ОПЫТ РЕГИОНАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Профессиональное образование, интеграция науки, образования и производства, регионализация
образования.
Развитие образовательного пространства Российской Федерации находится в неразрывной связи с глобализацией всех отраслей и сфер деятельности. Система образования нашей страны является бесценным национальным достоянием. Новые образовательные парадигмы, частично заимствованные у зарубежных образовательных систем, переносимые на российскую действительность, и складывающиеся тенденции в модернизируемой системе образования не должны ухудшить состояние и изменить качество, вариативность и общедоступность образования для населения.
Современный период функционирования и развития образования характеризуется переходом к законодательно регулируемым организационно-правовым формам, обеспечивающим функционирование и развитие этой сферы деятельности. Законодательная база Российской Федерации последнего десятилетия в области образования претерпела значительные изменения, появились законодательные и нормативные акты, коренным образом изменяющие статус и условия функционирования образовательных учреждений и организаций. Сформирована новая законодательная база по формированию некоммерческих организаций, в том числе в образовании.
Перемены в современной жизни России затронули все области человеческой деятельности. Это коснулось и образования. В условиях рыночных отношений образование из бесплатного превращается в элемент товарно-денежных отношений.
Провозглашение приоритета образования как одной из стратегических целей развития общества в России и реализация национального проекта «Образование» выдвигают ряд новых требований к его системному изучению и, соответственно, к разработке предложений по его модернизации. Многообразие регионов России, сложившаяся система регионализации образования накладывают отпечаток на характер разрабатываемых, принимаемых и реализуемых решений по его дальнейшему развитию на основе стратегического планирования и управления. Имеющиеся модели стабилизации и развития образования обусловлены как объективными, так и субъективными факторами и управленческими решениями.
Значительную роль в реализации согласованных действий органов управления всех уровней имеют вузы как основное звено региональных комплексов науки и образования. Теоретические исследования в большей степени рассматривают и решают проблемы комплексного формирования и функционирования регионов. Используется системный подход к изучению регионов как иерархически соподчиненных региональных систем разного уровня, взаимосвязанных по вертикали и горизонтали. В то же время практически не затрагиваются вопросы воздействия научно-образовательного комплекса на развитие регионов.
Мировой опыт свидетельствует, что преобразования в любой стране напрямую зависят от совершенствования системы образования и приведения ее в соответствие с новыми потребностями и запросами общества и личности. Интеллектуальный потенциал представляет возможность кадрового обеспечения стратегических направлений социально-экономического развития городов, регионов и страны в целом.
Анализ современной ситуации в этой области в России позволяет сделать вывод о том, что интеллектуальный потенциал проявил способность к самосохранению, самосовершен-
ствованию и самовоспроизводству, это в наибольшей мере проявилось в сфере высшего профессионального образования, которое не потеряло свои позиции в период реформ.
Осуществляемая в настоящее время в России модернизация образования и подписание Болонского соглашения дают возможность высшим учебным заведениям (с учетом мирового и отечественного опыта) сохранить своеобразие и обеспечить повышение доступности, вариативности и качества образования. Образование становится сферой, определяющей конкурентоспособность регионов и страны. Главной задачей образования становится обеспечение кадрами традиционных и новых секторов инновационной (новой) экономики и сферы услуг, требуется дальнейшее его развитие с ориентацией на реальную востребованность выпускников для инновационной экономики, а не только для развития регионов по пути так называемой «новой индустриализации».
Переход образования на качественно новый уровень ставит перед научным и образовательным сообществом и перед органами управления разного уровня задачи по использованию накопленного потенциала регионального научно-образовательного комплекса, включающего учреждения образования всех уровней, научные организации и другие структуры. Эта интеграция осуществляется в целях решения злободневных проблем развития страны, региона, учебного заведения и нацелена на конкретную личность.
Система профессионального образования Сибири, соответствовавшая в прошлом потребностям хозяйственного комплекса, в настоящее время уступает его природно-ресурсному потенциалу. В предшествующий период времени она обслуживала потребности народного хозяйства и населения в образовательных услугах в соответствии с кадровыми запросами не только промышленных предприятий, но и всех других отраслей и сфер деятельности (по подготовке рабочих, техников, инженеров и других специалистов). Сложилась специализация науки и всех уровней образования, их количественные и качественные показатели соответствовали интересам развития региона.
Красноярский край, фигурировавший в предшествующий период времени как район нового хозяйственного освоения, отличается от других районов страны наличием развитой социальной инфраструктуры в местах размещения производства и населения (как правило, в новых городах и пунктах концентрированного строительства) и неразвитой и отсталой инфраструктурой в других районах. Развитие производственного потенциала края, особенно отраслей специализации, повлияло на размещение учреждений профессионального образования, в частности высшего. География размещения высших учебных заведений отличается их концентрацией в краевом центре - городе Красноярске.
Правительство Российской Федерации приняло ряд документов, направленных на модернизацию и реформирование образования, и в частности, одного из важнейших направлений, регламентирующих создание и функционирование университетских комплексов и исследовательских университетов.
Законодательная и нормативная база Российской Федерации и законы Красноярского края о науке, образовании, высшем и послевузовском образовании, законы о реализации региональных программ и сами программы (развития высшего, среднего и начального профессионального образования Красноярского края; стабилизации и развития образования Красноярского края), материалы по реформированию и модернизации образования и науки в стране и в регионе, происходящие интеграционные процессы взаимодействия образования и науки дают основание для правового и программного регулирования функционирования научно-образовательной инфраструктуры в виде университетских комплексов.
