Белько Татьяна Васильевна, Агафонова Ангелина Викторовна
ОТКРЫТКА В КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЕ КОНЦА XX - НАЧАЛА XXI В.: ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ФУНКЦИИ, ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
Статья посвящена установлению основных характеристик открыток конца XX - начала XXI в., их роли в современной культуре и тенденций развития их художественной формы. Выявлено несоответствие существующих определений понятия "открытка" и современной продукции. Авторами предложено собственное определение термина. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/372016/12-277.html
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2016. № 12(74): в 3-х ч. Ч. 2. C. 31-33. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/3/2016/12-2/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net
производственно-технические курсы на предприятиях), ИТР (командирование на московские предприятия, курсы целевого назначения при техникумах и вузах Куйбышева и других городов), руководителей (аттестация на знание документации, кратковременное обучение при вузах в специальных группах повышения квалификации).
Созданная система повышения квалификации и переподготовки кадров стала основой для дальнейшего совершенствования разнообразной продукции комплекса, а также оказала существенное влияние на формирование элиты рабочих и научно-технической интеллигенции в регионе.
Список литературы
1. Банникова Н. Ф. Из истории становления Куйбышевского филиала Всесоюзного научно-исследовательского института авиационных материалов (1959-1965 гг.) // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2006. Т. 8. № 3. С. 815-823.
2. Банникова Н. Ф., Лебединский П. С. Становление и развитие отраслевых научно-исследовательских организаций Куйбышевской области (конец 50-х - начало 60-х гг.) // Вестник Самарского государственного аэрокосмического университета им. академика С. П. Королёва. 2006. № 3. С. 72-78.
3. Кириллин А. Н., Ахметов Р. Н., Тюлевин С. В., Ткаченко С. И. и др. Самарские ступени «семерки». Самара: Издательский дом «Агни», 2011. 256 с.
4. Материалы научно-технической конференции работников заводских лабораторий Куйбышевского экономического района. Центральное бюро технической информации. Куйбышев, 1960. 159 с.
5. Народное хозяйство Куйбышевской области за 1966-1970 гг.: стат. сб. Куйбышев, 1972. 271 с.
6. Полетаева В. В. Начало звездных дорог. Самара: Сам. отд. Литфонда, 2011. 215 с.
7. Российский государственный архив экономики (РГАЭ). Ф. 29. Оп. 2.
8. Самарский областной государственный архив социально-политической истории (СОГАСПИ). Ф. 656. Оп. 136.
9. СОГАСПИ. Ф. 656. Оп. 142.
10. СОГАСПИ. Ф. 4131. Оп. 6.
11. Самарский филиал Российского государственного архива научно-технической документации. Ф. Р-65. Оп. 3-6.
12. Хасаев Г. Р. Трудовые ресурсы Куйбышевской области: формирование, использование, планирование. Куйбышев: Кн. изд-во, 1988. 215 с.
13. Центральный государственный архив Самарской области (ЦГАСО). Ф. Р-2453. Оп. 4.
14. ЦГАСО. Ф. Р-3562. Оп. 4.
15. ЦГАСО. Ф. Р-4266. Оп. 1.
16. ЦГАСО. Ф. Р-4270. Оп. 51.
17. ЦГАСО. Ф. Р-4270. Оп. 126.
PROBLEM OF RETRAINING AND ADVANCED TRAINING OF PERSONNEL OF SAMARA (KUIBYSHEV) SCIENTIFIC AND INDUSTRIAL SPACE ROCKET COMPLEX IN 1958-1974
Belkin Andrei Vyacheslavovich
Samara Institute for Advanced Training and Retraining of Education Workers avbelkin82@rambler. ru
The article analyzes the problem of retraining and advanced training of personnel of Samara (Kuibyshev) Scientific and Industrial Space Rocket Complex in the period of its formation (1958-1974), and introduces previously unpublished data on the number of workers at the space and rocket industry factories in the region and statistics of the personnel advanced training and retraining into scientific circulation.
Key words and phrases: Scientific and Industrial Space Rocket Complex; Kuibyshev region; personnel structure; retraining and advanced training; personnel training.
УДК 74.01/09 Искусствоведение
Статья посвящена установлению основных характеристик открыток конца XX - начала XXI в., их роли в современной культуре и тенденций развития их художественной формы. Выявлено несоответствие существующих определений понятия «открытка» и современной продукции. Авторами предложено собственное определение термина.
Ключевые слова и фразы: открытки; почтовые карточки; социокультурная роль; определение; трансформация.
Белько Татьяна Васильевна Агафонова Ангелина Викторовна
Поволжский государственный университет сервиса belko@tolgas.ru; agafonova.angelina@gmail.com
ОТКРЫТКА В КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЕ КОНЦА XX - НАЧАЛА XXI В.: ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ФУНКЦИИ, ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
Открытка всегда занимала особое место в коммуникационном процессе. Ее появление было не только значимым событием в развитии почтовой связи, но и важным шагом в эволюции межличностных отношений.
