6. Chepik, V.D. and Chernichkina, Yu.M. (2014), "Subject-developing environment in the formation of readiness of preschool children to sports", Sports Science Bulletin, No. 4, pp. 33-38.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 06.06.2016
УДК 796.011
ТЕОРЕТИКО-ПРИКЛАДНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗРАБОТКИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ НА ОСНОВЕ ИХ ПРЕДМЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИВАЮЩЕЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ СРЕДЕ
Юрий Константинович Чернышенко, доктор педагогических наук, профессор, Вероника Евгеньевна Кузнецова, преподаватель, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма (ФГБОУВО КГУФКСТ), г. Краснодар
Аннотация
В статье представлены данные многолетней аналитической работы по определению фундаментальных предпосылок являющихся теоретическими и прикладными основаниями разработки дидактической модели процесса формирования личностной физической культуры детей среднего дошкольного возраста на основе организованной предметной деятельности в развивающей физ-культурно-спортивной среде.
Ключевые слова: дошкольные образовательные организации, дети среднего дошкольного возраста, развивающая физкультурно-спортивная среда, личностная физическая культура, предметная деятельность.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.06.136.p186-190
THEORETICAL AND APPLIED BACKGROUNDS OF EXPERIMENTAL MODEL OF 4-5 YEARS OLD CHILDREN'S PERSONAL PHYSICAL EDUCATION DEVELOPMENT ON THE BASIS OF THEIR SUBSTANTIVE WORK IN THE DEVELOPING PHYSICAL TRAINING AND SPORTS ENVIRONMENT
Yuri Konstantinovich Chernyshenko, the doctor of pedagogical sciences, professor, Veronika Eugenievna Kuznetsova, the teacher, Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Krasnodar
Annotation
The article presents data of many years analytical work on determination of fundamental prerequisites which are theoretical and applied bases of development of didactic model formation for medium preschool children's personal physical education on the basis of organized subject activities in the developing physical training and sports environment.
Keywords: pre-school organizations, middle school age children, developing physical training and sports environment, personal physical education, subject activities.
Разработка экспериментальной модели является сложным полифункциональным процессом, базирующимся на комплексе методологических, теоретических, программно-нормативных и ряда практико-ориентированных предпосылок, во многом обеспечивающих ее итоговую результативность [2, 6, 15]. В самом общем плане их можно дифференцировать по двум основным группам: базовые и прикладные [5, 16, 14]. К базовым предпосылкам относятся:
1. Построение учебно-воспитательного процесса в дошкольных общеобразовательных организациях (ДОО) в совокупности идеологических, тактических, содержательных, технологических и нормативно-контрольных компонентов на основе утверждения в качестве главной проективной установки комплексных педагогических воздействий всестороннее формирование личности детей среднего дошкольного возраста сред-
ствами физкультурно-спортивной деятельности и их физической культуры как важнейшего его личностного феномена.
2. Содержание Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [7, 12], являющегося нормативным документом, содержащим конкретизированные требования по разработке, реализации и коррекции основных образовательных программ, а также условиям их внедрения в учебно-воспитательный процесс и обобщенные нормативы освоения детьми программного материала.
Важными позициями, сформулированными в Госстандарте, являются требования к развивающей предметно-пространственной среде, по своей сути являющиеся принципиальными установками ее организации, в том числе: насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность и безопасность.
3. Основные образовательные программы в ДОО, определяющие организацию и содержание обучения и воспитания дошкольников. Основными задачами любой основной образовательной программы являются:
- создание условий для системного развития личности на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками в окружающем его социуме;
- организация в ДОО развивающей предметной среды как важнейшего условия социализации дошкольников и индивидуализации процессов его личностного становления.
