Научная статья на тему 'Три модели реформирования высшей профессиональной школы России в 1985-2005 гг. И их реализация на образовательном пространстве Краснодарского края и Республики Адыгея'

Три модели реформирования высшей профессиональной школы России в 1985-2005 гг. И их реализация на образовательном пространстве Краснодарского края и Республики Адыгея Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
108
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лаврентьева М. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Три модели реформирования высшей профессиональной школы России в 1985-2005 гг. И их реализация на образовательном пространстве Краснодарского края и Республики Адыгея»

381.1.147.004.12.662(470.62)(09)

ТРИ МОДЕЛИ РЕФОРМИРОВАНИЯ ВЫСШЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ РОССИИ В 1985-2005 ГГ.

И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ И РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ

М.А. ЛАВРЕНТЬЕВА

Кубанский государственный технологический университет

Реформирование системы высшего профессионального образования ведется в нашей стране непрерывно со второй половины 1980-х гг. За это время высшая школа прошла три этапа модернизации.

Первый - в 1987-1991 гг Импульс реформам высшей школы был дан в марте 1987 г., когда во исполнение решений XXVII съезда КПСС (1986 г.) партия и правительство в совместных постановлениях наметили программу и основные направления перестройки высшего образования в стране. Эти нововведения частично были подкреплены пакетом правительственных решений, направленных на формирование правового, финансового, идеологического базиса перестройки [1-5].

Указанные постановления активно обсуждались в партийных организациях всех уровней и особенно заинтересованно в вузах. Впервые в условиях гласности и демократизации вузовские коллективы могли открыто высказаться о проблемах и сосредоточить свои усилия на интеграции образования, производства и вузовской науки, повышении качества подготовки специалиста, совершенствовании управления высшим образованием, формировании системы непрерывного образования, усилении роли высшей школы в переподготовке специалистов для народного хозяйства. Планировалось ввести 6-летнюю подготовку по наукоемким направлениям, создать учебно-методические объединения вузов по родственным направлениям, распространить хоздоговорные отношения в научной работе, расширить студенческое самоуправление. Не были забыты и идеологические и гуманитарные рычаги осуществления намеченных планов, суть которых отразилась в документах Всесоюзного совещания заведующих кафедрами общественных наук вузов, проведенного ЦК КПСС (1-3 октября 1986 г.).

В эту работу активно включилось Министерство высшего и среднего специального образования СССР (с 5 марта 1988 г. - Государственный комитет СССР по народному образованию). Так, за период с 1985 по 1991 гг. было выпущено 873 приказа, регламентирующих деятельность вузов в условиях реформирования.

Однако попытки государства реформировать область высшего профессионального образования не были в полной мере обеспечены нормативно-правовым базисом. Финансирование вузов осуществлялось по-прежнему по остаточному принципу, промышленность не была готова обеспечить систему высшего образования современным оборудованием и средствами технического обучения, юридически не было закреп-

лено усиление интеграции вуза и производства, нормотворческая деятельность союзных финансовых ведомств отставала от поставленных задач, отраслевой экономический механизм в образовании не претерпел необходимых изменений. На образовательном пространстве Кубани под руководством крайкома КПСС, краевого исполнительного комитета, краевого отдела народного образования и краевого управления профтехобразования (с 1988 г. - Главное управление народного образования Краснодарского крайисполкома) руководителями Адыгейской АО, городов и районов, вузов проделана большая работа в направлении перестройки системы высшего образования. Этому способствовали принятые программы реализации решений партии и правительства в области высшего образования [6-8], которые олбсуждались на краевом и Адыгейском областном совещаниях вузовской общественности, в первичных партийных организациях и ученых советах вузов. Анализ этих документов дает основание говорить о глубине видения участниками процесса будущего высшей школы Кубани, объективном характере намеченных мероприятий. В них поднимаются вопросы, которые и сегодня не потеряли своего теоретического и практического значения. Уже тогда были попытки решить проблемы, имеющие общегосударственное социально-экономическое значение: расширение автономии вузов, углубление информатизации, повышение качества образования, обновление содержания учебных планов и программ, повышение роли профсоюзных студенческих организаций, развитие профориентационной работы, совершенствование процедуры приема в вузы.

В вузах проводилась активная работа по совершенствованию учебных планов, графиков учебного процесса, с целью сокращения занятий до 24-28 ч в неделю, расширения общетеоретической и методической подготовки студентов, развития материально-технической базы. После проведения Всесоюзного совещания студентов улучшилась воспитательная работа в вузах, начался процесс углубления самоуправления в студенческих коллективах.

