ЧАСТНО-ПРАВОВЫЕ (ЦИВИЛИСТИЧЕСКИЕ) НАУКИ PRIVATE LAW (CIVIL)
5.1.3.
УДК 347.126 ГРНТИ 10.27.01
EDN: IJXXRY
Трансцендентные ценности как основа гражданского права
©Васильева Евгения Николаевна Коллегия адвокатов «Гриднев, Харитонов и Партнеры», г. Москва, Российская Федерация
e-mail: [email protected]
Аннотация. В данной статья исследуется роль трансцендентных ценностей в контексте гражданского права. Трансцендентные ценности определяются как ценности, которые связаны с духовностью, этикой, моралью и идеалами, зачастую превосходящие чисто материальные интересы. Проанализировано влияние трансцендентных ценностей на гражданское право и предлагается рассмотреть их как необходимую основу правовой системы. Автором также проанализированы различные трактовки трансцендентных ценностей в гражданском праве и вытекающие из этого проблемы и вопросы. Отмечается, что интеграция трансцендентных ценностей в гражданском праве важна для достижения баланса между индивидуальными правами и интересами и общим благосостоянием общества.
Ключевые слова: гражданское право, общество, религия, трансцендентные ценности, справедливость.
Для цитирования: Васильева Е. Н. Трансцендентные ценности как основа гражданского права // Проблемы экономики и юридической практики. 2023. Т. 19. № 6. С. 80-83. Е01\1: иХХРУ
Abstract. This article examines the role of transcendental values in the context of civil law. Transcendental values are considered as values that are related to spirituality, ethics, morality and ideals. Such values often exceed purely material interests. The influence of transcendental values on civil law is analyzed and it is proposed to consider them as the basis of the legal system. The author also analyzes possible challenges and problems associated with different interpretations of transcendental values in civil law. It is noted that the integration of transcendent values in civil law is important to achieve a balance between individual rights and interests and the general welfare of society.
Keywords: civil law, society, religion, transcendental values, justice.
For citation: Vasilyeva E. N. Transcendent Values as the Basis of Civil Law // ECONOMIC PROBLEMS AND LEGAL PRACTICE. 2023. Vol. 19. № 6. P. 80-83. (in Russ.) EDN: IJXXRY
Transcendent Values as the Basis of Civil Law
©Evgeniya N. Vasilyeva Bar Association «Gridnev, Kharitonov and Partners», Moscow, Russian Federation e-mail: [email protected]
80
ECONOMIC PROBLEMS AND LEGAL PRACTICE
Vol. 19, № 6, 2023
ISSN 2541-8025(print) ISSN 2712-7605(online)
Васильева Е. Н.
ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЕ ЦЕННОСТИ КАК ОСНОВА ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА
ПОНЯТИЕ ТРАНСЦЕНДЕНТНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
Религиозные убеждения и практики оказывают значительное влияние на жизнь людей, формируя их ценности, мировоззрение и поведение. В целом, религия предстает как конкретный регулятор социального поведения. Она оказывает влияние на множество сфер жизни, включая семью, образование, политику и искусство. Религиозная вера помогает людям находить смысл и цель в своей жизни, а также формировать свою индивидуальность и идентичность. С этой точки зрения религию можно рассматривать как конкретный регулятор социального поведения.
Верования различных народов и культур зачастую проти-воречатдруг другу. Во многом это связано с тем, что любая религия зависит от контекста, в котором формировалось то или иное общества, а значит имеет глубокие исторические и культурные корни.
Право и религия представляютсобой две разные системы норм, которые играют важную роль в регулировании общественных отношений. В то время как право основывается на законах и имеет юридические механизмы контроля, религиозные нормы основаны на вере и имеют духовные последствия.
Религия освящает ценности, установки и кодексы поведения, которые являются непоколебимыми и безусловными. Религия способна узаконить социально значимые ценности и придать им авторитет, необходимый для соблюдения заявленных принципов и законов.