32
Издательство ГРАМОТА
www.gramota.net
Цифровая революция привела к преобразованию существующих способов и возникновению новых технических средств хранения, представления и передачи информации. Изменение визуальной среды повлекло за собой трансформацию функциональной роли и художественного образа открытки. Уже с конца XX в. понятие «открытка» включает в себя большое количество разнообразной продукции (от полиграфических изданий до виртуальных явлений - электронных открыток (e-cards)), сущностные свойства которой не соответствуют существующим определениям, что говорит об актуальности изучения открыточной продукции конца XX - начала XXI в. и выделения свойственных ей категорий. В статье предпринята попытка определить место открытки в современной коммуникативной культуре, выявить ее базовые характеристики и тенденции развития художественной формы.
Взаимосвязь внешней формы объекта и его функции - главная черта продукта дизайна: функциональное изменение предмета сказывается на его формальных качествах. Этот процесс наглядно демонстрируется на примере истории развития открытки. Ее освобождение от утилитарной функции передачи информации и превращение в художественный предмет массовой культуры отразились на усложнении формы, превратив плоскость карточки в пространственную структуру.
Слово «открытка» произошло от названия «открытое письмо», именно так в России назывался новый вид почтовых отправлений. Введение открытых писем в обращение узаконилось «Временными постановлениями по почтовой части», которые были утверждены министром внутренних дел 12 июня 1871 г. [7, с. 26]. Понятия «открытое письмо» и «открытка» имеют сугубо русские корни, в других странах изначально использовалось более универсальное слово «карточка». Первые карточки были изобретены в Австрии в 1869 г. и носили название «Карточки для корреспонденции». Они представляли собой прямоугольный кусок плотного картона размером 122 х 85 мм. Одна сторона предназначалась для адреса и знака почтовой оплаты, а вторая -для письменного сообщения [4, с. 24]. Подобная форма бланка долгое время была единственно возможной, как необходимое условие почтовых служб, что отразилось в описании открытки. Так, толковый словарь Ожегова предлагает следующее определение: «1) Почтовая карточка для открытого (без конверта) письма; 2) карточка такого же формата с художественным изображением» [5, с. 472].
С появлением иллюстрированных почтовых карточек, открытка, кроме почтовой функции, приобрела художественную ценность. Поздравительные открытки с изображениями пользовались большим спросом с самого начала их производства. Они прочно вошли в повседневное коммуникативное пространство, став неотъемлемым элементом праздничной культуры. В их оформлении использовались оригинальные работы художников, репродукции картин отечественных и зарубежных мастеров, фотографические изображения и т.д.
С развитием массового производства открытка превратилась в объект собирания, выделилась самостоятельная отрасль коллекционирования - филокартия. В кратком пособии-справочнике «Филокартия» М. С. Забочень пишет: «Филокартия в переводе на русский язык означает любовь к открыткам... Филокартия - это сумма сведений об открытке: о ее происхождении, истории развития и распространения, о типах, о времени выпуска, об особенностях полиграфического исполнения, о степени редкости отдельных изданий и т.д.» [4, с. 16]. Филокартия всегда воспринимала открытку не просто как вид почтового отправления, а как полиграфическое издание. В связи с этим появляется новое определение открытки (ГОСТ 16447-70): «Изоиздание в виде листа печатного материала установленного формата, одна сторона которого является репродукцией, рисунком или фотографией, а другая может быть использована для письма» [Там же, с. 8].
В конце XX в. открытка стала восприниматься как исторический документ, ее изучением занялись историки и музейные работники. Так, в диссертационной работе М. В. Самбур открытка рассматривается как часть культурного наследия, как специфический тип музейного предмета, документального источника. Здесь предложено собственное определение открытки: «Бланк, на лицевой стороне которого может располагаться изображение, а оборотная сторона предназначена для написания адресов получателя и отправителя или для размещения какой-либо информации» [6, с. 3]. М. В. Самбур также исследует проблему трансформации открытки в условиях современного общества, выделяет некоторые новые течения, такие как: бесплатные рекламные открытки (free-cards), открытки ручной работы (hand-made cards), интернет-открытки (e-cards), а также художественный жанр - мейл-арт.
Существующие определения значения слова «открытка» выделяют две обязательные особенности данного вида продукции: текстовое сообщение и изображение, причем оба компонента за последние десятилетия испытали серьезные изменения. Еще М. С. Забочень в 1973 г. отмечал, что «в последние годы стали выпускаться открытки самых различных размеров» [4, с. 8]. В конце XX в. производители открыток были освобождены от выполнения обязательных технических условий, установленных почтовыми службами, что позволило создавать продукцию с использованием новых художественно-пластических решений. Особенно активно новые образы стали развиваться при изготовлении поздравительных открыток. Одними из первых подобных изданий были почтовые сувениры, которые выпускались в СССР с 1963 г. [9, с. 70]. В комплект входила иллюстрированная открытка в два или более сложений и конверт. Дальнейшее развитие художественного оформления открыток происходило благодаря совершенствованию технических возможностей полиграфической промышленности: использовались разнообразные приемы послепечатной обработки (фольгирование, конгревное тиснение, ламинирование, вырубка), а также декор из различных материалов (ткань, кружево, кожа, дерево, сухоцветы и др.).
