Научная статья на тему 'МОДЕЛИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-РЕЛИГИОЗНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ В ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕТРОСПЕКТИВЕ'

МОДЕЛИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-РЕЛИГИОЗНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ В ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕТРОСПЕКТИВЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
16
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ / ЦЕРКОВЬ / ГОСУДАРСТВО / ГОСУДАРСТВЕННО-РЕЛИГИОЗНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / МОДЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННО-РЕЛИГИОЗНЫХ ОТНОШЕНИЙ / RELIGION / CHURCH / STATE / STATE-RELIGIOUS RELATIONS / MODEL OF STATE-RELIGIOUS RELATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зудов Ю. В.

Цель исследования. В статье рассматриваются различные модели правового регулирования государственно-религиозных отношений, действовавшие в России от IX века до сегодняшнего дня. В период с IX по XVII век в России существовала своеобразная модель симфонии власти и религии, где государство и церковь были тесно связаны, но в определенной степени сохраняли самостоятельность. Церковь играла важную роль в политической жизни страны, а государство поддерживало и защищало церковь. В XVIII веке после проведения секуляризации церковной собственности государство постепенно отошло от модели симфонии. В XIX веке Русская православная церковь получила привилегированное положение в Российской империи, но оставалась под контролем государства. Выводы. Автор отмечает, что на протяжении всей истории России эти отношения были различны и подвержены изменениям в зависимости от политических, социальных и культурных факторов. В XX веке Советская власть провозгласила секуляризм и отделение церкви от государства. Церковь была подвергнута гонениям, и ее влияние на общество значительно сократилось. После распада СССР отношения между государством и церковью постепенно улучшались. В 1997 году был принят закон, который обеспечил свободу вероисповедания и равенство всех религий перед законом. В настоящее время отношения между государством и церковью имеют партнерский характер, при этом Русская православная церковь продолжает оказывать значительное влияние на политическую жизнь страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELS OF STATE-RELIGIOUS RELATIONS LEGAL REGULATION IN RUSSIA IN HISTORICAL RETROSPECT

The purpose of the research. The article examines various models of state-religious relations legal regulation in Russia from the 9th century to the present day. The Church played an important role in the political life of the country, and the state supported and protected the church. In the XVIII century, secularization took place, and the state gradually moved away from the symphony model. In the 19th century, the Russian Orthodox Church gained a privileged position in the Russian Empire, but remained under state control. In the 20th century, the Soviet government came to power, which proclaimed secularism and separated the church from the state. The Church was persecuted and its influence on society was significantly reduced. After the collapse of the USSR, relations between the state and the church gradually improved. In 1997, a law was passed that ensured freedom of religion and equality of all religions before the law. Results. The author discovers that throughout the history of Russia, these relations have been diverse and subject to change depending on political, social and cultural factors. In the period from the IX to the XVII century in Russia there was a model of a symphony of power and religion, where the state and the church were closely connected, but maintained a certain independence. Currently, the relationship between the state and the church is of a partnership nature, but the Russian Orthodox Church continues to have a significant impact on the political life of the country.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-РЕЛИГИОЗНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ В ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕТРОСПЕКТИВЕ»

I. ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ LEGAL SCIENCES

5.1.1.

ТЕОРЕТИКО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРАВОВЫЕ НАУКИ THEORETICAL AND HISTORICAL LEGAL SCIENCES

УДК 340, 34.03 ГРНТИ 10.09 EDN: PUBISR

Модели правового регулирования государственно-религиозных отношений в России в исторической ретроспективе

©Зудов Юрий Валерьевич Московский государственный юридический университетимени О. Е. Кутафина (МГЮА), г. Москва, Российская Федерация e-mail: [email protected]