Глубина планируемой и реализуемой эволюции в регионах имела положительную тенденцию в направлении перемещения исполнительных функций центра в республики, края и области страны. Однако в условиях отсутствия коренного изменения системы управления, финансового и кадрового обеспечения реформы были обречены на стагнацию. Как и во всей советской вузовской системе на рубеже 1980-1990-х гг. в вузах Краснодарского края и Адыгейской АО имелись следующие недостатки: экстенсивные методы преподавания, недостаточное внимание к организации самостоя-

тельной работы студентов, «валовый» подход к подготовке специалистов, отставание от мировых достижений в области научно-технического прогресса, недостаточная оснащенность техническими средствами обучения, ослабление воспитательной работы и др.

Осуществление преобразований в высшей школе, особенно с 1989 г., совпало с усилением экономического, социального и политического кризиса в стране. В конечном счете это сказалось на результатах первого периода перестройки системы высшего образования: число студентов сократилось на 6,8%, возник отток высококвалифицированных преподавателей из высшей школы (только в 1990 г. из вузов России уволилось более 2 тыс. квалифицированных специалистов), снизился престиж высшего образования в стране.

В числе положительных тенденций следует выделить следующие: созданы учебно-методические объединения вузов по группам специальностей, введена система частичной компенсации министерствами и ве -домствами сферы материального производства затрат на подготовку специалистов в вузах, расширился диапазон деятельности органов управления образованием, вузы получили больше самостоятельности, приобретен опыт интеграции образования с производством и наукой, возрос индивидуальный подход к развитию творческих способностей будущих специалистов.

Второй этап реформирования системы высшего профессионального образования - 1991-1999 гг. - совпадает с новым периодом исторического развития России - зарождением новой политической и социально-экономической структуры общества.

Второй этап реформирования рельефно обозначился в 1992 г. с принятием Закона РФ «Об образовании», в котором юридически были закреплены основные инновации и намечены контуры новой модели высшей школы России [9]. Закон определил систему высшего образования РФ как совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных стандартов различного уровня и направленности, реализуемых образовательными учреждениями независимо от организационно-правовых норм, типов вузов и органов управления образованием и подведомственных учреждений и организаций. Он помог преодолеть идеологические, политические, социально-экономические факторы, препятствующие реформированию высшей школы, и подготовил ее к дальнейшим качественным изменениям.

В условиях генезиса новой общественно-политической системы в России изменилось содержание и направление многогранного взаимодействия федеральных и региональных органов власти. Они стали строиться на основе договоров по разграничению полномочий и предметов ведения, многосторонних соглашений.

В ходе реализации Закона проводилась работа по оптимизации сети вузов, их укрупнению и созданию региональных университетских комплексов. В это время расширяется самостоятельность вузов в области реализации планов международного и вузовского научно-технического сотрудничества. Создается система

негосударственных вузов, растет количество филиалов.

Однако на втором этапе высшая школа, как и вся страна, переживала драматические моменты и серьезный кризис.

С принятием 22 августа 1996 г. Закона РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» начинается новый этап преобразований в системе высшего образования в стране [10]. В подготовке Закона, в широких дискуссиях по его содержанию приняла участие вузовская общественность. Поэтому этот документ имел взвешенный характер и основополагающее значение для дальнейшего реформирования высшей школы. Он дал мощный импульс развитию законотворчества как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации, чего так не доставало в предшествующий период. В Законе определилась организационная основа государственной политики в сфере высшего и послевузовского образования, формировались конкретные аспекты функционирования высшей школы: суверенность прав субъектов РФ в определении направлений образовательной политики; непрерывность образования; гласность и конкурентность при определении направлений развития науки, техники и подготовки специалистов; развитие интеграционных процессов; гарантия получения высшего образования гражданами страны на конкурсной основе; автономия вузов; структура управления вузами; создание альтернативных форм организации вузов (негосударственные вузы); расширение связей с производством и рынком труда; создание более совершенной экономики образования; разрешение внебюджетной деятельность; внедрение новых образовательных стандартов.

Новые подходы к деятельности высших учебных заведений вызвали живой отклик в обществе. Вузы приобрели большую свободу и самостоятельность, вследствие освобождения от идеологической и административной регламентации, получили возможность развития в соответствии с потребностями регионального рынка труда и запросами населения.

Реализация Закона РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», а также Постановления Правительства России «О развитии системы высшего и среднего профессионального образования в Российской Федерации» (23 мая 1995 г.), утвердившего единую Федеральную программу развития образования (до 2000 г.), позволили вузам пройти серьезные шаги на пути своего развития, обеспечили их выживание в условиях незатихающего экономического и политического кризиса в стране. Однако главной проблемой высшей школы было ее недофинансирование. Союз ректоров России на своем съезде в 1998 г. оценил состояние вузов как критическое и поставил под сомнение их возможность выполнить на должном уровне возложенные на них обязательства - обеспечить нужды экономики страны в высококачественных специалистах.

