Научная статья на тему 'Региональный учебный округ — структурообразующий элемент системы образования Мордовии'

Региональный учебный округ — структурообразующий элемент системы образования Мордовии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
84
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональный учебный округ — структурообразующий элемент системы образования Мордовии»

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

5. Создать фонд финансирования издательской деятельности РУО.

6. Продолжить работу над концептуальными основами интеграции образовательных систем в регионе через реализацию преемственности и непрерывности образования с ориентацией на межпредметные связи.

7. Учитывая общественную и государственную значимость положения учителя, проблемы подготовки педагогических кадров для образовательных учреждений всех уровней, сформировать педагогическое отделение РУО на базе предметных секций, в рамках которых проводится подготовка учителей.

8. Разработать комплекс мероприятий по качественному улучшению психологопедагогической подготовки работников системы образования.

9. Совместно с Министерством образования РМ решить вопрос о включении в состав экспертных комиссий по аттестации школьных учителей специалистов высокой квалификации в конкретной предметной и научной области.

10. Начать формирование базы данных, содержащей научно-методические разработки секций и субъектов РУО.

11. Подготовить и издать серию учебно-методических материалов, включен-

ных в издательский план Регионального учебного округа.

12. Провести исследования по различным вопросам интеграции региональных систем образования: мониторинг потребности педагогических кадров Республики Мордовия; внедрение интеграционных курсов в учебные планы в системе „школа — вуз“ и т. д.

13. Возродить работу летних предметных школ для учащихся республики, а также оказать помощь в создании и работе в средних учебных заведениях творческих мастерских-лабораторий.

14. Организовать работу ученых вузов Республики Мордовия — специалистов различных отраслей научных знаний — по экологизации общеобразовательных дисциплин.

15. Совершенствовать содержание и качество издания федерального научно-методического журнала „Интеграция образования“,

16. Опубликовать материалы конференции в журнале „Интеграция образования4".

17. Всероссийскую конференцию „Интеграция региональных систем образования“ на базе РУО и Волго-Вятского регионального отделения АПСН проводить ежегодно.

Н. П. МАКАРКИН, ректор МГУ им. Н. П. Огарева, профессор

В. И. ИВЛЕВ, директор Регионального учебного округа при МГУ им. Н. П. Огарева, доцент

РЕГИОНАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ОКРУГ — СТРУКТУРООБРАЗУЮЩИЙ ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

МОРДОВИИ

Региональный учебный округ при Мор- рева согласно своему уставу является довском госуниверситете им. Н. П. Ога- структурным компонентом системы обра-

© Н. П. Макаркин, В. И. Ивлев, 1999

1999. N«3

зования Республики Мордовия и представляет собой добровольное самоуправляемое объединение дошкольных, общеобразовательных, профессиональных и других учебных заведений. Учебный округ принимает активное участие в разработке программы развития республиканской системы образования, ведет научные исследования по изучению процесса интеграции образования в республике. Фактически РУО — единственная структура в Мордовии, объединяющая на определенной основе все типы образовательных учреждений республики, безотносительно к их ведомственной принадлежности. Это обстоятельство позволяет считать РУО не просто структурным, а структурообразующим элементом республиканской системы образования.

Важную роль в совершенствовании учебно-воспитательного процесса в субъектах РУО играют вузы Мордовии, и прежде всего университет. Преподаватели вузов ведут занятия по основным и факультативным дисциплинам, читают спецкурсы по своим авторским программам, изучают и обобщают опыт работы лучших педагогов, в рамках программы „Одаренные дети“ готовят школьников к предметным олимпиадам, оказывают помощь в составлении конкурсных заданий по различным учебным дисциплинам, принимают участие в работе жюри.

Одним из ведущих направлений в сотрудничестве университета и школ становятся научное руководство инновационными учебными заведениями и подготовка концепции их развития. Такие обязанности взяли на себя секции экономического и правового образования, культурологии, секции филологического направления. На основе концепций, разработанных учеными университета М. К. Рунковой и В. И. Ивлевым, организованы и успешно функционируют многопрофильная академическая гимназия и естественно-технический лицей при университете.