4. Общепедагогические принципы обучения, воспитания и образования, адаптированные применительно к половозрастным особенностям детей среднего дошкольного возраста, в том числе [11, 13]:
- принцип целенаправленности педагогического процесса на системное формирование и развитие социально активной личности ребенка, обладающей в этом контексте также и индивидуально приемлемым уровнем физической культуры;
- принцип гуманистической направленности, определяющий необходимость гармонизации общественных и индивидуальных целей учебно-воспитательного процесса в ДОО, учета особенностей и возможностей каждого отдельного воспитанника;
- принцип сознательности и активности, обусловливающий необходимость организации системной и систематической работы по формированию у детей значимых для них мотивов в личностном развитии средствами физкультурно-спортивной деятельности в предметной развивающей среде;
- принцип наглядности, обеспечивающий результативность организованных педагогических воздействий в связи с преобладанием у детей среднего дошкольного возраста наглядно-действенного и наглядно-образного видов мыслительных операций;
- принцип прямого взаимодействия педагогов ДОО и семьи воспитанников, являющегося основой используемых непрерывных, последовательных, и индивидуализированных педагогических подходов к формированию личности ребенка, а также его физической культуры в предметной физкультурно-спортивной развивающей среде;
- принцип доступности и индивидуализации.
Основные специфические принципы физического воспитания, адаптированные применительно к половозрастным особенностям детей среднего дошкольного возраста, к основным из которых относятся:
- принцип непрерывности процесса формирования личностной физической культуры, отражающий необходимость кооперации и координации учебно-воспитательных мероприятий в части их содержательно-технологических подходов к обучению, воспитанию и физкультурно-спортивному образованию дошкольников в ДОО и семейных условиях;
- принцип постепенности, реализуемый в аспекте следующих подходов:
а) прогрессирующего, в рамках индивидуальных возможностей ребенка, увеличения образовательных и физических нагрузок, включая их параметры, необходимые для
деятельности дошкольников в зоне ближайшего развития;
б) усложнения выполняемых детьми заданий, направленных на развитие их физического, двигательного, психического и эмоционально-волевого потенциала;
- принцип цикличности, сутью которого является требование определенного построения учебно-воспитательного процесса, характеризующегося оптимальным порядком повторения содержания занятий, способствующего освоению, закреплению и повторению детьми физкультурно-спортивных знаний, умений и навыков.
5. Фундаментальные положения теорий:
- психического развития детей дошкольного возраста в части [1, 4, 8]:
а) решающего значения для психического развития и становления личности ребенка специально организованной внешней развивающей среды и его осознанной предметной деятельности под руководством и в процессе общения с педагогами ДОО, членами семьи и сверстниками;
б) зависимости скорости социализации дошкольников от уровня созревания внутренних противоречий, возникновение которых обусловлено различными аспектами управляемой и самостоятельной предметной деятельности, в нашем случае, в развивающей физкультурно-спортивной среде;
- физической культуры, физического и физкультурно-спортивного воспитания в контексте [3, 9, 10]:
а) структуры феномена личностной физической культуры детей дошкольного возраста, интегрирующей в них социальное и биологическое в рамках трех базовых компонентов: интеллектуального, социально-психологического (мотивационно-потребностного) и собственно-биологического;
б) обусловленности архитектоники, организационно-содержательных, технологических и контрольно-учетных компонентов процесса физкультурного воспитания детей среднего дошкольного возраста особенностями структурного построения личностной физической культуры человека;
- актологического понимания сущности процесса физического воспитания, заключающегося в декларации принципа равных возможностей и эффективности всех видов воспитания ребенка, включая физическое в связи с формированием его личности и социализации на дошкольном этапе онтогенеза.
К прикладным предпосылкам относятся:
1. Установленные в ходе многолетних исследований особенности динамики параметров уровня развития общей личностной физической культуры, ее компонентов, а также входящих в них показателей, к основным из которых относятся средние и ниже средних значения показателей физкультурной подготовленности, системное повышение уровня сформированности психических процессов и выраженное у детей 4-5 лет чувство незащищенности.
