stages of pedagogical support, psychology-pedagogical the practician, application personal the focused, innovative models of teaching based on formation of the complete identity of the polyprofessional is considered.
Key words: tourist-local history orientation, regional tourism, personal model, identity of the professional.
В России XXI в. успешно реализует свои социально-педагогические функции уникальная для мировой образовательной практики система регионального туризма и краеведения. Ключевую роль в ней играет педагог — руководитель объединения дополнительного образования туристско-краеведческой направленности.
Развитие туристско-экскурсионного самодеятельного общественного движения зародилось в конце XIX в. В ХХ в. в нашей стране сформировалась государственная сеть учреждений по работе туристско-краеведческого профиля. Ее развитие убедительно доказало педагогическую целесообразность использования туризма и краеведения как эффективного средства познания окружающего мира и самого себя при любых по-
© Воронова М.В., 2013
литических и социально-экономических системах. Феномен туризма в современном информационном мире выступает не только рациональным средством организации свободного времени и оздоровления населения, но и ресурсом непрерывного образования, в том числе дополнительного профессионального образования. Это актуализирует поиск инновационных и активное использование традиционных видов, форм и средств туризма и краеведения не только в системе дополнительного образования, но и в системе дополнительного профессионального образования педагогов.
Сегодня педагогическую деятельность в отечественной системе дополнительного туристско-краеведческого образования и в сфере внеурочной, внеучебной и досуговой деятельности осуществляют разные категории педагогических кадров: педагоги дополнительного образования,