4. Danilenko V. P. (2017). The picture of the world in the proverbs of the Russian people. St.Petersburg: Aletheia, 2017. 374 p. (In Russian).
5. The Life of Buddha. Comp. S. A. Comissarov. Novosibirsk: Nauka, 1994. 256 p. (In Russian).
6. Kravtsov N. I. (1976). Slavic folklore. Moscow: MGU, 1976. 264 p. (In Russian).
7. Pomerantseva, E. V. (1963). Russian folk tale. Moscow: Academy of Sciences of the USSR, 1963. 128 p. (In Russian).
8. Propp, V. Ya. (2014). Historical roots of a fairy tale. Moscow: Labyrinth, 2014. 332 p. (In Russian).
9. Propp V. Ya. (1984). Russian fairy tale. Leningrad: LSU, 1984. 336 p. (In Russian).
10. Tales of the world in ten volumes. Vol. 1. Russian folk tales. Comp., editorial and notes. V. P. Anikin. Moscow: Detskaya literatura, 1987. 720 p. (In Russian).
11. Chernousova I. P. (2013). Folklore and language picture of the world presented in the dialog model (based on the Russian fairy tales) // Bulletin of the Chelyabinsk State University. 2013, no. 14 (305). Philology. Art history. Vol. 77. P.114. (In Russian).
ДИСКУРС И ТЕКСТ: ВЕКТОРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
УДК 811.13 ББК 81.471.1
Викулова Лариса Георгиевна
Доктор филологических наук, профессор кафедры романской филологии Института иностранных языков Московского городского педагогического университета. Москва, Россия.
Пятницкая Александра Евгеньевна
Студентка Института иностранных языков Московского городского педагогического университета. Москва, Россия.
ИСТОРИЯ ПОЗДРАВИТЕЛЬНОЙ ОТКРЫТКИ
Статья посвящена истории жанра фатической коммуникации - открытке. Показано становление жанра поздравительной открытки. Доказывается, что открытка как явление социального и культурного порядка позволяет человеку включиться в процесс идентификации в рамках определенного социокультурного пространства.
Ключевые слова: опосредованная фатическая коммуникация, почтовая карточка, поздравительная открытка, посткроссинг.
L. G. Vikulova
Moscow, Russia
A. E. Pyatnitskaya
Moscow, Russia
THE HISTORY OF GREETING CARDS
The article is devoted to the history of postcards as a phatic communication. The formation of the genre of greeting cards is shown. It is proved that postcard as a phenomenon of social and cultural area allows a person to enter the process of identification within a special sociocultural space.
Keywords: mediated phatic communication, post card, greeting card, post crossing.
Обращение к опосредованной коммуникации обусловлено интересом к исследованию письменной речи, в частности таких её жанров, как поздравление и поздравительная открытка, которая на настоящий момент является относительно малоисследованным объектом лингвистики.
В настоящее время поздравительная открытка является одним из главных атрибутов праздника. Открытка - это важный элемент культуры поздравления, укрепляющий межличностные отношения между людьми и может быть дополнением к любому подарку или даже самим подарком. Открытка, как подарок, может отправляться по разным поводам: как выражение симпатии, признательности, любви или дружбы; сочувствия и др. Становление такого символического подарка обусловлено тем, что «в течение всей сознательной жизни человек включается в непрерывный процесс самосозидания, который представляет своеобразную ценностную траекторию каждого индивида. То, чем человек живет в перспективе своей жизни,- вкус к жизни, вера, надежда <...> организуют его существование и взаимоотношения между людьми» [Герасимова, 2011, с. 104].
Чтобы проследить происхождение и пути развития данного вида почтовой связи, обратимся к первым упоминаниям поздравительной карточки. Создание ее прототипа приписывается герцогу Орлеанскому (Charles d'Orléans, 1407-1465), одному из наиболее выдающихся поэтов Франции. В совершенстве владея как французским, так и английским языком, Карл Орлеанский писал на протяжении 25 лет послания любовного содержания, будучи в плену в лондонском Тауэре. К примеру, поздравительная открытка того времени, посвященная Дню Святого Валентина, датирована XV в. и хранится в Британском Музее в Лондоне [Лещинская, 2010, с. 234].
