Научная статья на тему 'Почтовая открытка как источник информации по истории и культуре'

Почтовая открытка как источник информации по истории и культуре Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
3923
661
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЧТОВАЯ ОТКРЫТКА / ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК / HISTORICAL SOURCE / ЭПИСТОЛЯРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / EPISTOLARY COMMUNICATION / POST CARD

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Самбур Марина Владимировна

Статья посвящена проблеме рассмотрения почтовой открытки как исторического источника. Открытки анализируются с точки зрения заключенной в них информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POST CARD AS A SOURCE OF INFORMATION ON THE HISTORY AND CULTURE

Article is devoted to a problem of consideration of a post card as historical source. Cards are analyzed from the point of view of information concluded in them.

Текст научной работы на тему «Почтовая открытка как источник информации по истории и культуре»

создавать угрозу и реально создают другим идентичностям. Ощущение независимости логики глобальных сетей от общекультурной идентичности ошибочно, ибо соединить ценности информационного общества и национально-культурный менталитет способна национальная легитимирующая идентичность, которая формируется через систему соответствующего образования.

Подводя итог, необходимо отметить, что

общество должно осознавать весь спектр опасностей и рисков длительного нахождения человека в квазисоциуме, брать на себя ответственность за тиражируемые в информационно-коммуникативных системах культурные формы и практики, модели поведения, учитывая, что качественные характеристики искусственных сред «задают» социокультурную программу развития современного человека.

Примечания

1. Арнольдов, А. И. Культура и горизонты XXI века / А. И. Арнольдов // Вестник МГУКИ. — 2003.

— № 1. — С. 9—16.

2. Астафьева, О. Н. Сетевые сообщества и усложнение идентификационных моделей личности в информационно-коммуникативном пространстве / О. Н. Астафьева // Безопасность Евразии. — 2012.

— № 2.

3. Бурдье, П. Структуры. Habitus. Практики / П. Бурдье // Современная социальная теория. Журнал социологии и социальной антропологии. — 1998. — № 2, Том I.

4. Бергер, П. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман. — Москва, 1995.

5. Бурдьё, Гидденс, Хабермас : учебное пособие. — Москва, 2003.

6. Тоффлер, Э. Третья волна / Э. Тоффлер. — Москва : ACT, 1999.

7. Третьяков, И. А. "Цветущая сложность" глобального мира или свалка культуры? Интернет в свете теории социокультурной стратификации / И. А. Третьяков // Культурологические записки. Вып. 8. Российский "масскульт" — 2000 и новые технологии. — Москва : Индрик, 2006.

8. Туронок, С. Г. Субкультура Интернет-сообществ / С. Г. Туронок // Культура России как ее стратегический ресурс. Тетради Международного университета (в Москве) : [сборник научных трудов]. Вып.2.

— Москва, 2004.

9. Чупров, В. И. Молодежь в обществе риска / В. И. Чупров, Ю. А. Зубок, К. Уильямс. — 2-е издание.

— Москва : Наука, 2003.

10. Швырев, В. С. Рациональность как ценность культуры: Традиция и современность / В. С. Швырев.

— Москва, 2003.

сССОЧТОВАЯ ОТКРЫТКА КАК ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ ПО ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ

УДК 008(091) М.В. Самбур

Московский государственный университет культуры и искусств

Статья посвящена проблеме рассмотрения почтовой открытки как исторического источника. Открытки анализируются с точки зрения заключенной в них информации.

Ключевые слова: почтовая открытка, исторический источник, эпистолярная коммуникация.

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 4 (54) июль-август 2013 65-69 65

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 4 (54) июль-август ^

M. V. Sambur

Moscow State University of Culture and Arts

POST CARD AS A SOURCE OF INFORMATION ON THE HISTORY AND CULTURE

Article is devoted to a problem of consideration of a post card as historical source. Cards are analyzed from the point of view of information concluded in them.

Keywords: post card, historical source, epistolary communication.