Те религии, которые сейчас описаны учеными можно разделить на родоплеменные или народные религии и мировые религии. К родоплеменным религиям относятся иудаизм, индуизм и синтоизм, так как они характерны и связаны с определенными народами или этническими группами. Такие религии развиваются в определенных общества и передаются из поколения в поколение, при этом не выходя за рамки определенного социума. Мировые религии, напротив, характеризуются тем, что выходят за рамки определенной нации и исповедуются абсолютно разными социальными и этническими группами. При этом даже у мировых религий есть изначальный культурный контекст, в котором они формировались [Белла, 1972: 268].
«Религиозные течения возникают и сейчас, в частности в 20 веке появились новые формы религии, такие как Международное общество Кришна, Общество трансцендентальной медитации и Церковь унификации» [Бондаренко, 2001], которые носят на себе отпечаток современного общества, в котором они сформировались [Яблоков, 1997: 5].
Такое разнообразие верований говорит о том, что нет такой религии, которая бы смогла взять на себя роль всеобщей мировой религии. Однако актуальным остается поиск основополагающих ценностей, которые бы были характерны для всех религий сразу.
Такие ценности называют трансцендентальными и для них характерна определенная универсальность. Считается, что трансцендентальные ценности присутствуют во многих религиозных и философских традициях, и их суть не ограничена границами культуры или времени. Это связано с тем, что трансцендентные ценности отражают более глубокие и универсальные аспекты человеческого опыта, которые превосходят наши индивидуальные и коллективные различия.
Можно говорить о том, что каждая религиозная система вырабатывает определенный порядок ценностей, который перенимает верующий индивид и реализует в своей жизни, но их основой являются трансцендентальные ценности.
Радугин A.A. определяет такую систему ценностей как «социально обусловленную предрасположенность человека к данному объекту, человеку, событию и т.д.» [Радугин, 1999: 50].
Однако существует и иной взгляд, в частности Б.П. Вышеславцев говорит о том, что каждая религия содержит и раскрывает только свою систему ценностей. Он считает неверным говорить о раскрытии разными религиями одних и тех же ценностных установок, более того он говорит о несовместимости этических учений различных религий [Вышеславцев, 1994: 15].
Религиозные нормы, основанные на положениях Ветхого и Нового завета, могут иметь более строгие требования и запреты, которые не всегда совпадают с гражданскими законами. Тем не менее, в некоторых случаях религиозные и гражданско-правовые нормы могут совпадать или дополнять друг друга. Например, многие религии проповедуют уважение к жизни, честность, справедливость и сострадание, что также является основой гражданского права. В таких случаях религия может усиливать и поддерживать соблюдение гражданских законов и норм, способствуя формированию законопослушного поведения.
B.C. Нерсесянц писал, что системная целостность и совокупность всех видов социальных норм (включая светские и религиозные)—это необходимый базис для полноценной регуляции общественных отношений. Синтез различных подходов к регуляции обеспечивает нормальную жизнедеятельность общества [Нерсесянц, 1998: 77].
Тем не менее, следует признать, что наличие трансцендентальных ценностей лучше объясняет как взаимодействие права и нравственность, так и связь права и религии. Следует отметить, что во многих обществах, особенно на современном этапе развития, право обладает священным статусом, схожим с религиозными догмами и Божьими заповедями, что делает говорит о возможном общем основании, выраженном в трансцендентальных ценностях.
Связь права с трансцендентальными ценностями обеспечивает и его действенность. В случае если право теряет связь с некоторой нравственной первоосновой, можно предположить и возникновения кризиса. Так П.А. Сорокин отметил кризис нравственных идеалов и права в XX веке, который проявлялся в постепенном упадке этических и правовых норм и был связан с уходом права от изначальной трансцендентной основы к формально-юридическому законотворчеству, утратившего духовную ценности.
Восстановление права, как справедливого аспекта регуляции человеческой жизнедеятельности, требует признания единства сущности права и нравственности.
Правовая система, если она восстановит связь с нравственностью и Божьими заповедями, может снова обрести духовную значимость, ведь право должно служить не только инструментом контроля и наказания, но и средством поощрения и стимулирования этического поведения. Только таким образом мы сможем восстановить истинную ценность Права и вернуть ему его священный статус.
ISSN 2541-8025(print) Том 19, № 6,2023 Проблемы экономики и юридической практики 81 ISSN 2712-7605(online)
ЧАСТНО-ПРАВОВЫЕ (ЦИВИЛИСТИЧЕСКИЕ) НАУКИ PRIVATE LAW (CIVIL)
5.1.3.