Представляется трудным определить точную родину открытки по ряду причин. Прежде всего, процесс создания художниками так называемых 'артистических карточек' имел множество направлений в своем развитии и потребовал немалого времени. Кроме того, изготовление первоначального прообраза открытки развивалось параллельно в нескольких странах Европы (Франция, Россия, Англия и Германия) в конце XIX-начале XX вв.
Слово открытка определяется: 1) как почтовая карточка для открытого письма (без конверта); 2) карточка такого же формата с художественным изображением [Словарь Ожегова: http]. Данное определение косвенно указывает на эволюцию открытки и на то, что этот речевой жанр станет особым способом речевого взаимодействия по определенным правилам как в межличностной, так и в профессиональной коммуникации [Высоких, 2015, http].
Анализируя историю поздравительной открытки, В. В. Лещинская [2010] отмечает, что ее прототип восходит к египетской культуре, когда поздравления писались на свитках папируса. Однако англичане уверены, что современная открытка пришла из Англии, когда английский предприниматель Г. Коул (Henry Cole; 1808-1882) автор идеи отправления поздравительных открыток на Рождество, представил в 1843 г. первую в мире коммерческую рождественскую открытку. Оригинальную идею воплотил друг художника, английский академический художник, дизайнер и иллюстратор Дж.С. Хорсли (John Callcott Horsley; 1817— 1903), придумавший украсить открытку (12x7 см) настоящим рождественским триптихом. В центре художник поместил семью сэра Коула, сидящую за рождественским столом, по бокам расположил картинки, призванные напоминать окружающим о милосердии и сострадании этого добропорядочного английского семейства. Изображение дополняло пожелание: Merry
Christmas and A Happy New Year to you (Веселого Рождества и счастливого Нового года!). Художник также разработал специальный предоплаченный конверт, который был предшественником почтовой марки. Так была создана первая «Почтовая карта» - серийная рождественская открытка (A Victorian Christmas card)», изданная промышленным способом. Открытка имела большой успех. С оригинала было отпечатано около тысячи экземпляров, что свидетельствовало о потребности людей в социальном контакте. При этом открытка выступала новым средством фатического общения, вовлекая в приятную атмосферу вежливого речевого взаимодействия, открыв возможность создавать дружеские связи, выразить комплимент (compliment), который активно использовался в европейской речевой практике [Короленко, 1916].
Рис. 1. Рождественская открытка Генри Коула Анализируя историю почтовой связи, М. С. Арлазоров отмечает, что открытка не является изобретением одного человека, создателями открытки являются несколько изобретателей. Так, впервые высказал идею открытого письма 30 ноября 1865 г. Г. фон Штефан (Heinrich von Stephan, 1831-1897), генеральный директор почты Северогерманского союза, выдающийся деятель в почтовом деле Нового времени на конференции Германского почтового союза. Но его предложения о введении открытого письма и позднее почтовой открытки были отвергнуты из-за недоработок этой идеи. Только спустя четыре года австрийский профессор Е. Герман (Emanuel Alexander Herrmann, 1839-1902) выступил в газете Neue Freie
Presse (Новая свободная пресса) с предложением удешевить открытку и дать ей пропуск в почтовый мир. Он назвал её корреспонденцкарта (correspondenz-Karte), предложив ограничить письмо 20 словами. 1 октября 1869 г. первые открытки появились в продаже на Венском почтамте. В листки из плотной бумаги размером со стандартный почтовый конверт с линейками для адреса и австро-венгерским гербом просто 'впечатали' марки достоинством два крейцера. Такие открытки моментально завоевали популярность: за первые два месяца их было продано около 3 миллионов. Такой результат обусловлен тем, что поздравление по случаю праздника или торжества содержало благопожелания по поводу адресата или предмета какого-либо торжества [Аннушкина, 2012, с. 449].
Как отмечает М. С. Арлазоров, большинство историков сходится в том, что важнейший шаг в развитии открытки, а именно иллюстрирование, был сделан во время Франко-прусской войны (1870-1871), однако их мнения расходятся в вопросе авторства [Арлазоров, 1966].
