Научная статья на тему 'Структурная модель подготовки учителя предшкольного образования'

Структурная модель подготовки учителя предшкольного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
782
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДШКОЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ДОШКОЛЬНИКОВ / ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ ПРЕДШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОТИВОРЕЧИЯ ПРЕДШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / СТРУКТУРНАЯ МОДЕЛЬ / PRE-SCHOOLER''S TRAINING / PRE-SCHOOL TEACHER''S TRAINING / CONTRADICTIONS OF PRE-SCHOOL EDUCATION / VOCATIONAL COMPETENCES / STRUCTURAL MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Заграй О. И.

В статье рассматривается проблема подготовки учителей предшкольного образования, выделяются основные противоречия профессиональной подготовки в условиях педагогических колледжей, обосновываются требования к ней и предлагается примерное содержание междисциплинарного курса «Основы предшкольного образования» и структурная модель подготовки учителя предшкольного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STRUCTURAL MODEL OF TEACHER TRAINING IN PRE-PRIMARY EDUCATION

The article deals with the problem of pre-school teacher's training; the basic contradictions of vocational pre-school teacher's training in pedagogical college are stressed; the demands for their vocational training are determined; the approximate content of the interdisciplinary course «the bases of pre-school education» is offered, and structural model of teacher training pre-primary education.

Текст научной работы на тему «Структурная модель подготовки учителя предшкольного образования»

контроль за деятельностью обучающихся; вводятся в практику сентябрьские отчетные конференции по результатам исследовательской работы за лето.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод: несмотря на возникающие трудности в процессе организации исследовательских практик, данное направление деятельности является перспективным, необходимым в рамках профильного обучения и достаточным для решения определенных задач, поставленных в рамках проекта ФГОС нового поколения. Исходя из результатов анкетирования и статистики, нельзя не отметить значительное повышение интереса обучающихся к исследовательской работе, к учебе в целом, а также стремления проявить себя в различных конкурсных испыта-

УДК / UDK 373

ниях, что, в свою очередь, послужит фундаментом для создания будущей карьеры.

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс] : приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897). - URL: Ь|Кр://минобрнауки.рф/документы/938

2. Борздун В. Н., Овчинникова Е. Г. Исследовательская деятельность школьников как объект целенаправленного педагогического руководства // Учитель Кузбасса. -2006. - № 1. - С. 81-90.

3. Загвязинский В. И. Теория обучения: Современная интерпретация. - М., 2001. - С. 35.

4. Леонтович А. В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии // Народное образование. - 1999. - № 10. - С. 152-158.

5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / ред. Е. С. Полат. - М.: Академия, 2002. - 272 с.

О. И. Заграй O. Zagrai

СТРУКТУРНАЯ МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ ПРЕДШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

THE STRUCTURAL MODEL OF TEACHER TRAINING IN PRE-PRIMARY EDUCATION

В статье рассматривается проблема подготовки учителей предшкольного образования, выделяются основные противоречия профессиональной подготовки в условиях педагогических колледжей, обосновываются требования к ней и предлагается примерное содержание междисциплинарного курса «Основы предшкольного образования» и структурная модель подготовки учителя предшкольного образования.

The article deals with the problem of preschool teacher's training; the basic contradictions of vocational pre-school teacher's training in pedagogical college are stressed; the demands for their vocational training are determined; the approximate content of the interdisciplinary course «the bases of pre-school education» is offered, and structural model of teacher training pre-primary education.

Ключевые слова: предшкольная подготовка дошкольников; подготовка педагогов предшкольного образования; противоречия предшкольного образования, профессиональные компетенции, структурная модель.

Keywords: pre-schooler's training, preschool teacher's training, contradictions of preschool education, vocational competences, structural model.

Основная цель предшкольной подготовки -обеспечение равных стартовых возможностей детей старшего дошкольного возраста для обучения в начальной школе. Предшкольная подготовка дошкольников может осуществляться на базе дошкольных учреждений, начальной школы и в центрах дополнительного образования.