ВЛИЯНИЕ ТРАНСЦЕНДЕНТНЫХ ЦЕННОСТЕЙ НА ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
История развития цивилизации свидетельствует о тесной взаимосвязи между правом и религией, которые являются неотъемлемыми составляющими социокультурного развития общества. В контексте России православие играло значительную роль в формировании духовной основы жизни населения. Оно проникало в различные сферы общества, оказывая влияние на моральные нормы, правовые принципы и общественные отношения. Православные духовные ценности не просто существовали параллельно с жизнью людей, но и неразрывно сливались с ней.
И.В. Киреевский так выразил эту мысль: «... проникая во все умственные и нравственные убеждения людей, оно невидимо вело государство к осуществлению высших христианских начал» [Киреевский, 1999: 240].
В отечественной философской и юридической литературе нормы рассматриваются скорее как идеалы, чем как формальные нормы. Это объясняется тем, что нормы должны способствовать гармонии в отношениях между людьми, обществом и государством. Однако, чтобы лучше понять взаимосвязь гражданского права и религии, необходимо обратиться к историческим основам их взаимодействия.
Библия, впервые переведенная на славянский язык Кириллом и Мефодием, стала основным источником их представлений о мире и человеке. Кирилл первый дает определение философии в нашей культуре с позиций религиозного мировоззрения: «знание вещей божественных и человеческих, насколько человек может приблизиться к богу, который учит человека делами своими быть по образу и подобию сотворившего его» [Лавриненко, 1999: 94].
В.В. Зеньковский отмечает, что: «русская мысль всегда (и навсегда) осталась связанной со своей религиозной стихией, со своей религиозной почвой» [Зеньковский, 1991: 12].
В связи с этим и многие философы, рассуждая над проблематикой права (например, H.A. Бердяев, П.И. Новгородцев, Б.П. Вышеславцев, И.А. Ильин) рассматривали его как неотъемлемую часть религиозно-нравственных вопросов.
Другое объяснение этому факту дает A.A. Корольков, считавший, что причина близости права и религии в русской культуре «это универсализм русских философов, а также органическая близость права и нравственно-религиозного поиска»1.
П.И. Новгородцев писал: «Если мы зададимся вопросом, чем определяются отдельные эпохи в развитии философии
1 Русская философия права (антология). Составители: Альбов А.П., Масленников Д.В., Сальников М.В. СПб., 1999. С. 5.
права и философии вообще, то ответ нам следует искать в ведущих предпосылках, образующих коренные основы человеческой жизни и мышления. Едва ли кто-нибудь станет оспаривать, что глубочайшие межи, отделяющие одну философскую эпоху от другой, определяются различным отношением к их религии» [Новгородцев, 1995: 369].
Проблема философско-религиозных оснований права в России не возникла случайно, она имела глубокие корни. Важнейшей проблемой русской юриспруденции стал вопрос о взаимосвязи права и нравственности, закона и добра. Русская правовая философия отличается своеобразием, так как она стремится исследовать сущность права в контексте его укорененности во всеобщей сущности мироздания и универсального бытия.
«Христианское понимание предлагает перспективу, основанную на единстве Бога, который включает в себя различные ипостаси. Бытие Бога имееттринитарный характер, и именно на основе такого понимания христианского мировоззрения можно сформулировать следующее: Все существа и природа являются причастниками божественной сущности, что выражается в понимании Бога как Творца» [Бондаренко, 2001].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, русская правовая философия стремится объединить философию права и религиозные убеждения, чтобы понять истоки права и его связь с вечными ценностями человеческого бытия. Это подходит к русской культуре, где религия и философия традиционно тесно переплетались, влияя на формирование правовой системы и нравственных норм. Таким образом, русская правовая философия исследует не только формальные аспекты права, но и его глубинные основы, связанные с религиозными и философскими убеждениями2.
ВЫВОД
Исходя из вышеперечисленного, можно сделать вывод о том, что современная система гражданского права, в частности, в Российской Федерации, сформировалась во многом под воздействием религии. В свою очередь, в основу религии легли трансцендентные ценности, важные для каждого человека и близкие ему.
