METHODOLOGICAL FUNDAMENTALS OF THE PROJECT "METHODICAL SUPPORT FOR THE PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF A BACHELOR OF PEDAGOGICAL EDUCATION"
KALNINSHLyudmila M. - Cand. Sci. (Pedagogy), Prof., Dean of the Department of Industry and Pedagogy, Blagoveshchensk State Pedagogical University, Blagoveshchensk, Russia. E-mail: [email protected]
Abstract. The materials of the article present the methodological fundamentals of the project "Methodical support for the professional development of a bachelor of pedagogical education". The authors outlines the essence of the system of methodological support of a Bachelor of education in his (her) independent professional activity. This new form of teacher skills training uses Internet community and Internet resources and provides a continuing self-regulated process of professional development.
Keywords: system of methodological support, personal and professional development, bachelor of education, tripartite plan of professional development
Cite as: Kalninsh L.M. (2016) [Methodological Fundamentals of the Project "Methodical Support for the Professional Development of the Bachelor of Pedagogical Education"]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 12, pp. 126-130. (In Russ., abstract in Eng.)
References
1. Kalninsh, L.M. (2012). [Teacher's Continual Self-Development in Information and Didactic Space].
Outcomes of International Symposium "The achievements of modern science", Vol. 2 - Pedagogy and Training Methods. Odessa: Tchernomorye, pp. 48-62.
2. Kalninsh, L.M. (2011). Informatsionno-didakticheskoe prostranstvo neprery'vnogo samorazvitiya
uchitelya // Proc. 7th Int. Academic and Research Conf. "Dynamics of Scientific Research", Vol. 9 - Pedagogical Sciences. Przemysl: Nauka i studia, pp. 77-83.
3. Kalninsh, L.M. (2010). Informatsionno-didakticheskoe prostranstvo lichnostno-professional'nogo
samorazvitiya uchitelya.Velikiy Novgorod, 287 p.
The paper was submitted 28.10.15.
ЦЕННОСТНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕНИСОВА Рутения Робертовна - д-р пед. наук, доцент, зав. кафедрой специальной и дошкольной педагогики и психологии, Благовещенский государственный педагогический университет. E-mail: [email protected]
Аннотация.. Рассматриваются проблемы профессиональной подготовки воспитателей в связи с реализацией в последние годы важных законодательных документов в системе дошкольного образования. Анализируются профессионально важные качества педагогических работников, обосновывается востребованность коммуникативно-рефлексивных способностей будущего воспитателя. Обращается внимание на то, что подготовка специалистов в области дошкольного образования должна осуществляться в вузах с учетом уникальности периода дошкольного возраста и задач, стоящих перед системой отечественного образования.
Обсуждается вопрос обновления методологических оснований процесса профессиональной подготовки кадров для детских садов на основе субъектного, рефлексивного, деятельностного, феноменологического, герменевтического, экзистенциального и др. подходов.
Ключевые слова: профессиональное образование, дошкольное образование, про-
фессиональная подготовка кадров для детских садов, методологические основы подготовки педагогов, ценности образования
Для цитирования: Денисова Р.Р. Ценностные аспекты профессиональной подготовки педагогов дошкольного образования // Высшее образование в России. 2016. № 1 (197). С. 130-135.
Дошкольное образование в последнее время претерпело существенные изменения, обусловленные выходом в свет и реализацией важных законодательных инициатив, касающихся не только организации, но и содержательного обеспечения развивающей образовательной среды детского сада, направленной на социализацию и индивидуализацию каждого ребенка. Мы имеем в виду Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.), Федеральные государственные требования (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (2009 г.), Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования (2013 г.), СанПиН 2.4.1.304913 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (2013 г.), Профессиональный стандарт: педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (2013 г.) и др.
«Рубежные перемены стадиального характера »(Д.И. Фельдштейн) определяют состояние системы образования в целом и дошкольного в частности. На этом фоне следует констатировать неокончательный характер реализованныхизменений, возможность появления качественно новых позиций и документов, определяющих новое состояние дошкольной практики. Поэтому сегодня востребованы такие профессионалы, которые способны корректировать направление своей деятельности в соответствии с изменяющимися условиями и качественно реализо-вывать современную парадигму развития на этапе дошкольного детства [1].
Внедрение в детские учреждения ФГОС ДО ориентирует высшее образование на выполнение «дежурного поведения». Однако
существующая система профессиональной подготовки кадров не успевает адаптироваться к происходящим в дошкольной сфере преобразованиям, в результате отстает от перспективных направлений развития дошкольного образования и не удовлетворяет предъявляемым к ней требованиям по формированию мобильного, способного к нестандартным трудовым действиям, ответственного и самостоятельного в принятии решений педагога.
