Научная статья на тему 'Интеграционные процессы в науке и высшем профессиональном образовании'

Интеграционные процессы в науке и высшем профессиональном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
131
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Проворов А. С., Шадрин А. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеграционные процессы в науке и высшем профессиональном образовании»

А. С. Проворов , А. И. Шадрин

Интеграционные процессы в науке и высшем профессиональном образовании

Общие системные изменения переходного периода затронули все отрасли и сферы деятельности, в том числе науку и образование. Однако наука и образование сохраняют свою устойчивость и верность отечественным традициям, одновременно участвуют в проводимых Правительством Российской Федерации программах реформирования и модернизации образования.

Поставленная проблема связана с тем, что зарубежное и отечественное научное сообщество уделяет постоянное внимание проблемам интеграции науки, образования и производства. Вместе с тем в отечественной и зарубежной науке и практике в должной мере не рассматриваются вопросы создания интегрированных структур, соответствующих термину «исследовательский университет» и намечаемых к созданию «ведущих университетов».

На современном этапе в России решаются проблемы комплексного формирования и развития науки и образования, вместе с тем не используется механизм системного воздействия через создание интегрированных региональных научно-образовательных комплексов — исследовательских (ведущих) университетов нового типа.

Формируемый Красноярский государственный исследовательский университет (КрасГИУ), как структура, интегрирующая учреждения общего образования, средние профессиональные учебные заведения, высшие учебные заведения, академические и отраслевые научно-исследовательские учреждения, проектные и конструкторские организации, научно-производственные объединения, другие учреждения и организации региона, является претендентом на признание его как ведущего университета по направлениям «математические и естественные науки» и «педагогика и филология».

Опыт создания исследовательских университетов в стране и за рубежом отличается наличием небольшого числа публикаций общего характера, не затрагивающих сути взаимодействия входящих в их состав структур и вопросов их функционирования. Зарубежный опыт об исследовательских университетах как прогрессивной формы интеграции крупных вузов и науки рассмотрен В. А. Журавлевым[1], об их создании и функционировании — Галаганом А. И.[2], о связи университетов с производством — Галаганом А. И.[3]

В России на основе обобщения отечественного и зарубежного опыта предложен ряд концепций исследовательских университетов. Вместе с тем региональные, так называемые периферийные вузы России не имеют развитой научной инфраструктуры. Поэтому предлагаются варианты интеграции региональных университетов с академическими и отраслевыми научноисследовательскими институтами и формирование учебно-научных комплексов [4].

Основная роль провинциальных университетов связана[5] :

• с перемещением основных социально-экономических проблем с федерального на региональный уровень;

• со снижением межрегиональных перемещений населения;

• с необходимостью подготовки кадров, способных решать региональные экономические и социальные задачи.

Опыт реализации интеграционных процессов академической и вузовской науки и производства в России показывает, что разработка конкретной модели и ее организационно-правовое оформление требуют решения вопросов определения головной организации и соисполнителей, от состава

которых будет зависеть тип модели интеграции, решаемые научные, образовательные, социальные, экологические и другие проблемы, выбор организационно-правовой формы взаимодействия, структур, формируемых в составе нового образования, распределение ответственности всех участников при решении вопросов штатного расписания, оснащения инвентарем и оборудованием, финансирования по каждому участнику с помощью взаимосвязанной системы юридических документов и нормативных документов, отчетности и т. д.

Российский опыт реализации федеральной целевой программы «Интеграция» академической и вузовской науки предусматривает различные варианты организационно-экономического механизма создания и функционирования интегрированных структур. Это создание учебнонаучных центров на базе ведущих университетов и академических институтов России с целью обеспечения наиболее эффективного взаимодействия университетского образования и фундаментальных наук[6].

Модель академического университета как система научно-учебных центров фундаментальных исследований и элитного образования разработана и реализована на основе интеграции ведущих научно-педагогических школ Томского государственного университета и ведущих научноисследовательских институтов Томска, Новосибирска, Москвы [7].

В Калужской области сформирован научно-образовательный комплекс, включающий в себя специализированное высшее учебное заведение — Обнинский институт атомной энергетики и 11 научно-исследовательских институтов, благодаря которому город Обинск признан «первым наукоградом Российской Федерации»[8].

Всего в рамках мероприятий программы «Интеграция» созданы 153 учебно-научных центра в 39 регионах страны и 116 центров высокопроизводительной обработки информации и центров коллективного пользования приборами и оборудованием [9].