В детских садах всегда были группы, подготавливающие к школе, разработаны программы такой подготовки, методика проведения занятий. Правда, все это разработано для детей со сформированными базовыми представлениями, знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешной подготовки к дальнейшему обучению в школе. Сегодня в подготовительную группу приходят дети, имеющие разный уровень развития и разную степень осведомленности, поэтому и традиционная методика работы требует своего изменения.

Актуальные проблемы профессиональной педагогики

Во многих дошкольных образовательных учреждениях (далее - ДОУ) к подготовке детей к школе активно привлекаются учителя начальных классов, которых специально не готовили к такой работе, поэтому они, как правило, обучают дошкольников программе первого класса (читать, писать, считать, решать задачи и т. д.). Понятно, что эта программа слабо усваивается дошкольниками, у которых еще не сформированы базовые представления. Педагог должен понять, что не ребенок должен подстроиться к его методу общения, приемам работы и т. д., а наоборот, педагог, как более опытный и профессиональный, должен учитывать особенности ребенка.

Педагогу нужно уметь импровизировать, быть готовым отвечать на неожиданные вопросы детей, менять ход занятия в зависимости от особенностей детей, их уровня осведомленности и интересов.

Анализ дошкольных программ и программ начальной школы показал, что требования к детям 6-7 лет различаются и четко не обозначены. У педагогов, занимающихся подготовкой старших дошкольников к школе, нет ясности в вопросе о том, какие представления о себе и окружающем мире должны быть сформированы у ребенка для того, чтобы он был успешным в начальной школе. Если проанализировать методическую литературу по дошкольному воспитанию и развитию, то станет понятно, что подробно разработанные комплексные занятия не подходят для группы детей, имеющих разные уровни знаний, представлений и развития.

Также является проблемой то, что в нормативно-правовых документах четко не определена структура готовности будущих специалистов предшкольного образования, не разработана технология профессиональной подготовки будущих специалистов к реализации личностно развивающего предшкольного образования в ДОУ. Недостаточно разработаны вопросы теоретического и методического обеспечения процесса профессиональной подготовки педагогов предшкольного образования. Не накоплен достаточный эмпирический материал, характеризующий объективные показатели процесса формирования профессиональной готовности специалиста к реализации личностно развивающего предшкольного образования в ДОУ.

Изучение психолого-педагогической литературы по данной проблеме, а также анализ содержания подготовки педагогов дошкольного воспитания в педагогическом колледже позволяют нам выделить следующие противоречия:

- между необходимостью подготовки спе-

циалистов по предшкольному образованию, их востребованностью и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий подготовки специалистов данного профиля, слабой разработанностью содержания подготовки педагога предшкольного образования, недостаточностью программно-методического обеспечения;

- между необходимостью готовить педагога предшкольного образования как в вузах, так и в колледжах и различными организационнопедагогическими условиями и возможностями в этих учреждениях;

между требованием к высокому уровню профессиональной подготовки педагога пред-школьного образования и недостаточным уровнем личностной, социальной и профессиональной подготовленности к этой деятельности.

Исходя из новых требований федеральных образовательных стандартов (ФГОС), учитель предшкольного образования должен обладать определенными компетенциями. Казакова Г. М. выделяет следующие компетенции, необходимые педагогам для осуществления задач пред-школьного образования [1]:

- создание проектов предшкольного образования с учетом специфики дошкольного учреждения и запросов родителей;

- проектирование собственной практики, направленной на решение актуальных задач образовательного учреждения с учетом технологий индивидуализации, анализа результатов собственной практики;

- корректировка проекта в связи с изменившимися условиями;

- составление образовательных программ предшкольной ступени в разных типах учреждений;

- использование в своей работе продуктивных методов организации воспитательнообразовательного процесса в условиях пред-школьной подготовки;

- различение специфики образовательного взаимодействия в дошкольном и школьном возрастах; понимание специфики перехода со ступени на ступень;

- проектирование и осуществление различных способов межличностного взаимодействия;

- создание условий для эффективного сопровождения ребенка и его семьи при переходе в школу;

- проведение работы с родительским заказом на образование.