Исследователи, изучающие открытку, отмечали ее огромный информационный потенциал. Видный филокартист Э. Б. Файнштейн указывал, что открытка является «бесспорным документом эпохи». «Некоторые архитектурные сооружения, здания, связанные с памятными событиями, запечатлены лишь на открытках. Различные исторические события — все это очень часто изображено на открытках, а порой только на них» [1, с. 56, 57]. Однако если историческая ценность и учебно-методическая пригодность картин, плакатов, книг, монет уже давно признана, то почтовым открыткам еще предстоит стать важным предметом систематических культурно-исторических исследований.

1895—1918 годы называют «золотым веком» почтовой открытки. В эти десятилетия почтовые карточки претерпели серьезные изменения и, что самое главное, приобрели большое значение как средство коммуникации.

Почтовые открытки,отправленные без конвертов, могут сами по себе предоставить информацию о так называемом «почтовом следе» (марки, штемпеля, официальные отметки и т.д.). С культурно-исторической точки зрения открытки могут рассказать о том, как от страны к стране менялись правила допуска почтовых открыток к отправке.

Помимо этого, в них также отражается общественное мнение по вопросу понимания отношений между личным и общедоступным в различные времена. С самого начала появления почтовых открыток существовали важные условия отправки посланий в открытом виде. Так, например, в России почто-

вые чиновники считали неприличным, что текст письма на карточке открытый, и поэтому на адресной стороне появилась следующая надпись: «Почтовое управление за содержание письма не отвечает» [3].

Кроме того, в каждой стране были свои правила по поводу того, какая иллюстрация считалась оскорбительной или непристойной, то есть нарушала правила хорошего вкуса и хорошего тона. По данным газеты «Deutschen Verkehrszeitung», официального информационного бюллетеня немецкого государственного почтамта, в 1900 году в Турции были запрещены открытки, на которых изображалась Мекка, султан или женщины [7, с. 22—24].

Особое внимание власти уделяли мерам безопасности государства, а точнее, его важным военным сооружениям и строениям. Именно поэтому во время Второй мировой войны отправлять открытки с панорамными видами городов категорически запрещалось. 8 июля 1941 года было опубликовано «Извещение о порядке приема и отправления международной и внутренней почтово-телеграфной корреспонденции в военное время», которое запрещало «принимать и пересылать почтовые открытки с видовыми сюжетами или наклеенными фотографиями» [4, с. 5].

Период, когда почтовые открытки вошли в моду, совпал с периодом стремительного развития и прогресса транспорта. Неудивительно, что железнодорожный транспорт, а позже автомобили стали любимой тематикой почтовых открыток. Кроме того, на открытках постоянно изображали вокза-

лы, которые прозвали «соборами нового века». Прежде всего, главные вокзалы внушали уважение своей монументальностью, как, например, открывшийся в 1900 году Саратовский вокзал (после 1940-х годов — Павелецкий вокзал). Помимо прочего, вокзал был излюбленным местом горожан, где также можно было быстро купить открытку по прибытии или во время отправления. Можно утверждать, что популярность открытки была тесно связана с расширением общественных, а именно — географических

— границ и возможностью путешествовать, которая появилась в конце XIX столетия, благодаря широкому развитию железных дорог. С помощью открыток стало возможным проследить путешествие человека.

Большим спросом пользовались открытки с известными видами, например с изображением видов Москвы и Петербурга или их знаменитых достопримечательностей — Красной площади или памятника Петру I (Медный всадник).

Почтовые открытки с достопримечательностями стали неотъемлемым атрибутом туризма. Почтовые открытки с видами помогали визуально открыть мир для широких кругов населения, пробуждали тягу к путешествиям или просто информировали о местонахождении: «Кому Господь желает оказать благоволение, тому он дарит возможность путешествовать и видеть то, что изображено на этой открытке, своими глазами»,

— вот одна из надписей на почтовой открытке конца XIX века.

На открытках печатались достопримечательности того или иного края, которые каждый посетитель города должен был обязательно посмотреть. И этот факт говорит о культурно-историческом назначении изображения видов городов на почтовой карточке.