Во всех рассматриваемых вариантах модель исследовательского университета как ассоциации юридических лиц соответствует задачам создания эффективного интеграционного механизма, обеспечивающего проведение региональной научно-технической и образовательной политики. С целью практической реализации непрерывного образования и обеспечения проведения совместных фундаментальных и прикладных исследований и обучения студентов, аспирантов и докторантов намечается вхождение в состав Красноярского государственного исследовательского университета учреждений общего образования, средних профессиональных учебных заведений, высших учебных заведений, академических и отраслевых научно-исследовательских учреждений, проектных и конструкторских организаций, научно-производственных объединений, других учреждений и организаций научного, учебного и производственного профиля.

Переход системы образования на качественно новый уровень предусматривает создание структур, адекватно отражающих изменения в подходах к функционированию всей системы образования и ее интеграции с научными подразделениями и другими организациями.

Развитие производительных сил восточных районов страны и, в частности, Красноярского края сопровождается острой необходимостью в подготовке квалифицированных кадров для отраслей народного хозяйства и сфер деятельности, для отраслевой и академической науки, опытноконструкторских и проектных организаций, для рыночной инфраструктуры. В Красноярском крае сложилась уникальная ситуация, связанная со специализацией края по добыче и использованию богатейших топливно-энергетических, минерально-сырьевых, лесных, агроклиматических и других ресурсов, с развитием машиностроительного и других комплексов.

Высшие учебные заведения края ориентированы на решение фундаментальных и прикладных, отраслевых и межотраслевых проблем, имеют сложившиеся связи с потребителями образовательной и научной продукции. Стоящие перед системой высшего образования задачи должны способствовать устойчивому развитию Красноярского края.

Структурная перестройка региональной сети вузов Красноярского края связана:

• с изменением структуры направлений подготовки и специальностей;

• с формированием контрольных цифр приема по всем направлениям и специальностям в соответствии с запросами рынка труда;

• с разработкой системы прогнозирования, мониторинга и регулирования подготовки специалистов, разработкой прогноза по направлениям и специальностям;

• с оптимизацией сети вузов;

• с изменением системы управления вузами;

• с обеспечением многообразия высшего образования по срокам и уровням подготовки, ее адаптивности к потребностям и возможностям каждого вуза;

• с развитием негосударственных, в том числе частных учреждений высшего образования;

• с созданием и развитием региональной системы повышения квалификации и переподготовки кадров с учетом потребностей и динамики рынка труда;

• с интеграцией вузов с наукой и производством, формированием регионального

научно-образовательного комплекса, университетских комплексов,

исследовательского университета, инновационных центров, технопарков и т. д.;

• с созданием и развитием на базе вузов институтов и центров повышения квалификации и переподготовки кадров;

• с сохранением и развитием межнационального общения и сотрудничества между народностями, проживающими в крае, возрождением и развитием их культуры, традиций.

В Красноярском крае функционируют структуры, имеющие значение для науки и образования:

• Региональный центр высшей школы;

• Региональный учебно-методический центр;

• Региональный центр качества подготовки специалистов;

• Центр стандартизации и сертификации;

• Региональные центры тестирования школьников и абитуриентов;

• Центры довузовской подготовки школьников;

• Краевая заочная естественно-научная школа;

• Краевая летняя школа;

• Школа космонавтики;

• Красноярский филиал Республиканского исследовательского научноконсультационного центра экспертизы;

• Межвузовский центр международного сотрудничества;

• Межвузовский центр информатизации высшей школы;

• Центры дополнительного образования;

• Сибирский региональный учебно-методический центр;

• Межрегиональный учебно-методический центр по юридическому образованию. Примеры межвузовской кооперации вузов в Красноярском крае:

Центр высоких технологий (Красноярский государственный университет — Красноярский государственный технический университет — Сибирский государственный аэрокосмический университет — Институт физики КНЦ СО РАН);

Центр валеологии (Красноярский государственный технический университет — Красноярский государственный педагогический университет —Торгово-экономический институт);

Система дистанционного образования (Красноярский государственный технический университет — Красноярский государственный университет — Главное управление образования);

Межвузовская корпоративная автоматизированная библиотечная сеть на базе новых информационных технологий (Сибирский государственный технологический университет — Красноярский государственный технический университет — Красноярский государственный университет);

Институт подготовки управленческих кадров (Красноярский государственный технический университет — Сибирский государственный аэрокосмический университет — университет штата Айова).

Значительное место в системе высшего образования края занимает Красноярский государственный университет (КрасГУ). Он является одним из ведущих центров образования, науки и культуры, занимает лидирующие позиции в системе образования Красноярского края. Им реализуются многие направления интеграции с общим и средним профессиональным образованием. В составе университета функционирует филиал — Лесосибирский педагогический институт. Открываются представительства университета в городах с наукоемкими производствами.

