Научная статья на тему 'НАЦИОНАЛЬНОЕ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ'

НАЦИОНАЛЬНОЕ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
7
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
национальные цели развития / российская экономика / проектное управление в государственном секторе / national development goals / Russian economy / State governmental project management
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НАЦИОНАЛЬНОЕ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ»

РЕДАКТОРСКАЯ СТАТЬЯ EDITORIAL

Вестник Челябинского государственного университета. 2024. № 6 (488). С. 7-10. Bulletin of Chelyabinsk State University. 2024;(6(488):7-10.

Редакторская статья УДК 338.22.021.1

DOI: 10.47475/1994-2796-2024-488-6-7-10

НАЦИОНАЛЬНОЕ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ Дмитрий Александрович Плетнёв

Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия, [email protected], 0000-0002-6494-572X

Ключевые слова: национальные цели развития, российская экономика, проектное управление в государственном секторе

Для цитирования: Плетнёв Д. А. Национальное целеполагание // Вестник Челябинского государственного университета. 2024. № 6 (488). С. 7-10. DOI: 10.47475/1994-2796-2024-488-6-7-10

Editorial article

NATIONAL GOAL-SETTING Dmitri A. Pletnev

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia, [email protected], 0000-0002-6494-572X

Keywords: national development goals, Russian economy, State governmental project management

For citation: Pletnyov DA. National Goal-setting. Bulletin of Chelyabinsk State University. 2024;(6(488):7-10. (In Russ.). DOI: 10.47475/1994-2796-2024-488-6-7-10

В мае этого года подписан новый Указ Президента1, задающий вектор развития нашей страны на перспективу до 2036 года, то есть на период 12 лет. Практика формулировки национальных целей развития и их расшифровки системой целевых показателей себя оправдывает, в России стала заметна стратегическая линия, определяющая направления расходования бюджетных средств и изменений в законодательстве. И это здорово, но путь сей тернист и полон искушений и соблазнов для многих, кто по нему идёт.

На Московском академическом экономическом форуме, прошедшем сразу после подписания упомянутого указа, ключевые акторы российской экономической науки уже «взяли на вооружение»

1О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года : Указ Президента РФ от 07.05 2024 № 309 // Президент РФ : офиц. сайт. URL: http:// kremlin.ru/events/president/news/73986

© Плетнёв Д. А., 2024

новые целевые установки, и при этом основное внимание уделено было конкретным целям и целевым показателям, возможности их измерения и достижения. Сама же архитектура системы национального целеполагания, её эволюция и главные смыслы, остались за рамками выступлений. Между тем эта её составляющая, на мой взгляд, является ещё более важной и должна быть оценена и использована в экономическом анализе.

Первое. В сравнении с предыдущими указами «О национальных целях развития...» серьёзнейшие изменения претерпела преамбула. Иными словами, само развитие России теперь определяется по-новому, более широко и комплексно:

«В целях обеспечения устойчивого экономического и социального развития Российской Федерации, укрепления государственного, культурно-ценностного и экономического суверенитета, увеличения численности населения страны и повышения уровня жизни граждан, основываясь на традиционных российских духовно-нравственных ценностях и принципах

патриотизма, приоритета человека, социальной справедливости и равенства возможностей, обеспечения безопасности государства и общественной безопасности, открытости внешнему миру, экономического развития, основанного на честной конкуренции, предпринимательстве и частной инициативе, высокой эффективности и технологичности.. .»Л

Из предыдущего указа сохранились только два целевых ориентира, выделенные в процитированном абзаце. Три других в новом указе не упомянуты («прорывное развитие РФ», «комфортные условия проживания» и «раскрытие таланта»). Что до «прорывного развития» — то здесь логика изменений ясна, другие же два ориентира остались на уровне показателей и тем национальных проектов. Итого сегодня и на ближайшие 12 лет у России как государства четыре цели: (1) устойчивое экономического и социальное развитие; (2) укрепление государственного, культурно-ценностного и экономического суверенитета; (3) увеличение численности населения; (4) повышение уровня жизни граждан. Кратко о каждой. Устойчивое развитие в Указе, безусловно, следует трактовать как «антихрупкое», неразрушаемое различными внешними обстоятельствами движение вперёд, качественное изменение страны к лучшему. ООНовская концепция «устойчивого развития» здесь не является теоретической и идеологической основой, хотя все её компоненты присутствуют в Указе, но не являются его императивом. А императивом является человек, гражданин России. И именно об этом — четвёртая цель — повышение уровня жизни. Отдельно впервые назван суверенитет (государственный, культурно-ценностный и экономиче-

