ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
УДК 378
ТЕНДЕНЦИИ И ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ СТАНОВЛЕНИЕМ И РАЗВИТИЕМ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ
© Светлана Николаевна БЕЛОВА
Курский государственный университет, г. Курск, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, доцент кафедры непрерывного профессионального образования, начальник центра аудита качества образования, е-маП: [email protected]
В статье рассмотрены тенденции и принципы управления становлением и развитием системы оценивания качества образовательного процесса в вузе. Раскрываются противоречия на следующих уровнях: «система управления - внешняя среда», «управленческая система вуза - внутренняя среда вуза, ориентированная на качество образовательного процесса», «управленческая система вуза -управленческая система субъектов оценивания», «управленческая система субъектов оценивания -инновационная профессионально-образовательная среда».
Ключевые слова: управление становлением и развитием системы оценивания качества образовательного процесса в вузе; тенденции; принципы.
Ядром концепции управления становлением и развитием системы оценивания качества образовательного процесса (СОКОП) выступают тенденции, зависимые связи и принципы управления развитием исследуемой системы в условиях учреждения высшего профессионального образования. Тенденция (от лат. tendere - направляться, стремиться) означает направление развития какого-либо явления, процесса и отражает связи между явлениями или процессами, состояниями и свойствами, которые при определенных условиях могут перейти в категорию закономерности. По сути дела, тенденция представляет собой предполагаемую потенциальную закономерность [1-3].
Основу определения тенденций развития системы составляют: «знание общей теории развития, его общих законов; анализ ситуации, в которой осуществляется процесс развития системы; изучение истории вопроса и обнаружение повторяющихся явлений и устойчивых тенденций; определение источника развития; нахождение и поддержка ростков нового, перспективного, важного для развития системы, а следовательно, и для ее элементов; изучение имеющегося опыта деятельности» [4, с. 242].
Принципы - исходные, основополагающие положения (руководящие методологические идеи и ведущие правила), определяющие управленческую деятельность. Они отражают внутренние, существенные стороны управления и определяют его эффективность в разных формах, при различном его содержании и организации. В принципах находят свое выражение исходные требования, выполнение которых обеспечивает эффективность управления становлением и развитием СОКОП в вузе.
Тенденции управления становлением и развитием СОКОП устанавливаются нами на основе выявленных причинно-следственных связей и зависимостей с учетом модельного представления исследуемого процесса управления, а также посредством анализа основных противоречий, возникающих в процессе управления. Логика выявления тенденций и принципов, характерных управлению становлением и развитием СОКОП, включает:
- изучение и анализ закономерностей развития системных объектов, в т. ч. социальных систем, к которым принадлежат образовательные и управленческие системы;
- выявление противоречий, теоретическое обоснование связей и зависимостей, тенденций и принципов управления становлением и развитием СОКОП в вузе;
- последующую опытно-экспериментальную проверку выявленных теоретическим путем тенденций и принципов управления становлением и развитием СОКОП в вузе в условиях реальной управленческой деятельности.
Противоречия, определяющие тенденции и принципы управления становлением и развитием СОКОП рассмотрены на следующих уровнях: «система управления - внешняя среда», «управленческая система вуза -внутренняя среда вуза, ориентированная на качество образовательного процесса», «управленческая система вуза - управленческая система субъектов оценивания», «управленческая система субъектов оценивания - инновационная профессиональнообразовательная среда».
При выявлении противоречий на уровне «система управления - внешняя среда» следует учитывать тот факт, что наметилось со-цио-человеко-ориентированное понимание
ВПО как воспроизводства опыта, интеллекта, духовности в целях развития человека, его потенциала (духовно-нравственного, психофизиологического, социокультурного, квалификационного, социально-профессионального, творческого, образовательного и самообразовательного). Данное осмысление ВПО отражается в его миссии, которая выражается в стратегических целях образовательной системы, приоритетных тенденциях развития ВПО, в гармоничном (сбалансированном) выполнении социальных функций: социально-экономических, социально-политических, культуротворческих, научно-исследовательских, квалитологической.