Открытки являются ценным свидетельством массовой культуры конца XIX — начала XX века. Они олицетворяли собой и формировали новый стиль коммуникации. Общение через почтовые открытки изначально было более доступным, быстрым и

распространенным способом почтовых отправлений, карточки продавались «готовыми» к отправлению. Можно было быстро приобрести открытку с пожеланиями на любой случай жизни: поздравление с Рождеством и Новым годом, с Днем ангела, с рождением ребенка и другие, и отправить.

В 1890 году в России выпустили 26 миллионов почтовых открыток, в 1910 году — 337 миллионов [2, с. 36], а в 1965 — свыше 1 миллиарда [5, с. 124]. Эти данные свидетельствуют о том, что открытки являлись средством общения первой степени важности. Содержание и оформление открытого письма дают возможность больше узнать о бытовой культуре, любимых темах и вкусовых предпочтениях людей. Почтовые открытки могут также стать источником информации о мировоззренческих установках, политических направлениях, социальных формах общения и многом другом. Отправление открыток вплоть до 1990-х годов XX века было излюбленным способом поддержания связей на дальних расстояниях по всему миру.

Иллюстрированные открытки позволяют узнать много нового и интересного о содержательном соотношении между словом и изображением.

На лицевой стороне открытки помещали поздравительные тексты, пропагандистские лозунги и каламбуры, краткое описание местности, зданий, репродуцированных картин. На оборотной стороне открыток могли быть напечатаны дополнительные сведения об иллюстрированном объекте. Так, например, на репродукционных открытках, помимо имени художника и даты его жизни, давалась информация о месте нахождения оригинала, его размеры, техника исполнения и даже на какой выставке экспонировалась данная работа, биография автора или же искусствоведческий анализ произведения. Эти небольшие тексты тоже являются источниками информации.

В дореволюционный и советский периоды не было ни одной стороны жизни, которую бы не изображали на открытках. Поэтому этот вид почтовой связи представляет собой

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 4 (54) июль-август ^

многослойный взгляд на жизнь человека во всех ее аспектах.

Из всего многообразного поля для изучения открыток стоит привести только наиболее важные и перспективные тематические группы. На первом месте находится огромное количество поздравительных открыток с праздниками (Рождество, Новый год, Пасха), что дает нам возможность сделать вывод об определенных общепринятых обычаях и символах данной стороны жизни.

Почтовые открытки также могут представлять собой источник информации по социальной истории из различных сфер работы, торговли и досуга города или региона. Например, серия открыток с жанровыми сценами и городскими типами России: уличная торговля, продавцы и разносчики товаров, водоносы, ледорубы, извозный промысел, прогулки, развлечения, спорт и другие. С помощью таких открыток можно увидеть представителя уже несуществующей профессии, в том числе его внешний вид, одежду, а также определенные детали и позу.

Открытки-репродукции, которые могут быть носителями несохранившихся произведений искусства, выделют в отдельную группу, поскольку они могут оставаться единственным источником, благодаря которому можно увидеть исчезнувший памятник культуры.

На протяжении многих лет Росохран-культура выпускает сводные каталоги культурных ценностей, похищенных и утраченных в период Второй мировой войны [6]. Одним из источников для восстановления изобразительного ряда как раз являются открытки.

Репродуцированные открытки являются прежде всего изобразительным источником, благодаря которому можно судить об интересе государства и широкой публики к творчеству того или иного художника или художественного объединения. Например, художник Ф. К. Бурхард (1854—1918) в свое время был очень популярным и востребованным художником, о чем свидетельствуют многочисленные открытки, в советское же время

не было издано ни одной открытки с репродукциями его картин.

Открытки, выпускаемые художественными объединениями Общества любителей художеств, Союза русских художников, Ассоциации художников Революции, ЛОССХ и другие, дают возможность ввести в научный оборот имена забытых и «неугодных» (репрессированных) художников и показать неизвестные страницы их творчества.

Для музееведов, культурологов и искусствоведов представляет интерес информация о факте экспонирования произведений искусства на открытке. По этим данным можно реконструировать время проведения выставки, состав участников и, что самое главное, изобразительный ряд выставляемых работ. В советское время после каждой крупной выставки издавались открытки. Например, «15 лет РККА» (1933), «Выставка произведений изобразительного искусства социалистических стран» (1959), Всесоюзная юбилейная художественная выставка «50 лет Советской власти» (1967) и другие.

