1999. N«3
стемы должно улучшить качество образования без увеличения нагрузки на обучающегося. Формирование базы данных, отражающих результаты научно-методи-ческой и экспериментальной работы преподавателей вузов и ССУЗов, учителей школ, создаст возможности для обобще-
ния, систематизации и распространения передового опыта интеграции образования.
Одной из важнейших задач остается активная пропаганда роли образования и науки как ведущих сил прогресса современного общества, их значения для роста экономики, поднятия жизненного уровня населения, качества окружающей среды.
Региональный учебный округ как научно-методическое объединение вузов, ССУЗов, средних школ (преимущественно инновационных — гимназий, лицеев, колледжей, базовых школ), действующих в пределах небольшого региона, каковым является Республика Мордовия, дает возможность на своеобразной модели
проверить и отработать механизмы интеграции региональных систем образова-
ния.
В настоящее время округ финансируется практически полностью университетом. Однако поскольку он нужен системе образования республики в целом, респуб-
ликанское руководство должно проявить заботу о материальном обеспечении его деятельности. Считаем совершенно необ-РУО ходимым в бюджете Республики Мор-
довия предусмотреть выделение отдельной строкой средств для финансирования деятельности РУО. Округ нуждается в них для разработки национально-регионального компонента республиканской системы образования, его внедрения в учебный процесс (в том числе через организацию конференций и семинаров, публикации в журнале „Интеграция об-разования“), научно-методического и материального обеспечения этой работы, осуществления издательской деятельности, формирования компьютерной базы данных.
А. И. ШАДРИН, директор Регионального центра высшей школы, проректор Красноярского университета, доцент
УПРАВЛЕНИЕ ИНТЕГРАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ
В НАУКЕ И ОБРАЗОВАНИИ РЕГИОНА
Законами Российской Федерации об образовании, о науке и научно-технической деятельности, об изменениях и дополнениях к закону об образовании, о высшем и послевузовском образовании закреплены основные принципы государственной политики в области науки и
образования, определены условия для совершенствования научно-технической и образовательной деятельности. Законодательными актами намечены разграничение полномочий и властных функций между Российской Федерацией и ее субъектами, в том числе и в сфере образо-
© А. И. Шадрин, 1999
ИНТЕГ РАДИ Я ОБ РА 30НАН И Я
вания, источники многоканального финансирования, пути интеграции науки и высшей школы, сформирован национально-региональный компонент образования.
В свете проблем интеграции в Красноярском крае созданы Региональный научно-образовательный комплекс, конверсионный технопарк, Красноярский инновационный центр, совместные структуры науки и образования (межвузовское инженерно-физико-техническое отделение, центр высоких технологий), различные ассоциации (Сибирский технологический университет) и др.
Высшая школа как часть единой системы образования Красноярского края последовательно отслеживает изменения в запросах обновляющегося рынка труда и своевременно реагирует на них изменением структуры подготовки кадров: в вузах сокращаются специальности, не пользующиеся спросом, вводятся новые направления и специальности, в том числе экономического, гуманитарного и юридического профиля, расширяется спектр образовательных услуг. Воплощаются в жизнь принципы постоянного интегрирования образовательных структур разного уровня и непрерывности получения образования населением. Выпускники вузов успешно адаптируются в современных условиях, отчего престижность высшего профессионального образования повышается.
Научный потенциал края обеспечивает проведение региональной научно-технической политики. Здесь разрабатывается целевая комплексная программа „Новые технологии для управления и развития регионаи В вузах, научно-исследовательских и отраслевых институтах ведется комплекс взаимоувязанных исследований, которые направлены на развитие и размещение производительных сил края, на достижение устойчивого состояния среды обитания, измененной предшествующими, а также проводимыми действиями по изъятию больших объемов природных ресурсов и чрезмерными экологическими нагрузками (связанными с „гигантоманией44 при размещении производственных комплексов). Развитие рыночного сектора экономики, напряженная постприватизационная обстановка в обществе и изменение класса собственников, конверсия, растущая без-
работица, нерешенность социальных вопросов ставят новые задачи перед научно-образовательным комплексом. В числе важнейших из них — обеспечение научных и образовательных потребностей региона, научное и кадровое сопровождение социально-экономического развития, инновационная поддержка традиционных отраслей и рыночных сфер деятельности.
