Научная статья на тему 'Коллекция поздравительных открыток в собрании Алтайского государственного краеведческого музея: аналитический обзор'

Коллекция поздравительных открыток в собрании Алтайского государственного краеведческого музея: аналитический обзор Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1025
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЛЛЕКЦИИ ОТКРЫТОК / ELECTION OF POSTCARDS / МУЗЕЙ / MUSEUM / ПОЧТОВАЯ КАРТОЧКА / POSTCARD

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гребенникова Татьяна Геннадьевна

Алтайский государственный краеведческий музей в г. Барнауле обладает значительным количеством открыток (порядка пяти тысяч экземпляров) в своем собрании. Часть этого собрания это поздравительные открытки. Нами было проанализировано около 300 экземпляров карточек, большая часть которых почтовые. Значительная часть анализируемой серии открыток имеет надписи на обороте, что прибавляет этим музейным предметам дополнительное значение. Среди них работы таких известных советских художников, как Е. Гундобин, В. Зарубин, творческого союза Лесегри и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Collection of greeting cards in the Altai State Museum of Local Lore: an analytical review

In recent decades, modern means of communication have almost supplanted postcards. The postcard not only allows you to communicate, but also is a unique source of historical and cultural information, bears the imprint of ethnographic and artistic features of cultures, tells about the architecture and traditions of different countries of the world, expresses the ideological trends of this or that era. The Altai State Museum of Local History in Barnaul has a significant number of postcards (about five thousand copies) in its collection. Part of this collection is greeting cards, which have become the subject of study in this publication. The author has analyzed about 300 copies of cards, most of which are open mail. They can be divided into thematic groups: Christmas and New Year, postcards from May 1, cards from March 8, October holiday cards, greeting cards from May 9, birthday cards, from September 1, cards for fabulous stories. A significant part of the series of cards analyzed has inscriptions for recipients on the back, which adds to these museum items an additional value. The collection of greeting cards in the Altai State Museum of Local Lore is grouped under several principles. Some of the postcards are collected in funds thematically on holidays, part is integrated within the collection, in which they entered the museum. Most postcards have a fairly good (since the 1950s) or satisfactory (until the 1940s) security. In this series, more than 160 open letters are New Year's and Christmas cards, including ten Christmas cards related to pre-revolutionary times, 16 postcards of the 1950s, 67 1960s, 22 pieces of the 1970s, 27 Postcards 1980's. And about ten copies of the 1990s. Among the series in question are interesting pre-revolutionary Christmas cards. The earliest of these is the postcard of 1904. All postcards are made by famous artists-designers of their time. Among them are the works of E. Gundobin, V. Zarubin, L. Kuznetsov, B. Parmeyev, K. Andriyanov, the creative union Lesegry (B. Lebedev, L. Sergeev and M. Grinberg), and others. The works reflect the vivid ideological and propaganda trends of various Historical periods (personality cult, space exploration, pioneer, olympic games and sports in general, etc.). Postcards are also an important ethnographic source, which is expressed in two aspects. First, they are in themselves a memorial, and secondly, they reveal the way of life, cultural traditions and ideological settings of a particular period in the illustrations with which they are framed. Postcards are not represented in a permanent exhibition, but are widely used in the exhibition practice of the Altai State Museum of Local Lore.

Текст научной работы на тему «Коллекция поздравительных открыток в собрании Алтайского государственного краеведческого музея: аналитический обзор»

Вестник Томского государственного университета Культурология и искусствоведение. 2018. № 30

УДК 069 (571.150)

Б01: 10.17223/22220836/30/22

Т.Г. Гребенникова

КОЛЛЕКЦИЯ ПОЗДРАВИТЕЛЬНЫХ ОТКРЫТОК В СОБРАНИИ АЛТАЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ: АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР

Алтайский государственный краеведческий музей в г. Барнауле обладает значительным количеством открыток (порядка пяти тысяч экземпляров) в своем собрании. Часть этого собрания - это поздравительные открытки. Нами было проанализировано около 300 экземпляров карточек, большая часть которых - почтовые. Значительная часть анализируемой серии открыток имеет надписи на обороте, что прибавляет этим музейным предметам дополнительное значение. Среди них работы таких известных советских художников, как Е. Гундобин, В. Зарубин, творческого союза Лесегри и др.