Красноярский государственный университет был образован в 1969 г. на базе филиала Новосибирского государственного университета и Томского государственного университета.

Цель создания классического университета заключалась в подготовке научных кадров для академических институтов Красноярского научного центра (КНЦ) СО РАН.

В настоящее время в КрасГУ имеется 10 факультетов, 70 кафедр. Здесь работает около 100 профессоров и докторов наук, более 300 кандидатов наук и около 300 преподавателей. Значительная часть штатов естественно-научных факультетов укомплектована докторами и кандидатами наук, основное место работы которых — научно-исследовательские институты КНЦ СО РАН. В настоящее время КрасГУ готовит специалистов по 30 специальностям и 12 направлениям. Общее число студентов на факультетах — около 10 000 человек.

Университет уделяет большое внимание подготовке школьников к поступлению в вуз. Имеются следующие формы довузовской подготовки и дополнительного образования: очные и заочные подготовительные курсы, центр тестирования, экспресс-курсы и репетиционные экзамены, краевая летняя школа, заочная естественно-научная школа, работающая со школьниками из отдаленных районов края, школа космонавтики — центр по работе с одаренными детьми и талантливой молодежью, межрегиональный правовой колледж.

При КрасГУ действует экспериментальная школа (гимназия «Универс» № 1), ныне являющаяся базой института экспериментальной подготовки СО РАН и краевого центра развития образования, базой кафедры психологии развития КрасГУ. На базе гимназии открыт институт психологии и педагогики развития.

Создание КрасГИУ явится организационным обобщением тридцатилетней истории взаимного сотрудничества КрасГУ, научно-исследовательских институтов КНЦ СО РАН, иных образовательных учреждений и производства.

Качественно новому уровню сотрудничества КрасГУ и научно-исследовательских институтов (НИИ) КНЦ СО РАН в последние годы способствовала активная деятельность Минобразования России, направленная на глубокую модернизацию образования страны и интеграцию в научной и образовательной деятельности вузов и НИИ РАН.

Выбранный путь ассоциативного взаимодействия научных организаций, образовательных учреждений, производственных и других структур способствует консолидации усилий всех

участников исследовательского университета. Отсутствие в стране нормативно-правовой базы для формирования ассоциаций, включающих учреждения и организации федерального, регионального и муниципального уровней, корпоративные и другие структуры, ограничивает степень свободы для принятия законодательно обоснованных управленческих решений, принятия уставных документов и заключения договоров в рамках исследовательского университета.

Задачи, стоящие перед исследовательским университетом, включают подготовку специалистов, в том числе высококвалифицированных, способствуют повышению качества на всех уровнях образования, усиливают связи учебных заведений, научных организаций и производства. Эффективность создания исследовательского университета связана с непрерывностью и вариативностью образования, с привлечением научных кадров для педагогической работы, с сохранением сложившихся научных и педагогических школ, с использованием уникальной материально-технической базы и приборного парка научно-исследовательских институтов, центров и лабораторий, с появлением приборов коллективного пользования и с созданием новых интегративных «технологически связанных» образований.

В КрасГУ выбран путь углубленной интеграции всех уровней образования и науки, их взаимодействия с производством и населением. В этом отличие формируемого КрасГИУ от других исследовательских институтов. В нем реализуется проект «Исследовательская кафедра биофизики», цель которого заключается в совершенствовании имеющихся и развитии новых форм интеграции на базе фундаментальных и прикладных исследований в области экологической биофизики, экоинформатики, радиоэкологии. В проекте задействованы три академических института.

Один из примеров сотрудничества академической и вузовской науки — научно-образовательный центр «Енисей» (по проекту «Фундаментальные основы экологизации образования и технологий» международной программы «Фундаментальные исследования и образование»), структурной основой которого является материально-техническая и интеллектуальная база КрасГУ и института биофизики СО РАН.

В результате совместной работы создан научно-образовательный комплекс «Красноярский научно-образовательный центр высоких технологий», объединяющий институт физики СО РАН и три ведущих вуза г. Красноярска: Красноярский государственный университет, Красноярский государственный технический университет и Сибирскую аэрокосмическую академию (ныне Сибирский государственный аэрокосмический университет).

Центр в виде устойчивой и работоспособной структуры эффективно выполняет задачи развития совместных научных исследований в области высоких технологий и совершенствования образовательного процесса в высшей школе с привлечением высококвалифицированных научных кадров СО РАН.