Осознанная наглядность была целью большинства тогдашних почтовых открыток. А вскоре почтовые открытки стали выполнять и роль носителей рекламы, например, открывшегося ресторана, отеля или фирмы.

В еще одну группу выделяются так называемые историко-событийные открытки, на которых старались запечатлеть как различные катастрофы, например на судне или в шахте, так и визиты высокопоставленных лиц в то или иное место, а также торжественные открытия, например театра, завода, храма, школы. Такие открытки играли своеобразную роль передатчика информации, которые распространялись среди населения. Так, например, события 1917 года активно освещались соответствующими почтовыми открытками.

В свою очередь, из подобных событийных открыток вытекает еще одна группа политических открыток. Таким образом, открытки демонстрируют не только событие, но и дают возможность посмотреть на исторических деятелей. Конечно, чаще на

открытках изображали одиночных героев прошлого и настоящего, о чем, к примеру, свидетельствуют открытки-портреты революционных деятелей: В. И. Ленина, И. В. Сталина, Ф. Э. Дзержинского, М. И. Калинина, С. М. Кирова, Я. М. Свердлова и других. Исследование критериев художественного оформления таких портретных карточек может принести огромную пользу историческим исследованиям.

Между тем, тематик политических почтовых открыток было куда больше — они охватывали все области самого понятия политики и пропаганды и были выполнены в самых разных цветах военного и мирного времени; в их число входят и так называемые юмористические или сатирические открытки с карикатурами на политическую тему.

Во время Второй мировой войны своего абсолютного пика достигло производство патриотических почтовых открыток. Например, известная открытка того времени «Гитлер хочет есть — накормим его!», на которой художник В. Говорков изобразил Гитлера с ножом и вилкой перед пшеницей с надписью «Украина» и рядом — его же со снарядом во рту. Или другая открытка «Туда

— Обратно», где сначала фашист с саблей кричит: «На Москву», а затем идет обратно в лохмотьях среди немецких могил. На обороте открытки есть комментарий: «Без устали гнать и громить гитлеровские полки и дивизии. Уничтожим армию немецких захватчиков!». Издевательские сюжеты и подписи под иллюстрацией, а также добавления на оборотной стороне должны были выставить немцев жалкими и в то же время вызвать улыбку на лицах читающих. Сатирическая открытка в военное время играла не только патриотическую роль, но и поднимала дух солдат на фронте.

Почтовые открытки являются еще малоизученным, но в то же время (как мы надеемся) привлекательным и интересным материалом для культурно-исторического исследования. При изучении открытки необходимо пользоваться не только историческими методами, но и прибегать к смежным наукам, прежде всего к истории искусства и палеографии, о чем свидетельствуют формальные и коммуникативные аспекты почтовых открыток. Все это говорит о том, что многогранный потенциал открыток очень широк и заслуживает тщательного изучения.

Примечания

1. Гуковский, А. И. Научная разработка истории советского общества и вспомогательные исторические дисциплины / А. И. Гуковский // Вопросы истории. — 1964. — № 2. — С. 49—62.

2. Забочень, М. С. Флокартия / М. С. Забочень. — Москва, 1973.

3. Каталог почтовых марок и цельных вещей / под редакцией Ф. Г. Чучина. — Москва, 1928. — Вып. 1.

4. Пантюхин, В. А. Почтовые карточки Великой Отечественной войны. Издания 1941—1945 гг. : [каталог] / В. А. Пантюхин. — Москва, 2009.

5. Печать СССР за 50 лет. Статистические очерки. — Москва, 1967.

6. Сводный каталог культурных ценностей, похищенных и утраченных в период Второй мировой войны.

— Москва, 1999. — [Т. 3] : Государственная Третьяковская галерея. Государственный Русский музей.

7. Leclerc, H. Ansichten uber Ansichtskarten / H. Leclerc // Archiv fur deutsche Postgeschichte. H. 2.

— Leipzig, 1986.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.