Ключевые слова: коллекции открыток, музей, почтовая карточка.

В последние десятилетия современные средства коммуникации постепенно вытеснили такое средство связи, как почтовая открытка. Однако в последние несколько лет наблюдается развитие посткроссинга, предполагающего обмен открытками по всему миру. В основе принципа обмена открытками лежит единая база всех участников проекта, а также механизм выдачи адресов, направленный на то, чтобы разница между отправленными и полученными открытками у каждого участника была минимальной. При этом в посткроссинге имеет место система непрямого обмена, т.е. отправляя открытки одним пользователям, участник получает их от других. Не теряет актуальности и такое направление, как коллекционирование открыток. Их собирают в соответствии с различными принципами - тематическим, хронологическим, типологическим.

Открытка является не только средством коммуницирования, но и уникальным источником историко-культурной информации, несет на себе отпечаток этнографических и художественных особенностей культур, рассказывает об архитектуре и традициях разных стран мира, выражает идеологические веяния той или иной эпохи. Именно поэтому собирание, хранение и исследование коллекций открыток имеет большое значение. Крупнейшие коллекции открыток сосредоточены в таких культурных центрах, как Государственный Русский музей (отдел гравюры и фототека), Государственный музей политической истории России, музеи-заповедники «Царское Село» и «Петергоф», Всероссийский музей декоративно-прикладного искусства, Государственный музей истории Санкт-Петербурга, Государственная Третьяковская галерея, Российская национальная библиотека, Музей истории города Москвы, Русский музей фотографии в Нижнем Новгороде [1. С. 119; 2. С. 165-167; 3].

Один из старейших музеев Сибири - Алтайский государственный краеведческий музей (АГКМ) - обладает значительным количеством открыток

(порядка пяти тысяч экземпляров) в своем собрании, они сосредоточены в двух фондах музея:

1. Фонд изобразительных источников, графика (в нем представлены открытки, ценные с точки зрения изображения на лицевой стороне).

2. Документальный фонд (мемориальные открытки, связанные с деятельностью людей и имеющие мемориальный характер, ценные с точки зрения надписей, оставленных на открытых письмах).

Значительная часть этого собрания - это поздравительные открытки. Их можно разделить на тематические группы: рождественские и новогодние, открытки с 1 Мая, карточки с 8 Марта, октябрьские праздничные открытки, поздравительные почтовые карточки с 9 Мая, открытки с днем рождения, с 1 сентября, карточки на сказочные сюжеты. В значительной массе они представляют собой так называемые открытые письма - вид почтовой корреспонденции, двухсторонние открытки, которые сформировались на стыке почтового, издательского искусства, которые в силу технических условий и ряда реформ начинают распространяться в России с рубежа XIX-XX вв. [1. С. 109]. В основе открытого письма лежат идеи общения, напоминания о событии, сохранения на память.

М.В. Самбур в одной из своих работ отмечает, что 1895-1918 гг. «считаются золотым веком» почтовой открытки, именно в это время они приобрели значительные изменения и стали очень важным средством коммуникации. Почтовые открытки, которые отправлялись без конвертов, сами по себе несут очень важную информацию о так называемом «почтовом следе» (марки, штемпель, официальные отметки и проч.) [4. С. 66]. В 1950-1980-е гг. в СССР возродился интерес к такой форме коммуникации, чему способствовал выпуск почтовых карточек огромными типажами (по несколько сотен тысяч и даже миллионов экземпляров), кроме того, их продавали в киосках шаговой доступности в городах и даже селах.