Привычный вид почтовая открытка приобрела после Франко-прусской войны (18701871). Тогда многие солдаты, отправляя родным открытки, снабжали их собственноручными рисунками. Это обстоятельство и побудило книготорговцев (а вовсе не почтовых служащих) поставить дело на широкую ногу: открытки стали иллюстрированными [кйр://страна-чита-лия.рф/media/2015/12/gazeta-34-2 .pdf].
Известный французский коллекционер открыток (A. Thinlot) отмечает: когда у солдат заканчивалась бумага и конверты, они вырезали маленькие прямоугольники из картона, разрисовывали их и отправляли домой. Эту ситуацию принял во внимание книготорговец Л. Бе-нардо (Léon Besnardeau, 1829-1914), чья пальма первенства в создании первых иллюстраций для почтовых открыток признается за ним. Об этом сообщила в 1902 г. одна из провинциальных газет, обозначив книготорговца как изобретателя иллюстрированной почтовой открытки во Франции [Thinlot: http]. Так, в ноябре 1870 г. он выпускает первую иллюстрированную открытку, посвященную памятным событиям национальной обороны во Франко-прусской войне. Надпись на ней гласила: Souvenir de la defense nationale. С нее и начинается распространение иллюстрированных открыток по всему миру [Арлазоров, 1966, с. 90-96].
К числу заслуг открытки такого рода также можно отнести введение в моду слова souvenir, ставшее частью открыток, изображавших виды городов множества стран (Souvenir de
Riga, Souvenir de Nice и др.). Данный вид открыток приобрел большую популярность среди населения, так как с этого момента выполнял не только коммуникативную функцию, как и любое другое средство почтовой связи, но и стал своеобразной рекламой и сувениром, что привело к увеличению интереса к туризму.
Рис. 2. Открытка времен Франко-прусской войны
Значительное изменение облик открытого письма претерпел только в 1904 г. решением Всемирного почтового конгресса адресная сторона была разделена на две части: одна, снабжённая горизонтальными линейками, предназначалась для адреса; другая - для письменного послания. Изображение помещалось на обратной стороне открытки. Международный стандарт открытки - 9х14см, принятый в 1878 г. в Париже, был изменен в 1925 г. на другой -10,5х14,8см.
Началом истории иллюстрированной открытки в России стал 1894 г.: бланки открытых писем было разрешено выпускать частным предприятиям. На адресной стороне открыток не разрешалось писать ничего, кроме адреса. А на сторону, отведенную под место для письма, этот запрет не распространялся.
Путь открытки на территории Российской Империи и Советского Союза представлен в работе М. В. Самбур [2014], исследовавшей открытку в контексте культуры. В России открытка появляется в конце XIX века, но в это время она еще не иллюстрируется. М. В. Самбур отмечает, что причина отсутствия иллюстраций до 1895 г. заключается в закреплении
права на изготовление и печать открытых писем исключительно за почтовым ведомством и запрете их пересылки на других бланках [Там же, с. 29].
Пересылка почтовых открыток частного изготовления была официально разрешена в 1894 г. Но первыми иллюстрированными открытками можно считать выпущенные в 1895 г. карточки с достопримечательностями Москвы, изготовляемые множеством издательств. Одним из наиболее крупных издательств того времени считается организация под названием «Община Святой Евгении», сыгравшая значительную роль в развитии российской открытки в XX в. Община выпустила порядка 6500 разнообразных открыток в период до 1917 г., созданием которых занимались видные художники А. Бенуа, Н. Рерих, В. Курбатов и др. Подобные иллюстрированные открытки стали значимым средством личной переписки и праздничных поздравлений [Там же, с. 30-33].
Революция приостановила производство открыток, объявив их буржуазным предрассудком, тем не менее, со временем производство продолжилось. Отмечается кардинальная перемена в тематике послереволюционных открыток - распространение получил карикатурный жанр наряду с военной тематикой. Революция также нашла отражение в искусстве открыток: по большей части они изображали агитационные плакаты, на них помещались революционные тексты. Позже тематика снова сменилась в сторону рекламы: кроме прямой коммуникативной функции открытки также осуществляли социальную и экономическую функции посредством размещения в них пропагандирующих, социально-политических, а также благотворительных текстов. Как отмечает М. В. Самбур, в период 1952-1970 гг. выпуск открыток был весьма плодотворным (свыше 1,1 млрд экземпляров). Их видовое разнообразие было широким: изготавливались самые разные открытки - от обычных поздравительных (популярность завоевали новогодние открытки) до юмористических и даже документальных, сопровождавшихся научно-популярными текстами. Данный период отличился обогащением тематики и появлением новых поздравлений, таких как «Поздравляем со свадьбой», «С новорожденным» и т. п. Таким образом, данная эпоха может быть названа расцветом советской открытки.