11. Указ Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 07.05.2018 № 204 в преамбуле говорится: «В целях осуществления прорывного научно-технологического и социально-экономического развития Российской Федерации, увеличения численности населения страны, повышения уровня жизни граждан, создания комфортных условий для их проживания, а также условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека.»;

2. Указ Президента РФ «О национальных целях развития на период до 2030 года», в преамбуле говорится: «В целях осуществления прорывного развития Российской Федерации, увеличения численности населения страны, повышения уровня жизни граждан, создания комфортных условий для их проживания, а также раскрытия таланта каждого человека.»

ский) как отдельная цель. И это — требование момента, та необходимая корректировка, предполагающая отказ от развития ради развития (концепт «прорыва»), для сохранения государства как ключевого действующего лица в мировой экономике, мировой культуре и мировой политике. Соотнося территорию, природное богатство и даже существующую инфраструктуру с наличным населением, нельзя не отметить, что существенный, кратный рост числа граждан России в перспективе XXI века может быть обеспечен ресурсами, местом для жизни и рабочими местами. Однако до сегодняшнего дня именно эта цель, формулируемая в государственных документах стратегического планирования, остаётся недостижимой. И это, как ни парадоксально, хорошо.

Поясню. Не секрет, что любые индикаторы, становящиеся целью для конкретных исполнителей и органов власти (равно как и коммерческих структур), становятся предметом для манипуляций и творческого переосмысления со стороны исполнителей. И в скором времени после того, как индикатор стал контролируемым результатом чьей-либо деятельности, его динамика достигает целевого значения и превышает его. Люди начинают работать «на показатель», а не на дело. Хороший пример — недавние ориентиры развития науки: число статей, доля молодых учёных, число научных мероприятий. Стоит ли говорить, что эти показатели были достигнуты, но качественного прорыва в соответствующих областях науки обеспечить не помогли. Скорее даже помешали. Кроме того, и методика оценки индикаторов тоже становиться управляемой и помогает номинально достичь результата в кратчайшие сроки.

Второе. В той же преамбуле указаны и условия достижения целей: традиционные духовно-нравственные ценности и семь принципов: (1) патриотизма, (2) приоритета человека, (3) социальной справедливости и равенства возможностей, (4) обеспечения безопасности государства и общественной безопасности, (5) открытости внешнему миру, (6) экономического развития (или — честной конкуренции, предпринимательства и частной инициативы?), (7) высокой эффективности и технологичности.

Те, кто реализует национальные, федеральные и региональные проекты в обозначенном периоде, обязательно должны сверяться с этими условиями. Причём со всеми одновременно. На сегодняшний день традиционные российские духовно-нравственные ценности включают в себя: жизнь, достоинство, права и свободы человека,

8

Dmitri А. Pletnev

Национальное целеполагание

патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России1. Вместе с тем любая из этих ценностей, возводимая в абсолют, может вступать в противоречие с другими ценностями, принципами и со здравым смыслом. Например, приоритет духовного над материальным. Как соотнести это с целью повышения уровня жизни, с предпринимательством, конкуренцией (пусть даже честной) — этими проявлениями сугубо материальной сферы? А как коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение сопрягаются с приоритетом человека и гуманизмом? Первое — о примате общества над человеком, второе — наоборот. Необходим многомерный баланс всех целей и условий, практически не выводимый из анализа отдельных положений Указа. Иными словами, преамбула отражает дух национального целеполагания, и отражает хорошо.