Лишь небольшая часть поздравительных открыток представляет собой двойные карточки без марок, которые можно было отправить по почте только в конверте, основная масса открыток - это так называемые открытые письма. Все поздравительные открытки, хранящиеся в АГКМ, относятся к XX столетию, начиная с 1900-х и до 1990-х гг. включительно. Из них более 160 - это новогодние и рождественские открытки, в том числе десять рождественских, относящихся к дореволюционному времени, 16 открыток 1950-х гг., 67 -1960-х гг., 22 - 1970-х гг., 27 - 1980-х гг. и порядка десяти экземпляров 1990-х гг. Среди них работы таких известных художников-оформителей своего времени, как В. Зарубин (в том числе почтовые карточки 1960-х гг.), Л. Кузнецов, Е. Гундобин, Б. Пармеев, А. Исаков, В. Лебедев, К. Андриянов и многие другие. Наряду с традиционными персонажами таких открыток (Дед Мороз, Снегурочка, животные, герои сказок, дети, елка) в целом ряде работ 1960-х гг. пропагандируется освоение космоса (дети в скафандрах, наряжающие елку в космосе, животные на ракете или самолете и проч.). Ярко выражена в целом ряде новогодних открыток и спортивная тематика, например, на открытке 1978 г. художник Г. Комлев изобразил Деда Мороза, держащего за руку олимпийского медведя. При этом через плечо у новогоднего персонажа висит сумка с надписью «Sport», из которой виднеются елочка и футбольный мяч.

Среди рассматриваемой серии имеются интересные дореволюционные рождественские открытки. Самой ранней из них является открытка 1904 г. (дата определена по почтовому штемпелю на обороте: «22.12.04»). Открытка имеет скорее всего германское происхождение, на обороте на нескольких языках, в том числе и на русском, написано: «Открытое письмо», имеется чернильная надпись для адресата. Лицевая сторона открытки оформлена рельефным изображением в технике тиснения c элементами золочения. Представлена надпись на немецком языке «Frohliche Weihnachten», что означает «счастливого или радостного Рождества». Также изображен Вай-нахтсман в легкой одежде и сандалиях с елкой в руке, летящий на воздушном шаре над заснеженными домами и разбрасывающий подарки.

Отметим несколько интересных открыток 1910-1912 гг., также произведенных в Германии. Одна из них в технике тиснения изображает деревянный ящик с еловыми ветками, хлебом и яблоками. На ее обороте имеется печатная надпись, указывающая на происхождение: «printed in Germany», по почтовому штемпелю можно определить год: «28.12.12». Неразборчивым подчерком написано поздравление с Рождеством и Новым годом для некой Акулины и адрес Ольгинского приюта в Красноярске. Поскольку этот приют был рассчитан на содержание мальчиков, вероятно, открытка адресована одной из учительниц. Иными словами, открытки содержат историко-художественную информацию не только на лицевой своей стороне, но и заполненная оборотная сторона является источником для атрибуции самой карточки и иных исследований.

Представительным в АГКМ является собрание открыток, приуроченных к празднику Октября, из них 12 единиц хранения относятся к 1950-1960-м гг., к 1960-1970-м гг. - семь открыток; 18 единиц - к 1980-м гг. Особый интерес представляет открытка, отпечатанная тиражом 1,55 млн экз. в г. Калинин на «Полиграфкомбинате». Открытка оформлена с позолотой, в традиционной символике (серп и молот, флаги союзных республик), присутствует также мотив освоения космоса (летящая ракета). Открытка выполнена художником П. Кудрявцевым.

Имеются в собрании музея и открытки с 8 Марта, всего 35 единиц хранения, которые относятся к 1950-1980-м гг. Сюжеты очень интересны. Один из самых популярных - изображение женщин разных национальностей вместе, например открытка художника П. Вьюева 1964 г., на которой три женщины держатся за руки. Этот же мотив на открытке 1965 г. художника Л. Карташова. Кроме того, имеется открытка 1967 г. художника В.С. Соловьева, на которой на белом фоне изображены профили трех женщин разной национальности, головы которых покрыты единой косынкой. На последней на разных языках написано слово «мир». Все данные открытки выпущены в издательстве «Советский художник». Мотив дружбы народов является не единственным идеологическим мотивом, средством своеобразной агитации было изображение женщин разных профессий. Подобная открытка также имеется в рассматриваемом собрании. На белом фоне вертикально слева изображены женщина-мама с малышом на руках, женщина-доктор, женщина-учитель, балерина, женщина-космонавт и женщина-сварщик. Справа внизу имеется надпись «8 Марта». Идея о том, что женщина может овладеть и мужскими профессиями, представлена более чем очевидно, кроме того, присут-

ствует популяризация идеи освоения космического пространства. Открытка выпущена в 1964 г., нарисована художниками Лесегри.