1990-е гг. — период спада в производстве открыток в связи с кризисом и неустойчивостью страны во многих областях. Как и несколькими десятилетиями ранее, издатели открыток специализировались на агитационной и политической тематике и ставили целью формирование патриотов. Массовое производство открыток возобновляется уже в XXI в. [Самбур, 2014, с. 47].
В настоящее время открытка как средство коммуникации продолжает свое развитие по всему миру посредством такого проекта и общественного движения, как пост-кроссинг. Согласно Словарю-справочнику новейших терминов и понятий, новая форма обмена открытками - пост-кроссинг (англ. post-crossing - букв. обмен посланиями) - является бесплатным добровольным обменом почтовыми карточками и открытками с незнакомыми людьми со всего мира с помощью почтовой пересылки. Данный проект предполагает главным образом практику общения: посредством пост-кроссинга совершенствуется владение языками, участники изучают этикет, приобретают новые знания. Для участия в посткроссинге необходима регистрация на определенных Интернет-ресурсах [Щербинина, 2015, с. 188-189]. Таким образом, в эпоху технического прогресса печатные открытки и почтовые карточки как средство коммуникации по-прежнему продолжают развиваться даже с приходом электронных средств общения.
Открытка как явление социального и культурного порядка, благодаря которой человек включается в широкий процесс идентификации, играет значимую роль в рамках определенного социокультурного пространства.
Проследив происхождение и пути развития поздравительной открытки как средства опосредованной коммуникации, мы можем увидеть, что данный вид связи уходит корнями в XV, которым датируется прототип поздравительной открытки. Известная с XVIII в. под названием открытое письмо, открытка проделала огромный путь, прежде чем принять привычный сегодня вид. Развитие поздравительной открытки как средства коммуникации в диахронии показало, что именно жанр поздравление выступил как особое средство фатической коммуникации благодаря почтовой открытке.
Библиографический список
1. Аннушкина Т. В. Поздравительная речь // Эффективное речевое общение (базовые компетенции): слов.-справ. / под ред. А. П. Сковородникова. Красноярск: Изд-во Сибирского федерального ун-та, 2012. С. 449-450.
2. АрлазоровМ. С. Вам письмо! История мировой почты / М. С. Арлазоров. М.: Советская Россия, 1966. 232 с.
3. Высоких Е. В. Национально-культурная специфика жанра в профессиональной коммуникации // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2015. № 4 (07). С. 37-46.
4. Герасимова С. А. Антропоцентрический подход к языку // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. 2011. № 4 (8). С. 103-107.
5. История возникновения открытого письма // Почтово-телеграфный журнал. Отд. неофиц. 1897. С. 88.
6. Календарь событий // [Электронный ресурс]. URL: ЬйрУ/'^^^сак^.ги^дата обращения: 10.08.2017).
7. Короленко О. И. Комплимент и поздравительная речь как эпидейктические жанры академического дискурса XVII-XVIII вв. // Вестник МГПУ. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. 2016.
№ 3 (23). С. 102-107.
8. Лещинская В. В. Большая книга праздников и поздравлений [Текст] / В. В. Лещинская, А. А. Малышев. М.: Аделант, 2010. 970 с.
9. Самбур М. В. Открытка в контексте культуры: атрибуция, научное описание, экспонирование: дис. ... канд. ист. наук: 24.00.03 / М. В. Самбур. М., 2014. 192 с.
10. Страна читалия // [Электронный ресурс]. 2015. URL: http://страна-читалия.рф/media/2015/12/gazeta-34-2.pdf (дата обращения: 10.08.2017).