Система высшего образования Краснодарского края и Республики Адыгея в условиях генезиса новой государственной и общественной системы претерпела

Таблица

Вузы Количество вузов Краснодарского края

1985 1991 1993 1995 1997 1999 2001 2003 2004 2005

Государственные 9/- 8/- 9/1 9/3 10/6 11/43 12/53 13/58 12/64 12/66

Негосударственные -/- -/- 5/- 12/2 21/4 22/24 20/34 21/37 22/40 22/40

41 100 119 129 138 140

Всего 9 8 15 26

Примечание: числитель - основные вузы, знаменатель - филиалы.

заметную модернизацию: многие институты повысили свой статус и стали именоваться университетами и академиями; повысилась роль региональных органов управления образованием; предпринимались меры по совершенствованию нормативной базы [11-15]; были открыты новые государственные и негосударственные вузы и филиалы региональных и центральных вузов; произошли изменения в содержании и методах подготовки специалистов. Высшие учебные заведения приобрели и расширили опыт работы в условиях рыночной экономики. Была создана многоканальная система финансирования, сделаны первые шаги в наращивании инновационных методов в преподавательской, научно-исследовательской, воспитательной и предпринимательской деятельности, объединении разноуровневых образовательных структур, преемственности и согласованности образовательных программ.

Таким образом, был сделан серьезный задел для углубления модернизации высшей школы в последующие годы. Однако критический анализ первых итогов реформирования высшей школы в 1991-1999 гг. показывает большие неиспользованные возможности. Вузы были оставлены один на один с многолетними серьезными проблемами модернизации. Единая Федеральная программа развития образования не сумела выйти, в большей своей части, за рамки теоретического документа.

Началом следующего этапа реформ стал 2000 г, когда в Российской Федерации была принята национальная доктрина образования, установившая приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития до 2025 г [16].

В результате Правительство РФ приняло Федеральную программу развития образования до 2005 г. и «Концепцию научной, научно-технической и инновационной политики в системе образования Российской Федерации на 2001-2005 гг.», а затем, в 2001 г., «Концепцию модернизации Российского образования на период до 2010 г.» [17-19].

Глубина происшедших изменений в форме и содержании высшей школы дают основание считать, что в 2000 г. в истории России и ее высшей школы четко обозначился третий поворотный момент. С принятием Национальной доктрины и Концепции модернизации нашли свое воплощение идеи вузовской общественности о принятии основополагающих документов, определяющих содержание реформирования российского образования на краткосрочные и долгосрочные исторические периоды.

В 2001-2005 гг. произошли наиболее радикальные изменения и достигнуты существенные успехи в области модернизации системы высшего образования в стране. Сегодня, уже в условиях четвертого этапа мо-

дернизации системы высшего профессионального образования, в Краснодарском крае и Республике Адыгея осуществлены следующие позитивные изменения: разработаны Комплексные программы развития образования; более активно стали работать Советы ректоров вузов Кубани и Адыгеи; Департамент образования и науки Краснодарского края, Министерство образования и науки Республики Адыгея усилили работу по координации деятельности высшей профессиональной школы по выполнению программы модернизации; по инициативе Администрации Краснодарского края Минобрнауки РФ организовало проверку соответствия содержания образования в вузах критериям общегосударственной и общественной аккредитации и лицензирования; создан новый государственный педагогический вуз в Славянске-на-Кубани; вырос контингент студентов как государственных, так и негосударственных вузов. Приняты серьезные меры по контролю за работой филиалов вузов, по итогам проверок было закрыто 15 филиалов.

Реформы системы высшего образования России в 2005 г. не завершились. С принятием Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 гг. модернизация системы отечественного высшего профессионального образования вступает в новый этап и поднимается на более высокий качественный уровень.

Несмотря на количественные (таблица) и качественные различия, присущие каждому из трех этапов модернизации, их социально-экономические особенности, все они связаны воедино общностью решаемых задач, диалектикой поступательного развития системы высшей школы в интересах государства, общества, бизнеса и личности.

Направление и содержание модернизационных процессов в высшей школе на современном историческом этапе, особенно в связи с принятием Россией концепции Болонского соглашения и подготовкой к вступлению в ВТО, во многом определяются потребностями вхождения России в мировое образовательное пространство. В этой связи приоритетное значение имеет качество образования. В Национальной программе «Образование», в ежегодных Посланиях Президента Парламенту РФ, в концептуальных документах развития системы высшего образования качество подготовки специалистов определяется как первостепенная задача, «проблема номер один» высшей школы. Обозначенные приоритетные задачи вызваны необходимостью использования национального и мирового опыта по повышению качества подготовки специалистов, обеспечению конкурентоспособности выпускников высшей профессиональной школы на международном и региональном рынках труда.