2 Русская философия права (антология). Составители: Альбов А.П., Масленников Д.В., Сальников М.В. СПб., 1999. С. 13.
Список литературы:
1. Белла Р. Социология религии. Американская социология. Москва, 1972.
2. Бондаренко Ю.В. Право и православная религия как ценностно-нормативные системы российского общества: дисс.... канд. юрид. наук. Санкт-Петербург, 2001. 180 с.
3. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного эроса. Москва, 1994.
4. Зеньковский В.В. История русской философии. Ленинград, 1991.
5. Зыкова C.B. Формы и элементы религиозности в российском праве: дисс. ... канд. юрид. наук. Москва, 2006. 165 с.
Reference list:
1. Bella R. Sociology of Religion. American sociology. Moscow, 1972.
2. Bondarenko Yu.V. Law and Orthodox religion as value-normative systems of Russian society: diss. ... cand. jurid. sciences'. St. Petersburg, 2001.
3. Vysheslavtsev B.P. Ethics of the transformed Eros. Moscow, 1994.
4. Zenkovsky V.V. History of Russian philosophy. Leningrad, 1991.
5. Zykova S.M Forms and elements of religiosity in Russian law: dissertation ... cand. jurid. sciences'. Moscow, 2006.
82 ECONOMIC PROBLEMS AND LEGAL PRACTICE
Vol. 19, № 6, 2023 ISSN 2541-8025(print)
ISSN 2712-7605(online)
Васильева Е. H.
ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЕ ЦЕННОСТИ КАК ОСНОВА ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА
6. Киреевский И.В. О характере просвещения Европы и его влияния на просвещение в России. Москва, 1999.
7. Нерсесянц B.C. Философия права. Москва,1998.
8. НовгородцевП.И. Сочинения. Москва, 1995.
9. Радугин A.A. Введение в религиоведение: курс лекций. Москва, 1999.
10. Русская философия права (антология). Составители: А.П. Альбов, Д.В. Масленников, М.В. СальниковСПб., 1999.
11. Философия: Учебник для вузов /под ред. проф. В.Н. Лавринен-ко, проф. В.П. Ратникова Москва, 1999.
12. Яблоков И.Н. Лекции по религиоведению: учебное пособие. Москва, 1997.
6. Kireevsky I.V. On the nature of the Enlightenment in Europe and its influence on the enlightenment in Russia. Moscow, 1999.
7. Nersesyants B.C. Philosophy of Law. Moscow, 1998.
8. NovgorodtsevP.I. Essays. Moscow, 1995.
9. Radugin A.A. Introduction to Religious studies: a course of lectures. Moscow, 1999.
10.Russian Philosophy of Law (anthology). Compiled by: Albov A.P., Maslennikov D.V., Salnikov M.B. St. Petersburg, 1999.
11. Philosophy: Textbook for universities / edited by Prof. Lavrinenko V.N., prof. Ratnikova V.P. Moscow, 1999.
12. Yablokov I.N. Lectures on Religious studies: a textbook. Moscow, 1997.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 80,67%.
Рецензент: АбдуллинА.И., доктор юридических наук, профессор; Казанский (Приволжский) федеральный университет.
Статья поступила в редакцию 15.11.2023, принята к публикации 05.12.2023 The article was received on 15.11.2023, accepted for publication 05.12.2023
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Васильева Евгения Николаевна, кандидат юридических наук, почетный член Российской академии художеств, член Творческого союза художников России, юрист; Коллегия адвокатов «Гриднев, Харитонов и Партнеры»; г. Москва, Российская Федерация, OR-CID: 0009-0000-8727-5303, SPIN-код: 5457-1609, AuthorlD: 1170847, e-mail: [email protected]
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Evgeniya N. Vasilyeva, Cand. Sci. (Law), Honorary member of the Russian Academy of Arts, member of the Creative Union of Artists of Russia, Lawyer; Bar Association «Gridnev, Kharitonov and Partners»; Moscow, Russian Federation, ORCID: 0009-0000-8727-5303, SPINcode: 5457-1609, AuthorlD: 1170847, e-mail: [email protected]
ISSN 2541-8025(print) ISSN 2712-7605(online)
Tom 19, № 6,2023
Проблемы экономики и юридической практики
_I
83