2. Обоснованная в исследованиях целесообразность разработки многоуровневой методики оценки основных показателей личностной физической культуры детей среднего дошкольного возраста, существенно дифференцирующей и индивидуализирующей систему педагогического контроля физкультурной подготовленности воспитанников ДОО.
3. Существующие в дошкольных общеобразовательных организациях традиции организации и содержания процесса физкультурного воспитания детей среднего дошкольного возраста и организации оздоровительной и спортивно-массовой работы, в том числе:
- спортивно-ориентированный характер процесса физического воспитания дошкольников;
- существенное расширение состава используемых средств физкультурно-спортивного воспитания на основе малораспространенных в ДОО видов и форм двига-
тельной активности;
- системная организация учебно-воспитательных мероприятий с интеллектуальной и творческой направленностью, базирующейся на физкультурно-спортивной тематике;
- особенности организации самостоятельной физической активности дошкольников;
- основы осуществления взаимодействия с родителями воспитанников по вопросам их физкультурного воспитания в ДОО и семейных условиях.
4. Методический потенциал специалистов, работающих с детьми, в том числе опыт, накопленный педагогами ДОО в ходе методической работы в рамках экспериментальной работы по проблемам физкультурного воспитания детей дошкольного возраста.
Вышеизложенные общие и прикладные предпосылки являлись теоретико-прикладными основаниями разработки экспериментальной дидактической модели процесса формирования личностной физической культуры детей среднего дошкольного возраста на основе их предметной деятельности в развивающей физкультурно-спортивной среде в дошкольных общеобразовательных организациях.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ананьев, Б.Г. Генетические и структурные взаимосвязи развития личности / Б.Г. Ананьев // Хрестоматия по возрастной психологии : учеб. пособие для студентов / сост. Л.М. Семенюк ; под ред. Д.И. Фельдштейна ; Международная педагогическая академия. - М., 1994. - С. 77-84.
2. Баландин, В.А. Научно-технологические основы обновления процесса физического воспитания в начальной школе : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Баландин В.А. - Краснодар, 2001.
- 95 с.
3. Бальсевич, В.К. Перспективы развития общей теории и технологии спортивной подготовки и физического воспитания (методологический аспект) / В.К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. - 1999. - № 4. - С. 21-26, 39-40.
4. Выготский, Л.С. Собрание сочинений. Т. 1 : Вопросы теории и истории психологии / Л.С. Выготский ; под ред. А. М. Матюшкина. - М. : Педагогика, 1983. - 368 с.
5. Дворкина, Н. И. Формирование личностной физической культуры и ее целевая направленность / Н.И. Дворкина, С.М. Ахметов // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2012.
- № 4. - С. 8-9.
6. Демидова, Е.В. Педагогическая система направленного становления личности детей 310 лет средствами физической культуры в условиях прогимназии : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / Демидова Е.В. - Краснодар, 2004. - 48 с.
7. Зайцева, М.А. Структура и основное содержание методики формирования личностной физической культуры воспитанников ДОУ 5-6 лет с преимущественным использованием средств хип-хоп-аэробики / М.А. Зайцева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. -№ 10 (116). - С. 63-68.
8. Костюк, Г.С. Принципы развития в психологии / Г. С. Костюк // Хрестоматия по возрастной психологии : учеб. пособие для студентов / сост. Л.М. Семенюк ; под ред. Д.И. Фель-дштейна ; Международная педагогическая академия. - М., 1994. - С. 19-22.
9. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет : учебник для высш. спец. физкульт. учеб. заведений / Л.П. Матвеев. - 3-е изд. - СПб. : Лань, 2003. - 160 с.
10. Наталов, Г. Г. Примерная интеграция теоретических основ физической культуры, спорта и физического воспитания (логика, история, методология) : диссертация в виде научного доклада ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / Наталов Г.Г. - Краснодар, 1998. - 105 с.