КрасГУ и институтом биофизики организована базовая кафедра гидробиологии и ихтиологии, на базе института химии и химической технологии — исследовательские кафедры неорганической химии и химической технологии и органической химии и промышленного органического синтеза. Открыта кафедра механики и процессов управления.

Опыт интеграции КрасГУ и академических институтов Красноярского края в рамках интеграции академической и совокупной вузовской науки (ряда вузов города Красноярска) позволяет разработать и проводить научно обоснованную региональную научно-техническую и образовательную политику, нацеленную на рациональное использование богатейших природных ресурсов края, накопленного потенциала производственной и социальной сфер, использовать кадровый и интеллектуальный потенциал края, сконцентрировать усилия на развитии высокотехнологичных и наукоемких производств.

Следующая форма взаимодействия КрасГУ осуществляется в рамках программы интеграции академической и вузовской науки (совместно с пятью научно-исследовательскими институтами Красноярского научного центра СО РАН и шестью вузами г. Красноярска).

Лидирующая роль классических университетов состоит в распространении идей гуманитаризации образования на другие университеты, академии и институты и негосударственные высшие учебные заведения. Так, юридический факультет КрасГУ оказывает влияние на подготовку специалистов в Красноярском государственном аграрном университете, в Сибирском юридическом институте и в негосударственных институтах, ведущих подготовку специалистов по юриспруденции. КрасГУ участвует в программе ТЕМПУС, нацеленной на развитие юридического образования в Сибири.

В КрасГУ создан факультет дополнительного профессионального образования государственных и муниципальных служащих, реализуется программа обучения специалистов по антикризисному управлению предприятиями, аккредитован учебно-методический центр по подготовке специалистов — профессиональных участников рынка ценных бумаг, на базе Российско-Американского центра поддержки малого предпринимательства (RUSA), функционирующего при КрасГУ, совместно с Центром профессиональной ориентации и психологической поддержки безработных и незанятого населения города Красноярска проводится программа переподготовки «Основы предпринимательства», создан Красноярский региональный пилотный центр переподготовки и повышения квалификации преподавателей экономических и бизнес-дисциплин высших и средних профессиональных учебных заведений Красноярского края, реализуется президентская программа подготовки и переподготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ, создан учебно-методический центр подготовки и переподготовки профессиональных бухгалтеров (на основе программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности), реализована программа «Правовые, экономические и организационные аспекты государственного управления», создается региональный центр по подготовке и переподготовке кадров предприятий и организаций.

На психолого-педагогическом факультете КрасГУ осуществляется подготовка преподавателей высшей школы в форме дополнительной квалификации.

Подготовка преподавателей для общеобразовательной школы в КрасГУ осуществляется в учебно-научно-педагогическом комплексе «Университет-Школа», который включает в себя психологопедагогический факультет КрасГУ, обеспечивающий педагогическое и психологическое образование, гимназию «Универс», педагогические колледжи № 1 и № 2.

Происходит усиление послевузовского образования в форме аспирантуры, соискательства, второго высшего образования, специальных программ ускоренной подготовки взрослого населения. В КрасГУ имеется 48 специальных программ на четырех факультетах и программы второго высшего образования почти на всех факультетах. В аспирантуре обучается около 300 аспирантов, открыта докторантура и институт старших научных сотрудников.

В университете функционируют три научно-исследовательских института (физико-технический; инженерный центр «Кристалл» (в статусе НИИ); экологии, рыбохозяйственных водоемов и наземных биосистем).

Направления научных исследований Красноярского государственного университета (как ведущего по направлениям) ориентированы на решение научно-технических, экономических, социальных и экологических проблем Красноярского края.

В состав Красноярского государственного исследовательского университета (как ведущего) войдут Красноярский государственный университет, Лесосибирский педагогический институт (филиал КрасГУ), педагогическое училище №1, Енисейское педагогическое училище, Ачинский педагогический колледж, финансово-экономический колледж, юридический техникум, техникум физической культуры, гимназия «Универс», школа космонавтики (с интернатом), межвузовское

инженерно-физическое отделение, научно-образовательный центр «Енисей», центр высоких технологий, научно-исследовательский инженерный центр «Кристалл», научно-исследовательский физико-технический институт, научно-исследовательский институт экологии рыбохозяйственных водоемов и наземных биосистем, филиал Российского центра тестирования.