Педагог должен не просто транслировать свои знания, но обладать способностью решать

основные задачи образования, виртуозно владеть педагогическими технологиями. Общепрофессиональные и специальные умения учителя предшкольного образования должны включать в себя:

аналитические умения:

- осмысление содержания преподаваемого учебного материала в целом и его отдельных разделов;

- нахождение в теории обучения закономерностей и принципов, позволяющих эффективно строить процесс обучения;

- определение места преподаваемого учебного материала в содержании общего образования детей в соответствии с принципом дифференциации обучения;

прогностические умения:

- определение цели обучения с учетом дифференциации обучения в современной системе образования;

- планирование деятельности обучающихся в целом и в процессе их самостоятельной работы;

- планирование практической деятельности обучающихся;

проективные умения:

- перевод цели и содержания образования в конкретные педагогические задачи;

- учет при определении содержания учебного материала возможностей, потребностей интересов обучаемых;

- отбор содержания, форм и методов учебной деятельности в их оптимальном сочетании;

- планирование системы стимулирования самостоятельной активности;

информационные умения:

- логически правильное построение изложения учебного материала, проблемное изложение, умение создавать проблемные ситуации различными способами;

- сочетание индуктивного и дедуктивного способов изложения материала;

- использование демонстрационного материала, технических средств (слайды, видео и т. п.);

организационно-коммуникативные умения:

- установление психологического контакта с коллективом обучающихся;

- организация личностно ориентированного общения с аудиторией на принципах сотрудничества, гуманизма;

- установление эмоциональной обратной связи в процессе общения;

развивающие умения:

- определение уровня информативности аудитории;

- стимулирование познавательной само-

стоятельности и творческого осмысления;

рефлексивные умения:

- анализ результатов своей деятельности и деятельности обучающихся;

- анализ эффективности применяемых форм и методов обучения;

- анализ эффективности применения демонстрационного материала, технических средств обучения в учебном процессе;

творческие умения:

- разработка эффективных нетрадиционных методов и приемов организации учебного процесса;

- способствование развитию креативного мышления обучающихся.

Кроме того, в современных условиях быстро меняющейся социокультурной и экономической ситуации необходимо ориентироваться на формирование таких компетенций, как:

- способность быстро адаптироваться к меняющейся ситуации, учитывая свои цели и приоритеты;

- быстрое оценивание ситуации и своих профессиональных возможностей;

- самоанализ собственной педагогической деятельности и осознание необходимости ее совершенствования;

- наработка новых способов деятельности или трансформация прежних с целью их оптимизации;

- способность к самообразованию, повышению собственной квалификации;

- владение методами научного познания: выдвижение гипотезы, моделирование, экспериментирование, обобщение и анализ результатов деятельности.

Таким образом, подготовка будущих педагогов к организации предшкольного обучения детей дошкольного возраста должна обеспечивать формирование их профессиональных компетенций в области:

- знания возрастных психолого-физио-логических особенностей детей старшего дошкольного возраста;

- диагностических методик по выявлению уровня развития дошкольников, их психофизиологической, интеллектуальной, эмоционально-волевой, личностной и социальной готовности к школе и др.

Учитель предшкольного образования должен уметь:

- выявлять проблемы развития ребенка и проводить коррекционную работу с детьми по решению выявленных проблем;

- использовать различные методические приемы в работе с конкретным ребенком, чтобы

Актуальные проблемы профессиональной педагогики

обеспечить успешное продвижение ребенка по пути его индивидуального развития;

- проектировать индивидуальные и групповые занятия по достижению конкретных целей с учетом особенностей развития и быть готовым менять их по ходу проведения;

- контактировать с любым ребенком без конфликтов, быстро устанавливать отношения сотрудничества, так как время предшкольной подготовки коротко, а задачи, которые необходимо решить, весьма разнообразны и объемны.

Все вышеупомянутые аспекты должны учитываться в системе подготовки будущих педагогов дошкольного образования. Исходя из вышеуказанных проблем и противоречий, мы считали целесообразным ввести в программу подготовки как учителей начальной школы, так и педагогов ДОУ междисциплинарный курс «Основы предшкольного образования» (118 часов). Вариативная часть федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дает нам такую возможность. Нами разработаны структурная и содержательная модели подготовки учителя предшкольного образования в условиях педагогического колледжа.