Аннотация. Цель исследования. В статье рассматриваются различные модели правового регулирования государственно-религиозных отношений, действовавшие в России от IX века до сегодняшнего дня. В период с IX по XVII век в России существовала своеобразная модель симфонии власти и религии, где государство и церковь были тесно связаны, но в определенной степени сохраняли самостоятельность. Церковь играла важную роль в политической жизни страны, а государство поддерживало и защищало церковь. В XVIII веке после проведения секуляризации церковной собственности государство постепенно отошло от модели симфонии. В XIX веке Русская православная церковь получила привилегированное положение в Российской империи, но оставалась под контролем государства. Выводы. Автор отмечает, что на протяжении всей истории России эти отношения были различны и подвержены изменениям в зависимости от политических, социальных и культурных факторов. В XX веке Советская власть провозгласила секуляризм и отделение церкви от государства. Церковь была подвергнута гонениям, и ее влияние на общество значительно сократилось. После распада СССР отношения между государством и церковью постепенно улучшались. В 1997 году был принят закон, который обеспечил свободу вероисповедания и равенство всех религий передзаконом. В настоящее время отношения между государством и церковью имеют партнерский характер, при этом Русская православная церковь продолжает оказывать значительное влияние на политическую жизнь страны.

Ключевые слова: религия, церковь, государство, государственно-религиозные отношения, модель государственно-религиозных отношений.

Для цитирования: Зудов Ю. В. Модели правового регулирования государственно-религиозных отношений в России в исторической ретроспективе//Проблемы экономики и юридической практики. 2024. Т. 20. № 3. С. 14-19. ЕРЫ: РиВ15Р

14 ECONOMIC PROBLEMS AND LEGAL PRACTICE Vol. 20, № 3, 2024 ISSN2541-8025(print)

ISSN 2712-7605(online)

Models of State-Religious Relations Legal Regulation in Russia in Historical Retrospect

©YuryV. Zudov

Kutafin Moscow State Law University, Moscow, Russian Federation e-mail: [email protected]

Abstract. The purpose of the research. The article examines various models of state-religious relations legal regulation in Russia from the 9th century to the present day. The Church played an important role in the political life of the country, and the state supported and protected the church. In the XVIII century, secularization took place, and the state gradually moved away from the symphony model. In the 19th century, the Russian Orthodox Church gained a privileged position in the Russian Empire, but remained under state control. In the 20th century, the Soviet government came to power, which proclaimed secularism and separated the church from the state. The Church was persecuted and its influence on society was significantly reduced. After the collapse of the USSR, relations between the state and the church gradually improved. In 1997, a law was passed that ensured freedom of religion and equality of all religions before the law. Results. The author discovers that throughout the history of Russia, these relations have been diverse and subject to change depending on political, social and cultural factors. In the period from the IX to the XVII century in Russia there was a model of a symphony of power and religion, where the state and the church were closely connected, but maintained a certain independence. Currently, the relationship between the state and the church is of a partnership nature, but the Russian Orthodox Church continues to have a significant impact on the political life ofthe country.

Keywords: religion, church, state, state-religious relations, model of state-religious relations.

For citation: Zudov Yu. V. Models of State-Religious Relations Legal Regulation in Russia in Historical Retrospect // ECONOMIC PROBLEMSAND LEGAL PRACTICE. 2024. Vol. 20. № 3. P. 14-19. (in Russ.) EDN: PUBISR

ВВЕДЕНИЕ

На протяжении истории система государственно-религиозных отношений в России неоднократно претерпевала значительные изменения вследствие различных политических, социальных и культурных трансформаций.

В современной научной литературе отсутствует единое определение понятия «государственно-религиозные отношения». Можно говорить о том, что государственно-религиозные отношения представляют собой исторически сложившиеся формы взаимодействия между общегосударственными и религиозными институтами [1].

Также в научном поле отсутствует единое понимание категориального аппарата в сфере взаимодействия государства и религий, который лежит в основе различного понимания государственно-религиозных отношений. По справедливому замечанию О.Н. Петюковой [2], основным недостатком большинства современных классификаций выступает смешение и расплывчатое употребление понятий «система государственно-конфессиональных отношений», «модель взаимоотношений государства и религиозными организациями», «правовой статус религиозных организаций».

МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА И РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

В рамках данной работы мы рассмотрим несколько основных моделей взаимодействия государства и религиозных организаций [3].