За последние годы в высшей школе были предприняты меры (в основном технологического характера), направленные на повышение качества подготовки дошкольных работников. Важнейшим показателем современного профессионального образования остается ориентация на формирование специалистов, готовых к самообразованию, самоопределению, обладающих познавательными, организационными, коммуникативными, креативными и прочими способностями.
В рамках данной статьи считаем важным обратиться к ценностным аспектам подготовки высококвалифицированных специалистов для системы дошкольного образования. Ценностный подход несет огромный воспитательный потенциал, поскольку направлен на формирование базиса личностной культуры, менталитета и профессиональной позиции будущего педагога, которая выражает совокупное отношение специалиста к различным сторонам своей профессиональной деятельности, сформи-рованность гуманистических принципов взаимодействия с другими людьми.
Современные реалии предъявляют высокие требования к личности воспитателя, который в силу своей профессиональной деятельности постоянно общается с широким кругом людей: с детьми, разными по своим индивидуально-психологическим характеристикам; с родителями воспитанников, имеющими различный образовательный и возрастной статус; с коллегами, администрацией детского сада, социальными партнерами и др. Данный аспект деятельности педагога указывает на его повышенную коммуникативную ответственность и необходимость обладания высокоразвитыми коммуникативными способностями и умениями. В ходе реализации интерактивных видов учебных занятий и практик у обучаемых формируются умения учиться, устанавливать контакты, аргументировать свою позицию и т.д. Такой подход отражает процессы модернизации системы профессионального образования, имеющие ярко выраженную коммуникативную направленность, ориентацию на межкультурную коммуникацию, диалоговую модель обучения и воспитания (П.Г. Буева, Б.Л. Вульфсон, Б.Г. Гершунский, В.С. Леднев, А.В. Мудрик, В.А. Сластенин, Л.В. Хазова и др.). Бесспорно, для будущих воспитателей дошкольных учреждений приобретаемые в высшей школе умения по развитию своего коммуникативного потенциала профессионально значимы и необходимы [2].
Подготовка специалистов в области
дошкольного образования должна осуществляться в вузах с учетом уникальности периода дошкольного возраста и задач, стоящих перед системой отечественного образования. Работа воспитателя связана с такими процессами внутреннего бытия ребенка, которые нуждаются скорее в признании, поддержке, понимании и помощи, чем в жестких технологиях. Важным является умение педагога понимать проблему и направленно побуждать воспитанников к самостоятельному применению в игре новых знаний, способов решения игровых задач, которые бы помогали им вступать во взаимодействие друг с другом, открывать новое игровое пространство. По мнению классика отечественной дошкольной педагогики П.Ф. Лесгафта, воспитатель в такой ситуации должен «навести ребенка на размышления, возбудить чувства, умственную и волевую деятельность, приучить его владеть и управлять собой ».
Очевидно, что сегодняшний дошкольник является продуктом «информационной социализации» (А.Г. Асмолов). Современные дети психологически другие: они живут в условиях иного интеллектуального развития, увеличения объёма, сроков обработки и хранения информации, высокой рационализации, стереотипизации и алгоритмизации деятельности, доминирования информационных технологий и виртуальности среды. Ряд ученых (Д.И. Фельд-штейн, А.Г. Гогоберидзе, В.Т. Кудрявцев, Л.В. Трубайчук, О.В. Чиндилова и др.) констатируют, что современные родители «оторваны» от собственных детей, они меньше им читают, мало интересуются их проблемами, предлагают облегчённые и развлекательные занятия. В результате дети воспринимают окружающее через экран телевизора или монитора, нередко в искажённом и переработанном виде. Жизненное пространство современного ребенка заполнили развлекательные передачи, а нередко и реклама; они доминируют и конкурируют с книгой. Все это приводит к нежеланию узнавать дополнительную информацию, к
поверхностности в ее восприятии, низкому уровню читательской компетентности, неспособности концентрировать внимание, самостоятельно осмысливать новое, к преобладанию визуальной формы запоминания материала, стереотипности мыслительных процессов и др. В итоге существенно трансформируется не только структура умственной деятельности детей, но и личностная сфера, что приводит к снижению мотивации достижений, преобладанию эго-центричности, неумению учитывать мнения и интересы других людей и пр. В педагогике и психологии эти явления и процессы называют инфантилизмом, «клиповым сознанием» и «кнопочным мышлением».
В силу указанных обстоятельств, а также учитывая социальную значимость, сложность и неординарность детского развития, нужно сделать акцент на качественном изменении содержания процесса подготовки педагогов дошкольных образовательных учреждений (ДОУ), который не должен сводиться лишь к широкому и повсеместному освоению компетенций. Студентам необходимы знания о природе и характере социокультурных трансформаций в структуре самого детства.
