РЕДАКТОРСКАЯ СТАТЬЯ EDITORIAL
Вестник Челябинского государственного университета. 2024. № 11 (493). С. 7-8. Bulletin of Chelyabinsk State University. 2024;(11(493):7-8
Редакторская статья УДК 330.16
doi: 10.47475/1994-2796-2024-493-11-7-8
ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ, ПОЛ САМУЭЛЬСОН И ДУХ КАПИТАЛИЗМА
Дмитрий Александрович Плетнёв
Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия, [email protected], 0000-0002-6494-572X
Ключевые слова: традиционные ценности, аксиоматика экономической теории, экономическая система в России, эгоизм, справедливость
Для цитирования: Плетнёв Д. А. Традиционные ценности, Пол Самуэльсон и дух капитализма // Вестник Челябинского государственного университета. 2024. № 11 (493). С. 7-8. DOI: 10.47475/1994-2796-2024-493-11-7-8.
Editorial article
TRADITIONAL VALUES, PAUL SAMUELSON AND THE SPIRIT OF CAPITALISM Dmitri A. Pletnev
Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia, [email protected], 0000-0002-6494-572X
Keywords: traditional values, axiomatics of economic theory, economic system in Russia, egoism, justice
For citation: Pletnev DA. Traditional Values, Paul Samuelson and the Spirit of Capitalism. Bulletin of Chelyabinsk State University. 2024;(11(493):7-8. (In Russ.). DOI: 10.47475/1994-2796-2024-493-11-7-8.
В 2022 г. были приняты «Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Этот документ был важен, так как ранее использовавшееся в национальном стратегическом планировании и управлении понятие традиционных российских духовно-нравственных ценностей не имело четкого законодательного определения. Напомним ключевые пункты этого важного документа:
4. Традиционные ценности — это нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России.
© Плетнёв Д. А., 2024
5. К традиционным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.
7. Российская Федерация рассматривает традиционные ценности как основу российского общества, позволяющую защищать и укреплять суверенитет России, обеспечивать единство нашей многонациональной и многоконфессиональной страны, осуществлять сбережение народа России и развитие человеческого потенциала.
Для нас, экономистов, в этих строках особое значение имеют «созидательный труд», «приоритет духовного над материальным», «гуманизм», «справедливость», «коллективизм»
Плетнёв Д. А.
и «взаимопомощь». Важность и допустимость ценностного компонента в современном экономическом исследовании неоднократно подчеркивалась современными авторами, и исподволь присутствует как в трудах отдельных ученых, так и целых научных школ. Вера в рынок или в социальную справедливость, хоть и подкрепляется логикой и эмпирическими результатами, де-факто выступает аксиоматической основой той или иной теоретической платформы.
Например, учебники по экономической теории с 1990 годов аксиоматически утверждают, что цель человека в экономике (одной из важнейших сфер современного общества) — максимизация своего (личного) благополучия, а цель объединения людей (фирм) — максимизация прибыли. Второе утверждение созвучно положениям и Гражданского кодекса, где говорится об извлечении прибыли как цели коммерческих организаций. И здесь возникает резонный вопрос — как «примирить» коллективизм и максимизацию благополучия, гуманизм и стремление к извлечению прибыли? Налицо противоречие де-факто действующей и воспитываемой в системе образования и самой жизнью рыночной идеологии и нашей традиционной гражданской идентичностью, обозначенной (подчеркнем, не назначенной, а именно что лишь названной официально в документе 2022 года, так как). По вольной интерпретации Маркса — капиталист пойдет на любое преступление, если оно обещает 300 % прибыли. И это не моральный выбор отдельных предпринимателей, это сущностная черта человека, на свой страх и риск ведущего коммерческую деятельность. И Г. Беккер с его «экономикой преступлений» может сей факт подтвердить. Противоречие, как известно, разрешается в процессе развития отношений (системы), переводя их или её на новое
качество. И возникает один вопрос — как именно это противоречие разрешится? Пока традиционные ценности и рыночная экономика, кажется, существуют в параллельных реальностях, пересекаясь в таких точках, как конкурентные закупки мероприятий по укреплению семьи или оксюморонах, подобных «честной конкуренции». Еще один вызов для традиционных ценностей — технологическая революция, дегуманициция производства, «очеловечивание» искусственного интеллекта и подобные процессы. Совершенно несправедливо считать ИИ всего лишь инструментом, помогающим решать рутинные задачи. На сегодня он становится активным актором многих общественных процессов и явлений, влияя, в том числе, и на возможность развития традиционных ценностей. И, для дальнейших размышлений, еще одна цитата из все тех же «Основ...»:
14. Идеологическое и психологическое воздействие на граждан ведет к насаждению чуждой российскому народу и разрушительной для российского общества системы идей и ценностей, включая культивирование эгоизма...
Что (в практическом плане), означает уравнивание эгоизма с другими «разрушительными идеями»? Означает ли это, что из учебников по экономике уйдет мейнстримная мысль о том, что человек — максимизатор своей полезности? И чем тогда она будет заменена? Какой теоретической основой? Будет ли это новая теория или реинкарнация старых? Или все сделают вид, что никаких проблем с сосуществованием духа капитализма и традиционных российских ценностей нет, и мы продолжим ждать эволюционного разрешения названного противоречия? Ждать, чью сторону примет история. В условиях международной конкуренции идей и идеологий, пожалуй, это не лучшая стратегия.
Информация об авторе
Д. А. Плетнёв — кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики отраслей и рынков Института экономики отраслей, бизнеса и администрирования.
Information about the author
D. A. Pletnev — Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economics of the Institute of Economics of Industry, Business and Administration.
Статья поступила в редакцию 10.11.2024; одобрена после рецензирования 20.11.2024; принята к публикации 29.11.2024.
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
The article was submitted 10.11.2024; approved after reviewing 20.11.2024; accepted for publication 29.11.2024.
The author declares no conflicts of interests.
8
Dmitri A. Pletnev