Важно отметить, что имеющиеся в научном сообществе классификации также различны. Так, например, Г. Моран, профессор сравнительного правоведения в Университете Ла-Коруньи (Испания), выделяет две основные модели регулирования отношений государства с религиозными организациями.

Первая модель—сепарационная. В ее рамках отсутствует специальное законодательство, а религия и государство полностью отделены друг от друга. Тем самым обеспечивается равенство религий перед законом. Государство не вмешивается в религиозную сферу и не отдает предпочтение какой-либо конфессии [4].

Вторая модель носит название кооперационной. Государство защищает основные конфессии и сотрудничает с ними в различных областях, однако и малочисленным религиозным группам гарантируются гражданские права. Взаимоотношения в рамках данной модели базируются на конституционных нормах, действующем законодательстве, а также соглашениях с отдельными религиозными объединениями [4].

А.Ю. Григоренко, отчасти дополняя вышеприведенную классификацию, выделяет три модели: кооперационная, се-парационная и сегрегационная (т.е. антицерковная). Последняя модель подразумевает, что церковь отстранена от участия в общественной жизни и находится в изоляции, часто подвергаясь жестоким преследованиям и репрессиям [5].

Религиовед Е.М. Мирошникова, в свою очередь, выделя-еттридругиемодели [6]:

-идентификационная. В рамках данной модели государство и церковь существует в тесной связи друг с другом. В странах

ISSN 2541-8025(print) Том 20, № 3,2024 Проблемыэкономикииюридическойпрактики 15 ISSN 2712-7605(online)

с подобной моделью основная религия является втой или иной степени государственной, имеет влияния на государство и его институты. К странам такого типа можно отнести Великобританию, Данию, Швецию (до отделения лютеранской церкви от государства в 2000 году), Грецию и др.;

-сепарационная модель государственно-религиозных отношений характерна для стран, где утверждается и защищается принцип свободы вероисповедания. Религия является частным делом граждан, а все религии равны перед государством. В качестве примера этой модели, по мнению Е. Мирошниковой, можно привести Францию;

-модель нейтралитета. Суть модели заключается в том, что все религиозные организации равны и отделены от государства. Государство, в свою очередь, поддерживает религиозное разнообразие и свободу религиозных и философских взглядов. Модель нейтралитета существует, например, в Австрии и Италии [7].

Более подробно останавливается на возможных вариантах моделей государственно-религиозного взаимодействия A.M. Осавелюк, который выделяет пять моделей. Первая модель, согласно его классификации, представляет собой категоричное и агрессивное отношение государства к религии [8]. В рамках этой модели происходят гонения на верующих, запрещается религиозная литература, разрушаются храмы, места поклонения и т.д. Такая позиция по отношению к первым христианам была характерна для Римской империи. В России попытка осуществить подобную модель была характерна для советского периода.

Вторая модель взаимоотношений государства и религии характеризуется тем, что государство отказывается от активной антирелигиозной политики, но при этом устанавливает свои приоритеты и фактически определяет положение и роль церкви в жизни социума. Примером такой модели является Российская империя с в Синодальный период [8].

Третья модель—государство признает право церкви на существование как института, при этом ограничивая ее роль в общественной жизни. Религия в такой модели, главным образом, выполняет роль духовно-нравственного ориентира, хранителя традиций. Этой модели, по мнению А. Осавелюка, придерживаются такие страны как Германия, США и Франция.

Особенностью четвертой модели является равноправное сосуществование церкви и государства, где церковь имеет широкие полномочия в судебной сфере, ее решения признаются гражданской властью, а государство учитывает положения канонического права, включая отдельные решения вселенских или поместных соборов. Данная модель была реализована в Византии и, в определенной степени, в России до XVIII века.

Пятая модель характеризуется доминированием церкви и церковной иерархии над государством и его властными структурами. Примерами такой модели (по сути-теокра-тической) являются древнее иудейское государство или современный Иран.

МОДЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННО-РЕЛИГИОЗНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ИСТОРИИ РОССИИ

Обобщая приведенные классификации основных моделей государственно-религиозных отношений в применении к России, можно в исторической ретроспективе выделить следующие этапы:

1. Киевская Русь (IX-XIII века)

В этот период православие, принятое в качестве государственной религии, оказывает значительное влияние

на политическую систему. Власть князей тесно связана с церковью, и это находит отражение в характере государственных законодательных и иных документов и разделении властных полномочий.

В древности религия оказывала непосредственное влияние на развитие правовых норм и социальные установки, на запреты и систему санкций за их нарушение. Политическая власть легитимизировалась за счет веры в установленный в соответствии с божественными заповедями порядок, который находил отражение и в законодательстве [9].

В эпоху становления Древнерусской государственности именно Русская православная церковь как религиозный институт очевидно сыграла решающую роль в формировании как религиозных традиций народа, так и системы права. Церковь, имея особое положение в государстве, служила проводником византийского права и культуры. При этом церковное право нередко дополняло и даже заполняло отдельные пробелы в правовом регулировании складывающихся общественных отношений. Это заложило фундамент для государственно-церковных отношений, основанных на идее взаимодействия светской и духовной властей.

В качестве наиболее известного примера такого переплетения можно привести Кормчие книги, в основу которых легли византийский свод церковных законов (Номоканон) и светские нормы [10]. Содержание этого свода менялось, не было единым для всех древнерусских княжеств, имело региональные особенности.

Анализ церковных документов (в т.ч. различных уставов) Древней Руси свидетельствует о том, что церковь выступала в качестве особого государственного института, духовенство имело равные гражданские права, а его положение в государственной и общественной структуре было прямо зависимо от церковного сана.

2. Московское царство (XIV-XVII века)

Под влиянием митрополитов Московских и российских правителей продолжает укрепляться государственная роль православия. Церковь становится частью административного аппарата государства.

Централизация власти в ХУ1-ХУ11 веках привела и к усилению влияния государства на церковь. Церковь, которая ранее выступала независимой во многих вопросах, вынуждена была подчиниться государству. Это привело к формированию цер-ковно-государственного мировоззрения, согласно которому церковь и государство должны сотрудничать для достижения общих целей. Такое понимание выражено в посланиях Иосифа Волоцкого и старца Филофея, в том числе оно воплотилось в известной формуле «Москва—Третий Рим» [11].

В 1547 году Иван IV стал первым русским царем, а в 1589 году Иов был избран первым русским патриархом. Обряд церковного помазания на царство становится обязательным условием для восхождения на престол. Впервые он был проведен в 1584 году, однако чин помазания был составлен при Иване Грозном. Он отражал особые отношения между государством и церковью. Монарх и патриарх, возглавляя две ветви власти, являлись символами единства и стабильности государства [12].

Церковь оказывала значительное воздействие на политическую сферу, многие церковные деятели занимали высокие государственные посты. При этом государство контролировало церковь и участвовало в ее управлении. Патриарх, как глава Русской православной церкви, обладал

16 ECONOMIC PROBLEMS AND LEGAL PRACTICE

Vol. 20, № 3, 2024 ISSN 2541-8025(print)

ISSN 2712-7605(online)

значительным политическим влиянием, однако его избрание напрямую зависело от царского решения, и он должен был подчиняться воле государя [10].

В XVI—XVII веках контроль государства над церковью еще более усиливается. В Соборное уложение 1649 года был включен перечень религиозных нарушений, ранее находившихся в юрисдикции церковных судов. Государство выступает судьей в вопросах религиозной жизни, в том числе борется с ересями [13].

В 1666-1667 годах на Большом Московском соборе царь Алексей Михайлович добился осуждения патриарха Никона, подтвердив таким образом свои полномочия в церковной сфере. Однако Собор одновременно частично ограничил влияние государства на церковь, вернув церковному суду юрисдикцию над духовными лицами по уголовным делам. Кроме того, на соборе были приняты решения о перестройке системы церковного управления и создании новой епархиальной системы [11].