Ведущая роль педагога как организатора и модератора образовательного процесса в ДОУ направлена на организацию индивидуализированной развивающей среды, эмоционально комфортной для каждого ребенка и взрослого. В понятие «развивающая среда» мы прежде всего включаем те отношения, которые складываются у ребенка со взрослыми. Значение партнерских отношений между воспитателем и ребенком, демократического стиля общения взрослого с ребенком определено в исследованиях Е.А. Аркина, Д.В. Менджериц-кой, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной, В.А. Петровского, Л.М. Клариной и др.
Ребенок и педагог - субъекты одного образовательного пространства, и позиция, с одной стороны, двойственности и разде-ленности и, с другой - открытости и взаи-
мопроникновения мира воспитателя и ребенка определяются в дошкольном образовании как важнейший путь организации педагогической среды взаимовлияния педагогов и детей. Воспитателей, способных принимать стремление детей к авторству, готовых строить образовательный процесс как взаимодействие равноправных партнеров, к сожалению, немного. На этом фоне повышается значимость субъект-субъектных взаимодействий, благодаря которым ребенок взрослеет, приобретает духовные устремления и ценности, что является необходимым основанием для личностного самостроительства в будущем.
Полноценное развитие личности не происходит само собой, оно предполагает целенаправленно осуществляемое воздействие воспитателя на ребёнка, что не противоречит гуманистической ориентации педагогического процесса и имеет целью выполнение и соблюдение определенных норм и правил. Эта «заданность» нравственно оправданна, так каквоспитанник приобщается к социокультурному опыту, ценностям, традициям и запретам.
Что касается профессионального образования, то, по сути, речь идет о пересмотре методологических оснований процесса подготовки кадров для системы ДОУ, о доминировании в профессиональном образовании субъектного, рефлексивного, де-ятельностного, феноменологического, герменевтического, экзистенциального и др. подходов как ключевых в определении неоднозначных педагогических позиций дошкольной теории и практики. Отметим, что в последнее время в педагогическом образовании наблюдается повышение интереса к рефлексии, рефлексивной психологии, экзистенциальной психологии, феноменологии в изучении профессиональной позиции воспитателя [3]. Однако присутствуют и определенная осторожность в изучении этих областей, и недостаточность использования знаний на практике. В рамках названных нами подходов исходными являются такие категории, как «субъект-
ность», «рефлексия», «саморазвитие», «самоактуализация», «самосознание», «опыт», «ценности», «понимание», «смысл», «переживание», «диалог», «живое знание» и др., которые считаются атрибутивными характеристиками образовательного пространства и обеспечивают целостность исследуемого объекта [4; 5].
Сегодня общепризнанно, что ни одно современное средство и ни одна технология не способны заменить живого участия педагога, который учитывает индивидуальные, возрастные, половые различия детей, уважительно относится к нуждам и потребностям ребенка, формирует ценности здорового образа жизни, развивает социальные, нравственные, эстетические, интеллектуальные, физические качества, инициативность, самостоятельность и ответственность ребенка. Профессиональное образование в информационную эпоху не может основываться только на применении новых технических средств и использовании свежих технологических решений. Новые возможности открывает соответствующая методология, расширяющая цели образования, ориентирующая будущий кадровый потенциал на получение новых знаний в области социального взаимодействия в момент, когда качественно меняются способы и формы общения с родителями, воспитанниками, коллегами, партнерами.
В период стремительного перехода к новым социокультурным отношениям в дошкольной среде необходимы профессионалы высокого уровня, способные адекватно оценивать современные требования к личности ребенка и реализовывать соответствующий образовательный процесс в ДОУ. Поэтому если говорить о высшем профессиональном образовании, то его главные задачи фокусируются не только на приобретении будущими специалистами необходимых знаний (так как сами по себе знания порой не обеспечивают способности эффективно действовать), но и на понимании ими ценностного характера происходящих изменений в той области, где им
предстоит трудиться. А для этого требуется наличие рефлексивной деятельности и практической работы по наполнению конкретных профессиональных навыков "живым содержанием". Понимание отличается от знания более высокой степенью осмысленности, поскольку позволяет вырабатывать отношение к собственным знаниям и производить над ними рефлексию. Понимание основано на диалоге, отражающем как минимум две разные позиции, что задает пространство для рефлексии как собственной деятельности, так и деятельности других людей.