Перспективным направлением дизайна открыток начала XXI в. является аспект динамики, который является актуальным во многих сферах искусства. Поиск новых форм открыточной продукции проходит через разработку проблемы движения, начиная с композиционных решений, заканчивая созданием динамических структур в виде трансформирующихся конструкций, а в виртуальных открытках эта задача осуществляется через использование анимации.
Вторым ключевым элементом открытки служит текстовое сообщение, реализующее базовые функции открытки, к которым, по мнению Л. В. Бутыльской, относятся: «этикетная функция (поскольку открытка служит средством поздравления или средством оказания внимания адресату), социокультурная (открытка отражает особенности общества как единства культуры и социальности, образуемых и преобразуемых деятельностью человека) и регулятивная (открытка является средством регуляции межличностных отношений)» [1, с. 67].
С 2000-х гг. большим спросом стали пользоваться открытки, в которых кроме стандартных надписей на лицевой стороне производители размещают готовый поздравительный текст с пожеланиями. Покупателю достаточно выбрать экземпляр с подходящим по случаю текстом, Меняется семиотическая природа открытки: она перестает быть носителем информации, а сама превращается в сообщение, послание, коммуникативный знак. Открытка становится своеобразной подписью, идентифицирующей автора (например, поздравительная открытка, дополняющая подарок или букет цветов).
Подобное явление как нельзя лучше иллюстрирует тенденцию современного общества - стремление людей к индивидуализации. Процесс глобализации затрагивает все сферы человеческого бытия, стираются политические и культурные границы. Новые средства в области коммуникативных технологий превратились в обязательные атрибуты жизни человека, общение перешло в виртуальную область, что, с одной стороны, лишило людей большого количества повседневных ритуалов, а с другой -выявило необходимость формирования собственного «я», своей индивидуальности в новом коммуникативном пространстве. Открытка в данном контексте играет двоякую роль: остается предметом традиционной праздничной культуры, элементом бытового этикета и становится способом идентификации автора сообщения, которое всегда персонализировано, обращено к конкретному человеку.
На основе выявленных базовых характеристик можно предложить следующее определение открытки, характеризующее продукцию конца XX - начала XXI в.: это материальное или виртуальное издание, сочетающее в себе художественное оформление и текстовое сообщение, служащее для межличностной коммуникации и носящее персонализированный характер. В современной коммуникативной культуре открытка представляет собой не просто носитель информации, а в большей степени знак человеческих взаимоотношений, выражающий эмоциональный аспект с помощью аттрактивных качеств. Дальнейшее развитие художественного образа открытки можно связать с динамическим аспектом формообразования, что соответствует современному направлению развития дизайна, а также новым техническим возможностям воплощения творческих идей.
Список литературы
1. Бутыльская Л. В. Социокультурный феномен открытки (на примере русской свадебной открытки) // Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия «Филология, история, востоковедение». 2013. № 2 (49). С. 66-70.
2. ГОСТ Р 51507-99. Карточки почтовые. Технические требования. Методы контроля: введен 23 декабря 1999 г. М.: Издательство стандартов, 2005. 16 с.
3. Грибов И. А. Индивидуальность в социальных координатах глобализирующегося общества: дисс. ... к. филос. н. М., 2013. 142 с.
4. Забочень М. С. Филокартия. М.: Связь, 1973. 104 с.
5. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Институт русского языка им. В. В. Виноградова РАН. Изд-е 4-е, доп. М.: ООО «А Темп», 2006. 944 с.
6. Самбур М. В. Открытка в контексте культуры: атрибуция, научное описание, экспонирование: дисс. ... к.и.н. М., 2012. 183 с.
7. Тагрин Н. С. В поисках необычного. Из записок коллекционера. Л., 1962. 88 с.
8. Шлеев В. В., Файнштейн Э. Б. Художественные открытки и их собирание. М., 1960. 36 с.
9. Якобс В. А. Цельные вещи в отечественной филателии. Издания почты СССР 1923-1992 гг.: справочник: приложение к журналу «Филателия», 2006, № 8. М.: Марка, 2006. 80 с.
A POSTCARD IN COMMUNICATIVE CULTURE OF THE END OF THE XX - THE BEGINNING OF THE XXI CENTURY: DEFINITION, FUNCTIONS AND TENDENCIES OF DEVELOPMENT
Bel'ko Tat'yana Vasil'evna Agafonova Angelina Viktorovna
Volga Region State University of Service belko@tolgas.ru; agafonova.angelina@gmail.com
The article is devoted to ascertainment of the basic characteristics of postcards at the end of the XX - the beginning of the XXI century, their role in contemporary culture and tendencies of their artistic form development. Inconsistency between the existing definitions of the term "card" and modern products is revealed. The authors offer their own definition of the term.
Key words and phrases: greeting cards; postcards; social-cultural role; definition; transformation.