Смерть Алексея Михайловича в 1676 году позволила патриарху Иоакиму отыграть некоторые утраченные духовенством позиции. Он добился того, что царь больше не являлся верховным выборщиком архиереев [14].

3. Российская империя (ХУ///-Х/Хвека)

Взаимоотношения государства и религий в Российской империи традиционно базировались на концепции «православного конфессионализма» [1], которая предполагала союз государства с Русской православной церковью.

Согласно «Основным государственным законам Российской империи Русская православная церковь провозглашалась «первенствующей» и «господствующей», что находило выражение в ряде привилегий: российский монарх являлся главой церкви, а сама она получала государственное финансирование и участвовала в важных государственных и общественных мероприятиях, обладала неограниченной свободой отправления религиозных обрядов, имела право на миссионерскую деятельность среди представителей других христианских конфессий и нехристианских религий, а также осуществляла цензуру религиозной литературы и печати.

Другие религии и конфессии в Российской империи находились в неравном положении. Они делились на три категории:

1. Инославные христианские исповедания (католичество, протестантизм) имели ограниченные права, но в целом признавались законными.

2. Иноверцы (иудаизм, ислам, буддизм и др.) также признавались законными, но на их представителей накладывались определенные ограничения, например, в части осуществления государственной службы. Также они подвергались периодическим гонениям.

3. Раскольники (староверы) подвергались преследованиям со стороны государства.

В целом государственно-церковные взаимоотношения в Российской империи описываются понятием «це-зарепапизма», то есть власти государства над церковью. Государство контролировало деятельность всех религий и конфессий, однако особенное внимание уделялось православной церкви, которая рассматривалась как важнейшая опора самодержавия.

4. Советский период (XX век)

Вплоть до 1917 года церковь играла важную роль в российской культурной и политической жизни. Большевист-

ская революция привела к установлению атеистического режима и преследованиям церкви. Религия была запрещена, церковь потеряла множество храмов, начались репрессии и ужесточение политики в отношении верующих, искоренение религиозных культов [13].

Советская власть провозгласила секуляризм и отделение церкви от государства. В 1918 году был принят Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви, который юридически закрепил это положение. В первые годы советской власти государство активно проводило антицерковную и антирелигиозную политику, которая включала в себя национализацию церковного имущества, аресты духовенства и верующих, а также гонения на религию в целом [15].

В 1929 году было принято знаковое постановление ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях», которое существенно ограничило религиозную деятельность. В этот период были закрыты тысячи храмов, монастырей и церковных школ, а священнослужители подвергались репрессиям [5].

В период Великой Отечественной войны отношения между государством и церковью на время несколько улучшились. Церковь оказывала поддержку Красной Армии и населению, пострадавшему от войны.

После войны государство вновь стало проводить политику по ограничению деятельности церкви. В 1958-1964 годах была проведена антирелигиозная кампания, в результате которой были закрыты тысячи храмов и монастырей, а духовенство подверглось гонениям.

В 1965 году политика по ограничению деятельности церкви была смягчена. В этот период начинается медленное и постепенное возрождение церковной жизни в СССР.

В 1988 году в связи с 1000-летием Крещения Руси отношения между государством и церковью вышли на новый уровень. В этот период были приняты меры по восстановлению церковной собственности, а также расширены права религиозных объединений.

В период распада Советского Союза в постсоветских государствах были приняты законы, гарантировавшие свободу совести и равенство всех граждан перед законом независимо от их вероисповедания.

ВЫВОДЫ

В последние десятилетия в России отмечается возвращение роли Русской православной церкви как влиятельного актора в культурной и в политической сфере. Государство активно поддерживает церковь, содействует восстановлению монастырей и других объектов культурного наследия религиозного назначения, развивается система религиозного образования, восстанавливаются или формируются вновь традиции социального служения и т.д.