11. Самая первая Рождественская открытка // [Электронный ресурс]. URL: http://archidom.ru/con-tent/1555.html (дата обращения: 10.08.2017).
12. Щербинина Ю. В. Книга - текст - коммуникация: Словарь-справочник новейших терминов и понятий. М.: Форум: ИНФРА-М, 2015. 304 с.
13. Histoire de la carte postale // [Электронный ресурс]. URL: http://www.cartolis.org/histoire.php (дата обращения: 10.08.2017).
14. Thinlot A. L'histoire de la carte postale // [Электронный ресурс]. URL: http://apr-philatelie.pagesperso-orange.fr/Pages/Articles/Expo%20Histoire%20CP.pdf (дата обращения: 10.08.2017).
References
1. Annushkina T. V. (2012). Pozdravitel'naya rech' // E'ffektivnoe rechevoe obshhenie (bazovy'e kompetencii): slov.-sprav. / pod red. A.P. Skovorodnikova. Krasnoyarsk: Izd-vo Sibirskogo federal'nogo un-ta, 2012. S. 449-450. (In Russian).
2. Arlazorov M.S. (1966). Vam pis'mo! Istoriya mirovoj pochty' / M.S. Arlazorov. M.: Sovetskaya Rossiya, 1966. 232 s. (In Russian).
3. Vy'sokix E.V. (2015). Nacional'no-kul'turnaya specifika zhanra v professional'noj kommunikacii // Crede Experto: transport, obshhestvo, obrazovanie, yazy'k. 2015. № 4 (07). S. 37-46. (In Russian).
4. Gerasimova S.A. (2011). Antropocentricheskij podxod k yazy'ku // Vestnik Moskovskogo gorodskogo ped-agogicheskogo universiteta. Seriya: Filologiya. Teoriya yazy'ka. Yazy'kovoe obrazovanie. 2011. № 4 (8). S. 103107. (In Russian).
5. Leshhinskaya V.V. (2010). Bol'shaya kniga prazdnikov i pozdravlenij [Tekst] / V.V. Leshhinskaya, A.A. Maly'shev. M.: Adelant, 2010. 970 s. (In Russian).
6. Istoriya vozniknoveniya otkry'togo pis'ma // Pochtovo-telegrafny'j zhurnal. Otd. neofic. 1897. S. 88. (In Russian).
7. Kalendar' soby'tij // [E'lektronny'j resurs]. URL: http://www.calend.ru/(data obrashheniya: 10.08.2017). (In Russian).
8. Korolenko O.I. (2016). Kompliment i pozdravitel'naya rech' kak e'pidejkticheskie zhanry' akademicheskogo diskursa XVII-XVIII vv. // Vestnik MGPU. Seriya: Filologiya. Teoriya yazy'ka. Yazy'kovoe obrazovanie. 2016. № 3 (23). S. 102-107. (In Russian).
9. SamburM.V. (2014). Otkry'tka v kontekste kul'tury': atribuciya, nauchnoe opisanie, e'ksponirovanie: dis. ... kand. ist. nauk: 24.00.03 / M.V. Sambur. M., 2014. 192 s. (In Russian).
10. Shherbinina Yu.V. (2015). Kniga - tekst - kommunikaciya: Slovar'-spravochnik novejshix terminov i ponyatij. M.: Forum: INFRA-M, 2015. 304 s. (In Russian).
11. Histoire de la carte postale // [E'lektronny'j resurs]. URL: http://www.cartolis.org/histoire.php (data obrashheniya: 10.08.2017).
12. Thinlot A. L'histoire de la carte postale // [E'lektronny'j resurs]. URL: http://apr-philatelie.pagesperso-orange.fr/Pages/Articles/Expo%20Histoire%20CP.pdf (data obrashheniya: 10.08.2017).
13. Strana chitaliya // [E'lektronny'j resurs]. 2015. URL: http://strana-chitaliya.rf/media/2015/12/gazeta-34-2.pdf (data obrashheniya: 10.08.2017). (In Russian).
14. Samaya pervaya Rozhdestvenskaya otkry'tka // [E'lektronny'j resurs]. URL: http://archidom.ru/con-tent/1555.html (data obrashheniya: 10.08.2017). (In Russian).