Определение противоречий на данном уровне предполагает вскрытие причинноследственных связей в управлении становлением и развитием СОКОП с внешней социальной средой на макро-, мезо- и микроуровнях. Прежде всего, это противоречия, отражающие сложный характер социально-экономических, политических и духовных процессов, происходящих в обществе. Анализ образовательного процесса в вузе с точки зрения реализации миссии ВПО позволяет обнаружить следующие противоречия между:
- необходимостью приведения содержания и структуры профессиональной подготовки кадров в соответствие с современными потребностями рынка труда, повышением доступности качественных образовательных услуг и несоответствием уровня отечественного образования требованиям инновационного социально ориентированного развития страны;
- возрастающей потребностью социо-человеко-ориенированной системы управления ВПО, направленной на подготовку конкурентоспособных выпускников, усвоивших социальный опыт и готовых к его активному воспроизводству, коммуникативных, толерантных, мобильных, готовых к сознательному политическому выбору, способных к сотрудничеству, обладающих ответственностью за судьбу страны, способных самостоятельно принимать решения в ситуации выбора и неразработанностью методологии названного управления, неготовностью вузов к системным изменениям в управлении оцениванием качества по причине недооценки степени их влияния на инновационное развитие образовательного процесса;
- складывающейся тенденцией в области обеспечения качества ВПО, указывающей на необходимость создания менеджмента качества, и отсутствием в системе ВПО социо-человеко-ориентированной подсистемы оценивания, которая служит достижению качества образовательного процесса, определяемого всеми группами потребителей.
Названные противоречия определяют прямую зависимость культивирования ценностей духовно-нравственной, психофизиологической, социокультурной, экологической, образовательной, научно-исследовательской сфер деятельности в вузе от системности и стратегической направленности управления образовательным процессом, от его способности сохранять свое качество в условиях внешних и внутренних возмущений, решать задачи подготовки конкурентоспособных кадров. Качество их решения зависит от направленности образовательного процесса в вузе на обеспечение новых требований к результатам образования, важнейшими из которых являются повышенная адаптивность к изменениям, креативные компетентности в области поиска, оценки и внедрения нового, готовность к переобуче-
нию. Вышеназванные ориентиры диктуют необходимость оптимального целенаправленного взаимодействия государственных, общественно-профессиональных и внутриву-зовских систем оценки качества образования.
Таким образом, совершенно очевидной является тенденция социо-человеко-ориенти-рованной направленности управления СОКОП в вузе, позволяющей ориентировать субъектов образовательного процесса на готовность к решению задач инновационного развития экономики. Эта тенденция позволяет интегрировать государственные методы контроля качества образования и методы общественно-профессиональной экспертизы, а также учитывать интересы всех субъектов рынка образовательных услуг: государства как конституционного гаранта права граждан страны на получение качественного образования, разработчика и гаранта национальной политики в области образования; граждан, заинтересованных в получении качественного образования, дающего им конкурентные преимущества при трудоустройстве; образовательных учреждений (вузов), несущих основную ответственность за качество образования и заинтересованных в его повышении; работодателей, заинтересованных в квалификации и высокой профессиональной компетентности своих работников. Названная тенденция ориентирует образовательный процесс в вузе на необходимость формирования представления об общечеловеческих целях, ценностях и смысле жизни, о современных концепциях и перспективах развития человеческой цивилизации в целом и собственной страны, о культуре качества, философии качества, системах качества (системах менеджмента качества), стратегии высшей школы, связанной с улучшением качества жизни людей; технологиях внутреннего мониторинга качества, внутреннего аудита, требованиях к качеству человека, включающих духовно-нравственные, знаниевые и деятельностные составляющие.
Названная тенденция находит свое выражение в принципах: соответствия управления СОКОП социальным потребностям в области подготовки конкурентоспособных кадров; гуманизма и антропоцентризма, целенаправленного взаимодействия государственных, общественно-профессиональных и
внутривузовских систем оценки качества образования.