После распада СССР в стране появилось множество новых религиозных организаций, в том числе протестантских, католических, мусульманских и буддистских. Однако наибольшее влияние на религиозную жизнь России по-прежнему оказывает Русская православная церковь. В 2000 году Юбилейный Архиерейский собор принял Основы социальной концепции Русской православной церкви, которые определили принципы отношения церкви к современному обществу и государству. В Основах постулируется необходимость отделения церкви от государства, но при этом подчеркивается и важность сотрудничества.

№№ 2541-8025(рппХ) Том 20, № 3,2024 Проблемыэкономикииюридическойпрактики 17 ЮМ 2712-7605(опИпв)

Новые многочисленные вызовы и проблемы государственно-церковных отношений на этом этапе должны быть предметом отдельного рассмотрения и не могут быть освещены в рамкахэтой статьи.

В целом государственно-религиозные отношения в России остаются сложными и многоаспектными. С одной стороны, государство поддерживает деятельность религиозных организаций и уважает право граждан на свободу вероисповедания, с другой стороны, Русская православная церковь имеет значительное влияние на политическую жизнь и происходящие в обществе процессы, выражает свою позицию по различным вопросам, что зачастую вызывает негативную реакцию последовательных сторонников светского государства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги, можно отметить, что в течение IX—XVII веков в России складывалась модель симфонии власти и религии, при которой государство и церковь, будучи тесно связанными, сохраняли определенную самостоятельность.

В XVIII веке в России начался Синодальный период, позднее было проведена секуляризация, государство подвергло сомнению сложившуюся ранее модель симфонии. В XIX веке православная церковь продолжала иметь привилегированное положение, но государство продолжало жестко контролировать ее деятельность.

В XX веке советская власть провозгласила полное отделение церкви от государства и борьбу с религией как таковой. Церковь подвергалась гонениям, и ее влияние на общество значительно сократилось.

В постсоветской России отношения между государством и церковью стали постепенно улучшаться. В 1997 году был принят Федеральный закон № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (пришедший на смену закону от 1990 года), который гарантировал свободу вероисповедания и равенство всех религий перед законом. В настоящее время отношения между государством и церковью носят партнерский характер, но Русская православная церковь имеет значительное влияние на политическую жизнь страны.

Модель государственно-религиозные отношений в России продолжает изменяться, в том числе под влиянием политических, социальных и экономических факторов.

Список литературы:

1. Багаева К. А. Государственно-религиозное взаимодействие в современном российском обществе // Вестник Бурятского государственного университета. Философия. 2016. № 3. С. 83-80.

2. Петюкова О. Н. Модели государственно-конфессиональных отношений: зарубежный опыт правового регулирования // Вестник Финансовой академии. 2010. № 3 (57). С. 57-61.

3. Алексеев С. В. Государственно-церковные отношения в России: от традиции к глобальной информатизации // PolitBook. 2019. № 2. С. 97-108.

4. Moran G. Los retos estructurales de la Iglesia católica en la sociedad del siglo XXI. Reflexiones sobre los modelos eclesiales y la evolución de la Tradición, el Magisterio y el Derecho de la Iglesia católica // Stato, Chiese e pluralismo confessionale Rivista telemática. 2016. № 27. P. 40.

5. Григоренко А. Ю. Основные типы и модели государственно-церковных отношений в современном мире (XX-XXI века) // Вестник РХГА. 2015. №2. С. 140-144.

6. Мирошникова Е. М. Основные тренды отношения государств Европейского союза к религии // Современная Европа. 2020. №3. С. 196-206.

7. Мирошникова Е. М. Кооперационная модель государственно-церковных отношений: опыт и проблемы. М.: Ин-т Европы РАН, 2007.181с.

8. Осавелюк А. М. Государство и Церковь. М.: Проспект, 2019. 432 с.

9. Кравченко Е. В. Становление государственно-конфессиональных отношений в древнерусском государстве // Философия права. 2016. №1. С 29-33.

10. Дювернуа Н. Л. Источники права и суд в Древней России: опыты по истории гражданского права. СПб.: Университетская типография, 2004. 413 с.