Разработка модели интеграции образования, науки и производства является в нашей стране существенной теоретической и практической проблемой. Причина все большего заострения внимания к этой проблеме состоит в том, что интеграция решает многие проблемы учреждений образования и науки: финансирования, управления научной и образовательной деятельностью, повышения качества образования и научных разработок.
Экономика
Высшая школа выполняет две основные функции: она участвует в проведении совместных исследований с другими секторами науки и осуществляет подготовку специалистов для всех отраслей народного хозяйства и, соответственно, высококвалифицированных научных кадров.
Интеграция практически всех отраслей знаний фундаментальных и прикладных наук обеспечивает прорывы в науке и технике на решающих направлениях и критических технологиях и служит толчком к совершенствованию системы образования, в том числе высшего профессионального образования.
Принципы интеграции всех уровней образования, науки и производства, непрерывной многоуровневой системы образования, расширение рынка образовательных услуг реализуются органами управления соответствующего уровня (Министерством образования и науки края, ассоциацией средних профессиональных учебных заведений, советом ректоров вузов Красноярского края). В крае создана система многоуровневой подготовки специалистов (школа - профессионально-технические училища - техникумы и колледжи - высшие учебные заведения). Специфика региона определяет содержание регионально-национальной компоненты, ее внедрение в учебный процесс и научно-исследовательскую деятельность учреждений образования.
Интеграция учебной, методической и научной деятельности всех уровней образования (при сохранении самостоятельности каждого уровня) позволяет создать систему образования региона, вписывающуюся в единое образовательное пространство России. Идея регионализации профессионального образования, заложенная в федеральной программе развития образования, обеспечивает проведение взаимоувязанной государственной и региональной политики в области образования. В крае осуществляются координация и последовательная кадровая, учебно-методическая, информационная, материально-техническая и издательская поддержка всех учреждений образования.
Развитие начального, среднего и высшего профессионального образования определяется процессами, происходящими на рынке труда, изменением структуры потребности отраслей народного хозяйства в специалистах, в том числе уменьшением потребности в специалистах для отраслей традиционной направленности и увеличением - для отраслей рыночной ориентации.
Дальнейшее развитие и функционирование системы образования в Красноярском крае связано с направлениями устойчивого развития региона в условиях развертывания рыночных отношений. Необходимо закрепить сложившееся положение с подготовкой специалистов (с учетом установившихся связей с другими регионами).
Изменения во всех отраслях и сферах деятельности требуют качественных преобразований в области подготовки кадров, в том числе квалифицированных, так как от уровня их профессионализма зависят своевременность и результативность решения всех задач экономического и социального развития региона.
Так, в настоящее время учреждения профессионального образования Красноярского края осуществляют подготовку специалистов, востребованных не только в Красноярском крае, но и за его пределами. Кадровое обеспечение развития Красноярского региона в основном связано с обеспечением развития производств сырьевой направленности. Вместе с тем стоит задача обеспечения высокотехнологичных и наукоемких производств кадрами соответствующей квалификации.
Образовательный потенциал Красноярского края до сих пор нацелен на удовлетворение потребностей традиционных отраслей и сфер деятельности в научной продукции и кадрах. Профессиональная подготовка специалистов большей частью осуществляется для обеспечения ими первичного звена - предприятий, организаций, учреждений и фирм.
Анализ тенденций развития Красноярского края позволяет констатировать, что восстановление объёмов производства в различных сферах может изменить в перспективе струк-
туру промышленности (с ориентацией на глубокую переработку сырьевых ресурсов, на высокотехнологичные и наукоёмкие производства, на расширение сферы обслуживания) и потребует серьёзной интеллектуальной поддержки на основе использования кадрового потенциала новой генерации. Объединение субъектов Федерации позволило развить новые отрасли и районы. В связи с этим существенные изменения должны произойти в структуре подготовки специалистов, что потребует привлечения значительных инвестиций в развитие науки и профессионального образования.
Современная экономическая ситуация в мире не может не оказывать влияния на систему международного образования и, соответственно, подготовку квалифицированных кадров. Идея интернационализации образования становится приоритетной как для зарубежных, так и для российских вузов. Для Красноярского края, ориентированного преимущественно на страны Азиатско-Тихоокеанского региона, это имеет особое значение.
Традиционные формы интернационализации образовательной деятельности: академическая мобильность студентов (как один из способов учиться и жить за границей и эффективный способ подготовки будущих специалистов для профессионального успеха в глобальной экономике); мобильность преподавателей, аспирантов и научных сотрудников (взаимозависимость бизнеса и рынка труда требует специалистов, которые могли бы успешно работать на международном рынке образования и науки); интернационализация систем образования различных стран как разработка учебных планов с международным компонентом и их гармонизация.
Перечисленные тенденции свидетельствуют о транснациональном характере образования, под которым понимаются образовательные услуги, предоставляемые российскими вузами, имеющими мощный базис в зарубежных странах и национальных системах образования.
Формирование нового подхода в предоставлении образовательных услуг повышает конкурентоспособность российского образования на международном рынке и обеспечивает интеграцию высшего профессионального образования страны и ее регионов в мировое образовательное и научное пространство.
Библиографический список
1. Хазова Л.В., Шадрин А.И. Формирование социокультурных и научно-образовательных центров в системе университетского образования. Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2002. 144 с.
2. Шадрин А.И. Кадровое обеспечение социально-экономического развития региона // Вестник Российской академии образования. 2008. № 2 (40). С. 81-86.
3. Шадрин А.И. Регион: развитие в условиях рынка. М.: СОПС, 2002. 192 с.