Поэтому общепризнанным девизом системы профессиональной подготовки дошкольных работников должна стать максима «От познания - к пониманию ребенка». Педагогическое образование, максимально соответствующее перспективным потребностям ДОУ, опирается на научные исследования и готовит профессионала, способного предвосхищать социальную ситуацию развития ребенка, его психофизиологического потенциала, прогнозировать, каким будет воспитанник через пять-десять лет.
Таким образом, современное дошкольное образовательное учреждение требует всестороннего и специально подготовленного педагога. Огромная ответственность ложится на систему высшего педагогического образования, и здесь требуется осуществлять структурирование учебных планов, вносить изменения в содержание учебных дисциплин предметной подготовки на основе методологии «человекоориентиро-ванных» подходов. Смысл профессиональной подготовки видится в обучении студентов взаимодействию с дошкольниками в ходе совместной деятельности, основанной на взаимопонимании и личностном общении, эмоционально-духовном единстве. Это обеспечит опережающий характер профессионального образования, высокое качество подготовки педагогов, готовых гуманистически реализовывать в дошкольных образовательных учреждениях образовательные программы нового поколения.
Литература
1. Фельдштейн Д.И. Детство как социально-
психологический феномен и особое состояние развития // Вопросы психологии. 1998. № 3. С. 3-18; Денисова Р.Р. Личностное развитие старших дошкольников: теоретический аспект. М.: Прометей, 2005. 120 с.
2. Серёжникова Р.К. Ценностно-синергети-
ческий подход к организации педагогического процесса в высшей школе // Высшее образование в России. 2012. № 3. С. 77-81.
3. Звенигородская Г.П. О феноменологии и
рефлексии в образовании: книга для учителя. Хабаровск: Изд-во ХГПУ. 2002. 117 с.
4. Волкова С.В. Концепт «смысл» в контек-
сте личностно-ориентированного образования // Высшее образование в России. 2014. № 6. С. 111-117.
5. Коржуев А.В., Бабаскин В.С., Садыкова А.Р. Педагогическая рефлексия как компонент непрерывного образования преподавателя высшей школы // Высшее образование в России. 2013. № 7. С. 77-80. Статья поступила в редакцию 28.10.15.
PRE-SCHOOL TEACHER PROFESSIONAL DEVELOPMENT: VALUE ASPECTS
DENISOVA Rutheniya R. - Dr. Sci. (Pedagogy), Assoc. Prof., Head of Department of special and pre-school pedagogy and psychology, Blagoveshchensk State Pedagogical University, Blagoveshchensk, Russia. E-mail: [email protected]
Abstract. The article dwells on the problems of pre-school teacher's training in connection with the implementation of the important legal documents recently enacted in the system of pre-school education. The author analyzes the important professional qualities essential for a teacher, substantiates the demand for communicative and reflexive abilities of future teachers. Special attention is paid to the fact that the specialist training in the field of pre-school education should be carried out taking into account the uniqueness of pre-school age and the challenges facing the national education system.
Keywords: professional education, pre-school education, kindergarten teacher's professional training, methodological approaches to pre-school teacher's training, education values
Cite as: Denisova, R.R. (2016). [Pre-school Teacher Professional Development:Value Aspects]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia]. No. 1 (197), pp. 130135. (In Russ., abstract in Eng.)
References
1. Feldshtein, D.I. (1998). Detstvo kak social'no-psihologicheskij fenomen i osoboe sostojanie razvitija
[Childhood as a Social and Psychological Phenomenon and Special State ofDevelopment].Vprosy psihologii [Psychological Issues]. No. 3, pp. 3-18; Denisova, R.R. (2005). Lichnostnoe razvitie starshih doshkol'nikov: teoreticheskij aspect [Personal Development of Elder Preschoolers: Theoretical Aspect]. Moscow, Prometey Publishing, 120 p. (In Russ.)
2. Seryozhnikova, R.K. (2012). [Value-Synergetic Approach to the Pedagogical Process in Higher
School]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 3, pp. 77-81. (In Russ.)
3. Zvenigorodskaya, G.P. (2002) O fenomenologii i refleksii v obrazovanii: kniga dlja uchitelja
[About Phenomenology and Reflection in Education: Teacher's Book]. Khabarovsk, Khabarovsk State Pedagogical University Publishing, 117 p. (In Russ.)
4. Volkova, S.V. (2014). [The Concept of Meaning in the Context of the Student-Centered Education].
Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 6, pp. 111-117. (In Russ., abstract in Eng.)
5. Korzhuev, A.V., Babaskin, V.S., Sadykova A.R. (2013). [Reflexion as a Strategy in the Process of
Life-Long Pedagogical Education]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 7, pp. 77-80. (In Russ., abstract in Eng.)
The paper was submitted 28.10.15.