.....
I I I ■ M I I I I
^ Теория и история культуры 97
ТРАНСФОРМАЦИЯ ОТКРЫТОГО ПИСЬМА (ОТКРЫТОК)) В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
М. В. Самбур
Московский государственный университет культуры и искусств
Статья посвящена проблеме современной эпистолярной коммуникации на примере открытого письма. Открытка рассматривается как средство культурной коммуникации, как историко-культурный объект, как источник и как музейный предмет. Предлагается собственное определение понятия «открытое письмо». Современные открытки классифицируются по их функциональному назначению, дизайну, форме, технологии производства.
Ключевые слова: открытка, эпистолярная коммуникация, историко-культурный объект, источник, музейный предмет, Интернет, мейл-арт.
Article is devoted a problem of modern epistolary communications on a post card example. The card is considered as means of cultural communications, as historical and cultural object, as a source and as a museum subject. Own definition of concept «post card» is offered. Modern cards are classified on their functional purpose, design, the form, the production technology.
Key words: post card, epistolary communications, historical and cultural object, source, museum subject, the Internet, mail-art.
Появление открытого письма связано с упрощением переписки и экономией денежных средств. Открытка появилась 1 октября 1869 года в Австро-Венгрии под названием «корреспондентская карточка» с отпечатанной маркой в 2 крейцера. А с 1 января 1872 года открытки стали выпускать в России, но назывались они «открытое письмо» (в отличие от корреспонденции в конвертах, называвшейся «закрытое письмо») (10, с. 80). В Почтово-те-леграфном вестнике за 1911 год указывается, что «... переписка ведется исключительно на бланках художественных карточек, называемых публикою "открытками"» (6). Таким образом и сформировалось более короткое и общепринятое название «открытка», которое трактуется нами как особый вид почтовой карточки для письма, отправляемого без кон-
верта, на лицевой стороне которой может располагаться изображение, а оборотная (или адресная) сторона предназначена для написания адресов получателя и отправителя, а также для почтовой марки. Открытка может быть и не почтовой. В этом случае на ней нет почтовой марки и не предусмотрено место для адреса - это карточка из плотной бумаги или картона.
Количество открыток, находящихся в почтовом обращении с момента их появления, росло из года в год. В России в 1880 году обращалось 5,7 миллионов открыток, в 1890 году -26,3 миллиона, а в 1910 году - уже 337,3 миллиона (4, с. 15). Эти данные свидетельствуют о возрастающей популярности данного вида почтового отправления. За время своего бытования открытки заняли прочное место в повсед-
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 5 (43) сентябрь-октябрь 2011 97-100
04_6аТбёу_ё_ё6ёй66би.р65 97 1 01.12.2011, 14:51
.....
ш
98 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 5 (43) сентябрь-октябрь
невной жизни дореволюционной России.
В советское время выходили тысячи наименований открыток, затрагивающих все сферы человеческой жизни и деятельности. Это и агитационные открытки, и репродукционные, и поздравительные, и многие другие. В 1990-е годы произошел спад открыточной промышленности, что было связано со снижением общественного интереса к открыткам из-за смены культурных, информационно-коммуникативных и ценностных предпочтений.
В большом масштабе выпуском открыток стали заниматься с начала 2000-х годов. В XXI веке классикой жанра открыток были и остаются поздравительные открытки. Широкое распространение в современной жизни получили также бесплатные открытки (freecards), открытки ручной работы (hand-made cards), Интернет-открытка (e-cards), а также новый художественный жанр - мейл арт.
Сегодня в открыточном бизнесе можно выделить несколько крупных направлений: поздравительные карточки, приглашения и бизнес-открытки. В продукции российских открыточных компаний можно найти открыт-кии, посвященные практически всем популярным в России праздникам. Кроме того, существует широкий спектр открыток, отражающих множество радостных событий в жизни человека, а также передающих разнообразные человеческие взаимоотношения.
В оформлении таких карточек применяются новейшие технологии и методы: полноцветная печать, УФ-лакирование, трафаретная печать, конгревное тиснение, фигурная высокоточной вырубка, тиснение фольгой, фальцовка, склейка (2). Большое внимание уделяется форме открыток. И если высечка современными издателями почти не используется, то вырубка присутствует в дизайне открытки очень часто. Это помогает выпускать карточки необычной формы, тем более что спрос на оригинальную продукцию с каждым годом растет.