Открытки с 1 Мая представлены 40 экземплярами. Имеющиеся первомайские открытки относятся к 1960-м гг. (15 единиц хранения), к 1970-м гг. (11 экземпляров), к 1980-м гг. (14 экземпляров). Они выполнены такими художниками, как Е. Гундобин, А. Шмидштейн, Б. Скрябин, В. Соловьев, А. Кочупалов, В. Трифонов, С. Русаков и В. Зарубин. Можно отметить, что значительная часть открыток с иллюстрациями В. Зарубина из собрания музея относится к 1970-1980-м гг., поэтому первомайская открытка в этом отношении является самым ранним открытым письмом с иллюстрацией художника в собрании Алтайского государственного краеведческого музея. Она издана в издательстве Министерства связи СССР в 1964 г. На ней изображена радуга, на которой стоят дети - представители разных народов. Одна из первомайских открыток 1981 г. адресована непосредственно в рассматриваемый музей, поздравительный текст и адрес получателя «Ползунова, 46» напечатаны на машинке, открытка отправлена из Алтайского отделения Общества охраны памятников.

Коллекция открыток ко Дню Победы относятся к 1960-1990-м гг. и включают 29 единиц хранения. На некоторых из них текст написан от руки, а часть носит официальный характер. На последних текст напечатан, и адресованы они работникам организаций и предприятий. Например, на одной из почтовых карточек 1965 г. содержится печатное поздравление с 20-летием Победы от профсоюзной, партийной и комсомольской организаций и администрации аппаратурно-механического завода его сотрудникам. Среди открыток ко Дню Победы из АГКМ имеются и свернутые вдвое карточки без марок, на одной из таких изображена репродукция фрагмента картины «Отдых после боя».

Небольшим количеством представлены в собрании АГКМ открытки с пасхальными поздравлениями. Пасхальные открытки были особым явлением в издательской и культурной жизни дореволюционной России. Одни из самых первых российских иллюстрированных открыток были выпущены к Пасхе в 1898 г. Этот издательский опыт был предпринят Общиной св. Евгении и завершился уже в марте 1917 г. Последние пасхальные открытки в России были изданы уже в советском Петрограде в 1918-1919 гг. [5]. Важно отметить, что огромное количество почтовых карточек к празднику Пасхи для российского рынка в дореволюционный период производили в Европе. В собрании АГКМ представлены карточки двух исторических периодов - начала 1990-х гг. (20 экземпляров) и одна карточка, которую, согласно надписи на оборотной стороне, можно датировать 1917 г. На ней изображены цыпленок и кузнечик, половинка декорированной скорлупки яйца. Отметим, что европейские издатели привили вкус к непонятным, совсем не связанным в массовом сознании с Пасхой образам: зайцы и кролики, утята, щенки, цыплята и проч. Все эти странные для православного восприятия образы тем не менее прекрасно уживались с нашими сценами пасхального быта деревни, города и допетровской Руси. Полиграфия рассматриваемого экземпляра очень высокого качества, открытка до сих пор яркая, сохранилось высококачественное золотое тиснение. Надпись на обороте краткая: «На память Лиде от Зои Вознесенской 3-го марта 1917 года».

Открытки на школьную тематику (с 1 сентября, с Днем учителя и др.) включают десять карточек. Самой старой из них является открытка 1956 г., изданная ко Всемирному фестивалю молодежи и студентов, художник -Е. Устинов. Есть очень интересные с историко-культурной точки зрения работы. Например, «Выпускники на Красной площади» (1959), где изображены прекрасный вид на стены Кремля и Исторический музей, прорисована брусчатка, детально изображены эпохальные черты - одежда, обувь, фотоаппарат, настроение и т.д. Еще можно отметить открытку под названием «Первое сентября» художника А.В. Волкова (1954). На ней по сути отражены этнографические черты исторического периода - интерьер советской комнаты, в которой школьница перед зеркалом повязывает галстук. Здесь и портрет И.В. Сталина на стене, тумбочка, покрытая тканевой салфеткой, настенный отрывной календарь, классическая бордовая ковровая дорожка и, конечно, букет цветов, приготовленный для учителя. Такие открытки являются своеобразным зеркалом, иллюстрацией эпохи, позволяют увидеть не только элементы материальной культуры, но и проникнуться мировоззрением и настроением советских людей того времени.