Для решения названных задач необходимо достичь управляемости научной и образовательной деятельности в крае, определить масштабы и уровни подготовки специалистов, степень востребованности высшего профессионального
образования, источники и объемы многоканального финансирования, в том числе из федерального и краевого бюджета, изыскать возможности для социальной поддержки работников сферы образования и студентов, принять на краевом уровне налоговые льготы для участников научного и образовательного процессов, рассмотреть вопросы функционирования и коммунального обеспечения научных учреждений и вузов.
В Красноярском крае разработаны и реализуются законы об образовании, о научной деятельности и региональной научно-технической политике, о краевой целевой программе „Активизация инновационной деятельности14, о краевой целевой программе „Новые технологии для управления и развития региона44, функционируют фонды науки и образования.
При формировании единого образовательного и научно-технического пространства страны на базе региональных научно-образовательных комплексов предполагается создание адекватного управленческого воздействия. В Красноярском крае такие функции осуществляет комитет по науке и высшей школе. Он обеспечивает проведение государственной научно-технической и образовательной политики; формирование региональных компонентов государственных образовательных стандартов, предложений по интеграции науки и образования Красноярского края с сопредельными регионами (в том числе в рамках „Сибирского соглашения44); разработку и реализацию законодательных и нормативных актов Красноярского края по науке, инновациям и высшему образованию; создание единой Программы стабилизации и раз-
вития образования Красноярского края на перспективу; оценку потребностей в специалистах и формирование регионального заказа на подготовку кадров в соответствии с потребностями рынка труда и населения; согласование контрольных цифр приема студентов в вузы края; реализацию единой региональной политики в области информатизации и дистанционного образования; координацию научно-исследовательских работ регионального характера и др.
Красноярский региональный комплекс науки и образования обеспечивает организацию, координацию и проведение фундаментальных и прикладных научных исследований, координацию подготовки и переподготовки специалистов, управление системой образования и науки в регионе.
Совет ректоров вузов Красноярского
региона разработал проект закона „О высшем профессиональном и послевузовском образовании в Красноярском крае“, где определена компетенция законодательных и исполнительных органов краевого и муниципального уровня, государственно-общественных объединений и общественных организаций, рассмотрены вопросы финансирования подготовки специалистов для Красноярского края (через образовательный кредит, контрактную систему, надбавку к заработной плате молодым специалистам, систему почетных званий работников вузов, стипендии администрации и губернатора Красноярского края докторантам, аспирантам и студентам), обеспечения жильем преподавателей и сотрудников вузов и др. Принятие закона поможет решить множество проблем высшего и послевузовского образования.
А. Ю. АЛЕКСАНДРОВ, советник Председателя Государственного Совета Чувашской Республики
ФИНАНСИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Одним из принципов реформирования российского образования является его регионализация. Однако неодинаковое социально-экономическое положение субъектов Федерации определяет разные возможности для развития системы образования. Существуют критерии оценки таких возможностей: численность студентов на 10 тыс. жителей, численность поступающих, учащихся и выпускников вузов, количество специальностей и структура профилей подготовки в вузах, уровень фактической подготовки в вузах, за-
траты бюджетных средств на одного обучающегося.
Основываясь на указанных показателях, можно выделить несколько типов регионов по условиям деятельности и функциям системы высшего профессионального образования:
1) регионы с благоприятными условиями социально-экономического развития, в которых давно сложились культурные традиции, развита система образования, а для вузов характерны только новые уровни и формы подготовки по специ-
© А. Ю. Александров, 1999