УДК 373.2
Белинова Наталья Владимировна
Belinova Natalya Vladimirovna
кандидат педагогических наук, заведующий кафедры психологии и педагогики начального и дошкольного образования Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина
Старикова Анна Юрьевна
PhD in Education Science, Head of Department for Psychology and Pedagogy of Preschool and Elementary Education, Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University
Starikova Anna Yuryevna
магистрант Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина
ПРОБЛЕМА ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ
Master's Degree student, Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University
THE ISSUE OF PRESCHOOL TEACHERS' TRAINING: REGIONAL ASPECT
Аннотация:
В статье обозначены ключевые проблемы и преобразования последних лет в сфере дошкольного образования. Также рассматривается экспериментальный проект ускоренной подготовки педагогов дошкольного образования в рамках сетевого взаимодействия «колледж - вуз» как один из способов удовлетворения потребности региона в профессиональных преподавательских кадрах.
Ключевые слова:
подготовка педагога, дошкольное образование, сетевое взаимодействие.
Summary:
The article outlines the key issues and recent reorganization in the field of pre-school education. The authors discuss a pilot project of intensive training of preschool teachers in the framework of network cooperation "college-university" as a way to meet the needs of the region in professional human resources.
Keywords:
teacher's training, pre-school education, networking.
Современный образовательный дискурс, обусловленный динамикой ацикличных преобразований, предполагает практико-ориентированную подготовку педагога дошкольного образования. Концептуальная суть данного явления заключается в реверсе образовательных трендов от неких фундаментальных научных постулатов как опоры обучения в высшем образовании прошлых лет к непосредственным прикладным задачам. Их необходимо достаточно оперативно решать в свете внедрения:
- ряда нормативных документов - ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации» от 12 декабря 2012 г., Профессионального стандарта педагога от 18 октября 2013 г. № 544н, проекта Профессионального стандарта педагога от 12 февраля 2015 г., ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование (уровень бакалавриата)» от 14 декабря 2015 г., ФГОС ДО от 25 ноября 2013 г. [1; 2; 3; 4; 5];
- ряда стремительно развивающихся технологий - дистанционного образования, интерактивных методик, контекстного обучения, проблемно-ориентированного и проектно-организацион-ного подходов и др. [6];
- инновационных форматов и способов организации обучения в условиях современного высшего образования - построения электронной информационно-образовательной среды, сетевого взаимодействия, индивидуализации образовательного процесса, практико-ориентирован-ного обучения, инклюзивного образования, опережающего трудоустройства, вариативности программ, методов и технологий, авторского подхода и т. д. [7].
Следствием стремительных инноваций является закономерное противоречие между современными требованиями к уровню подготовки педагогических кадров, способных успешно справляться с задачами обучения и воспитания подрастающего поколения, и необходимостью в кратчайшие сроки таких педагогов подготовить. Актуальность настоящей статьи заключается в попытке рассмотреть альтернативные способы ускоренной подготовки преподавателей дошкольного образования в рамках сетевого взаимодействия «педколледж - вуз» на конкретном примере.
Проблема кадрового обеспечения детских садов в региональном масштабе в последнее десятилетие нарастала в геометрической прогрессии по причине нестабильности и неопределенности в дошкольном образовании. Подобная ситуация негативно сказалась и на организации подготовки квалифицированных педагогов в профильных вузах.
В Нижегородском регионе флагманом педагогического образования является федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина» (далее - Мининский университет). Однако на протяжении ряда лет (с 2003 по 2013 г.) подготовка педагогов дошкольного образования осуществлялась только на заочной форме обучения, поскольку в рамках контрольных цифр приема в вуз не выделялись места на очную бюджетную форму. Ряд статистических опросов прошлого десятилетия среди абитуриентов Нижегородского региона выявил низкий интерес к получению педагогического (дошкольного) образования. В связи с этим подготовка и выпуск специалистов носили поддерживающий характер - на заочной форме 90 % студентов уже работали в дошкольных образовательных организациях и предпочитали более удобный формат совмещения трудовой деятельности и приобретения профессионального образования.
Первым шагом к стабилизации ситуации стало принятие в 2013 г. федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Данный документ закрепил статус дошкольного образования как начального уровня в системе общего образования в нашей стране (п. 5 ст. 10), тем самым выступая гарантом его поддержки и развития. Утверждение Профессионального стандарта педагога позднее в этом же году регламентировало соответствие профиля подготовки воспитателя детского сада его трудовым функциям [8]. Столь значительные нормативные преобразования привели к позитивной тенденции - привлечению большого числа абитуриентов, заинтересованных в получении качественного образования, на очную форму обучения. Как следствие, в 2013 г. в Мининском университете был возобновлен прием на очное обучение по направлению 44.03.02 (050400.62) «Психолого-педагогическое образование», профилю подготовки «Психология и педагогика дошкольного образования».
Вторым шагом послужила разработка сетевого проекта ускоренной подготовки педагогов дошкольного образования, реализуемого вузом с 2014 г. совместно с регионом - Министерством образования Нижегородской области - и Нижегородским губернским колледжем. Данный проект сразу привлек к себе внимание профессиональной общественности, поскольку это одна из первых попыток организовать ускоренную подготовку преподавателей в рамках сетевого взаимодействия в условиях многоуровневой системы образования (на ступени бакалавриата). Новизна проекта заключается в организации сетевого взаимодействия в ракурсе преобразований в ходе модернизации системы образования.