С целью создания благоприятных условий для развития научного и образовательного потенциала, в том числе для подготовки высококвалифицированных кадров для научной и преподавательской деятельности предусматривается включение в состав Красноярского исследовательского университета на ассоциативной основе Красноярского научного центра СО РАН и научноисследовательских институтов:

• Института биофизики СО РАН;

• Института леса им. В. Н. Сукачева СО РАН;

• Института вычислительного моделирования СО РАН;

• Института физики им. Л. В. Киренского СО РАН;

• Института химии и химической технологии СО РАН;

• Специального конструкторско-технологического бюро «Наука».

Имеющиеся в КрасГУ структуры представлены в табл. 1.

Таблица 1

Учебные подразделения Научно-инновационные подразделения

центр Интернет лицеи общеобразовательные школы гимназии колледжи учреждения дополнительного образования учебно-научные и научноучебные центры подготовки Красноярский региональный комплекс науки и образования конверсионный технопарк Красноярский инновационный центр центр высоких технологий научно-образовательный центр «Енисей» научно-исследовательские институты конструкторские бюро учреждения и организации социальной сферы региональный центр международного сотрудничества вузов высококвалифицированных специалистов (по химии, физике, математике, механике и информатике, биологии)

Новые структуры представлены в табл. 2.

Таблица 2

Учебные подразделения Научно-инновационные подразделения

университетский учебный округ (на базе Лесосибирского педагогического института) технополис (на базе Красноярска-26) центры переподготовки и повышения квалификации научно-педагогических кадров и специалистов образовательных учреждений и организаций различных форм собственности филиалы кафедр в научно-исследовательских внедренческие фирмы инновационно-технологические центры инновационно-промышленные комплексы инкубаторы технологического бизнеса центры сертификации центры лизинга

Учебные подразделения Научно-инновационные подразделения

институтах учебные классы в научно-исследовательских институтах, научно-производственных, производственных и других структурах распределенная электронная библиотека по профильным специальностям образовательные центры центры консалтинга центры защиты интеллектуальной собственности центры коллективного пользования с уникальным научным оборудованием и приборами центры высокопроизводительной обработки информации лабораторно-экспериментальные комплексы и площадки временные творческие коллективы для реализации отдельных проектов и программ и т. д. инжиниринговые фирмы научные центры научные парки технопарки инновационные центры инкубаторы технологий и бизнеса малые внедренческие (венчурные) и инновационные предприятия компании и фирмы, предприятия для апробации «рисковой» технологии инновационные научно-образовательно-технологические парки

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Переход классического университета к созданию исследовательского университета должен основываться на развитии научных исследований и инновационной деятельности и на опережающем развитии непрерывного образовательного процесса через систему общего (полного) образования, начального и среднего профессионального образования, по всем блокам высшего профессионального образования (бакалавриат, подготовку специалистов, магистратуру), подготовку специалистов высшей квалификации через аспирантуру и докторантуру, переподготовку и повышение квалификации взрослого населения.

Модель исследовательского университета как одного из ведущих вузов страны соответствует задачам создания эффективного интеграционного механизма, обеспечивающего проведение региональной научно-технической, инновационной и образовательной политики в Красноярском крае.

Литература

1 Журавлев В. А. Классический исследовательский университет: концепция, признаки, региональная миссия // Университетское управление: практика и анализ. 2000. № 2. С. 25-31; Шадрин А. И. Научно-образовательный комплекс региона: пути становления и развития. Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 2003. 144 с.

2 Галаган А. И. Международный опыт создания и функционирования исследовательских университетов (Проблемы зарубежной высшей школы: Обзор. информ. / НИИВО; Вып. 2). М., 1999. 56 с.

3 Галаган А. И. Университеты США и Японии и их сотрудничество с промышленной наукой (Проблемы зарубежной высшей школы: Обзор. информ. / НИИВО; Вып. 6). М., 1993. 60 с.

4 Шафранов-Куцев Г. Ф. Новая модель классического университета в условиях регионализации высшего образования // Университетское управление: практика и анализ. 2000. № 2. С. 15.

5 Третьяков В. Е. О региональной роли университетов // Университетское управление: практика и анализ. 2000. № 2.

6 Интеграция науки и высшего образования России: Тез. докл. Всерос. конф. с междунар. участием (14-17 сентября 2001г. ). Ч. 1. Самара: АНО «Изд-во Самарского науч. центра Российской акад. наук», 2001. С. 100.

7 Там же. С. 37-38.

8 Там же. С. 179-180.

9 Там же. С. 11.

© А. С. Проворов, А. И. Шадрин, 2003

Проворов А. С. Интеграционные процессы в науке и высшем профессиональном образовании / А. С. Проворов, А. И. Шадрин // Университетское управление: практика и анализ. - 2003. - № 5-6(28). С. 24-30.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.