В связи с этим вновь стали популярны открытки ручной работы. Лишь в начале 1990-х
годов в Европе и Америке начали появляться фирмы, производящие открытки ручной работы на промышленном уровне. Популярность «нового» вида продукции быстро росла. В начале 2000-х годов первые фирмы по производству hands-made открыток появились в России.
Открытки ручной работы появились очень давно. Первые подобные открытки представляли собой листы папируса, которые расценивались египетскими и китайскими культурами как послание благосостояния и доброжелательности (8, с. 17).
Открытка ручной работы представляет собой открытку, изготовленную своими руками, руками народных мастеров, с использованием натуральных материалов и декоративных элементов. При изготовлении открытки современные производители используют дорогой картон, служащий основой для открытки, на который затем наносятся элементы, разработанные дизайнерами. При производстве открыток широко используются натуральные материалы (кора, пробка, сухоцветы) и другие декоративные детали.
Тираж таких открыток измеряется сотнями штук, в то время как количество печатных открыток одного дизайна у крупных производителей - сотнями тысяч штук.
Современные производители производят несколько видов hands-made открыток: еврос-тандарт, конверт для денег ручной работы, «мини»-открытка ручной работы, свадебное приглашение ручной работы (11).
«Евростандарт» - открытка ручной работы размером 10 на 20 см. Открытка комплектуется конвертом, упакована в прозрачный пакетик. Иногда в комплект входит вкладыш с напечатанным поздравлением. Тематика открыток разнообразна. Существует возможность отправить открытку по почте в конверте, входящим в комплект.
«Конверт для денег» ручной работы -hands-made открытка, выполненная в виде конверта для денег, декорированная вручную. Популярна для поздравления со свадьбой и Днем рождения, когда человек дарит в каче-
04_öäT6ey_e_eöeüöö6ü.p65 98 1 01.12.2011, 14:51
.....
ш
Теория и история культуры 99
стве подарка деньги. У каждого производителя свои размеры конверта. Главное, чтобы в него помещалась денежная купюра в развернутом виде.
«Мини »-открытка ручной работы -открытка размером приблизительно 6,5 на 6,5 см (единого стандарта у производителей не существует). У открытки есть «хвостик», с помощью которого она прикрепляется к букету или подарку, выступает в роли визитной карточки дарящего.
Свадебное приглашение ручной работы -hands-made открытка, упакованная в прозрачный пакетик. Конвертом не комплектуется. Обязательно комплектуется вкладышем, на котором сообщается время и место торжества. Подавляющее большинство конвертов по размеру 10 см на 20 см (11).
Hands-made открытки представляют собой произведения искусства, которые собирают и хранят не только коллекционеры, но и музеи.
С 2000-х годов в России появились бесплатные рекламные открытки. На этих открытках имеются надписи «не для продажи» или «бесплатно»; они распространяются в кафе, ресторанах, кинотеатрах и даже музеях. Особенность этих открыток в том, что они печатаются только один раз без дополнительных тиражей. В нашей стране подобные открытки издаются многими издательствами, но наиболее крупными являются фирмы «Flycards» и «Sunbox» (5).
Рекламные открытки появились еще до революции. Единственное отличие дореволюционных рекламных открыток от современных состоит в том, что дореволюционные продавались на почте, в магазинах и табачных киосках. Но были и бесплатные дореволюционные рекламные карточки, которые вкладывались в кондитерские изделия (9, с. 40).
Кроме того, некоторые бесплатные рекламные открытки имеют атрибуты обычной почтовой карточки (место для адреса, марки и др.), и их можно посылать по почте в открытом виде.
Благодаря индивидуальному дизайну и
доступности рекламные открытки привлекают внимание коллекционеров. Художественные музеи комплектуют репродукционные рекламные открытки.
Наряду с привычной для нас открыткой из картона или плотной бумаги с конца ХХ века появились современные формы почтового отправления, которые в ходе развития новых технологий получили большие возможности. В случае почтовых открыток новые технологии комбинировались с обычными, создавая современные услуги почтовой связи. Так, например, с появлением Интернета появилась и Интернет-открытка. При этом способе коммуникации можно выбрать открытку из базы данных почтовых открыток, которые, как правило, имеют поздравительный текст, и отправить по электронной почте. В силу того, что эти открытки практически никогда не распечатываются, они не являются предметами музейных коллекций.