В рамках этого проекта студентам выпускного курса Нижегородского губернского колледжа, осуществляющего подготовку по ФГОС СПО 050144 «Дошкольное образование», Мининский университет предлагает пройти обучение по модулю дополнительного образования «Психология и педагогика дошкольного образования». Он включает ряд дисциплин, смежных с основной профессиональной общеобразовательной программой вуза по направлению 44.03.02 (050400.62) «Психолого-педагогическое образование», профилю «Психология и педагогика дошкольного образования». Общая трудоемкость модуля составляет 60 зачетных единиц, что является эквивалентом учебного года. Обучение предметам модуля проводят научно-педагогические работники вуза, а также приглашенные преподаватели из числа работодателей - руководителей дошкольных образовательных организаций (8 %).
Специфика дополнительного образования способствует максимальной оптимизации процесса обучения за счет дистанционных технологий и построения электронной информационно-образовательной среды, позволяющей оперативно решать учебные и воспитательные задачи. Партнерские отношения в рамках сетевого взаимодействия двух ведущих образовательных организаций Нижегородского региона также обусловили возможность создания сквозных учебных программ дисциплин и практик системы непрерывного образования «колледж - вуз».
Обучение по модулю завершается аттестацией студентов по пройденным дисциплинам и вручением сертификата о дополнительном образовании, который в дальнейшем, в соответствии с Договором о сетевом взаимодействии между Нижегородским губернским колледжем и Мининским университетом, служит основой для процедуры переаттестации дисциплин и практик и, таким образом, для организации ускоренного обучения студентов на ступени получения базового образования в вузе - бакалавриата.
Студенты педколледжа, прошедшие обучение по названному модулю, поступают в вуз на соответствующий профиль по целевым направлениям от образовательных организаций региона и имеют возможность освоить ОПОП в ускоренные сроки. Таким образом, это может стать одним из эффективных способов обеспечения потребности региона в кадрах в сфере дошкольного образования и способствовать интеграции образовательных учреждений разного уровня в единый профессиональный кластер для решения современных задач. Также данный проект можно рекомендовать как одну из моделей организации сетевого взаимодействия в системе отечественного образования.
В заключение необходимо отметить, что проект находится в стадии апробации и, несомненно, нуждается в доработке и дальнейшем осмыслении, поскольку требуется детальный анализ сведений о качестве подготовки педагогов и количественной выборке студентов, прошедших этапы как «входа» в профессию, так и «удержания» в ней.
Ссылки:
1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс] : приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 URL: www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения: 02.02.2016).
2. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс] : приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н. URL: http://www.rg.ru/2013/12/18/pedagog-dok.html (дата обращения: 02.02.2016).
3. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (уровень бакалавриата) [Электронный ресурс] : приказ Минобрнауки России от 14 декабря 2015 г. № 1457. Зарегистрирован в Минюсте России 18 января 2016 г. № 40623. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
4. Профессиональный стандарт педагога [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/документы/3071/файл/1734/12.02.15-Профстандарт_педагога_(проект).pdf (дата обращения: 02.02.2016).
5. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ. URL: 1пПр://минобрнауки.рф/документы/2974 (дата обращения: 02.02.2016).
6. Козлова Н.В., Сивицкая Л.А., Качалов Н.А. Инновационные образовательные технологии как условие развития профессиональных компетенций преподавателей высшей школы // Известия ТПУ. 2006. № 4.
7. Бичева И.Б., Николаева Т.П. Устойчивое личностно-профессиональное развитие студентов в вузе [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2015. № 1. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/upload/iblock/bf6/19-ustoychivoe-lichnostno_professionalnoe-razvitie-studentov-v-vuze.pdf (дата обращения: 02.02.2016).
8. Профессиональный стандарт педагога.
References:
1. Approval of the federal state educational standards of preschool education [electronic resource]: Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated October 17, 2013 № 1155 2013, retrieved 02 February 2016, <www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart- dok.html>.
2. On approval of the professional standard "The teacher (educational activities in the field of preschool, primary general, basic general, secondary education) (tutor, teacher)" [Electronic resource]: Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation № 544n dated October 18, 2013 2013, retrieved 02 February 2016, <http://www.ug.ru/new_stand-ards/6>.
3. Approval of the federal state educational standard of higher education in the direction of preparation 44.03.02 Psycho-pedagogical education (undergraduate level) [Elec-throne resource]: Order of the Russian Ministry on December 14, 2015 number 1457. Registered in the Ministry of Justice of Russia January 18, 2016 Mr. № 40623 2015, retrieved 02 February 2016, <http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_192835/>.
4. A professional teacher standard 2015, retrieved 02 February 2016, <1пПр://минобрнауки.рф/документы/3071/файл/ 1734/12.02.15-Профстандарт_педагога_(проект)^£>.
5. On Education in the Russian Federation [the Electronic resource]: the Federal Law of December 29, 2012 № 273-FZ 2015, retrieved 02 February 2016, <http: //minobrnauki.rf/dokumenty/2974>.
6. Kozlova, NV, Sivitskaya, LA & Katchalov, NA 2006, 'Innovative educational technology as a condition for development of professional competence of teachers of high school', Proceedings of the TPU, no. 4, retrieved 02 February 2016, <http://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnye-obrazovatelnye-tehnologii-kak-uslovie-razvitiya-professionalnyh-kompe-tentsiy-prepodavateley-vysshey-shkoly>.
7. Bicheva, IB & Nikolaeva, TP 2015, 'Sustainable personal and professional development of students in high school', Bulletin Mininskogo University, no. 1, retrieved 02 February 2016, <http://vestnik.mininuniver.ru/reader/search/ustoychivoe-lich-nostno-professionalnoe-razvitie-st/>.
8. A professional teacher standard 2015, retrieved 02 February 2016, <1пПр://минобрнауки.рф/документы/3071/файл/ 1734/12.02.15-Профстандарт_педагога_(проект)^£>.