11. Бауэр Е. А. Теория «Москва—третий Рим» втрактовке И. А. Кириллова // Magistra Vitae. 2007. №18. С. 144-148.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Ефимовских В. Л. Священство и царство: к вопросу о модели государственно-церковных отношений в Московский период// Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2013. №1. С. 38-46.

Reference list:

1. Bagaeva K. A. State-Church Cooperation in the Contemporary Russian Society // Vestnik Burjatskogo gosudarstvennogo universiteta. 2016. No. 3. P. 83-80.

2. Petyukova O. N. The Models of State-Confessional Relations: International Practice of Legal Regulation // Vestnik Finansovoj akademii. 2010. No. 3 (57). P. 57-61.

3. Alekseev S. V. State-Church Relations in Russia: from Tradition to Global Informatization 11 PolitBook. 2019. No. 2. P. 97-108.

4. Moran G. Los retos estructurales de la Iglesia católica en la sociedad del siglo XXI. Reflexiones sobre los modelos eclesiales y la evolución de la Tradición, el Magisterio y el Derecho de la Iglesia católica // Stato, Chiese e pluralismo confessionale Rivista telemática. 2016. No. 27. P. 40.

5. Grigorenko A. Ju. Main Types and Models of State-Church Relations in the Contemporary World 11 Vestnik RHGA. 2015. No. 2. P. 140-144.

6. Miroshnikova E. M. Main Trends in EU Countries Positions on Religion// Sovremennaja Evropa. 2020. No. 3. P. 196-206.

7. Miroshnikova E. M. Cooperational Model of State-Church Relations. M., 2007.

8. Osaveljuk A. M. State and Church. M., 2019.

9. Kravchenko E. V. Genesis of State-Church Relations in the Ancient Russian State // Filosofija prava. 2016. No. 1. P. 29-33.

10. Djuvernua N. L. Legal Sources and the Court in the Ancient Russia. St. Petersburg, 2004.

11.Baujer E. A. Moscow as the Third Rome Theory in Kirillov's Works // Magistra Vitae. 2007. No. 18. P. 144-148.

12. Efimovskih V. L. Priesthood and Kingdom: on the Model of State-Church Relations in the Moscovite Period // Vestnik Permskogo universiteta. Juridicheskie nauki. 2013. No. 1. P. 38-46.

1 в ECONOMIC PROBLEMS AND LEGAL PRACTICE

Vol. 20, № 3, 2024 ISSN 2541-8025(print)

ISSN 2712-7605(online)

13. Тихомиров М. Н. Соборное уложение 1649 года. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1961. 444 с.

14. Успенский Б.А. Царь и патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и ее русское осмысление). М.: Языки рус. культуры, 1998. 680 с.

15. Тимиргазиева А.И. Государственно-религиозные отношения в советский период // Дискуссия. 2014. №2 (43). С. 120-126.

13. Tihomirov M. N. Sobornoe ulozhenie of 1649. M., 1961.

14.Uspenskij S. A. The Tsar and the Patriarch: Charisma of Power in Russia. M., 1998.

15. Timirgazieva A. I. State-Church Relations in the Soviet Period // Diskssija. 2014. No. 2, P. 120-126.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 85,54%.

Рецензент: Петюкова О. Н., доктор юридических наук, доцент, профессор Кафедры международного и публичного права Юридического факультета; Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации.

Статья поступила в редакцию 08.05.2024, принята к публикации 28.05.2024 The article was received on 08.05.2024, accepted for publication 28.05.2024

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Зудов Юрий Валерьевич, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории государства и права; Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина (МГЮА); г. Москва, Российская Федерация, SPIN-код: 8255-8906, AuthorlD: 1022904, e-mail: [email protected]

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Yury V. Zudov, Cand. Sei. (Hist.), Associate Professor, Department of State and Law History; Kutafin Moscow State Law University; Moscow, Russian Federation, SPIN-code: 8255-8906, AuthorlD: 1022904, e-mail: [email protected]

ISSN 2541-8025(print) Том 20, № 3,2024 Проблемыэкономикииюридическойпрактики 19 ISSN 2712-7605(online)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.