Научная статья на тему 'Проект «Методическая поддержка профессионального развития бакалавра педагогического образования»: методологические основания'

Проект «Методическая поддержка профессионального развития бакалавра педагогического образования»: методологические основания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
126
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ / ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬ-НОЕ РАЗВИТИЕ БАКАЛАВРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ТРЕХСТОРОННИЙ ПЛАН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ / SYSTEM OF METHODOLOGICAL SUPPORT / PERSONAL AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT / BACHELOR OF EDUCATION / TRIPARTITE PLAN OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калнинш Людмила Михайловна

В материалах статьи представлены методологические основания разработки системы методической поддержки бакалавра педагогического образования на этапе послевузовской самостоятельной профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL FUNDAMENTALS OF THE PROJECT "METHODICAL SUPPORT FOR THE PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF A BACHELOR OF PEDAGOGICAL EDUCATION"

The materials of the article present the methodological fundamentals of the project "Methodical support for the professional development of a bachelor of pedagogical education". The authors outlines the essence of the system of methodological support of a Bachelor of education in his (her) independent professional activity. This new form of teacher skills training uses Internet community and Internet resources and provides a continuing self-regulated process of professional development.

Текст научной работы на тему «Проект «Методическая поддержка профессионального развития бакалавра педагогического образования»: методологические основания»

ПРОЕКТ «МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ БАКАЛАВРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ

КАЛНИНШ Людмила Михайловна - канд. пед. наук, доцент, декан индустриально-педагогического факультета, Благовещенский государственный педагогический университет. E-mail: [email protected]

Аннотация.. В материалах статьи представлены методологические основания разработки системы методической поддержки бакалавра педагогического образования на этапе послевузовской самостоятельной профессиональной деятельности.

Ключевые слова: система методической поддержки, личностно-профессиональ-ное развитие бакалавра педагогического образования, трехсторонний план профессионального развития

Для цитирования:: Калнинш Л.М. Проект «Методическая поддержка профессионального развития бакалавра педагогического образования»: методологические основы // Высшее образование в России. 2016. № 1(197). С. 126-130.

Успешность реформирования отечественного педагогического образования связана с вовлечением бакалавров - выпускников вуза в процесс непрерывного личностно-профессионального роста. Работу в данном направлении нужно начинать еще в высшем учебном заведении через погружение будущего бакалавра в систему методической поддержки (далее -СМП) - специально созданную на базе выпускающих кафедр систему, которая обеспечивает пропедевтику профессионального развития, а на старте самостоятельной профессиональной деятельности создает условия для обмена опытом, повышения квалификации и оказывает консультативную поддержку молодому педагогу. Актуальность создания такой системы возрастает в условиях постоянных и быстрых изменений, происходящих в образовании и обществе. Традиционные образовательные структуры зачастую не способны обеспечить запас необходимого объема ресурсов для того, чтобы эффективно приспосабливаться к новым, иногда неожиданным ситуациям [1].

Анализ теоретических источников по-

казал, что в науке есть достаточная теоретическая база для изучения профессионального развития учителя. Материалы отечественных и зарубежных педагогов и психологов, среди которых особо выделим работы К.А. Абульхановой-Славской, В.И. Андреева, Н.Б. Крыловой, Н.В. Кузьминой, А.Н. Леонтьева, А. Маслоу, А.К. Марковой, К. Роджерс, Б.М. Теплова, Г.А. Федотовой и др., позволяют представить лично-стно-профессиональное развитие педагога как поступательный индивидуальный процесс, выстроенный на основе природных особенностей и собственной траектории профессионального становления и развития. Для успешности его осуществления необходимы соответствующие педагогические условия.

Непрерывность этого процесса предусматривает освоение учителем более качественных, более высоких уровней сложности в разнообразных видах профессиональной деятельности. На наш взгляд, вопросы, связанные с профессиональным развитием бакалавра педагогического образования, требуют нового осмысления, которое позволит разрешить противоречие

Юбилей

127

между потребностью общества в профессиональном развитии современного учителя и отсутствием целостной системы методической поддержки профессионального развития бакалавра педагогического образования на различных этапах профессионального становления. В данной статье обсуждаются некоторые методологические вопросы разработки концепции и проекта целостной методической поддержки профессионального развития бакалавра педагогического образования как новой формы организации профессионального взаимодействия.

При этом считаем необходимым:

• охарактеризовать сущность и значимость поддержки личностно-профессио-нального развития педагога-бакалавра;

• рассмотреть методологические основы создания СМП на выпускающих кафедрах вузов;

• разработать концепцию и проект системы методической поддержки педагога-бакалавра;

• научно обосновать дидактическую модель системы с комплексом педагогических факторов, механизмов, предпосылок, условий, обеспечивающих методическую поддержку непрерывного профессионального развития педагога-бакалавра на различных этапах становления его деятельности;

• осуществить экспериментальную проверку эффективности предлагаемого проекта.