Тем не менее, несмотря на бурное развитие технических средств коммуникации, традиционный способ пересылки открытых писем по почте продолжает существовать и развиваться.
С 1980-х годов в России появился новый вид современного изобразительного искусства, применяющий открытки и другие почтовые материалы в качестве изобразительного средства. Под понятием мэйл-арт обычно подразумевается искусство арт-коммуникации при помощи почты, интернета, мобильной связи и прямого личного общения (7, с. 40).
В жанре мэйл-арта существуют несколько классических правил: послание должно обязательно пройти почту, свидетельством чего является почтовый штемпель; работы не возвращаются и становятся собственностью получателя; произведения глубоко индивидуальны, но в то же время открыты для всеобщего обозрения. В отличие от филателистических редкостей, где наиболее важной частью является наклеенные марки и знаки прохождения почты, произведения мэйл-арта оцениваются также с точки зрения художественного содержания и техники исполнения (3, с. 30).
04_6аТбёу_ё_ё6ёй66би.р65 99 01.12.2011, 14:51
.....
I I I ■ M I I I
100 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 5 (43) сентябрь-октябрь
С 2000 года начала формироваться коллекция мэйл-арта в Центральном музее связи имени А.С. Попова. В начале 2001 года при музее был создан Центр мэйл-арта. Кроме того, здесь ежегодно проводится фестиваль «Мэй-лартиссимо», в котором участвуют художники из России и из-за рубежа (1, с. 8).
Современная открытка более причудливая. Сегодня открытке в полиграфическом исполнении приходится конкурировать с виртуальным поздравлением, которое может быть и анимационным.
Сейчас производством открыток занимаются многие издательства, большие и маленькие. Но среди них есть компании-гиганты: «Hallmark», «Арт и Дизайн» и «Мир открыток».
Огромным недостатком современной открытки является отсутствие выходных дан-
ных. Согласно нынешнему законодательству, указывать эти данные можно, но не обязательно. Обычно указана только фирма-производитель. А когда открытка была выпущена, кто создавал рисунок и дизайн, кто писал поздравительный текст и каков тираж? Отсутствие этих данных затрудняет научное описание открытки как музейного предмета.
Сегодня почтовая открытка, не утратив своей первоначальной функции, является одним из видов почтовой связи, хотя и мало распространенным по причине наличия более скоростных вариантов передачи информации. Функции открытки несколько изменились, и мы воспринимаем ее, главным образом, как атрибут праздника и поздравления, как средство культурной коммуникации, историко-культурный объект, источник, объект коллекционирования и как музейный предмет.
Примечания
1. intelligent, Л. Н. Мэйл-арт как жанр художественной коммуникации / Л.Н. Бакаютова // Почтовая связь: Техника и технологии. - 2006. - № 2.
2. Вендин, А. Дизайн открыток: в ожидании праздника / А. Вендин // КомпьюАрт. - 2003. - № 12. [Электронный ресурс]. - режим доступа: http://www.compuart.ru/article.aspx?id=9355&iid=397
3. Гик, Ю. Мэйл-Арт / Ю. Гик // Жук. - 2004. - № 1.
4. Забочень, М. С. Филокартия / М. С. Забочень. - М., 1973.
5. Плис, М. Обратная сторона открытки / М. Плис // Коммерсант. - 2004. - № 39 [Электронный ресурс].
- Режим доступа: http://www.kommersant.ru/Doc/860022
6. Р-кий. Художественные карточки и почтовые правила // Почтово-телеграфный вестник. - 1911. - № 49.
- С. 3-5.
7. Серебрякова, С. Б. Искусство мэйл-арта / С.Б. Серебрякова // Петербургский коллекционер. - 2002.
- № 1.
8. Тагрин, Н. С. Мир в открытке / Н.С. Тагрин. - М., 1978.
9. Шестимиров, А. Пульс времени или флайерсы / А. Шестимиров // ЖУК. - 2004. - № 1.
10. Якобса, В. А. Цельные вещи в филателии / В.А. Якобса. - М.: Связь, 1980.
11. http://cardsplus.com
04_öäT6ey_e_§öeüöö6ü.p65 100 1 01.12.2011, 14:51