Открытки с днем рождения или надписью «Поздравляю» / «Поздравляем» представлены 13 экземплярами. Хронологически они относятся к периоду с 1960 г. и до начала 1980-х гг. Открытки оформлены такими художниками, как Г. Бедарев, Т. Гиршберг, Т. Сазонова, В. Арбеков, С. Русаков, В. Зарубин и др. В основном на них изображены животные или дети, например, на открытке В. Зарубина 1969 г. изображен малыш с переносным катушечным магнитофоном (с ручкой) и поющий в микрофон. Новое техническое веяние, появившееся в СССР, нашло отображение на поздравительной открытке.

Имеются открытки, которые несколько выбиваются из поздравительных тематик и все же хранятся в составе рассматриваемых коллекций. Одна из них «Все на выборы» относится к 1946 г. и является самой старой послереволюционной открыткой в анализируемой серии. Эта классическая почтовая карточка с указанием «Открытое письмо» на обороте и маркой, но носит она, в первую очередь, агитационный характер и была приурочена к выборам в Верховный Совет СССР. Тираж открытки огромный - 5 млн экземпляров. Выполнена художником В. Ливановой и отпечатана в издательстве «Искусство». Интерес также представляет открытка 1956 г. с надписью «За мир и дружбу!» художника Д. Дмитриева.

Имеется открытка 1985 г., выпущенная к XII Всемирному фестивалю молодежи и студентов. Открытка имеет название, зафиксированное на обороте: «Открытие фестиваля», выполнена художником М. Лукьяновым. На обороте имеется марка-наклейка, поверх которой поставлен штамп «16.04.1985».

Особую группу составляют 17 открыток с сюжетами сказок, они выполнены на высочайшем художественном уровне и относятся к середине 1950-х -1960-м гг. Значительная их часть (8 экземпляров) выполнена известным советским скульптором и иллюстратором детской книги Николаем Михайловичем Кочергиным. Это такие работы, как «Морозко» (1957), «Семь Симеонов» (1957), «Бой на Калиновом мосту» (1957), «По щучьему велению» (1957) и др. Многие его работы переиздаются и в наши дни в виде детских книг и открыток.

Совершенный шедевр - это работа, которую выполнил русский и советский художник-анималист, график, иллюстратор Евгений Михайлович Рачёв, родившийся в 1906 г. в г. Томске [6. С. 26-27]. Открытка называется «Битый небитого везет» и представляет собой иллюстрацию к русской народной сказке «Лисичка-сестричка и серый волк». На ней обозначен тираж - 100 тыс. экземпляров. На этой открытке не просто главными героями являются животные, они одеты в великолепные костюмы, детально прорисованные. Вокруг них изображена красивейшая русская зима. Поза и высунутый язык волка демонстрируют усталость, а поза и улыбочка лисы являются подлинным выражением хитрости и удовольствия. В коллекции также имеются еще две открытки, нарисованные Е. Рачёвым: «Два жадных межвежонка» на сюжет венгерской народной сказки (1956) и «Рукавичка» (1955).

Также можно отметить две работы известного иллюстратора Игоря Васильевича Знаменского - «Терем-теремок» (1961) и «Пирожок» (1962). Подавляющее большинство открыток сказочной тематики прекрасно издано типографией «Ленинградский художник».

Анализируя коллекции открыток в собрании Алтайского государственного музея, можно указать, что некоторые художники представлены значительным числом своих работ. Отметим авторов, рисунки которых чаще всего встречаются в анализируемом собрании. Прежде всего, нужно назвать открытки Евгения Гундобина 1950-х - начала 1960-х гг. Тематика в его творчестве была самая разнообразная, в коллекции рассматриваемого музея есть новогодние и первомайские открытки Е. Гундобина. Это очень высокохудожественные рисунки, автор был профессиональным живописцем и графиком, который работал по заказам Министерства связи СССР. Его произведения, словно живые кадры из жизни. На почтовых карточках Гундобина можно видеть только мир детства, волшебный и сказочный [7].