Для разработки концепции была определена теоретико-методологическая база исследования. В частности, в качестве ориентиров были взяты:

- идеи отечественных и зарубежных ученых, представляющих гуманистическую традицию организации "помогающих, вдохновляющих, поддерживающих, развивающих" отношений (Ш.А. Амонашвили, В.В. Анисимов, А.А. Бодалев и др.);

- аксиологический подход к построению системы педагогических взглядов, ос-

нованный на понимании и утверждении ценности человеческой жизни (А.Г. Асмо-лов, А.А. Деркач, И.А. Колесникова и др.);

- идеи саморазвития личности (К.А. Абульханова-Славская, В.И. Андреев, Л.И. Анцыферова, К. Роджерс и др.) и профессионального развития педагога (Б.Г. Ананьев, Н.Б. Крылова, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, С.Н. Чистякова, П.Г. Щедровиц-кий и др.);

- акмеологические представления, в основе которых лежат механизмы максимально полного индивидуального развития человека, его самоосуществления (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.А. Деркач и др.).

Важная роль в методологии исследования была отведена современным возможностям Интернет-ресурса при создании и функционировании образовательных систем. Выбранные методологические предпосылки позволили организовать процесс исследования, в ходе которого было получены следующие результаты.

1. В контексте задач подготовки бакалавров педагогического образования назревает необходимость в создании системы методической поддержки (СМП) педагога на различных этапах его профессиональ-

ного становления. По своей сути это принципиально новая форма организации повышения квалификации и обучения, создаваемая на выпускающих кафедрах вузов с помощью профессионального Интернет-сообщества, обеспечивающая непрерывный, инициируемый самим педагогом-бакалавром процесс профессионального развития. Возможность познакомиться с системой и выстроить свои профессиональные взаимоотношения с ведущими преподавателями выпускающей кафедры у студента-бакалавра появляется в период обучения в вузе и продолжается в течение всей профессиональной деятельности.

Первоосновой воспитательной, образовательной и развивающей функции системы методической поддержки является среда, которая наполняет ее единством смысла профессионального развития педагога-бакалавра, обеспечивает соблюдение государственных стандартов в педагогическом образовании, учитывает права студентов и учителей-практиков, их интересы и возможности [2].

2. Интегральным показателем и одновременно внутренним механизмом личност-но-профессионального развития бакалавра педагогического образования выступает культура саморазвития. Основными признаками ее вызревания являются: грамотность в данной области знания; личност-но-профессиональная компетентность; потребность в непрерывном профессиональном саморазвитии.

3. Концептуальные основы СМП образует совокупность подходов: гуманистического, акмеологического, андрагогического, информационного, а также принципов непрерывного саморазвития учителя: самостоятельного обучения,осознанности, совместной деятельности, опоры на опыт обучающихся, индивидуализации обучения, системности,контекстности, социально-личностной актуальности,вариативности содержания обучения, диалогичности, оперативности педагогического взаимодей-

ствия и знаний, педагогической поддержки.

Сущность авторской концепции СМП заключается в создании системы методической помощи бакалавру педагогического образования в выстраивании им целостного трехстороннего плана самоуправления профессиональным развитием, обусловленного: а) стратегией образования; б) общественно-историческими, экономическими и культурными преобразованиями в обществе; в) личностно-профессиональными притязаниями. Доминирование одной из сторон плана неизбежно приводит к профессиональным деформациям [2; 3].

4. Дидактическая модель системы методической поддержки представляет собой открытую, самоорганизующуюся педагогическую систему, посредством которой создаются педагогические условия для вза-имообогащающего взаимодействия будущих бакалавров с учителями-практиками и педагогами вуза (саморегулирование, консультирование, повышение квалификации); обеспечивается поддержка и мониторинг процессов становления, развития и саморазвития будущих и действующих педагогов.

Дидактическая основа педагогической технологии характеризуется поддержкой процессов профессионального развития при наличии соответствующих педагогических факторов (социально одобряемой среды; информационно-педагогической и культурно-рефлексивной среды педагогического общения и взаимодействия; психологических механизмов обратной связи, рефлексии, культуры саморазвития и фа-силитации), вызреванием внутренних и внешних предпосылок, выделением педагогических критериев, имеющих личностные и профессиональные составляющие.

Комплекс педагогических условий: информационно-педагогическая поддержка, создание Интернет-сообщества «Поддержка личностно-профессионального саморазвития учителя », методическое обес-

Юбилей

129

печение соответствующих процессов - позволяет повысить эффективность профессионального развития педагога-бакалавра посредством: индивидуализации обучения при повышении квалификации, удовлетворения потребности в актуальном знании, профессионального онлайн-консультиро-вания, организации практико-ориентиро-ванного взаимообогащающего взаимодействия студентов-бакалавров, учителей-практиков и педагогов вуза, пропедевтики непрерывного профессионального развития бакалавра педагогического образования [1; 3].