Третье. Когда же мы обратим внимание на возможности практической реализации Указа, субъектом чего выступают чиновники разного уровня, то с неизбежностью возникают следующие сомнения:

1. Не извратится ли дух Указа в конкретных национальных, федеральных и региональных проектах, иных нормативных актах? Не секрет, что чиновники страдают буквоедством и фрагментарным, узкопрофессиональным взглядом на вещи. По опыту «прошлых» проектов можно предположить, что да. Например, целевые показатели «прошлого» нацпроекта «Наука и университеты» — число статей, число молодых учёных, число конференций. Они ну никак не сопрягались с целью «прошлых» Указов 2018 и 2020 годов (см. выше), а были лишь удобными измерителями активности причастных к сфере высшего образования. Да и, пожалуй, остаются.

2. Повторяемые в Указе и связанных с ним документах идеи [социальной] справедливости, нравственных идеалов, коллективизма и преем-

1Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей : утв. Указом Президента РФ от 09.11.2022 № 809 // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». URL: https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_430906/ c595db4951fa2b3967c0a1bcc5e5bbf7332e9c38/

ственности поколений — как их соотнести с фактическим существованием в России класса собственников, своей судьбой и историей успеха опровергающих эти самые идеи. Весь промышленный комплекс страны — наследие СССР, достояние всего народа, населявшего тогда страну, в одночасье стал частной собственностью, превратился в частный либо государственный капитал. Получающий миллиардную прибыль Сбер — соответствует ли он ценностям коллективизма и справедливости, кредитуя малый бизнес, который работает на грани рентабельности, под 30 %? Про «забытые» в 1990-е вклады умолчим. Не повиснет ли это противоречие Указов и настоящей экономической реальности тяжёлыми гирями на всех национальных проектах, ориентированных на экономическое и социальное развитие, государственный, культурно-ценностный и экономический суверенитет?

3. С лёгкой руки А. Р. Белоусова фраза-формула «ошибаться можно, врать нельзя» становится лейтмотивом работы некоторых наших чиновников. Применительно к авторам прошлых проектов в сфере образования и науки (внедрение элементов Болонской системы, переход на бакалавриат, реформа системы аттестации научных кадров и в целом «оптимизация» системы вузов), по всей видимости, эта формула сегодня тоже актуальна. И наши традиционные духовно-нравственные ценности подсказывают — следует простить ошибки. И я, пожалуй, готов. Вот только среди этих ценностей — не только прощение, но и покаяние, как стартовая точка движения вперёд. И как только эти ошибки будут названы, и те люди, которые принимали и продвигали соответствующие решения, признают, что ошибались и попросят за это прощения у профессионального сообщества, я уверен — сила, поддерживающая новые изменения, возрастёт кратно. Ведь сколько человеко-часов потрачено на адаптацию своей деятельности к требованиям прошлых проектов, сколько профессионалов неотвратимо ушли из сферы образования и сферы управления образованием, не приняв изменений, сегодня признанных ошибочными. Признание ошибок со стороны чиновников может стать отличным фундаментом для совместной созидательной работы, в основе которой взаимное доверие и уважение. И тогда национальные цели развития, непременно, будут достигнуты.

Все высказанные здесь быстрые мысли, главным образом, — обратная связь для тех, кто формирует и принимает решения в сфере управления

National goal-setting

9

национальными проектами. И если она найдёт адресата и будет учтена в будущем -это станет лучшем свидетельством изменений самой си-

стемы проектного управления на национальном уровне к лучшему, к укреплению её жизнеспособности.

Информация об авторе

Д. А. Плетнёв — кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики отраслей и рынков Института экономики отраслей, бизнеса и администрирования.

Information about the author

Dmitri A. Pletnev — Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economics of the Institute of Economics of Industry, Business and Administration.

Статья поступила в редакцию 10.06.2024; одобрена после рецензирования 20.06.2024; принята к публикации 17.06.2024.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

The article was submitted 10.06.2024; approved after reviewing 20.06.2024; accepted for publication 17.06.2024.

The author declares no conflicts of interests.

10

Dmitri A. Pletnev

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.