Также несколькими экземплярами разных работ представлено творчество таких художников, как И. Знаменский, Л. Кузнецов, Б. Пармеев, А. Исаков, Е. Аскинази, Лесегри, К. Андриянов, А. Шмидштейн. Стоит отметить особенность манеры Константина Андриянова, его открытки представляют собой сюжеты, выполненные в стиле палехских росписей (вытянутые изящные фигуры людей, цветовая гамма, мотив русской тройки, морозная и сказочная русская зима), что не случайно. Этот художник-миниатюрист родился в Палехе и работал в Палехских художественно-производственных мастерских.

Что касается работ Лесегри, то здесь нужно отметить, что Лесегри - коллективное имя трёх советских художников почтовых марок, открыток и спичечных этикеток Бориса Лебедева, Леонарда Сергеева и Марка Гринберга, работавших в творческом союзе с 1957 г.

В собрании АГКМ хранится 15 открыток, оформленных художником Владимиром Ивановичем Зарубиным. Открытки с его рисунками были крайне популярны, а классическими и узнаваемыми персонажами стали ежи, медведи, зайцы, которые ходили на задних лапах, гномики и проч. Автор работал на «Союзмультфильме», затем в «Крокодиле», «Малыше» и только после этого опыта стал оформлять конверты и открытки [8].

Музейные коллекции открыток традиционно не выступают как объект показа стационарных экспозиций, в большинстве случаев их демонстрируют

на временных выставках. В АГКМ открытки также используются для показа на временных выставках. В качестве примера можно привести выставку «Чай пить - долго жить», которая работала с 18 мая до конца 2016 г. Выставка рассказывала об истории традиции чаепития в России. На выставке экспонировались более 268 образцов посуды для чаепития, самовары и чайники, упаковки для чая и кондитерских изделий, скатерти, фотографии и другие предметы конца XIX - XXI в. Использование открыток носило здесь вспомогательный характер. Еще один недавний пример - выставка «В лесу родилась ёлочка...», проводившаяся с 23 декабря 2016 г. по 31 января 2017 г. Она практически полностью была посвящена открыткам. На выставке представлено более 50 открыток ХХ в. с изображением ёлочки, а также ёлочные игрушки и украшения второй половины ХХ в. и многое другое. Выставочные материалы были сгруппированы хронологически (1960-е, 1970-е, 1980-е гг.). Выставка демонстрирует, что поздравительные почтовые открытки служили не только средством коммуникации и выражения своего внимания между людьми, но и средством воздействия государства на людей, что в отношении советских открыток отмечали некоторые исследователи [10, 11].

Итак, коллекция поздравительных открыток в Алтайском государственном краеведческом музее сгруппирована в рамках нескольких принципов. Часть открыток собрана в фонды тематически по праздникам, часть объединена в рамках той коллекции, в составе которой они поступили в музей. В целом имеющася серия поздравительных открыток включает около 300 экземпляров карточек, имеющих достаточно хорошую (начиная с 1950-х гг.) или удовлетворительную (до 1940-х гг.) сохранность. В коллекции представлены работы ведущих художников-оформителей советского времени (Е. Гундобин, В. Зарубин, творческий союз Лесегри и др.), которые занимались созданием почтовых карточек. Они отражают яркие идеологические и пропагандистские тенденции разных исторических периодов (культ личности, освоение космоса, пионерия, олимпийские игры и спорт в целом, проч.). Открытки выступают и важным этнографическим источником, что выражается в двух аспектах. Во-первых, они сами по себе меморабилии, во-вторых, раскрывают образ жизни, культурные традиции и идейные установки того или иного периода в иллюстрациях, которыми они оформлены. Музейные формы сохранения, популяризации и публикации открыток способствуют их сохранению и изучению как этнографического источника, как источника историко-культурной информации.