11. Неверкович, С. Д. Педагогика физической культуры и спорта / С. Д. Неверкович. - М. : Физическая культура и спорт, 2010. - 336 с.
12. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" [Электронный ресурс] // URL : https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html. - Дата обращения 01.01.2016.
13. Чермит, К. Д. Теория и методика физической культуры. Опорные схемы : учеб. пособие / К.Д. Чермит. - М. : Советский спорт, 2005. - 270 с.
14. Чернышенко, Ю.К. Мотивация воспитанников дошкольных образовательных учреждений 6-7 лет к физкультурно-спортивной деятельности / Ю.К. Чернышенко, Е.В. Ползикова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 10 (116). - С. 145-150.
15. Чернышенко, Ю.К. Научно-педагогические основания инновационных направлений в системе физического воспитания детей дошкольного возраста : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / Чернышенко Ю.К. - Краснодар, 1998. - 537 с.
16. Чернышенко, Ю. К. Программно-нормативные основы формирования личности детей дошкольного возраста средствами физического воспитания / Ю. К. Чернышенко, В. А. Баландин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2009. - № 4. - С. 10-13.
REFERENCES
1. Ananyev, B.G. (1994), "Genetic and structural correlation of personality development", Readings in psychology: Textbook for students, Comp. L.M. Semenyuk. Ed. D.I. Feldshtein, International Pedagogical Academy, Moscow, pp. 77-84.
2. Balandin, V.A. (2001), Scientific and technological bases of the physical education update process in elementary school, dissertation, Krasnodar.
3. Balsevich, V.K (1999), "Development prospects of general theory and technology of sports training and physical education (methodological aspect)", Theory and Practice of Physical Culture, No. 4, pp. 21-26, 39-40.
4. Vygotsky, L.S. (1983), Questions of theory and history of psychology: collected works, Vol. 1, Pedagogy, Moscow.
5. Dvorkina, N.I. and Akhmetov, S.M. (2012), Formation of personal physical education and its goal orientation, Physical Education, Sport - Science and Practice, No. 4, pp. 8-9.
6. Demidova, E.V. (2004), Pedagogical system of personality directed formation among 3-10 years old children by the means of physical training at gymnasia, dissertation, Krasnodar.
7. Zaytseva, М. А. (2014), "The structure and the main content of forming method of personal physical culture among 5-6 years PEI pupils using mainly means of hip-hop aerobics", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 116, No. 10, pp. 63-68.
8. Kostyuk, G.S. (1994), "Principles of psychology", Readings in psychology: Guide for students, Comp. L.M. Semenyuk. Ed. D.I. Feldshtein, International Pedagogical Academy, Moscow, pp. 1922.
9. Matveev, L.P. (2003), Theory and methods of physical culture. Introduction to the subject: textbook, Lan, St. Petersburg.
10. Natalov, G.G. (1998), Approximate integration of the theoretical foundations ofphysical culture, sport and physical education (logic, history, methodology), dissertation, Krasnodar.
11. Neverkovich, S.D. (2010), Pedagogy of physical culture and sports, Physical culture and sport, Moscow.
12. The order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation (Ministry of Education and Science of the Russian Federation) of October 17, 2013 N 1155 Moscow "About the approval of the federal state educational standard of preschool education", available at: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.
13. Chermit, K.D. (2005), Theory and methods of physical culture. The support scheme: textbook, Soviet sport, Moscow.
14. Chernyshenko, Yu.K and Polzikova, E.V. (2014), "Motivation to sport activities of pupils from preschool educational institutions of 6-7 years", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 116, No. 10, pp. 145-150.
15. Chernyshenko, Yu.K (1998), Scientific and pedagogical bases of innovative directions in the system of physical training for preschool age children, dissertation, Krasnodar.
16. Chernyshenko, Yu.K and Balandin, V.A. (2009), "Program and regulatory foundations of preschool age children's identity formation by the means of physical education", Physical culture: education, training, No. 4, pp. 10-13.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 02.06.2016