5. Для отслеживания профессионального развития педагогов-бакалавров необходимо вести мониторинг с использованием аппарата самодиагностики. На основе личностных показателей (удовлетворенность деятельностью, творческий потенциал, непрерывное саморазвитие, интеллигентность и непрерывный профессиональный рост) и профессиональных составляющих (аутоди-агностика, повышение квалификации, активность в различных видах взаимодействия, методическая подготовка, научно-исследовательская работа, обмен опытом) педагогической деятельности, степени их выраженности (с выделением четырех уровней саморазвития учителя - информационного, технического, мастерского, творческого) -возможно создать аппарат наблюдения, дающий возможность анализировать результативность и эффективность исследуемого процесса, определять уровни становления и профессионального развития бакалавра, их содержание и пр.

6. На основе современных статистических методов выявлены три группы факторов, активно влияющих на эффективность профессионального развития педагога-бакалавра в системе целостной методической поддержки.

Проведенное исследование позволило:

- научно обосновать введение новой

формы организации педагогического взаимодействия, направленной на методическую поддержку личностно-профессио-нального становления и развития педагогов-бакалавров;

- разработать концепцию целостной системы методической поддержки бакалавра педагогического образования, суть которой - в рефлексивном управлении саморазвитием на основе трехстороннего плана и создания комплекса мер для поддержки соответствующих процессов;

- представить дидактическую модель;

- на теоретическом уровне выявить личностные и профессиональные показатели педагогических критериев, степень их выраженности;

- выделить и раскрыть четыре основных уровня профессионального развития и разработать аппарат мониторинга;

- на основе статистического анализа обосновать факторы, оказывающие влияние на эффективность саморазвития учителя в СМП.

Литература

1. Калнинш Л.М. Непрерывное саморазви-

тие учителя в информационно-дидактическом пространстве // Достижения современной науки (Итоги международного симпозиума). Т. 2. Педагогика и методика обучения. Одесса: Черноморье, 2012. C. 48-62.

2. Калнинш Л.М. Информационно-дидакти-

ческое пространство непрерывного саморазвития учителя // Материалы VII международной научно-практической конференции «Динамика научных исследований, 2011». Т. 9. Педагогические науки. Przemysl: Nauka i studia. C. 77-83.

3. Калнинш Л.М. Информационно-дидакти-

ческое пространство личностно-профес-сионального саморазвития учителя. В. Новгород: НовГУ, 2010. 287 с.

Статья поступила в редакцию 28.10.15.

METHODOLOGICAL FUNDAMENTALS OF THE PROJECT "METHODICAL SUPPORT FOR THE PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF A BACHELOR OF PEDAGOGICAL EDUCATION"

KALNINSHLyudmila M. - Cand. Sci. (Pedagogy), Prof., Dean of the Department of Industry and Pedagogy, Blagoveshchensk State Pedagogical University, Blagoveshchensk, Russia. E-mail: [email protected]

Abstract. The materials of the article present the methodological fundamentals of the project "Methodical support for the professional development of a bachelor of pedagogical education". The authors outlines the essence of the system of methodological support of a Bachelor of education in his (her) independent professional activity. This new form of teacher skills training uses Internet community and Internet resources and provides a continuing self-regulated process of professional development.

Keywords: system of methodological support, personal and professional development, bachelor of education, tripartite plan of professional development

Cite as: Kalninsh L.M. (2016) [Methodological Fundamentals of the Project "Methodical Support for the Professional Development of the Bachelor of Pedagogical Education"]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 12, pp. 126-130. (In Russ., abstract in Eng.)

References

1. Kalninsh, L.M. (2012). [Teacher's Continual Self-Development in Information and Didactic Space].

Outcomes of International Symposium "The achievements of modern science", Vol. 2 - Pedagogy and Training Methods. Odessa: Tchernomorye, pp. 48-62.

2. Kalninsh, L.M. (2011). Informatsionno-didakticheskoe prostranstvo neprery'vnogo samorazvitiya

uchitelya // Proc. 7th Int. Academic and Research Conf. "Dynamics of Scientific Research", Vol. 9 - Pedagogical Sciences. Przemysl: Nauka i studia, pp. 77-83.

3. Kalninsh, L.M. (2010). Informatsionno-didakticheskoe prostranstvo lichnostno-professional'nogo

samorazvitiya uchitelya.Velikiy Novgorod, 287 p.

The paper was submitted 28.10.15.

ЦЕННОСТНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕНИСОВА Рутения Робертовна - д-р пед. наук, доцент, зав. кафедрой специальной и дошкольной педагогики и психологии, Благовещенский государственный педагогический университет. E-mail: [email protected]

Аннотация.. Рассматриваются проблемы профессиональной подготовки воспитателей в связи с реализацией в последние годы важных законодательных документов в системе дошкольного образования. Анализируются профессионально важные качества педагогических работников, обосновывается востребованность коммуникативно-рефлексивных способностей будущего воспитателя. Обращается внимание на то, что подготовка специалистов в области дошкольного образования должна осуществляться в вузах с учетом уникальности периода дошкольного возраста и задач, стоящих перед системой отечественного образования.

Обсуждается вопрос обновления методологических оснований процесса профессиональной подготовки кадров для детских садов на основе субъектного, рефлексивного, деятельностного, феноменологического, герменевтического, экзистенциального и др. подходов.

Ключевые слова: профессиональное образование, дошкольное образование, про-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.