Анализ и изучение других коллекций открыток в собрании Алтайского государственного краеведческого музея позволят расширить выводы, классифицировать рассматриваемые музейные предметы в целом, а изучение и оценка оборотной стороны открыток представят возможность оценить бытовые стороны жизни советских людей в разные периоды времени.

Литература

1. Ларина А.Н. Почтовая открытка в руках историка // Историк и художник. 2004. № 2. С. 109-121.

2. Мозохина Н.А. Открытка в музее : проблемы формирования и экспонирования коллекций на современном этапе // Вопросы музеологии. 2012. № 1(5). С. 165-175.

3. От расцвета до запрета. История рождественских открыток в России [Электронный ресурс] . URL: http://www.aif.ru/ny/nyentertaiment/ot_rascveta_do_zapreta_istoriya_rozhdestven-skih_otkrytok_v_rossii (дата обращения: 28.03.2017).

4. Самбур М.В. Почтовая открытка как источник информации по истории и культуре // Вестник МГУКИ. 2013. № 4 (54). С. 65-69.

5. Чапкина М.Я. Москвичи поздравляют! Русская поздравительная открытка 1897-1917 годов. М.: Контакт-культура, 2009. 256 с.: ил.

6. ЧерейскаяМ. Е.М. Рачёв // Искусство. 1957. № 4. С. 26-27.

7. Гундобин Евгений Николаевич. Новогодние открытки [Электронный ресурс]. URL: http://www.liveintemet.ru/users/lviza_neo/post380776749 (дата обращения: 17.01.2017).

8. ОбуховЕ. Гномы, ежики и миллиард улыбок // Филателия. 1992. № 8.

9. Мяник С.С. Русский патриарх почтовой открытки Николай Спиридонович Тагрин // История Петербурга. 2003. № 2 (12). С. 78-79.

10. Ткаченко С.О. Советская поздравительная открытка как форма взаимодействия государства и человека в контексте праздничного ритуала // Советский социокультурный проект: исторический шанс или глобальная антиутопия : материалы междунар. науч. конф. (X Колос-ницынские чтения) / отв. ред. Е.И. Рабинович. Екатеринбург : Гуманитарный университет, 2015. С. 319-325.

11. Чиркова Н.В. Открытка как способ сохранения историко-культурного наследия // Национальное культурное наследие России: региональный аспект : материалы IV Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием / под ред. С.В. Соловьевой. Самара : Изд-во Самарского гос. ин-та культуры, 2016. С. 6-10.

Grebennikova Tatyana G., Altai State University (Barnaul, Russian Federation).

E-mail: tanyagor29@mail.ru

Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History, 2018, 30, pp. 192-200.

DOI: 10.17223/2220836/30/22

COLLECTION OF GREETING CARDS IN THE ALTAI STATE MUSEUM OF LOCAL LORE: AN ANALYTICAL REVIEW

Keywords: Election of postcards; museum; postcard.

In recent decades, modern means of communication have almost supplanted postcards. The postcard not only allows you to communicate, but also is a unique source of historical and cultural information, bears the imprint of ethnographic and artistic features of cultures, tells about the architecture and traditions of different countries of the world, expresses the ideological trends of this or that era. The Altai State Museum of Local History in Barnaul has a significant number of postcards (about five thousand copies) in its collection. Part of this collection is greeting cards, which have become the subject of study in this publication. The author has analyzed about 300 copies of cards, most of which are open mail. They can be divided into thematic groups: Christmas and New Year, postcards from May 1, cards from March 8, October holiday cards, greeting cards from May 9, birthday cards, from September 1, cards for fabulous stories. A significant part of the series of cards analyzed has inscriptions for recipients on the back, which adds to these museum items an additional value.

The collection of greeting cards in the Altai State Museum of Local Lore is grouped under several principles. Some of the postcards are collected in funds thematically on holidays, part is integrated within the collection, in which they entered the museum. Most postcards have a fairly good (since the 1950s) or satisfactory (until the 1940s) security.

In this series, more than 160 open letters are New Year's and Christmas cards, including ten Christmas cards related to pre-revolutionary times, 16 postcards of the 1950s, 67 - 1960s, 22 pieces of the 1970s, 27 Postcards - 1980's. And about ten copies of the 1990s. Among the series in question are interesting pre-revolutionary Christmas cards. The earliest of these is the postcard of 1904.