Следующая группа противоречий также отражает взаимодействие вуза с внешней окружающей средой и характеризует зависимость функционирования психолого-педаго-гических механизмов управления становлением и развитием СОКОП от изменений во внешней среде и представлена противоречиями между:
- ускорением изменений, происходящих во внешней среде вуза, и степенью соответствия его стратегий состоянию среды;
- степенью адекватности стратегий изменяющимся внешним условиям и необходимостью учета при определении стратегии опережающего управленческого реагирования;
- потребностью создания новой социо-
человеко-ориентированной парадигмы
управления качеством образовательного процесса в вузе, обеспечивающей качество жизни и развитие человека и исторически сложившимися традиционными системами оценивания качества образования, не позволяющими своевременно выявлять лучшие образовательные практики в системе ВПО и мотивировать необходимость соответствующих управленческих решений, обеспечивающих изменения сложившейся практики управления качеством образовательного процесса в вузе, поиск инновационных форм управления, отвечающих складывающимся современным тенденциям ВПО.
Выделенные противоречия позволяют в управлении становлением и развитием СО-КОП поставить проблему зависимости разработки обобщенного замысла процесса перехода к инновационной СОКОП от адекватного управления, учитывающего изменения, происходящие во внешней среде.
Эта зависимость находит свое выражение в тенденции системного стратегического управления СОКОП, позволяющего обеспечить сбалансированность ее внешних и внутренних, экономических и социальных, духовных и интеллектуальных процессов.
Названная тенденция находит свое выражение в принципах системности и синергизма; ценностно-ориентированной стратегии управления СОКОП; дуальности организации и управления сложными системами; опережающего управления СОКОП; реалистичности управления СОКОП.
Следующая группа противоречий проявляется на уровне «управленческая система вуза - внутренняя среда вуза, ориентированная на качество образовательного процесса». В данной группе выделяются противоречия между:
- возрастающей потребностью в разработке системы установления, обеспечения, улучшения и поддержания необходимого уровня качества во всех сферах деятельности вуза в соответствии с предъявляемыми требованиями к «качеству результата» со стороны государства, общества, учащегося, заказывающих организаций и недостаточной мотивированностью субъектов процесса управления на осуществление деятельности, направленной на обеспечение гарантии качества образования;
- возрастающей потребностью переноса акцента с предметно-дисциплинарной и содержательной стороны образовательного процесса (при одновременном сохранении ее достоинств и важности) на ожидаемые результаты образовательного процесса в ком-петентностном формате и отсутствием научно обоснованных принципов построения и управления СОКОП в вузе, учитывающих усиление студентоцентрированной направленности образовательного процесса как отражения важнейшей из мировых тенденций ВПО.
Данные противоречия выводят на зависимость управления становлением и развитием СОКОП от уровня развития системы обеспечения качества образования в вузе.
Названная зависимость позволяет сформулировать тенденцию квалитологического, компетентностно-ориентированного со-
держания управления СОКОП. Она предполагает теоретическое обоснование и разработку соответствующей технологии управления становлением и развитием СОКОП. Данная тенденция находит выражение в реализации принципов: создания и развития внутривузовской квалитативной профессиональной культуры в целях формирования общекультурных и профессиональных компетенций выпускников; систематического мониторинга и внутреннего аудита качества образовательного процесса; развития квали-метрической базы управления качеством формирования общекультурных и профессиональных компетенций обучающихся.
Третья группа противоречий связана с рассмотрением управления становлением и развитием СОКОП в вузе на уровне «управленческая система вуза - управленческая система субъектов управления».
К данной группе противоречий относятся противоречия, выявляющие положение субъекта процесса управления в организационной структуре управления СОКОП и определяющие тем самым меру самостоятельности. В частности, противоречия между:
- интеграцией деятельности разнообразных субъектов процесса управления (групповых и индивидуальных) и развитием «групповой индивидуальности» каждого субъекта. Это противоречие ограничивает самостоятельность субъектов в решении управленческих вопросов оценивания качества образовательного процесса в вузе, что делает их зависимыми от управляющей системы и приводит к стереотипному реагированию на управленческие решения. Разрешение противоречия ориентирует на создание таких моделей организационных структур управления СОКОП, которые бы обеспечивали представление права субъектам принимать самостоятельные управленческие решения в рамках своей компетенции;
- реализацией общей стратегии вуза и возможностями субъектов процесса управления в ее осуществлении; стратегиями субъектов процесса управления. В вузе каждый субъект имеет определенную степень автономности и вырабатывает собственную стратегию в рамках общей стратегии, в какой-то степени ограничивающей возможности субъекта в выборе. В частности, это противоречие проявляется тогда, когда стратегии, касающиеся оценивания ключевых компетенций выпускников (содержания, технологии и др.) и выработанные методическим советом кафедры, не совпадают в силу определенных обстоятельств с общей стратегией вуза;
- необходимостью создания управленческой системы вуза, учитывающей субъектные позиции и активность самовыражения ППС в процессе его профессиональной деятельности, и недостаточным вниманием управленческого персонала к индивидуальнопрофессиональному опыту ППС, их внутреннему потенциалу, обеспечивающему самоуправляемое развитие управленческой системы каждого преподавателя университета.