Университет остается важнейшим центром подготовки кадров для школ. Причем традиционные связи вуза и школы приобретают новые краски. Учитель, получивший фундаментальное университетское образование, способен на лучшую „выживаемость“, несмотря на то что его методическая подготовка в чем-то

уступает подготовке выпускника педагогического института. Университет берет на себя и послевузовскую переподготовку педагогических кадров через методические семинары и курсы повышения квалификации в работающем при нем республиканском центре повышения квалификации.

Накопленный в округе опыт организации различных форм академического взаимодействия научно-педагогических кадров образовательных учреждений (разнородных одноуровневых и однородных разноуровневых) способствует более рациональному функционированию системы подготовки специалистов средней и высшей квалификации, всей сферы образования, позволяет выполнять на высоком качественном уровне образовательные программы, обеспечивать их научно-методическими комплексами.

Хорошим примером интеграции „по вертикали“ может служить работа секции медицинского образования, которая объединяет преподавателей медицинского факультета университета и четырех медицинских училищ Мордовии. Для решения стоящих перед секцией задач ученые медицинского факультета совместно с преподавателями училищ регулярно проводят республиканские педагогические чтения и семинары. Ученые вуза постоянно участвуют в приеме курсовых и государственных экзаменов в медицинских училищах, рецензируют методические материалы и разработки, составленные преподавателями училищ, готовят вместе с ними соответствующие учебные пособия. Ежегодно на коллегиях Министерства здравоохранения Мордовии обсуждаются вопросы интеграции медицинского образования. С 1996 г. при факультете действует отделение повышения квалификации врачей, на котором проходят обучение преподаватели клинических дисциплин медицинских училищ.

Предметные секции РУО много внимания уделяют разработке национальнорегионального компонента ГОС. Только в течение прошедшего учебного года секцией биологического образования подготовлены учебные пособия „Растительный мир Мордовии“ (кафедра ботаники), „Организм и среда“ (кафедра зоологии), а секцией педагогики — программа и методические указания к спецкурсу „Этно-педагогика“. Последовательно осуществ-

ИНТЕГРАЦИЯ ОПРАЗОНАН ИЯ

ляст такую работу и секция медицинского образования, включая национальнорегиональный компонент в учебные планы и программы медицинских училищ и медицинского факультета университета. Так, в программу учебной дисциплины „Общая гигиена и организация здравоохранения“ входят такие вопросы, как природно-климатические факторы Республики Мордовия и краевая патология, вредные антропогенные факторы на территории республики и экологозависимые заболевания населения, сельское здравоохранение в Мордовии. Предусмотрены такого рода темы и программами других клинических дисциплин („Онкологические заболевания в РМ“ „Глаукома в Мордовии“ и др.).

Большой интерес в качестве примера активной интеграции „по горизонтали“ представляет работа секции социологии, в которую входят кафедры социологии, социальной работы и журналистики университета, кафедра философии, социологии и экономики Мордовского пединститута, кафедра общественных наук Саранского кооперативного института.

Членами секции социологии изданы монографии „Социология жизненного пространства“ (В. А. Писачкин, 1997), „Устойчивое развитие: состояния, модель, стратегия (методологический и социально-экологический анализ) “ (Ф. А. Айзятов, 1998), учебное пособие „Социология публицистики“ (П. Н. Ки-ричёк, 1999), доклад правительству РМ „Молодежь Мордовии: факты, анализ, действия“ (под ред. С. В. Полутина, 1999). Университетский центр, представленный Историко-социологическим институтом и НИИ регионологии, решает проблемы развития социологии как науки, ее институционализации, кадрового обеспечения. В этом исключительно велика роль журнала „Регионология“, а также Специализированного совета по защите докторских диссертаций по специальностям 220004 „Социальная

структура, социальные институты и процессы“ и 090008 „Социальная философия“, где прошли защиту 4 докторских и более 10 кандидатских диссертаций.