All postcards are made by famous artists-designers of their time. Among them are the works of E. Gundobin, V. Zarubin, L. Kuznetsov, B. Parmeyev, K. Andriyanov, the creative union Lesegry (B. Lebedev, L. Sergeev and M. Grinberg), and others. The works reflect the vivid ideological and propaganda trends of various Historical periods (personality cult, space exploration, pioneer, olympic games and sports in general, etc.). Postcards are also an important ethnographic source, which is expressed in two aspects. First, they are in themselves a memorial, and secondly, they reveal the way of life, cultural traditions and ideological settings of a particular period in the illustrations with which they are framed. Postcards are not represented in a permanent exhibition, but are widely used in the exhibition practice of the Altai State Museum of Local Lore.

References

1. Larina, A.N. (2004) Pochtovaya otkrytka v rukakh istorika [Postcard in the hands of a historian]. Istorik i khudozhnik. 2. pp. 109-121.

2. Mozokhina, N.A. (2012) Otkrytka v muzeye: problemy formirovaniya i eksponirovaniya kollektsiy na sovremennom etape [Postcard in the museum: Problems of the formation and exposure of collections at the present stage]. Voprosy muzeologii - The Problems of Museology. 1(5). pp. 165-175.

3. Garipova, E. (2014) Ot rastsveta do zapreta. Istoriya rozhdestvenskikh otkrytok v Rossii [From heyday to prohibition. History of Christmas cards in Russia]. [Online]. Available from: http://www.aif.ru/ny/nyentertaiment/ot_rascveta_do_zapreta_istoriya_rozhdestvenskih_otkrytok_v_ros sii. (Accessed: 28th March 2017).

4. Sambur, M.V. (2013) Pochtovaya otkrytka kak istochnik informatsii po istorii i kul'ture [Postcard as a source of information on history and culture]. Vestnik MGUKI - The Bulletin of Moscow State University of Culture and Arts. 4(54). pp. 65-69.

5. Chapkina, M.Ya. (2009) Moskvichi pozdravlyayut! Russkaya pozdravitel'naya otkrytka 18971917 godov [Muscovites congratulate! Russian greeting card of 1897-1917]. Moscow: Kontakt-kul'tura.

6. Chereyskaya, M. (1957) E.M. Rachov [E.M. Rachov]. Iskusstvo. 4. pp. 26-27.

7. Gundobin, E.N. (2015) Novogodniye otkrytki [New Year postcards]. [Online] Available from: http://www.liveinternet.ru/users/lviza_neo/post380776749. (Accessed: 17th January 2017).

8. Obukhov, E. (1992) Gnomy, yezhiki i milliard ulybok [Gnomes, hedgehogs and a billion smiles]. Filateliya. 8.

9. Myanik, S.S. (2003) Russkiy patriarkh pochtovoy otkrytki Nikolay Spiridonovich Tagrin [The Russian patriarch of the postcard Nikolai Spiridonovich Tagrin]. Istoriya Peterburga. 2(12). pp. 7879.

10. Tkachenko, S.O. (2015) Sovetskaya pozdravitel'naya otkrytka kak forma vzaimodeystviya gosudarstva i cheloveka v kontekste prazdnichnogo rituala [Soviet greeting card as a form of interaction between the state and the person in the context of the festive ritual]. In: Rabinovich, E.I. (ed.) Sovetskiy sotsiokul'turnyy proyekt: istoricheskiy shans ili global'naya antiutopiya [Soviet socio-cultural project: historical chance or global anti-utopia]. Ekaterinburg: Gumanitarnyy universitet. pp. 319-325.

11. Chirkova, N.V. (2016) Otkrytka kak sposob sokhraneniya istoriko-kul'turnogo naslediya [Postcard as a way of preserving the historical and cultural heritage]. In: Solovyeva, S.V. (ed.) Natsional'noye kul'turnoye naslediye Rossii: regional'nyy aspekt [Russian National Cultural Heritage: A Regional Aspect]. Samara: Samara State Institute of Culture. pp. 6-10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.