Эта группа противоречий определяет зависимость в управлении становлением и развитием СОКОП внутренней активности, самостоятельности каждого субъекта процесса управления от условий, обеспечивающих не только актуализацию имеющихся у них возможностей самоуправляемого развития, но и появление новых возможностей. Названная зависимость позволяет сформулировать тенденцию гармоничного сочетания управления и самоуправления развитием СОКОП. Данная тенденция находит свое выражение в принципах: системной рефлексии процесса и результатов деятельности субъектов оценивания; субъектности и креативности, развития в вузе многообразных дискретных систем управления СОКОП, ориентированных на выполнение миссии вуза, реализацию ее социо-человеко-ориентированной направ-
ленности развития целей.
Четвертая группа противоречий характеризует управление становлением и развитием СОКОП на уровне «управленческая система субъектов процесса управления - инновационная профессионально-образовательная среда» и отражает своеобразие межличностного, индивидуально-группового и межгруппового взаимодействия преподавателей вуза с коллегами, с администрацией в процессе создания условий СОКОП. В данной группе выделяется противоречие между необходимостью осуществления инновационных процессов в оценивании качества образовательного процесса в вузе и отсутствием механизма обеспечения их согласованного и продолжительного воздействия на качество ВПО.
Развитие СОКОП (т. е. переход ее в новое качественное состояние) не может быть осуществлено иначе, чем через освоение новшеств, через инновационный процесс. Чтобы эффективно управлять этим процес-
сом, его необходимо понять, а поэтому - познать. Согласно общей теории систем, структурные и организационные изменения системы отражаются в общей закономерности ее этапного развития. Это определяет зависимость ведущих этапов управления становлением и развитием СОКОП от особенностей инновационного процесса в оценивании качества образовательного процесса в вузе и позволяет выделить тенденцию обусловленности технологии управления СОКОП инновационными процессами в обеспечении качества ВПО в контексте социо-человеко-ориентированной направленности.
Данная тенденция находит отражение в выполнении принципов социо-человеко-ориентированой направленности и развивающего характера технологии управления СОКОП; построение технологии управления СОКОП на основе учета структуры жизненного цикла инновационных процессов в обеспечении и оценивании качества образования; соответствия социо-человеко-ориен-тированной технологии управления СОКОП организационной структуре СОКОП.
1. Кручинин В., Виноградова И. Рынок образовательных услуг, стратегия расширения // Высшее образование в России. 2006. № 6. С. 97-101.
2. Давыденко Т.М. Рефлексивное управление школой: теория и практика. Москва; Белгород, 1995.
3. Макарова Л.Н. Преподаватель высшей школы: индивидуальность, стиль, деятельность. Москва; Тамбов, 2000.
4. Аверьянов А.Н. Системное познание мира. Методологические проблемы. М., 1985.
Поступила в редакцию 11.05.2011 г.
UDC 378
TRENDS AND PRINCIPLES OF FORMATIONS AND DEVELOPMENTS MANAGEMENT OF ASSESSMENT SYSTEM OF QUALITY OF EDUCATIONAL PROCESS IN HIGH SCHOOL
Svetlana Nikolayevna BELOVA, Kursk State University, Kursk, Russian Federation, Candidate of Education, Associate Professor of Continuous Professional Education Department, Head of Center of Audit of Education Quality, е-мail: [email protected]
The article describes trends and principles of formations and developments management of assessment system of quality of educational process in high school. The article reveals the contradiction at the following levels: “management system - external environment”, “management system of high school - internal environment of university, which focused on quality of educational process”, “management system of university - administrative system of subjects of estimation”, “management system assessment of subjects - innovative vocational and educational environment”.
Key words: management of foundation and development of quality assessment system in universities educational process; trends; principles.