В МГПИ им. М. Е. Евсевьева в настоящее время развертывается программа внедрения в учебный процесс социально-педагогического комплекса социологии: на всех факультетах читается

курс социологии в качестве обязательного, а также ряд социологических дисциплин как курсы по выбору или факультативно. В этом вузе накоплен большой опыт преподавания междисциплинарных курсов, таких, как „Социальная педагогика“, „Социальная психология“ и др. На базе кафедры философии, социологии и экономики открыта аспирантура по специальности 220004 „Социальная структура, социальные институты и процессы“, функционирует отраслевая лаборатория социологии образования. В декабре 1998 г. силами преподавателей кафедры был проведен межвузовский семинар „Преподавание социологии в системе подготовки будущих педагогов“, в марте 1999 г. — межвузовская конференция „Динамика состояний социума“ с участием ученых вузов Саранска, Пензы, Москвы и Санкт-Петербурга.

Перед Региональным учебным округом в ближайшем будущем и более отдаленной перспективе стоят серьезные задачи, эффект от решения которых может быть значимым не только для Мордовии, но и для Российской Федерации в целом. К таким задачам в первую очередь следует отнести исследование состояния образования в регионе (Республике Мордовия), определение его уровня в сравнении с мировым и формирование с учетом полученных данных собственной концепции образования в Мордовии.

Разработка секциями РУО национально-регионального компонента государственных образовательных стандартов, его научно-методического обеспечения (учебников, учебных и методических пособий, дидактических материалов) нацелена на сохранение и развитие национальных культур региона. Подготовка концепций и учебных программ для инновационных учебных заведений, под-держка экспериментальных площадок должны способствовать наращиванию интеллектуального потенциала республики. Интеграция региональных систем образования позволит образовательным учреждениям осуществлять свою деятельность на системной основе адекватно их соци-

ч

ально-экономической, научной и культурно-образовательной направленности.

Обеспечение преемственности на всех уровнях региональной системы образования — от дошкольного учреждения до вуза — с учетом специфики данной си-

1999. N«3

стемы должно улучшить качество образования без увеличения нагрузки на обучающегося. Формирование базы данных, отражающих результаты научно-методи-ческой и экспериментальной работы преподавателей вузов и ССУЗов, учителей школ, создаст возможности для обобще-

ния, систематизации и распространения передового опыта интеграции образования.

Одной из важнейших задач остается активная пропаганда роли образования и науки как ведущих сил прогресса современного общества, их значения для роста экономики, поднятия жизненного уровня населения, качества окружающей среды.

Региональный учебный округ как научно-методическое объединение вузов, ССУЗов, средних школ (преимущественно инновационных — гимназий, лицеев, колледжей, базовых школ), действующих в пределах небольшого региона, каковым является Республика Мордовия, дает возможность на своеобразной модели

проверить и отработать механизмы интеграции региональных систем образова-

ния.

В настоящее время округ финансируется практически полностью университетом. Однако поскольку он нужен системе образования республики в целом, респуб-

ликанское руководство должно проявить заботу о материальном обеспечении его деятельности. Считаем совершенно необ-РУО ходимым в бюджете Республики Мор-

довия предусмотреть выделение отдельной строкой средств для финансирования деятельности РУО. Округ нуждается в них для разработки национально-регионального компонента республиканской системы образования, его внедрения в учебный процесс (в том числе через организацию конференций и семинаров, публикации в журнале „Интеграция образования“), научно-методического и материального обеспечения этой работы, осуществления издательской деятельности, формирования компьютерной базы данных.

А. И. ШАДРИН, директор Регионального центра высшей школы, проректор Красноярского университета, доцент

УПРАВЛЕНИЕ ИНТЕГРАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ

В НАУКЕ И ОБРАЗОВАНИИ РЕГИОНА

Законами Российской Федерации об образовании, о науке и научно-технической деятельности, об изменениях и дополнениях к закону об образовании, о высшем и послевузовском образовании закреплены основные принципы государственной политики в области науки и

образования, определены условия для совершенствования научно-технической и образовательной деятельности. Законодательными актами намечены разграничение полномочий и властных функций между Российской Федерацией и ее субъектами, в том числе и в сфере образо-

© А. И. Шадрин, 1999

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.