Структурная модель (рис.) представляет

собой 4 блока:

1) мотивационно-целевой блок;

2) блок теоретико-методологической подготовки;

3) блок методической подготовки;

4) блок оценки и коррекции.

Каждый блок представлен 4 компонентами - цель, содержание, методы и результаты. Данная структура позволяет поэтапно решать задачи профессиональной подготовки, планировать и осуществлять деятельность на каждом этапе соответствующими методами.

Содержательная модель представляет собой программу учебной дисциплины «Oсновы предшкольного образования». Данный курс включает в себя четыре раздела.

Раздел 1. Введение в основы предшколь-ного образования [14 часов).

В этом разделе обосновывается актуальность проблемы предшкольной подготовки дошкольников, заявляются цели и задачи, обращается внимание на зарубежный и отечественный опыт, предлагаются возможные организационные формы предшкольного образования, обозначаются требования к профессиональной подготовке и личностным качествам учителя.

К

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ш

БЛОКТЕОРЕТИКО- БЛОК МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ (Организационнометодические условия сопровождения детей предшкольного возраста) Г"| БЛОК ОЦЕНКИ И

МОТИВАЦИОННО- МЕТОДОПОГИЧЕСКОИ КОРРЕКЦИИ

ЦЕЛЕВОЙ БЛОК ПОДГОТОВКИ (Диагностика результатов

(Введение) (Особенности развития детей профессионал ьной

л предшкольного возраста) г~| ПОДГОТОВКИ) 1-І

Л к

Ш 1 ,

3" V

ш

s

І * Û.

ш

а

о

о

л

g

м

h

_о UZ

с; V

>

со

ш

о,

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ИЗУЧАЕМОМУ КУРСУ

Я

• Место и значение

предшкольнои ПОДГОТОВКИ

о системе непрерывного образования

* Проблемы

предшкольного

образования

* ПЗЛК учителя пред ШКОЛЬНОЮ

образования

• Миссия учителя пред ШКОЛЬНОЮ образования

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

• тренинги;

* дискуссии, дебаты;

• деловые и ролопыо игры;

* мозговой штурм;

« кои с-технологии и др.

Я

ЗНАНИЕ ТРЕБОВАНИЙ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ ПРЕДШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВЫСОКАЯ УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ «Я»-КОНЦЕПЦИЯ

ОВЛАДЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИМИ ОСНОВАМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ПРЕДШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Я

ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ПОДХОДЫ;

• Культурно-историческая концепция

Л.С.Вы готского;

» Теория деятельности А.Н.Леонтьева

• Теория развивающего обучения

В.В.Давыдова и др.

ЗАРУБЕЖНЫЕ ПОДХОДЫ:

• Теория когнитивного развития Ж.Пиаже;

• Теория психосоциального развития

Э.Эриксона

• Теория психосексуального развития

3.Фрейда и др.

ЛЕКЦИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОБЛЕМНОГО МЕТОДА ИЗЛОЖЕНИЯ СЕМИНАРЫ

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

ЕЙ

ЗНАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ И КРИТЕРИЕВ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЗНАНИЕ ПСИХОЛОГО'ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ ПРЕДШКОЛЬНОИ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ

УМЕНИЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИ ОБОСНОВАТЬ ЦЕЛИ, СОДЕРЖАНИЕ. МЕТОДЫ И ФОРМЫ ПРЕДШКОЛЬНОИ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИИ И РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДШКОЛЬНОИ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ

Взаимодействие специалистов в процессе сопровождения детей в группе предшкольнои подготовки

Организация деятельности детей

в группах предшкольнои подготовки

Организация развиваю шеи ифовой среды в группах предшкольнои подготовки Взаимодействие с родителями в процессе подготовки детей к школе

Виды школьной готовности и и: диагностика

її

ЛЕКЦИИ

СЕМИНАРЫ-ПРАКТИКУМЫ

ВИДЕОУРОКИ

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

НАВЫКИ ДИАГНОСТИКИ УРОВНЕЙ РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЕ ПЛАНИРОВАТЬ И ОРГАНИЗОВЫВАТЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ДЕТЬМИ. РОДИТЕЛЯМИ И

СПЕЦИАЛИСТАМИ ПО РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ ПРЕДШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОПРЕДЕЛЕКИ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ И КОРРЕКЦИЯУРОВНЯ

подготовки

а

КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ (ОБЩИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ)

ТЕСТИРОВАНИЕ

РЕШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

СИТУАЦИЙ

РЕЙТИНГОВАЯ ОЦЕНКА ЗАЩИТА ПРОЕКТОВ ЗАЩИТА ПОРТФОЛИО И ДР.

РЕФЛЕКСИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ СВОИХ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ: ВЫЯВЛЕНИЕ ОБЛАСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ:

ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ И ПЛАНИРОВАНИЕ ДАЛЬНЕЙШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Рис. Структурная модель подготовки учителя предшкольного образования

Раздел 2. Особенности психического развития детей 5-7 лет (25 часов).

В этом разделе рассматриваются особенности развития детей 5-7 лет в свете зарубежных и отечественных теорий. Раскрывается значение игры как ведущего вида деятельности дошкольников и специфика организации других видов деятельности (продуктивной, трудовой, учебной), изучаются особенности развития детей 5-7 лет; познавательных процессов, нравственного развития, особенности общения со сверстниками и взрослыми и др. Особое внимание уделяется изучению психологических новообразований и специфике протекания кризиса дошкольного детства.

Раздел 3. Проблема психологической готовности детей к школьному обучению (28 часов).

В этом разделе раскрывается понятие школьной готовности, предлагаются критерии готовности ребенка к обучению в школе, диагностика школьной готовности, портрет будущего первоклассника, профилактика школьной дезадаптации.

Раздел 4. Технологии предшкольного образования (51 час).

Внимание заострено на принципах работы педагога предшкольного образования и методах организации деятельности детей, способах ухода от регламентированного обучения школьного типа. Обсуждаются проблемы создания развивающей предметной среды; применения многообразных форм организации обучения, включающих разные специфические детские виды деятельности; обеспечения двигательной

активности детей в различных формах, взаимосвязи занятий с повседневной жизнью детей, их самостоятельной деятельностью (игровой, художественной, конструктивной и др.). Осваиваются практические приемы, активизирующие мышление, воображение и поисковую деятельность детей, методы проблемного обучения. Изучаются методы формирования детского сообщества, обеспечивающего каждому ребенку чувство комфорта и успешности. Особое внимание уделяется работе педагога предшкольного образования с родителями.

Изучение данных вопросов предусмотрено существующими ныне программами подготовки педагогов ДОУ и преподавателей начальной школы, однако этот материал разбросан как по различным курсам, так и по времени его изучения. Логичное объединение содержания по проблеме предшкольной подготовки дошкольников в едином курсе позволяет дать целостное представление о данной проблеме и способствует качественной подготовке специалистов в данной области.

1. Казакова Г. М. Совершенствование профессиональной компетентности педагога в условиях реализации предшкольного образования [Электронный ресурс]. - URL: http://ipklabdo.lanta-net.ru.

2. Муравина О. В. Проблемы подготовки педагогов к предшкольному обучению детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]. - URL: http://www.wecomm.ru.

3. Селезнева Л. С. Подготовка будущих педагогов предшкольного образования в процессе профессионального обучения в педагогическом училище [Электронный ресурс]. - URL: http://www.wecomm.ru.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК / UDK 377 Н. Л. Лабунская

N. Labunskaya

СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГОВ

MODERN FORMS AND METHODS OF CONTINUING PROFESSIONAL EDUCATION OF TEACHERS

В статье рассматриваются некоторые аспекты процесса повышения квалификации педагогов в современных условиях, основанные на внедрении андрагогического подхода, информационных и педагогических технологий обучения, обсуждается готовность педагогических работников к переменам в образовании.

The article discloses some aspects of the

process of improvement of qualification of teachers in modern conditions based on the implementation of andragogical approach, informational and pedagogical technologies of teaching, discussed the readiness of the pedagogical staff for change in education.

Ключевые слова: повышение квалифика-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.