В целях дальнейшего осуществления модернизации системы высшего профессионального образования России, развития его доступности и повышения качественного уровня и конкурентоспособности предлагается осуществить на федеральном и региональных уровнях следующие мероприятия:

развернуть сеть учреждений дистанционного образования, усовершенствовать правовую и нормативную базу их функционирования; обеспечить усиление темпов развития информатизации высшего образования, создание инновационной инфраструктуры вузов в составе технопарков, венчурных предприятий, консалтинговых организаций;

обеспечить максимальное участие вузов во Всероссийском конкурсе «Системы менеджмента качества образования»; систематически обобщать и распространять опыт работы вузов в области качества образования; разработать систему материального поощрения вузов-победителей и их организаторов и руководителей;

создать консультативные центры при Департаменте образования во всех регионах страны по решению вопросов обеспечения качества высшего профессионального образования;

выстроить систему взаимодействия региональных органов управления образованием и органов управления трудом и занятостью населения;

разработать мероприятия по повышению престижа и социального статуса профессорско-преподавательского состава вузов, создать прозрачный механизм поэтапного повышения их заработной платы, а также гарантированное установление пенсий за выслугу лет и отраслевую систему пенсионного обеспечения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Материалы XXVII съезда Коммунистической партии Советского Союза. - М., 1986.

2. Основные направления перестройки высшего и средне -го специального образования в стране // Бюл. М-ва высшего и среднего образования СССР. - 1987. - № 5. - С. 1.

3. О мерах по коренному улучшению качества подготовки и использования специалистов с высшим образованием в народном хозяйстве: Постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 13.03.1987 г. № 325 // Правда. - 1987. - 25 марта.

4. О повышении роли вузовской науки в ускорении науч -но-технического прогресса, улучшении качества подготовки спе-

циалистов: Постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 13.03.1987 г. № 326 // Правда. - 1987. - 27 марта.

5. О мерах по улучшению подготовки и использования научно-педагогических и научных кадров: Постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 13.03.1987 г. № 327 // Правда. - 1987. - 26 марта.

6. Мокротоваров В. Курсом ускорения // Сов. Кубань. -1986. - № 241. - 19 октября.

7. Основные направления научных исследований кафедр общественных наук по обеспечению ускорения социально-экономи -ческого развития края на 1987-1990-е гг. и до 2000 г. // Комсомолец Кубани. - 1986. - № 209. - 31 октября.

8. План по развитию образования, науки и техники (разработан в рамках краевой программы интенсификации производства до 1990 г. // Сов. Кубань. - 1987. - № 264. - 17 ноября

9. Об образовании: Закон РФ // Высшее образование в России. - 1992. - № 3.

10. О высшем и послевузовском профессиональном образо -вании: Федеральный закон // Бюл. Государственного комитета РФ по высшему образованию. - 1996. - №2.

11. О принятии нормативных актов по реализации Закона РФ «Об образовании» в Краснодарском крае: Решение малого Сове -та крайсовета от 08.09.1993 г. № 319 // Консультант Плюс.

12. О реализации муниципальных программ развития образования : Решение Департамента образования и науки от

27.12.2000 г. № 5/3 // Консультант Плюс.

13. О концепции развития образования на Кубани: Постановление Главы Администрации края от 18.11.1993 г. № 432 // Кон -сультант Плюс.

14. О программе развития высшего профессионального об -разования Краснодарского края на 1994—1995 гг.: Постановление Главы Администрации края от 21.04.1994 г. № 231 // Консультант Плюс.

15. Об образовании: Закон Республики Адыгея от

06.11.1999 г. № 156. Принят ГС - Хасэ РА 28.12.1999 г. // Консультант Плюс.

16. О национальной доктрине образования в Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 4.10. 2000 г. № 751. - М., 2000.

17. Концепция научной, научно-технической и инновацион -ной политики в системе образования РФ на 2001-2005 гг. Утв. При -казом Минобразования России от 06.06.2000 г. № 1705 // Бюл. Ми -нобразования России. - 2000. - № 11. - С. 40.

18. Об утверждении Федеральной программы развития образования на 2000-2005 гг.: Федеральный закон от 10.04.2000 г. № 51-ФЗ. - М., 2001.

19. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. Утв. Распоряжением Правительства РФ от

29.12.2001 г. № 1756-р // Бюл. Министерства образования РФ. Выс -шее и среднее профессиональное образование. - 2002. - № 2.

Кафедра истории и социальных коммуникаций

Поступила 31.05.07 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.